Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи




Скачать 222.25 Kb.
НазваниеЗанятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Дата14.11.2012
Размер222.25 Kb.
ТипДокументы
Занятия с детьми

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Автор: Филина Ирина Николаевна, воспитатель высшей категории МДОУ д/с №151 «Маяк» города Брянска группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями.

Интеллектуальная игра «Что, где, когда»

Задачи:

1. Закрепить знания о составе чисел из двух меньших чисел.

2. Формировать навыки вычислений, используя знаки (+, -).

3. 0тработать умение кодировать и декодировать

информацию о свойствах.

4. Развивать логическое мышление, сообразительность при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

5. Продолжать учить работать в группе, парами и индивидуально, высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

6. Воспитывать умение спорить и отстаивать свою точку зрения (в спокойном тоне, не перебивая и выслушивая мнения других).

Материал:

Демонстрационный материал

Блоки Дьенеша, квадраты Никитина, набор чисел, зашифрованное письмо, черная шкатулка.

Раздаточный материал

Блоки Дьенеша, карточки с геометрическими фигурами, квадраты Никитина, математические наборы, таблицы и цифры к заданию №5.

Ход занятия.

- Ребята, вы любите сказки? Сегодня сказочные герои предлагают вам сыграть в интересную игру «ЧТО, ГДЕ, КОГДА?». Они прислали вам письма с заданиями. Но с ними справятся только те ребята, которые дружат с математикой.

- А вы дружите с математикой? Сейчас проверим!

- Назовите числа, которые больше чем 4, но меньше чем 10.

- Сколько единиц в числе 7.

- Из каких одинаковых чисел можно составить числа: 4,6,8,5.

- Я задумала число, прибавил, а к нему 1 у меня получилось 9.

Какое число я задумала?

- Я задумала число отняла от него единицу, у меня получилось число 6. Какое число я задумала?

Молодцы ребята, быстро и правильно ответили на все вопросы. Теперь рассаживайтесь по местам. У нас есть игровое поле с письмами-вопросами и волчок, который поможет выбрать вопрос.


1.Первое письмо Эли из Изумрудного города.

Эли просит помочь ей найти дорогу в Изумрудный город. Для этого у нас с вами есть карта и фишки (карточки с геометрическими фигурами), которые помогут правильно найти дорогу к Изумрудному городу.

Работать вы будите парами. (Дети работают с блоками Дьенеше, читают код и раскодируя информацию, находят нужную фигуру, которая показывает дальнейшее продвижение по карте. Проводят проверку у доски).


2. Следующее письмо от Буратино.

- Перед вами на столах лежат геометрические фигуры. Как они называются? (Треугольники)

- Треугольники одинаковые? (Они разные).

- Чем они отличаются? ( По цвету, по размеру).

Буратино предлагает собрать из треугольников квадраты. Работа с квадратами Никитина. (Проверка у доски).


3. Третье письмо - это звуковое письмо от зайчика.

Здравствуйте ребята! Я - Зайчишка, живу в сказке «Лубяная избушка». Добираюсь я до своего домика с тремя остановками: в точке 5, в точке 8 и в точке 9.

Внимание вопрос! В какой точке стоит моя избушка, если после последней

остановке я сделал два шага назад?

- Ребята, что сможем ответить на вопрос? (Работа с числовым лучом). Нам нужно записать решение и узнать в какой точке избушка зайчика.


?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



5

+

3

+

1

-

2

=

7


Каждый ребёнок составляет решение на месте. (Взаимопроверка за столом).


4. Письмо от Обезьянки.

Она предлагает вам отдохнуть (музыкальная физкультминутка).


5. Следующее письмо от Кощея Бессмертного.

Он прислал чёрный ящик. В этом чёрном ящике находится, цифра узнать её вы сможете, если правильно решите примеры.

Сравнив ответы, найдите самое большое число это, и будет правильный ответ.


5

+

1

-

0

=

6

6

-

3

+

1

=

4

4

+

4

-

3

=

5

3

+

3

-

3

=

3

7

-

3

+

1

=

5


6. Последнее письмо от кота Матроскина.

Он прислал зашифрованное письмо. Нужно дополнить числа до 10 и расшифровать волшебное слово. (Дети заполняют пустые карточки, собирая число 10. Каждому числу соответствует буква. Дети собирают и читают зашифрованное слово).


8

6

7

4

5

9






















8

6

7

4

5

9

2

4

3

6

5

1




1

2

3

4

5

6

А

С

А

К

К

З



СКАЗКА

Молодцы ребята! Сказочным героям понравилось, как вы справились с их заданиями. За это они прислали вам подарок. Дети открывают посылку от сказочных героев в ней книга сказок. Педагог благодарит детей за занятие.


Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Автор: Филина Ирина Николаевна, воспитатель высшей категории МДОУ д/с №151 «Маяк» города Брянска группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями.

«Путешествие в весенний лес»

Задачи:

- закрепить знания о составе числа;

- отработать навык решения неравенства;

- закрепить взаимосвязь целого и частей в решении задач;

- развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах;

- учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения, работать в парах.

Материал:

Демонстрационный материал

Блоки Дьенеша, таблицы для решения неравенств , схемы к задачам, таблица к задачам, числовой ряд, таблица с примерами, таблица к игре «собери слово».

Раздаточный материал

Ряд примеров, набор «Учись считать», схемы к задачам, числовой ряд.

Ход занятия:

- Ребята, какое сейчас время года?

- Назовите первый весенний месяц.

- Какой последний месяц весны.

Правильно сейчас весна, а какая весной погода (солнечная, теплая, весенняя, радостная..).

Ребята, к нам пришло письмо из леса. Зверюшки жалуются, что к ним в лес не пришла весна. Это потому, что старичок - лесовичок еще спит. И некому прогнать старуху - зиму из леса. Давайте разбудим лесовика. Дорогу к лесовичку нам подскажет карта - подсказка. Она в этом сундуке. Если ответим на вопросы, то получим первую подсказку.

- Сколько единиц в 7.

- Из каких одинаковых чисел можно составить 2; 4; 5.

- Как составить 7; 6; 8.

- Собери число: 1 десяток и 3 единицы;

2 десятка и 4 единицы;

5 десятков и 5 единиц.

I часть

Сундучок открылся.

Прочитайте подсказку. В сундуке 1 блок Дьенеша. Дети определяют нужную

Фигуру (маленький, красный круг).






















Нам нужно дойти до красного маленького круга (под елочкой). Не хочет зима

показывать дорогу к лесовику. Она приготовила нам еще задание.

Реши неравенство используя знаки: « > < = ».


2




4

7




9




6




4

+

1




5

+

2




5

-

2

3

+

1




1

+

3

7

-

1




5

+

1


С этим заданием мы справились, а вот следующая подсказка (из сундучка достали карту).

Дети читают блоки Дьениша и находят нужную фигуру.




















Дети находят на лесной полянке подходящую фигуру (большой зеленый квадрат). Ребята, а здесь тоже задание.

II часть


Решение задачи:

1.На ветке сидело 5 грачей. Прилетело еще 2 грача. Сколько грачей стало?

-Что известно в задаче? (части)

-Что нужно узнать? (целое)

- Как это сделать?

Составьте у себя схему и решение задачи. (У доски работает ребенок).

Проверка с объяснением.

2. По таблице составьте задачу и схему задачи. Дети самостоятельно составляют задачу. (Мальчики пускали кораблики. У них было 6 корабликов, 3 уплыли. Сколько корабликов осталось?)

Дети на листах составляют схему и решение задачи. Один ребенок работает у доски, объясняет схему и решение.

Молодцы ребята быстро справились с решением задач.

III часть физкультминутка

Давайте попробуем прогнать зиму веселой песенкой. Может быть, разбудим лесовичка. ( Дети выполняют упражнение под музыкальное сопровождение).


Не помогла песенка, не разбудила она старичка - лесовичка. Нужно идти дальше.

А вот и следующая подсказка.

Дети читают блок Дьенеша. Находят нужную фигуру. (Большой синий треугольник).





















Здесь Вас ждет самое сложное задание.


IV часть

Решение примеров:

Ребята, работать вы будите парами, используйте числовой ряд. (После выполнения проверка у доски).

4

-

2

+

3

=

5

4

+

3

-

1

=

6

5

-

2

+

1

=

4

8

+

1

-

2

=

7

5

+

2

+

1

=

8



В нашем сундучке осталась последняя подсказка. Дети читают блок Дьенеша. Находят нужную фигуру (большой желтый прямоугольник) и домик лесовичка.





















Старичка – лесовичка разбудит волшебное слово. Давайте его прочитаем. Каждой цифре ответа соответствует своя буква. Начинается слово с самого меньшего числа.



5

6

4

8

9

Е

С

В

Н

А


Дети хором читают ВЕСНА. (Музыкальное сопровождение – пение птиц). Из домика появляется лесовичок (игрушка). Он благодарит ребят за помощь и угощает лесными дарами.


Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Автор: Филина Ирина Николаевна, воспитатель высшей категории МДОУ д/с №151 «Маяк» города Брянска группы компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями.

«Путешествие на луну»

  • Закрепить знания детей о составе числа из двух меньших чисел.

  • Отработать навык решения неравенств.

  • Закрепить умение делить гeoметрические фигуры (круг) на равные

части, понимать отношения между целым и частью.

  • Развивать логическое мышление, умение кодировать и декодировать информацию.

  • Учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

Материал:

Демонстрационный материал

  • Таблицы с изображением: отрезка, луча, волнистой линии, ломанной линии.

Блоки Дьенеша, таблицы для решения неравенств, схемы к задачам, таблица к задачам, числовой ряд, таблица с примерами, таблица к игре «собери слово».

Раздаточный материал

Ряд примеров, набор «Учись считать», схемы к задачам, числовой ряд, карточки с геометрическими: фигурами; чёрные и белые круги; маленькие синие и желтые звезды; большие красные звезды.


Ход занятия:

Организационный момент.

К нам пришло звуковое письмо. Давайте его прослушаем. (Звуковое письмо от Звездочки. Она просит, чтобы ребята помогли Незнайке).

- Сможем ли мы это сделать?

Получив согласие детей, педагог сообщает, что прежде чем отправиться на луну, необходимо выбрать команду. Чтобы правильно проложить путь до луны надо знать очень многое. Поэтому полетят только смелые, ловкие, находчивые.

Разминка

Игра «Будь внимательным».


- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели был позавчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой день недели будет завтра?

Игра «Найди отличие».

На карте звездного неба мы будем отмечать наш путь с: помощью линий.

Назовите мне их. Дети определяют Линии по таблицам.


Отрезок прямая наклонная луч


горизонтальная прямая ломаная волнистая


вертикальная прямая

- Чем отличается отрезок от прямой линии?

- Чем отличается прямая линяя от луча?

- Найдите отличие между ломаной и волнистой?

Игра «Составь число».


Следующее задание самое сложное. Кто выполнит его получит билет на космический корабль. (За правильный ответ дети получают геометрические фигуры «билеты»).

- Сколько единиц в числе 7? (7 единиц)

- Как составить 5? (l и 4; 2 и 3 .... )

- Из каких двух одинаковых чисел можно составить 6; 8; 9 ( 3 и 3; 4 и 4; 9 - составить из одинаковых чисел нельзя)

- Сколько десятков в числе l0? (1 десяток)

- Назови число: два десятка и три единицы (23)

- Три десятка и семь единиц ( 37)

- Четыре десятка и пять единиц. (45)

- Пять десятков и две единицы. (52)


I часть

Воспитатель предлагает детям занять места в космическом корабле.

Дети читают блок Дьенеша и занимают свое место.

Игра «Угадай фигуру».
























































Воспитатель дает команду пристегнуть ремни.

Дается старт (обратный счет).

- Посмотрите, как много звезд вокруг. Они составляют множество созвездий.

- В белом созвездии только маленькие и синие звезды.

- В черном множестве не синие и не красные звезды. Определите сколько созвездий у нас получилось и какие звезды в них входят.

Получилось 4 созвездия.

Физкультминутка «Невесомость»

II часть

Воспитатель обращает внимание детей на луну. Она уже совсем близко.

- Какую часть луны мы с вами видим? (1/4)

- А теперь? (1/2).

- Какая часть больше1/2 или ¼?

- А что мы видим теперь? (полную луну).

Чтобы правильно прилуниться нужно, вычислить место посадки.

Игра «Волшебный квадрат».


3

2

2

3



3

1

2

2

3

1

1

2

3

Составить число число из двух и трех меньших чисел.


III часть


На луне дети находят конверт с заданием. Если ребята выполнят его, то Незнайка сможет вернуться домой.

АЖУДРБ

4




5

7




3

1




8

10




2

9




6

1




3

ДРУЖБА


Дети хором читают слово. Появляется Незнайка. Он благодарит ребят. За оказанную помощь вручает волшебными семенами для посадки. Звучит Фонограмма.

Похожие:

Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconРабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год
Содержание работы по музыкальному воспитанию в группе компенсирующей направленности для детей от 4-5 лет
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconВлияние дидактических игр на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconСредства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду
Ематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconПлан-конспект занятия в группе для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Цель: способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconКомплексное занятие для детей подготовительной к школе группы
Закрепить знания детей о русском декоративно – прикладном искусстве: дымковских игрушках, городецких и хохломских изделиях
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconКонспект проведения занятия в подготовительной группе ознакомление с окружающим (природное окружение, развитие речи)
Воспитывать у детей желание делиться своими впечатлениями о событиях происшедших с ними в повседневной жизни, делая их доступными...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи icon«Животные Севера» Программные задачи
С помощью игрушки Каркуши пригласить детей на непосредственную образовательную деятельность по развитию элементарных математических...
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconСценарий совместной деятельности взрослых и детей в подготовительной группе №7
Икт в качестве образовательного инструмента для расширения кругозора, получения новых знаний
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconПо плану городских очно – заочных семинаров в 2012 -2013 учебном году. Семинар «Электронные методические пособия как многофункциональное средство обучение детей с нарушениями речи» Место проведения
Семинар «Электронные методические пособия как многофункциональное средство обучение детей с нарушениями речи»
Занятие по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи iconКонспект комплексного занятия по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Золотая осень» в подготовительной к школе группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №37 «Журавлик» комбинированного вида
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница