Пояснительная записка программы дополнительного образования детей




Скачать 113.85 Kb.
НазваниеПояснительная записка программы дополнительного образования детей
Дата13.11.2012
Размер113.85 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей

естественнонаучной направленности.

Программа « На материках и океанах», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, составлена на основе «Программы для общеобразовательных учреждений. Факультативные курсы. Сборник №2. География- М.: Просвещение, 1990г. Уровень реализации - среднее(полное) общее образование.

Факультативные занятия предусматривают изучения географии, относящуюся к сфере будущей профессиональной деятельности, познание методов создания различных географических карт. Они открывает школьникам возможность в увлекательной и познавательной форме получать комплексную географическую информацию об окружающей среде, географическом пространстве, в котором живёт человек. Курс знакомит учащихся с особенностями сбора информации для составления карт в различные сезоны года. Курс «На материках и океанах» предназначается для учащихся 8 класса и является основой познания методов создания различных географических карт, открывает школьникам возможность в увлекательной и познавательной форме получать комплексную географическую информацию об окружающей среде, географическом пространстве, в котором живёт человек. Карты содержат богатейшую информацию о нашей планете.

Цель курса: познакомить учащихся с профессиями картографа, топографа, геодезиста, которые находят широкое применение в народном хозяйстве, к которым обращаются инженеры и исследователи, геологи и агрономы, учёные и военные.

Задачи курса: приобретение практических навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности: умению анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы.

Актуальность: Занятия картографией приучают школьников к работе с атласами, справочной литературой, расширяют кругозор, учат быть наблюдательными. Занятия картографией приучают школьников к работе с атласами, справочной литературой, расширяют кругозор, учат быть наблюдательными. Раскрывается практическое значение географии при использовании топографических и картографических материалов о земной поверхности для укрепления обороны страны, широком использовании карт современными экономическими науками, а также: геодезией, экологией, почвоведением, климатологией, биологией, химией, историей.

Структура программы: Программа включает пять разделов, практические работы и практикумы.

Формы работы: Реализация программы предполагает использование активных форм и методов обучения: ролевые и деловые игры, «мозговой штурм», конкурсы «Знатоков карты», решение занимательных практических задач, научно-практические конференции по изучению эколого-географической ситуации своей местности, организацию научно-исследовательских работ, занятия «Занимательные странички».


Ожидаемые результаты: В результате изучения курса у учащихся будут сформированы следующие представления: о методах создания географических карт; о составлении комплексной географической характеристики объектов географической среды с использованием картографического метода; о профессиях картографа, топографа и геодезиста. Учащиеся овладеют способами составления плана участка, ведения полевого журнала, пользованием картой своей местности, а также оценки эколого-географической ситуации. Изучение данного курса предполагает: повышение интереса к работе с картой; активизация познавательной деятельности; развитие интереса к изучению старинных карт; создание условий для активной творческой деятельности; дальнейшее развитие географического мышления.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Научные истоки картографии.

Представления о форме и размерах Земли. Античная Греция. Карта Эратосфена и градусные измерения. К.Птолемей – «отец картографии», основатель математической картографии. Труды К.Птолемея, картографические проекции, определение географических координат, составление древних карт. Значение трудов античных учёных по картографии. Занимательные странички: « Загадки старинных карт».

Раздел II. Карта – второй язык географии .

Тема 1. Изображение Земли на глобусе и карте

Основные сведения об изображении Земли на глобусе, плане местности и топографической карте. Ориентирование на местности. Определение азимутов по компасу. Движение по азимуту. Измерение расстояний. Изображение направлений и расстояний на чертеже. Масштаб. План местности. Полярная съёмка плана местности. Условные топографические знаки. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа горизонталями. Работа топографа.

Практические работы:

1. Составление плана участка местности способом полярной съёмки.

2. Определение с помощью нивелира относительной высоты холма.

3. Решение практических задач по топографической карте.

Раздел III. Основы картографии

Тема 2. Общая характеристика географических карт

Классификация карт по нескольким признакам: содержанию, назначению, масштабу, охвату территории. Математическая основа карт. Масштаб. Понятие о градусных измерениях. Возникновение искажений на карте. Понятие о картографических проекциях: азимутальной, цилиндрической, конической. Картографическая генерализация. Элементы содержания карты. Картографические знаки и способы картографического изображения. Чтение карт. Способы построения географических карт. Измерение расстояний по карте. Определение абсолютных высот и превышения точек. Работа картографа.

Практические работы:

1. Определение по карте взаимной видимости точек

2. Определение по карте крутизны склонов

3. Решение экономико-географических задач по топографической карте

4. Определение географических координат точек по карте местности.

5. Нивелирование холма и определение крутизны его склонов с помощью эклиметра

6. Занимательная страничка: «Атлас несуществующих земель и загадочных карт».

Тема 3. Глазомерная съёмка местности с барометрическим нивелированием

Понятие о съёмках местности. Виды съёмок. Особенности эркерной, глазомерной, буссольной съёмок. Работа геодезиста. Глазомерная съёмка с планшетом и барометрическое нивелирование. Порядок работы при глазомерной съёмке: масштаб шагов, подготовка планшета, определение планового положения точек. Рекогносцировка участка. Компас Андрианова. Работа с визирной линейкой. Приборы: ватерпас, эклиметр, барометр. Барометрическое нивелирование. Схема работы. Порядок работы с анероидом в точке. Журнал определения высот точек; ведомость вычисления высот. Оформление планшета.

Практические работы:

1. Азимутальная съёмка местности.

2 Глазомерная съёмка участка площадью 1,5-2 га.

3. Определение с помощью анероида высот точек.

Раздел IV. Картография и краеведение и

Тема 4. Тематические карты

Географическая основа тематической карты. Виды тематических карт. Определение объектов картографирования. Составление легенды карты. Виды легенд: элементарные, комбинированные и типологические. Способы картографирования: значки, линии движения, ареалы, качественный фон, точечный метод. Картодиаграммы. Общая характеристика. Картодиаграммы – как средство пространственного изучения географических закономерностей и их динамики во времени. Отражение количественных показателей посредством диаграмм, качественного фона. Точечный метод отражения картографического явления. Картограммы. Изучение пространственной структуры территориально-производственных образований. Карты-схемы. Ландшафтные карты. Туристские карты. Конкурс знатоков карты: «Знаешь ли ты географическую карту?»

Практические работы:

1. Построение изолиний: нахождение промежуточных значений с помощью математической интерполяции.

2 Отражение количественных отличий отдельных территорий на картодиаграммах.

3. Анализ экономических карт для определения территориальной дифференциации различных отраслей хозяйства, выявление условий их развития.

4. Составление карт геоморфологических процессов.

5. Составление климатических картосхем своей местности.

6. Сопоставление физико-географических карт для установления взаимосвязей различных компонентов природы своей местности. Определение территориальных различий.

7. Картографирование территории своей местности с нанесением элементов эколого-географической характеристики (по материалам наблюдений и мониторинга окружающей среды).

8. Составление туристской карты-схемы своей местности с нанесением туристских объектов, исторических мест, памятников архитектуры.

9. Занимательная страничка: «В мире географических названий».

Раздел V. Космическая картография

Вид Земли из космоса. Дешифрирование космических снимков и аэрофотоснимков. Дистанционные методы исследований. Составление карт по космическим снимкам. Фотокарты земного шара. Сезонные фотокарты. Фотокарты Евразии. Фотокарты Европы. Практическое применение фотокарт в жизни человека.

Практикум: Научно-практическая конференция. Творческие отчёты по итогам научно-исследовательских работ: «Развитие картографии в XXI веке».

Рекомендуемая литература:

  1. Андреев Н.В.Топография и картография, М. 1989.

  2. Куприн А.М. Занимательная картография, М.1980.

  3. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии, М. 1985.

  4. Студенцов Н.Н., Файбусович Э.Л., Лёгенькая Е.Ф., Пивоварова Г.П. Занимательные географические задачи и вопросы, М. 1995.

  5. Семакин Н.К., Назиров М.Н. Использование космической фотоинформации в обучении физической географией, М. 1977.



Тематический план (34 ч. в год).




Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Формы подведения

занятия

теория

практика

всего




Научные истоки картографии

2




2






лекция, анализ статистического материала.




Карта – второй язык географии

Изображение Земли на глобусе и карте


2

3

5

1. Составление плана участка местности способом полярной съёмки.

2. Определение с помощью нивелира относительной высоты холма.

3. Решение практических задач по топографической карте.


лекция, практические работы,

3

Основы картографии

Общая характеристика географических карт


3

3

6

1. Определение по карте взаимной видимости точек

2. Определение по карте крутизны склонов

3. Решение экономико-географических задач по топографической карте


беседа, практические работы,

4



Глазомерная съёмка местности с барометрическим нивелированием


3

3

6

1. Азимутальная съёмка местности.

2 Глазомерная съёмка участка площадью 1,5-2 га.

3. Определение с помощью анероида высот точек.



лекция, практические работы,




Картография и краеведение и

Тематические карты


2

9

11

1. Построение изолиний: нахождение промежуточных значений с помощью математической интерполяции.

2 Отражение количественных отличий отдельных территорий на картодиаграммах.

3. Анализ экономических карт для определения территориальной дифференциации различных отраслей хозяйства, выявление условий их развития.

4. Составление карт геоморфологических процессов.

5. Составление климатических картосхем своей местности.

6. Сопоставление физико-географических карт для установления взаимосвязей различных компонентов природы своей местности. Определение территориальных различий.

7. Картографирование территории своей местности с нанесением элементов эколого-географической характеристики (по материалам наблюдений и мониторинга окружающей среды).

8. Составление туристской карты-схемы своей местности с нанесением туристских объектов, исторических мест, памятников архитектуры.

9. Занимательная страничка: «В мире географических названий».



лекция, практические работы,




Космическая картография

2

2



4



Практикум: Научно-практическая конференция. Творческие отчёты по итогам научно-исследовательских работ: «Развитие картографии в XXI веке».


лекция, практические работы, анализ статистического материала.




итог

14

20


34









5



















Похожие:

Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка 1 «юные судьи туристских соревнований» 5
Программы рекомендованы Министерством образования Российской Федерации для использования в системе дополнительного образования детей....
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка первый год обучения
Данная программа дополнительного образования по информатике и икт разработана на основе авторской программы Шафиковой И. Д., Шафикова...
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconРабочая программа для дополнительного образования туристско- краеведческого объединения «Активисты школьного музея». Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для системы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея»...
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка Программа «Водная экология»
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка Слово “культура” происходит от слова “культ” вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, не имеет право считаться культурным человеком
Тип программы: Автор – Е. А. Яганова, педагог моу “Центр дополнительного образования детей” г. Коркино
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка Цель программы дополнительного профессионального образования «Биохимия»
Программы дополнительного профессионального образования по направлению «Биохимия»
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка Программы дополнительного образования детей
Программа «Решение расчетных задач по химии», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, утверждена на Методическом Совете...
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка модифицированная программа «Астрономия и физика космоса»
Российской олимпиады по астрономии и физике космоса для школьников, и одноименной авторской программы доцента Кубгу швецовой Н. А....
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПояснительная записка в настоящее время образовательные учреждения выделяют детей так называемой «группы риска»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов
Пояснительная записка программы дополнительного образования детей iconПрограмма дополнительного образования детей 10 16 лет
Направленность образовательной программы дополнительного образования детей «Юный лесовод»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница