Свод правил сп




Скачать 291.98 Kb.
НазваниеСвод правил сп
страница1/3
Дата16.11.2012
Размер291.98 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ





СВОД ПРАВИЛ



СП

__. 13130

(проект, ред. 02)





СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.


Нормы и правила проектирования


Настоящий свод правил не подлежит применению до его утверждения


Москва

2010


Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения сводов правил - постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения сводов правил" от 19 ноября 2008 г. N 858.


Сведения о своде правил


1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))


2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»


3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом МЧС России от «___» ______ 2010 г. № ____


4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии


5 ВЗАМЕН СНиП 2.01.51-90

Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в еже­месячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пере­смотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в сети Интернет


© МЧС России, 2010

© ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010

Настоящий свод правил не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без раз­решения МЧС России и ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Содержание





Содержание 3

1 Область применения 1

2 Нормативные ссылки 1

3 Термины и определения 2

4 Общие положения 4

5. Порядок проектирования автоматизированных систем оповещения 5

5.1 Основные этапы проектирования автоматизированных систем оповещения 6

5.2 Проектирование автоматизированной системы оповещения 6

6. Методы определения стоимости проектных работ 12

6.1 Общие положения 12

6.2 Сметно-нормативный метод 12

6.3 Ресурсный метод 13

6.4 Определение стоимости пусконаладочных работ 13

6.4.1 При определении стоимости пусконаладочных работ используются Федеральные единичные расценки на пусконаладочные работы ФЕРп-2001-2 Сборник № 2 и ФЕРп-2001-10 Сборник № 10. 13

7. Рекомендуемые требования к организациям и предприятиям, выполняющим проектные, монтажные и пусконаладочные работы 14



СВОД ПРАВИЛ



СИСТЕМЫ ОПОВЕЩЕНИЯ И ИНФОРМИРОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Нормы и правила проектирования


Measures for Civil Defense, Measures for

Prevention of Natural and Man-Caused Emergencies.

Designing and regulations rules


Дата введения 2010—____—____


1 Область применения


1.1 Свод правил устанавливает основные требования, нормы и правила разработки проектов создания и реконструкции существующих автоматизированных систем оповещения в чрезвычайных ситуациях.

1.2 Свод правил является документом в области стандартизации проектирования автоматизированных систем оповещения в чрезвычайных ситуациях, который применяется на добровольной основе.


2 Нормативные ссылки


В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53111—2008 Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки;

ГОСТ Р 21.1703-2000 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации проводных средств связи;

ГОСТ 24.301-80 Система технической документации на АСУ. Общие требования к выполнению текстовых документов;

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения;

ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;

ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания;

ГОСТ 34.602-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы;

ГОСТ 34.603-92 Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем;

РД 50-34.698-90 Методические указания. Информационная технология. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов;

ГОСТ Р 22.7.01-99 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения;

ГОСТ 2.106-96 Единая система конструкторской документации. Текстовые документы;

ГОСТ Р 22.0.06—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий;

ГОСТ Р 22.0.07—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров;

ГОСТ Р 22.0.10—96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения;

ГОСТ Р 22.1.01—95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения;

ГОСТ Р 22.3.03—94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения;

ГОСТ Р 51901.1—2002 Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем;

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства.

Основные требования к проектной и рабочей документации.


П р и м е ч а н и я:

1. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссы­лочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затраги­вающей эту ссылку.

2. Определения терминов, содержащиеся в указанных стандартах, подлежат применению только в том случае, если они не противоречат определениям аналогичных терминов, содержащихся в настоящем своде правил.


3 Термины и определения


Для целей настоящего свода правил используются следующие термины:

3.1 Система оповещения - организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и населения.

3.2 Комплекс технических средства оповещения и информирования о чрезвычайных ситуациях - совокупность технических средств, обеспечивающих оповещение и информирование населения, органов управления и должностных лиц РСЧС и ГО об угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайной ситуации.

3.3 Оповещение - процесс, обеспечивающий целенаправленные действия по предупреждению и информированию в кратчайшие сроки о возможности возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации различного характера на определенной территории.

3.4 Технические средства мониторинга чрезвычайных ситуаций - совокупность технических средств, предназначенных для обеспечения наблюдения за окружающей средой, производимого с оптимальной периодичностью, для оценки состояния окружающей среды или отдельных ее элементов, анализа происходящих в ней процессов, явлений и своевременного выявления тенденций изменения окружающей среды, опасных для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

3.5 Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС) - орган повседневного управления муниципального звена РСЧС;

3.6 Зона возможного катастрофического затопления - зона возможного затопления, в которой ожидаются или вероятны гибель людей, повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

3.7 Зона возможного опасного радиоактивного загрязнения - часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности верхнего критического значения доз облучения населения.

3.8 Зона возможного химического заражения - территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.

3.9 Поражающие факторы современных средств поражения - явления и процессы, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий и оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество.

3.10 Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.

3.11 Потенциально опасные объекты - совокупность зданий, строений, сооружений, машин, оборудования и технических средств, расположенных на определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации объектах использования атомной энергии (в том числе ядерных установках, пунктах хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов), опасных производственных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектах и гидротехнических сооружениях, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям.

3.12 Категорированный объект – объект экономики, отнесенный к категориям по гражданской обороне (имеющий мобилизационное задание (заказ) и (или) представляющий высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время и (или) представляющий уникальную культурную ценность).

3.13 Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации техногенного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации техногенного характера) - составляющая опасного техногенного происшествия, характеризуемая физическими и химическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

3.14 Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации природного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации природного характера) – составляющая опасного природного явления или процесса, вызванная источником природной чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.

3.15  Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - совокупность проектных решений, реализуемых при строительстве и направленных на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при террористических актах, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.


4 Общие положения


4.1 Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4.2 Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне – федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);

на межрегиональном уровне – межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне – региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);

на муниципальном уровне – местная система оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне – локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта).

Системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

4.3 Основной задачей федеральной системы оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:

- федеральных органов исполнительной власти;

- органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- территориальных органов МЧС России - региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и предотвращения последствий стихийных бедствий (далее - региональный центр МЧС России) и органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (далее - главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

4.4 Основной задачей межрегиональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

4.5. Основной задачей региональной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС субъекта Российской Федерации;

главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта Российской Федерации;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4.6 Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;

дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования.

4.7 Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;

населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

4.8 Управление автоматизированной системой оповещения осуществляется с автоматизированных рабочих мест, расположенных на основном и резервном пунктах управления.

Технические средства автоматизированных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигнала «Внимание всем!» и текста сообщения о чрезвычайной ситуации и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения от оперативного дежурного (начальника смены) или дежурного диспетчера ЕДДС или потенциально опасного объекта.

Допускается включение оконечных средств систем оповещения объектов экономики, расположенных в зоне возможного поражения, через диспетчеров (руководителей) этих объектов.

При создании автоматизированных систем оповещения необходимо предусматривать их организационно-техническое сопряжение с действующими или проектируемыми системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.


5. Порядок проектирования автоматизированных систем оповещения


В настоящее время не существует нормативных документов, определяющих порядок создания автоматизированных систем оповещения. Однако процесс создания любого объекта, одной из основных функций которого является решение телекоммуникационных задач и информационного обеспечения, в том числе и для автоматизации процессов оповещения и информирования руководящего состава РСЧС и населения с использованием мультимедийных сервисов сетей связи нового поколения (NGN), имеет с процедурной и методической точки зрения много общего. Это обстоятельство позволяет использовать для формализации процесса выполнения работ по созданию автоматизированных систем оповещения (АСО) руководящие материалы, которые изначально были разработаны применительно к созданию автоматизированных систем.

К таким документам относится комплекс стандартов на автоматизированные системы - стандарты 34 группы.

В соответствии с ГОСТ 34.601 применительно к АСО определены стадии создания автоматизированных систем, в том числе и этапы проектирования.


5.1 Основные этапы проектирования автоматизированных систем оповещения


Применительно к проектированию автоматизированной системы оповещения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени стадии и этапы в соответствии с ГОСТ 34.601 приведены в таблице 1.


Таблица 1 – Стадии и этапы проектирования АСО

Стадии

Этапы проектирования

1 ФТ - Формирование требований к АСО

1.1 Обследование объекта;

1.2 Формирование требований пользователя к АСО;

1.3 Оформление отчета о выполненной работе и заявки на разработку АСО (тактико-технического задания).

2 РК - Разработка концепции АСО

2.1 Изучение объекта;

2.2 Разработка вариантов концепции АСО, удовлетворяющей требованиям пользователя;

2.3 Оформление отчета о выполненной работе.

3 ТЗ - Техническое задание на создание АСО

3.1 Разработка и утверждение технического задания на создание АСО

4 ЭП - Эскизный проект

4.1Разработка предварительных проектных решений по созданию автоматизированной системы оповещения;
4.2 Разработка документации на АСО и ее подсистемы.

5 ТП - Технический проект

5.1Разработка проектных решений по АСО и ее подсистемам;

5.2Разработка проектной документации на АСО и подсистемы;

5.3 Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АСО;

5.4 Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта объекта автоматизации.

6 РД - Рабочая документация

6.1 Разработка рабочей документации на АСО и ее подсистемы;

6.2 Разработка или адаптация программ.


5.2 Проектирование автоматизированной системы оповещения


Разработка проектно-сметной документации является одним из важнейших этапов в процессе создания эффективной автоматизированной системы оповещения. На этой стадии формируются технические решения, которые определяют как стоимость системы, так и ее эффективность.

В ходе выполнения проектных работ разрабатываются сетевые решения и концепция обеспечения безопасности информации, принимаются оптимальные системные и технические решения, позволяющие минимизировать соотношение цена-качество еще на стадии обследования объекта.

  1   2   3

Похожие:

Свод правил сп iconЧрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий свод правил
Свод правил 13130. 2009 "техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации"
Свод правил сп iconСвод правил
Настоящий "Свод Правил по сооружению газопроводов" был разработан ассоциацией
Свод правил сп iconСвод правил свайные фундаменты
Настоящий свод правил распространяется на проектирование свайных фундаментов вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений...
Свод правил сп iconСвод правил по проектированию и строительству сп 32-104-98 "Проектирование земляного полотна железных дорог колеи 1520 мм" (утв письмом Минземстроя РФ от 8 сентября 1998 г. N 13-498)
...
Свод правил сп iconСвод правил по инженерным изысканиям для строительства свод правил
Разработан производственным и научно-исследовательским институтом по инженерным изысканиям в строительстве (пнииис) Госстроя России,...
Свод правил сп iconСвод правил обслуживания читателей народной библиотеки имени св. Кирилла и мефодия раздел I. Общие положения
...
Свод правил сп iconСвод правил сп 11-104-97 "Инженерно-геодезические изыскания для строительства" (одобрен письмом Госстроя РФ от 14 октября 1997 г. N 9-4/116)
Свод правил по инженерно-геодезическим изысканиям для строительства разработан в развитие обязательных положений и требований сниП...
Свод правил сп iconСвод правил
В настоящем Своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: гост р 50595—93 Вещества поверхностно-активные....
Свод правил сп iconСвод правил
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании", а правила применения...
Свод правил сп iconСвод правил
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-фз "О техническом регулировании", а правила применения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница