П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов




Скачать 196.84 Kb.
НазваниеП о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов
Дата14.11.2012
Размер196.84 Kb.
ТипПояснительная записка


Муниципальное образовательное учреждение

«Молчановская средняя общеобразовательная школа №1»



Утверждено:








ПО БИОЛОГИИ




РАССЧИТАНА НА УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ


СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА


АВТОР: ПЕРКОВСКАЯ ОЛЬГА

ВЛАДИМИРОВНА

учитель биологии


С. МОЛЧАНОВО - 2009




Пояснительная записка


Биологические знания становятся с каждым годом более востребованными в нашем обществе. Открытия последних лет, совершенные в таких биологических науках, как молекулярная биология, генетика, молекулярная биология, физиология, повысила их роль.

К абитуриентам, поступающим в вузы биологического, медицинского и сельскохозяйственного профилей, предъявляются высокие требования, а их самостоятельная подготовка многим становится не под силу. Одной из объективных причин этих трудностей является то, что изучается биология в школе в течение ряда лет – с шестого по одиннадцатый классы. При этом уровень изложения ботаники и зоологии в младших классах и общей биологии в старших, естественно, неодинаков. К тому же учащиеся изучают общую биологию, основательно забыв ботанику, зоологию и анатомию человека.

Вместе с тем все разделы тесно взаимосвязаны.

Особенностью данной программы является то, что она не охватывает все вопросы биологического курса, а останавливается только на тех, которые встречаются при подготовке к ЕГЭ.


Цель программы: помочь школьникам подготовиться к ЕГЭ, осуществляя комплексное повторение биологических наук в течение двух лет.

Рассчитана данная программа на 2 часа в неделю. Срок реализации два года.

Программа рассчитана на учащихся 10-11 классов.

Методы работы:

  • Лекции с использованием ИКТ, проблемным, частично-поисковым и репродуктивным изложением материала.

  • Контрольно-зачётные занятия (с использованием тестов ЕГЭ и интерактивных тренингов – подготовка к ЕГЭ).

Формы организации учебной деятельности:

  • Изучение нового материала;

  • Повторительно-обобщающий с использованием кинофрагментов, слайдовой презентации;

Задачи ставятся следующие:

1. Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету через использование ИКТ;

  • формировать компетенции у школьников: сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией;

  • раскрыть богатство внутреннего мира каждого ребенка.


2. Развивающие:

  • развитие познавательных творческих способностей (внимания- концентрации, наблюдательности, мышления, воображения);

  • развитие самостоятельности и творческих способностей;

  • вырабатывать умения анализировать и обобщать явления и факты, устанавливать причинно следственные связи в строении и функциях, в их взаимоотношениях друг с другом;

  • развитие таких качеств характера как воля, трудолюбие, стремление к познавательным трудностям;

  • проведение интерактивного тестирования с целью выявления результативности уровня знаний на каждом этапе обучения;

  • формировать информационную компетенцию: самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

  • получать новые знания с учётом систематизации полученных результатов;

  • при выполнении заданий с развёрнутым ответом научиться отвечать кратко, но точно на поставленный вопрос.



3. Образовательные:

  • показать единство природы различных биологических систем на всех уровнях их организации (от клетки до экосистемы);

  • расширять рамки предметов биологии;

  • научить ребенка обретать смысл деятельности, осознавать себя, свои способности;

  • определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться, устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль;

  • повышать биологическую грамотность учащихся.



Итогом работы в четвертях следует считать тестирование

(с использованием интерактивных тренингов).


Ожидаемые результаты: рейтинговое выполнение тестов позволит подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и предопределит баллы, которые возможно будет набрать.


Требования к уровню обучения


Учащиеся должны знать:

    • общебиологические закономерности;

    • семь содержательных блоков из всех разделов курса биологии:

* Биология – наука о живой природе;

* Клетка как биологическая система;

* Организм как биологическая система;

* Многообразие организмов;

* Человек и его здоровье;

* Надорганизменные системы. Эволюция органического мира;

* Экосистемы и присущие им закономерности.

    • уровень своей подготовленности.


Учащиеся должны уметь:

  • сравнивать и анализировать биологические объекты и процессы, происходящие на всех уровнях организации живого, пути и направления эволюционного процесса;

  • применять биологические знания в практических ситуациях;

  • работать с текстом (понимать, находить ошибки и уметь их исправлять);

  • устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, тканей, органов, систем органов;

  • сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств;

  • обосновывать значение биологических знаний, достижений биологической науки для практической и хозяйственной деятельности человека;

  • подписывать иллюстрации, а значит внимательно работать с ними в текстах;

  • объяснять факты, обобщать знания, применять их в новых нестандартных ситуациях;

  • теоретически обосновывать биологические процессы и явления, единство и эволюцию органического мира, наследственность и изменчивость; причинно-следственных связей в природе;

  • сопоставлять и определять последовательность процессов, объектов, явлений;

  • решать биологические задачи.



Учебно - тематический план первого года обучения





п/п

Тема

Количество часов

1 год обучения


Всего

Теоретич.

Практич.

1

Ткани растений

1

1

-

2

Царства природы

17

17

-

3

Особенности

животных

2

2

-

4

Простейшие

2

2

-

5

Беспозвоночные животные

8

8

-

6

Позвоночные животные

7

7

-

7

Тестирование (каждый второй час в неделю)

31

-

31

Итого:

68

37

31



Тематическое планирование модульного курса по биологии для 10 класса

(ботанический блок, первое полугодие)


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Ткани растений

Особенности, локализация и функции

2

Царство Дробянки

Особенности, строение, функции и роль бактерий.

3

Царство Грибы

Особенности, строение, функции и роль бактерий.

4

Царство Вирусы

Особенности, строение, функции и роль вирусов.

5

Особенности строения растений.

Корень

Строение, виды корней, корневые системы. Видоизменения и значение корня.

6

Стебель

Виды стеблей. Виды почек. Ветвление стебля. Внутреннее строение стебля. Видоизменения.

7

Лист

Внешнее и внутреннее строение листа. Простые и сложные листья.

Листорасположение и видоизменения.

8

Листопад. Вегетативное размножение цветковых растений

Усы, стеблевой черенок, корневой черенок, листовой черенок, отводок и т. д.

9

Цветок

Строение, формула, соцветия простые и сложные.

10

Семя

Строение семян, различия семян Однодольных и двудольных, химический состав и прорастание

11

Плоды

Строение, виды, распространение

12

Основные группы организмов

Водоросли. Общая характеристика.

Основные группы, их строение и размножение, представители. Роль.

13

Лишайники

Симбиотические организмы. Строение, распространение, процессы. Роль.

14-15

Высшие растения. Мхи. Папоротники

Общая характеристика. Строение. Особенности белого и зелёного мхов. Процессы. Развитие.

16

Голосеменные

Общая характеристика. Особенности строения на примере хвойных (сосны обыкновенной). Размножение и развитие. Роль.

17


18

Покрытосеменные


Систематика основных групп цветковых растений

Общая характеристика. Особенности строения.

Размножение и развитие.

Классы, семейства. Сравнительная характеристика.


Тематическое планирование модульного курса по биологии для 10 класса

(зоологический блок, второе полугодие)


п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Ткани животных

Особенности, локализация и функции

2

Сходство и различие животных и растений

Общие черты, различия на клеточном уровне, организменном, процессах.

3

Одноклеточные животные (простейшие)

Общая характеристика (среда обитания, систематика, строение клетки, процессы). Сравнительная характеристика типичных представителей основных типов.

4

Паразитические простейшие

Амёба дизентерийная, лямблия, малярийный плазмодий. Роль простейших.

5

Тип Кишечнополостные. Общая характеристика.

Среда обитания, внешнее строение, разнообразие клеток, питание и пищеварение, передвижение, дыхание, регенерация, размножение. Многообразие и значение.

6

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

Среда обитания, внешнее строение, строение внутренних органов (пищеварительная, нервная, выделительная, половая). Размножение и развитие.

7

Многообразие плоских червей.

Ресничные. Сосальщики. Ленточные.

8

Тип Круглые черви. Общая характеристика. Паразиты человека и животных.

Среда обитания, внешнее строение, полость тела, строение внутренних органов.

9

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика.

Среда обитания, внешнее строение, кожно-мускульный мешок, вторичная полость тела, строение внутренних органов. Классификация. Значение.

10

Тип Моллюски. Общая характеристика.

Среда обитания, внешнее строение, мантия, раковина, полость тела строение внутренних органов. Классификация. Роль.

11

Тип Членистоногие.

Среда обитания, внешнее строение, отделы тела и их органы, полость тела строение внутренних органов.

12

Многообразие Членистоногих.

Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Внешнее строение, строение внутренних органов и особенности жизнедеятельности. Значение.

13

Тип Хордовые.

Подтип Бесчерепные.

Общая характеристика. Сравнительная характеристика хордовых и беспозвоночных

Внешнее строение, строение внутренних органов и особенности жизнедеятельности. Значение.

14

Подтип Черепные, или Позвоночные.

Сравнительная характеристика Позвоночных животных.

Кожа и её производные, дыхание, сердце и круги кровообращения, оплодотворение, яйцеклетки.

15

Класс Рыбы. Общая характеристика и строение.

Среда обитания, внешнее строение (отделы тела, покровы, плавники), системы органов, размножение и развитие. Значение.


16

Класс Земноводные. Общая характеристика и строение.

Среда обитания, внешнее строение (отделы тела, покровы), системы органов, размножение и развитие. Значение.

17

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика и строение.

Среда обитания, внешнее строение (отделы тела, покровы), системы органов, размножение и развитие. Значение.

18

Класс Птицы. Общая характеристика и строение.

Среда обитания, внешнее строение (отделы тела, покровы), системы органов, размножение и развитие. Значение.

19

Класс Млекопитающие. Общая характеристика и строение.

Среда обитания, внешнее строение (отделы тела, покровы), системы органов, размножение и развитие. Значение.






п/п

Тема

Количество часов

2 год обучения


Всего

Теоретич.

Практич.

1

Регуляция функций организма

8

8

-

2

Опорно-двигательная система

3

3

-

3

Внутренняя среда организма

5

5

-

4

Дыхание

2

2

-

5

Пищеварение

2

2

-

6

Обмен веществ

2

2

-

7

Выделение

2

2

-

8

Размножение и развитие

2

2

-

9

Обобщающее повторение

8

-

8

10

Тестирование

34

-




Итого:

68

26

42
Учебно - тематический план второго года обучения


Планирование модульного курса по биологии для 11 класса

(анатомический блок)



п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

ТЕМА 1. Регуляция функций организма.

Нервная система.

Основные понятия. Регуляция функций организма человека при участии ЦНС. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

2

ЦНС. Спинной мозг.

Особенности строения, функции.

3

ЦНС. Головной мозг.

Особенности строения ствола мозга, функции.

4

ЦНС Головной мозг. Кора.

Особенности строения, доли мозга функции.

5

Органы чувств


Орган зрения. Оболочки глаза. Оптическая часть глаза. Зрительный анализатор.

6

Орган слуха. Части уха (наружное, среднее, внутреннее), их роль в проведении звуковой волны. Слуховой анализатор. Вестибулярный аппарат.

7

Кожно-мышечная чувствительность, орган вкуса и орган обоняния. Анализаторы: вкусовой, обонятельный и кожно-мышечный.

8

Гуморальная регуляция функций организма.

Железы внешней и внутренней секреции. Железы смешанной секреции. Гипо и гипер функции. Железы и их роль.

9

ТЕМА 2. Опорно-двигательная система.

Скелет человека.


Костные клетки трёх видов. Состав, строение и рост кости. Части скелета.

10

Типы соединения кости.

Особенности строения скелета в связи с прямохождением.

Сустав, полусустав, шов. Строение примеры соединений. Строение скелета в связи с прямохождением.

11

Мышцы.

Строение, работа, расположение.

12

ТЕМА 3. .

Внутренняя среда организма.

Кровь, плазма и тканевая жидкость.


Плазма и кровь. Состав. Лимфа и тканевая жидкость. Взаимосвязь. Гомеостаз.

13

Клетки крови.

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Особенности строения и роль в организме человека. Свёртывание крови как защитная функция организма человека.

14

Иммунитет.

Переливание крови. Группы крови, резус фактор. Виды иммунитета.

15

Органы кровообращения.

Капилляры, вены, артерии. Сердце. Строение

Роль в движении крови.

16

Движение крови.

Большой и малый круги кровообращения. Лимфодвижение. Регуляция.

17

ТЕМА 4. Дыхание.

Система органов дыхания.

Строение и функции дыхательных путей. ЖЁЛ. Особенности строения в связи с выполняемыми функциями.

18

Газообмен в лёгких и тканях.

Дыхательные движения их регуляция.

Газообмен в лёгких и тканях.

19

ТЕМА 5. Пищеварение.

Пищеварительная система.

Строение и роль пищеварительного тракта.

20

Регуляция функций пищеварительной системы.

Нервная и гуморальная регуляция.

Роль ферментов и пищеварительной системы.

21

ТЕМА 6. Обмен веществ.

Обмен белков, жиров и углеводов.


Подготовительный этап, пластический и энергетический обмен веществ (белков, жиров, углеводов).

22

Витамины.

Группы витаминов, продукты их содержащие, авитаминозы.

23

ТЕМА 7. Выделение.

Органы мочевыделительной системы.

Строение органов мочевыделительной системы и значение.

24

Кожа и её производные.

Эпидермис, дерма и подкожная жировая клетчатка. Строение в связи с выполняемыми функциями.

25

Терморегуляция.

Роль кожи в терморегуляции. Условия, при которых происходит теплоотдача и теплосохранение.

26

ТЕМА 8. Размножение и развитие.

Системы органов размножения.


Система органов размножение мужчины и женщины.

27

Оплодотворение и развитие.

Эмбриогенез.

28

28-34 уроки проводятся по темам общей биологии, которые будут больше востребованы учащимися

11 класса.

Возможно использование этого времени на блочное повторение материала по разделам и вопросам их включающим уровня А, В, С.

Каждый второй урок проводится по вопросам ЕГЭ. Разбор заданий и тестирование. Раз в четверть тестирование с использованием интерактивных тренингов.

29

30

31

32

33

34






Список литературы для учителя


  1. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З.Единый государственный экзамен: биология: 2009-2011 М.: «Интеллект-Центр», 2009.

  2. Капилевич Л.В., Петрова И.В. Биология (I, II, III том).-ТПУ. Томск 2009.




  1. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Биология. В помощь выпускнику и абитуриенту.- СПб: «Паритет», 2000.

  2. Лемеза Н., Камлюк Л., Лисов Н. Справочник для учителей и абитуриентов.- М.: «Рельеф», 2002.




  1. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.«Просвещение», 1994.




  1. Павлов И. Ю. и др. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. - РнаД. «Феникс», 2003.




  1. Петрова И. В. Пособие по биологии для поступающих в СибГМУ. Ч I, II, III.- Томск. СибГМУ. 2005.




  1. Рувинский А. О. Общая биология. М: «Просвещение», 1993.




  1. Фросин В. Н. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. М: «Дрофа», 2003.




  1. Шумнов В.К. , Дымшиц Г.М. Биология. Общая биология. Профильный уровень в двух частях.-М: «Просвещение»,2006.




  1. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ. Режим доступа: support@new-school.ru. Компания Бука. Новая школа 2007.




  1. Единая коллекция цифровых образовательных программ // http://school-collection.edu.ru/.


Список литературы для учащихся


        1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. –М.: «Дрофа» 2008.

        2. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З.Единый государственный экзамен: биология: 2009-2011 М.: «Интеллект-Центр», 2009.

        3. Павлов И. Ю. и др. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. -РнаД. «Феникс», 2003.

        4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б. Биология. Общие закономерности.- М.: «Дрофа» 2008.

        5. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся.- М.«Просвещение», 1994.

        6. Рувинский А. О. Общая биология. М: «Просвещение», 1993.

        7. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология.-

М.: «Дрофа» 2008.


8. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. – М.: «Дрофа» 2008.


9. Сонин Н.И. Биология. Человек. – М.: «Дрофа» 2008.

.

10. Интерактивный тренинг-подготовка к ЕГЭ. - Режим доступа: support@new-school.ru.

Компания Бука. Новая школа 2007 .


Похожие:

П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconЭлективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач»
Он предназначен для учащихся 10 – 11 классов гимназии, классов естественно научного профиля, а также для учащихся, интересующихся...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПрограмма элективного курса по биологии
Программа предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. Из них 13 практических и 21 теоритических
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПояснительная записка Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Данная программа рассчитана на учащихся разных возрастных категорий – учащихся 5-6-х классов. Однако может быть использована для...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПрограмма научно исследовательского общества
Программа рассчитана на учащихся 7 -8 классов, имеющих базовый уровень знаний по разделу биологии ботанике
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПояснительная записка Настоящая программа рассчитана на предпрофессиональную подготовку учащихся 10-11 классов по специальности «Программист-лаборант»
Настоящая программа рассчитана на предпрофессиональную подготовку учащихся 10-11 классов по специальности «Программист-лаборант»...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconРабочая программа по биологии для учащихся 6-х классов составлена исходя из целей обучения биологии в основной школе. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» автор Пасечник В. В. для общеобразовательных...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconРабочая программа по биологии для учащихся 6-х классов составлена исходя из целей обучения биологии в основной школе. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Программа предназначена для изучения предмета «Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс» автор Пасечник В. В. для общеобразовательных...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПояснительная записка Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение учащихся 10 11 классов по курсу «Интернет-технологии. Основы web-дизайна»
Настоящая программа рассчитана на начальное профессиональное обучение учащихся 10 – 11 классов по курсу «Интернет-технологии. Основы...
П о биологии рассчитана на учащихся 10-11 классов iconПояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 11-х классов средних школ. Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки действующего курса...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница