Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения




Скачать 67.74 Kb.
НазваниеИспользование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения
Дата17.11.2012
Размер67.74 Kb.
ТипУрок
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРОФИЛЬНОГО УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ

Макурина Н.В., учитель химии МОУ СОШ № 103

В жизни человека постоянно приходиться предвидеть события, прогнозировать их и в соответствии с этим осуществлять выбор того или иного пути, корректировать свою деятельность. В психологии установлено, что человек ищет и находит решение задач на основе непрерывного предвидения искомого, т.е. некоторого предвидения получаемого результата в процессе анализа, синтеза, обобщения. Соответствующий прием мыслительной деятельности называется прогнозированием [2,с.27].

Прогнозирование хода событий и на основе этого регулирование последующей мыслительной деятельности является одной из основных функций психики. Способность к предвидению событий приобретается с опытом. Известно, например, что начинающий шахматист переставляет фигуры, не предусматривая, какой он сделает следующий ход, тогда как опытный шахматист предвидит игру на много шагов вперед. Отсюда ясно, что подготавливая школьников к жизни, к труду, необходимо развивать у них способность предвосхищать, предвидеть события.

В психологии установлено, что многим людям значительно легче объяснять то или иное событие, явление, чем предсказать его. Очевидно, что, тренируя обучающихся в применении приема прогнозирования, мы способствуем развитию у них способности предвидения. Такую тренировку можно осуществлять на уроках химии постоянно: при проведении демонстрационных экспериментов, лабораторных опытов, при опросе обучающихся.

Выделяют виды учебного прогнозирования: применяемые в сходных и новых, нестандартных ситуациях. Прием прогнозирования широко используется в ходе демонстрации химического эксперимента, поисковых заданий лабораторных опытов, обсуждении познавательных заданий.

Перед началом опытов на уроках химии можно поставить следующие вопросы: что получится, если слить подготовленные растворы таких-то веществ, подогреть пробирку с реагентами, опустить в неё такой-то катализатор? По каким признакам можно проследить за ходом реакции? Как можно проверить высказанные предположения? И пусть ребята «пофантазируют» 1-2 минуты. Эти минуты окупаются последующим их особым вниманием к опыту и к его результату, обостренным интересом, оживлением, когда результаты опыта совпадут с прогнозом обучающихся. На уроках нетрудно заметить резкие различия в их поведении, внимании, интересе к занятию и в наблюдательности в следующих двух, казалось бы, почти сходных ситуациях, когда: 1) перед проводимым экспериментом учитель заранее сообщает ход реакции, указывая, за какими её особенностями и явлениями надо наблюдать; 2) обучающимся предлагают провести «мыслительный» эксперимент, прогнозировать результаты опыта, высказывать свои предположения, а затем, наблюдая опыт, проверить их. Во втором случае они проявляют повышенный интерес к эксперименту, так как каждому из них любопытно проверить правильность собственных предположений или прогнозы своих товарищей. В случае если перед демонстрационным опытом высказываются различные предположения, то интерес возрастает еще более за счет включения соревновательного эффекта[2, с.28].

Во втором случае обучающиеся проявляют большее внимание , повышенный интерес к эксперименту, так как каждому из них любопытно проверить правильность собственных предположений или прогнозы своих товарищей. А если случается, что перед демонстрационным опытом высказываются различные предположения, то интерес возрастает еще более за счет включения соревновательного эффекта. Все эти соображения полностью согласуются со следующей психолого-дидактической закономерностью: интерес к деятельности обостряется и в связи с этим усиливается внимание к ней, если выполняется хотя бы одно из следующих условий: а) имеет место активные умственные усилия; б) углубляется понимание соответствующего материала; в) возрастает уверенность г) возникают новые идеи, открытия [3,с.15].

На уроках при изучении темы «Реакции ионного обмена» задаем обучающимся вопрос: что произойдет, если слить растворы серной кислоты и хлорида бария? Ребята, используя таблицу растворимости, предполагают образование осадка сульфата бария белого цвета и тут же на опыте проверяют свое предположение.

Аналогично перед проведением других опытов учащиеся отвечают на вопросы: как изменится цвет индикатора при нейтрализации серной кислоты гидроксидом натрия? Что произойдет, если слить растворы карбоната натрия и соляной кислоты? Какие характерные признаки реакции можно будет наблюдать при приливании раствора сульфата цинка к щелочи?

Прием прогнозирования может быть применен почти на каждом уроке химии при изучении нового материала, при закреплении и повторении , в ходе решения экспериментальных задач. Покажем это на конкретных примерах.

Для обучающихся задаем вопрос «Как будет изменяться яркость лампы прибора , электроды которого погружены в раствор гидроксида бария, если в банку с этим раствором прибавлять по каплям раствор серной кислоты?»

Представляя ход соответствующей реакции, обучающиеся прогнозируют и объясняют, что лампа сначала будет светиться ярко, затем все более тускло, и, наконец, погаснет в тот момент, когда все ионы Ba2+ и ОН- будут связаны. При дальнейшем добавлении кислоты яркость лампы опять начнет возрастать , так как в растворе начнут появляться ионы Н+ и SO4 2- . Эти предположения обучающихся тут же проверяются и подтверждаются демонстрационным экспериментом.

Анализ программы по курсу органической химии позволяет выделить темы, для изучения которых необходимо специально готовить учащихся. Для овладения прогнозирования свойств органических веществ необходимо знакомить ребят с технологией выполнения заданий, связанных с прогнозированием. Это будет в свою очередь способствовать формированию у обучающихся поискового стиля мышления. Изучение многих органических веществ, предполагает наличие у обучающихся большого запаса знаний о взаимосвязи между составом, строением и свойствами веществ. В психологии установлено, что процесс получения желаемого результата основан на некотором предвидении этого результата в процессе анализа, синтеза, обобщения.

Рассмотрим на конкретных примерах применение приема прогнозирования в курсе химии профильного уровня обучения.

Изучаемое в курсе органической химии правило Марковникова относится к реакциям присоединения полярных молекул типа НХ к алкенам несимметричного строения. Используя это правило, можно предположить, какой продукт преимущественно образуется при гидратации или гидрогалогенировании того или иного непредельного углеводорода [5, с.20]

Наличие двойной связи в молекуле этиленового углеводорода приводит к значительному изменению химических свойств алкенов по сравнению с алканами. Обучающиеся предполагают, ч то в молекуле пропена

CH3 − CH= CH2 метильная группа обладает положительным индуктивным эффектом (+I- эффектом) и смещение электронной плотности вызывает поляризацию π-связи. Присоединение протекает по правилу Марковникова [1,с.87].

HCl ↔H+ + Cl- Н+ Сl-

CH3 – Cδ+ H = Cδ- H2 → [CH3 →C+H ← CH3] → CH3 CHClCH3


Для обучающихся профильных классов интересным является вопрос о случаях якобы не соблюдения правила Марковникова:

  • если заместитель в непредельном соединении электроакцепторный (притягивает электронную плотность - Сl, - F, NO2-CООН и др.)

При рассмотрении реакции: СF3− CH = CH2 + НCl → СF3− CH2− CH2 −Cl

Ребята высказывают различные предположения о ходе реакции , так как она является для них не знакомой. Анализируя устойчивость промежуточных продуктов реакции, перед обучающимися можно поставить следующие вопросы: каков механизм электрофильного присоединения? Какая частица называется карбокатионом? Сколько карбокатионов получится в данной реакции, и какой из них более устойчив? Эта реакция протекает через образование карбокатионов. Присоединение протонов может привести к образованию двух карбокатионов – первичного и вторичного:

+ +

СF3−CH2 –CH2 СF3−CH –CH3

первичный вторичный


В первичном карбокатионе положительные заряды на атомах углерода разделены метиленовой группой:

F

↑δ+ +

F←С−СН2 –СН2



F Такой карбокатион значительно более устойчив, именно он и образуется в ходе реакции. Представляя ход соответствующей реакции, ребята прогнозируют и объясняют случаи нарушения правила Марковникова. Делают вывод о том , что формулировка правила Марковникова может быть и такой: атом водорода присоединяется к двойной связи таким образом, чтобы получился наиболее устойчивый карбокатион [5,с.21].

При изучении темы «Глюкоза» в 10 классе ставим сначала первую задачу: установить строение молекулы глюкозы, доказав экспериментально наличие в ней соответствующих функциональных групп.

В процессе беседы выдвигаются предположения, что глюкоза – многоатомный спирт и в то же время альдегид. Подтверждая высказанные предположения, обучающиеся отмечают, что многоатомные спирты со свежеосажденным гидроксидом меди (II) дают ярко-синий прозрачный раствор. Лабораторный опыт проводят для доказательства правильности вывода.

Чтобы подтвердить принадлежность глюкозы к альдегидам, проводим другой опыт: нагреваем смесь глюкозы с гидроксидом меди (II), образуется ярко-оранжевый осадок оксида меди (I) или «серебряное зеркало» при нагревании раствора глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра

После проведения опытов обучающиеся подчеркивают двойственные функции глюкозы как альдегидоспирта, перечисляют возможные свойства ее, которые затем подтверждают демонстрационными опытами.

Таким образом, прием прогнозирования способствует формированию интереса к предмету, развитию интеллектуальных возможностей и познавательной активности обучающихся.


Список использованной литературы

1.Габриелян О.С.Органическая химия. Учебник для 10 класса – М.: Просвещение, 2008. – 368с.

2.Груденов Я.И., Косолапова Л.А. Прием прогнозирования на уроках химии // Химия в школе , 1988 – №3 . – с.27-28

3.ГруденовЯ.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987

4.Дерябина Н.Е. Органическая химия. Часть 1.(учебник-тетрадь) М.:2003. – 92с.

5.Самойлов И.В., Медведев Ю.Н. К изучению ПРАВИЛА МАРКОВНИКОВА // Химия в школе,2011 –№ 1. – с.18 - 24

Похожие:

Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconПрограмма курса повышения квалификации учителей математики
...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconТема: Использование икт на уроках химии
Богатейшие возможности для привлечения интереса детей к процессу обучения предоставляют нам современные информационно- коммуникационные...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconТематика творческих работ слушателей криппо по: химии формирование здорового образа жизни на уроках химии и во внеурочное время. Экологическое воспитание и образование на уроках химии.
Содержание, формы и методы работы методических объединений учителей химии (городских, районных, школьных) (реферат)
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconРабочая программа ориентирована на использование
Н. Н. Гара), а также программы курса химии для профильного и углубленного изучения химии в 10-11 классах общеобразовательных учреждений...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconЭлективный курс профильного обучения. Химия/ Авторы составители
Методическое пособие предназначено в помощь учителям химии для проведения элективных курсов профильного обучения на старшей ступени...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения icon"Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка"
Ию и обеспечивает активность учащихся на уроке, а также дает возможность для индивидуализации и дифференциации обучения. Использование...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconДидактические игры на уроках химии
Предисловие. Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconМетодика обучения решению задач на вычисление массы компонентов в смеси
Формирование умений решать задачи является одним из компонентов обучения химии. Для успешного преподавания химии необходимо использование...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconПоложение о проведении в 2011 году конкурсов профессионального мастерства мастеров производственного обучения
Конкурсы проводятся в целях определения уровня профессиональных знаний, умений и навыков мастеров производственного обучения, уровня...
Использование приема прогнозирования на уроках химии профильного уровня обучения iconРешение расчетных задач по химии в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся пояснительная записка
«решение расчетных задач по химии в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница