Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие




НазваниеРозенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие
страница1/50
Дата14.11.2012
Размер5.39 Mb.
ТипУчебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50
Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, Н. Н. Кохтев


РУССКИЙ ЯЗЫК

ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-9 КЛАССОВ

Путешествие в страну слов





МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «ДРОФА»

1995


Авторы разделов: «Вначале было слово», «Девочка – девчонка – дева – девица» – И. Б. Голуб; «Что скажет грамматика?», «Краткий словарь ударения и произношения» – Д. Э. Разенталь; «Русская фразеология», «Словарь фразеологических оборотов» – Н. Н. Кохтев, Д. Э. Розенталь

Художник А. Кузнецов



Розенталь Д.Э. и др.

Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов.

Путешествие в страну слов: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995. – 400 с.

ISBN 5-7107-438-5


Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в своей абсолютной грамотности хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься над тем, как сделать свою речь богаче, выразительнее. В этом вам поможет книга, которую вы держите в руках.

ББК 81.2Р


© Д. Э. Розенталь, И. В. Голуб, Н. Н. Кохтев, 1995.

© Издательский дом «Дрофа», 1995.

© Художественное оформление Издательский дом «Дрофа», 1995.


Вместо предисловия



Современный русский литературный Язык родился под пером А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова; рос и мужал в творчестве Н. А. Некрасова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, М. Е. Салтыкова-Щедрина; покорял читателей и критиков своей точностью, выразительностью и силой в произведениях Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. Этот язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека, был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он нежно звучал в стихах русских поэтов; рассказывал о суровой правде жизни устами великих писателей-реалистов; наполнялся гневом в пламенных речах борцов за свободу русского народа; учил верить в его могучие силы и великое предназначение. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о вели кий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» – писал И. С. Тургенев.

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература – искусство слова. А ведь вое, о чем мы узнаем из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описания богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств, – все воссоздается писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Однако язык становится могучим и гибким орудием, если им пользоваться умело, если знать его секреты. А может ли любой из вас с уверенностью сказать, что он в совершенстве овладел родным языком? Думается, что среди читателей этой книги таких не окажется. И вот почему: чем больше мы осознаем богатство и величие русского языка, тем требовательнее становимся к нашей речи, тем острее ощущаем необходимость совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту языка, противостоять его порче, наконец, глубже изучать этот язык, чтобы проникнуть в его тайны, лучше познать его природу. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, любил повторять: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному». И подчеркивал: «Нам, русским, еще более труда, нежели другим».

Говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо не одно и то же. Даже если вы уверены в своей абсолютной грамотности и хорошо владеете литературным языком, всегда полезно задуматься о том, как сделать свою речь богаче, выразительнее. Этому учит стилистика – наука об умелом выборе языковых средств. Основы этой науки и предлагает в занимательной форме наша книга. Она призвана всколыхнуть в вас интерес к тайнам родной речи, получающей такую огромную силу выразительности под пером писателей, пробудить любовь к русскому языку, помочь овладеть его богатствами.

Здесь вы найдете разделы, посвященные использованию словарного состава русского языка, достижению выразительности и благозвучия речи, употреблению разнообразных грамматических форм и гибких синтаксических конструкций, отличающих наш язык от всех других и делающих его богатым и ярким. Содержание книги заставит вас вспомнить те или иные разделы знакомого по школьной программе предмета – русского языка. И знания, полученные на уроках по этому предмету, пригодятся для «путешествия в стилистику», потому что мы будем говорить о стилистической роли и синонимов, и антонимов, и частей речи, и различных синтаксических единиц. Многие главы этой книги откроют перед вами новые аспекты в изучении родной речи. Знакомство с этим материалом расширит ваши знания в области русского языка и поможет повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.

Подлинной грамотностью следует считать не только умение читать и писать без орфографических и пунктуационных ошибок, но и умение правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Что понимать под культурой речи? Культурной можно считать такую речь, которая отличается смысловой точностью, богатством синонимов, грамматической правильностью, логической стройностью, выразительностью. Культурная речь в своей устной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам произношения, в письменной форме – нормам орфографии и пунктуации.

Что понимать под языковой нормой? Нормы бывают двоякого рода. Одни из них строго обязательны и не допускают никакого нарушения, как, например, грамматические или орфографические нормы. Такие нормы применяются, когда решается вопрос: как надо говорить или писать? Другие представляют собой наиболее распространенные, предпочтительные языковые (речевые) варианты, наилучшим образом выполняющие свою функцию. Именно с этими вторыми нормами (вариантами норм) мы сталкиваемся в стилистике, когда решается вопрос: «А как лучше сказать?»

Напрасной была бы попытка ответить на этот вопрос однозначно, стремление дать своего рода рецепты на все случаи речевой практики. Дело в том, что, несмотря на известную устойчивость (иначе перед нами будет что-то преходящее в языке, а не прочный образец), норма изменяется в результате развития самого языка. Эта подвижность нормы нередко приводит к тому, что для одного и того же языкового явления есть не один-единственный способ выражения, а больше: прежняя норма еще не утрачена, но наряду с ней возникает уже новая. Сравните сочетания типа много народу много народа, чашка чаю чашка чая, в которых формы на -у (-ю) свойственны прежнему употреблению, а формы на () – современному.

Другой путь появления вариантов нормы связан с тем, что в языке, в зависимости от выполняемой им функции (служить посредником при общении, или способом передачи мыслей и чувств, или средством воздействия на других членов данного языкового коллектива), в зависимости от конкретных условий его использования, возникают особые разновидности – стили, характеризующиеся каждый своими признаками (преимущественным использованием определенных лексических и фразеологических средств, синтаксических конструкций и т. д.). Среди стилей выделяются две большие группы: стили книжные (чаще в письменной форме) и разговорный (чаще в устной форме), которые обычно располагают своими вариантами норм. Сравните формы именительного падежа множественного числа договры договор, слсари слесар, из которых одни (с окончанием или -и) являются книжными, а другие (с окончанием или -я) – разговорными.

Таким образом, наряду с вариантами нормы, возникающими в хронологическом плане (старые и новые варианты), существуют варианты, обязанные своим появлением выделению в языке различных стилей (книжные и разговорные варианты). Остается добавить, что, как правило, старые варианты совпадают с книжными, а новые – с разговорными.

Появление вариантов нормы, двояких форм для выражения одного и того же языкового явления обогащает язык, создает возможности более точного и более тонкого оформления высказывания. Но при этом выбор в каждом конкретном случае должен быть обоснован, должен быть стилистически оправдан. Уместно вспомнить слова А. С. Пушкина: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности». Какие же требования предъявляются к хорошей речи?

Какие признаки ее характеризуют?

Правильность речи, то есть соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» (Д. И. Писарев).

Точность речи, то есть соответствие мыслям говорящего или пишущего. «Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего – требованием смысла» (К. Федин).

Ясность речи, то есть доступность пониманию слушающего или читающего. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Н. Г Чернышевский).

Простота речи, то есть безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Н. Толстой).

Богатство речи, то есть разнообразие используемых языковых средств. «Задачи, которые вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большего богатства слов, большего обилия и разнообразия их» (М. Горький).

Сжатость речи, то есть отсутствие лишних слов, ненужных повторений. «Если пишет многословно, – это тоже значит, что он сам плохо понимает то, о чем говорит» (М. Горький).

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности. «Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» (В. Г. Белинский).

Живость речи, то есть отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. «Язык должен быть живым» (А. Н. Толстой).

Благозвучие речи, то есть соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их» (А. П. Чехов).

В какой мере указанные выше требования соблюдаются вами, наши юные читатели?

А как обстоит дело с использованием форм частей речи, с построением предложений? Все ли здесь благополучно?

Как же все-таки правильно писать и говорить? Как лучше выразить мысль при наличии допустимых языковых вариантов? Как придать высказыванию выразительность? Как пользоваться правилами литературного произношения и ударения?

Для получения ответов на поставленные вопросы нам с вами придется обратиться к разным разделам науки о языке – лексике, грамматике, словообразованию, орфоэпии, фразеологии.

Каждый язык идиоматичен. В его состав входят, наряду с отдельными словами, цельные выражения, готовые устойчивые сочетания, фразеологические обороты (идиомы), многие из которых придают языку неповторимый национальный колорит. Поэтому речь, искрящаяся пословицами, поговорками, «крылатыми» словами и выражениями, особенна образна и выразительна. Образную силу пословиц отмечал еще Н. В. Гоголь: «В них... видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения...» Заглянуть в неисчерпаемую кладовую народной мудрости вам поможет Словарь фразеологических оборотов, приведенный в конце книги.

Наши юные любознательные друзья! Мы надеемся, что чтение этой книги окажется для вас не только интересным и занимательным, но и поучительным!


В основу предлагаемого издания легли следующие публикации авторов: Голуб И. В., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика (М., 1988); Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? (М., 1988); Кохтев Н. Н., Розенталь Д. Э. Русская фразеология (М., 1986).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   50

Похожие:

Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconУчебное пособие для учащихся «Русский язык 10-11 классы» Д. Э. Розенталь, М., «Дрофа», 2000 г
Учебник. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Авторы: Власенков, Рыбченкова. «Просвещение, 2002-2004гг»
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconПрезентация к уроку по химии для обучающихся 8-ых классов по теме «Урок-путешествие в страну кислот»
Урок проводится в форме игры-путешествия в “страну кислот”. Проведению урока предшествовала подготовительная работа, учащиеся (по...
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconСовременный русский язык учебное пособие Омск
Н 63 Современный русский язык: учеб пособие / М. Н. Никонова. – Омск: Изд-во Омгту, 2008. – 164 с
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconРусский язык, литература
Розенталь д. Э. «Большой справочник по русскому языку», М., «Оникс», «мир и образование»
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconПрограмма Класс Автор учебника, название. Русский язык
Русский язык для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconАлександрова О. И. Челябинск: Взгляд, 2008 Цыбулько, И. П. Русский язык: учеб пособие / И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостева
А. И. Власенков. Л. М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб пособие для 10-11 кл общеобразват учреждений....
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconАлександрова О. И. Челябинск: Взгляд, 2008 Цыбулько, И. П. Русский язык: учеб пособие / И. П. Цыбулько, Ю. Н. Гостева
А. И. Власенков. Л. М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб пособие для 10-11 кл общеобразват учреждений....
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconУчебное пособие Учитель начальных классов моу сош № Мазилова Марина Юрьевна
Учебное пособие предназначено для учителей начальных классов и родителей
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Сегодня, ребята, мы совершим с вами небольшое путешествие в страну автомобилей и дорог, в страну дорожного движения
Розенталь Д. Э. и др. Р64 Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов: Учебное пособие iconУчебные пособия Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс
Электронное пособие для учителей и родителей. Русский язык. Правила и упражнения. Контрольные и проверочные работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница