Программы элективных курсов по химии саранск 2008




НазваниеПрограммы элективных курсов по химии саранск 2008
страница1/7
Дата30.05.2013
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство образования Республики Мордовия


Мордовский республиканский институт образования


Программы


элективных курсов по химии








САРАНСК 2008


Предисловие


В соответствии с концепцией профильного обучения после завершения основной ступени каждый ученик, желающий продолжать образование в школе, должен выбрать профиль обучения.

Для того чтобы этот выбор был обоснованным, осознанным и перспективным в плане подготовки к поступлению в вуз, учащимся предлагается пройти курсы, задачами которых является:

- дать ученику возможность реализовать интерес к предмету;

- уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

- создать условия для подготовки ученика к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования;

- создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий, познакомить со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям.

Особенностями курсов по выбору являются: а) краткосрочность; б) отсутствие отметок; в) инициативность выбора курсов учеником; г) деятельностный подход.

Для реализации поставленной цели в основной школе помимо курсов психолого-педагогического сопровождения можно выделить три типа элективных курсов:

- предметно-ориентированные курсы, направленные на развитие познавательного интереса к предметам выбранного профиля, расширение и углубление знаний учащихся по профильной дисциплине (например, курсы «История открытия и познания веществ», «Соединения в квадратных скобках», «Химические элементы: прошлое, настоящее, будущее», «Решение задач химических олимпиад» и др.);

- межпредметные (интегрированные) курсы, предназначенные для интеграции знаний смежных дисциплин как необходимого условия успешного обучения в старшей профильной школе (например, «Химия, история, искусство: перекрестки взаимодействия», «Моделирование химических объектов на компьютере», «Химия в сельском хозяйстве» и др.);

- курсы прикладного характера, которые показывают связь данного учебного предмета с жизнью (такие, как «Химия и пища», «Химия и здоровье», «Вещества и материалы в автомобилестроении», «Химики строят дом» и т.д.).

Минимальный объем, отведенный Министерством образования и науки РФ на предпрофильную подготовку в основной школе, составляет 102 ч. В зависимости от продолжительности элективных курсов, которая может варьироваться от 8 до 34 ч, учащиеся имеют право посетить в год до 10 различных курсов по выбору, но не менее двух обязательно.

В старшей профильной школе роль элективных курсов значительно возрастает, они направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, продолжения соответствующего профилю образования в высшей школе и сознательному выбору будущей специальности.

Общая направленность элективных курсов в старшей школе не претерпевает существенных изменений: предметно-ориентированные (курсы «Основы химической термодинамики», «Введение в аналитическую (физическую, коллоидную) химию», «Начала нанохимии» и др.), межпредметные курсы («Основы биохимии», «Химическое загрязнение окружающей среды и проблемы экологии», «Компьютерное моделирование в изучении химических процессов» и др.) и курсы прикладного характера («Пищевые добавки: плюсы и минусы», «Косметика вчера, сегодня, завтра», «Пестициды», «Химия и легкая промышленность», «Химическая информация на этикетках» и т.д.)

В качестве особого направления элективных курсов в старшей школе выделяют компенсаторные элективные курсы, предназначенные для учащихся, которые хотят изменить профиль обучения (например, с гуманитарного, физико-математического, универсального на естественно-научный или химический), но не могут этого сделать в силу объективных или субъективных причин. Такие курсы компенсируют содержательное различие между стандартами химического образования на базовом и профильном уровнях, они призваны восполнить недостаток химических знаний учащихся непрофильных классов. Эти курсы рассчитаны не менее чем на 34ч. Они могут называться, например, «Избранные вопросы органической химии», «Избранные вопросы общей и неорганической химии», «Готовимся к ЕГЭ по химии».

Курсы по выбору должны дать ученику возможность проявить творческую и интеллектуальную инициативу, реализовать свои способности.

Формы обучения на курсах могут быть как академическими, так и инновационными: коммуникативные, групповые, проектные, исследовательские методы.

В данном сборнике вашему вниманию представлены курсы по выбору, разработанные учителями химии Республики Мордовия. Программы курсов по выбору можно использовать в неизмененном или модифицированном виде.


Рекомендуемая литература


  1. Ермаков, Д C. Профильное обучение: проблемы и перспективы / Д.С. Ермаков // Народное образование. – 2004. – № 7. – С. 101-107.

  2. Ермаков, Д.С. Элективные курсы для профильного обучения / Д.С. Ермаков // Педагогика. – 2005. – № 2.

  3. Каспржак, А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе /А.Г. Каспржак. – М.: Новая школа, 2004. – 160 с.

  4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 24 с.

  5. Кузнецов, А.А. Базовые профильные курсы: цели, функции, содержание / А.А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2003. – № 3. – С. 30-33.

  6. Недогибченко, О.В. Интегрированный курс химии и биологии для классов экономического профиля / О.В. Недогибченко // Химия в школе. – 2003. – №3. – С. 43.

  7. Олешков, М.Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования / М.Ю. Олешков // Педагогика. – 2004. – № 6. – С. 31-38.

  8. Элективные курсы в профильном обучении / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 144 с.

  9. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Естествознание» / Министерство образования РФ. – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 96 с.

10. Яворук, О.А. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / О.А. Яворук // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 113-114


Решение задач по химии

Глазкова О.В.

Пояснительная записка

Изучение школьного курса химии направлено на изучение химических процессов, происходящих в природе и технике, как с качественной, так и количественной стороны. Поэтому на занятиях по химии наряду с описанием явлений, фактов, теорий и законов должны рассматриваться и их количественные закономерности, а это предусматривает включение в учебный процесс решение задач различного типа.

Решение химических задач – важная сторона овладения знаниями основ науки химии, оно позволяет реализовать следующие дидактические принципы обучения: 1) обеспечение самостоятельности и активности учащихся; 2) достижение прочности знаний и умений; 3) осуществление связи обучения с жизнью; 4) реализация политехнического обучения химии, профессиональной ориентации.

Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины и полноты усвоения ими учебного материала, наличия навыков применения приобретенных знаний в новых ситуациях. Задачи повышенной сложности включают различные сочетания теоретического материала, являющегося основой различных видов задач, предусмотренных программой; требуют умения логически связывать воедино отдельные химические явления и факты; стимулируют более углубленное изучение теоретических вопросов и практических знаний химии.

Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные в 8 классе, включает новые знания и умения и направлен на расширение кругозора учащихся по предмету. Данный курс имеет развивающую, деятельностную и практическую направленность. Для этого в него включены задачи межпредметного содержания и экологической направленности.

Цель курса – привитие интереса к предметам естественного цикла и дальнейшему их изучению в 10-11 классах на повышенном уровне; подготовка к восприятию нового сложного химического содержания в старших классах.

Основные задачи курса:

1) выработка у учащихся правильных навыков оформления решения задач; подготовка школьников к умелому применению обозначений физических величин, единиц СИ и справочной информации;

2) показ логической последовательности, используемой в ходе решения задачи, выработка навыков ее применения;

3) развитие умения грамотного использования различных способов рассуждения при решении.

Элективный курс рассчитан на 17 часов, рекомендуется для учащихся 9 классов.

Формы контроля и отчетности: проверочные работы по разделам, задания по составлению задач разного типа, зачет.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconСборник программ элективных курсов для профильного обучения биологии и химии учащихся старших классов
Использование элективных курсов как новое направление естественнонаучной подготовки учащихся старших классов
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconПлан работы методического объединения учителей химии и биологии на 2008 2009 учебный год
Требования к разработке и оформлению элективных курсов по естественнонаучным
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconПрограммы элективных курсов по технологии учебно
Шатунова, О. В. Программы элективных курсов по технологии : учебно-методическое пособие для учителей технологии / О. В. Шатунова,...
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconУчебные программы по предметам основное общее образование
Наименование программы по предмету, автор, год издания (в т ч рабочие программы интегрированных курсов, элективных курсов (при профильном...
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconУчебные программы по предметам среднее (полное) общее образование
Наименование программы по предмету, автор, год издания (в т ч рабочие программы интегрированных курсов, элективных курсов (при профильном...
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconПрограмма спецкурса «Актуальные проблемы методики обучения химии в школьном курсе»
Методические рекомендации по разработке авторских программ предпрофильных элективных курсов по химии
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconПояснительная записка. Рабочий календарно-тематический план групповых занятий по физике в 10-11 классе на 2011 2012 учебный год составлен на основе «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В. А
«Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение», составитель: В. А. Коровин, «Дрофа», 2007 г. И авторской...
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconЭлективный курс по химии для учащихся 8 классов называется «Здоровье, красота и химия» иносит межпредметный характер
Теория и практика элективных курсов по химии как одно из условий развития интеллектуальной одаренности школьников
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconМетодика разработки элективных курсов и экспертиза их качества
Элективные курсы (от лат electus — избранный, т е курсы по выбору) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного...
Программы элективных курсов по химии саранск 2008 iconПрограммы элективных курсов по физике, утвержденные рэс перечень №

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница