Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа




НазваниеПравовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа
страница1/14
Дата13.11.2012
Размер1.9 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Российская Академия Наук

Сибирское отделение

Тюменский научный центр


На правах рукописи


Шмелева Дина Наильевна



правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа


Специальность 12.00.03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право



Диссертация
на соискание ученой степени кандидата юридических наук



Научный руководитель

доктор юридических наук,

доцент

Салиева Р.Н.



Тюмень - 2004

ОГЛАВЛЕНИЕ


ОГЛАВЛЕНИЕ 3

Введение 4

Глава 1. общие положения о правовом режиме сооружений обустройства месторождений нефти и газа. 19

§1.1. Понятие правового режима имущества в хозяйственном обороте. 19

§1.2. Понятие и признаки сооружений обустройства месторождений нефти и газа как объектов недвижимости. 27

§1.3. Развитие законодательства о сооружениях обустройства месторождений нефти и газа. 45

Глава 2. Пообъектная и комплексная характеристика сооружений обустройства месторождений нефти и газа 53

§2.1. Виды горного имущества, используемого для поиска, разведки и добычи нефти и газа. 53

§2.2. Технологический комплекс обустройства месторождения нефти и газа как особый объект недвижимости 65

Глава 3. Особенности правового режима сооружений обустройства месторождений нефти и газа 90

§ 3.1. Возникновение и переход права собственности на сооружения обустройства месторождений нефти и газа. 90

§ 3.2. Особенности прекращения права собственности на сооружения обустройства месторождений нефти и газа при прекращении права пользования недрами. 109

§3.3. Аренда сооружений обустройства месторождений нефти и газа 133

Заключение 150

Библиография 156

1. Нормативно-правовые акты 156

2. Специальная литература 165


Введение



Актуальность темы исследования. О значимости нефтегазовой промышленности для национальной экономики не приходится спорить.

Как отмечают Кокин А.В. и Кокин В.Н. именно нефть и газ являются наиболее востребованными энергоносителями, поскольку, во-первых, они наименее затратные, а потому и наиболее эффективные в отношении поисков, разведки, эксплуатации, переработки и транспортировки, во-вторых, они более технологичны в смысле их сжигания и переработки, в-третьих, они более экологичны в использовании (дают меньше выбросов и отходов).1

Во всем мире нефтяная индустрия делится на стадии: апстрим – разведка и добыча, мидстрим - транспортировка и даунстрим – переработка и реализация. Апстрим – одна из ключевых стадий. Сегодня именно компании, которые занимаются добычей сырья, являются наиболее значимыми в структуре отечественной экономики2, что и является одной из основных причин, побудивших автора обратиться к заявленной теме. В современном мире разведка и добыча нефти и газа существенно модернизировались. Ушли в далекое прошлое такие способы добычи как собирание нефти с поверхности воды, копание колодцев вручную и т.п. Сегодня добыча полезных ископаемых осуществляется при помощи технически и технологически сложных и дорогостоящих сооружений, которые не используются при осуществлении других видов хозяйственной деятельности. Такими сооружениями, в первую очередь, являются скважины, а также разнообразные насосные станции и другие сооружения, которые в зависимости от проекта разработки могут использоваться как самостоятельно, так и в составе технологических комплексов обустройства месторождения. Эти сооружения юридически и фактически связаны не только с земельным участком, но и с недрами, поскольку в процессе построения скважин перекрываются различные пласты недр, имеется риск нарушения природного равновесия.

Проблемные вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением разнообразными сооружениями обустройства месторождений нефти и газа, неизбежно возникают при переходе от централизованной экономики к рыночным отношениям. Недропользование всегда составляет сферу стратегических интересов любого государства. Это положение приобретает особую значимость для России, которая до сих пор остается сырьевой страной. Поэтому любые правоотношения частного свойства, в том числе и по поводу сооружений обустройства месторождений нефти и газа, основным признаком которых является тесная связь с недрами, неизбежно подвергаются публично-правовым ограничениям.

Действующее гражданское законодательство установило такое положение, что право собственности на недвижимое имущество почти всегда возникает с момента его государственной регистрации. С введением в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» нефтегазовые предприятия начали спешно регистрировать право собственности на находящееся в их владении горное имущество и сразу же столкнулись с рядом трудностей. Проблемы касались как гражданско-правовых вопросов идентификации горных сооружений в качестве объектов недвижимого имущества, так и вопросов процедуры государственной регистрации и опосредующей ее процедуры технического учета. Перед хозяйствующими субъектами нефтегазового комплекса, с одной стороны, и учреждениями юстиции по регистрации прав, с другой стороны, стояли следующие вопросы: 1) является ли скважина объектом недвижимого имущества; 2) как осуществляется регистрация прав на технологический комплекс обустройства месторождения и что в данном случае является объектом права; 3)являются ли куст скважин и ликвидированные и законсервированные скважины самостоятельными объектами недвижимого имущества, подлежащими государственной регистрации. Все эти вопросы остаются без однозначных и четких ответов до сих пор.

Кроме того, законодательно не урегулированы отношения, связанные с приобретением и прекращением права собственности на сооружения промыслового обустройства месторождений, в том числе в связи с прекращением действия лицензии. Законодательством не учитываются особенности совершения отдельных сделок с рассматриваемыми объектами, в первую очередь, сделок по передаче сооружений в аренду.

Во многом правовая неопределенность в решении указанных проблем приводит к тому, что количество брошенных или простаивающих скважин неуклонно растет. В результате проведенных в декабре 2003 года МПР России мероприятий по документальной инвентаризации геологоразведочных скважин на нефть и газ выявлено, что общее число пробуренных параметрических, поисково-оценочных и разведочных скважин составляет около 74 тысяч, из них 68 тысяч - в распределенном фонде недр, 6 тысяч - в нераспределенном фонде недр. Из 68 тысяч скважин распределенного фонда недр 58 тысяч находятся в пользовании компаний-недропользователей, 10 тысяч вообще не имеют балансодержателя, являясь «бесхозными». Анализ результатов инвентаризации показал, что около 51 тысячи геологоразведочных скважин используются компаниями-недропользователями без регистрации прав собственности, что позволяет им без осуществления затрат на строительство, приобретение или аренду скважин ежегодно добывать около 20 миллионов тонн нефти. Техническое состояние 6 тысяч скважин нераспределенного фонда недр и 10 тысяч скважин распределенного фонда, не имеющих балансодержателя, представляет опасность для окружающей среды и недр из-за нефте-, газо- и водопроявлений, которые со временем могут привести к трудноликвидируемым экологическим катастрофам3.

По данным Госкомстата России в 2001 году бездействующий фонд скважин составил 27,6 тысяч, тогда как в 1990 году эта цифра равнялась 9,8 тысячам скважин, удельный вес бездействующего фонда скважин в эксплуатационном бурении в 2001 году составил 17,7%, тогда как в 1990 году эта цифра равнялась 9,8 %.

По данным региональных государственных управлений природных ресурсов в Тюменской области – 19 скважин в нераспределенном фонде недр, и все они подлежат ликвидации, в Пермской области всего 2291 скважин в нераспределенном фонде недр, 2111 из них ликвидированы и подлежат ликвидации еще 37 скважин, в Саратовской области в нераспределенном фонде недр 169 скважин, из них 121 ликвидирована, 48 законсервирована, подлежит ликвидации еще 30, в Ненецком АО 537 скважин в нераспределенном фонде недр, из них ликвидировано 426 скважин, а 111 законсервировано, подлежит ликвидации еще 26 скважин. За последние 10 лет, по данным Тюменского управления Госгортехнадзора, на территории всей Тюменской области на заброшенных скважинах было зафиксировано 58 открытых фонтанов, из которых 44 сопровождались пожарами4.

Такое состояние в определенной мере связано с отсутствием достаточного правового регулирования. Определенные шаги, направленные на устранение пробелов в правовой регламентации, законодателем предпринимаются. В Проектах закона «О недрах», как разработанном МПР России5, так и подготовленном при поддержке Минэкономразвития России6 содержатся определения горного имущества, однако конкретный правовой механизм его использования в обоих Проектах отсутствует. Фактически в Проектах воспроизводятся содержащиеся в других нормативных актах требования, например, обязанность передавать горное имущество в собственность новому недропользователю, однако без регламентации правового механизма такой передачи. В связи с этим требуются разработка и принятие норм, определяющих процедуру передачи, правила учета горного имущества и так далее.

До настоящего времени все поставленные выше вопросы остаются актуальными, требующими дополнительного изучения. Как отмечает В.П. Орлов, проблемы законодательного обеспечения функционирования минерально-сырьевого комплекса и сегодня, спустя 12 лет после начала его реформирования, остаются не менее острыми, чем в предыдущие годы7.

Целью исследования является изучение правового режима сооружений обустройства месторождений нефти и газа и разработка предложений по установлению оптимального правового режима таких сооружений, способствующего созданию условий для рационального использования и охраны недр и окружающей природной среды в целом.

Задачи исследования:

  1. определить понятие правового режима имущества в хозяйственном обороте, сформулировать общие теоретические подходы к изучению правового режима сооружений обустройства месторождений нефти и газа;

  2. определить понятие сооружений обустройства месторождений нефти и газа, определить признаки сооружений обустройства месторождений нефти и газа как недвижимости;

  3. изучить этапы развития законодательства о сооружениях обустройства месторождений нефти и газа;

  4. изучить и обобщить существующие классификации горного имущества, используемого для обустройства месторождений нефти и газа, предложить собственную классификацию горного имущества, используемого при обустройстве месторождений нефти и газа.

  5. сформулировать понятие и признаки технологического комплекса обустройства месторождения нефти и газа, определить особенности правового режима технологического комплекса обустройства месторождений нефти и газа как особого объекта недвижимого имущества;

  6. рассмотреть особенности возникновения и перехода права собственности на сооружения обустройства месторождений нефти и газа;

  7. выявить особенности прекращения права собственности на сооружения обустройства месторождений нефти и газа при прекращении права пользования недрами;

  8. определить особенности аренды сооружений обустройства месторождений нефти и газа;

  9. выявить пробелы и недостатки в правовом регулировании хозяйственных отношений по поводу использования сооружений обустройства месторождений нефти и газа, разработать рекомендации по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Объект исследования - нормы отечественного законодательства, регулирующие имущественные отношения в сфере добычи нефти и газа.

Предмет исследования – имущественные правоотношения, предметом которых являются сооружения обустройства месторождений нефти и газа.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что тема настоящего исследования изучена недостаточно.

В доперестроечный период вопросы правового режима сооружений обустройства месторождений как объектов хозяйственной деятельности практически не обсуждались, так как существовал единый режим государственной собственности.

С введением в отечественное законодательство понятия «недвижимость» и установления особого правового режима недвижимости, в том числе и промышленных сооружений как объектов недвижимости многие цивилисты обратились к вопросам изучения особенностей правового режима недвижимости. Фундаментальные вопросы понятия и правового режима недвижимости в целом освещались в трудах В.А. Лапача8, М.И. Брагинского9, В.В. Витрянского10, В.К. Андреева11, О. Козырь12, Е.С. Болтановой13, Ю.Г. Жарикова и М.Г. Масевича14, Н.А. Сыродоева15, М.А. Салиховой16, Е.А. Суханова17 и других. Гражданско-правовой наукой были выработаны юридические признаки и особенности недвижимости, однако особенности сооружений обустройства месторождений как объектов с особым правовым режимом во внимание не принимались.

Одним из первых обратил внимание на существующую проблему А.Ф. Стругов в своей статье «О горном имуществе и имущественных отношениях при прекращении пользования недрами»18. А.Ф. Стругов, в частности, впервые предложил употреблять такой термин как горное имущество, разделяя его при этом на «связанное» – то есть, имущество не отделимое от недр без нанесения им существенного ущерба, и, соответственно, несвязанное.

Кроме того, следует выделить также работу А.Н. Курского и М.А. Даниленко «Скважина как элемент горного имущества»19. В этой работе было особо отмечено, что необходимы разработка и закрепление в отечественном законодательстве особого статуса горного имущества добывающих предприятий.

В последнее время отдельные предложения по использованию горного имущества, в том числе объектов обустройства месторождений нефти и газа, встречаются в работах, посвященных изучению различных правовых проблем недропользования. В частности, М.В. Дудиков отмечает, что не решен вопрос о судьбе имущества при прекращении права пользования недрами20.

Однако комплексного исследования, посвященного правовому режиму сооружений обустройства месторождений нефти и газа, до сих пор не предпринято.

Методологическая основа исследования. В настоящем диссертационном исследовании использованы в качестве методологической основы общенаучные и частнонаучные методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, формально-юридическое и грамматическое толкование, сравнительно-правовой анализ, изучение материалов государственной регистрации объектов, используемых для поиска, разведки и добычи нефти и газа, исторический метод, анализ российского и зарубежного законодательства, статистических данных.

Институт недвижимого имущества является межотраслевым, но в настоящей работе предлагается исследовать данный институт только с позиций гражданского и предпринимательского (хозяйственного) права. В рамках данного конкретного исследования мы будем рассматривать недвижимое имущество в качестве объекта хозяйственных правоотношений в нефтегазовом комплексе.

Теоретической основой исследования явились научные труды российских правоведов, таких как М.М. Агарков, В.Н. Андреев, З.А. Ахметьянова, Г.С. Башмаков, В.С. Белых, Е.С. Болтанова, С.Н. Братусь, В.И. Витрянский, А.В. Дозорцев, И.А. Дроздов, И.В. Ершова, З.М. Заменгоф, С.А. Зинченко, О.С, Иоффе, Л.А. Кассо, И.Б. Калинин, А.В. Карасс, М.И. Клеандров, Б.Д. Клюкин, О. Козырь, В.Н. Кокин, А.Н. Курский, В.А. Лапач, В.В. Лаптев, Б.Д. Лисковец, М.И. Махлина, Д.И. Мейер, В.Д. Мельгунов, Н.Б. Мухитдинов, О.М. Олейник, Д.В. Осинцев, Л. Рутман, Р.Н. Салиева (ранее Р.Н. Миргазизова), К.И. Скловский, С.А. Сосна, С.А. Степанов, А.Ф. Стругов, Н.А. Сыродоев, О.М. Теплов, Р.О. Халфина, Г. Шапкина, Г.Ф. Шершеневич.

В работе были также использованы труды ведущих ученых-экономистов, таких как М.А. Даниленко, А.В. Карасев, В.А. Крюков, А.А. Конопляник, Д.С. Львов, В.П. Орлов, А.И.Перчик, А.Н. Токарев и других.

Кроме того, для достижения цели исследования автором изучалась специальная литература по разработке и обустройству месторождений нефти и газа.

Эмпирическую основу исследования составляют нормативные акты Российской Федерации и ее субъектов, проекты нормативных актов, а также статистические данные, полученные в Тюменском научно-аналитическом центре рационального недропользования им. В.И. Шпильмана, в том числе данные по фонду скважин и другие, материалы практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество обустройства месторождений нефти и газа по Тюменской области и Ханты-Мансийскому автономному округу, технические описания сооружений обустройства месторождений ОАО «Сургутнефтегаз», полученные в ходе стажировки на указанном предприятии.

Научная новизна заключается в том, что впервые комплексно определен правовой режим сооружений, используемых для обустройства месторождений нефти и газа, как объектов хозяйственных правоотношений.

На основе анализа правовых норм и фактических отношений выявлены противоречия в правовом регулировании имущественных отношений по поводу объектов обустройства месторождений нефти и газа, определены специфика их правового режима, условия и порядок использования в хозяйственном обороте, выработаны основные рекомендации по совершенствованию законодательства.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Сооружения обустройства месторождения нефти и газа – это объекты недвижимости, входящие в единую систему обустройства месторождения, в комплексе непосредственно обеспечивающие проведение всего цикла работ по поиску, разведке, и добыче нефти и газа.

2. Сооружения обустройства месторождений нефти и газа самостоятельны по отношению к недрам, они не являются ни частью недр, ни улучшениями земельного участка.

3. Сооружения обустройства месторождений нефти и газа являются недвижимым имуществом с особым правовым режимом, который обусловлен, во-первых, спецификой конструкции (в составе такого недвижимого имущества имеются скважины – горные выработки малого диаметра и большой длины), во-вторых, включением таких сооружений в технологический комплекс обустройства месторождений, в-третьих, тесной связью с недрами (отделение сооружений обустройства месторождений нефти и газа от недр невозможно без нанесения недрам несоразмерного ущерба), а в-четвертых, временным характером нефтегазодобывающего производства (после извлечения полезного ископаемого объекты недвижимости, обеспечивающие процессы поиска, разведки и добычи, подлежат ликвидации). Особенности правового режима требуют применения к таким объектам специальных правил учета имущества, в том числе бухгалтерского и технического, а также специальных правил возникновения и закрепления прав на такое имущество.

4. Технологический комплекс обустройства месторождения – особый объект недвижимого имущества. Предлагаем рассматривать комплекс имущества, включающего в себя скважины, установленное на них оборудование, кустовые насосные и дожимные насосные станции, внутренние трубопроводы, соответствующую аппаратуру и иное имущество, непосредственно обеспечивающее процесс добычи нефти и газа, технически и технологически связанное между собой, как единую неделимую вещь, которая не является в то же время сложной вещью и предприятием, а в целом признается объектом недвижимости.

Скважины глубокого бурения на нефть и газ являются самостоятельными объектами недвижимости лишь в отдельных случаях, тогда, когда скважины не обвязаны комплексом оборудования и сооружений, которые не отделимы от недр без наступления неблагоприятных последствий.

5. Для хозяйственного оборота сооружений обустройства месторождений нефти и газа необходимо предусмотреть в федеральном законе «О недрах» возможность частичной уступки отдельных прав пользования недрами в случае перехода права собственности на горное имущество или при сдаче его в аренду.

6. Собственником сооружений обустройства месторождений нефти и газа должен быть только владелец лицензии. Это положение следует закрепить в законе «О недрах».

7. Исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника, установленный ГК РФ, должен быть дополнен еще одним пунктом: «возмездное отчуждение технологических комплексов обустройства месторождений и иного горного имущества в случае прекращения права пользования недрами в собственность государства с последующей передачей указанного имущества в собственность нового пользователя». Полагаем, что государство в лице специально созданных федеральных учреждений должно приобретать такое имущество. Закон РФ «О недрах» должен содержать норму следующего содержания: «после прекращения права пользования недрами и завершения всех консервационных и ликвидационных работ недропользователь обязан передать технологический комплекс обустройства месторождения нефти и газа в собственность государственного учреждения, уполномоченного выполнять функции собственника сооружений обустройства месторождений нефти и газа до выдачи новой лицензии».

8. В федеральном законе «О недрах» необходимо предусмотреть аренду сооружений обустройства месторождений нефти и газа. Предметом договора аренды могут быть скважины глубокого бурения на нефть и газ, в случае, когда такие скважины являются самостоятельными объектами недвижимости (как правило, это поисковые или разведочные скважины), либо технологические комплексы обустройства месторождений нефти и газа. Обязательным условием такого договора аренды является закрепление за арендатором права на поиск и (или) разведку и разработку месторождений полезных ископаемых. Для эффективного применения договора аренды необходимо кардинальным образом изменить действующее законодательство о недропользовании, в частности, предусмотреть возможность переуступки права разработки месторождений нефти и газа.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты настоящего диссертационного исследования могут быть использованы при совершенствовании законодательства в сфере правового регулирования отношений по поводу недвижимого имущества, обеспечивающего добычу нефти и газа.

Материалы диссертационного исследования также могут найти применение в практической правовой работе, в первую очередь, в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при государственной регистрации прав на горное имущество, обеспечивающее добычу нефти и газа.

Содержащийся в работе материал может найти широкое применение в процессе преподавания различных специальных курсов для студентов как юридических, так и нефтегазовых учебных заведений. Кроме того, данный материал может послужить основой для проведения научных исследований.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты диссертационного исследования отражены в опубликованных автором статьях.

Кроме того, результаты диссертационного исследования докладывались на конференциях: Всероссийская научно-техническая конференция «Геология и нефтегазоносность Западно-Сибирского мегабассейна» (Тюмень, ТюмНГУ, 25-27 апреля 2002 г.); Научно-техническая конференция «Нефть и газ: проблемы недропользования, добычи и транспортировки», посвященная 90-летию со дня рождения В.И. Муравленко (Тюмень, ТюмНГУ, 24-26 сентября 2002 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы взаимодействия материального и процессуального права России: теория и практика» (Екатеринбург, УрГЮА, 17-18 апреля 2003 г.); Международная научно-техническая конференция, посвященная 40-летию Тюменского государственного нефтегазового университета (12-13 ноября 2003 г.); Седьмая научно-практическая конференция «Пути реализации нефтегазового потенциала Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийск, 1-5 декабря 2003 г.); Межрегиональная конференция молодых ученых «Современные проблемы цивилистической науки» (Тюмень, ТГИМЭУП, 16-17 февраля 2004 г.); Третья всероссийская научно-техническая конференция «Геология и нефтегазоносность Западно-Сибирского мегабассейна» (Тюмень, ТюмГНГУ, 25-27 февраля 2004 г.), I Конгресс «Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы» (Сургут, СурГУ, 10-11 июня 2004 г.).

Диссертант в составе сотрудников отдела правовых проблем нефтегазового комплекса Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН принимала активное участие в подготовке предложений по проекту Федерального закона РФ «О недрах», разработанному Минэкономразвития и торговли России. Предложения направлены в Управление экономики окружающей среды и природных ресурсов Минэкономразвития России, а также в Государственную Думу.

Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Похожие:

Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconКомпьютеризация процессов проектирования, обустройства и разработки месторождений (тема реферата)
Кафедры бурение нефтяных и газовых скважин (бнгс); транспорт и хранение нефти и газа (тхнг)
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconЮ. Н. Бабец, Л. Е. Замураева
Географическая и природная специфика северных районов, особенности обустройства месторождений, добычи, подготовки, транспортирования...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconСодержание учебной дисциплины Тема Системы сбора и внутрипромыслового транспорта нефти и газа
Общие сведения о проектах разработки и обустройства нефтяного месторождения. Системы сбора, внутрипромыслового транспорта и подготовки...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconМинистерство образования российской федерации российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина Кафедра теоретических основ поисков и разведки нефти и газа В.
Программа государственного экзамена по специализации 08. 05. 01. Поиски и разведка нефтяных и газовых месторождений. Методические...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconПрограмма, методические указания и контрольные задания для студентов-заочников для специальности 130503 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Основы нефтегазопромыслового дела” предусматривается изучение техники и технологии бурения нефтяных и газовых скважин; техники и...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconПрограмма курса «Методы поисков и разведки месторождений нефти и газа»
Название курса: «Методы поисков и разведки месторождений нефти и газа», реализуется в рамках специальности «геология и геохимия горючих...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconРабочая программа дисциплины разработка нефтяных и газовых месторождений направление подготовки 131000  «Нефтегазовое дело»
Разработка нефтяных и газовых месторождений является базовой дисциплиной подготовки бакалавров по направлению 131000 «Нефтегазовое...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconРазовательной программы для получения дополнительной квалификации «Специалист по геолого-гидродинамическому моделированию месторождений нефти и газа»
Программа разработана коллективом кафедры нефтегазопромысловой геологии ргу нефти и газа имени И. М. Губкина под руководством заведующего...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconКонтрольные вопросы выбираются из перечня вопросов по номерам из таблицы 1 «Номера вопросов для контрольной работы»
Основы нефтегазопромыслового дела” предусматривается изучение техники и технологии бурения нефтяных и газовых скважин; техники и...
Правовой режим сооружений обустройства месторождений нефти и газа iconТические методы обработки геологической информации
Цели и задачи курса. Дисциплина «Математические методы обработки геологической информации» предназначена для студентов, обучающихся...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница