Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса




Скачать 234.04 Kb.
НазваниеПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса
Дата16.11.2012
Размер234.04 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса


Данная рабочая программа составлена на основе Государственной программы. Программы общеобразовательных учреждений, допущена в соответствие с ФГОС. Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

УМК

  • Кравченко А.И. Программа курса 8-9, 10-11 класс;

  • Черных Р.М. Тематическое планирование курса. 8-9, 10-11 класс;

  • Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 8 класс;

  • Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 8 класс;

  • Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс;

  • Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс;

  • Агафонов С.В. Схемы по обществознанию.8- 9 класс;

  • Певцова Е.А. «Право». Учебное пособие – пропедевтический курс.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопознанию и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданской общественной деятельности.


В результате изучения обществознания ученик должен:

знать / понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.


уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки;

  • человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснить взаимосвязи изученных социальных объектов;

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.



Календарно-тематическое планирование курса обществознание 9 класс

по программе «Обществознание 8-9 классы» А.И. Кравченко. М. Русское слово.2009г.(35 часа)


№п\п

Раздел.

Тема урока.

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

учащихся

Вид контроля,измерители

Домашнее задание

Дата




Раздел4. Политическая сфера. 9 часов

1

Власть

1 час

Темат. лекция

Формы проявления влияния: сила, власть, авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Коррупция как способ борьбы за власть, как способ существования власти.


Знать: какие существуют формы проявления влияния в обществе. Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации. Связанные с деятельностью власти.

Знать понятия: влияние, сила, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.

Схема «Ветви власти»

П 1. стр. 4 -11.ть понятия, ответить на вопросы № 2.3 стр. 11




2

Государство

1 час

Комб. урок

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства : общие и частные.

Знать: что такое политическая система общества, какова роль государства в ней, основные функции государства, какие причины могут лежать в основе зарождения государства.

Уметь: анализировать виды монополии государства, давать разъяснение слову «государство», употребляемому в различных значениях, знать основные признаки государства.

Схема «Признаки государства», табл. «Функции государства».

П. 2 стр. 12-19. выучить признаки государства. Выполнить практикум стр. 20.




3

Национально-государственное устройство.

1 час

Комб. урок

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство. Их сходство и различие. Одно и многонациональные государства.

Знать конкретные факты, подтверждающие процессы объединения наций и их отделение, объяснять процесс создания централизованных государств. Уметь объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Составить словарик темы.

П. 3стр. 20-28. проч. Доп. Мат. Стр. 27-28, отв. на вопр. стр. 28-29.




4

Формы правления

1 час

Темат. лекция

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Знать, что такое форма правления и как государства различаются между собой по форме правления. Разъяснять сущность демократической формы правления. Давать определение понятию «республика» и знать, какие разновидности республики существуют. Уметь анализировать государства с точки зрения формы правления. Разъяснять сущность «импичмента» на основе анализа конкретных фактов.

Схема «Формы правления», словарик темы.

П.4 Стр. 29-37. выучить понятияпрактикум стр. 38.




5

Политические режимы

1 час

Комб.

урок

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент – защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Знать, что такое политический режим, какие типы политических режимов существуют.

Уметь анализировать разновидности политических режимов, подтверждая ответ конкретными примерами из истории.

Схемы» Политические режимы»

П.5. стр. 39-45, выуч. Понятия. Отв. на вопр. стр. 45.




6

Гражданское общество и правовое государство.

1 час

Комб. урок

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве., история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.

Роль гражданского общества в противодействии коррупции.


Знать, что такое гражданское общество. Что представляет собой институт гражданства. А также кто такие граждане и каков их правовой статус, что такое правовое государство, каковы его основные признаки. Уметь анализировать взаимоотношения государства и общества.

Таблица «Признаки гражданского общества»

П.6, стр. 46-47, выуч. Понятия, доп. Мат стр. 47-48




7

Голосование, выборы, референдум.

1 час

Тематическая лекция

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Коррупция и избирательный процесс.

Знать, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны и оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения. Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Анализировать собственные и чужие симпатии. Определять факторы, способствующие политической активности населения. Уметь объяснять противоречия реальной жизни и находить возможный вариант их решения.

Тест.

П. 7стр. 55-59вопр. стр. 60.выуч понятия.




8

Политические партии

1 час

Семи-

нар

Определение и признаки политической партии. Понятие о политической программе партии. Одно и многопартийные системы, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политической партии. Классификация политических партий. Роль политических партий в бществе.

Знать, что такое политическая партия, какие функции она выполняет, основные подходы к классификации партий, какими признаками наделена политическая партия.

Уметь анализировать любые политические партии и определять, к какому типу они относятся.

Подг. к реш. теста

П.8 стр. 60-68вопр.стр. 68-69

понятия




9

Политическая жизнь современной России: общее и особенное.

1 час

Повторит. обобщ. Урок.




Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Индивидуальные задания по карточкам

тест







Раздел 5. Человек и его права. 7 часов

10-11

Право, его сущность и особенности.

2 час

Вводная лекция

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Знать, что представляют собой социалные нормы и каково их видовое разнообразие, сущность понятий: правосознание и правовая культура личности,. Уметь разъяснять сущность права, правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах, пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права, определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.

Схема «Функции права»

Составить словарик темы.

П.9 стр. 70-80 практикум стр. 82.




12

Закон и власть

1 час

Лекция с элементами беседы

Равенство перед законом. Структура Федерального Собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции государственной Думы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов в России.

Знать, что представляет собой исполнительная власть, что представляет собой судебная система РФ, уметь объяснять , в какой суд и как следует обратиться . если нарушено конкретное право человека, что представляют собой правоохранительные органы РФ, их функции.

Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закона в жизни общества. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где живет ученик. Объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты, в каких случаях к ним надо обращаться.




П. 10, стр 83-89. отв на вопр. стр. 89-90




13

Конституция. Основной закон государства.

1 час

Комб. урок

Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских . Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Знать особенности и структуру Конституции, способы реализации своих прав, исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях. Разъяснять сущность правового статуса личности.

Схема «Структура Конституции РФ»

П.11Стр. 90-95, отв. на вопр. 96.понятия.




14

Право и экономика

1 час

Темат. лекция

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.


Знать, что представляют собой имущественные отношения, каким должно быть поведение их участников., основные виды договоров, сущность института права собственности,.

Уметь разъяснять правила поведения участников договорных отношений, защищать имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке.

Составление трудового договора

П.12стр. 97-101, отв на вопр. стр. 101-102. понятия




15

Правовые основы брака и семьи

1 час.

Деловая

игра

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение или расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Знать, что регулирует семейное право, правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей, основные права детей, уметь реализовывать и защищать права детей., разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов. Их права и обязанности, составлять брачный контракт.

Работа с Семейным кодексом РФ

П.15 стр. 110-116, вопр. стр. 116, основ. права ребенка.




16

Труд и право

1 час

Комб. урок

Трудовое право. Трудовой договор. Сверхурочная работа.

Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой Кодекс РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора между работником и работодателем. Расторжение трудового контракта, увольнение. Защита детского труда

Знать , чем отличаются трудовые отношения от других видов отношений, правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта.


Тест.

П.14 стр. 106-110 вопр. стр. 110




17

Преступление и наказание. Правонарушение и виды юридической ответственности.

1 час

Комб. урок

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как форма выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер взыскания. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Знать, что представляет собой проступки и преступления, совершаемые людьми, что такое юридическая ответственность, какие виды ответственности существуют……, что представляет собой принцип презумпции невиновности, наказания, которым могут подвергаться люди, совершившие преступления,. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлентъием.

Таблица

«Признаки преступления»

П. 16 стр. 117-124, вопр. стр. 124. практикум стр.125.




18

Повторительно-обобщающий урок.

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в российской федерации..

1 час

Повт.

обобщ.

Урок.




Знать основные положения урока. Уметь анализировать , делать выводы, отвечать на вопросы.

Работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.

Тестирование по уровням сложности.

тест







Раздел 6.Духовная сфера. 8 часов

19

Сущность и строение человеческой культуры.

1 час

Вводная

лекция

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав, структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Знать, что представляет собой правила этикета и как они могут выражаться. Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов. Уметь анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.

Составить словарик темы.

П.17 стр. 127-135. практикум ср. 135 вопр. стр.135




20

Культурные нормы

1час

лекция

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычаи и традиции. Молодежная мода. Обряд и его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность нормы.

Знать, что такое культурная нормы и чем они определяются. Разъяснять: понимание вкусов, увлечений, обрядов, церемоний, ритуалов, нравов.

Уметь анализировать привычки, манеры, знать их отличие от традиций , обычаев, объяснять назначение тех или иных санкций в обществе,.

Знать сущность основных норм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры, уметь анализировать контр культуру. Понимание морали обществом,




П. 18 стр. 136-143отв. на вопр. 143































21

Формы культуры

1 час

Тематич.

лекция

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Массовая культура, ее проявления и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контр культуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Знать сущность основных форм культуры и ее разновидности, особенности молодежной субкультуры. Уметь анализировать контр культуру.




П.19 стр. 144-153




22

Религия

1 час

Комб.

урок

Различные определения религии, ее значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и божественное откровение. Понятие о церковном и библейском каноне.

Знать, что такое религия, некоторые особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме и их проявлении в истории человечества.

Схема « виды религий»

П.20 стр. 153-162. отв. на вопр. тр. 163




23

Искусство

1 час.

Комб.

урок

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусств. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства».

Знать, что такое искусств и как оно соотносится с художественной культурой. Пояснить, кто является субъектом культуры. Уметь анализировать произведения искусства. Определяя ценности, которыми оно обладает.




П. 21 стр. 163-173. отв на вопр. стр. 163, 173.




24

Образование

1 час

Комб. урок

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Порядок оказания платных образовательных услуг.

Знать, что представляет собой образование как институт общества, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки, что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в России,. Уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней, разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы, осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Схема «Формыобразования»

П.22 вопр. стр. 179




25

Наука

1 час

Комб.

урок

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки.




П. 23 вопр. стр. 188

Практикум стр. 189.































26

Повторительно-обобщающий урок. Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научных знаний.

1час

Обобщ. урок

Школьное образование как механизм приобщения подростка к основам культуры и научных знаний.

Знать роль школьного образования как механизм социализации . приобщения к основам культуры и научных знаний.




Тест.







Резерв.Повторение и подготовка к ГИА. 10 часов

27

Основные сферы и строение общества

1 час

Практ.

урок

Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Повт п. 1-2.




28-29

Мировое сообщество и глобальные проблемы современности.

2 час

конференция

Основные глобальные проблемы современного мира. Экологическая проблема, проблема ядерной войны. проблема севера и юга, демографическая проблема. Возможности решения глобальных проблем современности.

Глобализация как процесс создания новой системы мира.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Тест.




30

Социализация и воспитание как способы формирования человеческой личности.

1 час

Практ.

урок

Основные факторы формирования человеческой личности: социализация и воспитание. Основные признаки личности. Характеристика личности.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Тест.




31

Факторы производства и ограниченность ресурсов в экономике

1 час

Комб. урок

Основные факторы производства: труд. Земля, капитал. Предпринимательские способности.

Проблема ограниченности ресурсов. Возобновляемые ресурсы.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Вопр. стр188-189




32

Собственность и правовое регулирование имущественных отношений

1 час

Практ. урок

Формы собственности. Конституция РФ о формах собственности. Правовое регулирование гражданских отношений. Гражданский кодекс РФ.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Тест.































33

Сущность экономических реформ в России.

1 час

Комб.

урок

Проведение экономических реформ в России. Причины проведения и основные результаты реформ. Приватизация и ее результаты.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Вопр. стр. 188-189




34

Права человека и их защита

1 час

Практ. урок

Конституция РФ о правах и обязанностях граждан РФ. Уполномоченный по правам человека.

Европейский суд по правам человека.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Решение тестовых заданий различной сложности

Тест.




35

Права и обязанности граждан России

1 час

Итоговый урок.

Конституция РФ о правах и обязанностях граждан РФ. Уполномоченный по правам человека.

Европейский суд по правам человека.

Знать основные понятия темы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

-----------

---------




Похожие:

Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса
Данная рабочая программа составлена на основе Государственной программы. Программы общеобразовательных учреждений, допущена в соответствие...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе для 8 класса
Английский язык. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008....
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса
Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель: Бурмистрова Т. А. М: Просвещение,...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к Рабочей программе по геометрии 9 класса
Учебное издание. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / составитель: Бурмистрова Т. А. М: Просвещение,...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по истории древнего мира (5 класс)
Рабочая программа учебного курса «История» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по мхк для 10 класса
Г. И. Данидлова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 191 с. Программа рекомендована Министерством образования Российской...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по химии для 9 класса
Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О. С. Габриелян...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по алгебре 7 класс
«Примерной программы основного общего образования, по математике», 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2009, с использованием учебника...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе по физике для 8 класса
«Физика 8 класс» Пёрышкин А. В., М., Дрофа, 2001г. Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Физика 8...
Пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию для 9 класса iconПояснительная записка к рабочей программе
О. С. Габриелян: Программы для 8-11 классов образовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011г, составленной на основе федерального компонента...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница