Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении




НазваниеМетодические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении
страница1/5
Дата11.11.2012
Размер0.65 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5



Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении


Вступивший в силу с 1 января 2011 года Федеральный закон от 08 ноября 2010 года № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» расширяет сферу компетенции и ответственности образовательных учреждений, определенную статьей 32 Закона РФ «Об образовании», возлагает на образовательное учреждение решение таких задач, как обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, а также создание и ведение официального сайта образовательного учреждения в сети Интернет.

В данных методических рекомендациях рассматриваются основные вопросы формирования (совершенствования) и функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, позволяющего обеспечить полное и своевременное удовлетворение потребностей органов управления образовательным учреждением в необходимой им информации.

Настоящие методические рекомендации адресованы руководителям и педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, специалистам муниципальных органов управления образованием, экспертам, привлекаемым к осуществлению контрольно-надзорных мероприятий в сфере общего образования.


Осуществление внутреннего мониторинга качества образования для значительного числа образовательных учреждений является достаточно освоенной деятельностью. Но до недавнего времени решение о его организации и проведении принималось лишь отдельными учреждениями (как правило, инновационными), испытывавшими потребность в дополнительной информации о состоянии дел на различных участках, ходе и результатах образовательного процесса в связи реализацией перспективных планов развития образовательного учреждения, программ научно-исследовательской (опытно-экспериментальной) и иной деятельности.

Согласно пункту 3 указанной выше статьи Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность в установленном законом порядке за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции. Это означает, что создание и обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования следует рассматривать не как право образовательного учреждения, а как его обязанность, и ставить законный вопрос, насколько качественно это осуществляется.

Настоящие методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении опираются, во-первых, на общее представление о том, что любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс (совокупность технологических процессов) и потому может быть улучшена. Данное представление является аксиомой концепции всеобщего управления качеством (Total Quality Management), выступающей в качестве теоретической основы организации управления качеством в различных областях производственной и иной деятельности и закрепленной в международных и российских стандартах качества.

Во-вторых, внутренний мониторинг качества образования в образовательном учреждении рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия органами управления образовательного учреждения своевременных и обоснованных решений. Не менее важным в этой связи является также информирование органов управления о последствиях ранее принятых ими решений, о ходе и результатах деятельности учреждения, его отдельных структурных подразделений, должностных и иных лиц. Таким образом, внутренний мониторинг качества образования выступает как вид информационного обеспечения управления образовательным учреждением, дополняющий поток нормативной информации («как должно быть») информацией о реальном положении дел в учреждении («как есть»).

В-третьих, систему внутреннего мониторинга качества образования не следует понимать как дополнительную надстройку в структуре управления образовательным учреждением, возводимую в дань моде и, как считают некоторые руководители образовательных учреждений, просто дублирующую существующую практику информационного обеспечения управления. Организация внутреннего мониторинга – согласно духу и букве первой аксиомы всеобщего управления качеством – заключается в последовательной реорганизации указанной практики, ее совершенствовании в целях получения своевременной, полной и достоверной информации для эффективного управления функционированием и развитием образовательного учреждения.

В-четвертых, из обязательности создания и осуществления внутреннего мониторинга качества образования не следует, что во всех образовательных учреждениях это должно быть сделано совершенно одинаково. Структура и содержание мониторинга качества образования в конкретном образовательном учреждении отражает специфику данного учреждения, особенности его образовательной и иной деятельности. Вместе с тем, существуют определенные требования и правила к его организации и осуществлению, игнорирование которых может свести на нет все затраченные усилия.

Настоящие методические рекомендации призваны способствовать грамотному решению основных вопросов, встающих перед органами управления образовательным учреждением в части формирования (совершенствования) и функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования, что, в свою очередь, позволит обеспечить полное и своевременное удовлетворение потребностей органов управления образовательным учреждением в необходимой им информации.

Под внутренним мониторингом качества образования в образовательном учреждении (ВМК) понимается вид деятельности по информационному обеспечению управления образовательным учреждением, основанной на систематическом стандартизированном изучении состояния основных и обеспечивающих процессов (видов деятельности) данного учреждения, условий и результатов их осуществления.

В приведенном рабочем определении следует выделить ряд наиболее важных моментов. В первую очередь, ВМК осуществляется в интересах управления конкретным образовательным учреждением (ОУ); и его ценность определяется исключительно тем, насколько он соответствует этому предназначению.

Предполагается, что ВМК – это систематически осуществляемая деятельность. Систематичность ВМК означает, с одной стороны, охват мониторингом всех ключевых процессов, объектов и сторон деятельности ОУ, с другой стороны – определенную периодичность (многократность, повторяемость) соответствующих измерений и иных контрольных действий.

Не менее существенным признаком мониторинга вообще и ВМК в частности является указание на обязательную стандартизированность действий, составляющих эту деятельность. Требование стандартизации (жесткой регламентированности, унификации) логически вытекает из предыдущего требования (т.е. систематичности). Данные, предоставляемые ВМК, могут поддаваться сравнению и анализу в динамике только при наличии гарантий, что в течение всего времени осуществления ВМК эти данные собираются, обрабатываются и анализируются однотипно, унифицировано. Если, например, в прошлом учебном году воспитанность обучающихся оценивали посредством устного опроса классных руководителей, а в текущем году – путем анкетирования самих обучающихся, то никаких выводов об улучшении или ухудшении результатов воспитательной работы в ОУ делать нельзя.

Требование стандартизированности относится не только к используемым методам и средствам изучения состояния объектов управления, но и к срокам их изучения. Очевидно, что если год назад обучающихся, завершивших обучение по образовательной программе начального общего образования, тестировали в мае, а в этом году — в силу ряда обстоятельств — это провели лишь в сентябре, есть серьезные основания сомневаться в сопоставимости результатов. Даже несмотря на то, что и тесты были те же самые, и процедура тестирования была соблюдена точно, и проводили тестирование те же люди.

Разумеется, сказанное выше не означает, что во всех ОУ должны использоваться одни и те же методы, средства, процедуры, временные графики и т.д. Каждое ОУ вправе самостоятельно определять содержание и порядок осуществления ВМК. Но сделав это, ОУ должно в последующем настаивать на безусловно точном соблюдении установленного порядка и пресекать несанкционированные отступления от него со стороны отдельных исполнителей, чем бы такое «творчество» ни оправдывалось. Если в определенный момент становится очевидным, что те или иные методы, средства или процедуры ВМК исчерпали себя, либо были выбраны ошибочно, ОУ вносит необходимые изменения и реализует ВМК с учетом этих изменений.

Место ВМК в общем кортеже процессов (видов деятельности) ОУ определяется его назначением и предоставляемыми им возможностями с точки зрения интересов обеспечения органов управления ОУ информацией о других процессах, осуществляемых в данном учреждении.


Таблица 1

Перечень основных и обеспечивающих процессов

(видов деятельности) ОУ


Процессы

Ожидаемый продукт (результат) процесса

Деятельность руководства ОУ

Определение стратегии, политики и целей деятельности ОУ

Стратегия, политика и цели деятельности ОУ

Планирование деятельности ОУ в целом. Организация планирования в ОУ

Перспективные и оперативные планы деятельности ОУ, структурных подразделений, должностных лиц

Распределение ответственности и полномочий

Полное и последовательное распределение ответственности и полномочий между органами управления, структурными подразделения, отдельными должностными лицами

Анализ деятельности ОУ со стороны руководства

Управленческие решения.

Информирование учредителя и общественности о деятельности ОУ

Своевременное обеспечение учредителя и общественности достоверной информацией о деятельности ОУ в установленных объемах

Основные процессы

Разработка основных образовательных программ

Основные образовательные программы, соответствующие нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

Прием обучающихся

Контингент обучающихся


Реализация основных образовательных программ

Достижение и подтверждение обучающимися определенного образовательного уровня, предусмотренного федеральными государственными образовательными стандартами

Воспитательная и внеучебная работа с обучающимися

Воспитанность обучающихся. Личностный опыт социально полезной деятельности обучающихся

Разработка дополнительных образовательных программ

Дополнительные образовательные программы, соответствующие социальным и личностным ожиданиям

Реализация дополнительных образовательных программ

Обогащение личностного опыта, развитие интересов и специальных способностей обучающихся

Предоставление платных образовательных услуг

Удовлетворение индивидуальных образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), населения

Обеспечивающие процессы

Управлением персоналом

Соответствие работников квалификационным требованиям по занимаемым ими должностям

Управление образовательной средой

Материальные, санитарно-гигиенические и иные условия обучения, соответствующие нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям

Управление социальной инфраструктурой

Условия для питания, медицинского обслуживания и проживания1 обучающихся, соответствующие нормативным требованиям

Библиотечно-информационное обслуживание обучающихся и работников ОУ

Удовлетворение информационных запросов участников образовательного процесса в ОУ

Управление производственной средой

Условия труда работников ОУ, соответствующие нормативным требованиям. Выполнение обязательств по коллективному договору и иным соглашениям в области трудовых отношений между работодателем и работниками

Управление закупками

Своевременное и полное обеспечение ОУ товарами и услугами сторонних организаций, необходимыми для деятельности ОУ

Обеспечение безопасности жизнедеятельности

Безопасные условия пребывания участников образовательного процесса в здании и на территории ОУ

Социальная поддержка обучающихся и работников

Выполнение мероприятий по социальной поддержке

Измерение, анализ и улучшение

Мониторинг, анализ и измерение процессов

Своевременное обеспечение органов управления достоверной и полной информацией о состоянии ОУ

Управление несоответствиями

Устранение несоответствий

Улучшение процессов

Улучшение процессов


В приведенном в Таблице 1 перечне ВМК занимает особое место. С одной стороны, это один из самостоятельных процессов, входящий в группировку «Измерение, анализ и улучшение», с другой – как бы «накрывает» все остальные процессы (виды деятельности) ОУ, выступая в качестве одного из основных источников информации об их состоянии в прошлом, настоящем и даже — при определенных условиях — в ближайшем будущем.

В этой связи ВМК можно рассматривать как «правопреемника» внутришкольного контроля. Последний в его традиционном, наиболее распространенном понимании обычно ограничивался осуществлением контроля за деятельностью педагогических работников и результатами обучения обучающихся, воплощаясь в таких форматах, как «персональный контроль», «классно-обобщающий контроль», «тематический контроль». Современное трактовка понятия качества образования, включающая в это понятие качество не только педагогической деятельности и ее результатов, но и других видов деятельности, а также условий для их осуществления, означает, что содержание внутришкольного контроля должно быть дополнено и систематизировано (распределено) с учетом функциональных возможностей других доступных инструментов информационного обеспечения управления ОУ.

Мониторинг, анализ и измерение процессов


Внутренний мониторинг качества образования в ОУ

Внутренний административный контроль

Специальные исследования


Систематическое регламентированное локальными правовыми актами ОУ отслеживание состояния постоянно осуществляемых основных и обеспечивающих процессов ОУ, непосредственно определяющих качество образования в ОУ

Осуществление текущего контроля выполнения перспективных, годовых и оперативных планов (программ), приказов и распоряжений органов управления (должностных лиц) ОУ, проведения отдельных запланированных мероприятий

Изучение, анализ и измерения различных объектов (процессов, явлений и т.д.), осуществляемые внешними организациями, а также силами ОУ по соответствующим разовым запросам органов управления ОУ



Рис. 1. Процессы информационного обеспечения управления ОУ


По определению, ВМК осуществляется силами самого ОУ, т.е. силами его работников и, в ряде случаев, других участников образовательного процесса. Соответственно, в содержание ВМК не включаются государственная (итоговая) аттестация обучающихся и другие виды деятельности по изучению и оценке качества образования в ОУ, осуществляемые внешними организациями, в том числе международные, федеральные и другие мониторинговые исследования в области образования. Смысл и управленческая ценность ВМК заключается в том, чтобы обеспечить органы управления ОУ достоверной оперативной информацией о качестве образования до того, как ими будут получены какие бы то ни было сведения о нем (т.е. о качестве образования в ОУ) извне. Более того, что касается мониторинговых исследований регионального и более высокого уровня, вероятность участия в них конкретного ОУ сравнительно невелика и обусловлена, главным образом, случайностью в ее вероятностно-статистическом смысле. Управление же качеством образования в ОУ осуществляется «здесь и сейчас», планомерно и систематически, и постоянно нуждается в полной и точной оперативной внутренней информации, которую другие организации, по определению, предоставить не могут.

Назначение и место внутреннего административного контроля — в связи с развертыванием и осуществлением ВМК — уточняется с учетом актуальных управленческих задач, которые в содержание ВМК не включены (Рис. 1). Специфика последнего определяется тем, что он обеспечивает органы управления ОУ информацией о постоянно осуществляемых процессах (видах деятельности), регламентируемых локальными нормативными актами (уставом, положениями, инструкциями, в том числе должностными, и т.п.). В этой связи, внутренний административный контроль позиционируется как контроль исполнения организационно-распорядительных актов оперативного характера (приказов и распоряжений администрации, решений органов самоуправления ОУ, годовых и оперативных планов), т.е. предоставляет информацию о полноте и своевременности выполнения структурными подразделениями и отдельными должностными лицами ОУ конкретных действий (мероприятий, задач). Эта информация представляет собой очевидную управленческую ценность и логично дополняет информацию о состоянии основных и обеспечивающих процессов в ОУ, предоставляемую ВМК.

Как было указано выше, общую организацию ВМК целесообразно рассматривать как реорганизацию (совершенствование) практики внутриучрежденческого контроля с учетом особенностей конкретного образовательного учреждения и современных требований к основным и обеспечивающим процессам (видам деятельности), условиям и результатам их осуществления. Организация ВМК включает определение целей и задач, объектов и предмета (показателей) ВМК, форм и порядка сбора, обработки, предоставления и хранения представления информации, распределение функций (полномочий) и ответственности между непосредственными исполнителями, а также материальных, временных и иных необходимых ресурсов.


Проработка основных компонентов системы ВМК в ОУ, проектное моделирование (реорганизация) структуры этой системы в целом, связей между ее отдельными компонентами, определение информационных потоков и массивов завершается нормативным закреплением результатов этой работы. Очевидно, что любая вновь созданная или реорганизованная система видов практической деятельности должна быть нормативно регламентирована.

Можно выделить, два варианта нормативной регламентации, которые, друг друга не исключают. Первый заключается в подготовке, принятии, утверждении и введении в действие локального нормативного акта (положения, программы, регламента), устанавливающего содержание и порядок осуществления ВМК в конкретном образовательном учреждении. Второй вариант не предусматривает создание нового правового акта, но требует внесения необходимых изменений (дополнений) в уже имеющиеся акты: положения о структурных подразделениях, должностные инструкции отдельных работников, годовые и оперативные планы работы ОУ, а также планы его органов управления и структурных подразделений.

Программа (технический регламент) внутреннего мониторинга качества образования представляет собой документ, определяющий исчерпывающий систематизированный перечень объектов мониторинга и характеризующих их показателей, отобранных с учетом информационных потребностей (функционала) органов управления функционированием и развитием ОУ. В отношении каждого показателя указываются используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность (при необходимости – конкретные календарные сроки) сбора этих данных, их статистической (аналитической) обработки и предоставления результатов указанной обработки. В целях обеспечения полной и своевременной реализации в программе должны быть определены конкретные исполнители из числа должностных лиц ОУ, непосредственно осуществляющие сбор, обработку, предоставление и хранение информации.

Поскольку программа ВМК представляет собой не организационно-распорядительный, а скорее, нормативный акт (т.е. рассчитана на неоднократное применение в течение достаточно длительного времени), при определении исполнителей рекомендуется указывать не конкретные персоналии (Иванов, Петров и т.д.), а должности работников или функционально-деятельностные позиции2, существующие в данном ОУ. Тогда, кто бы ни занимал в тот или иной момент времени соответствующую должность (замещал временно отсутствующего работника, занимающего эту должность), имеются определенные гарантии, что необходимые работы будут выполнены своевременно и в полном объеме.

В Приложении 3 к настоящим методическим рекомендациям приводится примерный перечень должностей (функциональных позиций, не связанных с занятием отдельной должности) работников, так или иначе привлекаемых к выполнению работ в рамках ВМК.

При этом важно обратить внимание на то, что в осуществлении мониторинга качества образования принимают участие не только руководители и педагогические работники ОУ, но и другие работники. Речь идет о работниках из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, чья профессиональная деятельность непосредственно связана, например, с созданием и поддержанием необходимых материально-технических, санитарно-гигиенических и иных условий для осуществления образовательного процесса. Так, нет каких-либо существенных препятствий для того, чтобы сбор данных в части соблюдения теплового режима в учебных помещениях (т.е. измерение температуры воздуха) осуществляли уборщицы в ходе выполнения своих должностных обязанностей, незамедлительно предоставляя, в случае обнаружения каких-либо отклонений, соответствующую информацию заведующему хозяйством или дежурному администратору ОУ.

Иными словами, при определении конкретных исполнителей работ, предусматриваемых программой ВМК, следует руководствоваться принципом обеспечения минимально достаточной компетентности исполнителя. Сбор, обработка и хранение данных должны возлагаться на должностных лиц, чья компетентность позволяет выполнять эти функции с достаточным качеством, по возможности избегая передачи последних работникам, занимающим более «высокое» должностное положение или имеющим более высокий образовательный уровень (квалификацию). В противном случае сравнительно простая работа будет выполняться высококвалифицированными исполнителями, т.е. с избыточным качеством, что означает неэффективное использование кадровых ресурсов.

Не менее важным требованием — в случае правовой регламентации ВМК посредством единой программы — является дополнение должностных инструкций работников, а также положений о структурных подразделениях ОУ ссылками на эту программу. Тем самым обеспечивается взаимосвязь отдельных нормативных актов ОУ и, соответственно, выполнение необходимых работ. Указанную ссылку обычно включают в текст пункта должностной инструкции, определяющего перечень документов (правовых актов), которыми данный работник руководствуется в своей деятельности.

Например:

« 1. Общие положения

1.6 В своей деятельности работник руководствуется уставом ОУ и другими локальными правовыми актами, регламентирующими порядок осуществления основных видов деятельности, предусмотренных уставом ОУ, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности, программой внутреннего мониторинга качества образования (в части, касающейся работника), приказами и распоряжениями должностных лиц, которым он подчинен, и настоящей должностной инструкцией…»


Ссылка на программу ВМК может быть приведена и в другом разделе должностной инструкции — «Функции (или должностные обязанности) работника»:


« 2. Функции работника

2.1. Работник:

выполняет функции, отнесенные к его компетенции в соответствии с утвержденной программой внутреннего мониторинга качества образования в ОУ…»


Очевидным достоинством рассматриваемого варианта правового закрепления ВМК является возможность изменения функционала и ответственности всех работников ОУ в области мониторинга путем внесения необходимых изменений всего лишь в один правовой акт ОУ — программу ВМК. Порядок выполнения отдельных видов работ, связанных с измерением по установленным показателям, обработкой данных и т.д., в этом варианте регламентируется соответствующими рабочими (методическими) инструкциями, выступающими в качестве приложений к программе ВМК.

Второй вариант, как уже указывалось, заключается в организации осуществления ВМК путем доработки (внесения изменений) отдельных нормативных актов (положений о структурных подразделениях, должностных инструкций работников и др.) В этом случае в них конкретно указывают, какие именно функции, связанные с осуществлением ВМК, выполняет то или иное структурное подразделение, либо должностное лицо. Данный вариант представляется более трудоемким и требующим особого внимания в случае каких-либо изменений в распределении видов и объемов работ (функций); поэтому рекомендуется только для образовательных учреждений, характеризующихся достаточно высоким уровнем организационной культуры и делопроизводства в частности.


Более подробно: «Организация внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении: Методические рекомендации/Авт.-сост. С.Н.Кучер. – Барнаул, 2011. – 145 с.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ по специальностям
Методические рекомендации составлены в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения т защиты курсовой работы по дисциплине...
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации по совершенствованию качества образования
Министерства образования Республики Беларусь от 23. 09. 2010 г. №612 «Об организации и проведении мониторинга качества общего среднего...
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconУправление образования и науки Липецкой области Детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) организация туристско-краеведческой работы в школе (методические рекомендации)
Методические рекомендации по организации туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении 2008. – 48 с
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconБюллетень Центра мониторинга
Цель настоящего издания – информирование об организации системы мониторинга качества образования в ИвГУ, ее документационном, научно-методическом...
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconРекомендации по организации работы методического объединения учителей обществоведческих дисциплин в образовательном учреждении
Обеспечения современного уровня преподавания, совершенствования профессионального мастерства педагогов, повышения качества знания...
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconАналитическая справка по результатам мониторинга оценки качества предметной обученности школьников в оу района февраль-март 2011 г
В соответствии с Решением совещания руководителей оу района от 17. 01. 2011 года, на основании Приказа гоу дппо цпкс от 31. 01. 2011...
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconРекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида 20 января, 2004 Рубрика
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29/2194-6
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении icon«Психолого-педагогические аспекты организации питания в дошкольном учреждении»
...
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconПроект опытно-экспериментальной работы «Карьероформирующая методическая работа в образовательном учреждении»
Вместе с тем, в практике организации этой работы в образовательном учреждении существуют явные противоречия между
Методические рекомендации по организации внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении iconМетодические рекомендации по организации функционирования системы менеджмента качества в коммерческом банке
Взаимосвязь системы менеджмента качества и стандартов качества банковской деятельности арб 33
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница