Образовательная программа «Золотой ключик»




НазваниеОбразовательная программа «Золотой ключик»
страница1/4
Дата15.11.2012
Размер0.54 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества городского округа город Буй Костромской области

_________________________________________________________

Утверждаю

Директор МОУ ДОД

Дом детского творчества

_____________

Т.Н.Яурова

.

Образовательная программа

«Золотой ключик»

Педагог дополнительного образования

Кудрявцева марина Александровна

Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации: 2 года


2011 год


… Взять бы всех родителей за руку и повести их в театр кукол,

сказать им – смотрите, вот что может развить в

душах ваших детей эстетическое восприятие мира, понимание прекрасного,

сделать их добрыми, отзывчивыми,

смелыми и честными – настоящими людьми.


Е.В. Сперанский


Пояснительная записка



Направленность программы – художественно-эстетическая


АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Обширные отечественные и зарубежные исследования доказали, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время, когда другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребенка естественно и точно так же, как родная речь, дает ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Так как кукольный театр является синтезом искусств, то занятия этим видом деятельности наиболее полно позволяют развивать общие способности детей.

Сплочение, расширение культурного диапазона детей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на занятии в кукольном театре. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Воспитывается у детей любовь к народным сказкам. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира детей неоценима. Язык сказок, насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он утончает и возвышает душу слушающих. Недаром такие ценители русского слова, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский, верили в преображающую силу сказок. А русские мыслители – И.А. Ильин и Е.Н. Трубецкой – видели в сказке отражение души русского народа. Поэтому основной репертуар кукольного театра - это сказки.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Образовательная программа не предполагает подготовку обучающихся в профессиональные учебные заведения, но ставит социальную значимость театрального образования детей для общества. Выполнение этой программы позволяет воспитать эстетически развитого гражданина, который может эффективно использовать свой театральный опыт в другой профессии, даже далекой от театра.

Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребенка, является процессуальной. Важнейшей деятельностью в детском театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие индивидуальных способностей воспитанника, развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, фантазии, наблюдательности и т.д.). Происходит усвоение социальных норм поведения. Таким образом, работа над этюдами и спектаклем не менее важна, чем сам спектакль.

Детская потребность в игре совпадает с игровой природой актерского искусства. Но законы детской игры и законы сцены различны. Игра «для себя» психологически естественна, игра «на публику» противоречит природе. Законы детской игры подвижны и переменчивы. А закон, по которому строится художественный образ, задается художником для каждого конкретного произведения единожды. В детской игре много условности, понятной только играющим, в ней возможны любые пропуски фрагментов действия, утрированное обозначение каких-то явлений. В театре это возможно далеко не всегда. Но при этом будет совершенно неправильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учить детей играть «по-взрослому». Это сразу перекроет возможность творческой реализации детей. При работе в детском кукольном театре, прежде всего, необходимо, чтобы цели и задачи, которые педагог ставит перед детьми, должны быть реальны и выполнимы. А это значит, что они должны быть максимально конкретны и понятны. «Метод физических действий» К.С.Станиславского здесь неоценим.

Существует устойчивое мнение, что маленькие дети – все артисты. Точно можно сказать: все творцы, но не все артисты. Публичное творчество привлекает далеко не всех. Нельзя неволить неокрепшую творческую природу ребенка, заставлять его быть на виду, если он не хочет этого. Но в то же время нельзя исключать ребенка из общего дела, оставлять его в стороне. Для каждого в кукольном театре можно найти дело, в котором он может реализоваться.


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ


Основной целью психолого-педагогического сопровождения является формирование психически здоровой, социально-адаптированной личности.

Для этого в коллективе:

- создаются благоприятные условия для самовыражения ребенка. Это и различные театральные игры, и этюды, и работа с куклой, и приобщение к участию в общественной жизни;

- на занятиях создается атмосфера доброжелательности, формируется чувство ответственности за собственный выбор, принятое решение, поступок, для каждого обучающегося ситуация успеха.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Ведущая идея программы: создание комфортной среды общения, развитие способностей каждого ребёнка, его самореализации.


Цель: Создание условий для самореализации творческого потенциала воспитанников, развития познавательных и коммуникативных способностей посредством театрализации.


Цель реализуется через следующие задачи:

  • пробудить интерес обучающихся к театру, творчеству, сценической деятельности;

  • способствовать формированию общечеловеческих ценностей;

  • выявлять и развивать творческие способности обучающихся;

  • на основе упражнений, театральных игр обучать основным дисциплинам (актерскому мастерству, кукловождению, сценической речи);

  • развивать познавательные, коммуникативные и рефлекторные способности.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни:


Принцип гуманизации, основанный на уважении личности, признании её самоценности и самодеятельности.


Принцип природосообразности, основанный на знании возрастных и индивидуальных возможностей детей, состояния здоровья (физического, психического) и социального развития.


Принцип культуросообразности, основанный на понимании культурно-исторических ценностей, их сохранении и создании новых.


Принцип коллективности творчества. Театр – искусство коллективное, только ансамбль единомышленников может создать целостное художественное произведение – спектакль. Театр – искусство синтетическое, объединяющее в творчестве многих художников: актеров, режиссера, музыкантов, хореографа, декоратора.


Принцип равенства и демократии. Кукольный театр – коллектив единомышленников, в котором всех участников: педагогов, детей, родителей - объединяет интересная совместная творческая деятельность. Взрослые и дети в коллективе имеют равные права, одинаково соблюдают правила и законы, установленные коллективом.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЦЕССА


Режим занятий

Организация образовательной деятельности выстраивается согласно нормам СанПиН.

Срок реализации программы - 2 года обучения по 144 часа, что составляет 4 часа в неделю.


Первый год:

Первый год рассчитан на детей 7- 8 лет.

занятия проводятся два раза в неделю по 2 ч.(1 учебный час-30 минут с перерывом между занятиями 10 мин.)

Наполняемость групп 10-15 человек.

Форма проведения занятий – групповая.

Прогнозируемый результат и способы его оценки


К концу первого этапа обучения воспитанники:

  • проявляют интерес к кукольному театру, сценической деятельности;

  • знают отличие кукольного театра от других видов театров;

  • владеют основными навыками вождения тычковой куклы, перчаточной и планшетной;

  • умеют ясно и четко выражать свои мысли;

  • умеют правильно держать себя на сцене;

  • умеют анализировать поступки и поведение героев сказок;

  • умеют самостоятельно передавать настроение, характер персонажа пластикой своего тела, театральными куклами.


По каждому этапу освоения куклы проводится зачетное занятие в форме небольшого концерта или спектакля для родителей


Второй год обучения:


Второй год рассчитан на детей 8-12 лет. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 ч .(1 учебный час - 45 минут с перерывом между занятиями 10 мин.)

Наполняемость групп 10-12 человек.

На этой ступени возможно заниматься от года до нескольких лет, усложняя с каждым годом репертуар, овладевая навыками смежных театральных профессий.

Принимаются все желающие, как ранее занимавшиеся, так и вновь прибывшие.

Формы проведения занятий: - групповые;

- творческие мини - группы;

- индивидуальные занятия.

Прогнозируемый результат и способы его оценки:

Учащиеся второго этапа обучения:

  • проявляют устойчивый интерес к деятельности кукольного театра, активность и инициативу в выполнении творческих заданий;

  • знают истоки кукольного театра;

  • знают виды кукол разных систем;

  • знают и владеют основными принципами работы куклами настольного театра, тычковыми, перчаточными, планшетными и паркетными куклами;

  • умеют управлять своим вниманием;

  • осознают свою ответственность как исполнителя перед партнерами и зрителями.

Подведение итогов по каждой изучаемой теме проходит на зачетном занятии в форме концерта или спектакля.


СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Педагогические технологии реализации данной программы включают в себя следующие формы и методы образовательного процесса:


Формы:

- актерский тренинг;

- театральные игры и упражнения;

- развивающие игры и упражнения;

- ситуационные игры и этюды с куклами и без них;

- беседы;

- экскурсии;

- просмотр и обсуждение профессиональных и самодеятельных

драматических и кукольных спектаклей;

- постановка спектаклей;

- концертная деятельность.


Методы обучения:

  1. объяснительно- иллюстративный;

  2. репродуктивный;

  3. частично-поисковый.

Кроме этих методов обучения в работе применяются театральные методы:

  1. показа

  2. подсказа

  3. рассказа

  4. метод действенного анализа.


Первый год обучения


УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





Наименование темы

теория

практика

Универсальные учебные действия

1.

История театра.


1час




- знакомство с различными видами театров, театральными профессиями и секретами, заинтересованность театром.

Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер».


2.

Художественная дисциплина и этика.





4часа

- воспитание внимательных, доброжелательных отношений друг с другом;

- воспитание сознательной дисциплины;

- создание комфортных условий для творческих занятий;

Формирование правильного поведения в театре.

3.

Основы актёрского мастерства


1 час

20час

- развитие основных познавательных процессов;

- развитие интереса к кукольному театру в деятельности;

- раскрепощение, умение владеть своим телом; рукой.

- понятие о внутреннем мире и его проявлении во внешних качествах;

-совершенствование памяти, внимания, мышления, восприятия;


4.

Кукловождение:


-знакомство с перчаточными куклами;

-знакомство с планшетными куклами;


0,5 часа


0,5 часа



24 часа


12 часов



- усвоение основных правил игры с перчаточной куклой;

-совершенствование, речи, мышления, восприятия;


- усвоение основных правил игры с планшетной куклой;

-совершенствование речи, мышления, восприятия;



5.

Сценическая речь:





16 часов

- развитие речевого аппарата, дикции, дыхания; самостоятельно делать артикуляционную гимнастику:

- умение ясно и четко выражать свои мысли.

-Умение читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так.

Работа над техникой речи.

6.

Сценическое воплощение.

петрушечными куклами; планшетными куклами.


1 час

1 час


32 часа

32 часа

- получение эмоциональной радости и удовольствия;

- развитие интереса к сценической деятельности;

- самовыражение, реализация творческих способностей;

-сплочение коллектива.

Инсценирование сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «Красная шапочка», «Зайкина избушка». Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.

ознакомление с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.

Развитие внимания, памяти, воображение, общение; обогатить духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.

Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развитие способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; обучение пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито.

7.

Досуговая деятельность.





6 часов

- получение эмоциональной радости, удовольствия;

- сплочение коллектива.

8.

Аттестация

2 часа

10 часов

-выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических)







Итого:

144 часа






СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ





Тема.

Краткое содержание.

1

История театра.


- виды театров;

- спектакли, актеры, зрители;

2

Художественная дисциплина и этика.


- «театр начинается с вешалки»;

- «вежливые действия»;

- ролевые игры;

- правила техники безопасности.

3

Основы актёрского мастерства.


Развивающие игры, элементы актерского тренинга:

-игры, развивающие память и внимание;

- игры, развивающие зрительные и слуховые восприятия;

- снятие мышечного напряжения и мышечная свобода;

- координация движений;

- упражнения на память физических действий.

Этюды, развивающие умение выражать различные эмоции и воспроизводить отдельные черты характера.

Этюды, развивающие способность распознавать атмосферу человека, события, места, времени года, дня и уметь вживаться в эту атмосферу.

- контрольный урок

4

Кукловождение.


перчаточные куклы


- планшетные куклы


-развитие мелкой моторики рук;

- основные правила игры с перчаточной куклой;

- формирование навыков кукловождения перчаточной куклы (походка, общение);

- работа с реквизитом;

- построение простейших мизансцен;

- инсценирование хорошо известных сказок;

- сочинение и инсценирование новых сказок, с использованием персонажей хорошо знакомой сказки;

- контрольный урок.


- основные правила игры с планшетной куклой;

- формирование навыков кукловождения планшетной куклы (походка, общение);

- работа с реквизитом;

- построение простейших мизансцен;

- инсценирование хорошо известных сказок;

- сочинение и инсценирование новых сказок, с использованием персонажей хорошо знакомой сказки;

- контрольный урок.

5

Сценическая речь


Элементы речевого тренинга, проводимые на каждом занятии:

- артикуляционная гимнастика;

- упражнения на дыхание;

- скороговорки на развитие дикции;

- упражнения на развитие интонационной выразительности

Работа над дикцией.

6

Сценическое воплощение


- Практическая постановка сказки на 15-20 минут:

петрушечными куклами;

планшетными куклами.

Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.

Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.

7

Досуговая деятельность.


- экскурсии;

- воспитательные мероприятия.

- Посещение спектаклей выездных профессиональных кукольных театров.



Репертуар: Сказки «Теремок», "Колобок", Зайкина избушка; Лиса и Петух; Гуси-лебеди.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Учебно-методический материал по проведению занятий с детьми 1 года обучения, обучающимся по ФГОС второго поколения.


Второй год обучения


УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование темы

Т.

П.

Универсальные учебные действия

1.

Игровое повторение изученного материала




2

- восстановление комфортного состояния учащихся в сценической атмосфере;

- восстановление чувства сценического пространства.

2.

Художественная дисциплина и этика. Психология общения


1

4

- осознание законов коллективного творчества;

- умение управлять своим поведением и эмоциональным состоянием;

- овладение навыками самодисциплины;

-развитие коммуникативных способностей;

- создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы в коллективе.

3.

История театра


2

2

- знакомство с искусством театра,

- знание истории возникновения кукольного театра,

-знакомство с видами театров, театральными профессиями и секретами, -заинтересованность театром.

4.

Сценическое мастерство:


А) актерская грамота




2



10



- развитие устойчивого интереса к сценической деятельности;

- овладение навыками актерского мастерства;

- развитие концентрации внимания на расширенный круг объектов;

- развитие концентрации внимания в потоке внешних раздражителей;

- умение анализировать предложенную ситуацию;

- умение оценивать и делать выводы, отвечая на вопросы: с чего началось, что произошло и почему осталось в таком положении.

- проявление выразительности и характерности;

- проявление навыков сценического общения как взаимодействия партнеров, их взаимосвязь и взаимозависимость;

- владение навыками правдивого существования на сцене в предлагаемых обстоятельствах.




Б) кукловождение:

-техника работы с куклами разных систем;


- техника работы с тем видом кукол, с которыми будет ставиться спектакль.


2


14


22


- овладение основными навыками работы с куклами разных систем;

- развитие воображения и фантазии;

- закрепление навыков актерского мастерства;

- развитие устойчивого интереса к сценической деятельности.


-более совершенное овладение данным видом кукол;





В) сценическая речь.



2

24

- развитие речевого аппарата;

- постановка голоса и дыхания;

- приобретение навыков сценической речи: логики и выразительности.

5.

Сценическое воплощение спектакля

Урок-концерт с использованием кукол разных систем.


Постановка учебного спектакля.




2



20


64

-практическое закрепление навыков и умений по актерскому мастерству и кукловождению;

- практическое проявление творческой самодисциплины и творческого самочувствия;

- проявление увлеченности творческим процессом;

- проявление творческой самостоятельности, импровизации и инициативы;

- развитие чувства ответственности;

- развитие чувства коллективизма;

- развитие организаторских способностей;

- развитие трудолюбия;

- освоение навыков театральных профессий: реквизитора, администратора, пом.режиссера, звукооператора и осветителя.

6.

Досуговая деятельность:





12

- реализация творческих способностей и эстетических потребностей;

- самоутверждение и общественное признание;

- проявление навыков самостоятельности в организации праздников и досуга;

- получение эмоционального удовлетворения и радости.

7

Концертная деятельность




12

-создание ситуации успеха;

- реализация творческой деятельности.

8.

Аттестация




6

- выявление результатов подготовки каждого ребенка (теоретических и практических);

- формирование у детей адекватной оценки собственных достижений.




Итого:




144



  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа «Золотой ключик» iconПрограмма развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка детского сада №5 «Золотой ключик»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – центр развития ребенка – детский сад №5 «Золотой ключик»
Образовательная программа «Золотой ключик» iconОбразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Золотой ключик»
Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты её развития на последующих этапах жизненного...
Образовательная программа «Золотой ключик» iconПубличный отчет мдоу «центр развития ребенка детский сад №55 «золотой ключик» за 2011 г
Публичный отчет мдоу «центр развития ребенка – детский сад №55 «золотой ключик» за 2011 г
Образовательная программа «Золотой ключик» iconДоклад муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
...
Образовательная программа «Золотой ключик» iconПознавательно- экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников
Мдоу «Детский сад №9 «Золотой ключик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития воспитанников»,...
Образовательная программа «Золотой ключик» iconС Законом РФ
Югорска от 30. 01. 2007 №1 «о положении о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и...
Образовательная программа «Золотой ключик» iconОбразовательная программа основного общего образования
Образовательная программа основного общего образования для 5-9 классов II ступени обучения (нормативный срок освоения 5 лет), в дальнейшем...
Образовательная программа «Золотой ключик» iconМеждународный форум
Предлагаем представить несколько докладов по тематике Форума и лучшие из них выдвинуть на конкурсы “Grand-Prix 2004” и “Золотой Диплом...
Образовательная программа «Золотой ключик» icon2 6 Декабря 2002 г., Москва, Россия
Предлагаем представить несколько докладов по тематике Форума и лучшие из них выдвинуть на конкурсы «Grand-Prix 2002» и «Золотой Диплом...
Образовательная программа «Золотой ключик» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница