Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс




Скачать 249.2 Kb.
НазваниеРабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс
Дата16.11.2012
Размер249.2 Kb.
ТипРабочая программа
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс

(раздел «Введение в общую биологию»)

68 часов в год, 2 часа в неделю

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой 6-11 класс, и примерной программы по биологии основного общего образования.

На изучение курса используется 2 часа их федерального компонента БУП – 2004 .

Реализация курса биологии осуществляеться на основе УМК:

  • Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. М: Дрофа,2003;

  • Пасечник В.В., Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа,2003;

  • Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. М: Дрофа,2003;

вошедших в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2006-2007 учебный год.

Представленная рабочая программа разработана на основе программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой 6-11 класс. 2 час в неделю, всего 68 часов в год.
При составлении тематического планирования было учтено основное содержание, минимальный перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, требования к уровню подготовки выпускников. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами урока, не требующими для их проведения дополнительных часов, они могут быть включены в урок. Предусмотренный резерв времени 2 часа может использоваться на проведение обобщающих уроков, а также на изучение трудно усвояемого материала и отработку навыков и умений с использованием новых образовательных технологий (проектная и исследовательская деятельность учащихся).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)

Введение (2 часа).

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1.Уровни организации живой природы (49 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (8часов).

Понятие живой и неживой природы. Многомолекулярные системы : белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2.Клеточный уровень (14 часов).

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты. Эукариоты. Автотрофы. Гетеротрофы.

Химический состав клетки. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Анаэробное и аэробное дыхание.

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Митоз и мейоз.

Демонстрации модели клетки; микропрепаратов митоза и мейоза корешков лука; хромосом; моделей – аппликаций деления клеток;

Лабораторные и практические работы:

  1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и их описание;

  2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Тема 1.3.Организменный уровень (12 часов).

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.

Закономерности изменчивости.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа:

  1. Выявление изменчивости у организмов.

Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень (4часа).

Вид, его критерии. Структура вида.

Популяция – форма существования вида.

Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение морфологического критерия вида;

  2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов).

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций экологических взаимосвязей в биогеоценозах; моделей экосистем.

работы:

6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме;

7. Cоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); Экскурсия в местный биоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа).

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей – аппликаций «Биосфера и человек».

Практическая работа:

8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Раздел 2. Эволюция (7 часов).

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Приспособленность и ее относительность.

Искусственный отбор. Селекция.

Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Практическая работа:

9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах).

Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».

Раздел 3. Возникновение жизни на Земле (7 часов).

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.


Лабораторная работа:

10. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в палеонтологический музей или на геологическое обнажение.

Итоговая аттестация учащихся (2 часа). Обобщение и повторение материала за курс общей биологии.


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы:

В результате изучения биологии выпускник должен:

Называть общие признаки живого организма; основные систематические категории; признаки вида, царств, отделов, классов, и семейств растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;

Приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений и пород животных;

Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности;

  • иммунитет , его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Обосновывать:

    • взаимосвязь строения и функции органов и систем органов, организма и среды;

    • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

    • особенности человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью;

    • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

    • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

    • меры профилактики появления вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия;

    • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду обитания, последствия этой деятельности;

    • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.

Распознавать:

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов; съедобные и ядовитые грибы.

Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых; царства живой природы.

Применять знания:

  • о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

  • о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

  • о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов, профилактики отравлений и заболеваний;

  • о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

  • о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов.

Делать выводы:

  • о клеточном строении организмов всех царств живой природы;

  • о родстве и единстве органического мира;

  • об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции,;

  • о происхождении человека от животных.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

  • результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к живым организмам, природным сообществам; поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравлений грибами . растениями.



Календарно-тематическое планирование курса общей биологии 9 класс

( 2 часа в неделю)


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

Примечание

Демонстрации:

Лаб. и

Практ.р.


Контроль

знаний

ческие атериалы

Экскурсии

Введение (2 часа).

1

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь».

1













2

Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

1
















Раздел 1. Уровни организации живой природы (49 часов)




Тема 1.1. Молекулярный уровень


8













3

Понятие живой и неживой природы.


1













4

Общее понятие о многомолекулярных системах

1













5

Строение и свойства белков

1













6

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Биологическое значение.

1













7

Моно - ди -и полисахариды. Строение. Значение.

1













8

Катализаторы. Их роль в процессах жизнедеятельности.

1













9

Вирусы. Строение, многообразие.

1













10

Контрольно-обобщающий урок

1




Тестовая работа










Тема 1.2.

Клеточный уровень

14

2










11-12

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни.

2




Фронтальный и индивидуальный опрос




модели клетки

13

Прокариоты. Эукариоты.

1













14

Автотрофы. Гетеротрофы.


1













15

Химический состав клетки.

1













16--17

Строение клетки. Функции органоидов.

Лаб.р.№ 1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и их описание;

Лаб.р.№ 2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

2

1

Отчет по лабораторным

работам




модели клетки

18

Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки.

1













19-20

Анаэробное и аэробное дыхание.

2













21

Рост, развитие и жизненный цикл клеток.

1










модели – аппликации деления клеток


22-23

Общие понятия о делении клетки. Митоз и мейоз.

2




Срезовая работа




микропрепараты митоза и мейоза корешков лука; хромосом

24

Контрольно-обобщающий урок

1




Зачет










Тема 1.3.Организменный уровень

12













25-26

Бесполое и половое размножение организмов.

2













27

Половые клетки.

Оплодотворение.

1










Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.


28-29

Индивидуальное развитие организмов.

2













30-31

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.

3













32-33

Закономерности изменчивости.

Лаб. р. № 3.

Выявление изменчивости у организмов.

2

1










34

Контрольно-обобщающий урок

1




Выполнение творческих заданий










Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень

5













35-36

Вид, его критерии. Структура вида.

Лаб.р.№ 4. Изучение морфологического критерия вида

2

1



Отчет по работе




Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.


37

Популяция – форма существования вида.

1













38

Экология как наука. Экологические факторы.


1




Выполнение творческих заданий







39

Практ. р. № 5.Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

1




Отчет по работе




Возможно выполнение

как домашнего задания




Тема 1.5. Экосистемный уровень

8

2




1




40

Биоценоз и экосистема.

1










Демонстрация моделей экосистем

41-42

Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Практ.р.№ 6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

2

1



Отчет по работе




Демонстрация коллекций экологических взаимосвязей в биогеоценозах

43

Экскурсия в местный биоценоз.


1




Отчет по экскурсии







44-45

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

Практ.р.№ 7. Cоставление схем передачи веществ и энергии (цепей питания


2

1



Отчет по работе







46

Искусственные биоценозы. Их характеристика.

1













47

Экологическая сукцессия.


1
















Тема 1.6. Биосферный уровень


4













48

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности.

1










Демонстрация моделей – аппликаций «Биосфера и человек».


49

Круговорот веществ и энергии в биосфере.

1













50-51

Экологические кризисы.

Их причины.

Практ.р. № 8.. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


2

1

Доклады и рефераты

Отчет по работе







Раздел 2. Эволюция (8часов)

52-53

Основные положения теории эволюции

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

2










Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость,

наследственность


54-55

Приспособленность и ее относительность.

Практ. р..№ 9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

2

1



Отчет по работе




Демонстрация

Иллюстрирующих приспособленность

56

Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».

1




Отчет по экскурсии







57

Искусственный отбор. Селекция.


1










Демонстрация

иллюстрирующих результаты искусственного отбора.

58-59

Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

2

1

Срезовая работа







Раздел 3. Возникновение жизни на Земле (7 часов).


60-61

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

2




Доклады







62-63

Краткая история развития органического мира.

2













64-65

Доказательства эволюции.

Лаб. р. №10. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

2

1

Отчет по работе




Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

66

Экскурсия в палеонтологический музей или на геологическое обнажение.

1




Отчет по экскурсии










Итоговая аттестация учащихся.

2

1










67-68

Обощающий урок по курсу общей биологии

2

1

Итоговая тестовая работа










Всего:

68












Примечание: Оставшиеся 2 часа можно использовать для организации промежуточного контроля или изучения трудных тем курса.


Методические особенности преподавания курса

Курс «Введение в общую биологию и экологию» в основной школе является пропедевтическим для изучения курса «Общая биология» в средней школе. Поэтому основной задачей этого курса будет ознакомление с основными понятиями и положениями, закономерностями общей биологии. Основными видами деятельности учащихся предполагаются самостоятельная работа школьников по изучению материала, его анализу и практическому подтверждению. Целесообразно изучение некоторых тем курса («Экологические кризисы. Их причины»; «Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни») через доклады и сообщения, рефераты учащихся. Важно выполнение творческих заданий учащимися, которые содержат нестандартные вопросы или задания практико-ориентированного характера.

Литература:

Основная литература:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. М: Дрофа,2003.

  2. Пасечник В.В., Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь. М: Дрофа,2003.

  3. Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. М: Дрофа,2003.

  4. Яковлева А.В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология.9 класс. М: Владос, 2003.


Дополнительная литература:

  1. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы. Растения. М.: Дрофа, 2004.

  2. Алексеев В.Н., Бабенко В.Г., Сивоглазов В.И. Многообразие живой природы.Животные. М.: Дрофа, 2004.

  3. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  4. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Обмен веществ и энергии в клетках организма. М.: Дрофа, 2004.

  5. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Основы генетики. - М.: Дрофа, 2004.

  6. Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.

Похожие:

Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс»
...
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 7
Константинов В. М., Бабенко В. Г., Кучменко В. С. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2008 г
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа учебного курса биологии в шестом классе
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой Н. И. Сонина. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение....
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа учебного курса биологии в девятом классе
Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программой В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой, Н. И. Сонина. Программы для...
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа по геометрии 8 класс
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, позволяет распределить учебные часы по разделам...
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа дисциплины «биология лесных птиц и зверей»
Рабочая программа по курсу «Териология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа по биологии 10 класс
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология», которая входит в образовательную область»Естествознание». На изучение...
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа по экономике 7-8 класс
Рабочая программа предназначена для учащихся основной школы, не занимающихся по программе профильного курса экономики. Она конкретизирует...
Рабочая программа образовательного курса «Биология» 9 класс iconРабочая программа учебного курса «Биология» в 10-11 класс (базовый уровень) на 2010-2011 уч. Год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тогурская средняя общеобразовательная школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница