Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество»




Скачать 340.9 Kb.
НазваниеРеферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество»
страница1/2
Дата16.11.2012
Размер340.9 Kb.
ТипРеферат
  1   2


75.5.1.1. (2эт.2ч)

РЕФЕРАТ


Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество». Выявлены основные недостатки в подготовке школьников к итоговой аттестации, позволяющие скорректировать последующий учебный процесс.


стр. 44, рис. 33, таблиц 2, литература 3 наименования


Ключевые слова: физика, электростатика, электрический заряд, закон Кулона, электрическое поле, напряженность и потенциал электрического поля, электрический ток, тестирование, методика, самостоятельная работа, контроль знаний и умений, технология тестирования, результаты тестирования.


n1-75.5.1.2. 2 этап (2-я часть). Апробирование разработанных НИМ и НОМ для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев.


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

1. Апробирование разработанных научно-образовательных материалов путем проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев............................................................................................................... 7

Список литературы ......................................................................................... 64


ВВЕДЕНИЕ


Обученность является результатом обучения, выраженным в действиях обучаемого. Это доступное измерению свойство. Наиболее подходят для диагностики критериально ориентированные тесты уровней обученности, включающие задания на выполнение деятельности требуемого уровня и систему оценок с выработанными эталонами сравнения. Творческий уровень владения изученным материалом едва ли стоит проверять в текстовой форме. Если понимать его как получение объективно новой информации, то ее невозможно обеспечить эталоном сравнения, в других случаях он перекрывается эвристическим уровнем, где тоже нужны интуиция, быстрота ума, сообразительность, догадка.

Измерение уровня обученности школьников обеспечивает активизацию, и эффективное управление учебным процессом в реальном времени. Тестовая диагностика является средством изучения динамики обученности, исследования эффективности дидактических процессов и циклов. Установление критериев обученности обеспечивает перевод тестовых баллов в академическую либо рейтинговую шкалы оценок. Предметная тестовая квалиметрия обученности гарантирует точность и надежность измерений, пригодна как для дидактических исследований, так и для сочетания тестовых и экспертах оценок.

Адаптивное тестирование - это такой контроль, который позволяет регулировать трудность и число предъявляемых заданий каждому школьнику в зависимости от его ответа на текущее задание: в случае правильного ответа следующее задание он получит труднее, в случае неправильного - легче текущего.

Естественнонаучные тексты имеют свою специфику, проявляющуюся и в том, что они включают как объективное знание с ограниченными возможностями множественной интерпретации (фундаментальные физические принципы, законы, гипотезы, эмпирические закономерности, неопределяемые и определяемые физические понятия), так и знание, составляющее альтернативное поле текста, не всегда явно в нем присутствующее. В рамках решения проблемы поиска форм, средств, методов и приемов, способствующих выработке у старшеклассника рефлективных приемов работы с учебной информацией, на основе анализа теоретических концепций междисциплинарного конструкта «понимание» мы уточнили сущность, структуру и компоненты педагогической категории «умение понимания естественнонаучного текста» на основе герменевтического подхода.

Здесь учащемуся должна быть обеспечена возможность саморегуляции действий по принципу обратной связи, что и достигается при использовании компьютерных тренажеров.

Использование тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов и раскрыть в широком диапазоне знаний, знания и навыки, полученные при обучении. Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий должно отражать основные разделы предмета физики. Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента использования тестов.

При проведении ЕГЭ его задания должны отражать тенденции нового стандарта физического образования, соответствуют роли физики в системе общего образования школьника, позволяют отразить качественные вопросы, используемые на устных выпускных экзаменах в школе и письменных вступительных экзаменах по физике в некоторых вузах [1]. Такие задания были включены в каждый вариант, хотя могли проверяться на материале, относящемся к разным темам курса физики.

Результаты пробных мониторингов позволили получить в целом объективную картину знаний школьников по физике. Задания составлены с учетом охвата основных элементов содержания образования в средней школе и выделенных видов деятельности. Это позволило дать содержательный анализ овладения учащимися знаний основных законов физики, специальных и общеучебных умений школьников. Задания выявили следующие основные недостатки знаний и умений школьников. Характерными типичными ошибками являются:

- формализм знаний - неумение применять имеющиеся знания при выполнении заданий, слабое понимание существа применяемых формул, правил, определений тех или иных величин.

- расчетные ошибки, связанные с плохим умением проводить действия с порядками величин. Это привело к тому, что, получив правильный ответ в общем виде, численный ответ оказывался часто неправильным.

  • неумение оценивать реальность полученных результатов. Получив несуразный ответ, ученики не задумывались над его реальностью. Абсолютно абсурдные ответы не смущали школьников, не заставляли их пересчитать свои результаты.

  • слабые ответы на качественные задания, требующие понимания сути физических явлений и процессов, умений объяснять их на основе законов физики.

Таким образом, с некоторыми заданиями ученики справлялись слабо, как из всей выборки, так и из сильной группы. Это означает, что задания такого типа не отрабатываются в учебном процессе в школах.

В соответствии со структурой обученности нами разработано более 200 тестовых заданий по разделу «Электричество» на выполнение деятельности разного уровня, сформировано достаточное число параллельных тематических и рубежных тестов уровней обученности, проведена их эмпирическая проверка и групповая экспертиза. По данным тестирования можно построить индивидуальные карты обученности, которые дают возможность оперативной ее коррекции.

Применение тестовых заданий различных трудностей должно обеспечить равносложность различных вариантов тестов и раскрыть в широком диапазоне знаний, знания и навыки, полученные при обучении. Правильно составленный тест представляет собой совокупность сбалансированных тестовых заданий. Количество заданий должно отражать основные разделы предмета физики. Разработка современных педагогических тестов возможна только при наличии большого количества тестовых заданий, свойства которых определены до момента использования тестов.

Ниже приведены результаты и подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество». Выявлены основные недостатки в подготовке школьников к итоговой аттестации, позволяющие скорректировать последующий учебный процесс.

2. Апробирование разработанных научно-образовательных материалов путем проведения тестовых занятий по физике

(раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев


Проблема с которой сталкивается традиционная методика решения учебной физической задачи заключается в том, что ни содержание стандартных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают познавательного интереса. Основными «стимулами» в работе над задачей являются внешние факторы – требовательность преподавателя, желание получить положительную оценку и т.п. Внутренние побудительные мотивы, как правило, отсутствуют.

Для активизации деятельности школьников при решении задач, необходимо составлять такие задачи, которые должны отвечать следующим требованиям: актуальность, новизна, увлекательность и т.п.

Подбор и решение учебных физических задач, условия которых, например, составлены на основе известных опытов, проведенных классиками физической науки, одно из направлений повышения эффективности преподавания физики. Чтобы улучшить усвоение знаний по физике у школьников 9 –11 классов, необходимо использовать при контроле знаний вопросы не только по фундаментальной части курса физики, но и вопросы, имеющие прикладной характер. Решение таких задач активизирует познавательную деятельность, повышает интерес к физике, играет важную роль в воспитании, позволят глубже вникнуть в физический смысл рассматриваемого явления, закона, теории и т.п.

Работу по решению физической учебной задачи нужно рассматривать как некую модель научного мини-исследования. Поиск ответа на поставленные вопросы в каждом случае процесс творческий и, нередко, достаточно трудоемкий. Учебная физическая задача, в отличие от научной, более проста и содержит цель, которая уже достигнута наукой, но школьнику этого неизвестно. Поэтому, решая задачи, они делаю свои «открытия», что вызывает эмоциональные переживания и знакомит с общими чертами научного метода.

Использование в процессе обучения задач, имеющих физико-техническое содержание, является важным в формировании мотивации изучения физики [2]. Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал интерес и потребность в получении новой информации.

Существенной частью процесса усвоения знаний и формирования научного метода мышления является подготовка к итоговому контролю знаний. С одной стороны, в процессе подготовки в сознании учащихся происходит целостный охват всего материала, его обобщение, т.е. применяется индуктивный метод рассмотрения тематического материала, синтетический подход к нему. Умение обобщить, систематизировать и выделить главное - неотъемлемая составляющая процесса формирования интеллекта. С другой стороны, сам процесс усвоения знаний не является полным до тех пор, пока эти знания не извлечены из памяти в целях их применения, или актуализации знаний [3].

Степень овладения учебным материалом достаточно оперативно и эффективно проверяется с помощью тестирования. Наиболее трудными считаются тестовые задания на применение полученных знаний. Учитывая содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, в обучающие и контролирующие тесты более целенаправленно включались задания, отражающие разные виды деятельности учащегося, которые он должен осваивать в ходе изучения физики как учебного предмета, начиная от умения воспринимать информацию, предоставленную в разных видах, и заканчивая владением физическими понятиями, связанными с жизнедеятельностью человека. Такие задания нового типа включены в каждый вариант КИМ ЕГЭ, хотя могли проверяться на материале, относящемся к разным темам курса физики. Эти задания отражают тенденции нового стандарта физического образования, соответствуют роли физики в системе общего образования школьника, позволяют отразить качественные вопросы, используемые на выпускных экзаменах в школе и письменных вступительных экзаменах по физике в некоторых вузах.

Для проведения тестовых занятий по физике для учащихся специализированных классов средних школ, гимназий и лицеев в МГТУ ГА разработан обширный фонд тестовых заданий по всем темам раздела «Электростатика и постоянный ток». Всего в фонде 232 вопроса разного типа, подготовленные в среде программы tMaker. На рис.6 показан вид рабочего стола этой программы. Уровень сложности вопросов соответствовал А и В по классификации ЕГЭ.

Из этого фонда были сформированы тесты по всему разделу и тесты по 10-ти отдельным темам раздела. В тесте по всему разделу учащимся предлагается ответить на 10 вопросов по разным темам раздела. Темы теста, их содержание и количество заданий приведены в таблице 1.




Рис. 6. Рабочий стол программы tMaker с подготовленными вопросами теста по всему разделу «Электростатика и постоянный ток».


Таблица 1. Распределение заданий теста «Электричество» по темам.

№№ вопросов



Тема вопроса и ее содержание

Кол-во

заданий

1

Электрический заряд и его свойства

Электризация тел. Взаимодействие зарядов. Два вида заряда. Закон сохранения электрического заряда. Элементарный электрический заряд.

12

2

Закон Кулона.

Закон Кулона. График зависимости силы взаимодействия зарядов от расстояния между ними. Принцип суперпозиции сил в системе зарядов.

31

3

Напряженность электрического поля

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции электрических полей.

32

4

Потенциал электрического поля

Работа электрического поля при перемещении заряда. Потенциальность электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь разности потенциалов с напряженностью поля.

23

5

Конденсаторы

Проводники в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Электрическое поле внутри и вне конденсатора.

26

6

Электрическое поле в веществе

Диэлектрики в электростатическом поле. Электрическое поле внутри и вне заряженного проводника. Электростатическая индукция.

21

7

Электрический ток и закон Ома

Постоянный электрический ток. Сила тока. Напряжение. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление. Электродвижущая сила. Внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной электрической цепи.

27

8

Электросопротивление

Зависимость электросопротивления от размеров однородного участка проводника. Параллельное и последовательное соединение проводников. Смешанное соединение проводников.

26

9

Работа электрического тока

Работа электрического тока. Закон Джоуля–Ленца. Мощность электрического тока.

20

10

Электрический ток в веществе

Свободные носители электрического заряда в металлах, жидкостях и газах. Электроны и ионы. Полупроводники. Собственная проводимость полупроводников. Примесная проводимость полупроводников.

14


Элементы содержания тестов соответствовали кодификатору для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена по физике. Кодификатор составлен на базе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта среднего (общего) полного образования по физике, профильный уровень (Приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.).

Подготовленного количества заданий вполне достаточно, чтобы полностью охватить все структурные элементы содержания темы и объективно оценить уровень подготовки школьника. По степени сложности тестовые задания подразделялись на три уровня:

  • репродуктивный, связанный с воспроизведением информации и требующий знания основных понятий, законов, формул;

  • логический, предполагающий решение задач в соответствии с установленным алгоритмом;

  • продуктивный (творческий), требующий применения знаний в нестандартной ситуации.

При проведении контроля как автоматизированной, так и в бланковой форме использовались задания всех типов, что снижало вероятность угадывания ответов и способствовало повышению достоверности результатов тестирования. Компьютерное тестирование не только освобождало преподавателя от рутинной работы, но и давало учащимся возможность неоднократного повторения его с целью исправления неудовлетворительной оценки или ее повышения. Таким образом, кроме контролирующей функции, тестирование выполняло и обучающую функцию в виде одной из наиболее деятельных и продуктивных форм изучения материала.

Для промежуточного тематического контроля усвоения материала нами разработаны репетиционные задания в тестовой форме по разделу «Электричество», включающие все виды названных выше заданий. При проведении тестового контроля остаточных знаний по разделу достаточно ограничиться временем в 45 минут. Тест, рассчитанный на данный промежуток времени, может включать не менее 10 тестовых заданий. При этом задания должны быть ориентированы на проверку усвоения учащимися базовых положений раздела дисциплины, без деталей и точных количественных характеристик, выявлять понимание соответствующих вопросов и умение использовать знания при решении конкретных задач. При проверке остаточных знаний школьник должен иметь возможность воспользоваться необходимыми справочными данными, включающими и набор основных формул. Только в этом случае можно получить комплексную оценку реальных знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в результате освоения курса. Игнорирование этой рекомендации ведет к тому, что проверка будет не адекватной ее целям и задачам.

Ниже приведены примеры тестов по темам раздела. Содержание тестов генерировалось случайной выборкой в программе tMaker пакета SunRav TestOfficePro. Тестирование проводилось в компьютерном классе. Примеры оформления экрана монитора приведены на рис. 1-5 первого этапа данной НИР.

  1   2

Похожие:

Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconРеферат Разработаны научно-образовательные материалы для проведения тестовых занятий по физике раздел «Электричество»
Создание ним и ном для проведения тестовых занятий по физике (раздел «Электричество») для учащихся специализированных классов средних...
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconРекомендации по организации библиотечного обслуживания населения в связи с введением в действие федерального закона
Архангельской области «Муниципальные библиотеки Архангельской области: итоги, проблемы, перспективы развития». В ходе совещания были...
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconМетодические указания для студента Для успешной сдачи зачета необходимо отчитаться перед преподавателем по практике по всем предложенным заданиям.
Эвм. Курс включает в себя проведение лекций и лабораторных занятий в компьютерном классе
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconПротоколом конкурсной комиссии №2 от 23. 12. 2010 подведены итоги конкурса социально значимых проектов, выполняемых некоммерческими организациями и гражданами

Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconНам электричество пахать и сеять будет. Нам электричество «в карманы лезть» не будет.(?)
Уже несколько месяцев вынашиваю мысль написать о тех страданиях и мытарствах пересічного громадянина”, которые возникают в периоде...
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» icon1 Все о конференции. О профессии
Итак,подведены итоги VII школьной научно-практической конференции исследовательских работ учащихся
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconКокина Ольга Вопросы, стоящие перед атомной отраслью и пути их решения
Подведены итоги первого отборочного тура IV всероссийского конкурса «Атомная наука и техника-2011»
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconЗадача 9-1
Муниципальный этап Олимпиады проводится в соответствии с требованиями к проведению указанного тура Олимпиады и по олимпиадным заданиям,...
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconПодведены итоги Интернет проекта «Забытый памятник незабытой войны»
Мишукова Ольга Ивановна, учитель начальных классов моу «Сосновская сош №1» п. Сосновка, Сосновского р-на, Тамбовской области
Реферат Подведены итоги тестовых занятий со школьниками по разработанным на предыдущем этапе заданиям по всем темам раздела «Электричество» iconИтоги подведены, задачи намечены Цель совершенствовать работу
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница