Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии




Скачать 196.37 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии
Дата16.11.2012
Размер196.37 Kb.
ТипРабочая программа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ С ОСНОВАМИ ЭКОЛОГИИ


Составитель канд. биол. наук П. П. ГОРОЖАНИН

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель дисциплины – ознакомление студентов с основными концепциями биологической науки, проблемами экологии и охраны окружающей среды.

2. Учебные задачи дисциплины:


  • дать представление о предмете биологии, разнообразии живых организмов как источников получения всех продовольственных и многих непродовольственных товаров;

  • научить ориентироваться в вопросах экологии, работать с научной литературой и документами по соответствующим проблемам;

  • дать твердую теоретическую основу для оценки экологических аспектов качества сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, а также непродовольственных товаров и сырья для их изготовления.

3. Методы преподавания дисциплины:


  • лекции;

  • семинарско-практические занятия;

  • консультации преподавателей;

  • самостоятельная работа студентов.

4. Место дисциплины среди других дисциплин учебного плана


Наряду с другими естественно-научными дисциплинами данная дисциплина участвует в создании теоретической базы изучения специальных товароведных дисциплин, подготавливает студентов к изучению таких дисциплин, как «Биохимия», «Основы микробиологии», «Анатомия пищевого сырья», «Биоповреждаемость непродовольственных товаров».

5. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В итоге изучения дисциплины студент должен уметь ориентироваться в специальной литературе по биологии и экологии, разбираться в основных проблемах экологии и охраны окружающей среды.

6. Формы контроля:


  1. текущий контроль – подготовка докладов, рефератов, выступлений; промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

  2. итоговый контроль – экзамен в форме собеседования, в форме тестирования или в комбинированной форме.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ

Тема 1. Предмет и общая характеристика биологии


Биология – наука о жизни. Предмет биологии. Происхождение термина «биология». Основные методы науки биологии. Уровни организации и изучения жизненных явлений. Живые системы. Принципы классификации биологических наук: по предмету изучения (микробиология, вирусология, микология, ботаника, и др.); методам изучения (морфология, физиология, генетика и др.); уровню изучения живых объектов (молекулярная биология, цитология, гистология, анатомия и др.). Частные и общие разделы биологических наук. Связь биологии с другими естественными науками. Становление и развитие биофизики, биогеографии, биохимии, бионики и др. Новейшие направления биологических наук (генная инженерия и др.). Практическое значение достижений современной биологии для увеличения производства сельскохозяйственной продукции, решения кардинальных проблем медицины, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, создания безотходных технологических процессов. Значение выяснения механизмов биосинтеза белка и фотосинтеза для получения органических пищевых веществ вне живых организмов. Основные тенденции развития современной биологии.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 10,11,15–26].

Основная литература: [2. С. 132–134].

Вопросы для самопроверки


  1. Каковы современные тенденции развития биологических наук?

  2. В чем состоят принципы классификации различных отраслей биологии?

  3. С какими естественными науками тесно связана биология?

  4. Какие методы использовали биологи в XVIII веке?

  5. Назовите современные методы исследования, применяемые в биологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Современные тенденции развития биологических наук.

  2. Взаимосвязь биологии с другими естественными науками.

  3. Значение генной инженерии для сельского хозяйства и промышленности.

  4. Процесс фотосинтеза и его значение в масштабах планеты.

  5. Биология как теоретическая основа медицины и сельского хозяйства.

Рефераты и доклады по теме


  1. Взаимосвязь биологии и медицины.

  2. Значение биологии для развития товароведения.

  3. Современные достижения биологических наук.

  4. Краткая история развития биологии.

  5. Генетическая инженерия и её роль для сельского хозяйства и медицины.

Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле


Общефилософское значение проблемы происхождения жизни. Уровни организации живой материи (молекулярный, клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный). Основные свойства живых систем (единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция, ритмичность, энергозависимость). Резкие отличия живых организмов как особой ступени развития материи от объектов физики и химии. Определение понятия «жизнь» (Ф. Энгельс, М. В. Волькенштейн и др.).

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Гипотеза акад. А. И. Опарина. Абиогенный синтез важнейших органических соединений (работы Л. С. Миллера и др.). Понятие о коацерватных структурах. Переход химической эволюции в биологическую. Начальные этапы развития жизни на Земле. Основные эры и периоды эволюционного развития живых организмов. Происхождение и эволюция человека.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 103–115, 431–471].

Основная литература: [2. С. 134–144, 172–183, 188–195].

Вопросы для самопроверки


  1. Назовите основные уровни организации живой материи.

  2. Каковы основные свойства живых систем?

  3. Что такое обмен веществ?

  4. Каковы существующие гипотезы о происхождении жизни на Земле?

  5. В чем состоит суть гипотезы академика А. И. Опарина?

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Какие из свойств живых организмов наиболее универсальны?

  2. Сопоставление эволюционных воззрений Ж.-Б. Ламарка и Ч. Дарвина.

  3. Почему интенсивность обмена веществ сильно зависит от температуры?

  4. Какая из существующих гипотез о происхождении жизни кажется вам наиболее верной?

  5. Доказательства животного происхождения человека.

Рефераты и доклады по теме


  1. Основные этапы развития жизни на Земле.

  2. Работы Ч. Дарвина по эволюционной теории.

  3. Связь генетики и эволюционной теории.

  4. Развитие органического мира на Земле.

  5. Современные представления об эволюции человека.

  6. Обзор гипотез о происхождении жизни.

  7. Особенности обмена веществ в растительных организмах.

Тема 3. Клеточное строение живых организмов


Клеточная теория строения организмов (М. Шлейден и Т. Шванн). Клетка – структурная и функциональная единица строения всех живых организмов. Современная формулировка основных положений клеточной теории. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Неклеточные формы жизни – вирусы. Методы исследования строения и функции клеток. Важнейшие химические компоненты клеток. Основные структурные компоненты клеток. Понятие о прокариотах и эукариотах. Роль цитоплазмы, ядра, митохондрий, вакуолей, рибосом и других органоидов. Различия строения растительной и животной клетки. Способы деления клеток. Понятие о плоидности. Жизненный цикл клетки.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 116–159].

Основная литература: [2. С. 144–150].

Вопросы для самопроверки


  1. Каковы основные положения клеточной теории?

  2. Каковы различия между прокариотическими и эукариотическими клетками?

  3. Каковы основные различия между клетками растений и животных?

  4. Назовите основные структурные компоненты клетки.

  5. Как происходит митотическое деление клетки?

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Каков элементарный состав клеток?

  2. Что такое биополимеры?

  3. Структура и функции белков.

  4. Структура и функции нуклеиновых кислот.

  5. Сравнение строения и функций митохондрий и хлоропластов.

Рефераты и доклады по теме


  1. Строение и практическое значение вирусов.

  2. Сравнительная характеристика структуры растительных и животных клеток.

  3. История развития учения о клетке.

  4. Современные методы исследования клеток.

  5. Мир одноклеточных организмов.

Тема 4. Размножение и развитие живых организмов


Формы размножения организмов (бесполое, вегетативное, половое). Чередование форм размножения. Процесс мейоза и развитие половых клеток. Оплодотворение. Партеногенез. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды онтогенеза. Биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

Физиология человека.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 199–253].

Основная литература: [2. С. 150–152].

Вопросы для самопроверки


  1. Чем отличается бесполое размножение от полового?

  2. Назовите формы бесполого размножения.

  3. Что такое мейоз?

  4. Каково биологическое значение мейоза?

  5. Опишите сущность оплодотворения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Сходства и различия между сперматогенезом и онтогенезом.

  2. Преимущества полового способа размножения перед бесполым.

  3. Эволюция способов размножения.

  4. Что такое онтогенез?

  5. Основные периоды онтогенеза.

Рефераты и доклады по теме


  1. Формы размножения живых организмов.

  2. Чередование форм размножения в жизненных циклах различных организмов.

  3. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и его современная формулировка

  4. Эволюция форм размножения в истории Земли.

  5. Размножение как универсальный признак живых систем.

Тема 5. Основы генетики и селекции


Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Понятие о гене. Генотип, фенотип и норма реакции. Типы изменчивости. Основные закономерности наследования признаков – законы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности. Цитологические основы генетических закономерностей. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Генотипическое определение пола и его хромосомный механизм. Наследственные болезни человека. Связь генетики и эволюционной теории.

Селекция – наука о принципах и методах создания и совершенствования пород сельскохозяйственных животных, сортов культурных растений и штаммов промышленных микроорганизмов. Основные методы селекции. Явления инбридинга и гетерозиса, их практическое применение. Успехи традиционной селекции, их роль в решении продовольственной проблемы, получении важных медицинских препаратов и др. Достижения современной генной инженерии и возможные отрицательные аспекты получения и использования «трансгенных» сортов пищевых растений и штаммов микроорганизмов – продуцентов ценных для человека веществ.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 315–351].

Основная литература: [2. С. 152–163].

Вопросы для самопроверки


  1. Универсальны ли законы Г. Менделя?

  2. Что такое «сцепленная наследственность?

  3. Дайте определения понятиям «генотип», «фенотип» и «норма реакции».

  4. Каков исторический вклад Т. Моргана и его учеников в формирование генетических концепций?

  5. Какова роль селекции в решении мировых сельскохозяйственных проблем?

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. История развития представлений о наследственности и изменчивости.

  2. Предмет и методы генетики.

  3. Значение селекции для хозяйственной деятельности человека.

  4. Трансгенные живые организмы и их практическое значение.

  5. Практические достижения селекции.

Рефераты и доклады по теме


  1. Становление и развитие генетики: драма идей.

  2. Успехи селекции в XX веке.

  3. Современные методы селекции и достижения селекционеров.

  4. Проблемы практического использования достижения генной инженерии.

  5. Практические преимущества и недостатки трансгенных растений.

Тема 6. Многообразие живых организмов


Систематика – наука о многообразии организмов, выявлении их сходства и различий и их классификации. Система живого мира. Работы К. Линнея. Бинарная латинская номенклатура для обозначения видов живых организмов. Искусственная и естественная классификация. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род и вид.

Царство прокариотов («дробянок»). Основные группы бактерий. Особенности их обмена веществ, размножения. Практическое значение бактерий в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Роль изучения бактерий для специалиста-товароведа. Сине-зеленые водоросли (цианобактерии) и их практическое значение.

Царство грибов. Особенности строения, обмена веществ, размножения грибов. Классификация грибов. Практическое значение плесневых грибов, дрожжей и съедобных шляпочных грибов в медицине, сельском хозяйстве, промышленности. Бактерии и грибы, как продуценты ценных для человека веществ, возбудители практически важных технологических процессов, деструкторы продовольствия и непродовольственных материалов (порча пищевых продуктов, биоповреждаемость сырья и товаров), возбудители заболеваний растений, животных и человека.

Царство растений. Общие свойства растительных организмов (скелетная роль клеточной стенки, автотрофность, прикрепленность к субстрату, особенности расселения, способность к регенерации, закономерная смена гетероплоидных генераций и др.). Отличия растений от животных. Деление царства на низшие и высшие растения. Особенности классификации растений. Цветковые растения как наиболее сложно устроенные, занимающие господствующее положение в растительном покрове Земли и имеющие наибольшее практическое значение (источники пищевых и лекарственных веществ, древесины и другого технического сырья).

Царство животных. Особенности животных организмов (подвижность, наличие скелета, гетеротрофность, наличие нервной системы и сложных поведенческих реакций, отсутствующих у растений, способность к миграциям). Деление царства на беспозвоночных и позвоночных животных. Основы классификации животных. Значение животных в жизни человека – медицинское, сельскохозяйственное, промысловое и др. Роль изучения животного сырья для специалиста-товароведа.

Положение человека в системе животного мира. Антропология – наука о биологической природе человека. Человек как биосоциальное существо. Современный этап эволюции человека.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 27–100].

Основная литература: [2. С. 165–172].

Вопросы для самопроверки


  1. Что такое систематика?

  2. Каковы её основные разделы?

  3. Чем естественные системы отличаются от искусственных?

  4. Каковы основные таксономические единицы?

  5. Назовите основные царства живого мира.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Многообразие одноклеточных организмов.

  2. Практическое значение микроорганизмов.

  3. Значение работ К. Линнея для развития биологии.

  4. Особенности грибов как отдельного царства.

  5. Водоросли и их практическое значение.

  6. Лишайники и их значение в природе.

  7. Особенности хвойных растений и их экономическое значение.

  8. Многообразие лекарственных растений.

  9. Основные группы культурных растений.

  10. Значение беспозвоночных животных в жизни человека.

  11. Хозяйственная роль птиц и млекопитающих животных.

Рефераты и доклады по теме


  1. Роль микроорганизмов в природе и жизни человека.

  2. Разнообразие водорослей и их практическое значение.

  3. Разнообразие грибов и их практическое значение.

  4. Роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

  5. Многообразие цветковых растений и их практическое значение.

  6. Мир птиц: их разнообразие и практическое значение.

  7. Разнообразие рыб и их хозяйственное значение.

  8. Мир насекомых: их разнообразие и роль в жизни людей.

  9. Разнообразие зверей и их хозяйственное использование.

  10. Основные этапы эволюции человека.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 1. Организм и среда


Экология как одна из биологических наук. Предмет и задачи экологии. Характеристика внешней среды. Понятие об экологических факторах. Классификация экологических факторов (абиотические, биотические, антропогенные). Изменчивость внешних условий. Оптимум фактора. Взаимодействие факторов. Взаимозависимость организма и среды. Важнейшие абиотические факторы (свет, температура, влажность, химический состав среды (в том числе соленость), наличие и доступность кислорода, электромагнитные и радиоактивные излучения). Понятие о лимитирующем факторе. Явление периодичности в действии факторов. Суточные и сезонные ритмы. Биотические факторы – формы взаимоотношений между организмами (нейтрализм, симбиоз, антагонизм, паразитизм, хищничество).

Пищевые взаимоотношения организмов. Экологическая система, биоценоз, биогеоценоз. Структура и устойчивость биогеоценозов. Природные и искусственные экосистемы (в том числе агробиоценозы). Понятие о пищевых цепях и экологических пирамидах. Смена биогеоценозов. Круговорот веществ в природе.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 547–578].

Основная литература: [1. С. 41–74; 2. С. 195–206].

Вопросы для самопроверки


  1. Что изучает экология?

  2. Как классифицируют экологические факторы?

  3. Что такое лимитирующий фактор?

  4. Сформулируйте определение термина «биогеоценоз».

  5. Какие экологические факторы отличаются периодичностью?

  6. От чего зависит устойчивость биогеоценоза?

  7. Назовите основные структурные компоненты биоценоза.

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Закономерности процессов смены биоценозов.

  2. Формы взаимоотношений организмов в природе.

  3. Понятие о «климаксных» сообществах и «сукцессии».

  4. Явление ярусности в лесных растительных сообществах.

  5. Влияние периодических экологических факторов на поведение животных в природе.

Рефераты и доклады по теме


  1. Влияние сезонных изменений внешних условий на жизнь растений и животных.

  2. Влияние человека на биогеоценозы.

  3. Предмет и задачи экологии.

  4. Структура и устойчивость биогеоценозов.

  5. Сравнение природных и искусственных экосистем.

Тема 2. Биосфера и человек


Биосфера и ее границы. Понятие о биомассе и ее свойствах. Превращения энергии в биосфере. Биосфера и эволюция. Экология человека. Роль человека в биосфере. Возникновение ноосферы (акад. В. И. Вернадский). Нарушение человеком природных закономерностей в биогеоценозах Земли и его последствия. Влияние человеческой деятельности на биосферу. Возможность экологического кризиса и возможные пути его предотвращения. Природные и искусственные чрезвычайные экологические ситуации и пути их преодоления. Значение экологических знаний для изучения товароведения. Понятие об «экологической чистоте» продовольствия и промышленных материалов, питьевой воды, воздуха и почвы.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 579–596].

Основная литература: [1. С. 107–111, 123–134; 2. С. 195–206].

Вопросы для самопроверки


  1. Сформулируйте понятие «биосфера».

  2. Каковы границы биосферы?

  3. Перечислите основные аспекты воздействия человека на биосферу.

  4. Насколько вероятен глобальный экологический кризис?

  5. Каковы возможные пути его предотвращения?

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Свойства биосферы.

  2. Какова биотическая структура экосистем?

  3. Круговорот углерода в биосфере.

  4. Круговорот энергии в биосфере.

  5. Антропогенные загрязнения природной среды.

Рефераты и доклады по теме


  1. Отрицательное воздействие на природу хозяйственной деятельности человека.

  2. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

  3. Антропогенные загрязнения биосферы Земли.

  4. Химическое и радиоактивное загрязнение воды, воздуха и почвы.

  5. Отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и пути его преодоления.

Тема 3. Охрана природы


Экология и охрана природы. Важность поддержания естественного равновесия в окружающей человека среде обитания. Нарастающая необходимость комплексных природоохранных мер. Охрана природы как важнейшая задача экологов. Охрана почв, воздуха и водных бассейнов, отдельных видов и целых экосистем. Создание национальных парков и природных заповедников. Политические и экономические аспекты комплексных природоохранных мероприятий. Взаимосвязь экологии и экономики. Биолого-экологический практикум.

Литература


Базовый учебник: [1. С. 597–600].

Основная литература: [1. С. 189–199, 209–221; 2. С. 195–206].

Вопросы для самопроверки


  1. Почему необходимо охранять природу?

  2. Перечислите основные виды природоохранных мероприятий.

  3. Как связана экономика и экология?

  4. Что такое комплексные природоохранные мероприятия?

  5. Почему так важны международные усилия в деле охраны природы?

Вопросы и задания для самостоятельной работы


  1. Роль создания заповедников и заказников для сохранения редких видов.

  2. Почему виды живых организмов необратимо исчезают, т. е. реконструировать их невозможно?

  3. Красные книги редких и исчезающих видов флоры и фауны Земли.

  4. Видные деятели международного природоохранного движения.

  5. Творчество и деятельность Дж. Даррелла.

Рефераты и доклады по теме


  1. Значение биологии для профессиональной деятельности товароведа.

  2. Сохранение экологического равновесия в природе – важнейшая задача человечества.

  3. Значение международного сотрудничества в деле обеспечения природоохранной деятельности.

  4. Пути достижения «экологической чистоты» товаров и изделий.

  5. Важность осознания людьми необходимости охраны природы.

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Базовый учебник


  1. Пехов А. П. Биология с основами экологии. – СПб. : Лань, 2000.

Основная литература


  1. Валова (Копылова) В. Д. Основы экологии. – М. : Дашков и К, 2002.

  2. Концепции современного естествознания: учебное пособие / Н. И. Герасименко, П. П. Горожанин, В. В. Логвинов, Н. П. Храмеева / под ред. П. А. Полякова. – М. : Изд-во Рос. экон. акад., 2006. – Ч. II. Гл. 1–5, 7.

Дополнительная литература


  1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. – М. : Юнити, 1999.

  2. Бродский А. К. Краткий курс общей экологии. – СПб. : ДЕАН, 1999.

  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – Т. 1–3. – М. : Мир, 1996.

  4. Дюв К. де. Путешествие в мир живой клетки. – М. : Мир, 1987.

  5. Красилов В. А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. – М. : Просвещение, 1992.

  6. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология. – М. : Высшая школа, 1996.

  7. Сергеева М. Н. Природа угощает. – М. : ТЕРРА, 2001.

  8. Шилов И. А. Экология. – М. : Высшая школа, 1997.

IV. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Вопросы к экзамену по дисциплине


  1. Предмет и задачи биологии. Основные методы биологии.

  2. Принципы классификации биологических наук.

  3. Классификация биологических наук. Частные и общие разделы.

  4. Связь биологии с другими естественными науками.

  5. Основные достижения современной биологии.

  6. Основные тенденции развития современной биологии.

  7. Уровни организации живой материи.

  8. Основные свойства живых организмов.

  9. Современные представления о возникновении и развитии жизни на Земле.

  10. Клеточная теория: основные положения, роль в развитии биологии.

  11. Строение и функции клетки.

  12. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Неклеточные формы жизни.

  13. Основные структурные компоненты клеток и их функции.

  14. Прокариоты и эукариоты.

  15. Способы деления клеток. Жизненный цикл клетки.

  16. Формы размножения живых организмов.

  17. Генетика как раздел биологии, ее роль и значение.

  18. Основные закономерности наследования признаков (Г. Мендель). Генотип, фенотип, норма реакции.

  19. Цитологические основы наследственности (Т. Морган). Генотипическое определение пола.

  20. Селекция: характеристика, научное и практическое значение.

  21. Систематика живых организмов. Искусственная и естественная классификация.

  22. Система живого мира. Основные систематические категории.

  23. Общая характеристика царства прокариотов (дробянок), их практическое значение.

  24. Общая характеристика царства грибов, их практическое значение.

  25. Царство растений. Общие свойства растительных организмов.

  26. Отличия растений от животных.

  27. Особенности классификации растений. Деление царства на низшие и высшие растения.

  28. Общая характеристика и практическое значение водорослей.

  29. Цветковые (покрытосеменные) растения: особенности строения, место в растительном покрове Земли.

  30. Общая характеристика и практическое значение цветковых растений.

  31. Общая характеристика царства животных. Отличия от растений.

  32. Особенности животных, основы их классификации.

  33. Деление царства животных на беспозвоночных и позвоночных. Основные типы животных.

  34. Общая характеристика и практическое значение беспозвоночных животных.

  35. Значение животных в жизни человека.

  36. Общая характеристика, особенности классификации класса насекомых.

  37. Значение насекомых в биосфере и в жизни людей.

  38. Общая характеристика и практическое значение рыб.

  39. Общая характеристика и практическое значение птиц.

  40. Общая характеристика и практическое значение млекопитающих.

  41. Предмет и задачи экологии.

  42. Характеристика внешней среды. Классификация экологических факторов.

  43. Важнейшие абиотические факторы внешней среды.

  44. Периодичность действия абиотических факторов. Лимитирующий фактор.

  45. Суточная и сезонная периодичность действия экологических факторов.

  46. Основные биотические факторы и их характеристика.

  47. Пищевые взаимоотношения организмов. Пищевые цепи и экологические пирамиды.

  48. Понятие о биогеоценозе. Смена биогеоценозов в природе.

  49. Структура и устойчивость биогеоценозов.

  50. Природные и искусственные экосистемы: сравнительная характеристика.

  51. Круговорот веществ в биосфере.

  52. Круговорот энергии в биосфере.

  53. Биосфера: характеристика, границы, свойства.

  54. Роль человека в биосфере.

  55. Нарушение человеком природного равновесия в экосистемах и его последствия.

  56. Влияние человеческой деятельности на биосферу и его последствия.

  57. Возможность экологического кризиса и возможные пути его предотвращения.

  58. Значение экологических знаний для изучения товароведения.

  59. Роль охраны природы в жизни человечества.

  60. Взаимосвязь экологии и экономики.

  61. Политические и экономические аспекты комплексных природоохранных мер.

V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование

разделов и тем

Всего, ч.

Аудиторные занятия, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Лекции

Практ. занятия

1

2

3

4

5

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ

Тема 1. Предмет и общая характеристика биологии

4

4





Тема 2. Возникновение и развитие жизни на Земле

16

4

4

8

Тема 3. Клеточное строение живых организмов

20

4

8

8

Тема 4. Размножение и развитие живых организмов

17

4

5

8

Тема 5. Основы генетики и селекции

16

4

4

8

Тема 6. Разнообразие живых организмов

23

8

8

7

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

Тема 1. Организм и среда

18

6

4

8

Тема 2. Биосфера и человек

18

6

4

8

Тема 3. Охрана природы

18

6

4

8

Итого

150

46

41

63


Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconПояснительная записка Программой предмета «Биология с основами экологии»
Учебно-методические материалы (заочное обучение) по дисциплине «Биология с основами экологии» / по направлению подготовки 110400...
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconБиология фчз А618157 Биология с основами
Биология с основами экологии : учебник / ред. А. С. Лукаткин. М. Академия, 2008. 397 с
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconБалашовский филиал ларионов М. В. Биология с основами экологии
Б63 Биология с основами экологии: Учебно-методическое пособие для студентов очного и заочного отделений небиологических специальностей...
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Биология с основами экологии» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общеобразовательных дисциплин государственного образовательного стан
Учебно-методический комплекс: Биология с основами экологии(Учебная и рабочая программы, методические материалы). Направление 110300...
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconЛитература Основная: Биология с основами экологии. Учебник для вузов
Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д. В. Вахненко. Т. С. Гарнизоне си. Колесников. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 448...
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconПрограмма дисциплины биология с основами экологии
«Биохимия», «Основы микробиологии», «Анатомия пищевого сырья», «Биоповреждаемость непродовольственных товаров»
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconРабочая программа учебной дисциплины физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров 2011 г
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» разработана на основе...
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconПрограмма дисциплины ен. Ф. Биология с основами экологии «050201. 65 математика с дополнительной специальностью»
Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т д
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconРабочая программа дисциплины «многомерные методы в экологии»
Рабочая программа по курсу «Многомерные методы в экологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины биология с основами экологии iconРабочая программа Учебная дисциплина Биология с основами экологии
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница