Программа кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»




Скачать 172.49 Kb.
НазваниеПрограмма кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Дата06.09.2012
Размер172.49 Kb.
ТипПрограмма


Государственное образовательное учреждение

Центр Образования №429

«Соколиная гора»


Утверждаю

Директор ЦО №429______________

/Дроздов С.Ю./


Дополнительная образовательная

программа кружка

"Подготовка к ЕГЭ, программирование"


(всевозрастная)


Срок реализации программы: 1 год


Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» С.Н. Ковалёв


Преподаватель: Куц Елена Валерьевна,

учитель информатики.


2011-2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа дополнительного образования детей

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Возраст обучающихся – 14-17 лет

Срок реализации – 2 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.

Программа основана на адаптации к условиям довузовского образования программ двух учебных дисциплин системы высшего профессионального образования – «Аппаратное обеспечение ПЭВМ» и «Информационные сети» – для специальности «Информационные системы и технологии», Тем самым она соответствует решению актуальной задачи профориентации школьников путём реализации модели непрерывного образования «школа – учреждения дополнительного образования – вуз».

Необходимость приобщения старших школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации, прежде всего в части работы с аудио- и видеоинформацией, и качественно изменившейся ситуацией в области доступа молодёжи к мировым информационным ресурсам глобальной сети Internet. В настоящее время Internet стал мощным и доступным средством информационного обеспечения всех сфер жизни, включая процесс обучения.

Новизной и особенностью программы, отличающей её от других программ близкой направленности, помимо содержательной связи с вузовскими учебными дисциплинами, является ориентация на осуществление в учебно-творческих коллективах, набранных преимущественно из учащихся 10-го и 11-го классов. В рамках учебной программы лицея все учащиеся изучают курс «Информационные технологии». Настоящая программа дополнительного образования опирается на знания, полученные при изучении этого курса, содержательно связана с ним, но представляет собой самостоятельную программу. Важным элементом новизны, присущим программе, также является внедрение элементов дистанционного обучения.

Главная направленность программы – содействовать формированию у членов учебно-творческого коллектива отчётливых представлений и базовых знаний о выбираемой специальности дальнейшего обучения, освоению форм и методов обучения, свойственных вузовскому учебному процессу.

Реализация программы предполагает решение ряда практических задач:

– углублённое знакомство учащихся с принципами аппаратного устройства и функционирования IBM-совместимого (Intel-совместимого) персонального компьютера и отдельных его узлов, обеспечивающее уверенное выполнение на нём различных работ;

– продолжение изучения характерных особенностей, возможностей и ограничений при работе в операционной среде WINDOWS XP с отдельными прикладными программами пакета MS-Office (преимущественно PowerPoint);

– освоение основных приёмов работы с графическими пакетами Corel Draw, Corel PhotoPaint, Adobe PhotoShop;

– изучение основных приёмов работы в локальных и глобальных информационных сетях с целью закрепления приобретенных навыков уверенного использования предлагаемых сетевых сервисов и практического применения обширных информационных ресурсов;

– овладение навыками экологической безопасности при эксплуатации персональных компьютеров;

– получение навыков, облегчающих последующую адаптацию школьников к условиям студенческой жизни.

Программа рассчитана на школьников 14-17 лет (учащихся 9-11 классов) и реализуется 2 года.

При реализации программы основной упор сделан на практическую работу учащихся, в том числе с учётом их индивидуальных интересов.

Обучение ведётся посменно двумя учебно-творческими группами по 6 человек (соответственно 1-го и 2-го года обучения) в форме семинаров и практических занятий, в том числе индивидуальных (с использованием технологии дистанционного обучения).

Итоговая оценка освоения программы имеет форму выполнения выпускной работы (2-й год обучения; индивидуальная тематика по интересам), её защиты и (для наиболее качественных работ) подготовки доклада для представления на технических конференциях (апрель – май).


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Научить детей основам программирования, что подразумевает:

- развитие творческих способностей;

- умение концентрировать внимание на решение поставленных задач;

- развитие задатков логического мышления и волевых качеств;

- умение вести себя в сложных морально-психологических ситуациях, при этом соблюдая нормы этического поведения.


II. ФОРМАТ РАБОТЫ:


- соразмерное дозирование практики и теории;

- постоянное мотивирование интереса детей к инструментальному программированию;

- участие в различных городских, районных олимпиадах;

- посещение городских, российских и соревнований;

- проведение внутри школьных соревнований.


III. ТЕМАТИКА


Тематика занятий приведена ниже в примерном помесячном плане занятий по программированию.


IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:


- сознательность и активность обучения;

- наглядность;

- доступность, т.е. посильной нагрузки для занимающихся детей, соответствия между предлагаемым материалом и возможностью его восприятия.


V. ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ


Программа предполагает:

- постепенность изучения алгоритмов от простого к сложному;

- реализация поставленных задач, с учетом индивидуальных особенностей знаний и умений каждого из занимающихся детей.


VI. ПРИМЕРНОЕ ПОМЕСЯЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Первый год обучения.

Две группы, два раза в неделю, каждое занятие – 1 час (2 часа х 2 = 4 часа).

См. приложение №1.

Второй год обучения.

Две группы, три раза в неделю, понедельник и пятница по 2 часа, суббота – 3 часа х 2

Итого : 7 часов

См. приложение №2.



Приложение №1


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№№

п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Краткая история развития в.т.

1




2

Назначение инструментальных программ

1

1

3

Основные языки программирования

2

1

4

Языки высокого и низкого уровня

2

1

5

Описание линейных задач

2

2

6

Описание ветвящихся задач

4

2

7

Описание циклических задач

4

2

8

Вложенные циклы

6

6

9

Практические занятия

41

Итого:

78



ПРИМЕРНЫЙ ПОМЕСЯЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ


1. Сентябрь 2011г. 9 часов.


Истрия развития вычислительной техники. Комплектующие персонального компьютера, назначение:

Материнская плата, процессор ,оперативная память, жесткий диск, видеокарта, биос.

Низкоуровневые языки программирования. Ассемблер. Системные и инструментальные программы. Утилиты.

Общие сведения о языке программирования. Структура программы. Типы данных

Оператор присваивания. Арифметические и ло-гические операции. Стандартные функции. Логические и арифметические выражения. Порядок вычисления выражений. Преобразование логических выражений.


2.Октябрь 2011г. 8 часов.

Операторы ввода и вывода. Условный оператор: запись в общем виде, примеры, исполнение. Оператор выбора.

Операторы цикла: запись в общем виде, примеры, исполнение, особенности использования.

Линейные алгоритмы. Правила задания переменных и процедур. Свойства объекта. Атрибуты. Правила задания переменных на VB.Решение простейших задач. Составление блок-схем алгоритмов. Генератор случайных чисел. Принцип его работы.


3. Ноябрь 2011г. 9 часов.

Массивы. Определение и описание линейного массива. Примеры использования. Формирование, вывод и обработка одномерных массивов.

Поиск в одномерном массиве элементов с заданными свойствами.

Поиск максимального и минимального элементов и их индексов в одномерном массиве.

Удаление, вставка элементов одномерного массива.


4.Декабрь 2011г. 9 часов.

Алгоритмы сортировки одномерных массивов (метод "пузырька", метод простого выбора).

Процедуры и функции.

Назначение, описание, вызов процедур и функций. Формальные и фактические параметры. Параметры -значения и параметры - переменные. Принцип локализа-ции. Решение задач с помощью процедур и функций.

Технология объектно-ориентированного визуального программирования.

Основы объектно-ориентированного программирования. Знакомство с инструментальной средой.


5.Январь 2012г. 9 часов.

Объекты: свойства, методы события. Обзор ком-понентов и их свойствами. События и реакции на них. Компонент Кнопка (Button). Обработка щелчка мыши

Компоненты для отображения и редактирования данных.

Создание проектов с использованием визуальных компонентов.


6. Февраль 2012г. 8 чаcов.


Понятие об алгебре высказываний. Основные логические операции. Логическое умножение, сложение, отрицание.

Сложные высказывания. Построение таблиц истинности сложных высказываний. Операции импликации и эквиваленции. Тождественно истинные и тождественно ложные высказывания. Основные законы и равносильности алгебры высказываний.


7. Март 2012г. 9 часов.


Решение логических задач с помощью алгебры логики, таблиц истинности, кругов Эйлера, графов.

Информационные технологии в домашней экономике и бизнесе.


Элементы экономики и предпринимательства на компьютере. Бюджет, статьи семейного бюджета, баланс. Планирование бюджета в электронных таблицах.

Макросы в офисных приложниях.


8.Апрель 2012г. 8 часов.

Логические основы компьютера. Основные логические элементы, их назначение, техническая реализация и обозначение на схемах. Функциональные схемы логических устройств. Структурные формулы логических устройств. Одноразрядный полусумматор. Одноразрядный сумматор. Триггер, виды и назначение.

9. Май 2012г. 9 часов.

Комбинаторика и сортировки. Алгоритмы на линейно упорядоченных множествах: поиск наибольшего (наименьшего) элемента. Обменные сортировки. Сортировки выбором. Сортировка с помощью бинарных деревьев. Сложные (многопараметрические) системы и их моделирование. Целевая функция, поиск экстремума. Исследование экономических моделей.


Приложение №2


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


№№

п/п

Тема занятий

Количество часов

Теория

Практика

1

Алгоритмизация и программирование. Алгоритм и его свойства.

2




2

Основные алгоритмические конструкции. Вспомогательные алгоритмы.


8

6

3

Язык программирования Turbo Pascal. Алфавит. Типы данных.


6

6

4

Структура программы. Операторы ввода-вывода.


2

4

5

Линейные программы.

Составной оператор. Условный оператор.


6

8

6

Решение задач.

Контрольная работа.

Операторы цикла с предусловием. Использование логических выражений в качестве условий продолжения (завершения) цикла.


4

4

7

Операторы цикла с постусловием, с параметром. Правила записи цикла, контроль его завершенности.


1

4

8

Операторы цикла с параметром. Правила записи цикла, контроль его завершенности

Примеры программ. Решение типовых задач.


4

6

9

Решение задач.

Однородные массивы. Оператор цикла с параметром, его использование для организации ввода и вывода данных из массивов.


5

5

10

Основные алгоритмы работы с одномерными массивами (поиск и сортировка).


4

6

11

Основные алгоритмы работы с одномерными массивами.

2

4

12

Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.


4

6

13

Решение задач

Основные алгоритмы работы с цепочками символов (поиск слов и отдельных символов, добавление и удаление слов и символов).


5

9

14

Основные алгоритмы работы с цепочками символов

10

12

15

Работа с символьными (литерными переменными)

5

6

16

Реализация этих алгоритмов в виде компьютерных программ.


6

8

17

Этапы разработки программы: анализ - алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.


6

8

18

Решение задач ЕГЭ раздела А1-А4

6

6

19

Решение задач ЕГЭ раздела А5-А9

6

12

20

Решение задач ЕГЭ раздела А10-В3

6

10

21

Решение задач ЕГЭ раздела В4-В9

12

12

22

Решение задач ЕГЭ раздела С1

7

6

23

Решение задач ЕГЭ раздела С2

3

4

24

Решение задач ЕГЭ раздела C3-C4

4

5

25

Итоги учебного года.

2

2

Итого:

270



ПОМЕСЯЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ.


  1. Сентябрь 2011г. 30 часов.

Устройство типового офисного (домашнего) IBM-совместимого персонального компьютера (IBM PC). Основы обнаружения неисправностей и ремонта; модернизация. Основные приёмы травмобезопасной работы при ремонте и модернизации персонального компьютера.

Индивидуальная настройка BIOS персонального компьютера; оптимизация производительности элементов компьютера. Настройка управления энергосбережением. Поддержка «Plug & Play»: некоторые возможные типовые проблемы и способы их разрешения.

2. Октябрь 2011г. 31часа.

Информационно–вычислительные сети: локальные и глобальные сети. Общее представление о глобальной сети Internet; возможности и ограничения при использовании информационных массивов Internet. Общее представление о модели взаимодействия открытых систем. Аппаратура поддержки информационно–вычислительных сетей. Общие сведения о протоколе TCP/IP.

Работа в локальной компьютерной сети: управление доступом к «собственным» устройствам и информации на уровне ресурсов и пользователей; элементы защиты информации; разграничение доступа.


  1. Ноябрь 2011г. 30 часов.

Общее представление о компьютерных вирусах и их воздействии на информацию. Обзор возможностей и ограничений популярных антивирусных программных пакетов: AVP; McAfee.

Операционная система Windows 2000/XP (на основе технологии NT)): особенности инсталляции; настройка интерфейса; установка принтеров. Работа с панелью управления: анализ системных ресурсов. Возможности администрирования ресурсов и защиты информации от несанкционированного доступа.


4. Декабрь 2011г. 30 часов.

Основы мультимедиа: звуковые карты – принцип функционирования. Акустические системы. Настройка средств мультимедиа: выбор звуковых схем оформления оконного интерфейса Windows.

Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Основы работы с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения.

5. Январь 2012г. 30 час.

Сканирование изображений. Практическая работа со сканером: настройки, режимы сканирования. Сканирование текста с последующим распознаванием: работа с программой FineReader.

Работа с документами, выполненными в формате HTML. Основные приёмы работы с гипертекстом. Конвертирование текстовых документов в формат HTML с использованием встроенных возможностей MS-Office2000/XP. Практическая работа с текстовыми и графическими файлами в сети Internet.


6. Февраль 2012г. 28 часов.


Практическая работа со сканером: сканирование текста с последующим распознаванием и оформлением в виде текстового файла; работа с программой FineReader.

Сканирование изображений: режимы сканирования; разрешающая способность и цветовая палитра: рациональный выбор между качеством сканируемых изображений и размером графического файла; выбор графического формата. MS PhotoEditor – простейший редактор обработки растровых изображений. Общий обзор возможностей популярных программ обработки растровых изображений – Corel PhotoPaint и Adobe PhotoShop.


7. Март 2012г. 30часов.

Общее представление о проблеме надёжности каналов связи при работе в глобальных сетях.

Общие требования к оформлению WEB-страниц. Редактирование WEB-страниц с использованием встроенных возможностей MS-Office. Практическая работа с программой создания WEB-страниц Front Page.

8. Апрель 2012г. 31 часов.

Практическая работа в Internet. Копирование текстовых и графических файлов из ресурсов Internet. Работа с электронной почтой: приём, просмотр и отправление сообщений. Освоение приёмов работы в интерактивном режиме в форме дистанционного обучения. Практическая работа по редактированию растровых изображений: цветовая коррекция; создание эффектов; ретушь.


9. Май 2012г. 30 час.

Обзор основных возможностей популярных программ, обеспечивающих доступ к сервисам и информационным ресурсам Internet: Internet Explorer и Netscape Navigator. Практическая работа в сети Internet.

Подведение итогов работы учебно-творческого коллектива за год. Выполнение профилактических работ по подготовке компьютерного класса к следующему учебному году.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Курс рассчитан на изучение материала под контролем учителя с обязательным освоением основных навыков и приёмов практической работы с ПК, соблюдением всех правил по ТБ. Занятия кружка носят характер лекций и практических занятий на компьютеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой.


Для организации работы кружка по данной программе предполагается наличие компьютерного класса, оснащенного компьютерными программами: Microsoft Power Point, электронные таблицы Microsoft Excel, текстовый редактор Microsoft Word.


Для работы желательны компьютеры IBM PC Celeron 2000 и выше с монитором VGA и выше и оперативной памятью от 256 Mb с возможностью выхода в Internet с каждого рабочего места. Принтер. Все рабочие места располагают необходимым программным обеспечением.


Виды контроля : Собеседование по ходу изучения курса и итоговая работа по окончании

Ожидаемые результаты:

  1. Компьютерные навыки, полученные в кружке, могут быть востребованы в будущем и помогут самореализоваться в социуме.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(литература предназначена преподавателям)


    1. М, Бурлаков. «Согеl Draw 11. Наиболее полное руководство». Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2003 г.




    1. О.Яцюк, Э. Романычева «Компьютерные технологии в Дизайне» Справочник и практическое руководство. «БХВ-Петербург» 2002 г.

    2. Г. Кондратьев «Фотоприколы с помощью Adobe PhotoShop: учимся весело» СПб.:Питер, 2008г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

(литература предназначена для учащихся)

    1. В. П. Леонтьев. «Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003». Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 г.




    1. В. И. Мураховский. «Компьютерная графика. Популярная энциклопедия».  Москва «АСП-ПРЕСС СКД» 2003 г.




    1. Гурский Ю. Эффективная работа: трюки и эффекты в CorelDRAW 11 (+CD)




    1. ТайцА.М., ТайцАА. Adobe PhotoShop 7. — СПб. БХВ-Петербург. 2002.




    1. Пауэлл Т. WEB-дизайн. 2-е изд. – СПб., 2003.



Педагог дополнительного образования Куц Е.В.



Похожие:

Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей 11 12 лет). Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПрограмма кружка "Компьютерный колллаж" (2-4 класс) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПояснительная записка программы дополнительного образования детей
Программа «На материках и океанах», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, составлена на основе «Программы для общеобразовательных...
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconПояснительная записка Программы дополнительного образования детей
Программа «Решение расчетных задач по химии», срок реализации – 1 год, модифицированная программа, утверждена на Методическом Совете...
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Робототехник» Возраст учащихся 10 -17 лет Срок реализации 3 года
Образовательная программа дополнительного образования детей радиоклуба «Робототехник»
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа «Эколого биологического кружка» Срок реализации: 1 год Возраст детей: 13 -14 лет Авторы: учитель биологии и экологии моу «Инжавинская сош»
Одной из задач исследовательской работы является профориентационная работа, где акцентируется вопрос выбора профессии учащимися и...
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа Лидер Возраст детей: 13 17 лет Срок реализации: 1 год Автор программы: Храмова Наталья Владимировна
Одной из основных задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях является оказание помощи обучающимся...
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования «Клуб «Росинка»
Образовательная программа предназначена для учащихся 1-4 классов. Вид детской группы классный коллектив. Состав постоянный. Срок...
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования...
Программа кружка \"Подготовка к егэ, программирование\" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница