Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна




НазваниеОрганизация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна
страница1/9
Дата16.11.2012
Размер0.83 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ УЧАЩИХСЯ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ

Павлова Ирина Сергеевна
учитель русского языка и литературы
Макаровской основной общеобразовательной школа Рыбинского МР Ярославской области

Основные понятия

Обучение в школе - это значительная часть жизни ребёнка, когда он не только получает знания, образование, но и приобретает жизненно важные умения и навыки, осваивает способы различных видов деятельности, которые обеспечат успешность в семейной и профессиональной жизни, конкурентоспособность и востребованность в обществе.

Сельская малочисленная школа имеет большие возможности для осуществления личностно - и индивидуально - ориентированного подхода к организации воспитательного процесса. В то же время эти возможности ограничены рядом факторов, учитывать которые сегодня вынуждена как сама школа, так и ее окружение, органы образования, чтобы обеспечить социальное становление ребенка, обучающегося в сельской малочисленной школе.

Так как жизнедеятельность небольшой школы происходит преимущественно в разновозрастных коллективах (учащиеся, педагоги, родители, общественность села), то базовой единицей организации взаимодействия является разновозрастная группа (РВГ), о разновозрастное обучение (РВО) – ресурсом качественного изменения образовательного процесса в сельской малочисленной школе. На разновозрастных занятиях, как показывает практический опыт, можно использовать широкий спектр различных форм и методов для организации обучения в диалоге, которые учат работать с информацией, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения, развивают речь, способность адаптироваться к новой ситуации

Одним из способов решения проблем в условиях малочисленности сельской школы является организация занятий с несколькими классами. Это достаточно распространено в начальной школе, а также по некоторым предметам в основной и средней школе. Однако на таких занятиях, как показывает педагогическая практика, чаще всего дети из разных классов работают независимо друг от друга и фактически отсутствует совместная деятельность детей разного возраста, не реализуется воспитательный потенциал разновозрастного взаимодействия. Таким образом, мы говорим о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.

Мы рассматриваем разновозрастное занятие, на котором объединяются учащиеся двух или более классов и возникает группа, где дети отличаются паспортным возрастом и должны обучаться по разным образовательным программам. При этом важно обеспечить взаимодействие учащихся объединяемых классов.

Воспитательный потенциал разновозрастного занятия реализуется тогда, когда осуществляется совместная учебная деятельность детей. Только в этом случае можно говорить о разновозрастном обучении.

Под разновозрастным обучением мы понимаем совместную деятельность детей разного возраста, направленную на решение как общих для всех, так и частных, в зависимости от возраста, образовательных и воспитательных задач (Л.В.Байбородова).

Основные идеи, на которые мы опираемся в своей работе:

  • расширение и обогащение связей учащихся сельской школы с окружающим миром через организацию взаимодействия детей разного возраста в учебной и внеучебной деятельности, педагогизацию социальной среды села;

  • формирование субъектной позиции ребенка в процессе обучения в разновозрастных группах.

Классификация занятий в разновозрастных группах

Анализ опыта работы сельских малочисленных школ позволяет осуществить классификацию занятий в РВГ по разным признакам.

1. По регулярности проведения занятий в РВГ:

а) все занятия по всем предметам проводятся в РВГ, например, в начальных классах малочисленных сельских школ, когда один учитель постоянно работает с учащимися двух, трёх или четырёх классов;

б) занятия проводятся постоянно в разновозрастных группах по отдельным предметам, например, по технологии, физической культуре, ИЗО, музыке в основной школе;

в) занятия проводятся систематически при совпадении содержания учебного материала (см. тематическое планирование занятий в РВГ);

г) занятия организуются периодически, то есть 2 - 3 раза в четверть (либо запланированные, либо вне плана из-за болезни учителя);

д) занятия организуются редко, 2 - 3 раза в год как необычная форма учебного занятия, интересная ученикам и коллегам, как форма отчёта, подведения итога и т.п.

Регулярность проведения занятий в РВГ зависит от количества учащихся в школе и классах, а также от желания и стремления педагога организовать взаимодействие детей разного возраста, понимающего важность и воспитательную эффективность такого занятия.

2. По степени совпадения содержания учебного материала в разных классах:

а) почти полное совпадение содержания учебного материала. Отличие содержания состоит лишь в глубине его изучения в определённом классе. В этом случае проводятся однотемные занятия, когда у учащихся разных классов есть общий круг изучаемых на разных уровнях вопросов, явлений, теоретических понятий. Например, тема занятия по русскому языку «Самостоятельные и служебные части речи» изучается в 3, 5, 7, 10 классах. С творчеством А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других писателей учащиеся знакомятся на уроках литературы в 1 - 11 классах, что создаёт возможности для объединения на занятиях детей почти любого возраста.

Возможен ещё один вариант организации однотемных занятий - межпредметная интеграция с такими предметами, как история, музыка, МХК, ИЗО. Например, школьники знакомятся с особенностями античной культуры на занятиях по МХК, изучают общественное устройство Древней Греции на уроках истории, читают и анализируют древнегреческие мифы на уроках литературы. Поэтому общей для интегрированного РВЗ для учащихся 5 - 7 классов может являться тема «Эллада - колыбель культуры».

б) частичное совпадение содержания материала, когда в разных классах лишь отдельные вопросы связаны между собой. Примерное тематическое планирование таких разновозрастных занятий представлено в методическом пособии по русскому языку и литературе (6, с. 42 - 56; 7, с. 5 - 14);

в) содержание разное, но тема, изучаемая младшими, является базой для изучения материала старшими. Например, при изучении темы «Буквы О - Ё после шипящих и Ц в прилагательных, существительных и наречиях» (6, 7 классы) учащиеся 6 класса должны познакомиться с условиями выбора и написания О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, а учащиеся 7 класса - с условиями выбора и написания О - Ё после шипящих в суффиксах наречий, повторяя и обобщая правила написания О - Ё после шипящих и Ц в разных частях слова в изученных ранее частях речи.

Возможен вариант совместной деятельности на этапе повторения или тренировки общеучебных навыков. Разнотемные занятия проводятся в тех случаях, когда по программе не получаются однотемные занятия. В этом случае основой объединения разных классов может быть единый вид учебно-познавательной деятельности. В частности, такими занятиями могут быть:

  • практикум;

  • конференция;

  • экскурсия в музей или театр;

  • занятия дополнительного чтения литературы по предмету;

  • занятия с элементами занимательности на основе краеведческого материала, связанные с юбилейными датами, заочные путешествия;

  • итоговые занятия (общественные смотры знаний, занятия-зачёты, контрольные работы).

Профессионализм педагога подтверждается тем, насколько целесообразно он сможет даже на разнотемных РВЗ найти и организовать варианты совместной деятельности учащихся (взаимопроверка домашнего задания, взаимодиктант, взаимооценивание, решение проблемной ситуации, творческий проект и т. д.), чтобы использовать воспитательный потенциал общения учащихся разного возраста;

г) содержание разное, и, казалось бы, нет оснований для совместной деятельности в разновозрастной группе. В этом случае возможны организация помощи старших младшим в освоении материала, обращения младших к старшим в зависимости от затруднений и индивидуального продвижения каждого.

3. По уровню организации взаимодействия старших и младших на учебном занятии:

а) взаимодействие старших и младших осуществляется на протяжении всего занятия, на всех его этапах (например, в разновозрастных парах, микрогруппах, как соревнование разновозрастных команд и др.);

б) взаимодействие старших и младших осуществляется на отдельных этапах занятия для решения общих для них учебных задач;

в) взаимодействие старших и младших осуществляется ситуативно, в случае необходимости оказания «скорой» помощи, при подведении итогов;

г) учащиеся разных классов работают независимо друг от друга, их объединяет лишь одно учебное помещение.

4. По составу участников занятий в РВГ:

а) занятия с постоянным составом учащихся, когда в течение всего года дети занимаются в одном составе. Примером постоянной группы может быть «класс - комплект» в начальной школе, предметный кружок, объединяющий детей разных классов, желающих заниматься углублённо по какой-либо теме или проблеме;

б) занятия во временных РВГ, когда разновозрастные группы формируются при проведении конкурсов, олимпиад, внеклассных мероприятий по предмету, а также при проведении учебных занятий, когда целесообразно объединение двух или более классов по определённой теме;

в) занятия с динамичным составом РВГ, когда группы достаточно устойчивы по составу, но в зависимости от целей и задач к занятию могут привлекаться учащиеся других классов, например, в постоянную разновозрастную группу 3 - 4 классов при изучении отдельных тем включаются учащиеся из других классов, особенно по музыке, ИЗО, технологии и др.

Одно и то же занятие в РВГ можно описать разными характеристиками и отнести к различным типам. Тип занятия в РВГ в значительной мере зависит от условий школы, предмета, а также подготовленности педагога и в то же время влияет на определение целей и задач учебной деятельности, отбор содержания и форм проведения занятия.

Возможны и другие классификации учебных занятий в РВГ: по количеству учащихся в группе, по количеству классов, которые объединены в РВГ, по половому составу, по месту проведения и т. д. Все эти признаки, на основе которых предлагается классификация занятий в РВГ, в той или иной мере влияют на организацию учебно-воспитательного процесса, и их необходимо учитывать педагогу при подготовке таких занятий.

Подготовка занятия в разновозрастной группе

Для успешной работы на занятиях в разновозрастных группах учителю необходимы хорошие знания методики обучения, предмета, возрастной психологии и психофизических особенностей ребёнка, умение реализовывать приоритетные развивающие задачи РВЗ, высокая культура педагогического общения, умение организовывать равноправный диалог между учащимися разных возрастов, умение регулировать процесс обучения при коллективном общении.

Работа учителя при подготовке к разновозрастному обучению достаточно сложна и многогранна. Педагогу необходимо чётко понимать и осознавать отличительные особенности занятий в разновозрастных группах в сравнении с традиционными, классно-урочными.

Специальные целевые ориентации РВО:

  • развитие мотивации учения;

  • усвоение ЗУН;

  • создание атмосферы сотрудничества и взаимопомощи;

  • развитие коммуникативных качеств личности;

  • формирование организаторских умений и навыков;

  • развитие самостоятельности;

  • овладение способами самоорганизации;

  • развитие способности быстро адаптироваться в новой ситуации и др.

Педагогу, прежде всего, очень важно владеть методикой подготовки учебного занятия в разновозрастных группах. Процесс подготовки можно представить в несколько этапов.

ЭТАП - обоснование совместной деятельности учащихся разного возраста на занятии и определение его темы.

Для этого педагогу необходимо следующее.

  1. Выявление возможностей для разновозрастного обучения в содержании учебного материала, что предполагает поиск ответа на вопросы:

  • Какой учебный материал необходимо рассмотреть в каждом классе в соответствии с программными требованиями?

  • Какие вопросы можно изучать сообща учащимся разного возраста?

  • Какие вопросы целесообразно изучать отдельно по классам?

  • На каком этапе занятия необходимо организовать совместную работу?

При организации системы РВО в конкретной сельской малочисленной школе по предмету в зависимости от условий педагогу необходимо определить возможность и целесообразность проведения разновозрастных занятий в постоянных или временных РВГ. Например, обучение русском языку можно организовать в постоянной разновозрастной группе (5, 7 классы; 6, 8 классы), а обучение литературе - во временных РВГ (с учётом концентрической системы преподавания литературы, сходных тем курсов, интегрированных связей или возрастного диапазона учащихся).

  1. Определение места занятия в тематическом планировании каждого класса.

Учитель уточняет, после каких тем изучается данный материал, какая связь существует по этой теме с учебным материалом по другим предметам.

  1. Корректировка последовательности изучения тем.

Одним из самых проблемных вопросов для педагога, начинающего осваивать методику разновозрастного обучения на практике, является разрыв временного диапазона изучения учебных тем в курсе русского языка и литературы. Учебные планы и содержание материала по данным предметам позволяют осуществить корректировку и перестановку очерёдности изучаемого материала, лишь бы это не противоречило законам логики и целесообразности. Например, в классическом планировании учебного материала по русскому языку в третьей четверти можно определить сходную тематику для разновозрастных занятий по разделу «Самостоятельные и служебные части речи» (по времени проведения разница составляет примерно 1 - 2 недели в 3, 4; 5, 7; 9, 10 классах – табл. 1).

Таблица 1

Самостоятельные и служебные части речи

Нач. кл.

5 кл.

7 кл.

9 кл.

10 кл.

3, 4 кл. –

Понятие о самостоятель­ных и служебных частях речи

Различение самостоятельных и служебных частей речи по морфологическим признакам - § 75

Предлог как служебная часть речи - § 51, 52. Союз как служебная часть речи - § 58, 59. Частица как служебная часть речи - § 67

Разряды самостоятельных и служебных частей речи по значению, структуре и синтаксическому употреблению – §3

Систематизация сведений. Употребление и правописание некоторых предлогов и союзов
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconОрганизации: Муниципальное общеобразовательное учреждение Ниноровская основная общеобразовательная школа
Социализация обучающихся малочисленной сельской школы через индивидуализацию учебно-воспитательного процесса
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconН. А. Вагина Проблемно тематический день как одна из форм организации учебно воспитательного процесса в сельской малочисленной школе
Проблемно – тематический день как одна из форм организации учебно – воспитательного процесса в сельской малочисленной школе
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconМетодические рекомендации по созданию моделей учебных занятий для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в малочисленной сельской школе Щепилова Н. А
Ю. К. Бабанским (Оптимизация процесса обучения. М., 1977), рекомендации Зверевой Н. М (Практическая дидактика для учителя: Учебное...
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconМетодическая разработка «Внеклассные мероприятия по лирике в системе работы учителя-словесника как средство эстетического и нравственного развития учащихся разновозрастных групп вечерней школы»
«Внеклассные мероприятия по лирике в системе работы учителя-словесника как средство эстетического и нравственного развития учащихся...
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconПриказ №1-14 от 01. 09. 2005 г с. Есеновичи Вышневолоцкий район
Рабочая группа по составлению «Программы развития школы «Модель выпускника школы как результат личностно-ориентированного обучения...
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconОписания опыта работы: «Школьное лесничество в сельской школе как форма трудового обучения и социальной адаптации обучающихся основной школы»
«Школьное лесничество в сельской школе как форма трудового обучения и социальной адаптации обучающихся основной школы»
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconФрагмент урока «Железо и его соединения»
Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Организация учебного...
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconМеждународный научно- практический семинар «Организация правового просвещения в регионе»
Работа в группах «Как можно распространять знания о правах человека в разных возрастных и профессиональных группах»
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconРезультаты экзаменационной сессии по математике за курс полной средней школы
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
Организация обучения в разновозрастных группах учащихся сельской малочисленной школы павлова Ирина Сергеевна iconО некоторых задачах теории чисел
В те годы, когда во второй смене класс был почти свободен, в большом почете у нас в школе были занятия в разновозрастных группах....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница