Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов




Скачать 356.25 Kb.
НазваниеФормирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов
страница1/3
Дата06.09.2012
Размер356.25 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


ГУСЕВА Элла Валерьевна


ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРНОЙ КУЛЬТУРЫ

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО

КАЧЕСТВА БУДУЩИХ

РЕЖИССЕРОВ-ПЕДАГОГОВ


13.00.08 – теория и методика

профессионального образования


АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук


Волгоград — 2011

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
образования «Волгоградский государственный
социально-педагогический университет».


Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор
Столярчук Людмила Ивановна (ФГБОУ
ВПО «Волгоградский государст­венный
со­циа­ль­но-педагогический университет»).

Официальные оппоненты: чл. кор. РАО, доктор педагогических
наук, профессор Монахов Вадим Макари-
евич
(ГОУ ВПО «Московский государст­-
венный гуманитарный университет им.
М. А. Шолохова»);

кандидат педагогических наук, доцент
Скворцова Юлия Сергеевна (ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный инсти-
тут искусств и культуры»).

Ведущая организация – ФГОУ ВПО «Краснодарский государст­-
венный университет искусств и культуры».


Защита состоится 28 октября 2011 г. в 12.30 час. на заседа-
нии диссертационного совета Д 212.027.02 в Волгоградском госу­дарственном социально-педагогическом университете по адресу: 400131, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Волгоградского государственного социально-педагогического университета.


Текст автореферата размещен на официальном сайте Волгоградского государственного социально-педагогического университета: http://www. vspu.ru 20 сентября 2011 г.


Автореферат разослан 20 сентября 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета А. А. Глебов


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Социокультурные и экономические изменения в различных сферах современного российского общества, модернизация высшего профессионального образования ориентируют вузы искусств и культуры на поиск механизмов повышения качест­ва профессиональной подготовки специалистов сферы культуры, в том числе будущих режиссеров-педагогов. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. – Распоряжение Правительства РФ 2008 г., Программа долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Федеральные государст­венные стандарты третьего поколения (2010) предусматривают компетентностную образовательную направленность профессиональной подготовки специалистов, создание условий для их успешной социализации и эффективной самореализации. В названных документах подчеркивается важность повышения качества высшего профессионального образования, позволяющего выпускникам успешно работать в избранной сфере деятельности, быть востребованными на рынке труда, обладать социальной мобильностью, универсальными профессионально-личностными качествами.

Сегодня у специалистов режиссерских специальностей одним из наиболее востребованных профессионально-личностных качеств является сценарная культура, включающая способности создания актуальных по содержанию, высокохудожественных театрализованных представлений и праздников, нацеленных на осмысление современных проблем, поиск вместе со зрителями ответов для их разрешения, имеющих не только развлекательный, но и духовно развивающий характер, педагогически оформляющих досуг. От выпускников требуются умения активизировать аудиторию к самообразованию, позитивному созиданию, блокировать ее негативный настрой на разрушение. Особую ценность в этой связи приобретает формирование сценарной культуры (О.И. Марков) будущих режиссеров-педагогов как профессионально-личностного качества, от уровня которого зависит качество их общей профессиональной подготовки, способствующей реализации художественного и воспитательного потенциала театрализованных представлений и праздников, организуемых специалистами, что актуализирует теоретическое осмысление феномена «сценарная культура», требует уточнения его сущностных характеристик в связи с быстро меняющимися условиями жизни и новыми возрастающими потребностями зрителей как участников театрализованных представлений и праздников.

Фрагментарное обучение сценарной культуре в вузах искусств и культуры является недостаточным для профессиональной деятельности на высоком уровне (41% респондентов – студентов режиссерских факультетов, проходивших производственную практику в качестве режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, преподавателей театральных дисциплин в домах детского творчества, школах искусств, дворцах и домах культуры, учреждениях дополнительного образования, испытывают затруднения в умении подбирать сценарный проблемный материал; 38% – затрудняются в построении творческого продуктивного сценария; 20% – не овладели в процессе обучения в вузе достаточными навыками во­площения сценариев праздников в жизнь). Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников и необходимости разработки соответствующих моделей процесса их профессиональной подготовки с учетом особенно­стей современного социокультурного пространства, требований к качеству высшего профессионального образования из-за отсутствия на сегодняшний день таковых, что препятствует исследуемому процессу.

Анализ практики профессиональной подготовки в вузах искусств и культуры (Волгоград, Краснодар, Орел) показывает, что недостаточная обоснованность и разработанность средств формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества в ходе создания театрализованных представлений и праздников сказываются на качестве общей и специальной подготовки будущих режиссеров-педагогов, отвечающих потребностям реальности. Несмотря на то, что к настоящему времени накоплен богатый опыт традиционной профессиональной подготовки названных специалистов, он, однако, направлен преимущественно на формирование общепрофессио­нальных знаний в области режиссуры и воспитание актерского мастер­ст­ва. Не подвергая сомнению его ценность как базы театрального искусства, следует отметить, что применительно к исследуемой подготовке он недостаточно эффективен, т.к. не учитывает специфику создания, разработки и реализации сценариев для открытой массовой аудитории, что требует пересмотра, обоснования соответствующих средств реализации модели процесса формирования сценарной куль­туры.

Вместе с тем можно говорить о том, что в науке сложились теоретические предпосылки для разработки теоретических основ по исследуемой проблеме. Режиссеры-педагоги рассматривают различные направления режиссерской и педагогической деятельности, отдельные аспекты сценарной культуры будущих специалистов, придавая важное значение педагогической составляющей в работе режиссера (С.И. Гавдис, Д.М. Генкин, О.И. Марков, О.Л. Орлов, Н.М. Туманов, А.И. Чечетин, И.М. Шароев и др.). Педагогическая теория целост­­ного педагогического процесса в вузе исследовалась в работах Н.М. Борытко, В.С. Ильина, Н.К. Сергеева, В.В. Серикова и др., накоплен обширный материал, раскрывающий условия эффективно­сти профессиональной деятельности будущего специалиста в вузе (О.А. Абдуллина, М.И. Дьяченко, К.М. Дурай-Новакова, Н.В. Кузьмина, В.С. Мерлин, В.М. Монахов, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, В.А. Сластенин и др.), исследованы общие основы сценарной культуры (О.И. Марков), особенности профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов (Е.В. Бондарева, Ю.С. Голованова (Скворцова)).

Одновременно с теоретическими основаниями формировались и практические предпосылки. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. – Распоряжение Правительства РФ 2008 г., Программа долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., Федеральные государственные стандарты третьего поколения (2010) требуют переосмысления содержания профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, что предусматривает наличие знаний об особенностях различных видов искусств, профессиональную грамотность по теории и истории мировой художест­венной культуры, драматургии и сценарному мастерству, умения написать высокохудожественные сценарии, имеющие смыслопоисковый характер, целенаправленное формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих специалистов, что до настоящего времени не получило достаточного теоретического обоснования. Несмотря на возрастающее количество исследований, посвященных различным аспектам повышения качества профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов в вузе, многие аспекты проблемы, в частности выявление сущностных характери­стик формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, обоснование моделей, разработка эффективных средств исследуемого процесса, пока не раскрыты.

Теоретическое осмысление и анализ практической деятельности позволил выделить ряд противоречий между:

– требованиями, предъявляемыми к режиссерам-педагогам на рынке труда, включающими сценарную культуру как профессионально-личностное качество, позволяющее создавать содержательные, смыслопоисковые театрализованные представления и праздники для массовой аудитории, соответствующие современной социокультурной и экономической ситуации в обществе, и недостаточным обоснованием сущностных характеристик сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, важных для качественной профессиональной подготовки в вузе;

– необходимостью системы высшего профессионального образования в повышении качества подготовки специалистов режиссерских специальностей, отвечающей современным требованиям, и недостаточной разработанностью моделей процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, которые могут обеспечить этот процесс, востребованный в учебном процессе вузов и профессиональной деятельности в сфере культуры;

– потребностью перехода от информативных к активным средствам профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов к деятельности с открытой массовой аудиторией, с включением в учебный процесс проблемности, личностного опыта и недостаточностью технологической обеспеченности реализации этого процесса в системе профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов по специальности «Режиссура театрализованных представлений и празд­ников».

Проблема исследования заключается в необходимости научного обоснования процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов».

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих режиссеров-педагогов в вузе.

Предмет исследования – процесс формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в ходе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин в вузе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личност­ного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что формирование сценарной культуры как профессионально-личност­ного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе будет более эффективным, если:

– сценарная культура будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, в отличие от традиционных фрагментарных представлений, будет пониматься как целостное, динамическое профессионально-личностное качество, исследуемое на основе культурологического, целостного и системного подходов; отличающееся ценностным отношением к сценарной культуре (мотивационно-ценностный компонент), общепрофессиональными и специальными знаниями в области сценарного мастерства (интеллектуально-смысловой компонент), умениями по созданию высокохудожест­венных массовых театрализованных представлений и праздников (творческо-деятельностный); включающее профессиональный и личностный аспекты художественно-эстетического, творческого развития, проявляющегося в функциях (аксиологическая, гносеологиче­ская, регулятивная);

– процесс формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в ходе профессиональной подготовки в вузе будет включать три этапа: первый этап – профессионально-ориентационный, направленный на формирование мотивационно-ценностного компонента (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально и личностно значимую ценность); второй этап – содержательно-преобразовательный, ориентированный на формирование интеллектуально-смыслового компонента (обретение и осмысление студентами общих и специальных знаний и навыков сценарной культуры); третий – креативно-практический – на формирование творческо-деятельностного компонента (самостоятельная творческая деятельность по созданию театрализованных представлений и праздников на основе разработанных сценариев, становление сценарного мастерства), предполагающие по­следовательное восхождение исследуемого феномена у студентов от низкого (иррационально-эмоционального) к среднему (рационально-аналитическому) и высокому (синтезирующе-корректирующему) уровням сформированности сценарной культуры;

– формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов в вузе будет осуществляться с помощью педагогических средств, соответствующих приоритетным задачам каждого этапа формирования данного профессионально-личностного образования: на первом этапе – дискуссии, беседы, встречи с опытными режиссерами-педагогами, решение проблемных задач, посещение городских театрализованных представлений и праздников; на втором этапе – использование межпредметных связей, проблемное обучение, творческие задания различного уровня сложности; на третьем этапе – метод проектов, учебно-драматургические и режиссерско-педагогические задачи по созданию и реализации сценариев театрализованных представлений и праздников.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущностные характеристики сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов.

2. Разработать модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов в ходе профессиональной подготовки в вузе.

3. Обосновать и проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность средств процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников.

Методологическую основу исследования составили:

 идеи концепции «рассеянных методических знаний» (В.М. Монахов);

 философские представления о культуре как качественной характеристике деятельности и ее результатов (Ю.А. Малышев); как творчестве, созидательной деятельности, творческом содержании деятельности (Н.С. Злобин); проникновении внутрь самого себя (О.В. Долженко), способе существования, самоосуществления человека в мире (Н.А. Бердяев, П.С. Гуревич, М.С. Каган, Э.С. Маркарян);

 положения гуманитарной парадигмы высшего профессионального образования (Н.М. Борытко, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, И.А. Соловцова); методология целостного подхода к исследованию педагогического процесса и его организации (Н.М. Борытко, В.С. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, В.А. Сластенин.); положения системного подхода к педагогической деятельности (В.П. Беспалько, В.В. Краевский); выводы о человеке как субъекте культуры, его социокультурном опыте (М.М. Бах­тин, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский и др.);

 положения о подготовке специалистов сценарно-режиссерской деятельности (Д.Н. Аль, Е.В. Бондарева, С.В. Гавдис, Ю.С. Голованова (Скворцова), О.И. Марков и др.); идеи культурологического подхода (Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Л.С. Вы­готский, И.Ф. Исаев, Н.Б. Крылова), реализации гендерного подхода в вузе (И.В. Костикова, С.Л. Рыков, Л.И. Столярчук, Л.В. Штылева); исследования о роли смыслов в профессиональном и личностном становлении будущих специалистов (Н.М. Борытко, В.П. Зинченко, А.К. Маркова и др.); положения о роли и условиях саморазвития, самореализации будущего специалиста (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин), роли коллективного субъекта воспитания в сфере культуры (Л.И. Столярчук, В.Е. Триодин и др.), о творчестве как высшем проявлении мастерства в профессиональной деятельности, особенно в творческих профессиях (Н.В. Бакланова, А.А. Деркач,
З.Я. Карагодский, К.К. Платонов, В.Г. Ражников и др.);

 ведущие идеи теории профессионального образования об особенностях профессиональной подготовки будущих режиссеров-педагогов (Е.В. Бондарева, Ю.С. Голованова (Скворцова)); об условиях формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников (О.И. Марков).

Основные этапы исследования

Теоретико-поисковый (2003–2005 гг.) – изучение научной литературы и опыта по проблеме исследования; определение концептуального замысла и эмпирической базы исследования; экспериментальное изучение методических приемов в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», способствующих формированию сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и празд­ников в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин; утверждение различных подходов к проектированию процесса формирования сценарной культуры у будущих режиссеров-педагогов.

Экспериментально-исследовательский (2006–2009 гг.) – подбор диагностических методик; констатирующий эксперимент; формирующий эксперимент в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры», разработка модели процесса формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников; апробация положений исследовательской гипотезы, педагогических средств, способствующих формированию сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, теоретической модели процесса и реализации ее в образовательных учреждениях.

Завершающий (2010–2011 гг.) – анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, оформление текста диссертационной работы.

Методы исследования

На теоретико-поисковом этапе применены теоретический анализ и синтез научных концепций, позволившие выявить базовые положения для исследования, изучить и обобщить массовый и инновационный педагогический опыт; провести научное наблюдение с целью получения эмпирических данных о состоянии исследуемого качества и о динамике процесса.

На экспериментально-исследовательском этапе применялись теоретическое моделирование процесса формирования сценарной культуры будущего режиссера-педагога, система педагогических средств ее формирования в вузе; педагогический (констатирующий и формирующий) эксперимент, тестирование, анкетирование обследуемых в процессе констатирующего и формирующего эксперимента; количест­венный и качественный анализ результатов деятельности студентов.

На завершающем этапе исследования применялись методы сравнения, абстрагирования, обобщения полученных теоретических и эмпирических результатов; математическая обработка исследовательских результатов.

Базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая автором на кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников факультета режиссуры и актерского мастерства (ныне – кафедра режиссуры и актерского мастерства факультета художественного творчества) ГОУ ВПО «Волгоградский государст­венный институт искусств и культуры» в группах режиссерской специализации. Всего в эксперименте приняли участие 240 студентов и 40 преподавателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сценарная культура будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников, в отличие от традиционных фрагментарных представлений в профессиональной подготовке в вузе, рассматривается как переход к целостному ее пониманию как динамического профессионально-личностного качества, исследуемого на основе культурологического, целостного и системного подходов. Структура сценарной культуры включает мотивационно-ценностный компонент (мотивация к овладению сценарной культурой, отношение личности к сценарной культуре как личностно значимой ценно­сти, ориентация на сценарную культуру как профессионально значимую ценность); интеллектуально-смысловой компонент (общепрофессиональные и специальные знания в области современных тенденций развития театрального искусства, сценарного мастерства, осмысление полученных знаний в процессе обучения); творческо-деятельност­ный компонент (профессиональные умения в области сценарного мастерства, креативность в создании сценариев театрализованных представлений и праздников, умения по созданию высокохудожест­венных массовых театрализованных представлений и праздников, навыки и опыт их воплощения в современном социокультурном прост­ранстве города, области, учреждений культуры и образовательных учреждений), проявляющиеся в функциях (аксеологическая, гносеологическая, регулятивная).

2. Процесс формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе состоит из трех последовательных этапов: профессионально-ориентационный, направленный на формирование мотивационно-ценност­ного компонента (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально значимую ценность); содержательно-преобразовательный – на формирование интеллектуально-смыслового компонента (обретение и осмысление студентами знаний и навыков); креативно-практический – на формирование творческо-деятельностного компонента (самостоятельная творческая деятельность в создании театрализованных представлений и праздников), обеспечивающих формирование сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов, характеризующейся последовательным восхождением исследуемого профессионально-личностного образования от иррационально-эмоционального к рационально-аналитическому и синтезирующе-корректирующему уровням.

3. Педагогические средства, эффективные для реализации процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе, в ходе профессиональной подготовки целесообразны в соответствии с приоритетными задачами каждого этапа модели. На первом этапе – дискуссии, беседы, встречи с опытными режиссерами-педагогами, решение проблемных задач, посещение городских театрализованных представлений и праздников; на втором этапе – использование межпредметных связей, проблемное обучение, творческие задания различного уровня сложности; на третьем этапе – метод проектов, учебно-драматургические задачи, обеспечивающие реализацию процесса формирования данного профессионально-личностного образования будущих режиссеров-педагогов в процессе обучения в вузе.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что впервые обоснована модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников как специально организованный педагогический процесс, состоящий из трех последовательных этапов: профессионально-ориентационный (нацеленность на сценарную культуру как на профессионально значимую ценность); содержательно-преобразовательный (обретение и осмысление студентами знаний и опыта); креативно-практический (самостоятельная творческая деятельность по созданию театрализованных представлений и праздников), характеризующийся развитием уровней от низкого (иррационально-эмоцио­нального) к среднему (рационально-аналитическому) и высокому (синтезирующе-корректирующему). Уточнены научные представления о сущности сценарной культуры как профессионально-личностного качества, обеспечивающего взаимосвязь и взаимообусловленность мотивационно-ценностного, интеллектуально-смыслового, творческо-деятельностного компонентов; позволяющего будущим режиссерам-педагогам театрализованных представлений и праздников занять позицию субъекта, сознательно принимающего ценностное содержание режиссерского опыта, обмен ценностями, побуждениями, смыслами в ходе воспитания, развития и саморазвития. Уточнено научное знание о совокупности педагогических средств формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников в вузе.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется их вкладом в теорию профессионального образования – уточнением сущностных характеристик сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов как профессионально-личностного качества, что расширяет современные представления об исследуемом феномене. Разработанная уровневая модель формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов может служить базой для построения эффективного процесса профессиональной подготовки в вузе на основе положений целостного подхода. Обоснованные в исследовании подходы способствуют развитию и уточнению содержания общепрофессиональных и специальных дисциплин как основы реализации процесса формирования в практике вузовского обучения, дают возможность дополнить научное знание о построении профессионального режиссерского образования в контексте проблематики его гуманитаризации. Полученные результаты исследования могут служить теоретической основой для построения процесса формирования сценарной культуры режиссеров-педагогов шоу-программ и спортивных праздников в иных образовательных условиях.

Достоверность результатов исследования обеспечивается культурологическим, целостным и системным подходами к решению исследуемой проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; организацией параллельных экспериментальных процессов; повторяемостью полученных в процессе формирующего эксперимента результатов; корректностью использования научных подходов и методов исследования, адекватных цели, задачам и логике исследования, состоящей в применимости его результатов к организации учебно-воспитательного процесса в вузах искусств и культуры РФ; корректной организацией опытно-экспериментальной работы в течение пяти лет; достаточной количественной базой эксперимента (240 студентов 1–5-х курсов, 40 преподавателей); репрезентативностью объема выборки; сочетанием количественного и качественного анализа; сопоставлением полученных результатов с результатами контрольных групп и их апробацией.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработанная и экспериментально апробированная модель формирования сценарной культуры позволяет преподавателям вузов искусств и культуры переосмыслить традиционную логику построения профессионального режиссерского образования, выделить в нем новые приоритеты и ценностные ориентиры. Созданный комплекс диагностических методик, система учебно-профессиональных задач, показатели для определения сформированности сценарной культуры, соответствующие природе данного профессионально-личностного образования, последовательность ситуаций взаимодействия способст­вуют расширению методического арсенала преподавателей и могут быть использованы ими в практической деятельности для повышения эффективности педагогического процесса в вузе.

Апробация результатов исследования осуществлялась через вы­ступления на региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 2006); Второй общероссийской научно-практической конференции «Молодежь и формирование гражданского общества в России» (Волгоград, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Опыт работы центров социально-психологической адаптации студентов» (Волгоград, 2006); Третьей общероссийской научно-практической конференции «Молодежь и формирование гражданского общества в России» (Волгоград, 2007); Международной научно-практической конференции «Воспитание студента-кооператора – активного участника кооперативного движения России» (Волгоград, 2007); V Всероссийской научно-практической конференции «Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека» (Волгоград, 2008); научно-практических конференциях «Проектный подход как ресурс качества образования» (Волгоград, 2008), «Проблемы и перспективы гендерных исследований в образовании» (Волгоград, 2009), внутривузовских научно-практических конференциях в Волгоград­ском государственном институте искусств и культуры (2005–2011 гг.), через публикацию основных положений и результатов исследования (опубликовано 11 работ автора общим объемом более 3,0 п.л., в том числе в периодическом издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ).

Внедрение результатов исследования проходило в ГОУ ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры» и ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет».

Объем и структура диссертации. Диссертация общим объемом 220 с. состоит из введения (15 с.), двух глав (гл.1 – 72 с., гл.2 – 67 с.), заключения (4 с.), списка литературы (255 наименований), включает 23 приложения с материалами опытно-экспериментальной работы, диагностическими методиками. Текст диссертации содержит 7 таблиц, одну схему, систематизирующих теоретический и эмпирический материалы. В первой главе «Теоретические основы формирования сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов» на основе научно-теоретического анализа уточнены сущностные характеристики сценарной культуры как педагогической категории, установлены компоненты, критерии и уровни сценарной культуры, обоснована модель процесса формирования сценарной культуры будущих режиссеров-педагогов в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин в вузе. Вторая глава исследования «Экспериментальная работа по формированию сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов театрализованных представлений и праздников» посвящена обоснованию системы педагогических средств и их применения в учебно-воспитательном процессе в вузе, динамике процесса формирования сценарной культуры. Заключение содержит выводы исследования, намечает перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

  1   2   3

Похожие:

Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconБудущих педагогов А. В. Федоров Медиаобразование будущих педагогов Монография
Даются характеристики наиболее известных медиаобразовательных концепций, анализируется практический опыт ведения медиаобразовательных...
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconФормирование эргономической подготовки будущих инженеров – педагогов компьютерных дисциплин: актуальность проблемы

Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconУчебно-методический комплекс по дисциплине теория алгоритмов
Курс "Теория алгоритмов" рассчитан на один семестр и призван упрочить фундамент специальной подготовки будущих педагогов, способствовать...
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconРодителей и педагогов будущих первоклассников беспокоят разные вопросы: в какую школу отдавать ребенка?
Родителей и педагогов будущих первоклассников беспокоят разные вопросы: в какую школу отдавать ребенка? В каком возрасте? Справится...
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconПодготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconПояснительная записка
Музеи хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры. Музейная практика рассматривает музеи исторического и художественного...
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconАнастасия Вячеславовна формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущих переводчиков в системе дополнительного образования вуза
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04. Гистология с основами эмбриологии
Курс нацелен на формирование и развитие у будущих педагогов научного мировоззрения, умения использовать приобретенные знания в широком...
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconФгаоу впо «Российский государственный профессионально-педагогический университет» 21-24 ноября 2011г
Проблемы качества профессионально-педагогического образования. Проектирование оценочных средств
Формирование сценарной культуры как профессионально-личностного качества будущих режиссеров-педагогов iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница