Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма




Скачать 352.29 Kb.
НазваниеЗащита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма
страница1/3
Дата15.11.2012
Размер352.29 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕРРИРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА


Сущность современного терроризма

В последнее время значительную угрозу для России приобретает международный и государственный терроризм, превращающий мирное население в объект силового воздействия с целью дестабилизации обстановки, запугивания людей, лишения их способности оказывать организованное противодействие.

Совершенно ясно, что терроризм – явление не новое, но еще не изученное до конца. Очевидно и то что общество и государство в различных условиях могут проявлять себя по разному, в зависимости от масштабов угрозы и действий со стороны террористических групп и объединений.

В Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», принятом Государственной Думой 3 июля 1998 г. определены основные понятия, что такое терроризм и террористическая акция:

терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, содержащие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений;

террористическая акция – непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.

К основным особенностям терроризма в России, отражающим сущность как социально-политического явления, относится:

применение насилия и устрашения, которое достигается использованием особо острых форм и методов;

направленность на достижение политических или социальных целей;

повышенная общественная опасность, связанная с непосредственной угрозой жизни людей, нелигитимность;

использование конспирации как необходимого условия существования террористических структур и результативности их действий.

Терроризм на пороге ХХI веке стал реальной угрозой для общества и государства и способен в своих преступных целях использовать новейшие научно-технические достижения, угрозы применения средств массового поражения в качестве средств террористического воздействия вполне реальны, а возможные последствия террористических актов могут иметь характер крупномасштабных катастроф.

Социально-политическая обстановка в России, имеющее место расширение круга лиц и групп, потенциально готовых совершить акты терроризма, а также условий, способствующих этому, отсутствие пока реальных возможностей стабилизировать в ближайшее время ситуацию дают основания полагать, что степень вероятности роста террористических воздействий остается достаточно высокой.

В связи с этим необходима единая государственная система противодействия терроризму, обеспечивающая осуществление не только силовых, но и соответствующих правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер, защиты населения при террористических актах, а также объединение усилий всех заинтересованных органов государственной власти, проведение единой государственной политики в этой области, подготовку сил и средств для предотвращения террористических актов, уменьшение и ликвидацию их последствий.

Следует отметить, что в последние годы в России проделана значительная работа, направленная на борьбу с терроризмом.

В марте 1996 года вышел Указ Президента Российской Феде­рации "О мерах по усилению борьбы с терроризмом".

В июне 1998 года принят Федеральный закон "О борьбе с тер­роризмом". В законе, в частности, изложены основные функции субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом, а также вопросы управления и руководства действиями сил и средств при контртеррористических операциях.

В сентябре 1999 года вышло постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму",

Осуществление системы мер по борьбе с терроризмом предусмотрено также в Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 го­ды, утвержденной Правительством Российской Федерации 10 марта 1999 года, и дополненном правительственным постановлением от 9 февраля текущего года.

В целом можно констатировать, что в России на сегодня в основном создана необходимая нормативная правовая база для органи­зации работы по противодействию террористической деятельности.

В соответствии с вышеуказанными документами, во всех заинтересованных ведомствах и на всех уровнях исполнительной вла­сти ведется определенная работа.

В январе 1997 года Советом Европы была принята конвенция о борьбе с терроризмом в которой предусмотрено расширение сотрудничества между подписавшими ее государствами. Конвенция определяет терроризм как "любой серьезный акт насилия, направленный против свободы, жизни и здоровья граждан".

Борьба с терроризмом, как определено в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" представляет собой "деятельность по предупреждена выявлению, пресечению и минимизации последствий террористической деятельности", то есть борьбу с насилием или угрозами его применения отношении физических лиц или организаций, осуществляемых в целях обеспечения общественной безопасности, устранение воздействия на принят органами власти решений, выгодных террористам.

Серьезная озабоченность расширением масштабов терроризма бы высказана и на январском саммите лидеров стран СНГ. На нем было отмечены, что сегодня терроризм - это не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Пример Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни н стоящих за ними мощных покровителей показывают, что террористические группировки способны вест диверсионно-террористичсские действия, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах, типа чеченского. В этой связи на саммите было принято решение о разработке Межгосударственной программы по борьбе с терроризмом и создании в рамках Содружества Независимых Государств единого антитеррористического центра.

Для нашей страны вопросы противодействия терроризму, особенно в связи с последними событиями, стали крайне актуальными. Террористические акты в Москве, Буйнакске, Буденновске, Волгодонске, Каспийске, выступление вооруженных террористов в Дагестане и Чечне получили резонанс не только в нашей стране, но и приобрели мировое значение.

Современная социальная и общественно-политическая обстановка в России характеризуется ростом криминальных тенденций, распространением политического экстремизма, усилением угрозы терроризма. Эффективная борьба с терроризмом приобретает все более важное значение в системе обеспечения национальной безопасности. Терроризм является одной из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма и носит острый криминальный характер.

Как социально-политическое явление терроризм представляет собой единство таких элементов, как;

- социально-политические концепции и установки (национал экстремистские, неофашистские, левоэкстремистские, религиозно-экстремистские, криминальные и др.), предусматривающие использование насилия или угрозы его применения в целях устрашения и вынуждения объектов терроризма (властных структур, общественных и частных организаций, граждан) к принятию решений и совершению определенных действий, невыгодных и даже неприемлемых для них в интересах субъектов терроризма;

- военизированные, боевые и собственно террористические организации, формирования, иные структуры (как правило, нелегальные или полулегальные), существующие автономно или в составе партий, иных общественно-политических организаций, коммерческих структур, преступных сообществ и т.д.;

- террористическая деятельность - насильственные и демонстративные действия террористического характера (взрывы, поджоги, захват заложников, убийства политических и общественных деятелей, должностных лиц, предпринимателей и других объектов тер­рористических устремлений, акции психологического давления, техногенного терроризма и др.).

Выявление и изучение указанных элементов терроризма как сложного явления представляет собой необходимую предпосылку для осуществления системного противодействия ему, требующего обязательного воздействия на каждый из упомянутых элементов, и определения комплекса мер, адекватного характеру, содержанию и опасности конкретной террористической угрозы. Игнорирование этого требования влечет за собой значительное снижение эффективности борьбы с терроризмом.

Основными разновидностями современного терроризма, проявления которых к настоящему времени фиксируются правоохранительными органами России, являются политический терроризм (неофашистский, левацкий и др.), националистический, религиоз­ный. уголовный терроризм, которые различаются главным образом по пропагандируемым субъектами терроризма целям. Эти цели нередко не совпадают с реальными устремлениями лидеров терроризма, заключающимися в стремлениях к противоправному переделу политической власти, собственности, национального богатства.

В условиях политизации социальных отношений в России грань между упомянутыми разновидностями терроризма нередко оказывается весьма зыбкой. Независимо от их направленности и мотиваций исполнителей террористических акций эти разновидности терроризма наносят тяжкий ущерб национальной безопасности.

Вышеуказанная классификация терроризма имеет серьезное практическое значение, поскольку идеологические окраски терро­ризма влияют на социальный состав и базу соответствующих террористических структур, мотивацию действий их участников и оказывают существенное влияние на организацию и тактику борьбы с терроризмом. Выявление расхождений между провозглашенными и реальными целями террористических организаций должно быть активно использовано для идейно-политического и морально-психологического противодействия терроризму и отрыва от него рядовых участников. Этот аспект борьбы с терроризмом нередко недооценивается, о чем свидетельствуют недостатки в противодействии терроризму в Чечне при проведении операций по восстановлению конституционного порядка.

Специфической разновидностью терроризма является уголовный терроризм, в мотивационной основе которого находится система криминальных антиценностей. При его изначальной направленности на обслуживание конкурентной борьбы преступных кланов в сфере экономики в целях обогащения криминальным путем и на подавление сопротивления общества преступности он характеризуется все более широкими негативными последствиями для политической стабильности и прямым использованием для обслуживания целей политической борьбы организаций и групп экстремистской направленности.

Как угроза национальной безопасности России терроризм охватывает своим деструктивным воздействием все основные сферы общественной жизни страны, все более приобретая значение одного из основных факторов, препятствующих стабилизации социально-политических отношений в стране- Специфика механизма террористического воздействия обусловливает многоплановость разрушительного влияния терроризма на всю систему общественных отношений, а также его повышенную опасность, особенно в связи с возрастанием угрозы развития массового терроризма к использования его субъектами средств массового поражения.

Таким образом, исходя из основных сущностей терроризма, защита населения от чрезвычайных ситуаций террористического характера, уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с проведением комплекса социальных мероприятий направленных на снижение материальных и людских потерь.

Итак на современном этапе необходимо проанализировать вопросы защиты объектов и людей на территории России при террористических акциях.


Особенности защиты населения от терроризма с применением средств массового поражения


Особую опасность представляет терроризм с применением средств массового поражения. Сегодня компоненты ядерного, химического и биологического оружия стали более доступными, чем это было несколько лет назад.

Реально существует опасность использования средств электро- (магнитного терроризма), а также кибернетического терроризма. Применение этих средств может вывести из строя системы управления транспортом и энергоснабжением потенциально опасных объектов, а также нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем с соответствующими последствиями.

Проблема ядерного терроризма особенно актуальна для многих стран с развитой ядерной энергетикой, где уже имелись отдельные весьма настораживающие факты диверсий и угроз. Так, во Франции в ходе волны промышленных протестов (1995 г.) саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС Блэйс. Высказывались угрозы взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом. Литвы смертного приговора одному из лидеров преступной группировки в ноябре 1994 г.

Проблема химического терроризма также является основной.

В современных условиях наиболее распространенными и доступными химическими веществами и биологическими агентами для проведения террактов являются:

токсичные гербициды и инсектициды;

сильнодействующие ядовитые вещества: хлор, фосген, синильная кислота и другие;

отравляющие вещества: зарин, зоман, Ви-икс, иприт, люизит;

психогенные и наркотические вещества;

возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, натуральной оспы, туляримии и других;

природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины.

Перечисленные высокотоксичные химические вещества и биологические агенты могут попасть в руки террористов различными путями:

отравляющие вещества могут похитить с военных складов и арсеналов, где хранится химическое оружие, а также из организаций и предприятий, занятых разработкой и производством средств противохимической защиты;

биологические агенты могут похитить из учреждений, осуществляющих производство вакцинных препаратов от особо опасных инфекций;

высокотоксичные вещества: инсектициды, гербициды, фармацевтические препараты, полупродукты органического синтеза могут быть приобретены в сфере производства, хранения, торговли;

раздражающие химические вещества для индивидуальной защиты (газовые баллончики с хлорацофеноном, Си-эс, капсаицином и т.д.) могут быть приобретены в торговой сети в больших количествах.

Кроме того, отравляющие вещества и биологические агенты могут быть изготовлены нелегально в лабораторных условиях. Так, специалистами «Аум Сенрике» для газовой атаки в Токио и Мацумото было наработано около 6 литров зарина. Планировалось также получение отравляющих веществ нервно-паралитического действия (зомана и Ви-икс) и ряда биологических агентов.

Таким образом, положение высокотоксичных химических веществ и особо опасных биологических агентов для использования в террористических целях в настоящее время не является неразрешимой задачей. Наиболее сложную техническую задачу представляет создание эффективных и надежных устройств для совершения террористических актов с применением отравляющих веществ или биологических агентов.

Вполне очевидно, что эти устройства должны быть портативны и по внешнему виду походить на вещи или предметы, которые обычно перевозят пассажиры. Поэтому, вероятнее всего, такие устройства будут замаскированы под чемодан, хозяйственную или дорожную сумку, упаковку для обуви, продуктовый пакет и т.д. В настоящее время в открытой литературе приведены описания двух типов устройств, используемых террористами секты «Аум Сенрике».

Первый тип устройства, которое было использовано для совершения терракта, представляет собой два герметичных пластиковых пакета, размещенных один в другом и содержащие в себе исходные компоненты для получения отравляющего вещества «зарин». Запуск устройства осуществлялся покалыванием пакетов острым наконечником зонтиков от дождя, которые имелись у террористов. Через образовавшиеся отверстия происходило смешивание исходных компонентов и образование паров зарина. Данное устройство чрезвычайно простое, но представляет опасность для самого исполнителя.

На более высоком техническом уровне выполнено устройство, обнаруженное полицией у турникетов токийского метро. Оно представляло собой небольшой чемодан (50х30 см), содержащий емкости с отравляющим веществом и ультразвуковой вибратор для получения аэрозоля. Для распыления токсичного аэрозоля использовался фен для сушки волос. Источником питания служили аккумуляторные батареи, была предусмотрена возможность дистанционного включения данного устройства. Такая конструкция может быть использована не только для заражения воздуха парами ОВ, но и для распыления аэрозоля малолетучих ОВ и биологических рецептур.

Объектами применения химического и биологического оружия с помощью террористических актов могут быть крупные объекты инфраструктуры с большим скоплением людей: станции метрополитена, аэропорты и железнодорожные вокзалы, крупные офисные здания, магазины и супермаркеты, закрытые спортивные и концертные залы, выставочные павильоны, а также системы водоснабжения больших городов, партии продуктов питания.

Особую опасность представляет применение быстродействующих фосфорорганических отравляющих веществ в замкнутом объеме помещений с приточно-вытяжной вентиляцией. Большие скорости распространения воздушных потоков с отравляющими веществами в местах скопления больших масс людей могут привести к колоссальному числу жертв. Если бы террористы «Аум Сенрике» в помещениях станции метро создали облако зарина с концентрациями 0,02-0,01 мг/л, то все находящиеся на станции пассажиры получили смертельное поражение в течение нескольких минут.

Очаги напряженности как внутри России, так и вблизи ее границ будут способствовать возрастанию угрозы крупномасштабных террористических актов с применением средств массового поражения. Стране необходима всеобъемлющая системная стратегия противодействия данной угрозе, которая должна быть нацелена на все этапы возможных террористических действий от их предотвращения, своевременного предупреждения до смягчения возможных последствий и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В качестве первоочередных мер представляется целесообразным осуществить следующее.

На основе анализа состояния современных средств химического и биологического терроризма и возможных вариантов их применения по критическим инфраструктурам стран определить наиболее уязвимые объекты и города, для которых необходимо разработать и в последующем осуществить дополнительный комплекс мероприятий в плане предупреждения и защиты. Данный комплекс мероприятий должен предусматривать:

заблаговременное создание и размещение необходимых ресурсов для оперативного реагирования и различные варианты ситуаций;

обеспечение органов управления соответствующими базами данных. Из-за чрезвычайной опасности применения террористического химического и биологического оружия наличие специальной базы данных является необходимым условием для своевременного определения характера поражения;

тщательное заблаговременное планирование порядка действий по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с актами химического и биологического терроризма;

налаживание эффективного взаимодействия объектовых формирований с органами и силами РСЧС, включая силы СНЛК, медицины катастроф, правоохранительных органов, почетной охраны и служб жизнеобеспечения, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы управления спасательными и другими неотложными работами при применении террористами химического или биологического оружия.

Учитывая особую опасность последствий применения современных фосфорорганических отравляющих веществ по объектам инфраструктуры с большим скоплением населения (станции метро, аэропорты, железнодорожные вокзалы), представляется целесообразным сформировать в наиболее крупных городах России специализированные химико-биологические команды быстрого реагирования. Участие квалифицированных специалистов, оснащенных необходимыми средствами контроля, защиты, нейтрализации и оказания первой медицинской помощи, в случае применения террористами химического или биологического оружия может спасти жизнь тысячам людей.

Необходимо также развернуть научно-исследовательские работы по:

созданию специального оборудования обнаружения химических и биологических агентов, включая аппаратуру дистанционного входного контроля пассажиров метрополитена, аэропортов и железнодорожных вокзалов; по поиску эффективных средств нейтрализации опасных агентов, медицинских средств оказания первой помощи;

разработке нормативно-технических документов, регламентирующих организацию и порядок действий, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных актами химического и биологического терроризма, а также по формированию программ обучения сил и органов управления РСЧС действиям в данных ситуациях.

Особое внимание следует уделять терроризму с применением взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ).

Нарушения порядка хранения и использования взрывчатых материалов факты незаконного их приобретения выявлены во всех без исключения регионах Российской Федерации.

При значительном сокращении потребления взрывчатых веществ промышленного значения в стране более чем в 2 раза, число зарегистрированных случаев их хищения и утрат увеличилось в полтора раза. За последние 5 лет в нелегальный оборот поступило более 23 тонн взрывчатки, 50 тыс. детонаторов и 40 км термопроводящего шнура.

Сегодня существует большая опасность, что похищенные взрывчатые материалы могут быть использованы преступниками в период проведения выборной кампании, крупных общественно-политических, спортивных и культурно-зрелищных мероприятий.

В последнее время на объектах участились случаи обнаружения подозрительных предметов, которые могут оказаться взрывными устройствами. Что предпринимать для уменьшения вероятности нахождения их на территории, как вести себя при их обнаружении?

В качестве мер предупредительного характера рекомендуется:

ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установку систем сигнализации, аудио- и видеозаписи;

ежедневные обходы территории предприятия и осмотр мест сосредоточения опасных веществ на предмет своевременного выявления взрывных устройств или подозрительных предметов;

периодическую комиссионную проверку складских помещений;

более тщательный подбор и проверку кадров;

организацию и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям при чрезвычайных происшествиях;

при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации предприятия при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению.

В случае обнаружения подозрительного предмета необходимо незамедлительно сообщить о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России.

До прибытия оперативно-следственной группы необходимо дать указание сотрудникам находиться на безопасном расстоянии от обнаруженного предмета в соответствии с данными табл. 1
  1   2   3

Похожие:

Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconПоложени е об организации охраны общественного порядка и защите населения и территории города Александров в период чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Законом Владимирской области от...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconИ техногенного характера (в ред. Постановления Правительства РФ от 01. 02. 2005 n 49) в соответствии с Федеральным
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconАдминистративный регламент предоставления муниципальной услуги
«защита населения и территории городского поселения раменское от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятия...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconЦелевая комплексная программа " гражданская оборона, защита населения и территорий мо «няндомское» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011 2013 годы"
«Гражданская оборона, защита населения и территорий мо «Няндомское» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconНаселения и территорий района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во исполнение Федеральных
Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconЛекция №2: Безопасность и защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера

Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconЦелевой программы «Пожарная безопасность и защита населения и территории Ростовской области от чрезвычайных ситуаций на 2015 2017 годы» в соответствии с федеральными законами от 21. 12. 1994
«О пожарной безопасности», от 21. 12. 1994 №68-фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconМероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Рсчс, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconОб областной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
Оном "0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановлением Правительства...
Защита населения от чрезвычайных ситуаций террирористического характера сущность современного терроризма iconПостановление от 02. 07. 2012 №554 г. Ростов-на-Дону о порядке создания и использования областного (территориального) резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера
В соответствии с Федеральным законом от 21. 12. 1994 №68-фз «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница