Принято утверждено




Скачать 243.77 Kb.
НазваниеПринято утверждено
Дата15.11.2012
Размер243.77 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1


ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

Советом школы Директор школы

Протокол № ____ ________Т.А.Ильина

________________ ____________________


ПОРЯДОК

выбора программ элективных учебных предметов профильного обучения на старшей ступени общего образования и рецензирования авторских программ

(Приложение к школьному Положению об элективных курсах в профильном обучении, принятого Советом школы 3.03.06. (протокол № 5))


1.Место и назначение элективных курсов в учебном плане старшей школы

Элективные курсы - важнейшая составляющая по организации профильного обучения, это обязательные учебные предметы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения.

Главная задача элективных курсов – «удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы «компенсируют» во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников», - отмечается в письме Департамента общего и дошкольного образования МО РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. «Элективные курсы в профильном образовании», являющимся единственным официальным документом, регламентирующим организацию элективных курсов в профильном обучении.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (2002 год) определены две функции элективных курсов:

  • «поддержка» изучения основных профильных предметов на заданном

профильном стандартном уровне;

  • внутрипрофильная специализация обучения, построение индивидуальных

образовательных траекторий.

В пояснительной записке к Федеральному базисному учебному плану 2004 года говорится уже о трёх основных функциях элективных учебных предметов:

  • они является «надстройкой» профильного учебного предмета;

  • развивают содержание одного из базовых учебных предметов;

  • способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях

деятельности человека.

В Примерных учебных планах для некоторых возможных профилей, предложенных в Концепции профильного обучения, используется понятие «элективные курсы», в Федеральном БУПе-2004 – «элективные учебные предметы» как видовое понятие учебных предметов учебного плана наряду с базовыми и профильными предметами. Понятием «элективные учебные предметы», по сути, обозначается четыре формы обучения:

  • учебные предметы, предлагаемые образовательным учреждением;

  • учебные практики;

  • проекты;

  • исследовательская деятельность.

Среди разработчиков профильного обучения нет единства в том, какой должна быть программа элективного учебного предмета: одни утверждают, что только государственной, другие допускают существование и авторских программ, которые проходят «внутреннюю» или «внешнюю» экспертизы.

Несогласованность в терминах, в функциях элективных курсов, в требованиях к программам делает необходимым создание документа, регламентирующего введение элективных курсов в конкретном учебном заведении, каковым и является данное Положение.


2.Порядок выбора программы элективного курса

педагогом профильного класса


2.1. Содержание компонента образовательного учреждения в типовых профилях обучения (элективные курсы, проектная и исследовательская деятельность учащихся)


В соответствии с Законом «Об образовании» к исключительной компетенции общеобразовательного учреждения относится определение содержания образования школьного компонента учебного плана (п. 5 ст. 14 и п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). Поэтому, исходя из выбора профилей обучения и основных задач, решаемых элективными учебными предметами, учебное заведение самостоятельно определяет необходимую направленность и перечень элективных курсов, количество которых должно быть избыточно и объём их в учебном плане должен составлять не менее 20%.

Содержание элективного курса должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям учеников, а с другой стороны, предоставлять ученику возможность приобретения опыта работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Основными мотивами выбора элективных курсов в 10-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов, относятся:

  • подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

  • приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

  • возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

  • любопытство;

  • поддержка изучения базовых курсов;

  • профессиональная ориентация;

  • интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

Содержанием курса может быть:

  • расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового или учебного предмета («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);

  • введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

  • совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, «Естествознание») или освоение определенного вида деятельности (например, «Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.

4) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

5) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

6) Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).

7) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Содержательная сторона компонента образовательного учреждения в старших классах определяется рекомендациями Российской академии образования в рамках проекта «Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся» (руководитель проекта – президент РАО Н.Д.Никандров) (Профильное обучение: Типовые профили/Под ред.А.А.Кузнецова. – М.: СпортАкадемПресс, 2005, с.126-206).

В рамках конкурса элективных курсов, проведённого Национальным фондом подготовки кадров в 2002-2003 годах, авторы элективных курсов ставят перед учителями следующие образовательные задачи:


Образовательная область

Основные образовательные задачи

Филология

Работа с художественным текстом, его анализ.

Математика

Демонстрация красоты математики как науки, а не как аппарата для изучения других наук

Информатика

Показать интегрирующую роль информатики в содержании общего образования человека.

Общество

Учитель и ученик - «собеседники». Они вместе ищут способ понимания сложных социальных проблем.

Естествознание

Ориентация работы ученика на приобретение практических и исследовательских умений



2.2.Выбор программы элективного курса


Выбор программ элективных курсов зависит от трёх условий: от профиля обучения, от выбора типа и функции электива, которые определяет учитель, и от выбора ученика.

На сегодняшний день существует четыре типа программ элективных курсов:

1.Программы, прошедшие конкурсный отбор через Национальный фонд подготовки кадров в 2002-2003 годах и рекомендованные Министерством образования РФ для использования в профильном обучении.

2.Программы или учебные пособия элективных курсов, выпущенные ведущими издательствами учебной литературы: «Дрофой», «Просвещением», «Русским словом».

3.Авторские программы, созданные учителями России, опубликованные в журнале «Профильная школа» и в предметных журналах.

4.Рабочие программы, которые создаются учителями школы ежегодно под существующий профиль обучения и учитывают мотивы выбора элективных курсов старшеклассниками.

Детальное изучение существующих программ элективных курсов, проведённое учёными Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена О.Б.Даутовой и И.Б.Готской, позволило им прийти к выводу, решающему большинство проблем с программами элективных курсов: любой элективный курс авторский, что означает следующее:

  • Программа построена так, что она может использоваться «частями» (поделена на

логически законченные модули);

  • Может использоваться в различных сочетаниях с базовым предметом;

  • Поскольку элективные учебные предметы ориентированы на удовлетворение запросов конкретных групп учащихся, то можно допустить определенную корректировку программы, которую учитель может осуществить, исходя из своих профессиональных возможностей, интересов и особенностей состава учащихся.

  • Программы элективных курсов жестко не определяют обязательный для изучения объем учебного материала, поскольку содержание итогового контроля (по возможности более интересного, необычного) определяется самим учителем. Темп изучения элективного предмета может быть адекватен реально складывающейся ситуации: на чем-то задержались ввиду особого интереса учащихся, что-то рассмотрели бегло, а какой-то материал вовсе выпустили.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выстроить алгоритм выбора и разработки рабочей программы элективного учебного предмета:

Шаг 1. Если учитель выбирает и имеет в наличии программу элективного курса, рекомендованную МОиН РФ, или изданную в одном из издательств, то на основании её он составляет только календарно-тематическое планирование, указывая в пояснительной записке, на какую программу опирается в своей работе и какие коррективы в неё вносит.

Шаг 2.Если учитель не имеет программы элективного курса, но у него есть учебное пособие по элективному курс, изданное в одном из ведущих издательств учебной литературы, то на основании этого учебного пособия он также составляет календарно-тематическое планирование с указанием в пояснительной записке, на основании чего оно составлено

В этих случаях ни рецензированию, ни экспертизе программа не подвергается, а только рекомендуется для работы проблемной предметной лабораторией.

Шаг 3.Если из-за отсутствия государственных программ элективных курсов учитель берёт за основу авторскую программу, опубликованную в предметных журналах или в журнале «Профильная школа», или составляет свою на основе имеющихся в его распоряжении материалов и с учётом запросов учащихся, то эта программа проходит процедуру экспертизы или рецензирования..

Создание собственной программы элективных курсов не противоречит ни одному ныне существующему официальному документу.

В письме Департамента общего и дошкольного образования МО РФ от 13.11.2003 г. «Элективные курсы в профильном обучении» подчёркивается, «что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы … учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания».

В письме Департамента образования и науки Кемеровской области № 2566/03 от 27.06.2007 подчёркивается, что «выбор элективных учебных предметов должен основываться на базе учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, и соответствовать стандартам общего образования, целям предпофильной подготовки и профильного обучения».


3.Порядок экспертизы авторских программ элективных курсов

На сегодняшний день однозначно не отработана процедура утверждения элективных курсов.

В нашей деятельности по экспертизе элективных курсов мы опираемся на методические рекомендации учёных Российского педагогического университета им. А.И.Герцена, созданные в рамках проекта «Дистанционная поддержка профильного обучения» (2006 год):


1.Уровень общеобразовательного учреждения (внутренний)

I этапРассмотрение программ элективных курсов методическими объединениями учителей-предметников (ППЛ) или школьным методическим советом, которые выносят свое решение о соответствии программ существующим требованиям и уставу общеобразовательного учреждения, целесообразности их введения в учебный план (школьный компонент) и вынесения на внешнее рецензирование - на утверждение педагогическим советом школы (до 1 апреля).

II этап - Проведение анкет по выбору учащимися школы тех или иных элективных курсов (апрель).

III этап- Утверждение списка программ элективных курсов, рекомендованных для прохождения экспертизы, на педагогическом совете школы (до 15 апреля).

IV этапНаписание рецензий на программы элективных курсов учителями с высшей квалификационной категорией или руководителями ППЛ (методического совета) (до 1 мая)

V этап - Утверждение программ элективных курсов на педагогическом совете (до 1 сентября) на основе рекомендаций муниципального экспертного совета.

2. Уровень муниципального органа управления образованием (внешний)

Проведение экспертизы учебных программ элективных курсов на основе предоставленных рецензий из школ, а также рецензирование программ специалистами органов управления образованием, методистами районного методического кабинета, руководителями районных МО (до 1 июня).

4. Критерии оценки программы элективного курса

Одним из важных шагов, предполагаемых экспертизой, является рецензирование элективных курсов специалистами на разных уровнях. Помещённые ниже материалы необходимы и составителям программ, и создателям рецензий на эти программы.


4.1.Вопросы для самоанализа разработчика элективного курса


1. На каком содержательном материале выстроен курс?

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса …?

3. Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен?

4. Какие виды деятельности возможны …?

5. Какие виды работ могут выполнить учащиеся?

6. Какова доля самостоятельности ученика?

7. Каковы критерии успешности?

8. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса?

9. Какова форма итоговой отчетности?

4.2.Требования к программам элективных курсов


(по материалам Академии повышения квалификации и ПРО г. Москва)


  1. По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

  2. По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.

  3. По мотивирующему потенциалу программы, программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

  4. По полноте содержания Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.

  5. По научности содержания. В программу включены прогрессивные, научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.

  6. По инвариантности содержания. Включенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.

  7. По степени обобщенности содержания. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников

  8. По практической направленности курса. Программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний

  9. По связности и систематичности учебного материала. Развертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.

  10. По соответствию способа развертывания учебного материла стоящим в программе задачам. Способ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.

  11. По выбору методов обучения. Программа дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.

  12. По степени контролируемости. Программа обладает достаточной для проведения контроля:

    • операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний,

    • конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.

  13. По чувствительности к возможным сбоям. Программа дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.

  14. По реалистичности с точки зрения ресурсов. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.

  15. По эффективности затрат времени на реализацию учебного курса. Программой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее « коротким путем» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знании не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающиеся в памяти учебный материал.


4.3.Рецензия на программу элективного курса


В рецензии отражаются следующие критерии оценки программы элективного курса:

  1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

  2. Мотивирующий потенциал программы. Программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.

  3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения.

  4. Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.

  5. Связность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими знаниями прослеживаются связи

  6. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т.д.)

  7. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.

  8. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

  9. Формальная структура программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

В работе над рецензией можно использовать следующие речевые клише:

1.Для описания темы (названия) элективного курса могут использоваться такие выражения, как: данный курс озаглавлен, носит заглавие, называется; посвящен теме, проблеме, вопросу; курс представляет собой; рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?), представлена точка зрения (на что?).

2.Для определения основных проблем рецензируемого элективного курса могут быть использованы такие лексические средства как: автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), останавливается на следующих проблемах, касается следующих вопросов, особо останавливается (на чем?), сущность проблемы сводится (к чему?), дается обобщение, научно обоснованное описание, затронут вопрос (о чем?)

3. Для описания иллюстрации автором какой-либо информации могут быть использованы выражения типа: автор приводит пример того, как …, для характеристики своих позиций автор приводит цитату из…; факты, цифры, данные, иллюстрирующие это положение, автор приводит, иллюстрирует…

4.Для формулирования заключения, выводов прибегают к таким выражениям: автор приходит к выводу, заключению; делает вывод, заключение; подводит итог; в итоге можно прийти к выводу; в заключении можно сказать, что..; сущность вышеизложенного сводится к следующему; можно сделать заключение, что; в целом (в основном) следует, что..; из этих данных следует, что; на основе этого мы убеждаемся в том, что..; обобщая сказанное..; из этого следует, что…

5.Для описания оценки работы используют выражения согласия, несогласия и критики.

Выражения согласияодобрять, соглашаться, разделять точку зрения, подтверждать, признавать достоинства, придерживаться подобного же мнения, рекомендовать.

Выражения критики и несогласия:

  1. Отмечать недостатки, упрекать (в небрежности, в неточности), вскрывать недостатки, критиковать, возражать, оспаривать, расходиться во взглядах (с кем?), опровергать, пренебрегать, игнорировать, упускать из виду;

  2. Автор не раскрывает содержание (чего?), противоречит, упускает из виду, необоснованно утверждает, критически относится, ставит невыполнимую задачу, не подтверждает выводы фактами, непонятно что; дискуссионно, что; сомнительно, что; выдвинуть, привести, иметь возражения, отказаться от своих убеждений.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1


Примерные образцы рецензий на программы элективных курсов


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1

РЕЦЕНЗИЯ

на программу профильного обучения учащихся 10-11 классов по специальности «Вожатый»

авторов-составителей Трубиной Л.А. Мартыновой Н.А.


Рецензируемая программа профильной подготовки учащихся 10-11 классов по специальности «Вожатый» направлена на решение проблемы профильного обучения школьников на старшей ступени общего образования.

Актуальность и важность программы «Вожатый» не вызывает сомнений, так как она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) планов.

Программа профильной подготовки «Вожатый» представляет собой совокупность трех программ «Введение в специальность», «Искусство общения», «Основы общей психологии». Каждая программа имеет свою объяснительную записку и рассматривается как самостоятельная часть, что умаляет общее достоинство и единую целостность всей программы профильной подготовки.

Особый интерес и практическую значимость, с нашей точки зрения, представляет программа «Искусство общения».

Вместе с тем, программа нуждается в коррекции:

1. Желательно объединить все программы в единое целое.

2. Авторам необходимо определиться с видом программы: учебная или рабочая, и в соответствии с этим структурировать содержание программы в соответствии с требованиями: единая объяснительная записка, тематический план, содержание, рекомендуемая литература и т.д.

В целом, рецензируемая работа носит завершенный, самостоятельный характер и при соответствующей доработке может быть рекомендована к работе в качестве элективного учебного предмета для учащихся 10 класса.


20.09.08


Рецензент: учитель русского языка и литературы МОУ Тисульской СОШ № 1, учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ Е.Н.Петрова


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1

Рецензия

на элективный курс «Программируем на Паскале», разработанный учителем информатики и ИКТ первой категории МОУ «Тисульской СОШ № 1» Хаустовой Т.Ф.



Представленный элективный курс рассчитан для учащихся 11 класса, ранее не изучавших программирование на Паскале. Содержит 68 часов, 2 часа в неделю. Предполагается изучение в классах физико-математического или информационно-технологического профилей.

Целями данного курса является развитие алгоритмического мышления учащихся, обучение структурному программированию, освоение всевозможных методов решения задач, реализуемых на Паскале, углубление знаний, формирование интереса к профессиям, связанным с программированием.

Элективный курс включает такие важные разделы как «Управляющие структуры», «Массивы», «Символы и строки», рассмотрены все виды подпрограмм, «Процедуры и функции для работы в графическом режиме».

В программе подробно представлены темы, выходящие за рамки традиционного курса программирования: обработка символьной информации, работа с файлами.

Положительным моментом является отведение достаточного количества часов компьютерному практикуму, где учащимся предоставлена возможность почувствовать себя настоящими программистами.


Рецензент: учитель информатики высшей квалификационной категории МОУ Тисульской СОШ № 1 Е.П.Наумова





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1

Рецензия на программу
элективного курса «Английская литература», разработанную учителем английского языка первой категории МОУ «Тисульской СОШ № 1» Ивановой Т.Ф.

Предлагаемая программа предназначена для занятий по английской литературе с учащимися 9-10 классов.


Программа разработана учителем английского языка Тамарой Фёдоровной Ивановой.

Программа спецкурса рассчитана на 136 часов (в 10 классе – 68 часов, в 11 классе – 68 часов).

В структурном отношении в программе представлены:

  • объяснительная записка,

  • определены цели и задачи курса,

  • содержание,

  • наиболее эффективные методы проведения занятий,

  • предлагаемая тематика рефератов,

  • требования к выработке умений и навыков учащихся.

Представлен список используемой и рекомендуемой литературы для учащихся.

Содержание курса подтверждает главную цель обучения иностранным языкам – формирование и развитие коммуникативной компетентности учащихся, которая предполагает совершенствование языковых навыков учащихся, развитие межпредметных связей, повышение уровня общей культуры и образованности, повышение мотивации к овладению иностранными языками и формирование умения рассматривать литературу как средство коммуникации и выработка творческого отношения к прочитанному, т. е. способность учащихся отстаивать свою точку зрения о прочитанном и обсуждать литературные произведения, что ведет к включению школьников к диалогу культур.

Выше изложенное определяет актуальность и необходимость проведения курса английской литературы с учащимися филологического профиля.

Настоящая программа рекомендована к использованию в учебном процессе.

Рецензент: учитель английского языка высшей квалификационной категории МОУ Тисульской СОШ № 1 Е.П.Наумова


Приложение № 2

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1


ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ПРОБЛЕМНОЙ ЛАБОРАТОРИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»

00.00.2008 г. №00


ПОВЕСТКА ДНЯ:

3.О рассмотрении программы элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук», автор программы И.Н. Иванова.

Докладчик И.Н. Иванова

СЛУШАЛИ по третьему вопросу Ирину Николаевну Иванову, которая ознакомила членов методического объединения с программой курса.

Она отметила, что основной целью данного элективного курса является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достижение этого предполагается путем знакомства учащихся 9-х классов с особенностями исследовательской деятельности на материале задач межпредметного содержания.


ВЫСТУПИЛИ: (не менее 2 человек)

РЕШИЛИ:

2.1. Одобрить программу элективного курса «Исследовательские задачи на стыке наук», автор И.Н. Иванова

2.2. Ходатайствовать перед муниципальным экспертным советом о проведении экспертизы данной программы.


Руководитель МО подпись расшифровка




Приложение 3


ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА


00.00.2004 г. №00

ПОВЕСТКА ДНЯ:


3.Утверждение программы элективного курса предпрофильной подготовки школьников «Ценности и смысл профессиональной карьеры», автор И.П. Иванова.

Докладчик И.П. Иванова

СЛУШАЛИ по третьему вопросу: Инну Петровну Иванову, которая ознакомила членов педагогического совета с программой по профессиональному самоопределению школьников.

В своем выступлении Инна Петровна обосновала основные причины выбора данной программы, сформировала её основные цели и задачи, ознакомила присутствующих с формами и методами проведения занятий.

ВЫСТУПИЛИ по третьему вопросу:

А.И. Калинина, заместитель директора. Данная программа востребована учащимися школы, о чем свидетельствуют данные социологических исследований старшеклассников.

Программа прошла процедуры экспертизы в муниципальном экспертном совете (дата, содержание заключения), прорецензирована (указать кем), рецензии прилагаются.

ПОСТАНОВИЛИ:

1.Утвердить программу «Ценности и смысл профессиональной карьеры» автор И.П. Иванова

2.Рекомендовать программу «Ценности и смысл профессиональной карьеры» автор И.П. Иванова к использованию в предпрофильной подготовке школьников.


Председатель подпись Ф.И.О.


Секретарь подпись Ф.И.О.


Приложение 4

Название муниципального экспертного совета

ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА



00.00.2004 г. №00


ПОВЕСТКА ДНЯ:


4.Экспертиза программ элективных курсов предпрофильной подготовки школьников

СЛУШАЛИ: Н.П. Петрова, руководителя предметной группы (указать предмет) экспертного совета, который познакомил с содержанием рецензий на программу элективного курса предпрофильной подготовки школьников «Ценности и смысл профессиональной карьеры» (автор И.П. Иванова).

Данная программа реализует основные принципы концепции профильного обучения и соответствует целям и задачам предпрофильной подготовки учащихся основной школы. Ее использование, на мой взгляд, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся и выбору профиля обучения на старшей ступени общего образования.

ВЫСТУПИЛИ: Члены экспертного совета (не менее 2-х).

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Одобрить представленную программу элективного курса предпрофильной подготовки школьников «Ценности и смысл профессиональной карьеры» (автор И.П. Иванова) и рекомендовать ее к практическому использованию в учреждениях образования в 2008-2009 учебном году



Председатель

экспертного совета подпись Ф.И.О.


Секретарь подпись Ф.И.О.

Приложение 7

Название муниципального экспертного совета

ВЫПИСКА

ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА



00.00.2004 г. №00


ПОВЕСТКА ДНЯ:

4.Экспертиза программ элективных курсов профильного обучения школьников

СЛУШАЛИ: Н.П. Круглова, руководителя предметной группы (указать предмет) муниципального экспертного совета, который познакомил с содержанием рецензий на программу элективного курса профильного обучения школьников «Избранные вопросы в изучении математики» автор И.П. Иванова.

Данная программа реализует основные принципы концепции профильного обучения учащихся 10-11 классов. Ее использование будет способствовать расширению базового курса математики в старшей школе по темам, соответствующих содержанию программ вступительных экзаменов в вузы.

ВЫСТУПИЛИ: Члены экспертного совета (не менее 2-х).

ПОСТАНОВИЛИ:

Одобрить программу элективного курса профильного обучения учащихся 10-11 классов «Избранные вопросы в изучении математики» (автор И.П. Иванова) и рекомендовать ее к практическому использованию в образовательных учреждениях в 2004-2005 учебном году.


Председатель экспертного совета подпись Ф.И.О.


Секретарь подпись Ф.И.О.

Приложение 9

Образец оформления титульного листа


Рассмотрено

на заседании ППЛ учителей (предмет)___________________________________

МОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1

от «__» _______2008 г.

протокол № ___


Рассмотрено

на заседании муниципального экспертного совета

от «__» _______2008 г.

протокол № ___



Утверждено

решением педагогического совета МОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1

от «__» _______2004 г.

___




Название элективного курса


Автор: учитель (название предмета)

_________________________

Фамилия, имя, отчество


Рецензент:______________________


Тисуль 2008
программы элективного курса

Похожие:

Принято утверждено iconКомитет по народному образованию администрации солнечногорского муниципального района
Принято Утверждено
Принято утверждено iconПринято утверждено
Программы начального (общего) образования мбоу «сош №226» по математике, принятой
Принято утверждено iconПринято утверждено
Программы начального (общего) образования мбоу «сош №226» по математике, принятой
Принято утверждено iconПринято педагогическим Утверждено приказом по школе
На должность врача-педиатра назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование, прошедшее послевузовскую подготовку или специализацию...
Принято утверждено iconДзержинского района г. Волгограда Принято на педсовете Утверждено приказом Протокол № директора школы
Тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др
Принято утверждено iconПринято утверждено
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О библиотечном деле», нормативными правовыми...
Принято утверждено iconПринято утверждено
Ноу является добровольным объединением учащихся, стремящихся совершенствовать свой образовательный уровень, повышать собственный...
Принято утверждено iconВысшего профессионального образования «братский государственный университет» принято: утверждено
Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы №405 тех/сд от 14 апреля 2000 г и учебным планом специальности Подъемно-транспортные,...
Принято утверждено iconВысшего профессионального образования «братский государственный университет» принято: утверждено
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 080800 «Прикладная информатика»...
Принято утверждено iconПринято Протоколом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 21 ноября 1997 г. N 12
Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Протокол n 12 от 21. 11. 1997)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница