Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)»




Скачать 226.49 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)»
Дата11.11.2012
Размер226.49 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Историко-филологический факультет

Кафедра истории России

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История

Аннотация

Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» рассчитана на студентов очной формы обучения по направлению 032600 История.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», специальность 032600 История; «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008 г., № 8, ст. 731), письмом Министерства образования Российской Федерации от 19 мая 2000 г. №14-52-357ин/13, письмом Рособрнадзора от 17 апреля 2006 г. №02-55-77ин/ак, Уставом ТГПУ; «Положением об Учебно-методическом комплексе» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 06 ноября 2008 г.), положением «О программах учебных дисциплин» (утверждено Ученым Советом ТГПУ 2011 г.).

Составные компоненты учебно-методического комплекса:

-аннотация к Учебно-методическому комплексу

-рабочая программа по дисциплине, с методическими рекомендациями к изучению дисциплины и материалами, устанавливающими содержание и порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций по дисциплине, и содержание, выносимое на итоговую аттестацию (вопросы для самостоятельной работы, вопросы для экзамена)

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине.

Автор-составитель учебно-методического комплекса

к.и.н.., доцент, кафедры истории России ИФФ ТГПУ

Нестеренко П.Л.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


032600 ДПП.Ф.03 ИСТОРИЯ РОССИИ (1945 – 2007 ГГ.)


1. Цели и задачи дисциплины


Целью дисциплины «История России. 1945 – 2007 гг.» является изучение студентами III курса дневного отделения ИГФ ТГПУ всей совокупности фактов, событий и явлений истории России указанного периода времени на основе анализа источников и исследовательской литературы.

Содержание программы позволяет решить следующие задачи:

проанализировать основные этапы отечественной истории в период 1945 – 2007 гг.;

раскрыть взаимосвязь политической, экономической и культурной истории России в рассматриваемый период времени;

показать место России в мировом историческом процессе XX – начала XXI вв.;

представить состояние источниковой базы по изучаемому отрезку времени;

дать анализ историографии дискуссионных проблем российской истории с 1945 по 2007 гг.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения материала программы дисциплины студент должен:


владеть системой знаний об основных этапах и важнейших событиях российской истории в период с 1945 по 2007 гг.;

осознавать место и роль России во всемирном историческом процессе XX – начала XXI вв.;

осознавать единство всех сторон исторического развития страны;

знать основные комплексы исторических источников по истории России указанного периода, владеть приемами и методами их научного анализа и критики;

знать важнейшие историографические проблемы отечественной истории 1945 – 2007 гг.

Программа нацеливает на выработку у студентов исторического мышления, на воспитание гражданской позиции в духе патриотизма и уважения к героическим и драматическим страницам прошлого своего Отечества.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы




Вид учебной работы


Всего часов

Семестр

6

Общая трудоемкость дисциплины

228

228

Аудиторные занятия

108

108

Лекции

72

72

Практические занятия (ПЗ)





Семинары (С)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)





И (или) другие виды аудиторных занятий





Самостоятельная работа

120

120

Курсовая работа





Расчетно-графические работы





Реферат





И (или) другие виды самостоятельные работы





Вид итогового контроля




зачет, экзамен



4. Содержание дисциплины


4.1. Разделы дисциплины и виды занятий



№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Семинары



Раздел 1. СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).


14

8




Раздел 2. Развитие СССР в 1950-е первой половине 1960-х гг. Хрущевская «оттепель»

14

8




Раздел 3. СССР в 1964 –1985 гг.

14

8




Раздел 4. СССР в 1985 -1991 гг.: заключительный период существования советского государства.

16

8




Раздел 5. Проблемы и перспективы развития современной России

14

4



Всего часов


72

36



4.2. Содержание разделов дисциплин:

Раздел 1. СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).


Восстановление советской экономики. Политика реформ в важнейших сферах народного хозяйства. Послевоенные пятилетки. Новая волна политических репрессий. Последние годы жизни и смерть И.В. Сталина. Частичная либерализация политического режима. Борьба за власть внутри руководства КПСС. Ликвидация Л.П. Берия. Культурная жизнь СССР в послевоенный период. Внешняя политика Советского Союза в конце 1940-х – начале 1950-х гг. Начало «холодной войны».


Раздел 2. Развитие СССР в 1950-е первой половине 1960-х гг. Хрущевская «оттепель»

Курс на десталинизацию советского общества. ХХ съезд партии и его роль в деле преодоления культа личности И.В. Сталина. Реформаторская деятельность Н.С. Хрущева. Модернизация промышленности и сельского хозяйства. Успехи и неудачи преобразования. Борьба за власть в высшем партийном руководстве. Культура, наука и образование в годы хрущевской «оттепели». Внешняя политика СССР во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. Партийный заговор осени 1964 г. Отставка Н.С. Хрущева.


Раздел 3. СССР в 1964 –1985 гг.

Анализ общественно-политической ситуации в стране. Режим власти Л.И. Брежнева и его особенности. Попытки преобразований в сфере народного хозяйства (косыгинские реформы). Создание системы геронтократии. Коррумпированность высшего партийного руководства. Диссидентское движение и его судьба. Нарастание застойных явлений в жизни советского общества. Теневая экономика. Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х – первой половине 1980-х гг. Укрепление социалистического лагеря. Война в Афганистане. Смерть Л.И. Брежнева. Ю.В. Андропов на посту Генерального секретаря ЦК КПСС. Попытка преодоления системного кризиса. Деятельность К.У. Черненко: реанимация брежневских принципов руководства. Мартовский пленум ЦК (1985 г.), приход к власти М.С. Горбачева.


Раздел 4. СССР в 1985 - 1991 гг.: заключительный период существования советского государства.

Выработка партийного курса на перестройку общества и государства. Декларирование принципов гласности и демократии. Межнациональные конфликты на территории СССР. Тенденции к государственному размежеванию. Складывание многопартийной системы в годы перестройки. Внешняя политика СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг. Вывод советских войск из Афганистана. Нормализация отношений с США. Начало распада социалистического лагеря. I съезд народных депутатов РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина председателем ВС РСФСР. Декларация о государственном суверенитете РФ. Августовские события 1991 г. и их значения. Беловежское соглашение о ликвидации СССР и образовании СНГ, Алма-атинская декларация (декабрь 1991 г.). Итоги и последствия ликвидации СССР.



Раздел 5. Проблемы и перспективы развития современной России.

Оформление и развитие органов государственного управления России после распада СССР. Экономическая деятельность правительства Е.Т. Гайдара. Рыночные преобразования и приватизация. Кризис верховной власти и конституционный кризис осени 1993 г. События 3-4 октября 1993 г. Опыт современного российского парламентаризма. Деятельность Государственной Думы и Совета Федерации. Финансовый обвал осени 1994 г. Начало, ход, итоги первой чеченской войны (1994 – 1996 гг.). Избрание Б.Н. Ельцина президентом РФ на второй срок. Кадровые перестановки в высших эшелонах власти. Курс на сближение с Белоруссией. Правительственный кризис 1998 г., отставка кабинета В.С. Черномырдина. Экономический кризис августа 1998 г., отставка правительства С.В. Кириенко. Работа кабинетов министров под руководством Е.М. Примакова, С.В. Степашина, В.В. Путина. Вторая чеченская война (1999 – 2000 гг.). Отставка Б.Н. Ельцина. В.В. Путин на посту президента РФ. Реформирование административной системы России, курс на внутриполитическую централизацию. Внешняя политика РФ на современном этапе. Взаимоотношения РФ со странами СНГ и Балтии на рубеже XX – XXI вв. Стратегия общего экономического, социального и политического развития страны в начале XXI века. Современная научная и культурная жизнь России.



5. Лабораторный практикум:

Не предусмотрен.


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература


Основная:

1. Барсенков, А.С. 1917-2007 [Текст]:учебное пособие для вузов/А. С. Барсенков, А. И. Вдовин.-Изд. 2-е, доп. и перераб.-М.:АСПЕКТ ПРЕСС,2008.-831, [1] с.

Дополнительная:

  1. Алексеева, Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период / Л.М. Алексеева. – М.: ЗАО РИТЦ «Зацепа», 2001. – 382 с.

  2. Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953 – 1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – М.: РОССПЭН, 2004. – 488 с.

  3. Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1985 – 1991 гг.: Курс лекций / А.С. Барсенков. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 367 с.

  4. Барсенков, А.С., Вдовин, А.И. История России. 1917 – 2007: Учебное пособие / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 826 с.

  5. Батюк, В.И. Истоки «холодной войны»: Советско-американские отношения в 1945 – 1950 гг. / В.И. Батюк. – М.: РНФ, 1992. – 250 с.

  6. Бойко, М.А. Конфликты и диалог политических культур в современной России / М.А. Бойко, Л.П. Волкова, А.В. Глухова [и др.]; под ред. А.В. Глуховой. – Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 2005. – 215 с.

  7. Боффа, Дж. История Советского Союза. В 2 т. Т.2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 – 1964 гг. / Дж. Боффа. Пер с итал. – 2-е изд. – М.: Международные отношения, 1994 – 632 с.

  8. Боффа, Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964 – 1994 / Дж. Боффа. Пер. с ит. Хаустовой Л.Я. – М.: Международные отношения,1996 – 320 с.

  9. Бушуев, В.Г. Свет и тени: от Ленина до Путина. Заметки о развилках и персонах российской истории / В.Г. Бушуев. – М.: «Культурная революция», 2006. – 624 с.

  10. Восленский, М. Номенклатура / М. Восленский. – М.: Захаров, 2005. – 640 с.

  11. Докторов, Б.З., Ослон, А.А., Петренко, Е.С. Эпоха Ельцина: мнения россиян: Социологические очерки / Б.З. Докторов, А.А. Ослон, Е.С. Петренко. – М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002. – 382 с.

  12. Ельцин, Б.Н. Президентский марафон: Размышления, воспоминания, впечатления / Б.Н. Ельцин. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 428 с.; ил.

  13. Загладин, Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии / Н.В. Загладин. – М.: Международные отношения, 1990. – 229 с.

  14. Зиновьев, В.П. Страны СНГ и Балтии: Учебное пособие / В.П. Зиновьев. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. – 296 с. + 2 вкл.

  15. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964 / Е.Ю. Зубкова. – М.: Россия молодая, 1993. – 198 с.

  16. История России (IX – начало XXI в.): Учебник / Под ред. проф. А.Ю. Дворниченко и проф. В.С. Измозика. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2005. – 479 с.

  17. История России. ХХ век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др., - М.: Издательство АСТ, 1996. – 608 с.: ил.

  18. История России с начала XIX века до начала XXI века: Учебник для вузов: В 2 томах. Т. 2. / Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: АСТ, 2003. – 682 с., ил.

  19. Кива, А.В. Российские реформы в контексте мирового опыта. Вопросы теории и политической практики / А.В. Кива. – М.: Институт востоковедения РАН, 2006. – 368 с.

  20. Козлов, В.А. Массовые беспорядки при Хрущеве и Брежневе (1953 – начало 1980-х гг.) / В.А. Козлов. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1999. – 416 с.

  21. Конотопов, М.В. История экономики России: учебник для вузов / М.В. Конотопов, С.И. Сметанин. – 7-е изд., стереотип. – М.: КНОРУС, 2008. – 351 с.

  22. Коржаков, А.В. Борис Ельцин: От рассвета до заката / А.В. Коржаков. – М.: Интербук, 1997. – 479 с.

  23. Кречмар, Д. Политика и культура при Брежневе, Андропове и Черненко. 1970 – 1985 / Д. Кречмар. – М.: АИРО-ХХ, 1997. – 320 с.

  24. Малиа, М. Советская трагедии: История социализма в России. 1917 – 1991 / М. Малиа. – Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. – 584 с.

  25. Медведев, Р.А. Время Путина? Россия на рубеже веков / Р.А. Медведев. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Издательство «Фолио», 2002. – 367 с.

  26. Медведев, Р.А. Неизвестный Андропов / Р.А. Медведев. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1999. – 512 с.

  27. Медведев, Р.А. Н.С. Хрущев. Политическая биография / Р.А. Медведев. – М.: Книга, 1990. – 286 с.

  28. Млечин, Л.М. Брежнев / Л.М. Млечин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 520 с.

  29. Млечин, Л.М. Кремль. Президенты России. Стратегия власти от Б.Н. Ельцина до В.В. Путина / Л.М. Млечин. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2003. – 703 с.

  30. Отечественная история (1917 – 2001): Учебник / Отв. ред. проф. И.М. Узнародов. – М.: Гардарики, 2002. – 557 с.: карты-схемы.

  31. Паин, Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А Паин. – М.: Институт социологии РАН, 2004. – 328 с.

  32. Парламентаризм в России: Исторический опыт, проблемы и перспективы: Курс лекций / Научн. Ред.: Н.В. Поправко, К.Н. Ширко; рук. проекта С.Д. Кузнецов. – Томск: Dart, 2007. – 222 с., + 1 CD.

  33. Пискотин, М.И. Россия в ХХ веке: неоконченная трагедия / М.И. Пискотин. – М.: Издательство ФОРУМ, 2001. – 448 с.

  34. Пихоя, Р.Г. Советский Союз: история власти: 1945 – 1991 / Р.Г. Пихоя. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 684 с.

  35. Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. 1999 г. Аналитический справочник / Под ред. И.Н. Барыгина. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 208 с.

  36. Политические партии России: история и современность. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. – 631 с.

  37. Политковская, А.С. Вторая чеченская / А.С. Политковская. – М.: Захаров, 2003. – 302 с.

  38. Россия и СССР в войнах ХХ века: Статистическое исследование. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 608 с.: ил.

  39. Руби, А. Ельциниада. Первое десятилетие постсоветской России / А. Руби. Пер. с итал. – М.: Международные отношения, 2004. – 480 с.

  40. Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 – 1985) Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. – М.: Международные отношения, 1995. – 512 с.

  41. Согрин, В.В. Политическая история современной России. 1985 – 2001: От Горбачева до Путина / В.В. Согрин. – М.: ИФРА-М, 2001. – 260 с.

  42. Соколов, А.К., Тяжельникова В.С. Курс советской истории. 1941 – 1991 / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М.: Высшая школа, 1999. – 415 с.

  43. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. – 526 с. [2] с.: 24 л. ил.

  44. Тайны советской эпохи. От Хрущева до Горбачева / Автор-сост. Н.Н. Непомнящий. – М.: Вече, 2004. – 384 с., илл.

  45. Тимошина, Т.М. Экономическая история России: Учебное пособие для вузов / Т.М. Тимошина. Под ред. М.Н. Чепурина. – 14-е изд., перераб. и доп. – М.: Юстицинформ, 2008. – 421 с.

  46. Третьяков, В.Т. Наука быть Россией: наши национальные интересы и пути их реализации / В.Т. Третьяков. – М.: Русскiй мiръ, 2007. – 768 с.

  47. Ферр, Г. Антисталинская подлость / Гровер Ферр; [пер. с англ. В.Л. Боброва]. – М.: Алгоритм, 2007. – 464 с.

  48. Чешко, С.В. Распад Советского Союза / С.В. Чешко. – М.: РАН. Ин-т этн. и антр. им. Миклухо-Маклая, 1996. – 310 с.

  49. Шубин, А.В. От «застоя» к реформам в СССР в 1917 [1978] – 1985 гг. / А.В. Шубин. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 768 с.

  50. Щетинов, Ю.А. История России. ХХ век: Учебное пособие / Ю.А. Щетинов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 352 с.

  51. Эггелинг, В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе. 1953 – 1970 гг. / В. Эггелинг. – М.: «АИРО-ХХ», 1999. – 312 с.

  52. Яковенко, И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы / И.Г. Яковенко. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Новый хронограф, 2008. – 320 с.



6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

1) Методические разработки к курсу отечественной истории ХХ века. Редакционная коллегия: ответственный редактор акад. Ю.С. Кукушкин; проф. С.А. Байбаков, м.н.с. О.Н. Баркова. М., 2000; 2) Программа дисциплины «История России. 1941–2001 гг.»: Учебно-методическое пособие. Составитель Л.И. Боженко. Томск: Центр учебно-методической литературы Томского государственного педагогического университета, 2004; 3) История России (1917–2005 гг.). Рабочая программа. Составители: Е.В. Луков, И.В. Нам, Д.Н. Шевелев. Томск: Изд-во ТГУ, 2006; 4) Нестеренко П.Л. История России. 1945 – 2006 гг. Учебно-методическое пособие. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. Исторические карты, таблицы, плакаты, иллюстрации, электронный кейс (тесты).


7. Материально - техническое обеспечение дисциплины

Компьютерный класс – корпус №8 ТГПУ, ауд. 415, оборудованная мультимедийным комплексом.

.

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю:

Нестеренко П.Л. История России. 1945 – 2006 гг. Учебно-методическое пособие. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2007.

В ходе изложения лекционного материала следует обращать отдельное внимание на историографические аспекты дисциплины, анализировать наиболее дискуссионные точки зрения по те или иным проблемам отечественной истории периода 1945 – 2007 гг. Целесообразным является демонстрация учебных, документальных и хроникальных фильмов по вопросам, связанным с политической, экономической и культурной историей России обозначенного периода.

При проведении семинарских занятий особо следует уделять внимание изучению, пониманию и анализу студентами доступного источникового материала. Важным элементом работы с историческим источником является критическое отношение к содержащейся в нем информации. Обязательным в ходе семинаров является подготовка и озвучивание студентами небольших устных сообщений по наиболее актуальным вопросам отечественной истории.


8.2. Методические указания для студентов:

Примерная тематика семинарских занятий:

  1. Восстановительный период в советском народном хозяйстве после Великой Отечественной войны.

  2. Общественно-политическая жизнь СССР в послевоенный период.

  3. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг. Возникновение и развитие «холодной войны».

  4. Культурная жизнь советского общества в 1945 – 1953 гг.: проблемы и противоречия.

  5. Политическое развитие СССР в годы «хрущевской оттепели».

  6. Реформирование советской экономики в 1953 – 1964 гг.

  7. Внешняя политика советского государства в годы правления Н.С. Хрущева.

  8. Культурная жизнь СССР в 1953 – 1964 гг.

  9. Высшая государственная власть СССР в 1970 – начале 1980-х гг. Конституция СССР 1977 г.

  10. Экономика СССР в 1965 – 1985 гг.

  11. Внешняя политика Советского Союза в период «развитого социализма».

  12. Проблемы и противоречия культурной жизни СССР в конце 1960 – начале 1980-х гг.

  13. Общественно-политическая жизнь СССР в годы перестройки.

  14. Развитие советской экономики в 1985 – 1991 гг.

  15. Внешняя политика СССР на рубеже 1980 – 1990-х гг.

  16. Межнациональные отношения в Советском Союзе в 1985 – 1991 гг. Распад СССР.

  17. Культура и наука СССР в годы перестройки.

  18. Политическое развитие РФ в 1990-е гг.

  19. Проблемы и перспективы экономического развития России на рубеже XX-XXI вв.

  20. Внешняя политика РФ на современном этапе.

  21. Основные направления и тенденции культурной жизни современной России.


Примерный перечень вопросов к экзамену:

  1. Общие экономические итоги Великой Отечественной войны. Разработка и анализ основных положений 4 пятилетнего плана восстановления народного хозяйства СССР (1946 – 1950 гг.).

  2. Развитие сельского хозяйства СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.)

  3. Советская промышленность в послевоенный период (конец 1940 – начало 1950-х гг.).

  4. Финансовая политика государства в конце 1940-х гг. Проблемы социального развития СССР в послевоенное время.

  5. Изменения в системе высшей государственной власти в СССР в конце 1940 – начале 1950-х гг.

  6. Режим политических репрессий в СССР в конце 1940-х – начале 1950-х гг.: причины, направления, общие итоги.

  7. Внешняя политика СССР в 1945 – 1953 гг.: взаимоотношения с капиталистическими государствами. Начало «холодной войны».

  8. СССР и создание мировой социалистической системы в послевоенный период (конец 1940-х – начало 1950-х гг.).

  9. Основные направления, ход и итоги развития советской культуры и науки в 1945 – 1953 гг.

  10. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина (1953 – 1955 гг.)

  11. XX съезд КПСС. Процесс политической реабилитации и десталинизации во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. и его значение.

  12. Система высшей государственной власти СССР во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. Отставка Н.С. Хрущева.

  13. Внешняя политика СССР в 1953 – 1964 гг.: достижения и противоречия во взаимоотношениях со странами «социалистического лагеря».

  14. Взаимоотношения СССР и крупнейших капиталистических государств в 1953 – 1964 гг.

  15. Реформирование сельского хозяйства СССР в годы руководства Н.С. Хрущева: достижения и проблемы.

  16. Развитие советской промышленности и системы управления народным хозяйством СССР в 1953 – 1964 гг.

  17. Реформирование системы народного образования СССР во второй половине 1950-х – начале 1960-х гг.

  18. Культурная и научная жизнь советского общества в годы «хрущевской оттепели».

  19. Высшая государственная власть СССР в 1964 – 1982 гг. Основные черты режима политического руководства Л.И. Брежнева.

  20. Социально-политическое развитие СССР в конце 1960-х – начале 1980-х гг. Конституция СССР 1977 г.: разработка, принятие, краткая характеристика.

  21. Высшая государственная власть СССР в конце 1982 – начале 1985 гг.

  22. Диссидентское движение в СССР в конце 1960-х – начале 1980-х гг.: происхождение, основные направления, итоги.

  23. Советская промышленность в 1965 – 1985 гг. Реформы А.Н. Косыгина.

  24. Аграрный сектор экономики СССР в 1965 – 1985 гг.: достижения и противоречия в развитии.

  25. Развитие взаимоотношений между СССР и социалистическими странами в конце 1960-х – начале 1980-х гг. «Доктрина Брежнева».

  26. СССР и ведущие капиталистические государства в 1965 – 1985 гг.: от политики разрядки к новому витку «холодной войны».

  27. Война СССР в Афганистане (1979 – 1989 гг.): причины, ход основных событий и итоги.

  28. Культура, наука и система народного образования СССР в 1965 – 1985 гг.

  29. Предпосылки политики перестройки – общая характеристика.

  30. Развитие системы высшей государственной власти СССР в 1985 – 1991 гг. Политика демократизации и гласности и ее значение.

  31. Экономика СССР в 1985 – 1991 гг.: достижения и проблемы развития.

  32. Межнациональные конфликты на территории СССР в конце1980-х – начале 1990-х гг.

  33. Распад Советского Союза: ход и общие итоги.

  34. События 19-21 августа 1991 г. и их значение.

  35. Новое политическое мышление во внешней политике СССР в 1985 – 1991 гг. Взаимоотношения с крупнейшими капиталистическими государствами.

  36. Внешняя политика СССР в отношении стран социалистического лагеря в 1985 – 1991 гг.

  37. Культурная жизнь СССР в годы перестройки.

  38. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти России в конце 1992 – первой половине 1993 гг.

  39. Политический кризис в России осенью 1993 г.: ход основных событий и итоги.

  40. Основные направления и противоречия экономического развития РФ в первой половине 1990-х гг.

  41. Приватизация и ее значение в экономическом развитии России в первой половине 1990-х гг.

  42. Процесс оформления многопартийной системы России в начале 1990-х гг.

  43. Парламентские выборы в РФ в 1990-е гг. Краткая характеристика структуры и функций российского парламента.

  44. Национальная политика в России в период 1990-х гг. – начале XXI века.

  45. Войны на Северном Кавказе 1990-х гг.: причины, анализ основных событий и итоги.

  46. Экономика РФ во второй половине 1990-х гг. – начале 2000-х гг.

  47. Внешняя политика РФ на рубеже XX – XXI вв.: взаимоотношения со странами Востока и Запада.

  48. РФ и страны СНГ и Прибалтики: достижения и проблемы во взаимоотношениях в 1990-е – начале 2000-х гг.

  49. Развитие отечественной культуры, науки и образования в период 1990-х – начале 2000-х гг.

  50. Внутриполитическое развитие РФ в 2000 – 2007 гг.: общая характеристика.


Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «История»

Программу составил:

Доцент кафедры истории России ИФФ ТГПУ Нестеренко П.Л.


Содержание и порядок проведения текущих, промежуточных и итоговых аттестаций по дисциплине

  1. Текущая аттестация.

Текущая аттестация проводится в форме контрольной точки по дисциплине.

Текущий контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия в следующих формах:

  1. микроконтрольные работы;

  2. контрольные работы;

  3. письменные домашние задания;

  4. написание эссе;

  5. подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  6. подготовка отчетов, групповых и индивидуальных проектов;

  7. промежуточное тестирование по отдельным разделам дисциплины.

  1. Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация (экзамен) проводятся по данной дисциплине в форме тестирования и других форм контроля.

Экзамен проводится следующим образом:

1. тестирование;

2. по утвержденным для данной дисциплине билетам.

  1. Итоговая аттестация

На итоговую аттестацию выносятся следующие разделы дисциплины:
  • Раздел 1. СССР в послевоенный период (1945 – 1953 гг.).


  • Раздел 2. Развитие СССР в 1950-е первой половине 1960-х гг. Хрущевская «оттепель»

  • Раздел 3. СССР в 1964 –1985 гг.

  • Раздел 4. СССР в 1985 -1991 гг.: заключительный период существования советского государства.

  • Раздел 5. Проблемы и перспективы развития современной России

Демонстрационная версия тест-билета по дисциплине 032600 ДПП.Ф.03 История России (1945-2007 гг.)

Задание №1


Следственное дело 1946 г. в отношении маршала А.А. Новикова, народного комиссара

А.И. Шахурина и др. в исторической литературе получило название:


1) «дело авиаторов»; 2) «дело артиллеристов»;

3) «дело танкистов»; 4) «мингрельское дело».


Задание №2

Назовите наиболее серьезных соперников Н.С. Хрущева в борьбе за высшую государственную власть в СССР в первые месяцы после смерти И.В. Сталина:


1) Г.М. Маленков и Л.П. Берия; 2) В.М. Молотов и А.И. Микоян;

3) Л.М. Каганович и К.Е. Ворошилов; 4) Н.А. Булганин и А.Н. Косыгин.


Задание №3


В годы руководства Л.И. Брежнева была сформулирована и стала воплощаться следующая концепция государственно-политического развития СССР:


1) политического плюрализма; 2) «развитого социализма»;

3) построения к 1980 г. коммунистического общества; 4) нового политического мышления


Задание №4


Лидером межрегиональной депутатской группы на I съезде народных депутатов СССР был:

1) А.И. Соженицын; 2) С.С. Сулакшин;

3) Г.Х. Попов; 4) А.Д. Сахаров.


Задание №5


Конституция Российской Федерации была принята:

1) 2 января 1992 г; 2) 25 апреля 1993 г.;

3) 11 октября 1994 г.; 4) 12 декабря 1993.


Задание №6


Указом Президента от 13 мая 2000 г. разделена РФ на

1) 6 федеральных округов; 2) 7 федеральных округов;

3) 8 федеральных округов; 4) 9 федеральных округов


Задание №7


Итогом усиления политического противостояния СССР и крупнейших западных государств стало в период после окончания Второй мировой войны стало следующее явление:


1) полоса дипломатического признания СССР; 2) новое политическое мышление;

3) период разрядки; 4) «холодная война».


Задание №8


Укажите дату вторжения советских войск на территорию Венгрии:


1) апрель-май 1956 г.; 2) июнь-июль 1956 г.;

3) август-сентябрь 1956 г; 4) октябрь-ноябрь 1956 г.


Задание №9


В каком году состоялось подписание в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе:


1) 1971 г.; 2) 1975 г.;

3) 1976 г.; 4) 1980 г


Задание №10


Беловежское соглашение о ликвидации СССР было подписано:

1) 22 декабря 1991 г; 2) 23 августа 1991 г;

3) 8 декабря 1991 г; 4) 25 сентября 1991 г.


Задание №11


С весны 1996 г. был взят курс на создание союзного государства

1) России и Армении; 2) России и Казахстана;

3) России и Беларуси; 4) России и Украины.


Задание №12


Какой из городов-портов Украины является базой Черноморского флота РФ?

1) Севастополь; 2) Керчь;

3) Одесса; 4) Феодосия.


Задание №13


Одним из источников восстановления народного хозяйства СССР в послевоенный период стали:


1) репарации; 2) аннексии;

3) контрибуции; 4) реституции


Задание №14


Какой из перечисленных районов СССР не вошел в программу освоения целинных земель:


1) Северный Казахстан; 2) Западная Сибирь;

3) Закавказье; 4) Поволжье


Задание №15


С именем какого политического деятеля СССР второй половины 1960 – 1970-х гг. связано

проведение экономической реформы 1965 г.:


1) Л.И. Брежнев; 2) А.А. Громыко;

3) М.А. Суслов; 4) А.Н. Косыгин.


Задание №16


Экономическая программа Г.Я. Явлинского и С.С. Шаталина разработанная в 1990 году называлась


1) «О кооперации»; 2) «Об индивидуальной трудовой деятельности»;

3) «О государственном предприятии»; 4) «500 дней».


Задание №17


Политика радикальных экономических реформ 1992 г. получила неофициальное название


1) Новая экономическая политика; 2) Интенсификация производства;

3) Шоковая терапия; 4) Диверсификация экономики.


Задание №18


Крупным центром автомобилестроения в России в начале XXI века является


1) Санкт-Петербург; 2) Новосибирск;

3) Тольятти; 4) Саранск.


Задание №19


Назовите известного советского кинорежиссера, автора кинокартины «Иван Грозный», вторая часть которой вызвала критику официальных властей:


1) С.А. Герасимов; 2) С.М. Эйзенштейн;

3) Л.Д. Луков; 4) Г.В. Александров


Задание №20


Какой из перечисленных советских литературных журналов стал негласным центром сторонников «оттепели»:


1) «Новый мир»; 2) «Октябрь»;

3) «Знамя»; 4) «Дружба народов».


Задание №21


В каком году в Москве состоялись XXII летние Олимпийские игры


1) 1976; 2) 1980;

3) 1984; 4) 1988.


Задание №22


В 1988 г. В СССР официально праздновалось


1) 100-летие В.И. Ленина; 2) 70-летие Октябрьской революции;

3) 1000-летие крещения Руси; 4) 60-летие А.Д. Сахарова.


Задание №23


В 1994 г. в Россию из эмиграции вернулся лауреат нобелевской премии


1) И.А. Бунин; 2) П.Л. Капица;

3) Л.Д. Ландау; 4) А.И. Солженицын.


Задание №24


В каком городе в 2006 году был открыт первый в России Федеральный университет?


1) Ростов на Дону; 2) Иркутск;

3) Новосибирск; 4) Красноярск.

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп ф. 07 Источниковедение для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «Источниковедение»
Дисциплина «Источниковедение» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 032600 дпп. Ф. 06. 1 Отечественная историография Аннотация Дисциплина «Отечетственная историография»
Дисциплина «Отечетственная историография» рассчитана на студентов очной формы обучения по специальности 032600 История
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями к основной образовательной программе подготовки выпускника высшего учебного заведения по специальности 020700 «История»
«История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 03
Целью дисциплины «История России. 1945 – 2007 гг.» является изучение студентами III курса
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс по элективному курсу «История русской императорской армии» для специальности- 032600 «история» Утвержден на заседании кафедры
Программа соответствует основным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история религий»
Учебная дисциплина «История религии» предназначена для обучения студентов по специальности 020600 “Культурология”
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История России (название)
Охватывает период с 1917 по 1945 г. В истории советского общества этого периода выделяются пять крупных этапов
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурное наследие России: история и современность Для студентов экономического и юридического факультетов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурное наследие России: история и современность» / авт сост. Г. А. Попов. – М. Импэ...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 03 История России (1945-2007 гг.) для специальности 032600 История Аннотация Дисциплина «История России (1945-2007 гг.)» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурное наследие России: история и современность Для студентов экономического и юридического факультетов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурное наследие России: история и современность» / авт сост. Г. А. Попов. – М. Импэ...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница