Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И




Скачать 489.55 Kb.
НазваниеОбщественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И
страница1/3
Дата13.11.2012
Размер489.55 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима

Арутюнян Р.В., Воронов С.И., Мелихова Е.М.

Институт проблем безопасного развития атомной энергетики РАН

За 65 лет (1945-2010 гг.) использования атомной энергии в мире произошло семь радиационных аварий с выходом радиоактивных веществ за пределы объекта и угрозой для здоровья населения [НКДАР, 2012]. Авария на японской АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 году стала восьмой. В шести случаях дозы облучения у населения были незначительными (включая Фукусиму), и радиологических последствий не было. В аварии на ПО «Маяк» в 1957 г. и в Чернобыле в 1986 г. с помощью экстренной эвакуации жителей из наиболее загрязненных районов удалось полностью предотвратить детерминистские последствия облучения. Стохастические последствия в ограниченном масштабе были выявлены только после аварии на Чернобыльской АЭС1.

В то же время каждая из аварий имела достаточно серьезные социально-экономические последствия. Особенно масштабными они были в Чернобыле, когда происходил распад СССР. Гипертрофированный страх людей перед радиацией, помноженный на популизм властей, привел к тому, что оправданные и оптимизированные с точки зрения радиационной защиты решения не воспринимались обществом как достаточные. В ответ на выражения общественного недовольства власти ужесточали радиационные нормативы, загоняя тем самым ситуацию в тупик. Чрезмерно жесткие радиационные нормативы – один из наиболее значимых для общественного сознания факторов. Даже небольшое превышение над нормативами, вполне безвредное для здоровья и приемлемое с гигиенической точки зрения, становится источником серьезного беспокойства общественности. Чернобыльский закон 1991 года о социальной защите пострадавшего населения закрепил необоснованные критерии зонирования загрязненных территорий, увеличив тем самым количество вовлеченного в аварию населения с десятков тысяч до нескольких миллионов человек. Жители слабозагрязненных территорий, получившие от государства статус «пострадавших», стали ощущать себя «жертвами радиации», со всеми вытекающими последствиями.

Похожая ситуация наблюдается сейчас в Японии. Международное радиологическое сообщество критикует японские власти за неоправданно низкие критерии вмешательства. Негативные эффекты от эвакуации жителей с тех территорий, где годовая «аварийная» доза может превысить 20 мЗв, намного превосходят пользу от снижения и без того низких доз облучения. Несмотря на предпринимаемые властями действия, обеспокоенность жителей по поводу последствий облучения не снижается. Компания ТЕПКО вынуждена выплачивать компенсации не только за ущерб от вмешательства, но и за психический стресс, вызванный страхом и беспокойством из-за последствий облучения и санитарных ограничений, а также за ограничения в хозяйственной деятельности, возникшие в связи с необоснованными слухами относительно опасности местной продукции и т.п.

Таким образом, от выбора критериев радиационной защиты во многом зависит и восприятие ситуации населением и масштаб социально-экономических последствий. Существующая система критериев сложна и неоднозначна. Необходимо создание на международном уровне системы четких критериев, базирующихся на данных науки и направленных на защиту подлинных интересов человека.


Подготовка специалистов-психологов экстремального профиля в контексте модернизации психологического образования

Зинченко Юрий Петрович, д.психол.н., профессор, академик РАО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент РПО, Россия

Проблема качества и надежности профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля является хотя и относительно новой, но необычайно востребованной и потому интенсивно разрабатываемой проблемой психологической науки и практики. Накопленный за последние годы опыт в этой области позволяет ставить задачи разработки эффективных методов оценки качества профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля и даже делать прогноз их профессиональной надежности (работоспособности) по психологическим показателям. И хотя проблема надежности специалистов экстремального профиля имеет весьма проработанные теоретические основы и практические приложения, ее нельзя считать полностью решенной, так как в настоящее время современные информационные технологии и технические средства деятельности активно совершенствуются, что расширяет проблемное поле психологического анализа профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля. Это обуславливает необходимость постоянного учета человеческого компонента в системах "человек-машина", как наиболее уязвимого (в плане психофизических возможностей) звена их надежности.

Высокая аварийность современной техники по вине человека, значительная "цена" ошибки специалиста обуславливают актуальность и высокую экономическую эффективность разработки проблемы надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Многолетний опыт применения психологических методов прогноза надежности деятельности специалистов показал, что его эффективность является высокой.

Стремительный технический прогресс, увеличивающийся уровень автоматизации управления техническими средствами и высокая степень ответственности личного состава за качество деятельности, резко повысили требования к профессионально важным качествам специалистов. В этих условиях большое значение и актуальность приобретает проблема психологического прогноза надежности деятельности специалистов экстремального профиля к работе в экстремальных ситуациях. Важной основой эффективного решения этой проблемы является использование прогностически ценных и валидных методик, критериев и алгоритмов прогноза надежности деятельности специалистов с учетом их индивидуальных особенностей.

Важным научно-практическим направлением развития методического аппарата психологического прогнозирования является применение объективных количественных психофизиологических методик, реализованных на основе современных информационных технологий. Это обусловлено тем, что широко используемые в практике профессиональной психодиагностики психологические тесты (например, личностные опросники) обладают высокой вероятностью искажения данных за счет мотивации и субъективного отношения обследуемых к процедуре тестирования. Поэтому значительный научный и практический интерес представляет разработка для целей психологического прогноза надежности деятельности специалистов объективных психофизиологических критериев, полученных с помощью современного оборудования.

Важно отметить, что для того, чтобы психологическое сообщество могло адекватно отвечать на актуальные социальные запросы современного общества, связанные, в том числе, с экстремальными ситуациями, необходимо совершенствовать подготовку психологов путем разработки образовательных стандартов и введения инновационных форм обучения.

При активном участии Российского психологического общества (РПО) и Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию психологам удалось отстоять сохранение специалитетов «Психология служебной деятельности», «Клиническая психология» и «Педагогика и психология девиантного поведения» наряду с программами бакалавров и магистров. Разработаны 16 стандартов, действующих с 2011 года: среди них федеральные государтсвенные образовательные стандарты, а также самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты двух университетов – Московского и Санкт-Петербургского.

При разработке этих стандартов учитывались требования Общеевропейского стандарта профессионального образования психолога (ЕвроПси). Эти требования включают моноподготовку не менее 5 лет очного обучения, освоение этических принципов практической деятельности; умение корректно применять психодиагностический инструментарий. Для того, чтобы последнее требование было выполнено, мы провели в сентябре 2010 года специальное заседание Президиума Совета по психологии УМО и Российского психологического общества, на которое пригласили руководство Постоянной комиссии по тестам и тестированию Европейской Федерации психологических ассоциаций в лице Дэйва Бертрама.

Важным этапом подготовки психолога, согласно европейским стандартам, является супервизия не менее 1 года как специфическая форма педагогического сопровождения первичного этапа специализации.

Одной из форм международного обмена ценным опытом в области психологического образования является участие наших студентов в международных совместных магистерских программах, позволяющих студентам получить сразу два диплома.

Новой для психологов формой привлечения талантливой молодежи в студенческие ряды является проведение олимпиады «Ломоносов» по психологии, которую организует ряд ведущих университетов страны.

Также надо отметить, что РПО совместно с Федерацией психологов образования откликнулись на Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», поддержанную Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. В частности, подготовлены и направлены в рабочую группу дополнения и изменения в проект Федерального Закона «Об образовании в РФ».

Качественное психологическое образование предполагает объективную и комплексную оценку обеспеченности программ специалитета, магистратуры и бакалавриата, с помощью инструмента рейтинга. Важно также расширять спектр и объем программ дополнительного образования в области психологии не для психологов.

За последние пять лет восстановлена деятельность российских психологов в Международном союзе психологической науки при ЮНЕСКО, РПО вступило в Европейскую Федерацию психологических ассоциаций.

Мы активизировали деятельность РПО на пространстве СНГ. В частности, на V Форуме творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ «Инновационное и гуманитарное партнерство – основа динамического развития стран СНГ» была проведена секция «Психологическая наука - обществу». Расширилось число двусторонних контактов Российского психологического общества: в декабре 2008 года был пописан меморандум о взаимопонимании с Канадской психологической ассоциацией, в мае 2009 года проведено совместное заседаний Президиума РПО с руководством Американской психологической ассоциации, в декабре 2011 года состоялся круглый стол с Обществом психологов Белоруссии. В декабре 2011 года прошел Российско-швейцарский форум по сохранению здоровья.

Также следует отметить наше активное участие в международных психологических форумах. РПО делегировало своих представителей на XXIX Международный психологический конгресс, проходивший с Берлине в июле 2008 года. Наши ученые принимали участие в руководстве симпозиумов, секций, выступали с обширными докладами. Впервые на этом конгрессе был представлен ежегодник РПО «Психология в России» на английском языке. Уже издано 4 выпуска, сейчас готовится пятый, в который мы пригласили к участию нашу талантливую молодежь: молодых ученых и аспирантов. Летом этого года в Кейптауне состоится XXX Международный психологический конгресс, где нам надо использовать возможность представить достижения нашей науки и практики зарубежным коллегам.

В 2010 году в Мельбурне мы принимали участие в 27-м Международном конгрессе по прикладной психологии.

Становится хорошей традицией участие РПО в Европейских психологических конгрессах, проводимых под эгидой Европейской Федерации психологических ассоциаций.

Также надо приветствовать инициативы наших психологов, которые участвуют в междисциплинарных научных программах и в крупных международных конференциях.

Психология как эффективный ресурс ответа на социальный запрос населения по оказанию квалифицированной психологической помощи.

В настоящее время в сфере психологического консультировния действует более 20 тысяч психологов, в то время как в системе врачебной психотерапии работает около 6 тысяч специалистов. Это качественно новое явление в развитии российской службы психического здоровья. Однако в этой сфере существует проблема законодательного оформления статуса психологической консультативной практики, лицензирования и аккредитации клинических психологов по конкретным направлениям психотерапии.

Российское психологическое общество может и должно активно включиться в процесс подготовки научных кадров по психологии и педагогике, выполняя роль своеобразного экспертного сообщества от выбора темы исследования до финальной стадии экспертизы работы в Экспертном совете ВАКа по психологии и педагогике.

Отечественная наука традиционно большое внимание уделяет развитию методологии. Методологические семинары предоставляет креативную площадку, собирающую самых авторитетных методологов со всей страны и позволяющих создать условия для научного прорыва.

Важнейшим потенциалом в развитии нашего сообщества является поддержка студенческой науки, и РПО проводит в этой области большую работу. В частности, при непосредственном участии РПО организуются международные и всероссийские студенческие конференции.


Система оказания экстренной психологической помощи в России.

Шойгу Юлия Сергеевна, директор ЦЭПП МЧС России, к.психол.н., вице-президент РПО, Россия

Центр экстренной психологической помощи МЧС России создан 17 сентября 1999 года и является аттестованным аварийно-спасательным формированием в системе МЧС России.

На Центр экстренной психологической помощи МЧС России возложено три основные задачи.

Первая задача:

Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях.

Оказание экстренной психологической помощи населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, является функцией МЧС России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации.

Психологическое сопровождение аварийно-спасательных и других неотложных работ является неотъемлемой составляющей мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи психологов при участии в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

  • снижение интенсивности острых стрессовых реакций у пострадавших

  • оптимизация их актуального психического состоянии

  • психологическое сопровождение родственников погибших при проведении процедуры опознания

  • сопровождение массовых мероприятий

  • работа в толпе в целях профилактики негативных массовых реакций (паники, агрессии)

  • информационно-психологическая работа с пострадавшими и их родственниками

  • психологическое сопровождение эвакуируемых граждан

Экстренная психологическая помощь сравнима со скорой медицинской – чем быстрее она будет оказана, тем больше шансов, что пострадавший человек сохранит свое психологическое здоровье и сможет вернуться к нормальной жизни.

Психологи МЧС России прибывают в зону чрезвычайной ситуации одновременно со всеми оперативными службами, и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

В задачи психологов входит не только оказание экстренной психологической помощи, но и информационно-психологическая поддержка родственников погибших и пострадавших.

Основной целью информационно-разъяснительной работы во время ЧС является противодействие слухам и снятие информационной неопределенности, которая может быть вызвана противоречивостью или недостаточностью информации о текущей ситуации.

За прошедшие годы психологи МЧС России помогли пострадавшим людям в более чем 60 крупных чрезвычайных ситуациях федерального масштаба, участвовали в 17 международных гуманитарных операциях

Психологи МЧС также ежедневно выезжают вместе со спасателями на пожары, ДТП, обрушения зданий и другие чрезвычайные происшествия, происходящие в нашей стране.


Психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, летчиков, водолазов - профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья.

Психодиагностическое обеспечение направлено на выявление степени пригодности кандидатов, поступающих в МЧС России, к выполнению профессиональных обязанностей, а так же динамическое наблюдение за их психологическим состоянием в период прохождения службы (работы, учебы) с целью выявления психологических последствий, связанных с профессиональной деятельностью.

Психологическая подготовка направлена на обучение личного состава МЧС России с целью формирования профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков, которые с одной стороны позволяют более эффективно выполнять профессиональные задачи, а с другой – сохранять свое психическое здоровье.

Коррекционная и реабилитационная работа направлена на то, чтобы помочь специалистам экстремального профиля поддерживать и сохранять психологическое здоровье, а в случае необходимости эффективно справляться с проблемами, возникающими в процессе профессиональной деятельности.

В комплексную систему реабилитации входят как профилактические, так и восстановительные мероприятия. Кроме того используются аппаратные методы психофизиологической коррекции организма.

В рамках консультационной работы проводится психологическое консультирование сотрудников и членов их семей, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.


Центр осуществляет организационно-методическое руководство психологической службой МЧС России. Психологическая служба МЧС России объединяет специалистов Центра экстренной психологической помощи, его филиалов и всех психологов в системе Министерства. Общая численность психологов МЧС России составляет более 700 человек, ряд сотрудников имеют научные степени, являются соискателями и аспирантами.

В своей работе психологи МЧС России применяют как классические методы, так и новые, предполагающие использование специального психофизиологического оборудования и возможностей современных информационных технологий.

Решение задач по руководству психологической службой МЧС России делает необходимым проведение в Центре научных и научно-исследовательских работ по основным направлениям деятельности. За последние годы выполнено более 25 таких работ.

Среди этих работ можно отметить:

  • «Организация психологической помощи населению в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием средств телемедицины»

  • «Разработка психограмм основных категорий специалистов МЧС России»

  • «Разработка требований к типовому оснащению кабинетов

психо-эмоциональной разгрузки для специалистов спасательных формирований»

  • «Методика унифицированной оценки результатов психодиагностического тестирования с целью составления рейтингового списка кандидатов на зачисление в Федеральный кадровый резерв»

  • «Система оценки социально-психологических факторов риска и оперативное прогнозирование негативных социально-психологических последствий чрезвычайных ситуаций»

  • «Разработка и внедрение инновационных, развивающих форм психологической подготовки в вузах МЧС России»

  • Адаптация и разработка методов, направленных на восстановление здоровья специалистов МЧС России

Все научные разработки, при получении положительных результатов исследования, внедряются в практическую деятельности специалистов психологической службы МЧС России.

Для нужд специалистов психологической службы МЧС России было издано более 20 методических пособий и рекомендаций по всем направлениям деятельности .

В настоящее время ведется активная научно-исследовательская работа в области истории развития экстремальной психологии, а также вопросах связанных с управлением рисками в чрезвычайных ситуациях, технологиями оказания экстренной психологической помощи, в том числе с использованием дистанционных форм работы.

Готовится к изданию четырехтомник «Рабочая книга психолога МЧС России»

Специалистами Центра ведется работа по разработке и утверждению нормативных документов, регламентирующих деятельности специалистов психологической службы МЧС России.

Активное развитие психологической службы МЧС России предопределило необходимость целевой подготовки специалистов. Эта задача была реализована на базе МГУ им. М.В. Ломоносова. На первом этапе - в рамках специализации «Психология безопасности», а в настоящий момент и в рамках специализации «Психология кризисных и экстремальных ситуаций».

На данный момент состоялось два выпуска специалистов, и более половины выпускников работают в психологической службе МЧС России.

Этот положительный опыт в настоящее время используется в ряде вузов страны, а также ведется активное сотрудничество с Санкт-Петербургским государственным университетом.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России уделяет большое внимание вопросам международного сотрудничества. Специалисты не только принимают участие в международных гуманитарных операциях, но и учениях, научно-практических конференциях, учебно-методических сборах, симпозиумах и семинарах.

Специалисты Центра осуществляют развитие студенческого волонтерского движения в разных городах России, в том числе на базе факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Студенты-волонтеры привлекаются для работы на телефонах «Горячей линии» во время крупных ЧС, для участия в учениях и проведении занятий в рамках программы «Школа безопасности».


Виды психологической помощи родственникам пострадавших


Хрусталева Нелли Сергеевна, д.псх.н., профессор, заведующая кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского Государственного Университета, Россия


Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим осуществляется сегодня, как правило, в рамках клинической и социальной психологии. При этом специалисты работают по следующим направлениям: психодинамическая терапия, когнитивная бихевиоральная терапия, психофармакотерапия, групповая терапия, психологический дебрифинг, психосоциальная реабилитация, супружеская и семейная терапия, лечение детей и подростков, арттерапия и др. Но кроме самих пострадавших в тяжелейшем психологическом состоянии оказываются близкие и родственники пострадавшего, которые дополнительно испытывают чувство бессилия, страха, вины, стыда, жалости. Они переживают чувство полной потери контроля над ситуацией, панические атаки, постоянную тревогу и высокое внутренне напряжение.

Иногда спасение пострадавшего или жертвы насилия является чрезвычайно сложной или полностью невыполнимой задачей. В этом случае первоочередной задачей становится «психологическое спасение» близких и родственников пострадавшего. Переживая состояние шока, ужаса и острого горя, многие из них получают тяжелую психологическую травму и острое стрессовое расстройство, которые в дальнейшем могут перейти в посттравматическое стрессовое расстройство.

Как правило, родственники в первые минуты ожидают помощи и поддержки у тех специалистов, которые – по содержанию своей работы – были ближе всего к пострадавшему или являются «профессиональными экспертами»: врачи, мед. сестры, полицейские, переводчики, следователи, спасатели, пожарные, социальные работники, администраторы и т.д. Как правило, именно эти специалисты сообщают родственникам травмирующую информацию, которая врезается в память этих людей на всю жизнь. Но кроме этой травмирующей информации родственники хотят услышать еще что-то: получить какие-то объяснения, подробности, дополнительные слова, какое-то описание, сострадание, понимание, поддержку. Они не хотят верить в случившееся и цепляются за любую надежду: оговорку, интонацию, выражение лица, жеста, логику изложения и т.д. От того, как говорят и как ведут себя специалисты перечисленных выше экстремальных профессий – во многом зависит запуск психической травмы у родственников пострадавших в первые минуты. Обучение этих специалистов умению сообщать лично и по телефону травмирующую информацию и обучение психологическим навыкам и приемам профессионального поведения при работе с родственниками пострадавших – важная составляющая экстремальной психологии.

Пример: В университете, за чашкой кофе, в буфете скоропостижно скончалась профессор М.; 53. Прибежали сотрудники кафедры, коллеги. Вызвали все необходимые службы. Кто-то спросил: « А как сообщить сыновьям?» Одному – 23 года, он в Санкт-Петербурге. Другому – 28, он в Америке. Никто не решался. Сходили за мед. сестрой. Она оказалось профессиональным и деликатным специалистом. Ее соединили с младшим сыном. Мед. сестра сказала, что ее зовут Нина Петровна. Не может ли он приехать в университет? Его все ждут на факультете. Она хочет встретить его у входа, чтобы заплатить за такси. Его ждут коллеги мамы. Хорошо, если бы он сейчас смог приехать. (??!!) Да. С мамой случилось несчастье. Но его все ждут. Без него ничего никто не будет начинать. Он здесь очень нужен. Его все очень ждут.

Еще более сложным был разговор с Америкой. Спустя много месяцев, оба сына сказали, что этот телефонный разговор им очень помог, что наряду со «смертельным сообщением» были сказаны какие-то терапевтически важные отвлекающие детали. И голос – сопереживающий, спокойный и очень уважительный.

Обучение специалистов экстремальных профессий психологическим навыкам и методам работы с родственниками пострадавших должно проводиться в ходе практических семинаров и тренингов. Один раз в 6 месяцев (по 8 час.). В процессе этого обучения специалисты получают важные знания не только о том, как они должны себя вести с человеком, находящемся в состоянии острого горя, но и о том, как минимизировать свой профессиональный стресс и процесс профессионального выгорания. Учебные программы, демонстрационный и раздаточный материал подбирается для этих занятий на основе отечественного и международного опыта стран Западной Европы, США и Израиля. Как показывает международный опыт, наиболее эффективными являются занятия в смешанных группах, где собраны представители разных экстремальных профессий: врачи, пожарные, полицейские, мед. сестры, переводчики, администраторы и т.д. Однако количество человек в такой группе должно быть не больше 15.

Большая роль в психологической подготовке специалистов экстремальных профессий принадлежит Центру экстренной психологической помощи МЧС России (ЦЭПП МЧС России). Именно эта служба, которой руководит Ю.С. Шойгу, уже в течение 11 лет готовит не только психологов-спасателей для работы с пострадавшими и их родственниками в условиях чрезвычайных ситуаций, в очагах массовых бедствий и катастроф, но и обеспечивает дополнительное образование для разных профилей экстремальных профессий. Так, через ежегодные научно-практические конференции, семинары, круглые столы, научные статьи и диссертационные исследования Центр экстренной психологической помощи передает специалистам свой уникальный опыт практической работы.

Кроме дополнительной психологической подготовки специалистов экстремальных профессий необходимо улучшить имеющиеся и создать новые сайты и форумы в интернете, цель которых структурировать психологическую помощь для пострадавших и их родственников. И здесь снова видна огромная работа, проделанная специалистами из ЦЭПП МЧС России. Обращение за психологической помощью к социальным сетям интернета и к различным поддерживающим социальным структурам (Телефон экстренной психологической помощи, Московская психологическая служба, различные Центры психологической помощи и др.) – сегодня является одним из самых популярных совладающих стилей поведения. Здесь большую помощь могли бы оказать дипломные и диссертационные исследования российских и зарубежных студентов, аспирантов и докторантов, занимающихся следующими темами:

Изучение, профилактика и психологическая коррекция острого стрессового расстройства у родственников пострадавших.

Посттравматическое стрессовое расстройство у родственников пострадавших.

Исследование психологических аспектов психопатологических осложнений психической травмы у родственников пострадавших.


Полученные результаты исследования можно было бы в ясной и доступной форме поместить на сайте «Психологическая помощь для родственников пострадавших». Например, сейчас студентами и аспирантами Санкт-Петербургского государственного Университета готовится интересный материал о краткосрочных формах психологической терапии в условиях потери объекта привязанности.

Однако самой распространенной в условиях российской ментальности остается психологическая помощь в виде психологической поддержки и участия ближайшего окружения: родственников, друзей, соседей, коллег по работе, знакомых. «Теплый» российский менталитет с элементами коллективизма и сопричастности, а также социально-психологические традиции межличностного общения способны создать необходимую психотерапевтическую атмосферу. Люди, переживающие психическую травму, могут получить психологическую поддержку не только в течение первых 48 часов, но и на протяжении длительного промежутка времени. При этом уровень эмпатии, понимания, искренности, сопереживания и обратной эмоциональной связи могут быть очень высокими. Все это позволяет человеку, оказавшемуся в ситуации острого горя, во многом отреагировать и пережить травму.

Не смотря на наличие различных форм психологической помощи родственникам пострадавших – необходимо создание Интеграционного российского центра психической травмы, где разрабатывались бы научно-теоретические, методологические и прикладные направления работы с родственниками пострадавших, которых по статистике оказывается в 4,8 раза больше самих пострадавших. На территории Российской Федерации ежедневно происходит огромное количество дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев и человеческих трагедий (не считая чрезвычайных ситуаций, военных, техногенных и природных катастроф). Такой Центр психической травмы может быть создан на базе старинного крупнейшего научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, имеющего высочайший рейтинг не только в России, но и далеко за ее пределами. Специалисты этого института вместе с кафедрами клинической психологии Санкт-Петербургских и Московских университетов, Центром экстренной психологической помощи МЧС России могли бы создать совершенно новые современные технологии для оказания помощи родственникам пострадавших. Создание новых тестовых психодиагностических методик, профилактика и психологическая коррекция ОСР и ПТСР, исследование осложнений психической травмы и влияния постоянно действующих психотравмирующих факторов на психосоциальное функционирование родственников пострадавших – явились бы прорывным научным направлением в области работы с психической травмой в России.


  1   2   3

Похожие:

Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconДоклад о выполнении федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» утверждена постановлением Правительства...
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconМетодические рекомендации по ликвидации последствий радиационных аварий
Охватывает практически все население зоны радиационной аварии и прилегающих территорий
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconРабочая программа дисциплины «Приборы и методы радиационного контроля»
Задачи дисциплины: усвоение принципов проведения радиационных измерений, изучение принципа работы приборов радиационного контроля...
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconРазработка и применение методов индивидуальной ретроспективной дозиметрии населения для оценки последствий крупномасштабных радиационных аварий
Работа выполнена в Учреждении Российской академии медицинских наук Медицинском радиологическом научном центре рамн
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconМетодические рекомендации по оценке риска аварий гидротехнических сооружений водохранилищ и накопителей промышленных отходов
Настоящие Методические рекомендации предназначены для экспертной оценки риска аварий
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconМетод оценки структурных параметров стеблевого слоя льняной тресты
В статье рассмотрена хронология становления отечественной робототехники для ликвидации последствий радиационных аварий и последние...
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconИнформация о научно-практическом семинаре
...
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconАтомный штрафбат национальные особенности ликвидации последствий радиационных аварий в СССР и россии
В одной стране человек стоит столько-то, в другой не стоит ничего, в третьей стоит меньше, чем ничего
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconМетодика оценки риска последствий аварий на гидротехнических сооружениях напорного типа с применением аэрогеодезических технологий идентификации их устойчивости в экстремальных ситуациях
Работа выполнена в Московском государственном университете геодезии и картографии (миигаиК) на кафедре прикладной экологии
Общественное восприятие радиационного риска и масштабы социальных последствий крупных радиационных аварий. Чернобыль и Фукусима Арутюнян Р. В., Воронов С. И iconРеферат по “Безопасности в чс” на тему: “ Теория риска и ее применение в задачах прогнозирования последствий чс, ликвидация последствий ”
Государственное регулирование в области снижения рисков и смягчения последствий чс. 9
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница