5 Психоаналитическая игра «Пустыня»




Скачать 320.64 Kb.
Название5 Психоаналитическая игра «Пустыня»
страница1/3
Дата15.11.2012
Размер320.64 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
V. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

5.1. Психоаналитическая игра «Пустыня»

Цель: Выявление стратегий поведения субъектов в экстремальной (конфликтной) ситуации.

Задание

Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь.

Представьте, что Вы заснули ночью дома в своей постели, а проснулись поздним утром в пустыне. Увы, это не сон. Представьте как можно четче эту картину и сконцентрируйтесь на своих чувствах. Ответьте мысленно на вопросы: Что Вы чувствовали, какие эмоции пережили, каковы ваши ощущения и каковы будут ваши действия?

Представьте себе, что Вы идете по пустыне и видите животное. Какое оно? Что Вы чувствуете? Каковы Ваши действия?

Вы идете по пустыне дальше и видите, что перед вами лежит ключ или ключи. Речь идет не о воде. Это настоящие ключи (или ключ). Какой он? Или какие они, если их несколько? Каковы Ваши действия?

Вы идете дальше и видите перед Вами препятствие (можно конкретно – стена). Какое оно? Каковы Ваши чувства? Что Вы будете делать?

Вы преодолели препятствие и вдруг видите, что на Вас или в Вашу сторону летит птица. Что это за птица? Какая она? Ваши чувства? Ваши действия?

И вот, наконец, Вы выходите на площадку, там Вас ждет самолет. Вы сели в него и полетели. Вы летите над оазисом, где Вас уже ждут все, чтобы отправиться домой. В самолете с Вами летят и другие люди, как знакомые так и не знакомые, которые по воле причудливой судьбы попали в пустыню, как и Вы.

Всем Вам надо прыгать с парашютом на оазис. В низу красивая картина: зелень, озеро, цветы. Вы прыгаете с парашютом вниз. Что Вы чувствуете при этом? Что делаете? О чем думаете?

Вы благополучно приземлились. Все Вас обнимают и поздравляют. Вы открываете глаза и вновь Вы дома в своей постели.


Трактовка значений символов по К.Г. Юнгу

Пустыня – это модель экстремальной ситуации. Ваши чувства и действия в ней – это проекция чувств и действий в реальных экстремальных ситуациях. Вы испугались?

Вы вновь закрыли глаза и стараетесь уйти от реальности? Вы зовете на помощь? Ощущаете безысходность ? - это стратегии избегания.

Вы думаете куда идти, определяете направление, взбираетесь на бархан, чтобы посмотреть куда идти, стараетесь определить направление пути по солнцу – это логические действия, попытка оценить ситуацию

Вы идете в определенном или неопределенном направлении сразу – вы человек действия.

Вы хотите пить или двигаетесь в поисках источника – вы обращаетесь к чувствам или интуиции.

Вы испытываете удовольствие, вы загораете, вы отдыхаете в одиночестве – значит вы любитель экстремальных ситуаций.

Животное – это хозяин пустыни, хозяин ситуации, а может случайно оказавшийся рядом человек. Он может быть другом, а может быть врагом.

Вы осторожничаете или испытываете страх. Вы рады, что Вы не одни, а значит легче решать ситуацию. Вы понимаете, что опасна не ситуация, а люди в ней.

Вы трогаете животного, идете с ним рядом, жалеете его и др. – Чтобы выжить, победить, действовать – Вам нужно знать, что Вы не одни или Вы будете выживать, решать ситуацию, чтобы помочь другим и это будет Вашим основным стимулом.

Вы сели и поехали на этом животном – значит, Вы способны обратиться за помощью, использовать ресурс, потенциал других людей.

Вы сели на животного только при определенных условиях (например – верблюд большой и чистый) - Вы можете обратиться за помощью, использовать ресурс, потенциал других людей лишь при определенных условиях (чистоты помыслов, безопасности, надежности и др.).

Вы боитесь животного, избегаете его – значит, Вы воспринимаете в опасной ситуации другого как врага или как вероятную опасность. Возможно, у Вас уже был некоторый травмирующий опыт. Вы не можете доверять людям в такой ситуации.

Вы не обратились за помощью и не испытали никаких желаний и особых чувств, а может Вы подумали, что у каждого из них своя ноша – либо Вы уверены в себе, либо не оцениваете рационально ситуацию и возможную опасность. Возможно Вы человек уже бывалый, а может настолько застенчивый или так бережно относитесь к людям, что готовы на лишения или даже погибнуть, но не потревожить других.

Если Вы набросились на животного, съели его, а может, напились его крови, чтобы выжить самому - сделайте выводы сами.

Ключи – это отношение к противоположному полу. Один ключ – Вы сделали свой выбор или предрасположенность, чтобы был только один единственный. Чем детальнее описание, тем четче его образ.

Несколько ключей – значит, у Вас есть выбор или Вы убеждены в том, что этот выбор должен быть.

Вы не взяли ключи – не актуально, вам не надо (пока или уже).

Вы их закопали – не себе, не другим.

Вы выбрали один из нескольких – это Ваш выбор.

Вы взяли два ключа и не знаете, какой куда положить, Вы переживаете - это Ваша реальная ситуация. Подсознание подсказывает, что надо сделать выбор или продолжать так жить, приняв ситуацию как данную. Будьте тогда осторожны.

Вы идете и крутите, кольцо с ключами на пальце, а они веером и свистят - без комментариев.

Обратить внимание на детализацию, назначение, размер ключа и др. – это существенно дополнит трактовку.


Примечание – ключи могут ничего не значить, если предварительно перед игрой не обсуждалась рассматриваемая тема. Предыдущие образы точны. А образ ключей чаще вводится для разрядки. Во всей этой игре, более важным является то, что сказал и что подумал сам играющий.


Препятствие – это то, как мы относимся к препятствиям и трудностям в жизни. Один из самых точных информативных образов.

Яма- боязнь упасть, опуститься, потерять достоинство, уронить честь, стыд.

Лежащее бревно или дерево – человек. Пень – человеческая тупость, ограниченность, грубость.

Вода – Ваши собственные чувства, эмоции, переживания.

Гора – трудность восхождения. Но преодоление ее дает новое видение и обеспечивает возвышение. Рост. Препятствие рассматривается как путь к дальнейшему совершенствованию, достижению.

Стена – любое препятствие (здесь нет конкретики).

Грязь – опасение запачкаться, «ударить лицом в грязь», сплетни, склоки, ложь, поклепы и др.

Искусственное или естественное препятствие? Откуда оно, почему оно здесь. Почему Вы оказались перед ним?

Анализируем действия: обошел, пробил стену, пробил, перелез, нашел дверь, открыл ключом, сел и отдохнул в тени препятствия, вести себя безучастно как при фатальном исходе, полез сразу через стену и не обратил внимание, что она всего два метра длинной и др. – это все наши стратегии.

Отношение к препятствию – это то, каким вы его видите: непреступным, маленьким, несерьезным, таинственным, старым как мир (известным) и др.

Как оценивается препятствие и оценивается вообще?

Птица – в данной ситуации это враг. Ее образ - это Ваше видение врага, отношение к нему. Ваши чувства – это Ваши чувства в ситуации встречи с врагом. А действия – это тактики или стратегии поведения: увернулись, приручили, ударили, проигнорировали, полюбовались и др.

Полет с парашютом – это отношение к сексу.

Анализируются чувства, высказывания, действия. Страшно - не страшно? Эйфория. Кричим. Боимся, что не раскроется парашют и др.

На самом деле трактовка последнего пункта – это шутка. Смысл последнего образа – просто эмоциональная разрядка или разогрев группы перед следующим упражнением. Но то, о чем подумал сам человек, образы, которые вихрем пролетели в его сознании, после того, как тренер рассказал значение, возможно и имеет какую - то информацию для самого человека. Опыт показывает, что большинство респондентов – мужчин, выражали переживания по поводу того, что раскроется парашют или нет.

Примечания:

В игре обратить внимание на то, что произносится. Здесь практически нет случайных слов. Надо быть внимательным к тому, что сказал человек и как он это сказал.

Если игра проводится в группе, то трактовку лучше проводить «послойно».

Сначала прошлись по одному образу (животное или препятствие или ключи) потом по другому – для каждого участника. При этом можно задавать побуждающие дополнительные вопросы. Вопросы отвечающему могут задавать и члены группы. Они могут участвовать и в выдвижении версий трактовок.

Проводить анализ по каждому человеку отдельно при групповой работе не имеет смысла. Как только члены группы узнают смысл трактовок, после работы с первым членом группы, они перестанут говорить правду.


5.2. Психоаналитическая игра « Дыра безвременья»

Цели: 1. Актуализация значимых личностных ценностей;

2. Формирование эмпатии и развитие социальной перцепции;

3. Развитие способностей к психоанализу.

4. Выявление внутриличностных конфликтов.

Необходимо представить, что наша планета попала в черную космическую дыру – дыру безвременья. Это необходимо было для того, чтобы очистить нашу планету от скверны, т.е. от всего плохого: от зла, зависти, лести, лжи и др.. Поэтому с земли исчезло на 100 лет все живое. Оно потом все вернется, но уже очищенное от плохого. Но мы должны сохранить свою душу, воплотив ее в любой воображаемый нами неодухотворенный предмет. Это может быть природный предмет или продукт творения человека. Его надо выбрать со вкусом, чтобы сохранить в нем все свои ценности, чаяния, надежды, все свои лучшие качества. Именно это позволит нам вернуться через столетие на очищенную от скверны землю.

Вообразите этот предмет, опишите его. На самостоятельную работу отводится 6-8 минут. Тексты авторами не подписываются.

Тренер собирает описания предметов и зачитывает тексты, не называя фамилии участников. Группа анализирует содержание образов и символов по К.Г. Юнгу. Анализу подвергаются предметы, их характеристики, назначение, своеобразие, строение, способ подачи в описании. На этой основе составляется психологический портрет автора, и члены группы стараются угадать, о ком идет речь.

Пример анализа текста:

Анна Р. Я хотела бы воплотить свою душу в большое старинное зеркало. Оно находится в большой зале театра или картинной галереи. Это зеркало добротное, качественное. Несмотря на его старину, оно ярко сияет. К зеркалу подходят дамы и мужчины, смотрятся в него. Дамы поправляют прически и одежду, а мужчины тайком строят рожицы. Зеркало в массивной дорогой, золоченой, ажурной раме.


Трактовка

Образ зеркала означает желание быть среди людей, видет2ь их, но при этом оставаться как бы невидимой скрытой. В зеркало смотрят, но видят лишь свое отражения. А зеркало «видит» все, самые сокровенные таинства человека, когда он один перед зеркалом. С зеркалом связаны всякие магические действа, ему приписывают разные свойства колдовских чар, таинственность зазеркалья. Поэтому человек-зеркало – это человек загадка, тайна и хранитель тайн.

Символ старинного зеркала – означает потребность ощущать свою значимость, это притязания на особое положение в социуме. Более того, зеркало находится не где- либо, а «в большой зале театра или картинной галереи». Это означает притязания девушки находиться в элитной среде. Добротность зеркала означает, что автор письма желает подчеркнуть сформированность в ней определенных, значимых для социума качеств. Сияние зеркала можно трактовать как демонстративность. Кроме того, автор опасается, что слово «старинное» может оцениваться как старое и поэтому дает пояснения.

Девушка хочет занимать лидирующее положение в микросоциуме. Дамы смотрят на нее и поправляют свои прически и платья, так как видят свои изъяны в зеркале. Она желает, чтобы представители мужского пола проявляли к ней внимание и флиртовали с ней, так как она хочет, чтобы мужчины «тайно строили рожицы». Вместе с тем она испытывает потребность быть защищенной. На это указывает массивная рама, обрамляющая зеркало. Автор пытается скрыть эту потребность и поэтому добавляет еще и такие характеристики: рама ажурная, рама золоченная.

Мы не претендуем на абсолютную точность трактовки образов. Они, возможно, не лишены субъективизма. Но характеристики становятся более точными, когда анализ проводится коллективно. В 99 % случаев из ста, группа, на основе составленных характеристик, точно определяла о ком идет речь.

Домашнее задание:

Проверьте свои способности в анализе символических значений. Нами приводятся письма реальных людей. Вымышленными являются то2лько имена авторов.

Вероника

Я облако. Маленькое белое облачко посреди ясного голубого неба. Когда светит солнце – мне радостно, тепло и светло. Я мягкое и прозрачное. Но когда погода пасмурная, я наполняюсь водой, как и другие облака, и поливаю землю водой. Так я и вишу посреди неба, в окружении своих соседей-облаков и солнца.


Валерия

Я бы превратилась в книгу. Эта книга в твердом переплете. Она наполовину заполнена текстом, а другую половину составляют чистые листы, которые будут заполняться после переселения души в тело через 100 лет. Книга с яркой обложкой и красивыми белыми листами.


Анна

Я хотела бы быть фианитом прозрачного цвета, многогранным, размером с горошину. Фианит лежит в бархатной коробочке красного цвета. Коробочка открыта и камень виден. Эта коробочка лежит на пеньке в зеленом лесу. Вокруг много зелени. Рядом течет речка. Теплый ветерок обдувает фианит.

Татьяна

Шкатулка средних размеров для драгоценностей. Она обтянута дорогой кожей, на которой есть теснения египетских рисунков. На крышке рисунок цветной (черные, белые цвета и золотое теснение). Внутри шкатулка отделана ярко-красным бархатом. Он приятный на ощупь. В шкатулке несколько отделений. На передней части шкатулки замочек. Она закрывается на ключ. Шкатулка стоит на небольших плоских ножках круглой формы.

Анастасия

Я – туман, переменчивый. Могу быть легким и невесомым, быть везде и нигде. Могу путешествовать по всему миру. Если захочется, могу стать более густым и опуститься один раз туда, где мне место.

Туман всегда таинственен и свободен. Нельзя точно сказать долго ли он продлится, и что оставит после себя.

Мария

Я – часть компьютера. Не знаю точно, как называется эта часть, но я память компьютера, и его «мозг», в котором постоянно что-то происходит, решаются какие-то задачи, запечатляются и анализируются события, каждую секунду протекает миллион мыслей и чувств.

Внешне я – такая симпатичная небольшая плата с напылением из драгоценных металлов. Они радуют глаз, но моя ценность не в этом. Они 2лишь составляют не кричащую, но респектабельную оболочку, и служат для того, чтобы по ним легче текли мои мысли.

Мне постоянно интересно. Мой компьютер может связаться с любым местом в мире, показать мое содержание на экране, а может этого и не делать. Компьютер цвета мокрого асфальта, чуть серебристого, его формы обтекаемые, приятные для глаз.

Василиса

Я хотела бы стать чистым белым листом, лежащим на письменном столе.

Денис

Я воплотил бы свою душу в большую книгу. Она в бархатном темно-коричневом переплете с золотой тесьмой-закладкой, имеющей кисточку на конце.

Книга эта – философские или психологические сказки. Ее можно читать с начала, с конца, с середины. По содержанию это что-то объединяющее книги «Трое в Простаквашино», Гарри Поттер, Алиса в стране чудес, Пеппи Длинный Чулок и Волшебник изумрудного города.

Ольга

Я хотела бы быть дневником. Небольшой книжечкой, формата обычной тетради. Этот дневник должен быть достаточно толстым. Внутри слегка потемневшие не разлинованные страницы, частично исписанные чьими-то воспоминаниями. Почерк округлый, красивый, женский. Местами встречаются небольшие иллюстрации к записям, карикатуры, вклеены фотографии. Все записи сделаны чернильной ручкой, цвет чернил темно синий.

Снаружи дневник обтянут красной замшей. На обложке золотым люриксом вышита роза. Внутри есть еще закладка в виде такого же красного с добавлением золотого шнурка, на конце которого кисточка.

Ирина

Я бы хотела быть ручьем – звонким, с прозрачной, освежающей водой. Он начинается где-то высоко в горах – вытекает из глубины земли, бьет ключом из скалы где-то в Тибете (или на Дальнем Востоке). Течет он весело живописной местности. Его живительная влага питает жизнь вокруг – там, где вода прокладывает себе путь, появляются растения и приходят животные напиться.

Вода в ручье перекатывается по камням, иногда образуя небольшое озеро, иногда водопад.

В начале своего пути ручей не имеет постоянного проторенного русла – он течет там, где ему интересно, там, куда влекут его чувства, интуиция. Но затем этот ручей превращается в полноводную реку с постоянным руслом.


5.3. Психоаналитическая игра «Судьба»

Цели: 1. Определение стратегий и тактик поведения в ситуациях, внутриличностного конфликта, связанного с принятием ответственного решения;

2. Развитие аналитических способностей;

3. Развитие социальной перцепции.

Инструкция:

Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы в лесу, и опишите какой этот лес и как вы в нем себя чувствуете. А теперь представьте, что вы идете куда-то в каком – то направлении. Где вы идете? Что у вас под ногами: тропинка, дорога, мостовая? А может вы идете просто по лесу без всякой дороги и др.?

Представьте на вашем пути препятствие. Что это за препятствие? Какое оно? Что вы чувствуете при виде его? Каковы ваши действия?

Вы идете дальше. Вдруг вы увидели сосуд. Это ваш сосуд. Представьте его и опишите как можно подробнее (размеры, форму и др.).

Вы шли – шли и увидели жилье. Что это за жилье? Опишите его подробнее. Каковы будут ваши действия?

А теперь представьте, что вы увидели водоем (в понятие водоема входит все от лужи до океана и ручьи, и водопады, и реки и др.). Какой он? Каковы будут ваши действия? Что вы будете делать?

Вы пошли дальше и вдруг увидели перед собой стену. Какая она? Что вы чувствуете, и каковы будут ваши действия?

Значения образов

Лес – это социум, в котором вы живете.

Дорога (или путь) – это дорога жизни, которую вы выбрали.

Препятствие – это реальные препятствия, которые возникают в вашей жизни. Но может быть это реальное событие (возможно травмирующее), которое было в вашей жизни. А ваши действия по отношению к препятствию – это стратегии, которые вы используете при преодолении препятствия.

Сосуд – это ваша самость, это ваша душа.

Жилье – это отношение к дому, к семье (к реальному или к будущему).

Водоем – это ваши чувства, отношение к ним, характер их выражения (речь идет о позитивных чувствах).

Стена, действия и отношение к ней – это отношение к смерти.

Анализ проводится на основе символических значений К.Г. Юнга.

Рассмотрим некоторые примеры трактовки значений.

Пример 1. Сосуд глиняный (из природного материала), исходя из свойств глины, мы можем предположить, что выша психика пластична, а вы «земной человек». Наличие на нем одной ручки, говорит, что вы «удерживаете ситуацию в руках». Наличие двух ручек – свидетельство гиперболизированной потребности контролировать ситуацию. Крышка – потребность в защите, сокрытии. Широкое горлышко – экстраверсия. Узкое горлышко – интроверсия. Носик на горлышке сосуда – рационализм, потребность дозировать, отдавать, но не всем и не все.

Широкое дно – устойчивость. Длинное горлышко – чувственность. Округлая форма сосуда – женственность, мягкость, сексуальность (последнее подчеркивается цветом: красновато-коричневым, оранжевым). Геометрический орнамент – логика.

Сосуд в виде золотой амфоры – притязания на высокое положение в социуме, демонстративность, подчеркивается самоценность.

Стеклянный прозрачный сосуд – открытость, но может быть и ранимость.

Если говорится, что сосуд пустой – одиночество, опустошенность.

К сожалению вариантов бесчисленное множество, поэтому используйте свои знания, логику, интуицию.


Пример 2. Препятствие в виде упавшего дерева – этим препятствием является человек, который был или есть в реальности и создает вам некоторые проблемы. А может вы считаете, что реальным препятствием может быть только некий субъект, личность, а все остальные трудности в жизни не являются препятствиями.

Вы могли его перешагнуть, обойти, скинуть с дороги, могли подлезть под ним, а могли сесть и заплакать или повернуть обратно – все это стратегии поведения в проблемной ситуации.

Препятствие в виде ямы - это боязнь (опасение) упасть в лице других, опозориться, замарать свою честь (стыд, страх) и др.

Препятствие в виде водоема – значит, что препятствием для человека являются его собственные чувства и переживания.

Дорожный знак – препятствием являются нормы, правила, которыми другие пытаются ограничить ваши действия, свободу выбора.

К сожалению вариантов бесчисленное множество, поэтому используйте свои знания, логику, интуицию. Чем больше признаков с похожими значениями встречаются в разных образах (лес, дорога, водоем и др.), тем с большей уверенностью можно утверждать о наличии того или иного особенности субъекта, той или иной проблемы и др.

Примечание

Игра становится более интересной и полезной, а трактовки более точными, если в анализе участвуют все члены группы.

5.4. Психоаналитическая игра «Заброшенная лавка»

Цели: 1. Ознакомление студентов с игровым психоаналитическим методом диагностирования и разрешения внутриличностных конфликтов;

2. Развитие аналитических способностей;

3. Выявление внутриличностных конфликтов.

Инструкция:

Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы идете по ночному городу, пересекаете площадь идете по слабо освещенной улице и сворачиваете в темный переулок. Вы идете по переулку средь размытых в ночи громад домов и вдруг вы видите одноэтажную заброшенную лавку (магазин), он оставлен под снос или под реставрацию. Представьте его максимально ясно. Вы подходите к витрине. Из-за туч выплывает яркая луна, и в ее луче на прилавке вы ясно видите предмет.

Участник игры отвечает, что это за предмет. Дает подробное описание.

Тренер ведет с ним диалог. Задает вопросы:

  • Откуда взялся здесь этот предмет?

  • Чей он?

  • Для кого он оставлен?

  • Что в нем особенного?

  • Какие ассоциации, воспоминания он у вас вызывает?

  • О чем может рассказать вам этот предмет?

  • Представьте, что вы это этот предмет. Войдите в эго образ. Вы увидели себя вошедшего, что скажет предмет вам?

  • Что вы ответите ему?

  • Хотите ли вы взять его с собой?

  • Куда положите?

  • Покажите ли кому-нибудь?

Содержание вопросов будет зависеть от того, что будет отвечать испытуемый.

Анализу подвергаются образы. Необходимо установить значение проекций.

Желательно, чтобы вопросы испытуемому задавали не только ведущий, но и члены Т-группы. Они же высказывают свои версии значения ответов.

Далее высказываются предположения о наличии актуализированной проблемы испытуемого. Ему ведущий задает вопрос: «Понимает ли он сам, о чем идет речь»? С какими из трактуемых версий он согласен, а какие не разделяет? Желает ли он рассказать группе свои предположения о проекции собственных подсознательных образов? Если нет, то знает ли он, что ему делать дальше, над чем подумать, чтобы разрешить проблему (если она была выявлена)? Нуждается ли он в помощи тренера или группы?

После завершения первого сеанса, в игру вступает следующий член группы.

Желательно за одно занятие не проводить более трех-четырех сеансов.

Примечания:

1. Если первая попытка визуализации предмета не удалась, необходимо предложить участнику войти в магазин и выдвинуть ящик внутри прилавка, посмотреть туда. Если после трех-четырех попыток участнику так и не удалось увидеть образ, то он передает эстафету следующему члену группы.

2. Для успешности проведения игры важно, чтобы ведущий знал значения символов, представленных в психоанализе К.Г. Юнга. В противном случае игра пользы не принесет.

3. Не рекомендуется в игре принимать участие беременным женщинам и лицам с неустойчивой психикой. В любом случае ведущий должен быть профессиональным психологом и владеть приемами оказания психологической помощи.

4. Многолетний личный опыт автора пособия (В.Н. Ковалев) в проведении данной игры в группах личностного роста показал на ее эффективность в разрешении внутриличностных конфликтов и отреагировании травмирующего опыта. При введении пациента в состояние транса.

5. Автор предупреждает о высокой степени осторожности использования этой игры. Не в коем случае нельзя убеждать участника в истинности всех трактовок. Члены группы и сам ведущий только высказывают возможные версии, составляют так называемую «легенду». Участник игры, на основе осмысления «легенд» (в большинстве случаев, но не всегда) сам приходит к пониманию значений проекций вузуализуемых образов при условии, что в процессе игры ведущему удалось смоделировать целостную, завершенную «картину».


5.5. Психоаналитическая игра «Волшебный антикварный магазин»

Цели: 1. Выявление потребности в значимом для личности ресурсе;

2. Развитие аналитических способностей.

Инструкция:

Расположитесь удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте, что вы вошли в волшебный антикварный магазин. В нем есть абсолютно все. Вы имеете право взять (получить в подарок) любую вещь, но только одну. Не спешите, Вы можете осмотреться и выбрать.

Далее члены группы рассказывают, какой предмет они взяли и для чего он им нужен. Предмет необходимо подробно описать. Члены группы сообщают, как они осуществили выбор:

- взяли тот, визуальный образ которого увидели сразу;

- «рассматривали» разные предметы, а потом выбрали;

- знали заранее, что им нужно (при этом надо ответить: сразу увидели предмет или приложили усилия, чтобы создать его визуальный образ?);

- представили два или более нужных предмета и трудно было сделать выбор;

- сделали выбор, но не уверены, что он правильный;

- не удалось представить образ.

После сеанса визуализации и сообщений членов группы о своем выборе, участники пытаются дать трактовку предположительной (вероятной) проекции в визуализированном образе ценность того ресурса, который актуален сейчас для того или иного члена группы.


IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

4.1. Игра «Кораблекрушение»

Цели: 1. Выявление конфликтных зон в группе;

2. Развитие навыков принятия совместных решений членами группы в экстремальных ситуациях.

Комментарий

Представьте себе, что вы всей группой отправились в круиз по Средиземному морю. Но Ваш пассажирский лайнер потерпел кораблекрушение. В любой момент пароход может затонуть. Вы спускаетесь в шлюпку (на плот) и у Вас есть возможность захватить с собой необходимые предметы.

Выбрать предметы необходимо в порядке убывания значимости.

Из них можно взять только – 11 самых необходимых.

Каждый должен предложить только двух участников, кого он считает надо спасти обязательно. Аргументация выбора обязательна. Группа должна принять решение о погрузке на спасательный плот пассажиров в порядке необходимости спасти (очередности). При этом надо определить 1-2-3 или более лиц, кто останется без плота (число указывает тренер).


Перечень предметов

  1. Секстант;

  2. Бинокль;

  3. Полиэтиленовая пленка – 4 кв.м.;

  4. Спички (1 коробка);

  5. Барометр;

  6. Канат (10 м.);

  7. Зеркало (1 0х 10 см.);

  8. Топор;

  9. Ласты;

  10. Ружье и 5 патронов;

  11. Ракетница с тремя ракетами;

  12. Зажигалка:

  13. Ящик шоколада;

  14. Ящик галетного печенья;

  15. Спирт – 2-х литровая бутыль;

  16. Пять 2-х литровых бутылок (пластиковых) с водой;

  17. Лом;

  18. Пять банок мясных консервов:

  19. Рыболовецкая сеть;

  20. Удочка;

  21. Плот на 10 (5) человек (кол-во определяет тренер) – 2 – 5 человек должны остаться за бортом;

  22. Вино – 5 бутылок стеклянных по 0,5 литра;

  23. Пустая канистра на 10 л.;

  24. Пластмассовая посуда (10 больших тарелок);

  25. Радиоприемник на батарейках;

  26. Сапоги (по числу участников);

  27. Одеяло;

  28. Нож.

  29. Письменные принадлежности (тетрадь, ручка).


4.2. Игра «Гелактионы»

Цели: 1. Развитие социальной перцепции, эмпатии, толерантности;

2. Профилактика внутригрупповых конфликтов.

Оборудование и материалы: ватман А -1 (2 листа); белая бумага А – 4 (20 листов), карандаши цветные (пачка), ножницы (4-5 шт.), скотч, клей ПВА, линейки (4 шт.), простые карандаши (2 шт.)

Участники делятся на две равные по численности команды не менее пяти - семи человек в каждой и группу наблюдателей (3 - 4 человека). Желательно, чтобы состав рабочих групп был гетерогенный (прежде всего, разнополый).

Участникам сообщается, что на планете Земля 3567 год. К этому периоду огромное количество землян осваивают разные планеты и галактики. Тысячу лет назад произошло это грандиозное переселение спасшее Землю от перенаселения.

Жители разных галактик имеют свою культуру, свои традиции и обычаи. Они могут быть весьма удивительными и своеобразными, но жители их соблюдают и чтут. Функция землян заключается в том, чтобы оказывать помощь жителям разных планет. Земляне технократы и умеют делать практически все.

Однажды земляне получили сигнал «SOS» из соседней галактики с планеты «Геля», которая имеет вид двух полушарий разделенных пропастью. Гелактионы занимают лишь одну половину планеты. Технически они не развиты и просят землян построить им мост с левой стороны планеты на правую.

Земляне снарядили экипаж, который уже в пути к планете «Геля».

Команды располагаются в разных аудиториях. С ними наблюдатели. Каждая команда получает свои особые инструкции.

Инструкция для экипажа землян.

Ваша сверхзадача построить мост. Время на строительство 20 минут с момента установления контакта и начала строительства. Не выполнив задачу в срок, астранавты уже никогда не смогут вернуться на землю. Таковы законы на земле.

Пока земляне в полете (10 минут) они должны продумать конструкцию бумажного моста. Мост размером в 40 см. должен быть перекинут и закреплен между двумя столами. Он должен быть надежным и выдерживать небольшую кгигу. Он должен быть эстетичен: иметь перилла или колонны, или другие украшения из бумаги. На нем должны быть выполнены карандашами узоры. В процессе полета астронавты должны продумать конструкцию и технологию строительства моста, но ни в коем случае они не должны заранее делать никаких заготовок.

Земляне могут сами построить мост. Но вторая задача – научить гелактионов самостоятельно строить мост, чтобы следующий раз землянам не приходилось выполнять столь сложный, дорогостоящий и опасный полет. Для того чтобы решить эти две задачи, они должны прежде установить контакт с жителями Гели.

Язык у всех русский. Но астронавты должны знать, что их могут ждать различные сюрпризы при встрече, связанные с обычаями, традициями, привычками и особенностями образа жизни гелактионов. Поэтому они должны быть предельно внимательными.

Обязательным условием строительства моста является то, что все гелактионы должны быть задействованы в процесс строительства моста и работать с инструментами (карандашами, линейками, ножницами и другими материалами).

После приземления земляне отправляют на разведку 2 – 4 человек (в зависимости от размера группы), которые должны установить первый контакт, разузнать обычаи гелактионов и обсудить план строительства моста. Чем больше информации от гелактионов они узнают, тем лучше. На первое знакомство отводится астронавтам 5 минут. После чего они возвращаются на космический корабль, рассказывают все, что узнали и поняли своим коллегам. Через 3 минуты они уже всем составом приходят к гелактионам, предпринимают попытку познакомиться (т.е. установить контакт) и совместно с гелактионами приступить к строительству моста.

Инструкция жителям Гели

Гелактионы народ добрый, воспитанный, добродушный. Они стопроцентные гуманитарии. На планете «Геля» растет огромное количество цветов и больше ничего. Там тепло и климат, как на лучших курортах мира. Время года одно – лето. Гелактионы вегетарианцы. Они едят только цветы, пьют нектар и всякие напитки из цветов. Они одеваются в цветы и спят в клумбах с цветами под открытым небом. Книги они пишут пальчиком на больших вечнозеленых лопухах, которые никогда не портятся. Эти, растущие, книги повсюду. Основной род их занятий – выращивание цветов. Они понятия не имеют, что такое карандаш, ручка, ножницы, скотч, линейка и не знают, как ими пользоваться (за тысячу лет разучились). Хотя они смышлены, обучаемы, трудолюбивы и очень послушны. Гелактионы уверены, что приедут земляне и построят им мост. Они очень ждут землян.

При общении, перед тем как заговорить, они обязательно должны прикоснуться к плечу собеседника. В противном случае, собеседник не станет разговаривать. Собеседник также должен прикоснуться к плечу коммуникатора, перед тем как заговорить. Мужчина может вступать в контакт с незнакомыми только тогда, когда его представили две девушки. Каждая из них трогает чужеземца, называя свое имя, а потом касается плеча мужчины-гелактиона и называет его имя. Ту же процедуру проделывает вторая девушка. После чего представленный касается плеча гостя и называет еще раз свое имя. Но продолжает разговор лишь в том случае, если чужестранец назовет себя и коснется его рукой.

Если земляне будут такую процедуру знакомства переносить на гелянок (или гелактионок), те должны смеяться, отворачиваться, делая вид, что смущены. Жители Гели очень любят находиться в центре внимания. Если на кого-то из них не обращать внимания, он должен проявлять недовольство – прыгать, махать кистями рук, повизгивать. Гелактионы обо всем могут свободно говорить с землянами, но они не имеют права говорить о своих обычаях и правилах. У них это не принято. Их поведение, само собой разумеется. Но они могут продемонстрировать эти правила на себе, чтобы земляне их могли понять.

Гелактионы обидчивы. Если их обзывать или говорить о них плохо, они садятся за стол и кладут головы на руки и молчат в течение 30 секунд.

Мужчины-гелактионы не могут брать в руки карандаши и линейки. Это для них постыдно. Они могут пользоваться этими инструментами лишь в отсутствии гелянок. Гелянкам постыдно брать в руки скотч и ножницы. Но они ими могут пользоваться в отсутствии гелактионов. Клеем могут пользоваться все.

На момент прибытия разведчиков-астронавтов гелактионы активно общаются друг с другом, демонстрируя традиции общения.

Инструкция наблюдателям разобраться в том, что происходит и составить представление о существующих традициях, правилах. Наблюдателей не знакомят ни с инструкцией гелактионов, ни с инструкцией землян-астронавтов.

После окончания строительства моста, ведущий спрашивает у землян, что поняли они из обычаев и правил гелактионов и что они думают о них. Потом он спрашивает у гелактионов, какое впечатление на них произвели астронавты с планеты Земля. Далее выступают эксперты.

В завершении ведется обсуждение проблемы традиций, обычаев, правил, установок, которые мы понимаем и не понимаем, или не принимаем, о барьерах в межличностной коммуникации с близкими людьми. Ведущий проводит сопоставление проблем взаимопонимания, которые возникают в нашей реальной жизни, с теми, которые наблюдались в игре. На основе этого членами группы делаются определенные выводы.


4.3. Игра «Оборотни из леса Жажды»

Цели: 1. Развитие социальной перцепции.

2. Выявление конфликтных зон в группе.

Комментарии

История:

Жители деревни недалеко от леса Жажды на диком-диком востоке страны с недавнего времени стали жертвой оборотней. Чтобы выжить, они должны покончить с этим злом как можно скорее.

Цель игры:

для мирных жителей – уничтожить всех оборотней;

для оборотней – уничтожить всех мирных жителей;

для влюбленных – сохранить жизнь возлюбленному, выжить любой ценой.

Персонажи:
  1   2   3

Похожие:

5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconТема игры : «Лесные чудеса»
Игра командная, поэтому ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. Поэтому в процессе игры развиваются...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconДеловая игра «Менеджер» или
Каждая команда делится на две части. Игра проводится для каждой «половинки» по 4 станциям. На первой станции ведущий объясняет игровую...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconИгра «Никто не хочет стать миллионером» Игра «Эрудит»
Биографии великих, малых и крошечных писателей. Рассказы Тэффи и Исидора Гуревича
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconПравила проведения деловой игры для школьников города Тюмени
Деловая игра «своя игра» (далее – «деловая игра») проводится среди учащихся 9-11 классов школ города Тюмени. Организатор деловой...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconМ. А. Коськов I. Объект рассмотрения По мысли академика Д. И. Узнадзе, игра есть совершенно необходимое человеку спонтанное свободное действие его сил [ 1 ]. «Игровой элемент»
«игра» в переносном, метафорическом смысле, вроде игры ума и нервов, мышц и глаз, судьбы и фантазии, форм и пятен, струй и бликов....
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconИнтеллектуальная игра для конкурса «Ученик года»
Игра состоит из четырех туров и выполнена в виде презентации с настроенным временем смены слайдов и использованием гиперссылок. За...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconИгра в обучении школьников географии
Одним из существенных слагаемых динамики учебного процесса, активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» icon«Программа развития школы №7» ( игра была проведена в марте 2009 г.)
Организационно деятельностная игра (оди) — одна из игровых форм, направленных на проектирование и создание новых типов организации...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconМма им. Сеченова в качестве учебного пособия по специальности “Психотерапия и медицинская психология”
М 67 Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер с англ. — М.: Независимая фирма “Класс”,...
5 Психоаналитическая игра «Пустыня» iconСемантическое согласование и языковая игра
«языковая игра есть сознательный языковой эксперимент (сознательно допущенная языковая неправильность), опирающийся на неканоническое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница