«безопасность жизнедеятельности»




Название«безопасность жизнедеятельности»
страница1/6
Дата15.11.2012
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА»

ОРЕНБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) МГЮА

_______________________________________________________


Кафедра общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин


«УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора

по учебной и научной работе

_______________А.Ф. Колотов

«____»______________2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»




Направление подготовки: юриспруденция

Квалификация (степень): бакалавр

Форма обучения: очно-заочная




Оренбург – 2011


Рабочая программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»//Сост. профессор Н.М. Букаев – Оренбург: ОИ (филиал) МГЮА, 2011.-44с.


Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентам очно-заочной формы обучения по направлению (юриспруденция) – 030900.62

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 030909.62 – юриспруденция по направлению подготовки дипломированных специалистов.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры общегуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин «30» августа 2011г., протокол № 1.


Зав. кафедрой, профессор М.С. Солодкая


1. Внешние требования

1.1. Требования основной образовательной программы


Реализация в дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО по специальности 021100 – Юриспруденция должна учитывать следующее:

1) юрист в рамках специальности 021100 получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции;

2) деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества;

3) объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

- события и действия, имеющие юридическое значение;

- правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов;

- правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами;

4) юрист должен уметь:

- толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;

- обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;

- вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе;

5) юрист должен:

- обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

- понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


1.2. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине»


В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студент должен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

-экономические методы управления безопасностью человека и среды обитания;

- основы физиологии труда и методы обеспечения комфортных условий деятельности человека;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов производственной среды, поражающих факторов ЧС и методы их оценки;

- методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

- основы безопасности жизнедеятельности в условиях производства;

- основные направления и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;

- основы организации и управления действиями производственного персонала в ЧС, ведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- методики оценки экономического ущерба при ЧС, формирования страховых премий, затрат на предупреждение ЧС, повышение устойчивости работы предприятий, ведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

Специалист должен уметь:

- проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

- эффективно применять средства индивидуальной и коллективной защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности с учетом их экономической эффективности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- управлять действиями подчиненного персонала при ЧС;

- использовать полученные знания при решении профессиональных экономических вопросов стратегического и оперативного планирования, оптимизации затрат, страхования и расчета возможного экономического ущерба при ЧС природного и техногенного характера;

-планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Специалист должен иметь навыки:

- оказания первой доврачебной помощи при поражении током и травмах;

- измерения факторов производственной среды;

- использования средств индивидуальной и коллективной защиты от негативных векторов природного и техногенного характера;

- пользования приборами радиационной и химической разведки в чрезвычайных ситуациях.


1.3. Место дисциплины в учебном процессе


Безопасность жизнедеятельности – наука о сохранении здоровья и безопасности жизни человека в среде его обитания. Безопасность жизнедеятельности призвана выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы окружающей среды, разрабатывать методы и средства защиты человека от воздействия указанных факторов, вырабатывать меры по ликвидации последствий производственных аварий и чрезвычайных ситуаций.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» базируется на знаниях, полученных студентами при освоении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

В дисциплине рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомно-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники, методы исследования устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий, разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала, объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности.


2. Цели и задачи изучения дисциплины.

Цель преподавания дисциплины


Цель изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» состоит в изучение взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросов защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.


Задачи изучения дисциплины


Основная задача дисциплины – вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

- проектирования новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации и с учетом устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и технических систем в экстремальных условиях;

- прогнозирования и принятия грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения и производственного персонала, объектов народного хозяйства от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- создание комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- основы физиологии и рациональные условия труда;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий с оценкой их технико-экономической эффективности;

- социально-экономической оценки ущерба здоровью человека и среды обитания в результате техногенного воздействия;

- обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности.


3. Организационно-методические данные дисциплины

Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

72

1

Аудиторные занятия (всего)

18




Лекции

6




Практические занятия

12




Самостоятельная работа

54




Вид итогового контроля (экзамен/зачет)

зачет





4. Структура дисциплины

Раздел I


Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

Раздел II


Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Раздел III


Правовые основы и управление безопасностью жизнедеятельности


5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Разделы дисциплины

Лекции

Внеаудиторная работа

Практические занятия

Всего часов




1

2

3

4

5

6




1.


1.1.

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

Основные положения обеспечения безопасности жизнедеятельности. Предмет, объект, задачи курса «Безопасность жизнедеятельности». Принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности. Опасности и их источники. Безопасность и риск.

Управление безопасностью жизнедеятельности на производстве.

Противопожарная безопасность. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество.

2

8

2

12




1.2

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Безопасность в системе «человек-среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Взаимодействие человека со средой обитания. Виды и формы деятельности человека. Негативные факторы в системе «человек-среда обитания». Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек-машина».

-

8

2

10




1.3

Безопасность жизнедеятельности и окружающая среда. Государственная политика в области окружающей среды. Экологический кризис и его последствия. Законодательство РФ в области охраны окружающей среды. Правовое обеспечение экологического контроля.

-

7

2

9




1.4


Методы и средства защиты от опасностей технических систем. Общие требования безопасности и экологичности технических систем. Экспертиза безопасности и экологичности технических систем

-

8

-

8




II


2.1.

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Чрезвычайные ситуации, классификация и причины возникновения. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация и причины их возникновения. Профилактика чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального, биологического, экологического происхождения.

2

7

2

11




2.2.

Безопасность населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Использование средств индивидуальной и коллективной защиты.

-

8

2

10




III



Правовые основы и управление безопасностью жизнедеятельности

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве. Законодательство по охране труда. Организация и функции служб по охране труда. Производственный травматизм и меры его предупреждения. Ответственность работодателя за нанесение ущерба здоровью работников.

2

8

2

12




Итого:

6

54

12

72





5.2. Содержание разделов дисциплины


Раздел I. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

«безопасность жизнедеятельности» iconПримерная программа наименование дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Дисциплина объединяет в единую структурно-логическую систему два курса: «Безопасность жизнедеятельности в животноводстве» (Охрана...
«безопасность жизнедеятельности» iconПрограмма прохождения преддипломной практики для специальности 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» форма обучения очная срок обучения нормативный
...
«безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа учебной дисциплины экология для направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности» специальности 280103 «Защита в чрезвычайных ситуациях» и280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом направления 280100 «Безопасность жизнедеятельности»...
«безопасность жизнедеятельности» iconБюллетень новых поступлений за май 2011 года
Техносфер безопасность" (280100 "Безопасность жизнедеятельности" и 280200 " Защита окружающей среды"). Вып. 5 / С. В. Белов, Е. Н....
«безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Организационно-методическое описание учебного курса «Безопасность жизнедеятельности»
«безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Организационно-методическое описание учебного курса «Безопасность жизнедеятельности»
«безопасность жизнедеятельности» iconБезопасность жизнедеятельности
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
«безопасность жизнедеятельности» iconБюллетень новых поступлений за декабрь 2010 года
Техносфер безопасность" (280100 "Безопасность жизнедеятельности" и 280200 " Защита окружающей среды"). Вып. 2 / С. В. Белов, Е. Н....
«безопасность жизнедеятельности» iconДисциплина "Безопасность жизнедеятельности"
Шлендер П. Э., Маслова В. М. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для вузов. – М.: Вузовский учебник, 2009
«безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
«Безопасность жизнедеятельности» от «08» декабря 2000 г., рекомендованной Министерством образования рф, и с учетом рабочей программы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница