Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с




НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
страница1/4
Дата15.11.2012
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Учебно-методическое управление


Кафедра безопасность жизнедеятельности



УТВЕРЖДАЮ


Проректор по УР_________ А.А. Патрушев


«____» _______ 2006 г.



БЕЗОПАСНОСТЬ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


(Учебная и рабочая программы, методические материалы)


Основная образовательная программа

080502 Экономика и управление на предприятии

агропромышленного комплекса


Челябинск

2006

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного Министерством образования РФ 17.03.2000 г. № 238 эк/сп, на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» от «08» декабря 2000 г., рекомендованной Министерством образования РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной в ЧГАУ, по циклу общепрофессиональных дисциплин.


Составитель – кандидат технических наук, доцент Аверьянов Ю.И.


Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры безопасность жизнедеятельности «____» ___________ 2006 г.

(протокол № ____ ).



Зав. кафедрой БЖД,

доктор технических наук, профессор -






Ю.Г. Горшков














Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией экономического факультета «_____» _____________ 2006 г.

(протокол № ____ ).


Председатель методической комиссии, кандидат экономических наук, доцент -






Е.В. Романова



Учебно-методический комплекс утвержден ученым советом экономического факультета «____» __________ 2006 г.

(протокол № _____ ).


Председатель ученого совета,

кандидат экономических наук, доцент






Л.А. Васильева


СОДЕРЖАНИЕ



1.

Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста ……………………………………………...



4

2.

Учебная программа…………………………………………………….

4




2.1.

Цель и задачи……………………………………………………

4




2.2.

Содержание учебной дисциплины…………………………...

6




2.3.

Рекомендуемая литература…………………………………..

14

3.

Рабочая программа…………………………………………………….

14




3.1.

Объем дисциплины и виды учебной работы……………….

14




3.2.

Распределение учебного времени по разделам и темам.

15




3.3.

Содержание лекций…………………………………………….

16




3.4.

Содержание лабораторных занятий…………………………

20




3.5.

Содержание самостоятельной работы студентов………...

22

4.

Методические материалы…………………………………………….

23




4.1.

Учебно-методические разработки……………………………

23




4.2.

Требования к экзамену…………………………………………

24




4.3.

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………

24

5.

Материально-техническое обеспечение дисциплины…………...

28




5.1.

Перечень учебных лабораторий кафедры БЖД ………….

28




5.2.

Материально-техническое обеспечение дисциплины……

28



1. Требования ГОС ВПО к обязательному минимуму

содержания основной образовательной программы

подготовки специалиста


В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) направления 110300 Агроинженерия по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии агропромышленного комплекса от 17.03.2000 г. № 238 эк/сп, приведено следующее содержание дисциплины.




п/п

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ОПД.Ф.13

Безопасность жизнедеятельности:

Теоретические и практические основы безопасности в системе «человек-среда обитания – машины - чрезвычайные ситуации»; тенденции изменения экологической обстановки, сопровождающие научно-технический прогресс; пути предотвращения чрезвычайных ситуаций; пути повышения устойчивости функционирования производственных объектов с учетом вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций; требования охраны труда на предприятиях отрасли.

90



2. Учебная программа


2.1. Цель и задачи


2.1.1. Место учебной дисциплины в учебном процессе

и ее значение в формировании инженера


Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к федеральному компоненту цикла общеобразовательных дисциплин. Ее изучение базируется на знании дисциплин естественно-научного цикла (математика, физика) и цикла общеобразовательных дисциплин (экономика, трудовое право, психология, экология). Как гуманитарно-техническая дисциплина базируется на знаниях, получаемых студентами при изучении общественно-политических общетехнических и специальных дисциплин.


2.1.2. Цель учебной дисциплины


Целью изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является теоретическая и практическая подготовка студентов к созданию здоровых и безопасных условий на производстве, а также действиям и способам защиты рабочих и служащих сельскохозяйственных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций, путям и способам повышения устойчивости их работы в этих условиях, проблемам, связанным с организацией и проведением спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий и в очагах поражения возникающих при воздействии оружия массового поражения.


2.1.3. Задачи учебной дисциплины


Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

- прогнозирование развития и оценки последствий ситуаций;

- принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятие мер по ликвидации их последствий.


2.1.4. Требования к уровню подготовки студентов


В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» экономист-менеджер должен:


Знать:

- основные нормативно-правовые документа по безопасности жизнедеятельности;

- опасные и вредные факторы на производстве и возникающие при чрезвычайных ситуациях их влияние на организм человека, средства и способы защиты от их воздействия;

- организацию работ по обеспечению безопасности жизнедеятельности в условиях производства (СУОТ), а также в условиях чрезвычайных ситуаций;

- назначение и порядок работы с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

- методику прогнозирования возможной обстановки в чрезвычайных ситуациях;

- пути и способы повышения устойчивости работы сельскохозяйственных объектов, а также основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Уметь:

- оценивать опасность производственных процессов;

- принимать самостоятельные решения по выбору оптимальных вариантов безопасности жизнедеятельности;

- практически осуществлять мероприятия обеспечивающие защиту рабочих и служащих сельскохозяйственных объектов в процессе их производственной деятельности и в чрезвычайных ситуациях;

- в соответствии с получаемой специальностью оценивать устойчивость работы сельскохозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях и разрабатывать мероприятия, направленные на повышение устойчивости их функционирования;

- осуществлять обучение рабочих, служащих и личного состава формирований сельскохозяйственных объектов их морально-психологическую подготовку.


2.2. Содержание учебной дисциплины


Введение


Технический прогресс и безопасность жизнедеятельности. Энтропия природных и природно-хозяйственных систем. Статистика аварий и катастроф техногенного и природного характера. Производственный риск в России, СНГ, развитых странах. Роль человеческого фактора в возникновении экстремальных ситуаций. Безопасность жизнедеятельности (БЖД) как научная дисциплина. Проблемы охраны труда, чрезвычайных ситуаций, окружающей природной среды как составляющие дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Ее основные задачи, место и роль в подготовке специалиста с высшим образованием. Возможности и обязанности экономистов-менеджеров в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном природопользовании и использовании природных ресурсов, и организации и проведении работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Перспективы развития отечественной и зарубежной науки в области БЖД.


Раздел 1. Человек и среда обитания


1.1. Теоретические основы БЖД

Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, социальная. Взаимодействие человека с окружающим миром – понятие о деятельности человека. Труд - высшая форма деятельности. Условия деятельности. Характерные состояния взаимодействия человек с техносферой. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация. Причинно-следственная связь опасностей. Методы анализа опасностей, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов». Критерии безопасности техносферы. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого риска. Риск системный, личностный. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей (подотраслей) по принципу профессионального риска. Остаточный риск технических систем и (или) несанкционированные действия оператора - причины техногенных аварий и катастроф. Управление риском, экономические методы управления.

Принципы обеспечения безопасности, их методологическое значение. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация. Средства обеспечения безопасности - коллективные, индивидуальные, требование к средствам индивидуальной зашиты.


1.2. Медико-биологические основы БЖД

Антропометрическая характеристика человека. Здоровье человека. Критерии здоровья по классификации Всемирной Организации Здравоохранения. Адаптация и толерантность организма человека к различным факторам среды обитания. Естественные системы защиты человека от негативных воздействий. Роль нервной системы в защите человека от опасностей, безусловные и условные рефлексы. Врожденный и приобретенный иммунитет. Особенности функционирования сенсорных систем человека с точки зрения безопасности: кожный анализатор, осязание, ощущение боли, температурная чувствительность, вибрационная чувствительность, мышечное чувство, восприятие вкуса, обоняние, слух, зрение. Время реакции человека на действие раздражителей. Роль и влияние биологических ритмов на самочувствие и работоспособность человека. Психология безопасности деятельности. Психические процессы, свойства и состояния. Психические напряжения. Типы запредельного психического состояния. Особые психические состояния. Производственные психические состояния. Групповая психология. Психологические причины ошибочных действий. Учет психологических факторов в целях повышения БЖД. Профессиональный отбор. Задачи рекреации в обеспечении БЖД.


1.3. Характеристика основных форм, деятельности человека

Основные формы деятельности человека и их классификация. Умственный и физический труд. Тяжесть и напряженность труда. Методы оценки тяжести труда. Статистические и динамические усилия. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Работоспособность и ее динамика, утомление. Информационные нагрузки. Сенсорное утомление и депривация. Монотония. Десинхроз. Депривация сна. Гипокинезия. Особенности деятельности человека в условиях бытовой, производственной и естественной (природной) среды.


1. 4. Факторы обитаемости

Критерии комфортности среды обитания. Физические факторы обитаемости. Их классификация и интенсивность. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Системы обеспечения параметров микроклимата. Контроль параметров микроклимата. Основные требования освещенности. Расчет и нормирование производственного освещения. Контроль освещения. Химические факторы обитаемости. Их классификация. Допустимые уровни интенсивности основных химических факторов обитаемости. Токсическое действие на организм химических факторов обитаемости. Биологические факторы обитаемости. Классификация биологических факторов и их влияния на организм человека. Нормирование биологических факторов. Воздействие неблагоприятных геофизических факторов на человека и их учет в процессе деятельности. Эргономические основы БЖД. Совместимость характеристик человека и среды: пространственно-антропометрическая, биофизическая, энергетическая, информационная, технико-эстетическая, социально-психологическая.


1.5. Социальные аспекты обеспечения БЖД

Социальные качества личности Механизмы социальной деятельности и социального поведения. Социально значимая и личностная мотивация. Пуги оптимизации взаимоотношений в системе «человек - социальная среда». Особенности труда и общения в первичных коллективах (семья, бригада, цех и т.п.). Роль социальных факторов в решении проблем обеспечение БЖД.


  1   2   3   4

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
Ф 05. 04. 2000 г. №312 с/дс на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной Минобразования...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теоретическая механика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта
Направление 190200 – «Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
Направление 190600 Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Теория механизмов и машин» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного станда
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Документирование управленческой деятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного обра
Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (агропромышленного комплекса)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Гидравлика и гидропневмопривод» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
Чгау для направления 190200 Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы по циклу общепрофессиональных дисциплин....
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
«Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по циклу общепрофессиональных дисциплин. Умк предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «г идравлика» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего пр
РФ, и с учетом рабочей программы учебной дисциплины «Гидравлика», утвержденной в чгау, для направления 110300 «Агроинженерия» по...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница