Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных?




Скачать 122.62 Kb.
НазваниеКакие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных?
Дата16.11.2012
Размер122.62 Kb.
ТипВопрос
ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В СПЛАНХНОЛОГИЮ. ОБЩИЙ ОБЗОР ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ВАРИАЦИИ И АНОМАЛИИ.


1. Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных?

2. На какие части и по какому критерию делится вегетативная трубка?

3. Что представляют собой по происхождению паренхиматозные органы?

4. Каковы закономерности строения пищеварительной трубки?

5. Что такое анатомо-конструктивные и анатомо-хирургические единицы?

6. Каковы закономерности строения пищеварительной трубки?

7. В чем особенности морфологии слизистой оболочки и подслизистой основы в различных отделах пищеварительной трубки?

8. Каковы особенности строения мышечной и наружной оболочек в различных отделах пищеварительной трубки?

9. В чем особенности анатомии пищеварительной системы у простейших, кишечнополостных, примитивных хордовых, круглоротых, рыб, амфибий и рептилий? В чем преимущество строения пищеварительной системы на каждом основном этапе эволюции? Что от каждого из этих этапов "остается" у человека?

10. Каковы особенности (и чем они определяются) в анатомии пище­варительной системы млекопитающих? объясните, с точки зрения эволюции закономерности строения пищеварительной системы че­ловека.

11. Какие органы в онтогенезе являются производными первичной кишки?

12. Как в онтогенезе развивается полость рта. язык и крупные слюнные железы?

13. Чем объяснить (и какой биологический смысл имеет ) чередование мезо- и интраперитонеальных отделов кишки?

14. В чем состоят особенности полости рта и языка у новорожденных и каковы их преобразования к зрелости?

l5. Как развивается печень и поджелудочная железа?

16. Как в анатомии языка разрешается противоречие: необходимость сохранить высокую чувствительность и необходимость противос­тоять "грубым" механическим воздействиям со стороны содержи­мого полости рта при механической обработке пищи?

17. Как в клинической практике учитывают функциональные связи языка с желудком?

18. Какими анатомическими образованиями реализуются различные функции языка?

19. По каким критериям слюнные железы относят к экзокринным, эктодермальным, мерокриновым, альвеолярно-трубчатым, сложным, серозным (или серозно-слизистым)?

20. Каковы варианты строения слюнных желез и их протоков?

21. Каковы клинические методы исследования слюнных желез?

22. Охарактеризуйте основные положения, изложенные в монографии С.Н.Касаткина "Анатомия слюнных желез".


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин




вопросы лекции

ТЕМА: ЗУБЫ: РАЗВИТИЕ, ВАРИАЦИИ И АНОМАЛИИ, АРТИКУЛЯЦИЯ ЗУБОВ. ЗУБНАЯ ФОРМУЛА МОЛОЧНЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ. СМЫКАНИЕ ЗУБОВ.


1. Что такое гетеродонтная зубная система?

2. Каковы общие закономерности морфологии зубов?

3. Объясните различие между анатомической и клинической корон­кой.

4. Дайте характеристику макро-, микроструктуре дентина, особен­ностям его химического состава, трофики и функции.

5. Опишите макро-, микроструктуру, особенности химического сос­тава, трофики и функции эмали.

6. Охарактеризуйте макро-, микроструктуру, особенности химичес­кого состава и функции периодонта.

7. Лайте морфологическое описание пульпы.

3. Перечислите функции периодонта и структуры, которыми они реа­лизуются.

У. Что такое поддерживающий аппарат зуба? Что такое пародонт?

10. Что такое зубо-челюстной сегмент и каков смысл его выделения?

11. На каком основании выделяют классы зубов?

12. Дайте общую морфофункциональную характеристику класса резцов; клыков; премоляров и моляров постоянных зубов.

13. Объясните понятия: зубная дуга;, альвеолярная дуга, базальная дуга; артикуляция: окклюзия; прикус.

14. Какие анатомические образования включены в "жевательный аппа­рат"?

15. Перечислите виды анестезий зубов верхней и нижней челюстей.

16. Лайте краткую характеристику филогенеза зубов. Проиллюстри­руйте преимущества зубных систем каждого нового этапа эволю­ции.

17. Какие зубные системы выделяют по форме зубов, по количеству смен и по способам фиксации к челюсти?

18. С позиции гоминидной триады Энгельса объясните закономерности анатомии зубов человека.

19. Лайте характеристику этапов онтогенеза зубов. Из каких эмбри­ональных зачатков образуются эмаль, пульпа, дентин, цемент и периодонт?

20. Каков порядок прорезывания молочных и постоянных зубов?

21. Каков механизм прорезывания зубов?

22. В чем биологический смысл смены зубов?

23. Охарактеризуйте кратко вариантную анатомию зубов.

24. Перечислите виды аномалий зубов.

25. Перечислите виды физиологического прикуса и дайте их схемати­ческое изображение. Назовите аномалии прикуса.


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин


ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ. РАЗВИТИЕ, ВАРИАЦИИ И АНОМАЛИИ, МЕТОДЫ ПРИЖИЗНЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.


1. Чем объяснить наличие в глотке перекреста воздухоносных и пи­щеварительных путей?

2. На каких структурных элементах и каким образом отражаются особенности глотки как органа, где происходит перекрест пище­варительных и дыхательных путей?

3. Объясните Функциональное значение "подскакивания" гортани для акта глотания.

4. Объясните причины дискретности мышечной оболочки глотки.

5. На каких функциональных особенностях сказывается относительно высокое положение глотки и гортани у детей раннего возраста?

6. Какой интерес может представлять расстояние от резцов до вхо­да в желудок? Чем с клинической точки зрения интересны анато­мические сужения пищевода?

7. Почему желудок имеет форму перевернутой реторты и какое функ­циональное значение это имеет?

8. Перечислите факторы, препятствующие забpосу содержимого из желудка в пищевод.

9. Каковы функции желудка?

10. Почему двенадцатиперстная кишка имеет особую и постоянную форму? Какое биологическое значение имеет двенадцатиперс­тное тощий изгиб? За счет чего существенно увеличивается сек­реторное поле в пределах двенадцатиперстной кишки? Объясните смысл этого явления.

11. Каковы Функции тонкой кишки?

12. Каковы макроструктурные отличия тонкой и толстой кишки? Какое практическое значение имеет значение этого факта?

13. Перечислите физиологические сфинктеры толстой кишки, объясни­те их назначение.

14. В чем заключается значение дискретности наружного мышечного слоя толстой кишки?

15. Перечислите функции толстой кишки и морфологические образова­ния, которыми они реализуются.

16. Перечислите факторы, способствующие фиксации печени.

17. Объясните, почему печень называют биохимической лабораторией организма?

18. Объясните сегментарное строение печени по Куино.

19. Объясните близость к каким анатомическим образованиям может привести к повреждению поджелудочной железы при тупых травмах живота.

20. Каковы анатомические особенности органов пищеварительной сис­темы у новорожденных и детей раннего возраста?

21. Каковы варианты строение и анатомия органов пищеварительной системы?


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин


ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. МОЧЕВАЯ СИСТЕМА. РАЗВИТИЕ. ВАРИАЦИИ И АНОМАЛИИ, МЕТОДЫ ПРИЖИЗНЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Объясните место дыхательной системы в иерархии функциональных систем организма.

2. С позиции эволюции объясните целесообразность специфической формы и строения наружного носа человека.

3. Каким образом реализуются следующие функции полости носа: участие в голосообразовании, обоняние, эмоциональные реакции, чихательный рефлекс, очищение, согревание, увлажнение возду­ха, участие в антибактериальной защите организма. Как на сос­тояние организма сказывается исключение из носового дыхания правой или левой половины полости носа?

4. Объясните работу гортани как органа дыхания и голосообразования.

5. Объясните целесообразность дискретности хрящевой стенки тра­хеи по периметру и по протяжению.

6. Объясните причины анатомических различий правого и левого легких (по массе, форме, количеству долей) и смысл деления легких на доли.

7. Перечислите функции легких.

8. Охарактеризуйте развитие дыхательной системы в фило- и онто­генезе.

9. Расскажите о возрастных особенностях дыхательной системы, Как объяснить предрасположенность детей первых месяцев жизни к воспалительным заболеваниям легких.

10. Опишите вариантную анатомию и аномалии дыхательной системы.

11. Какие органы и ткани организма обладают функциями выделения токсических веществ?

12. Перечислите факторы, обеспечивающие фиксацию почек.

13. Что такое доля, долька, сегмент почки?

14. Перечислите функции почек и объясните, какими структурами они реализуются.

15. Какое функциональное значение имеет треугольник мочевого пу­зыря?

16. Объясните преимущества выделительной системы на каждом новом этапе эволюции.

17.Опишите онтогенез мочевой системы.

18. Охарактеризуйте варианты строения и аномалии органов мочевой системы.


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин


ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ. РАЗВИТИЕ, ВАРИАЦИИ И АНОМАЛИИ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.

1. Что такое герминативная ткань? Какие два условия необходимы для образования зиготы? Какие морфологические факты являются следствием подвижности мужской гаметы?

2. Дайте определение понятию "пол". Охарактеризуйте совокупность признаков, характеризующих пол (генетический, гонадный, гор­мональный, гипоталамический, соматический, гражданский, пси­хический) .

3. Охарактеризуйте общие закономерности анатомии половых органов и объясните, чем они определены (что такое "двуединость" по­ловой функции?).

4. Поясните место анатомических фактов в различных направлениях современной андрологии.

5. Дайте структурно-функциональную характеристику анатомическим образованиям, обеспечивающим сперматогенез и продвижение сперматозоидов.

6. Опишите функциональную анатомию семенных пузырьков, простаты, бульбоуретральных желез.

7. Поясните анатомические различия врожденной и приобретенной паховых грыж.

8. Дайте морфо-функциональную характеристику мужских половых органов в процессе реализации копулятивной функции.

9. С позиции функциональной анатомии объясните механизм эрекции полового члена. Какие факторы обеспечивают ригидность полово­го члена и почему при этом в процессе копуляции не травмиру­ются женские половые органы?

10. Охарактеризуйте филогенез мужских половых органов. В чем "преимущество" каждого нового этапа эволюции мужских половых органов?

11. Каковы основные направления эволюции мужских половых органов?

12. Опишите пренатальный онтогенез мужских половых органов.

13. С позиции пренатального онтогенеза объясните происхождение каждого из внутренних и наружных мужских половых органов.

14. Охарактеризуйте особенности мужских половых органов в постна- тальном онтогенезе.

15. Охарактеризуйте варианты строения и аномалии мужских половых органов.


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин


ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ

ТЕМА: ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ. РАЗВИТИЕ, ВАРИАЦИИ И АНОМАЛИИ ЖЕНСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ.

1. Какие морфологические факты являются следствием неподвижности женской гаметы?

2. Дайте характеристику функциональной анатомии яичника. С чем связана продукция эстрогенов, прогестерона и каково их влия­ние на организм?

3. В чем заключается репродуктивная гормональная, вегетатив­но-половая и вегетативно-соматическая функции яичника?

4. В чем состоит приспособительное значение выраженной складча­тости слизистой оболочки маточной трубы и каково клиническое значение этого факта? Каково назначение ее мышечной оболочки? Перечислите функции маточной трубы.

5. Дайте объяснение целесообразности специфической (грушевидной) формы матки. Для чего шейка матки имеет над- и влагалищную порции?

6. Дайте морфо-функциональную характеристику эндометрия. Каков смысл отсутствия в матке подслизистой основы?

7. Что такое параметрий? Объясните клиническое значение знания этого вопроса. Перечислите связки матки.

8. С чем связана кислая реакция среды влагалища? Перечислите функции влагалища. Назовите барьеры, препятствующие сообщению брюшинной полости женщины с внешней средой и проникновению в нее инфекции.

9. Дайте морфо-функциональную характеристику женских половых ор­ганов в процессе реализации копулятивной функции.

10. Какое биологическое значение имеют в процессе копуляции уве­личение размеров малых половых губ, усиление секреции Барто- линовых желез, появление транссудата во влагалище, ритмичные сокращения влагалища в фазе оргазма и релаксация влагалища в фазу разрешения?

11. Охарактеризуйте филогенез женских половых органов. В чем "преимущество" каждого нового этапа эволюции женских половых органов?

12. Каковы основные направления эволюции женских половых органов?

13. Дайте характеристику пренатального онтогенеза женских половых органов.

14. С позиции пренатального онтогенеза объясните происхождение каждого из внутренних и наружных женских половых органов.

15. Охарактеризуйте особенность анатомии женских половых органов в постнатальном онтогенезе.

16. Проведите гомологию мужских и женских половых органов.

17. Охарактеризуйте варианты строения и аномалии женских половых органов.


Зав. кафедрой анатомии человека,

профессор А.И. Краюшкин

Похожие:

Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconПрограмма дисциплины «Зоология позвоночных»
Цель – вооружение студентов знаниями по биологии и экологии позвоночных животных
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconКраткий обзор сведений о происхождении позвоночных
Собственная гипотеза происхождения позвоночных и их симметрии, сегментации, хорды и трубчатой
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconПояснительная записка Цель курса зоологии позвоночных
Тема Предмет зоологии позвоночных. Связь с другими науками. Методы исследования. История развития
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconПроисхождение позвоночных. Краткий обзор сведений о происхождении позвоночных
При объединении двух организмов (сегментелл) задними концами образовалась радиально-трехплоскостная симметрия. Третья плоскость симметрии...
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconТема : Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных
Тема: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconРабочая программа дисциплины «зоология позвоночных»
Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего...
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconУчебно-методический комплекс по дисциплине зоология позвоночных специальность: 020201. 65
Учебно-методический комплекс «зоология позвоночных» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconПояснительная записка к уроку биологии в 7 классе
Тема: Класс Земноводные, происхождение, особенности строения, жизнедеятельности как первых наземных позвоночных
Какие две трубки (согласно одному из законов строения тела позвоночных) выделяют в туловище всех позвоночных? iconРабочая программа дисциплины «методики зоологических исследований»
Целью настоящего курса является знакомство студентов, специализирующихся по кафедре зоологии позвоночных и экологии, с общими организационно-методическими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница