Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне




НазваниеМетодическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне
страница1/4
Дата13.11.2012
Размер0.55 Mb.
ТипМетодическая разработка
  1   2   3   4






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА




для проведения занятия по гражданской обороне

с персоналом учебных групп Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. профессора М.А. Бонч-Бруевича

по теме № 17-3


Защита населения путем эвакуации.


Время - 2 часа


г. Санкт-Петербург

2010 год


Защита населения путем эвакуации.


Учебные цели:

Ознакомить руководителей (сотрудников) с работой комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности университета.


Место занятий: учебный класс.

Время: 120 мин.


Учебные вопросы:

Введение.


1 .Цели, основные принципы эвакуации населения в мирное и военное время. Понятия, термины и определения.

2. Эвакуационные органы, их структура и задачи.

3. Планирование, проведение и обеспечение эвакуации населения.


Учебная литература и наглядные пособия:


Введение:

В комплексе мероприятий РСЧС и ГО по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера и в военное время эвакуации придается большое значение. А с учетом низкого процента обеспеченности защитными сооружениями работающих смен и остального населения городов, отнесенных к группам по ГО и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального противника, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещение его в загородной зоне является основным необходимым способом его защиты от современных средств поражения.

Система гражданской обороны, наследница местной противовоздушной обороны военных лет, всегда уделяла эвакуации населения большое внимание. Особенно впечатляют масштабы эвакуационных мероприятий в период Великой Отечественной войны. На Восток из прифронтовой зоны страны во второй половине 1941 года было эвакуировано более полутора тысяч предприятий с оборудованием и производственно-техническим персоналом вместе с их семьями. Массовый характер приобрела эвакуация населения, не занятого в производстве. Из Ленинграда было эвакуировано 1,5 млн. человек, из Москвы - 1,3 млн. человек, из Киева - более 350 тыс. человек. Из некоторых населенных пунктов люди были эвакуированы полностью. Всего за время этой тяжелейшей войны эвакуированных насчитывалось более 10 млн. человек.

В современных условиях нельзя не учитывать угрозу развязывания войны с применением эффективных средств массового поражения, а вооруженные конфликты, в том числе крупномасштабные, возникают, к сожалению, нередко.

Эвакуация населения в ЧС природного и техногенного характера не будет носить такой массовый характер, как в военное время, и тем не менее организация и проведение эвакуации десятков тысяч людей - задача очень сложная, но решать ее приходится постоянно.

В подтверждение можно привести примеры организации и проведения эвакомероприятий в ЧС природного и техногенного характера.

Чернобыль. В 1 час 23 минуты 26.04.86 года на 4-м энергоблоке ЧАЭС произошла авария с разрушением реактора. Радиационная обстановка в г. Припять, находящемся в 4 км от АЭС, в первое время сложилась довольно благоприятной. Утром 26 апреля было еще порядка 2-10 мР/ч. Население города - около 50 тыс. человек. К вечеру уровни радиации в городе достигли сотен м Р/ч, к утру 27 апреля в пределах 180-500 м Р/ч.

К 8 утра 27.04 на окраине города для эвакуации было сосредоточено 1200 автобусов и 3 электропоезда. В 14 часов дня согласно составленным планам к подъездам домов и на площади города были поданы автобусы. Жители города с минимумом вещей загружались в автобусы, которые в сопровождении ГАИ убыли в назначенные районы. К 17 часам эвакуация населения г. Припять была завершена. Было вывезено 45 тыс. чел., из них около 17 тыс. детей и 80 лежачих больных.

Далее было принято решение об эвакуации населения из 10-км. зоны. 2-3 мая из нее было вывезено 10 тыс. чел., эвакуирован и домашний скот. 4 мая началась и 5 мая закончилась эвакуация населения из 30-км. зоны вокруг ЧАС, а также из наиболее загрязненных районов Белоруссии.. До конца 1986 года из 188 НП было отселено около 116 тыс. чел., выведено 60 тыс. голов крупного рогатого скота и других с/х животных.

Спитакское землетрясение. В 10 часов 41 мин. 7.12.88 г. произошло мощное Спитакское землетрясение, охватившее обширную область на северо-западе Армении. В зоне бедствия оказалось 965 тыс. чел., проживавших в Ленинакане, Спитаке, Кировакане, Степанаване и в 365 сельских НП. Под обломками зданий и сооружений погибло около 25 тыс. чел. (24612).

Массовая эвакуация населения представляла собой важную и трудную проблему. По размаху и темпам эвакуации населения из пострадавших районов Армения не имела прецедентов со времен Великой отечественной войны. К началу стадии восстановительных работ основная масса детей, женщин, нетрудоспособных и престарелых жителей из зоны бедствия была эвакуирована. Всего было эвакуировано почти 120 тыс. чел., из них 79,8 тыс. чел. были отправлены за пределы республики.

Однако в организации эвакуации и ее проведении были допущены ошибки и просчеты. Прежде всего, не были введены в действие планы эвакуации. Предусмотренные по линии ГО. Эвакокомиссии к работе не приступили, планы эвакуации не уточнялись и с учетом сложившейся обстановки не корректировались. Централизованное управление процессом эвакуации было организовано только к окончанию стадии аварийно-спасательных работ.

Нефтегорск. В ночь на 27 мая 1995 года в г. Нефтегорске на о. Сахалин произошло землетрясение, повлекшее за собой гибель 1841 человека. В том числе погибли медицинские работники - 30 сотрудников участковой больницы Нефтегорска.

При активном содействии администрации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев была организована эвакуация и госпитализация пострадавших в медицинские учреждения г. Охи (203 чел.), Хабаровска (98 чел.), Владивостока (43 чел.), Южно-Сахалинска (40 чел.). Временно разместили, кроме того, в Охе (72 чел.), Южно-Сахалинске (51 чел.) лиц, оставшихся без крова.

В заключение отметить, что Правительство РФ уделяет, особенно в последнее время, очень серьезное внимание эвакомероприятиям на всей территории страны. В целях организации проведения эвакуационных мероприятий в максимально сжатые сроки планирование и всесторонняя их подготовка проводятся заблаговременно (в мирное время), а осуществление - в ЧС природного и техногенного характера и в период перевода ГО с мирного на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (вооруженного конфликта).

В 1996 году на территории субъектов Российской Федерации, в том числе в Москве, осуществлялся комплекс мер по повышению эффективности использования этого способа защиты населения, для чего проведен ряд учений и тренировок.


1. Цели, основные принципы эвакуации населения в мирное и военное время. Понятия, термины и определения.


Эвакуация населения в мирное время.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных ( вне зон воздействия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы. Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).

При получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения аварийной ситуации на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия проводится упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС). Основанием для введения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения чрезвычайной ситуации, который может постоянно уточняться. По времени это от нескольких часов до нескольких суток.

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

В случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей, также проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.


В зависимости от развития ЧС и численности выводимого из зоны ЧС населения могут быть выделены следующие варианты эвакуации: локальная, местная, региональная.

Локальная эвакуация проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС районах города (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация проводится в том случае, если в зону ЧС попадают отдельные районы города. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация

и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС. Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей. Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (руководителям ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих руководителей ГО.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется руководителями ГО (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых уровней в зависимости от масштаба ЧС, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий - их эвакуационными органами. На военное время в этом вопросе имеются свои особенности, которые мы рассмотрим далее.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных районах до особого распоряжения.


Эвакуация населения в военное время.

В военное время эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

- снижения вероятных потерь населения категорированных городов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

- обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики независимо от форм собственности, продолжающих свою деятельность в военное время;

- обеспечения условий создания группировки сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения АСДНР в очагах поражения при ликвидации последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

На военное время рассмотрим дополнительные понятия, такие как «загородная зона» и «рассредоточение» и особенности общих с мирным временем понятий.

Загородная зона - это территория в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного загрязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещения его в загородной зоне.

Эвакуации подлежат рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, деятельность которых в соответствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне; крайне необходимое оборудование и документы, без которых невозможно возобновление деятельности на новой базе, рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, прекращающих свою деятельность в военное время; а также нетрудоспособное и не занятое в производстве население.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

- уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

- организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженных конфликтов), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

общая эвакуация - проводится на территории страны или нескольких субъектов Российской Федерации и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

частичная эвакуация - проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенциального противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и сфере обслуживания население (студенты, учащиеся школ-интернатов и профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов, и престарелые совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей).

Эвакуация населения из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва плотины гидротехнических сооружений, проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации или эвакуации из приграничной зоны. Из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления за пределами 4-часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или начальника гражданской обороны Российской Федерации - председателя Правительства Российской Федерации и, в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, - по решению начальника ГО субъекта Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

Эвакуация населения планируется и осуществляется комбинированным способом, обеспечивающим в сжатые сроки вывозить в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеющегося транспорта независимо от форм собственности, не занятого воинскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, с одновременным выводом остальной его части пешим порядком.

При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, воздушного.

Численность населения, вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных условий.

В первую очередь транспортом вывозятся:

- медицинские учреждения;

- население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, дети до 14 лет, женщины с детьми до 14 лет, больные, находящиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет);

- рабочие и служащие свободных смен объектов экономики, продолжающих работу в военное время в категорированных городах;

- сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений и конструкторских бюро.

Остальное население планируется выводить пешим порядком.

Работающие смены объектов экономики, продолжающие производственную деятельность в категорированных городах, с момента начала эвакуации остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в имеющихся защитных сооружениях.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

Эвакуируемое население обязано иметь при себе документы, удостоверяющие личность (паспорт, служебное удостоверение), водительское удостоверение и др.; 3-х суточный запас продуктов питания и питьевой воды. Разрешается иметь личные вещи (ручную кладь) общим весом не более 50 кг на одного взрослого человека, деньги.

Каждому объекту экономики будет заблаговременно определяться база и назначаться (выделяться) район (пункт) размещения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в загородной зоне согласовываются с органами военного управления (штаб военного округа) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти.

Выбор районов размещения эвакуируемого населения осуществляется эвакуационными комиссиями и органами управления соответствующих администраций на основе сравнительной оценки: возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других видах первоочередного жизнеобеспечения; условий для создания группировки сил ГО, предназначенных для проведения АСДНР в очагах поражения; возможностей дорожно-транспортной сети; возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное положение за счет местных ресурсов.

Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производственную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, продолжающих свою деятельность в военное время, и оборудуются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

Население, не занятое производственной деятельностью и не являющееся членами семей рабочих и служащих, размещаются в более отдаленных районах загородной зоны. Эвакуируемое население размещается в общественных и административных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д.), жилых домах, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливаемых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на основании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного самоуправления.

Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофического затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и административного назначения с момента объявления эвакуации передается в распоряжение начальников гражданской обороны субъектов РФ - руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ.

При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

Министерства (ведомства) организуют руководство планированием, обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов, согласовывая планы эвакуационных мероприятий крупных подведомственных объектов экономики, организуют материально-техническое обеспечение эвакомероприятий.

  1   2   3   4

Похожие:

Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им профессора М. А. Бонч-Бруевича
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по гражданской обороне
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им профессора М. А. Бонч-Бруевича
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения практического занятия по гражданской обороне
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им профессора М. А. Бонч-Бруевича
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения тактико-специального занятия по гражданской обороне
Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им профессора М. А. Бонч-Бруевича
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения занятий по первоначальной медицинской подготовке спасателей мчс россии в 1145 учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тема №2 «Первая медицинская помощь.
Мчс россии в 1145 учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения занятия со слушателями тема 33
Автономное учреждение чувашской республики дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический...
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения занятия с личным составом формирований гражданской обороны. Тема №3с
Тема №3с. Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (рсчс)
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения занятия со слушателями тема 39
Директор Автономного учреждения Чувашской Республики дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) «Учебно-методический...
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка к практическому занятию «Изучение анатомии и физиологии сердца»
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Анатомия и физиология сердца» инаправлена на...
Методическая разработка для проведения занятия по гражданской обороне iconМетодическая разработка для проведения занятия с сотрудниками и студентами виб тема: Предупреждение и ликвидация чс
Учебные цели: Ознакомить обучаемых действиям по предупреждению чс, обусловленных террористическими акциями, а также правилам поведения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница