Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области




НазваниеМурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области
страница1/5
Дата12.11.2012
Размер0.96 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5




Ответственный за выпуск:

Мурашова Н.А., первый заместитель министра образования Сахалинской области


Руководитель работ:

Сафонов Е.А., министр образования Сахалинской области


О состоянии и перспективах развития системы образования Сахалинской области: публичный доклад. – Южно-Сахалинск, 2012. 62 с.


В настоящем докладе представлены основные направления, показатели и результаты развития системы образования Сахалинской области за 2011/2012 учебный год, определены ключевые задачи деятельности на 2012/2013 учебный год.


Над докладом работали:

Мурашова Н.А., Иванов А.Н., Грицук А.А., Захарова Т.В., Власова Л.Е., Васильева С.Ю., Фещенко Н.Ф., Пивень Г.В., Бабина Е.Ф.


©Министерство образования Сахалинской области

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Раздел 1. Цели и задачи региональной системы образования:

1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

1.2. Цели и задачи региональной системы образования, их соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране.

Раздел 2. Доступность образования:

2.1. Структура сети образовательных учреждений и динамика ее изменений.

2.2. Контингент обучающихся и охват образованием детей соответствующего возраста образованием. Обеспечение равного доступа к качественному образованию: дошкольный уровень, школьный уровень, уровень профессионального образования.

Реализация переданных полномочий Российской Федерации в области образования.

2.3. Образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.4. Дополнительное образование детей и подростков.

Раздел 3. Результаты деятельности системы образования.

3.1. Учебные результаты.

3.2. Внеучебные достижения обучающихся.

3.3. Социализация и профилактика асоциального поведения, социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. Востребованность выпускников учреждений профессионального образования

на рынке труда.

Раздел 4. Условия обучения и эффективность использования ресурсов.

4.1. Финансирование образования.

4.2. Условия обучения.

4.3. Условия для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков.

4.4. Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования Сахалинской области

4.5. Оснащенность современным оборудованием и использование современных информационных технологий.

4.6. Кадровый потенциал.

Раздел 5. Меры по развитию системы образования.

5.1. Принятые меры по развитию системы образования в рамках федеральных, региональных, муниципальных программ развития.

6. Расширение общественного участия в управлении образованием.

6.1. О развитии системы государственно-общественного управления образованием и решениях, принятых министерством образования Сахалинской области в течение отчетного периода по итогам общественной оценки его деятельности, и их реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Контактная информация

Приложения


ВВЕДЕНИЕ


Публичный доклад, подготовленный министерством образования Сахалинской области на основе рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации, отражает основные итоги развития системы образования Сахалинской области за 2011/2012 учебный год и перспективы развития в 2012/2013 учебном году.

Как субъект Российской Федерации Сахалинская область входит в состав Дальневосточного федерального округа.

Сахалинская область - единственный регион в России, расположенный на островах. В ее состав входят остров Сахалин с прилегающими небольшими островами Монерон и Тюлений, а также Курильские острова. Общая площадь территории Сахалинской области составляет 87,1 тыс. км2. 

Сахалинская область располагает значительными и разнообразными видами – более 50-ти – полезных ископаемых, из которых горючие (уголь, нефть, газ), сырье для химической, цементной промышленности и др. 
Кроме того, имеются россыпи титаномагнетита, минеральные и термальные воды, проявления рудного золота, ртути, марганца, вольфрама, серебра, меди, свинца, цинка, хрома, никеля, кобальта, титана, стронция и других полезных ископаемых. 

Выгодное географическое положение, значительный природно-ресурсный потенциал наших островов создает благоприятные условия для экономического развития области и делового сотрудничества с компаниями из многих стран мира. 

Сахалинская область в настоящее время – всемирно известный регион, на территории которого реализуются крупнейшие инвестиционные проекты и внедряются передовые технические решения. Развитие шельфовых проектов значительно повлияло на темпы экономического роста в целом по области и способствовало модернизации островной инфраструктуры и экономики.

Социальная сфера рассчитана на предоставление всего комплекса социальных услуг по образованию, здравоохранению, социальному обеспечению и подготовке рабочей силы.

В соответствии с этими факторами формируется внешний запрос к региональной системе образования, предполагающий:

  • обеспечение условий для реализации непрерывного образования жителей Сахалинской области, диверсификацию образовательных услуг, разнообразие и вариативность образовательных программ или отдельных видов услуг для выбора в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями и возможностями обучающихся;

  • обеспечение доступности и качества всех видов образовательных услуг для жителей региона вне зависимости от места жительства, состояния здоровья;

  • ориентацию системы образования на формирование знаний и компетентностей, востребованных на региональном рынке труда;

  • оптимизацию бюджетной политики с целью повышения эффективности бюджетных расходов;

  • совершенствование форм воспитательной работы с детьми и молодёжью, взаимодействие с семьёй в решении задач образования и воспитания;

  • превращение образовательной среды в здоровьесберегающую, ориентированную на физкультуру и спорт, свободную от вредных привычек учащихся.

Сахалинская область — 72-й по численности населения субъект Российской Федерации и 5-й регион Дальнего Востока

Численность населения Сахалинской области за 2011 год  снизилась на 1337 человек и составила на 1 января 2012 года 495402 человека.

Сокращение численности населения в основном произошло за счет естественной убыли (86,5%) и на 13,5% за счет превышения числа выбывших над числом прибывших.

Изменения численности населения в 2011 году не повлияли на структуру расселения. Более половины населения (55,5%) проживает в муниципальных образованиях ГО «Город Южно-Сахалинск», ГО «Корсаковский район» и ГО «Холмский район», где плотность населения наибольшая и составляет соответственно 215, 16 и 18 человек на 1 кв.км. (в среднем по Сахалинской области плотность населения 6 человек на 1 кв.км.). Самым малонаселенным к 1 января 2012 года был МО ГО «Северо-Курильский район», где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв.км.

Рост численности населения за 2011 год отмечен в четырех муниципальных образованиях Сахалинской области: ГО «Город Южно-Сахалинск», ГО «Анивский район», ГО «Северо-Курильский район» и ГО «Южно-Курильский район».

 В 2011 году индексация оплаты труда работников бюджетной сферы произведена с 01 июня - на 6,5% и с 01 сентября - на 6,5%.

Кроме того, дополнительные выплаты производятся учителям, использующим в своей работе инновационные методики.

Среднемесячная заработная плата в среднем по области оценивается на уровне 40 тыс. рублей.

Сахалинская область входит в десятку регионов Российской Федерации с наименьшим уровнем регистрируемой безработицы (на конец 2011 года – 0,9%). Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы по области составил 1,0% против 1,2% - в 2010 году.

В целях привлечения в область трудовых ресурсов реализуется программа «Оказание содействия добровольному переселению в Сахалинскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2010-2012 годы».

В области ведется целенаправленная работа по формированию благоприятного инвестиционного климата в регионе, обеспечению координирующего государственного участия в инвестиционных процессах.

Для стимулирования развития основных отраслей региональной экономики приняты Закон Сахалинской области «О государственной поддержки инвестиционной деятельности», а также ряд решений Правительства Сахалинской области, обеспечивающих практическую реализацию регионального закона. В его рамках установлен перечень преференций, которые могут быть предоставлены потенциальным инвесторам на территории Сахалинской области.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 9 ноября 2011 г. № 455 утверждена долгосрочная целевая программа Сахалинской области «Развитие инвестиционного потенциала Сахалинской области на 2011-2018 годы». Программа определяет направления региональной инвестиционной политики на среднесрочную перспективу.

Наиболее значительные объемы инвестиционных вложений по-прежнему обусловлены капитальными вложениями в проекты нефтегазового комплекса, а также капитальными вложениями в транспортную и энергетическую инфраструктуру Сахалинской области.

В целом за 2011 год объем инвестиций возрос до 182,4 млрд. рублей или 128,8% к уровню 2010 года.

  Стратегической целью развития Сахалинской области является реализация геополитической задачи закрепления населения на территории области за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, первоочередными из которых являются:

- развитие кадрового потенциала Сахалинской области;

- оптимизация системы управления на региональном уровне;

- обеспечение достойных и комфортных условий жизни населения на территории Сахалинской области, улучшение демографической ситуации в регионе.

Сценарий развития области предусматривает:

- модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения;

- ускоренное развитие экономических институтов, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства;

- повышение конкурентоспособности профессионального образования благодаря росту спроса на качественную рабочую силу.


РАЗДЕЛ 1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ


1.1. Роль системы образования в социально-экономическом развитии региона.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года одной из основных стратегических целей является создание условий для работы, образования, творческого развития жителей Сахалинской области, обеспечение высоких показателей качественного человеческого капитала, создание системы инновационного развития, построение конкурентоспособной экономики.

Образовательная политика в Сахалинской области является частью социальной политики, ориентированной на обеспечение широкого спектра социальных эффектов:

- инновационное развитие региона;

- доступность качественного образования;

- улучшение здоровья подрастающего поколения;

- снижение вероятности и масштабов проявления социальных рисков: безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

- повышение социального статуса учителей.

В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества в Сахалинской области. Уровень образованности населения, развитость образовательной инфраструктуры в регионе является обязательным условием развития общества и экономики.

Главным стратегическим ресурсом устойчивого развития Сахалинской области становится интеллектуальный потенциал. В соответствии с этим развитие маркетинговой деятельности, включающей системные исследования рынка труда и тенденций его развития, изучение спроса на образовательные услуги и приоритетные направления подготовки специалистов для нужд региона, а также переход на инновационные методики обучения и подготовки специалистов является важным направлением работы системы образования.

Огромную роль в обеспечении заказа регионального рынка труда играет сеть профессионального образования, которая нуждается в реформировании в сторону расширения спектра предоставляемых образовательных услуг, разнообразия и вариативности образовательных программ, форм и моделей образования в соответствии с изменяющимися образовательными потребностями региона и возможностями обучающихся.

В настоящее время идёт формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития региона.

Приоритетом в работе становятся развитие системы непрерывного образования, создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся, профессиональная переподготовка высвобождающихся кадров.

Кадровые ресурсы, качество которых во многом определяется состоянием региональной системы образования, выступают гарантом обеспечения устойчивого экономического развития Сахалинской области в средне - и долгосрочной перспективе.

Цель политики модернизации региональной системы образования состоит в обеспечении текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы области.

Таким образом, роль образования в решении задач социально-экономического развития Сахалинской области заключается в:

- создании условий для повышения конкурентоспособности личности;

- обеспечении населения доступностью качественного образования, в том числе для особых категорий детей (талантливые дети, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья), выравнивании образовательных возможностей;

- формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал региона, его инновационное развитие;

- улучшении здоровья подрастающего поколения;

- обеспечении социальной и профессиональной мобильности;

- снижении вероятности и масштабов проявления социальных рисков: безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

- повышении социального статуса учителей, формировании кадровой элиты общества, основанной на свободном развитии человека.

Решение целого комплекса задач в сфере образования прямо влияет на формирование человеческого капитала, закладывает основы для перехода экономики области на инновационный путь развития, будет способствовать закреплению молодежи и специалистов на островах, решению актуальных для региона социально-экономических проблем.


1.2. Цели и задачи региональной системы образования, их соответствие основным направлениям и приоритетам образовательной политики в стране

Основной стратегической целью развития образования является внедрение механизмов поэтапного формирования и реализации современной модели образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина Сахалинской области.

Приоритетные направления развития отрасли в 2011-2012 учебном определены в рамках приоритетного национального проекта «Образование», национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Комплекса мер по модернизации системы общего образования, ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ:

1. Соблюдение законодательства Российской Федерации и Сахалинской области в сфере образования.

2. Реализация долгосрочных целевых программ и проектов в сфере образования.

3. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования в Сахалинской области.

4. Модернизация региональной системы общего образования.

5. Развитие профессионального Сахалинской области

5. Обеспечение реализации социальных прав и гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

6. Развитие кадрового потенциала. Совершенствование отраслевой системы оплаты труда работников образования, повышение заработной платы учителей с целью поддержки лучших, стремящихся к совершенствованию своего профессионального уровня и компетенции.

В этой связи основные усилия были сосредоточены на решении следующих ключевых задач:

- создание оптимальных условий для получения доступного и качественного образования гражданами Сахалинской области, стабильность функционирования образовательных учреждений;

- укрепление и модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

- организация введения Федерального государственного стандарта начального общего образования;

- совершенствование системы подготовки профессиональных кадров в соответствии с региональными потребностями экономики и социальной сферы области;

- обеспечение условий для введения Федеральных государственных стандартов нового поколения в системе профессионального образования области;

- формирование системы многоуровневого профессионального образования;

- внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий;

- развитие вариативных форм предоставления услуг дошкольного образования;

- выявление, поддержка талантливых и одарённых детей;

- создание условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие системы психолого-педагогической поддержки детей, реализация системы мер по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- развитие системы дополнительного образования детей, летнего отдыха;

- содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и толерантности;

- создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров;

- развитие общественной составляющей в управлении образованием, социального партнерства;

- реализация на территории области переданных полномочий Российской Федерации по надзору за исполнением законодательства, контролю качества образования;

- развитие учительского корпуса в соответствии с требованиями современной системы образования;

- развитие самостоятельности школ, формирование эффективных финансово-экономических механизмов модернизации региональной системы образования.

Министерством образования Сахалинской области, муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными учреждениями в 2011-2012 учебном году проведена определённая работа, позволяющая дать оценку степени достижения поставленных задач на статистическом и информационно-аналитическом материале, представленном в настоящем Публичном докладе.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области icon потребности в кадрах экономики Сахалинской области на 2012 2018 годы
Правительства Сахалинской области от 26. 07. 2011 №530-р «Об утверждении Плана первоочередных мероприятий по адаптации системы профессионального...
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconПостановление Правительства Сахалинской области от 2 ноября 2012 г. N 524 "О долгосрочной целевой программе "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Сахалинской области на 2013 2020 годы"
В соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 04. 10. 2010 n 476 "О долгосрочных и ведомственных целевых программах...
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconАдминистрация сахалинской области постановление
Федерации и в рамках Концепции "Обеспечение устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности...
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconДоклад «Об итогах работы агентства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области в 2010 году»
Сахалинской области от 10. 11. 2009 №26 «О структуре органов исполнительной власти Сахалинской области», Положением об агентстве...
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconПрограмма Вторник, 28 марта
Первый заместитель министра образования, науки и молодежной политики Республики Алтай Б. В. Пахаев
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconОбластная целевая программа
В рамках Концепции "Обеспечение устойчивой работы объектов топливно-энергетического комплекса и энергетической безопасности Сахалинской...
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconДоклад министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области об осуществлении государственного контроля
Сахалинской области по осуществлению государственного контроля определены Положением о министерстве сельского хозяйства, торговли...
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconПервый заместитель Министра образования Республики Беларусь
«Историко-архивоведение», 1-23 01 12 «Музейное дело и охрана историко-культурного наследия» (по направлениям)
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconПрограмма 12-й международной научной конференции «Сахаровские чтения 2012 года: экологические проблемы XXI века»
Жук а. И. – Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь, д п н., профессор – сопредседатель
Мурашова Н. А., первый заместитель министра образования Сахалинской области iconУтверждаю Заместитель Министра путей сообщения А. Головатый 23 июля 1974 г. N цт/3187 Заместитель Министра
Настоящие Правила распространяются на электродные паровые котлы давлением более 0,7
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница