Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях




НазваниеПути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях
страница1/5
Дата14.11.2012
Размер0.8 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5

Казахская головная архитектурно-строительная академия




УДК 72 03 (574) На правах рукописи


НУРКУШЕВА ЛЯЗЗАТ ТУЛЕУВНА


Пути преобразования структуры образовательного учреждения

в современных условиях


18.00.01 – Теория и история архитектуры,

реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
доктора архитектуры






Республика Казахстан

Алматы, 2010


Работа выполнена в Казахской головной архитектурно-строительной академии (КазГАСА)


Научный консультант доктор архитектуры С.Г.Космериди


Официальные оппоненты доктор архитектуры Д.Д.Омуралиев

доктор архитектуры М.А.Юсупова

доктор архитектуры Ю.Н.Смирнов


Ведущая организация Евразийский национальный университет

им.Л.Н.Гумилева


Защита состоится «18» декабря 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 14.50.04 при Международной образовательной корпорации на базе Казахской головной архитектурно-строительной академии по адресу: 050043, г. Алматы, ул. Рыскулбекова 28, Зал Ученого Совета, тел.(727) 220-19-11, 229-46-11, факс: (727)220-59-79,

e-mail:kazgasa@ette.kz


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Казахской головной архитектурно-строительной академии по адресу: 050043 г. Алматы, ул. Рыскулбекова, 28.


Автореферат разослан 17.11. 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д 14.50.04.

доктор архитектуры Д.М.Байтурсунов


Введение

Актуальность исследования. Опыт развития цивилизации свидетельствует, что образование является основой многовекторного системного социального и экономического развития общества. В современных условиях всеобъемлющее совершенствование системы высшего образования в Казахстане рассматривается как важный фактор развития страны, выхода ее науки и техники высокий мировой уровень. В ежегодном Послании Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» (29 января 2010 года) указано: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти  в рейтинги ведущих университетов мира. К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году – она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране».

Основанный на многоуровневой системе подготовки специалистов, современный образовательный процесс во все большей степени становится учебно-научно-исследовательским. Соответственно, дальнейшее развитие высшего образования немыслимо без наличия специальных зданий и сооружений для научных исследований в различных областях знания. Актуальным становится вопрос концентрации научных сил в образовательных структурах, как основного поставщика специалистов научного профиля. В этой связи значительно усложняется и преобразовывается и сама научно-исследовательская база. Значительное развитие получает групповое размещение научных учреждений в структуре вузовских комплексов. На основе сходных потребностей в выборе и поставке оборудования, пополнении фондов как общенаучной, так и специальной литературы, внутренних и межотраслевых контак­тах, в наличии специализированного обслуживающего персонала расширяются функциональные связи между научно-исследовательскими институтами. Возникает потребность строить принципиально новые здания, позволяющие гармонично координировать процесс подготовки специалистов как в учебно-методическом, так и в научно-исследовательском плане. Все более четко прослеживается становление нового типа архитектурного объекта – крупного многопрофильного научного центра при высшем учебном заведении. Сложившиеся во второй половине ХХ века в процессе практики проектирования и эксплуатации научно-исследовательских институтов термины «квартал НИИ», «участок НИИ», «зона НИИ» не соответствуют отвечающему современным потребностям функциональному содержанию группового размещения научно-исследовательских институтов, и требует уточнения и развития.

Научно - исследовательский институт при высшем учебном заведении является научно - исследовательским учреждением, проводящим научно - исследовательские, опытно - конструкторские или технологические работы в соответствии с установленными ему главными научными направлениями. Работы НИИ при вузе должны способствовать укреплению экономического и оборонного могущества страны, решению актуальных научно - технических и социально - экономических проблем и быть тесно связанными с учебным процессом. Главными задачами научно-исследовательских подразделений при вузе в основном становятся изучение и экспериментальная деятельность, а также проведение учебно-научных и фундаментальных исследований по решению естественнонаучных и технических проблем; проведение прикладных исследований по решению актуальных задач развития экономической структуры и социально - культурного строительства, а также по специальным узкопрофильным научно-исследовательским темам. Участие во внедрении результатов научных исследований и разработок по созданию новой техники и новых технологий в реальное применение, а также участие в разработке важнейших научных проблем развития способствует совершенствованию образовательного процесса. Важность научно-исследовательского сектора в вузе это осуществление тесной связи научных исследований с учебно-воспитательным процессом путем широкого привлечения преподавателей, аспирантов и студентов к научно - исследовательской работе, выполняемой в НИИ при вузе, проведения научно - исследовательской работы по развитию различных форм обучения по профилю НИИ при вузе, активного привлечения к педагогической работе научных сотрудников НИИ при вузе, а также максимального использования результатов исследований в учебном процессе на стадии обучения с тем, чтобы происходила более быстрая адаптация обучающихся к реальным задачам на производстве. Современный вуз становится одним из важных и единственным из составляющих звеньев в подготовке высококвалифицированных научных кадров начиная с магистерской профильной и магистерской научно-педагогической ступеней, а также продолжая с повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) и штатных научных сотрудников (ШНС). Именно соотношение ППС к ШНС определяет уровень научно-исследовательского потенциала вуза. В этой связи одним из важных факторов является создание специальной материальной базы, способствующей развитию интеграционных процессов для учебной и научно-исследовательской деятельности на стадии образовательного процесса, что также будет способствовать: высокому научно- техническому уровню проводимых исследований; эффективности использования результатов этих исследований в учебном процессе и в экономике страны; принятию интеграционных координирующих взаимодействий за счет создания научно-обоснованной функционально планировочной структуры.

Организация и развитие материальной базы для учебно-научных интегрированных комплексов (УНИК) будет способствовать основной задаче вуза - выпуску высококвалифицированных специалистов. При этом создание гибких архитектурно-планировочных решений учебно-научных подразделений при вузовских структурах, то есть строительство зданий и комплексов, учитывающих перспективную динамику развития системы высшего образования – главное направление проектирования вузовских комплексов. Стремление к совершенствованию учебно-научного процесса и развития вузов определяет необходимость постоянного совершенствования архитектурно-планировочной структуры, изменения технологического насыщения учебных корпусов, роста и изменения направленности факультетов и учебно-научных структурных единиц.

В Казахстане при преобразовании структуры академических научно-исследовательских институтов был принят к строительству проект создания зоны формирования высокого научно-производственного потенциала по типу технопарков. Анализ опыта строительства и эксплуатации действующих технопарков, спроецированный на имеющиеся научно-исследовательские ресурсы Республики Казахстан, показал, что создание научной зоны, такой, например, как «Парк информационных технологий» обеспечит комплексное развитие интеграционных процессов сотрудничества ученых страны с мировыми лидерами в области информационных технологий. Это будет способствовать увеличению производственного потенциала и внешнеторгового оборота, но и позволит значительно более эффективно использовать научный и технический потенциал отечественных специалистов. Кроме того, создание такого Технопарка позволит существенно ускорить промышленное освоение результатов научных исследований, обеспечить концентрацию научно-технического и промышленного потенциала для развития такого важного для страны направления, как «Информационные технологии». Вместе с тем, становится важным корреспондировать учебный процесс в высших учебных заведениях с перспективным развитием науки и приблизить его к задачам многоотраслевого фундаментального и прикладного исследовательского процесса в современных технополисах.

В диссертации под «учебным-научным интегрированным центром» понимается комплекс учебно-научно-исследовательских подразделений, объединенных общностью научных задач, расположенных на единой территории с общими системами управления в вузовской структуре, информации и обслуживания. Архитектурно-планировочное содержание этого понятия рассматривается в развитии от простого территориального единства с ограниченным количеством общих, главным образом транспортных и энергетических систем, до интеграционного использования зданий и сооружений, отдельных помещений и их комплексов, приборов, материалов и специального оборудования, координации исследовательских работ, общего научно-организационного руководства.

Таким образом, актуальность данной работы обуславливается необходимостью организации целостных пространственных матриц для объединения в комплексы многопрофильных научно-исследовательских и учебных центров, а также создания структурно-пространственной графо-аналитической модели «Учебно-научного интегрированного комплекса» (УНИК).

Степень изученности проблемы и теоретическая база исследования. На всех этапах развития градостроительной деятельности в Казахстане учебные здания играли значительную роль в застройке населенных мест, в создании архитектурных ансамблей, часто являлись научно-экспериментальной базой для разработки и внедрения как новых архитектурно-типологических принципов, так и эффективных методов строительства.

С середины прошлого столетия строительство учебно-воспитательных зданий в Казахстане, как и в других стран СНГ, велось, главным образом, по типовым проектам. В соответствии с существовавшей в тот период формой организации проектного процесса в стране, основную роль по научно-методическому обеспечению проектирования объектов образования и науки играли такие организации, как: ЦНИИЭП учебных зданий, ГипроПрос, ГипроВУЗ и ГироНИИ. Их столичные подразделения и региональные филиалы разрабатывали нормативные требования, нормали проектирования, пособия, а также большинство типовых и повторно-применяемых проектов учебно-воспитательных зданий для общесоюзного использования. Единая для всей страны методика обучения, позволяла унифицировать учебную технологию и типизировать здания.

Основой для научных исследований и проектных работ в области учебных зданий были труды С.Змеула, И.Кастеля, С.Наумова, В.Степанова, Г.Платонова, С.Саркисова, В.Смирнова, А.Чалдынова, И.Архарова, А.Гарнеца, В.Курбатова, Г.Цытовича, Ю.Шаронова, Н.Афанасьевой, Е.Дворкиной, В.Дядюк, В.Жаровой, Е.Зайченко, Л.Ившиной, Э.Исраилова, Л.Курганской, Л.Мирчевской, Р.Станиславской, Д.Рождественского, Л.Тетиной и др.

В Казахстане научные исследования и проектно-экспериментальные разработки в области учебных зданий концентрировались преимущественно в региональном филиале ГипроВУЗа, КазГипроГраде, Казгорстройпроекте. Здесь в 1940-е – 1980-е годы ставились и решались задачи комплексного изучения принципов формирования сети и архитектурной типологии учебно-воспитательных зданий массового строительства с учетом градостроительной специфики республики. Ряд перспективных принципов архитектурно-планировочных решений учебно-воспитательных зданий было реализовано в индивидуальных проектах объектов образования, выполненных и в других проектных организациях. Однако в тех условиях типизации и централизации научно-проектных работ не все отечественные и зарубежные экспериментальные разработки получили массовое внедрение. Хотя многочисленные типологические исследования второй половины ХХ века и создали цельную научно-методологическую основу формирования архитектуры учебных заведений, но в нынешних условиях она требует существенной корректировки, дополнения и обновления. Однако в сфере реализации этой потребности объективная трудность создалась из-за распада в конце ХХ века научных и проектных коллективов, специализировавшихся в области формирования учебных зданий.

Вообще, проблемы архитектурной интерпретации задач, связанных с развитием научных исследований, являются предметом изучения многих, исследователей. Работы Б.Кедрова, Ю.Бочарова, Ю.Платонова, К.Сергеева, Д.Метаньева, Н.Фрезинской, Н.Титовой, И.Смоляра, А.Кривова и др. охватывают широкий круг вопросов от организации научных учреждений в различных географических районах стран СНГ до особенностей проектирования оптимального ландшафта самих научных центров. Ряд научных работ посвящен непосредственно проектированию научно-исследовательских институтов. Частично проблемы комплексного решения планировочной организации учебно-научно-исследовательского процесса нашли отражение в работах С.Волкова, Е.Лазарева, Д.Метаньева, М.Красникова, К.Сергеева, Ю.Платонова и др.

Значительный опыт проектирования объектов строительства для современных методов типизации и проектирования систем коммуникаций описан в трудах Весниных, И.Николаева, Н.Мовчана, А.Полянского, Н.Улласа, К.Афанасьева, И.Предтеченского и др. Вопросы кооперирования учреждений общественного назначения, методы разработки градостроительных нормативов широко представлены в работах В.Кулаги, В.Быкова, И.Кравинской, Е.Пожарского, Ю.Обросова и др. Эти работы в купе с данными об особенностях обеспе­чения научного труда, которыми располагает современное науковедение, информатика в библиотековедение (работы И.Михайлова, Г.Доброва, А.Ракитова, В.Косолапова, С.Карташева, Д.Прайса, Д.Уркварта, Дж.К.Ципфа, А.Лотки и др.) показывают, что пути оптимизации пространственных решений помещений и зданий общественно-информационного назначения лежат в области интенсификации их использования, специализации и кооперирования.

Теоретической базой диссертации являются диссертационные работы Е.Аленичева, Э.Бутовецкая, А.Вайтенс, T.Гудкова, Н.Душкина, Д.Ерофеев, А.Ершов, Т.Жукова, Е.Зайченко, В.Зарудко, Н.Кельчевская, М.Кокорев, Д.Кулиш, Е.Лемешевская, В.Лисовский, Р.Людмирская, М.Масыч, С.Некрылов, В.Панарин, В.Панов, И.Растворцев, Е.Софронов, Ю.Смирнов, Г.Сохадзе, М.Токмовцева, Е.Утин, Е.Ченчик, Н.Чуваргина, О.Шенцова, И.Шошиашвили и др. и отдельные труды по специфике организации учебного и научно-исследовательского процесса (С.Абдагаппарова, Г.Ахметова, С.Ибатуллин, А.Кусаинов, Б.Мырзалиев, С.Омирбаев, Е.Арын, С.Архангельский, В.Афанасьев, М.Гаврилюк, Д.Гвишиани, С.Микулинский, У.Джолдасбеков, Е.Кузнецов, М.Жолдасбеков, Т.Катаев, В.Колесников, В.Комаров, В.Крутов, О.Тищенко, И.Макаров, Ж.Мамыкова, К.Нарибаев, И.Образцов, В.Турченко, А.Тушко, С.Хаскелевич и др.).

Для определения современного состояния организации учебно-методического и научно-исследовательского процессов проанализирована работа ведущих высших учебных заведений Республики Казахстан. Учтен обширный опыт, накопленный в работе научно-исследовательских институтов и научных центров России, в том числе и в инновационном центре «Сколково», «Cyberjaya» в Малайзии, София Антиполис во Франции, а также «Шоссе 128» и «Кремниевой долины» в США, а также Парка информационных технологий Alatay IT City вблизи Алматы. Рассмотрены особенности организации работы развитых научных подразделений мировых университетов, занявших в 2010 году первые тридцать мест в списках ведущих международных рейтинговых агентств (Academic Ranking of World Universities, QS World University Rankings, Shanghai Academic Ranking of World Universities, Times Higher Education, US News and World Report).

Особое внимание уделено вопросам проектирования учебных зданий и научно-исследовательских институтов, которые опкбликованы в трудах таких авторов, как К.Богданович, В.Бондаренко, А.Гарнец, Н.Душкина, В.Дядюк, Ю.Зимин, Г.Зосимов, Е.Зайченко, Е.Зускова, О.Калмыков, М.Красников, Г.Кулешова, Р.Людмирская, М.Магидина, В.Орлов, Ю.Платонов, К.Сергеев, А.Потокин, Г.Птичникова, Т.Тулегенов, Г.Цытович, О.Чернышов, Д.Ульяницкий и др. В аспекте тематики работы изучены важнейшие положения проектирования учебных и научно-исследовательских объектов, различных лет, нормативные документы и рекомендации по проектированию.

С позиций развития архитектуры учебных зданий и научных учреждений рассмотрены обобщающие труды по теории и истории архитектуры XIX – XX веков (Ш.Аскаров, Б.Михайлов, Н.Баранов, З.Гидион, В.Глазычев, А.Иконников, К.Фрамптон, В.Хайт, С.Хан-Магомедов и др.)и развитию зодчества Казахстана и Центральной Азии (Г.Абдрасилова, А.Абилов, И.Азимов, Б.Ахметова, С.Баймагамбетов, Э.Байтенов, Т.Басенов, Б.Глаудинов, Е.Дуйсебай, Г.Исходжанова, А.Капанов, А.Карпыков, Н.Козбагарова, А.Корнилова, С.Космериди, Б.Куспангалиев, В.Лаптев, С.Мамаджанова, М.Мендикулов, Р.Мукимов, Р.Муксинов, Д.Назилов, Д.Омуралиев, А.Сабитов, К.Самойлов, М.Сейдалин, А.Уралов, Р.Фатиков, М.Юсупова и др.), а также данные с постоянно обновляющихся интернет-ресурсов (www.architecture.about.com, www.arxitector-proekt.com, www.bse.sci-lib.com, www.encyclopedia.com, www.wikipedia.org ).

Однако, как показал анализ различных источников, вопросы проектирования собственно учебно-научно-исследовательских комплексов не нашли еще достаточно полного отражения в научной литературе, так и в нормативных документах. Для реализации стоящих перед страной грандиозных задач в сфере совершенствования образования возникает необходимость поиска принципиально новых, эффективных направлений формирования архитектурной среды образования, разработки теоретических основ развития сети и типов учебных зданий в новых социально-экономических условиях, на что и направлена настоящая работа.

Цель исследования – выявление закономерностей организации учебно-научного интегрированного комплекса - УНИК с функциями учебно-научного центра многоступенчатых структур и разработка на этой основе научно обоснованных рекомендаций по проектированию этих объектов в условиях Казахстана.

Задачи исследования:

- выявление исторических закономерностей поэтапного становления системы учебно-воспитательных зданий в Казахстане;

- определение современных социально-педагогических предпосылок комплексного развития учебно-воспитательных зданий;

- установление основных природно-климатических, экологических и градостроительных факторов, влияющих на формирование объемно-планировочной среды образования;

- выявление региональных особенностей организации сети учебных заведений Казахстана;

- формулирование предложений по зонированию территории Казахстана из условий проектирования и строительства объектов образования;

- анализ современного состояния сети учебных зданий и особенностей их размещения в уплотненной застройке в сложившейся городской среде;

- разработка концепции комплексного формирования сети объектов образования;

- определение основных градостроительных расчетных показателей для реализации теоретических положений, как в новом строительстве, так и при модернизации существующего учебно-материального фонда;

- установление тенденций развития функциональной структуры учебной среды;

- разработка модели поэтапного преобразования архитектурно-планировочных решений образовательных зданий под воздействием новых методов обучения;

- определение приемов размещения и состава, крупных учебно-научных интегрированных комплексов учебно-научных центров многоступенчатых структур;

- определение принципов архитектурно-планировочной организации и разработка предложений по основным типам общественно-информационных комплексов в научном центре.

Методы исследования. Работа выполнена на комплексном анализе научно-исследовательской базы вузовских учреждений, социально-педагогических, градостроительных и архитектурно-типологических факторов формирования системы высших учебных зданий для организации учебно-научного интегрированного комплекса учебно-научного назначения многоступенчатых образовательных структур. Для этого последовательно проведены следующие мероприятия:

- изучены законодательные документы, общегосударственные и ведомственные программные материалы по совершенствованию проектно-строительного комплекса, развитию архитектуры и градостроительства, реформированию системы образования;

- обобщена практика проектирования, строительства и эксплуатации учебных зданий на основе обследования учебных заведений, изучения проектных материалов, анализа статистических данных и литературных источников;

- изучены концептуальные положения и перспективные разработки по развитию образовательных технологий;

- проанализирован зарубежный опыт реформирования образования и совершенствования учебно-материального фонда.

В результате сформулирована общая тенденция развития системы учебно-научных подразделений в вузах Республики Казахстан, разработаны модели поэтапного преобразования структуры научно-исследовательских подразделений вузов и создания на этой основе учебно-научных интегрированных комплексов.

Принят системный подход к разработке проблемы в целом, на основе принципа взаимосвязи научно-исследовательских и проектно-поисковых разработок. В зависимости от характера поставленных задач использовались следующие методы:

- сравнительного анализа научных положений, проектных решений, реализованных объектов;

- систематизации и обобщений;

- графоаналитический метод (графическое моделирование, экспериментальное проектирование);

- экспертных оценок новых учебных технологий и проектных решений;

- социально-экономического анализа предлагаемых решений;

- нормативного регламентирования требований к проектированию и строительству учебных зданий.

Научная новизна. Впервые комплексно рассмотрены проблемы формирования развивающейся структуры высших учебных заведений Казахстана и стран СНГ в современных условиях. На новой методологической основе, исходя из исторических закономерностей развития учебно-материальной среды и опираясь на актуальные градостроительные концепции и распространенные педагогические модели (учеба + наука + производство), сформулированы новые научные положения построения многоуровневой сети объектов образования и их территориального размещения; определены направления и принципы перспективного развития функционально-планировочной структуры и архитектурно-композиционных решений крупных учебно-научных интегрированных комплексов, учебно-научных центров многоступенчатых образовательных структур, а также методы реконструкции существующего материального фонда; предложена новая структура крупных учебно-научных интегрированных центров многоступенчатых образовательных структур и нормирования объектов высшего образования; намечены пути совершенствования методики проектирования учебно-воспитательных зданий и повышения эффективности капиталовложений в строительство объектов учебно-научного назначения.

Разработаны основные положения комплексного формирования архитектурной среды учебно-научных интегрированных комплексов и проектно-экспериментальными предложениями, которые в совокупности составляют методологию формирования сети и типов учебно-научно-исследовательского назначения и представляют собой решение актуальной научной проблемы, имеющей важное социально-экономическое значение.

Основные положения выносимые на защиту:

- выявленные исторические закономерности формирования образовательных учреждений в условиях становления системы непрерывного многоступенчатого образования в Республике Казахстан;

- принципы регионального зонирования территории Республики Казахстан по условиям построения сети высших учебных заведений и созданию при них крупных кооперированных общественно-информационных комплексов учебно-научных центров многоступенчатых образовательных структур, выделение укрупненных районов и территориальных зон со сходными социально-экономическими и градостроительными особенностями в аспекте проектирования и строительства объектов учебно-научного назначения;

- концепция комплексного построения структуры сети образования, включающая в качестве основы оптимальную модель, координирующую принципы формирования объектов учебно-научных интеграционных комплексов;

- архитектурно-типологические модели поэтапного преобразования функционально-планировочной структуры учебно-воспитательных зданий, принципы адаптации их материальной базы к новым учебным технологиям, а также направления перспективного развития архитектурной среды высшего образования;

- предложения по совершенствованию структуры нормативной документации и методики проектирования зданий, обеспечивающие комплексное формирование новых и реконструируемых объектов образования во взаимосвязи с другими общественными зданиями и местными условиями строительства.

Объект, предмет и границы исследования.

Объектом исследования являются вузовские учебно-научные структуры образовательного назначения, а также наиболее наукоемкие высшие учебные заведения во взаимосвязи их с другими учебными заведениями единой системы многоступенчатого образования.

Предметом исследования является перспективное развитие учебно-научных комплексов вузов и перспективы структурно-типологического преобразования их функционально-планировочных формирований, структурные взаимосвязи на различных иерархических уровнях.

При этом функционально-планировочные вопросы анализируются, в основном, на примерах вузовских учреждений с учетом градостроительных факторов их размещения. Архитектурно-композиционные аспекты, компоновочно-конструктивные системы зданий, вопросы строительного нормирования, методы проектирования новых и модернизации существующих зданий рассматриваются в комплексной увязке высших учебных заведений с другими объектами системы образования и учреждениями сферы общественного обслуживания.

Исследование ограничено рассмотрением высших учебных заведений и вопросов типоло­гии зданий учебно-научных интегрированных комплексов. В работе не рассматриваются требования к их инженерному обеспечению и отделке помещений. Основное внимание уделяется системной организации подразделений и помещений, связанных с передачей и хранением информации. Помещения администрации вузовских структур рассматриваются в силу повсеместно распространенного объединения их, с помещениями интегрированного общественно-информационного назначения.

Практическое значение работы. Результаты проведенного исследования, формулируя научно-методические основы развития архитектурной среды образования в современных социально-экономических условиях, позволяют:

- привести существующий учебно-материальный фонд путем его модернизации на новых архитектурно-типологических принципах в соответствии с современными методиками преподавания и системой непрерывного образования;

- сформировать новую сеть учебных заведений высшего образования на основе рациональных принципов оптимального разукрупнения зданий, интеграции учебно-материальной среды, учета комплекса региональных условий;

- повысить качество архитектурно-планировочных и объемно-пространственных решений.

Структура и содержание работы. Диссертация представлена в одном томе, состоящем из: текстовой части (209 страниц), включающей термины, определения и сокращения, введение, шесть разделов, заключение, список использованных источников (299 наименований) и приложение с иллюстрациями, включающими более ста рисунков, выполненных автором или взятых из различных, указанных в списке, источников.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения
Социализация и адаптация личности к экономическим взаимоотношениям и трудовой деятельности в современных условиях
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconПрограмма Муниципального образовательного учреждения Юхновская средняя общеобразовательная школа №2 (на период с 2010 по 2014 год) «принято»
Ii. Концептуальные основы работы школы Актуальность развития школы в современных социокультурных условиях города Юхнова. 28 Анализ...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconЗакон РФ «Об образовании»
Кыштыма (моу сош №10)- стратегически важный документ, определяющий пути развития образовательного учреждения на период до 2011 года,...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconЗадачи Совета образовательного учреждения Функции Совета образовательного учреждения
Совет образовательного учреждения работает в тесном контакте с администрацией и общественными организациями образовательного учреждения...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconПубличный отчет Муниципального образовательного учреждения Клёновскаой средней общеобразовательной школы
Муниципального образовательного учреждения Клёновской средней общеобразовательной школы строилась в соответствии с задачами, обозначенными...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconКонцепция развития муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №23 г. Челябинска 2011 -2013 гг
Результатом деятельности гимназии в современных условиях становится выпускник разносторонне образованный, конкурентоспособный, социально...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconПрограмма развития муниципального образовательного учреждения «Новоаганская общеобразовательная средняя школа»
Управление качеством образовательного процесса в условиях инновационного развития школы
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconПути развития американской драмы: истоки, типология, традиции
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconИ. А. Колесникова
Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: Учебно-методическое...
Пути преобразования структуры образовательного учреждения в современных условиях iconПрограмма муниципального общеобразовательного учреждения Федюковской средней общеобразовательной школы
«разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница