Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме




Скачать 76.31 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока географии в 7 классе по теме
Дата16.11.2012
Размер76.31 Kb.
ТипУрок
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме

«Теория литосферных плит и ее практическое значение.»

Харченковой Ольги Александровны, учителя географии МОУ СОШ № 20

г. Сочи Краснодарского края


Цель урока: показать особенности расположения главных форм рельефа Земли и их соответствие тектоническим структурам земной коры.

Оборудование:

  1. Карта «Строение земной коры»

  2. Физическая карта мира.

  3. Мультимедиа-презентации

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Чем отличается гипотеза от научной теории?

(Гипотеза – это предположение. Она может оказаться истинной или ложной. Научная теория – это система знаний о существующих закономерностях).

2. В чем суть гипотезы дрейфа материков?

(На основании возможного  совмещения  береговых  некоторых материков, высказано предположение, что на Земле существовал единый материк, который потом раскололся)

3. Почему для описания движения материков мы используем глагол «дрейф», а не плавание, передвижение или какой-то аналогичный?

(Дрейф – это пассивное несамостоятельное передвижение)

4. На какие факты опирался А. Вегенер, высказывая предположение о материковом дрейфе?

(Совмещение береговых линий материков Африки и Южной Америки по обе стороны Атлантического океана).

5. Существуют ли новые факты, подтверждающие гипотезу Вегенера?

(Следы древнего (палеозойского)  оледенения на отдаленных друг от друга материках.Остатки похожих ископаемых растений и животных по обе стороны Атлантики.Одинаковое расположение слоев пород и их возраст на юго-востоке Америки и юго-западе Африки. Изучение направлений  магнитного поля в древности.  Открытие рифтовых зон в океанах).

6. Против названия эр Земли подпишите геологические  события, которые им соответствовали:

объединение Лавразии и Гондваны в единый материк Пангея;  

раскол Пангеи на Лавразию и Гондвану;

принятие материками современного облика;

поднятие отдельных  вулканов посреди  единого океана.

Архей и протерозой
Палеозой
Мезозой
Кайнозой

(Архей и протерозой  -  поднятие отдельных  вулканов посреди  единого океана.Палеозой  -  объединение Лавразии и Гондваны в единый материк Пангея
Мезозой  -  раскол Пангеи на Лавразию и Гондвану Кайнозой  -  принятие материками современного облика).

Ш. Объяснение нового материала.

  • Причиной дрейфа материков являются изменения земной коры вместе с подстилающей ее слоями верхней мантии. Расплавленное вещество мантии стремится к расширению и, расширяясь, приподнимает и раскалывает в некоторых местах земную кору. Изливающаяся на поверхность магма начинает раздвигать части, которые расположены по разным частям трещины. Современные исследования  доказывают наличие растяжения в рифтовых зонах срединно-океанических хребтов. Возраст океанической земной коры  нигде не превышает 180 млн лет, а  самые древние породы на материках старше 3,5 морд лет.   Это как раз доказывает факт раздвижения.  Но двигается не только земная кора. Мы знаем, что свойствами твердого тела обладает и верхняя мантия, которая крепко спаяна с вышележащими магматическими породами. Твердая  оболочка Земли – не только  земная кора, а блок, состоящий из нее и мантийного вещества. Такой блок называют  литосферной плитой. Материк является частью литосферной плиты. Сейчас насчитывают 7 крупных  и несколько малых плит. Верхняя часть такой плиты – земная поверхность, нижняя часть находится глубоко в астеносфере, а боковыми границами будут являться зоны разломов.(Вспомните что такое астеносфера)

  • Продолжим рассмотрение карты «Строение земной коры», с которой мы познакомились на прошлом уроке.  (Использован атлас «География материков и океанов». Федеральное агентство геодезии и картографии. М. 2006)

  •  Цветом на ней обозначены:

А) древние платформы

Б) зоны складчатости различных эпох.

Помимо цвета на карте существуют условные знаки, которые называют линейными. На этой карте они представлены черными линиями и стрелками, назначение которых нам предстоит узнать.

- Что по легенде карты означают черные линии, покрывающие сеткой поверхность Земли?

(Границы литосферных плит)

- Что означают стрелки и цифры около них?

(Скорость и направление движения литосферных плит).

- Назовите крупные литосферные плиты.

(Евразиатская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Антарктическая, Индо-Австралийская и Тихоокеанская)

- Приведите примеры скорости движения литосферных плит (рис 7 стр 14 учебника).

(Евразиатская – около 1 см в год; Африканская – 1,5 см в год; Индоавстралийская – до  7 см в год; Тихоокеанская – 10 см в год.)

- Какая единственная из крупных литосферных плит не имеет материка?

(Тихоокеанская)

Подвижные пограничные области литосферных плит называются  сейсмическими поясами. Сейсмические пояса на «Карте строения земной коры» обозначены красной штриховкой, действующие вулканы  -  красными «звездочками». Обратите внимание, что зоны землетрясений и вулканизма совпадают с границами литосферных плит.

  • Понятно, что нарождающаяся земная кора увеличивает поверхность Земли, поэтому помимо зон растяжения должны быть и зоны сжатия. Ведь если появляется новая площадь, то такая же площадь должна исчезнуть.

На границах плит зафиксированы несколько вариантов  взаимодействия:

1). Процесс раздвижения плит по разломам – рис. 8 стр. 17 уч-ка. 
Этот процесс идет в рифтовых зонах на дне океанов, но иногда наблюдается и на суше. Это район Великих Африканских озер, озеро Байкал в нашей стране. Образуется рифт и на дне Красного моря. Ученые считают, что  в этих  местах формируется океаническая впадина и в будущем зародится молодой океан.

2). Происходит столкновение материковых плит – рис.10 стр. 19 уч-ка.
Такого рода процессы идут на границе Индо-Австралийской и Евразийской плит. На этом месте было древнее море Тетис, на дне которого накопилось много осадочных пород. Осадочные породы при столкновении были смяты в складки и подняты на большую высоту – так возникли горы Гималаи.

3). 2). Происходит столкновение материковой и океанической  плит и нагромождение одной на другую – рис. 11 стр. 19 учебника.  
Предполагается, что глубоководные желоба и дуги океанических островов  образуются при этом же варианте сближения плит. Океаническая плита имеет большую плотность, чем континентальная, поэтому она погружается. При погружении она прогибается и образует желоб. В этой зоне происходят постоянные землетрясения и извержения вулканов.

3).Плиты скользят одна относительно другой в противоположных направлениях.

  • В 60-ых годах 20 века,  были исследованы факты, с которыми познакомились мы при изучении темы. Тогда же была создана теория литосферных плит, которая «выросла» из гипотезы дрейфа материков. На прошлом уроке мы не заполнили последнюю строчку таблицы «Развитие гипотезы». Нам осталось заполнить 4 этап – Превращение гипотезы в теорию. 

- Прочтите  и скажите определение научной теории.

(Научная теория – это система знаний о взаимосвязях  явлений природы).

- Назовите и выпишите в таблицу (которую начали заполнять на прошлом уроке) основные положения теории литосферных плит

(в строку 4 этап развития гипотезы - Превращение гипотезы в научную теорию).

А). Земная кора состоит из крупных блоков – литосферных плит.

Б).Литосферные плиты движутся в горизонтальном направлении

В).Границы литосферных плит проходят по срединно – океаническим хребтам  в океанах и по горным поясам на материках.

  • Теория литосферных плит имеет огромное значение. Прежде всего, она может объяснить, почему в одних местах Земли расположены горы, а в других равнины.   В зонах схождения и раздвижения  литосферных плит мы находили горы, области вулканизма, землетрясений, трещин земной коры, океанические впадины.  Силы, которые формируют эти формы рельефа называются внутренними или эндогенными. На карте «Строение земной коры» мы нашли области древнейшей и древней складчатости. В этих местах Земли располагаются будут располагаться старые разрушенные горы.

На самых старых участках  литосферных плит, расположенных, как правило, в центре и называемых платформами,  при слабом действии внутренних сил Земли будут   действовать силы внешние. К внешним  рельефообразующим силам Земли относятся действие воды, воздуха, нагрев и остывание земной поверхности. В результате действия этих сил – внешних или экзогенных – идут процессы разрушения горных пород (эрозия) и накопление осадочного  материала в понижениях. Это приводит к сглаживанию земной поверхности и образованию равнин. При дальнейшем изучении каждого материка мы найдем  равнинные и горные области и сумеем объяснить их происхождение.

  •  С  помощью теории литосферных плит можно объяснить и спрогнозировать катастрофические явления, происходящие на границах плит. К сожалению, наука пока не может предотвратить эти глобальные процессы, но научные разработки в этом направлении ведутся.  Особенно интересуют эти исследования те страны, которые расположены в зоне сейсмических поясов. Это – Япония, Новая Зеландия, Исландия, Чили, Армения и другие. В зону сейсмоактивности входят и некоторые территории нашей страны. По карте видно, что это Дальний Восток нашей страны – Курильские острова, Камчатка, Сахалин. Это разлом земной коры, в котором расположено озеро Байкал и Кавказские горы.

Определение границ литосферных плит является важной задачей геологии, потому что именно там не только находятся 80% всех действующих вулканов, но и могут возникнуть новые. Из курса географии 6 класса мы знаем о знаменитом Тихоокеанском огненном кольце. Теперь мы можем уточнить, что его вулканы расположены не просто по границам океана, а по границам самой большой литосферной плиты и является сейсмической зоной Земли.  Весьма отдаленные места могут быть связаны между собой  едиными глубинными процессами. 
Землетрясения, происходящие на границах плит, становятся виновниками опасных волн цунами, которые незаметны в океанах, но опасны на побережьях. Поэтому за этими областями ведется наблюдение.

IV Обобщающее повторение по теме – игра «Геологическое лото»

Каждому ряду дается лист лото. Учитель читает определения – ученики должны найти правильный ответ на листе лото. Если они называют правильный ответ – учитель отдает им карточку. Побеждает ряд, который быстрее всех заполнит свой лист лото.

V.Пояснения по домашнему заданию. Презентации по изученной теме «Литосферные плиты»


Литература.

  1. Герасимова Т. П. «Общая география. Учебник для 10 класса». С-Пб. «Спец. Лит». 2007

  2. Детская энциклопедия. Земля. М. «Педагогика». 1983

  3. Крылова О. В. «Материки и океаны. Учебник для 7 класса». М. «Просвещение». 2007.

  4. Кондратьев Б. А. Метревели П. М. «Уроки географии». М. «Просвещение» 1985

  5. Музафаров В. Г. «Основы геологии». М. «Просвещение. 1985

  6. Сухов П. В. «География. Учебник для 8 класса» М. «Просвещение». 1991.

  7. Ушаков С. А., Ясаманов Н. А. «Дрейф материков и климаты Земли». М. «Мысль». 2004;

  8. Интернет-ресурсы

Похожие:

Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconУрока: Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading»
Учебно-методическая разработка урока по теме «Reading» на основе умк кузовлева В. П. для 9 класса. (Материалы можно использовать...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме icon«Природные уникумы Урала»
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме»
Методическая разработка урока русского языка в 1 классе по теме: «Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconСвоеобразие природы урала
Методическая разработка содержит конспект урока географии в 8 классе и компьютерную презентацию, которая используется на всех этапах...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка может представлять собой
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка урока английского языка в 11 классе по теме «Новая Зеландия»
Цель урока: Обобщить изученный материал по теме: «Новая Зеландия», осуществить контроль знаний учащихся, практиковать использование...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка урока истории в 6 классе по теме
...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка открытого урока в 6-ом классе по теме
Лондона, формировать уважительное отношение к иной культуре, традициям и обычаям другой культуры, воспитывать умение работать в коллективе,...
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка урока обж по теме: «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде»
Проводится в 6 классе в разделе Безопасность и защита человека в опасных ситуациях
Методическая разработка урока географии в 7 классе по теме iconМетодическая разработка урока Конспект урока в 7 классе Обобщение по теме «Работа и мощность»
Уметь обобщать приобретенные знания и применять их на практике. Способствовать развитию интереса к предмету, коммуникативных умений,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница