Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь»




Скачать 162.37 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь»
Дата06.09.2012
Размер162.37 Kb.
ТипОбразовательная программа
Муниципальное учреждение дополнительного образования

детей «Дом творчества детей и юношества » Урмарского района

Чувашской Республики


Программа рассмотрена и Утверждено

принята на заседании Директор МУДОД

педагогического совета «Дом творчества детей и

юношества»

протокол № Николаева Л.И.

от « »___________2009г. Приказ №


Рабочая образовательная программа

дополнительного образования

кружка «Юный исследователь»


Разработала:

педагог дополнительного

образования Табакова Т.Р.

Возраст детей: 12-16 лет

Срок реализации: 2 года


Урмары – 2009

Пояснительная записка.


Программа кружка предназначена для учащихся 6 класса. Содержание занятий расширяет и углубляет знания школьников по ботанике и содержит информацию об особенностях растений и их жизненных проявлениях. На теоретическую часть занятий отведено значительно меньше времени, чем на практику, так как главная задача кружка – научить ребят проводить исследования, наблюдения, выполнять лабораторные работы, оформлять результаты практических работ. Учащийся, участвующий в выполнении практических работ, имеет возможность реализовать свои способности.

Социальная направленность кружка отражается в умении учащихся строить свои отношения к группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Организация лабораторно-исследовательской работы учащихся повышает их интерес к биологии, помогает определиться с выбором будущей профессии. У учащихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленных соответствующей теоретической базой.

Программа кружка предусматривает 68 часов теоретических и лабораторно-практических занятий. Содержание кружка составлено учитывая возрастные особенности ребят.

Возрастные особенности младших подростков.

В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности. У него формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения. Развивается способность к абстрактному мышлению. Для подросткового возраста характерно интенсивное развитие произвольной памяти, возрастание умения логически обрабатывать материал для запоминания. Внимание становится более организованным, все больше выступает его преднамеренный характер. Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение.

Цель кружка:

В результате разнообразных теоретических и практических работ углубить и расширить знания учащихся, их профориентации, прививать исследовательские умения и навыки.


Задачи кружка:

  1. Формирование основных знаний о жизнедеятельности растений.

  2. Формирование навыков исследовательской деятельности, умения самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, справочной, научной и научно-популярной литературой.

  3. Развитие логического мышления школьников.

  4. Развитие творческих способностей.

  5. Привитие бережного отношения к природе на конкретных биологических объектах.

  6. Формирование активной жизненной позиции школьников.


Прогнозируемые педагогические результаты:

  1. Систематизация знаний учащихся о жизнедеятельности растений.

  2. Развитие логического мышления.

  3. Раскрытие творческих способностей школьника путем вовлечения его в практическую деятельность.

  4. Развитие умения работать с необходимыми методическими рекомендациями, применять соответствующие термины и использовать полученную информацию при проведении практических и лабораторных работ.



Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • основные процессы жизнедеятельности растений;

  • основные методики проведения опытов с растениями.


Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно работать с научно-популярной литературой;

  • проводить эксперименты, наблюдения;

  • фиксировать и обрабатывать результаты опытов;

  • сравнивать, анализировать, делать выводы.


Материал для проведения занятий отобран по принципу:

научности и системности

единства теории и практики

наглядности и доступности


Виды деятельности:

Работа с научной и научно-популярной литературой, проведение бесед и дискуссий, экскурсий, ознакомление с методами научного исследования: наблюдением, экспериментом.


Формы контроля усвоения материала:

  • Отчеты по практическим работам;

  • Самостоятельные творческие работы;

  • Доклад по интересующей их проблеме или самостоятельную экспериментальную работу.



Содержание.


Вводное занятие.

Цели, задачи, формы работы кружка. Программа кружка и ее значение в подготовке к последующей теоретической и экспериментальной работе. Экскурсия по отделу биологии растений. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Правила поведения в лаборатории и внешкольном учреждении. Техника безопасности.


Технология исследовательской деятельности по биологии.

Организация и содержание учебно-исследовательской работы. Последовательность выполнения научно-исследовательской работы. Как вести записи наблюдений?

Правила оформления результатов исследования.


Разнообразие растений.

Низшие и высшие растения. Споровые и семенные растения.


Физиология растительной клетки. Строение растительной клетки.

Структура растительной клетки. Строение и функции клеточных структур. Проницаемость клетки для воды и солей.

Практическая работа.

Изучение движения цитоплазмы у элодеи, плазмолиз. Изучение ядра в растительных клетках, хлоропластов в клетках элодеи.

Анатомическое строение корня.

Значение корня. Строение корневой системы растения. Поступление воды и минеральных солей в растение.

Практическая работа.

Внутреннее строение корня. Наблюдения над корневым давлением. Явление гуттации.


Анатомическое строение стебля.

Значение, внешнее и внутреннее строение стебля.

Практическая работа.

Анатомическое строение стебля. Поднятие воды в растении по сосудам.


Анатомическое строение листа.

Значение листа. Внешнее и внутреннее строение листа.

Практическая работа.

Анатомическое строение листа. Строение и механизм открывания и закрывания устьиц.


Фотосинтез.

Клеточные структуры, связанные с фотосинтезом. Фотосинтез и его природа. Фотосинтез и урожай.

Практическая работа.

Получение спиртовой вытяжки хлорофилла. Разделение пигментов по методу Крауса. Образование крахмала в листьях растений на свету. Поглощение зеленым растением углекислого газа из воздуха. Выделение кислорода при ассимиляции углерода. Влияние температуры на фотосинтез.


Дыхание растений.

Дыхание и его значение для растений. Кислород и энергия. Клеточное дыхание.

Практическая работа.

Дыхание прорастающих семян. Определение интенсивности дыхания. Потеря сухого веса при дыхании семян, прорастающих в темноте. Выделение терла прорастающими семенами при дыхании.


Корневое питание растений.

Строение корневой системы растения. Поступление воды в растение. Передвижение воды по тканям. Транспирация, водообмен у разных экологических групп растений.

Практическая работа.

Изучение поглощения воды растением. Определение устьичных клеток на единицу площади листа. Наблюдение над корневым давлением.

Основные закономерности размножения, роста и развития растений.

Опыление. Оплодотворение. Рост и движение растений. Развитие растений. Физиологически активные вещества растений. Жизненный цикл развития различных форм растений.

Практическая работа.

Строение пыльцы, семязачатка растений. Верхушечный рост корня. Верхушечный рост стебля. Вставочный рост стебля злаков. Влияние температуры, света и почвенной влаги на рост растений. Фототропизм. Геотропизм.


Практические работы по подготовке к конференции.

Конференция кружковцев по экспериментальным работам.


Экскурсии. Массовые мероприятия.

Изучение весенних и осенних явлений в жизни растений. Участие в проведении школьных, районных биологических олимпиад, подготовка и участие на конференциях.


Тематическое планирование кружка «Юный исследователь»




Раздел программы

Тема

занятий



занятия

Теорет.

занятие

Лаборат.

работа

Введение (2 час.)


Технология исследо-вательской деятель-ности по биологии (3ч)


Разнообразие растений

(3 час.)


Строение раститель-ной клетки (4 час.)


Анатомическое строение корня (4ч.)


Анатомическое строение стебля (4ч.)


Анатомическое строение листа (4ч.)


Фотосинтез ( 7ч.)


Дыхание растений (4ч)


Корневое питание растений (6час.)


Основные законно-мерности размноже-ния, роста и развития растений (10час.)


Выполнение исследовательских работ (6 час.)


Конференция кружковцев по экспериментальным работам (2час.)


Экскурсии (4час.)


Массовые мероприятия.


Итоговые занятия.



Экскурсия по отделу биологии растений. Знакомство с оборудованием лабораторных работ. Техника безопасности.


Организация и содержание учебно-исследовательской работы.

Правила оформления результатов исследования.


Низшие и высшие растения.

Споровые и семенные растения.


Структура растительной клетки. Строение и функции клеточных структур

Проницаемость клетки для воды и солей.


Строение корневой системы растения. Поступление воды и минеральных солей в растение.


Внешнее и внутреннее строение стебля.


Значение листа. Внешнее и внутреннее строение листа.


Клеточные структуры, связанные с фотосинтезом. Фотосинтез и его природа. Фотосинтез и урожай.


Дыхание и его значение для растений. Кислород и энергия. Клеточное дыхание.


Поступление воды в растение. Передвижение воды по тканям. Транспирация, водообмен у разных экологических групп растений


Опыление. Способы опыления. Оплодотворение. Рост и движение растений. Развитие растений. Физиологически активные вещества растений. Жизненный цикл развития различных форм растений.


Индивидуальные практические работы.


Защита исследовательских работ.


Изучение весенних и осенних явлений в жизни растений.


Участие в проведении школьных, районных биологических олимпиад, предметных недель.


1

2


3-5


6-8


9-12


13-16


17-20


21-24


25-31


32- 35


36- 41


42-51


52- 57


58-59


60-64


65-67


68



1


2


1


1


1


1


1


2


1


2


4


2


1



1


1


2


3


3


3


3


5


3


4


6


4


2


3


2



Литература для учителя.


  1. Блукет Н.А. Ботаника с основами физиологии растений и микробиологии. М., 1975.

  2. Гальперин С.И. Физиология человека и животных. М., Высшая школа, 1977.

  3. Генкель П.А. Физиология растений. М., Просвещений, 1975.

  4. Грин Н. и др. Биология в 3 томах. М., Мир. 1990.

  5. Леонтьва Н.Н. Анатомия и физиология детского организма. М., Просвещение, 1978.

  6. Петерман М. Интересна ли ботаника? М., Мир, 1980.

  7. Практическое руководство по физиологии растений.

  8. Хрипкова А.Г. Физиология человека. М., Просвещение, 1980.

  9. Якушкина н.И. Физиология растений. М., Просвещение, 1980.



Литература для учащихся.


  1. Васильева Е.М. Эксперимент по физиологии растений в средней школе. М., Просвещение, 1978.

  2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиены человека. М., Просвещение, 1989.

  3. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье. М., Вентана –Граф, 2000.

  4. Хрипкова А.Г. Физиология человека. М., Просвещение, 1982.



ЦОРы:

Электронные учебники.

  1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы.

2) Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

3) Ботаника.

4) Растительный мир.


Электронные образовательные ресурсы

1С Образование


Биологическая олимпиада.


1 тур.

1. Какова роль растений в жизни человека? (5 баллов)

2. Какие лекарственные растения нашей местности вы знаете?

Какие болезни они лечат? (3 балла)

3. Чем деревья отличаются от кустарников, а кустарники от трав? (3 балла)

4. Чем микроскоп отличается от лупы? (3 балла)

5. Водоросль спирогира и кувшинка растут в одном водоёме.

Можно ли их отнести к одной группе растений? Почему? (7 баллов)

6. Почему цветочные горшки не рекомендуется красить

масляной краской? (7 баллов)

7. Для чего земляника такая яркая и сочная? Думаешь, чтобы

нам было приятно её есть? Вовсе нет. Земляника появилась,

когда людей ещё не было. Так для чего же она такая? (7 баллов)

8. Перечислите свойства, которыми должно на ваш взгляд,

обладать дерево, пригодное для озеленения города. (7 баллов)

9. Эколог Ли Талбат сказал: «Мы не унаследовали Землю

от своих родителей. Мы взяли её взаймы у своих детей»

Что означают эти слова? Согласны ли вы с ними? (6 баллов)

10.Занимательное задание «Кузовок»:

По тропинке во весь дух мчится из лесу Петух.

Он кричит: «Ку-ка-ре-ку! Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов свой и бегу скорей домой!»

Из-под ёлки фыркнул Ёж: «Все грибы ты растрясёшь!»

Ёжик прав: у грибника в кузовке одна труха:

Ка – ро – мас – ле – сы – еж – вик,

Нок – под – ос – вол – ры – ка – жик,

Ка – сич – ли – под – ре – бе – зо,

Нуш – ик – ин – пе – нок – ов – о.

Изучите эти строчки! Склейте правильно кусочки! (2 балла)


Всего: 50 баллов.

Тур 2.

  1. Тест (выбери верные ответы):

1. Воздух, имеющий большое значение в жизни растений – это…

А) абиотический фактор Б) биотический фактор В) антропогенный фактор

2. Однолетним растением является

А) морковь Б) горох В) капуста

3. К вегетативным органам растений относится

А) цветок Б) плод В) побег

4. Клеточный сок находится

А) в цитоплазме Б) в ядре В) в вакуолях

5.Видоизменением корня не является

А) клубень у картофеля Б) корнеплод у моркови В) корневые шишки у георгина

(5 баллов)


2. Напиши термины, исходя из объяснений:

1. Наука о растениях – это…

2. Верхний плодородный слой земли, на котором растут растения – это…

3.Жизненная форма растений с одним одревесневшим стеблем – это..

4. Часть микроскопа, поднимающая столик – это…

5. Зона корня с корневыми волосками – это…

(5 баллов)


3.Сравни молодую растительную клетку со старой. (5 баллов)


4.Представь, что ты выращиваешь помидоры и картофель.

Составь список мероприятий, которые повысят их урожайность.

(7 баллов)


5. У некоторых растений в ненастную погоду закрываются цветки.

Как ты думаешь, что это даёт растению? (3 балла)


Всего : 25 баллов.


ИГРА «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

Цель: в игровой форме проверить знания учащихся о значении растений и


животных в природе и в жизни человека и мерах их охраны.

Оборудование: юла со стрелкой,

карточки из разноцветного картона с вопросами,

жетоны,

призы.


Ход игры:

Участники рассаживаются на стулья вокруг стола, стоящего в центре актового зала, на котором разложены карточки с вопросами и стоит юла.

Команды по очереди крутят юлу и отвечают на выпавшие им вопросы, за верный и полный ответ получают по 2 жетона, за неполный – 1 жетон, а второй отдаётся команде, дополнившей ответ.


Вопросы:

  1. В ящике с какими фруктами приехал Чебурашка? Какие

фрукты вы ещё знаете?

  1. Какой овощ вырос на огороде таким большим-пребольшим, что его еле-еле вытащили вшестером? Какие овощи вы ещё знаете?

  2. Из чего была сделана колыбелька для крошечной девочки? В какой это было сказке? Из чего люди делают мебель?

  3. Какое растение помогло Золушке собраться на бал? Во что оно превратилось?

  4. За какими цветами посылала мачеха падчерицу среди зимы? В какой это было сказке? Какие дикорастущие цветы вы знаете?

  5. Назовите летательный аппарат Бабы-Яги. Из каких растений от был сделан?

  6. Чёрный ящик: здеь лежит растение – герой одной из сказок Джани Родари. Что здесь лежит? Почему его полезно есть?

  7. 12 рубашек должна была сплести Элиза своим братьям, которых ведьма превратила в лебедей. Из какого растения она их плела? В какой это было сказке? Из каких растений делают ткани?

  8. Из каких растений сделали себе домики Ниф-Ниф и Нуф-Нуф? Какие растения человек применяет в качестве стройматериалов?

  9. Кто в берете ярко-красном, в чёрно курточке атласной,

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит.

Кто это? Каково его значение?

  1. В русской народной сказке одно животное превратилось в Царевну. Кто это? Какую пользу оно приносит?

  2. Кто съел колобка? Какую пользу и вред приносит это животное?

  3. Кто самым последним тянул репку? Какое значение имеет это животное?

  4. Какое животное жило и в Маслёнкино и в Простоквашино? Каково его значение?

  5. В одной русской народной сказке кто-то, живший в воде. Исполнял все желания. Кто это? Какое значение имеет оно в жизни человека?

  6. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. Что это за животное? Каково его значение?

  7. Есть у писателя П.Ершова замечательная сказка, она называется именем животного. Как она называется? На каких ещё животных ездят и перевозят грузы люди?

  8. Одна из гостей Мухи – Цокотухи принесла ей в подарок что-то, получаемое при участии растений. Что это? Кто принёс? Какие растения помогли этот подарок сделать?

  9. В каком заповеднике охраняются рыбы? Назовите этих рыб.

  10. Назовите растения и животных, охраняемых в Присурском заповеднике.

  11. Какие растения наших лесов нуждаются в охране?

  12. Какие животные Чувашской Республики нуждаются в охране?

  13. Что вы можете сделать для охраны растений?

  14. Что вы можете сделать для охраны животных?

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа кружка «Юный физик»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станции юных техников, администрации городского округа,...
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный патриот»
Образовательная программа дополнительного образования «Юный патриот» относится к военно-патриотической направленности
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconПояснительная записка Курс «Юный исследователь» создан в рамках программы «Проектная деятельность»
Курс «Юный исследователь» создан в рамках программы «Проектная деятельность». Рассчитана на 64 часа для учащихся начальных классов....
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Юный журналист»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «районный центр детского творчества»
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconПрограмма кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн»

Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconПрограмма кружка "Компьютерный колллаж" (2-4 класс) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей 11 12 лет). Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа модифицированного типа хореографического кружка "Ручеёк"
Программа дополнительного образования хореографического кружка "Ручеёк" модифицирована учителем хореографии Брасалиной Н. Н. в соответствии...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница