Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году»




Скачать 166.08 Kb.
НазваниеМетодическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году»
Дата14.11.2012
Размер166.08 Kb.
ТипМетодическое письмо
Методическое письмо

«О подготовке учащихся к единому государственному экзамену

по физике в 2012 году»


Единый государственный экзамен по физике позволяет установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Его результаты признаются образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по физике. Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения.

Содержание экзаменационной работы определяется следующими документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

  2. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике (Приказ Минобразования России №1089 от 5.03.2004 г.).

Каждый вариант экзаменационной работы включает контролируемые элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. Приоритетом при конструировании экзаменационной работы является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов деятельности:

  • усвоение понятийного аппарата курса физики,

  • овладение методологическими знаниями,

  • применение знаний при объяснении физических явлений и при решении задач.

Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверяется в тесте опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах заданий (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки). В экзаменационной работе используются задания по фотографиям реальных физических опытов, которые диагностируют овладение частью экспериментальных умений.

Наиболее важным видом деятельности с точки зрения успешного продолжения образования в вузе является решение задач. Каждый вариант включает задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы, как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.

В работу включены задания трех уровней сложности. Выполнение заданий базового уровня сложности позволяет оценить уровень освоения наиболее значимых содержательных элементов стандарта по физике средней школы и овладение наиболее важными видами деятельности. Использование в экзаменационной работе заданий повышенного и высокого уровней сложности позволяет оценить степень подготовленности учащегося к продолжению образования в высшей школе.

Задание с выбором ответа считается выполненным, если выбранный экзаменуемым номер ответа совпадает с верным ответом. Каждое из заданий А1-А25 оцениваются 1 баллом.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если записанный в бланке № 1 ответ совпадает с верным ответом. Каждое из заданий В1-В4 оценивается 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа, 1 баллом, если допущена ошибка в указании одного из элементов ответа, и 0 баллов, если допущено более одной ошибки.

Задание с развернутым ответом оценивается двумя экспертами с учетом правильности и полноты ответа. Максимальный первичный балл за задания с развернутым ответом составляет 3 балла. К каждому заданию приводится подробная инструкция для экспертов, в которой указывается, за что выставляется каждый балл - от нуля до максимального балла. В экзаменационном варианте перед каждым типом задания предлагается инструкция, в которой приведены общие требования к оформлению ответов.

При выполнении заданий выпускникам разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейкой.

Как показали результаты ЕГЭ по физике 2011 г., лучше всего оказались усвоенными частные законы и формулы, а понимание сути изученных физических явлений и процессов является недостаточным. Выпускники испытывают серьезные затруднения в понимании фундаментальных законов и постулатов физики.

Анализ ответов на качественные задачи показывает, что большинство выпускников могут лишь узнать физические явления или указать на законы и формулы, которые можно использовать в данной ситуации, но испытывают серьезные трудности при формулировании логически связных объяснений. Необходимо шире использовать качественные задачи в процессе изучения предмета, включать такие модели заданий в большинство тематических контрольных работ, а также уделять больше внимания устным ответам учащихся на уроках.

Особое внимание следует обратить на формирование умения учащихся решать расчетные задачи. В экзаменационной работе по физике требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим на физические и инженерно-технические специальности, наиболее полно отражаются в заданиях с развернутым ответом, представляющих собой расчетные задачи высокого уровня сложности. При подготовке к ЕГЭ не приводит к успешным результатам путь заучивания «типовых моделей задач». Продуктивным является анализ условия и понимание возможности использования для решения задачи тех или иных законов. При обучении решению задач подобного типа нецелесообразно ставить перед учеником задачу решения большого количества однотипных задач на применение того или иного закона. Необходимо обращать внимание на осмысление описанных в задачах ситуаций, обсуждение условий применимости закона, использование различных подходов к решению задач на применение одного и того же закона, а также анализ численного ответа.

Освоение курса физики и в дальнейшем успешная сдача ЕГЭ невозможна без привлечения опорных знаний по математике. Положительный эффект при изучении физических законов и величин может быть получен за счет использования межпредметных связей с математикой. Большинство физических законов и соотношений записываются в виде функций. Понимание соотношений между величинами в законах и формулах, а также физического смысла коэффициентов невозможно без усвоения свойств соответствующих функций.

Следует отметить, что при конструировании заданий для ЕГЭ все шире используется эксперимент. Речь идет не только о заданиях с выбором ответа, о которых шла речь выше, но и о целой серии заданий по фотографиям реальных экспериментов, о новых заданиях с развернутым ответом (качественные задачи), которые практически полностью реализованы на материале экспериментальной части школьного курса физики. Основа успешности выполнения этих заданий — формирование экспериментальных умений учащихся, возможное лишь при полноценной реализации в школе практической части программы по физике, при выполнении школьниками всех лабораторных работ. Курс физики в профильных классах предполагает проведение практикума, который играет огромную роль не только в обобщении материала, но и в системном формировании всего спектра экспериментальных умений.


Отличия между КИМ ЕГЭ 2011 и 2012

2011

2012

Часть 1 содержит 25 заданий с выбором ответа. Их обозначение в работе: Al; А2; ...; А25.

Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа. Их обозначение в работе: Al; А2; ... А21

Часть 2 содержит 4 задания, к которым требуется дать краткий ответ. Их обозначение в работе: В1; … В4. В экзаменационной работе предложены задания, в которых ответы необходимо привести в виде последовательности цифр.

Часть 2 содержит 4 задания, к которым требуется дать краткий ответ. Их обозначение в работе: В1; … В4. В экзаменационной работе предложены задания, в которых ответы необходимо привести в виде последовательности цифр.

Часть 3 содержит 6 заданий, для которых необходимо привести развер­нутый ответ. Их обозначение в работе: CI; С2; ...; С6

Часть 3 содержит 10 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 4 задания с выбором одного верного ответа (А22-А25) и 6 заданий, для которых необходимо привести развернутый ответ (их обозна­чение в работе: С1;С2; ... С6).

Задания базового уровня включены в первую часть работы (20 заданий с выбором ответа) и во вторую часть (2 задания с кратким ответом).

Задания базового уровня включены в часть 1 работы (21 задание с выбором ответа) и часть 2 (1 задание с кратким ответом).

Задания повышенного уровня распределены между всеми тремя частями работы: 5 заданий с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом.

Задания повышенного уровня сосредоточены в 2 и 3 частях экзаменаци­онной работы: 3 задания с кратким ответом части 2, 4 задания с выбором ответа и 1 задание с развернутым ответом в части 3.

Задания части 3 (С1, С2, … С6) являются заданиями высокого уровня сложности

Задания части 3 (С1, С2, … С6) являются заданиями высокого уровня сложности

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности задании

Число задании

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 51

Базовый

22

24

47

Повышенный

8

12

24

Высокий

5

15

29

Итого:

35

51

100




Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности задании

Число задании

Максимальный

первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 51

Базовый

22

23

45

Повышенный

8

13

26

Высокий

5

15

29

Итого:

35

51

100





Изменения в структуре и содержании КИМ ЕГЭ по физике в 2012 году

Примерное время на выполнение заданий различных частей работы составляет:

1) для каждого задания с выбором ответа – 2–5 минут;

    1. для каждого задания с кратким ответом – 3–5 минут;

    2. для каждого задания с развернутым ответом – от 15 до 25 минут.

На выполнение всей экзаменационной работы отводится 240 минут (время, отводимое на выполнение всей работы, по сравнению с 2011 годом не изменилось).

Содержание экзаменационной работы, общее количество заданий и максимальный тестовый балл оставлены без изменений.

Изменена структура варианта КИМ исходя из проверяемых видов деятельности. Часть 3 работы полностью составлена из заданий, проверяющих умение решать задачи по физике. При этом общее число задач в каждом варианте не изменилось.

Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом.


Сравнение обобщенного плана экзаменационной работы ЕГЭ по физике

Обозначе-ние задания в работе

Проверяемые элементы содержания

2011 год


Обозначе-ние задания в работе

Проверяемые элементы содержания

2012 год

Часть 1 (задание с выбором ответа)

А1

Кинематика

А1

Кинематика

А2

Кинематика, законы Ньютона

А2

Кинематика, законы Ньютона

A3

Силы в природе

A3

Силы в природе

А4

Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса

А4

Силы в природе, импульс, закон сохранения импульса

А5

Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии

А5

Механическая энергия, работа, закон сохранения энергии

А6

Статика, механические колебания и волны

А6

Статика, механические колебания и волны

А7

Механика

А7

MKT

А8

MKT

А8

MKT

А9

MKT

А9

MKT, термодинамика

А10

MKT, термодинамика

А10

Термодинамика

All

Термодинамика

All

Электростатика

А12

Молекулярная физика, термодинамика

А12

Постоянный ток

А13

Электростатика

А13

Магнитное поле, электромагнитная индукция

А14

Постоянный ток

А14

Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны

А15

Магнитное поле, электромагнитная индукция

А15

Оптика

А16

Электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны

А16

Элементы СТО, оптика

А17

Оптика

А17

Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома

А18

Элементы СТО, оптика

А18

Физика атома, физика атомного ядра

А19

Электродинамика

А19

Физика атомного ядра

А20

Корпускулярно-волновой дуализм, физика атома

А20

Механика - квантовая физика (методы научного познания)

А21

Физика атома, физика атомного ядра

А21

Механика - квантовая физика (методы научного познания)

А22

Физика атомного ядра







А23

Квантовая физика

А24

Механика - квантовая физика (методы научного познания)

А25

Механика - квантовая физика (методы научного познания)

Часть 2 (задания, к которым требуется дать краткий ответ)

В1

Механика - квантовая физика.

В1

Механика - квантовая физика.

В2

Механика - квантовая физика.

В2

Механика - квантовая физика.

ВЗ

Механика - квантовая физика.

ВЗ

Механика - квантовая физика.

В4

Механика - квантовая физика.

В4

Механика - квантовая физика.

Часть 3 (решение задач)

С1

Механика - квантовая физика, (качественная задача)

Задачи с выбором ответа

А22

Механика (расчетная задача)

С2

Механика (расчетная задача)

А23

Механика. Молекулярная физика, термодинамика (расчетная задача)

С3

Молекулярная физика (расчетная задача)

А24

Молекулярная физика, термодинамика. Электродинамика (расчетная задача)

С4

Электродинамика (расчетная задача)

А25

Электродинамика. Квантовая физика (расчетная задача).

С5

Электродинамика (расчетная задача)

С1

Механика – квантовая физика (качественная задача)

С6

Квантовая физика (расчетная задача)

С2

Механика (расчетная задача)







С3

Молекулярная физика (расчетная задача)







С4

Электродинамика (расчетная задача)







С5

Электродинамика (расчетная задача)







С6

Квантовая физика (расчетная задача)


При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год.

К экзамену можно готовиться по следующим пособиям:

  1. Москалев А.Н. Единый государственный экзамен 2011. Физика / А.Н.Москалев, Г.А.Никулова. – М.: Дрофа, 2011. - 318 с. (Готовимся к ЕГЭ).

  2. Марон А.Е. Физика. Законы, формулы, алгоритмы решения задач: материалы для подготовки к единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в вузы / А.Е.Марон, Д.Н.Городецкий и др.; под ред. А.Е.Марона. – М.: Дрофа, 2008. – 331 с.

  3. Москалев А.Н. Физика. Методы решения задач: учебное пособие / А.Н.Москалев, Г.А.Никулова. – М.: Дрофа, 2010. - 335 с.

  4. Единый государственный экзамен 2011. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

  5. ЕГЭ-2011: Физика / А.В. Берков, В.А.Грибов. - М.: Астрель, 2010.

  6. ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания / В.И.Николаев, А.М. Шипилин. - М.: Экзамен, 2010.

  7. ЕГЭ-2011. Физика. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, В.А. Грибов. - М.: Национальное образование, 2010.

  8. ЕГЭ-2011. Физика. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский, В.А. Грибов. - М.: Национальное образование, 2010.

  9. Единый государственный экзамен 2010. Физика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / В.А.Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н.К. Ханнанов. - М.: Интеллект-Центр, 2009.

  10. ЕГЭ-2010: Физика / А.В. Берков, В.А.Грибов. М.: Астрель, 2009.

  11. Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач / Е.А. Вишнякова, В.А. Макаров, М.В. Семенов, Е.Б Черепецкая, С.С. Чесноков, А.А. Якута. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

  12. ЕГЭ-2010. Физика: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов / М.Ю. Демидова, И.И. Нурминский. - М.: Эксмо, 2010.

Для повышения эффективности подготовки учащихся к ЕГЭ по физике необходимо изучение документов, подготовленных ФИПИ – Спецификации, Кодификатора и демонстрационной версии ЕГЭ по физике 2012 г., которые располагаются на сайтах www.ege.edu.ru, www.fipi.ru.

Похожие:

Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2011 году»
Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по информатике и икт в 2012 году»
Единый государственный экзамен является одной из форм итоговой аттестации выпускников общеобразовательных школ
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодическое письмо «Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам в 2011/12 учебном году»
Об особенностях подготовки к единому государственному экзамену по иностранным языкам
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по литературе
Подготовка к единому государственному экзамену по литературе заключается в текущей работе на уроке с текстами изучаемых произведений...
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2012-2013 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconАнализ результатов егэ 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену 2012 год
Методический анализ результатов егэ – 2011 по английскому языку и рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену...
Методическое письмо «О подготовке учащихся к единому государственному экзамену по физике в 2012 году» iconМетодические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по русскому языку в 2011-2012 учебном году
Постоянная работа с сайтами, изучение нормативных документов, размещённых на них
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница