Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»




Скачать 119.01 Kb.
НазваниеНаучно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Дата06.09.2012
Размер119.01 Kb.
ТипДокументы


Научно-практическая конференция школьников и педагогов

« Первые шаги в науку»


Технология индивидуализированного воспитания (Школа творчества Волкова И.П.) и практическое применение технологии творческого развивающего обучения в учебно – воспитательном процессе.


Предметная область: педагогика


Автор: Алешина Татьяна Петровна,

учитель истории и

общественных дисциплин


Лицей №27

Технология индивидуализированного воспитания

(Школа творчества Волкова И.П. и практическое применение

технологии творческого развивающего обучения

в учебно-воспитательном процессе)


Алешина Т. П. - учитель истории и

общественных дисциплин высшей категории.


Работа учителя по реализации индивидуального подхода к учащимся на уроке и во внеурочной деятельности требует от педагога знания технологий индивидуализированного воспитания. В данной статье раскрывается технология творческого развивающего обучения Волкова И.П., описываются особенности методики, выделяется школа творчества И.П.Волкова, возрастные этапы технологии, формы работы с детьми. Основное внимание уделяется требованиям, которые предъявляются к учителю в организации учебно-воспитательного процесса и практическому применению технологии И.П.Волкова на уроках и во внеурочной деятельности.


В современных условиях обучения изучение индивидуальных особенностей детей и организация индивидуального подхода приобретает все большее значение и актуальность из-за стремления молодого поколения получать качественно иной образовательный материал.

Современные условия жизни предоставляют большой выбор дополнительных средств, помимо школы, для выполнения задач всестороннего развития подрастающего поколения. Повышается культура и благосостояние семьи, что существенно влияет на уровень воспитанности детей, отражается на развитии их индивидуальных способностей и склонностей. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности проявить, раскрыть свои свойства, заложенные природой, сформированные в нем жизнью и воспитанием,

В педагогической теории индивидуальный подход рассматривается как один из важнейших принципов обучения и понимается как ориентация на индивидуально-психологические особенности ученика ,выбор и применение соответствующих методов и приемов, различных вариантов заданий .Он является дидактическим принципом, вносящим свои коррективы в организацию процесса обучения.  Психолого-педагогические
исследования последних десятилетий  показали,  что  первостепенное  значение имеет как знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей, так  и учет  личностных  характеристик  и  возможностей  воспитанников.  Личностный подход понимается как  опора  на  личностные  качества.  Последние  выражают
очень важные для воспитания характеристики  –  направленность  личности,  её ценностные  ориентации,   жизненные   планы,   сформировавшиеся   установки, доминирующие  мотивы  деятельности  и  поведения.  (4)
        Принцип   личностного   подхода   в   воспитании   требует,   чтобы
воспитатель: 1) постоянно изучал и хорошо  знал  индивидуальные  особенности темперамента,   черты   характера,   взгляды,    вкусы,    привычки    своих воспитанников;   2)   умел   диагностировать   и   знал   реальный   уровень сформированности  таких  важных  личностных  качеств,  как  образ  мышления, мотивы, интересы, установки, направленность  личности,  отношение  к  жизни, труду,  ценностные  ориентации,  жизненные  планы  и  другие;  4)  постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все  усложняющейся  по трудности   воспитательной   деятельности,   обеспечивающей    прогрессивное развитие личности; 4)  своевременно  выявлял  и  устранял  причины,  которые могут помешать достижению цели,  а  если  эти  причины  не  удалось  вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику  воспитания  в  зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;  5)  максимально  опирался  на собственную активность личности; 6)  сочетал  воспитание  с  самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7)  развивал самостоятельность, инициативу  самодеятельность  воспитанников,  не  столько руководил,  сколько  умело  организовывал  и  направлял  ведущую  к   успеху деятельность.(4)
        В числе индивидуальных  особенностей,  на  которые  надо  опираться
воспитателю,  чаще  других  выделяются  особенности  восприятия,   мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя  при  массовом  воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно,  воспитатель, если он желает добиться успеха,  вынужден  идти  на  дополнительные  затраты времени, энергии, средств,  собирая  важные  сведения,  без  которых  знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей школьников являются: планомерные, систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи, связанные с положением ребенка в коллективе, с отношением к товарищам, его позицией в группе. Главное заключается в том, чтобы всесторонне изучить ребенка и опираться на его положительные качества в преодолении имеющихся недостатков. В этом и состоит понимание индивидуального подхода(4).

Учитывая  возросший  уровень  знаний  современных  школьников, их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться:  не только в области своей специальности, но и в  области  политики, искусства, общей  культуры,  должен  быть  для  своих  воспитанников  высоким  примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Изучая современные образовательные технологии, технологии индивидуализированного обучения, я обратила внимание на школу творчества Волкова И.П.. Селевко Г.К., автор книги «Современные образовательные технологии», подробно описывает системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности, где выделяет школу творчества Волкова И.П. ,особенности методики и возрастные этапы технологии. Эта технология, наряду с технологией технического творчества Г.С. Альтшуллера (ТРИЗ) и технологией общественного творчества И.П.Иванова, является технологией, в которой развитие творческих способностей ребенка является приоритетной целью

Волков Игорь Павлович - педагог-новатор, заслуженный учитель РФ (г. Реутов Московской обл.). Им разработана и осуществлена технология творческого развивающего обучения, в соответствии с которой последовательно формируются творческие способности личности на основе свободного выбора ребенком внеурочной деятельности

 Игорь Павлович, учитель рисования и пения (с 1952 г.). Я узнала об этом, прочитав статью Щетинина М.П. и Палтышева Н.Н., опубликованную в журнале Педагогика(2010г.). Авторы статьи считают, что И.П.Волков убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаем ость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, т.е. не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что “все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями”. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят. И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так: «В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!»(2)

Творчество, индивидуальность, художество, считает И. П. Волков, проявляются даже в минимальном отступлении от образца. Но чтобы создать конкретный продукт творческого характера, нужны как общеобразовательные, так хотя бы минимальные общепрофессиональные знания. В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в начальных классах были разработаны уроки творчества Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого; 7) контроль учителя за работой ученика, индивидуальный подход. Новаторская идея И.П. Волкова, по мнению авторов статьи, заключается в том, что он создал механизм выявления творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы, примерно по таким разделам: углубленное изучение программных и непрограммных предметов; опытная и исследовательская работа, например, по биологии; работа по искусству; участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Это основные направления самостоятельных работ, на самом деле они более разнообразны. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков - все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.
Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков.(2)

Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так.

1. В любую творческую комнату может прийти ученик любого класса в любое время учебного года (независимо от успеваемости или развития) и установить свой ритм работы (систематически или “через раз”).

2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

3. Организация и методика работы творческой комнаты уникальны для каждого случая и зависят от цели, поставленной учителем1.

За год ученик знакомится на практике с несколькими видами труда и может определить свои предпочтения. Соответствующая запись делается в “творческой книжке”(2).

Я согласна с авторами статьи, что в целом система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

В книге СелевкоГ.К. »Современные образовательные технологии выделяется школа творчества Волкова

  • • Компьютерный подход к обучению: детям даются алгоритмы решения конкретных задач, в первую очередь творческих; к ним прилагается информационное и исполнительское обеспечение.

  • • Обучение по двум равноценным направлениям: 1) единая базовая программа; 2) творческая деятельность.

  • • Блочно-параллельная структура учебного материала.

  • • Выявление, учет и развитие индивидуальных творческих способностей (творческие книжки и дневники).

  • • Начальный период формирования талантливости в рамках массовой школы. •  Включение важнейших для данной сферы методов науки и обобщенных способов решения проблем. (1) Особенности методики

  • Свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно, не чувствует подчинения учителю.

  • Педагогика сотрудничества, сотворчество ученика и учителя.

  • Применение методик коллективной работы: мозговая атака, организационно – деятельностная игра, свободная творческая дискуссия.

  • Игровые методики.

  • Мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.(1)

Возрастные этапы технологии по Волкову:

Начальная школа:

- игровые формы творческой деятельности;

- знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;

- освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);

- обнаружение в себе автора, способного создать какие-то творческие продукты;

- формирование коллективно-оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам. Среднее звено:

- техническое творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, радиолюбительство, конструирование и т.д.);

- участие в литературных, театральных, музыкальных мероприятиях;

- изобразительное творчество. Старшая ступень:

- выполнение творческих проектов, направленных на то, чтобы сделать окружающий мир лучше;

- исследовательские работы;

- литературные, художественные и музыкальные сочинения.(1)

Формы работы с детьми по И.П.Волкову:

  • Уроки творчества;

  • Творческая книжка;

  • Творческие комнаты

Уроки творчества для младших школьников. Содержание материала и построение обучения позволяют выявить и целенаправленно развивать задатки и способности детей, вырабатывать способность проявлять творчество в любом деле.

В приобщении школьников к самостоятельной и творческой деятельности широко используются все формы внеклассной работы, но с одним условием - работа должна быть направлена на создание конкретного продукта, который можно было бы фиксировать в творческой книжке (изделия, модели, макеты, устройства, сочинения, литературные и музыкальные произведения, изобретения, исследования и т.п.).

В дополнение к существующим формам внеклассной работы предлагается новая - творческие комнаты. В творческой комнате любого типа (литературной, физической, химической, биологической и т.д.) ученики, независимо от возраста, получают начальную профессиональную подготовку. Например, в литературной творческой комнате ученики обучаются правилам написания литературных произведений разных жанров; в биологической — проводят исследования, опыты: в технической - овладевают профессиональными навыками работы инструментами и на станках при изготовлении каких-либо изделий, а также конструирования, изобретательства и т.п.(2)

В системе И.П.Волкова разработаны творческие книжки школьника. Это документ, в котором отмечаются все самостоятельные (а не только творческие) работы, выполненные сверх учебной программы, соответствующие определенным нормам, например: 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменные работы (рефераты, конспекты) объемом не менее 15 страниц и т. д . При выдаче книжка заверяется печатью на каждом развороте и учитывается при поступлении в другие учебные заведения. Я согласна с авторами статьи, что школа творчества И.П.Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству и потребности в нем.

Особенности методики мне, как педагогу, очень близки. В своей педагогической деятельности, на уроках общественных дисциплин, на уроках истории, риторики и во внеурочной работе я часто применяю игровые методики, методики коллективной работы, провожу уроки творчества, применяю творческие задания по выбору, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Ученики старших классов выполняют творческие проекты, проводят исследовательские работы. За годы работы мною подобран и составлен перечень индивидуальных творческих заданий по выбору для каждого раздела истории и риторики.

Таким образом, в основу учебно-воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность. Работа учителя по реализации индивидуального подхода на уроке и во внеурочной деятельности ставит в центр системы требований к учителю определенные знания, умения и профессионально-значимые личностные качества.(3)

Знания и умения: владение педагогическими технологиями индивидуализации учебного процесса; умение диагностики индивидуальных различий учащихся; умения поиска, накопления, систематизации и анализа разнообразных методов и приемов обучения.

Профессионально значимые личностные качества: эмпатия, вариативное и творческое мышление, опирающееся на развитую педагогическую фантазию(3)

В самом общем плане основная цель обучения и воспитания - разностороннее развитие учащихся. И, если говорить о развивающем обучении и воспитании, то можно сделать выводы: развивающее обучение можно организовать для всех учащихся в классе, только индивидуализируя обучение; развивающее обучение должно способствовать развитию не столько существующих интеллектуальных свойств ребенка, сколько тех, которые еще не существуют, но для возникновения которых имеются предпосылки.

Список использованной литературы:


  1. СелевкоГ.К. «Современные образовательные технологии»;учебное пособие ; М .Народное образование 1998 г.

  2. Палтышев Н.Н.,Щетинин М.П. «Волков Игорь Павлович» :статья в журнале «Педагогика» 2010 г.

  3. Макаров Ю.А. «Концепция-Технология индивидуализированного обучения»^http//makarov-tio.ru

  4. Реферат по педагогике на тему «Индивидуализация в учебно-воспитательном процессе»; автор-johhhn@online.ru,студент 230 группы СГУ




Похожие:

Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» качество пищевых продуктов: микробиологический и химический анализ
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconНазвание работы
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconКомплексный анализ качества питьевой воды в
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconОценка экологической составляющей туристско-рекреационного потенциала брянской области
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconНаучно-исследовательская работа по теме «Исследование коэффициента трения подошв школьной сменной обуви о различные поверхности»
Международная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку»
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» История улицы Большой Московской в конце XIX нач. XX века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 с углубленным изучением отдельных предметов»...
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Организация снабжения русской армии в период Отечественной войны 1812 года
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №52 г. Брянска с углубленным изучением...
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconМеждународная научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» Участие Брянцев в снабжении русской армии во время Отечественной войны 1812 г
Участие простых граждан в материальной поддержке русской армии
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconИсследовательская работа на тему «Проблемы оптимизации двигательного режима гимназистов»
Научно-практическая конференция школьников «Первые шаги в науку» (Предметная область Экология)
Научно-практическая конференция школьников и педагогов «Первые шаги в науку» iconГородская научно-практическая конференция школьников «первые шаги в науку» Правильные многогранники вокруг нас
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Брянска с углубленным изучением отдельных предметов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница