Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности




НазваниеУчебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности
страница1/6
Дата14.11.2012
Размер0.77 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Колледж информатики и вычислительной техники


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО КУРСУ


Безопасность жизнедеятельности


Блок дисциплин ОПД

Специальность 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей, 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем


Сыктывкар 2010

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Колледж информатики и вычислительной техники


УТВЕРЖДАЮ

Директор колледжа информатики и

вычислительной техники

______________А.В. Ермоленко

«___»_________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"


Блок дисциплин ОПД

Специальность 230106 Техническое обслуживание средств вычислительной техники и компьютерных сетей, 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем


Семестр 2.4

Всего учебных занятий – 98 часов

В том числе:

Аудиторных 68 часов, из них:

Лекций - 56

Практических - 12

Самостоятельных – 30

Итоговый контроль - зачет


Сыктывкар 2010

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ЛИТЕРАТУРОЙ



Число студентов

Список литературы

Кол-во

экземп.

Кол-во

экземп.

на 1 студента

Книгообеспеченность ККО


50

Основная литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Л.И. Глушковой, И.В. Корабельникова. – Сыктывкар : СыктГУ, 2008. – 288 с.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под общ. ред. С.В. Белова – М.: Высшая школа, 2002. – 319 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. Рек. МО РФ / Под ред. Э.А. Арустанова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005 – 494 с.


Дополнительная литература

1. Гражданская оборона и предупреждение чрезвычайных ситуаций: Методич. Пособие / МЧС Ин-т риск и безопасностьи – М.: Б.и., 200 – 328 с.

2. Владимиров В.А. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Методика прогнозирования и оценки химической обстановки: Учебное пособие / В.А. Владимиров, В.С. Исаев – М.: Военные знания, 2000 – 56 с.

3. Основы РСЧС. Приведение в готовность и защита формирований. Специальная обработка. Эвакуационные мероприятия. Сб. 1: Учеб. Пособие –М.: Б.и., 2000 – 56 с.

4. Зимон А.Д. Радиоактивные загрязнения. Источники. Опасность. Дезактивация: Учеб. Пособ. / А.Д. Зимон - М.: Военные знания, 2000 - 56с.

5. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения: Сб. методич. Разработок - : Б.и., Темы с 1 по 7 – 80 с.

6. Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях: Учеб. Пособ. / В.В. Шаховец, А.В. Виноградов – М.: Военные знания, 2000 – 56 с.

7. Нагорный В.М. Организация работы коммисии по чрезвычайным ситуациям объекта: Учеб. Пособ. / В.Н. Нагорный, Г.М. Фёдоров; под. Ред. В.В. Шевченко – М.: Военные знания, 2000 – 56 с.

8. Бабовоз С.П. Гражданская оборона в Республике Беларусь: Учеб. Пособ. / С.П. Бабовоз, В.А. Круглов, В.А. Генералов – Минск: Амалфея, 2000 – 224 с.

9. Жилов Ю.Д. Основы медико-биологических знаний: Учебник / Под ред. Ю.Д. Жилова – М.: Высшая школа, 2001

10. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. Пособ. / Под. Ред. А.С. Гринина – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002 – 287 с.

11. Крючек Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учеб.-метод. пособие. Для проведения занятий с насел. / Мин-во РФ по делам гражд. Обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвид. Послед. Стихийн. Бедств.; под общ. ред. Г.Н. Кириллова – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001 – 147 с.

12. Защита населения в чрезвычайных ситуациях: Сборник метод. разработок –М.: Б.и., (Темы с 8 по 14) – 80 с.

13. Командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения, объективные тренировки, «День защиты детей» в учебных заведениях. Порядок подготовки, методика проведения: Учеб. Пособие – М.: Военные знания, 2000 – 80 с.

14. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация: Учеб. Пособ. - М.: Военные знания, 2000 - 80 с.

15. Меропрятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Основы аварийно-спасательных работ. Меры безопасности. Инженерная защита. Эксплуатация защитных сооружений: Сборник №2 - М.: Военные знания, 2000 – 62 с.


200


28


100


2


1


3


1


4


1


1


5


15


11


5


3


1


3


1




4


0,56


2


0,04


0,02


0,06


0,02


0,08


0,02


0,02


0,1


0,3


0,22


0,1


0,06


0,02


0,06


0,02


Составитель, преподаватель______________ Карманова Ю.А.

Дата составления карты «___»_________2009 г.


СОГЛАСОВАНО:

Представитель библиотеки СыктГУ_______________________(Ф.И.О.)

«___»________2010 г.


Пояснительная записка

В современном мире проблема безопасности государства основывается, прежде всего, на вопросах безопасности всех граждан России, независимо от профессии, социального статуса и возраста. Участившиеся природные и техногенные аварии и катастрофы вызывают существенные экономические потери, сопровождаются многочисленными тяжелыми последствиями для здоровья, в том числе, уносят жизнь граждан. В этой ситуации важнейшей задачей является предотвращение аварийных ситуаций и подготовка населения по освоению навыков безопасной жизнедеятельности в различных условиях: на производстве, в ходе обучения, бытовых условиях, во время отдыха и др.

Курс "Безопасность жизнедеятельности" направлен на развитие у студентов навыков безопасности и проведения необходимых мероприятий в случае появления различных чрезвычайных ситуаций. Предлагаемые для изучения темы курса и семинарские занятия позволят сформировать у студентов навыки, мировоззрение и поведенческие реакции по предупреждению и минимизации воздействия последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения. Курс безопасности жизнедеятельности решает задачу по изучению различных видов опасностей с целью разработки навыков систем безопасности.

Основная задача дисциплины - вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- обеспечение устойчивости функционирования объектов и техниче­ских систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий ЧС;

- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по дисциплине БЖД

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы: основы обороны государства; Вооруженные Силы Российской Федерации; боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака; охрана труда: воздействие негативных факторов на человека; идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов; экобиозащитная и противопожарная техника; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации (на предприятии); особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности ”





Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студентов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная работа

Всего

В том числе

Лекции

Семинар

Практич. работа

Лаборатор.

работа

Раздел I. Введение в дисциплину

4

4

2

-

2

-

-

1.1.

Определение понятия и содержания предмета «Безопасность жизнедеятельности». Человек - основной объект в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности.

4

4

2

-

2

-

-

Раздел 2. Управление безопасностью жизнедеятельности

20

14

10

-

4

-

6

2.1.

Правовые и социально-экономические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Вопросы безопасности жизнедеятельности в законах и подзаконных актах. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в законах и подзаконных актах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

6

4

2

-

2

-

2

2.2.

Охрана труда: воздействие негативных факторов на человека. Идентификация травмирующих и вредных факторов. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации (на предприятии).

6

4

4

-

-

-

2

2.3.

Методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов. Экобиозащитная и противопожарная техника. Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

8

6

4

-

2

-

2

Раздел 3. Человек и среда обитания

34

24

20

-

4

-

10

3.1.

Среда обитания человека. Система "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания.

6

4

4

-

-

-

2

3.2.

Факторы риска окружающей среды для человека и его здоровья. Опасные, вредные и поражающие факторы, их классификация и характеристика.

6

4

4

-

-

-

2

3.3.

Безопасность водной среды и принципы ее обеспечения. Питьевая вода.

10

8

4

-

4

-

2

3.4.

Безопасность питания. Эпидемиологическая безопасность

6

4

4

-

-

-

2

3.5.

Основы медицинских знаний. Негативное воздействие на организм человека курения табака.

6

4

4

-

-

-

2

Раздел 4. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях (ЧС)

34

22

20

-

2

-

12

4.1.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Принципы классификации и возникновения чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС. Методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях

6

4

2

-

2

-

2

4.2.

Основы управления обеспечением безопасности жизнедеятельности. Устойчивость функционирования объектов экономики

4

2

2

-

-

-

2

4.3.

Чрезвычайные ситуации мирного времени. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия. Организация и проведение защитных мер при чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации военного времени.

12

8

8

-

-

-

4

4.4.

Методы и средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов. Основы обеспечения безопасности технологических процессов. Устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций.

6

4

4

-

-

-

2

4.5.

Назначение и задачи гражданской обороны. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Применение средств защиты.

6

4

4

-

-

-

2

Раздел 5. Основы организации обороны государства

6

12

4

-

-

-

2

5.1.

Основы военной службы. Основы обороны государства. Вооруженные Силы Российской Федерации. Боевые традиции, символы воинской чести.

6

12

4

-

-

-

2




Итого

98

68

56

-

12

-

30



Содержание учебной дисциплины


Раздел 1. Введение в дисциплину


  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Организационно-методическое описание учебного курса «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Организационно-методическое описание учебного курса «Безопасность жизнедеятельности»
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих общепрофессиональных дисциплин специальности и является обязательной для изучения....
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для студентов всех специальностей экономического, юридического факультетов и факультета управления тгимэуп.
Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007, 40 с
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая...
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
«Безопасность жизнедеятельности» от «08» декабря 2000 г., рекомендованной Министерством образования рф, и с учетом рабочей программы...
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Рф 05. 04. 200 №312 с/дс, на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утвержденной в чгау, для направлений...
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Рф 05. 04. 200 №312 с/дс, на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утвержденной в чгау, для направлений...
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
Безопасность жизнедеятельности – область научных знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности...
Учебно-методический комплекс по курсу безопасность жизнедеятельности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» составлен в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного с
Ф 05. 04. 2000 г. №312 с/дс на основании примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утвержденной Минобразования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница