Образовательная программа мбоу «сош №5»




НазваниеОбразовательная программа мбоу «сош №5»
страница1/28
Дата11.11.2012
Размер2.08 Mb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

города Набережные Челны Республики Татарстан

Введена в действие Принята на заседании

приказом №144 педагогического совета

от «27» августа 2011г. (протокол № 01 от 27.08.2011)

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ Р.М.Мансуров

Образовательная программа

МБОУ «СОШ №5»


НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

2011г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы

Образовательная программа школы №5

Основной разработчик Программы


Администрация школы, совет школы

Цель Программы

Получение нового качества образования обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» на основе внедрения новых информационных технологий, отвечающего требованиям современного общества.

Основные задачи

образовательной программы начального общего образования

Создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой  через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.


Основные задачи

образовательной программы основного общего образования


Создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной  индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации  образования, организацию образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Основные задачи

образовательной программы среднего (полного) общего  образования

Выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через   создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться  в выбранном вузе.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Получение нового качества образования обучающихся на основе внедрения новых информационных технологий, отвечающего требованиям современного общества. Высокая учебная мотивация учеников. Улучшение показателей психологического, физического здоровья обучающихся



Содержание:

  1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовая база

1.2. Цели и задачи

1.3. Особенности условий

1.4. Принципы построения

  1. Образовательная программа начального общего образования

2.1. Пояснительная записка

2.2. Учебный план

2.3. Учебные программы

2.4. Условия реализации образовательной программы

2.5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений

  1. Образовательная программа основного общего образования

    1. Пояснительная записка

    2. Учебный план

    3. Учебные программы

    4. Условия реализации образовательной программы

    5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений

  2. Образовательная программа среднего (полного) общего образования

    1. Пояснительная записка

    2. Учебный план

    3. Учебные программы

    4. Условия реализации образовательной программы

    5. Планируемые результаты и способы оценивания достижений

  3. Приложения

1. Пояснительная записка к образовательной программе школы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» города Набережные Челны является общеобразовательной средней школой.

В соответствии с Федеральным законодательством (ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании») «разработка и утверждение … образовательных программ ...» отнесена к компетенции образовательного учреждения. Образовательная программа школы сформирована, исходя из положений Закона Российской Федерации «Об образовании». В статье 9 (п.1) поясняется, что «образовательная программа определяет содержание образования определённого уровня и направленности», а в статье 14 (п. 5) говорится, что «разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов» относятся к компетенции образовательного учреждения.

Образовательная программа школы представляет собой совокупность основных и дополнительных образовательных программ и соответствующих им образовательных технологий, определяющих содержание образования и направленных на достижение прогнозируемого результата деятельности школы.

1.1. Нормативно – правовая база.

Образовательная программа - документ, определяющий путь достижения образовательного стандарта, характеризующий специфику и особенности образовательного учреждения.

Нормативно-правовой базой образовательной программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»; нормативные документы МОиН РФ, МОиН РТ, Управления образования;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вида (СанПиН 2.4.2.1178-02);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении;

  • Устав школы и локальные акты ОУ;

  • Лицензия образовательного учреждения.


Закон РФ «Об образовании»

  • Статья 9 п. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

  • Статья 10 п.1. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно – заочной (вечерней), заочной, форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

  • Статья 12 п.1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

  • Статья 12 п. 6. Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид, категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

  • Статья 14 п.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утвержденной и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

  • Статья 14 п.8. Образовательное учреждение при реализации образовательных программ использует возможности учреждений культуры.

  • Статья 17 п.3 Образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

  • Статья 19 п.1. Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

  • Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов.

  • Статья 32 п.2.6. К компетенции образовательного учреждения относятся разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

  • Статья 55 п.4. При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении

  • п.36. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.


1.2. Цели и задачи.

Сегодня руководство страны, республики, города ставит проблему формирования современной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики. Президентом страны определена Национальная образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа», основными составляющими которой являются обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная инфраструктура, здоровье учащихся.

Цель образовательного процесса – повысить качество и эффективность школьного образования.

Задачи образовательного процесса:

- развить содержание образования учащихся с учётом требований общества к выпускнику школы;

- обеспечить становление личности, способной к активной деятельности по преобразованию действительности;

- способствовать всемерному интеллектуальному, эстетическому, нравственному, физическому развитию личности каждого ученика.

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №27» направлена:

- на обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

- на реализацию права ребёнка на получение общего среднего и дополнительного образования.

- на обеспечение непрерывности образования: 1 ступень – 2 ступень – 3ступень

В школе особое внимание уделяется формированию личности учащихся, а именно:

  • повышению уровня культуры личности школьников

  • обеспечению возможности накопления школьниками опыта выбора;

  • воспитанию уважения к закону, правопорядку;

  • развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и

  • досуговой деятельности;

  • развитию культуры умственного труда учащихся, навыков самообразования.


Названные ориентиры в условиях следования базовой образовательной программе

  • обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности,

  • нацеливают на воспитание выпускника - человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.


1.3. Особенности условий.

При разработке образовательной программы учтены:

- возможности образовательной среды;

-уровень готовности учителей к реализации вариативных образовательных программ: в ОУ работает высококвалифицированный коллектив;

- материально-техническое обеспечение учебного процесса

- в школе созданы комфортные условия для всех участников образовательного процесса;

-традиции, сложившиеся за годы работы ОУ: годовой круг праздников, участие в инновационной деятельности педагогического коллектива и т.д.

1.4. Принципы построения.

Образовательная программа определяет:

  • цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия через содержание учебных предметов и педагогических технологий;

  • учебно-методическую базу реализации учебных программ.

Образовательная программа устанавливает содержание и способы взаимодействия с другими школами, научными учреждениями и предприятиями в целях развития творческого потенциала учащихся, выявления и объективной оценки их достижений.

Образовательная программа регламентирует:

  • условия освоения образовательной программы;

диагностические процедуры для объективного поэтапного учета образовательных достижений учащихся;

  • организационно-педагогические условия реализации программ общего и дополнительного образования.

Основным условием эффективности обучения и обеспечения его вариативности является:

  • обеспечение широкой образовательной подготовки, ядро которой является общей частью всех учебных программ;

  • создание необходимых условий для развития личностной мотивации, обеспечивающей развитие когнитивных и креативных способностей учащихся;

  • использование современных образовательных технологий;

  • широкое развитие сети внеклассной работы;

  • использование различных видов информационных ресурсов для обеспечения, как потребностей обучения, так и личных информационных потребностей учащихся.

Выполнение указанных условий позволит школе реализовать педагогически, психологически, дидактически и материально-технически обеспеченное образовательное пространство для создания оптимальных условий самоопределения и развития личности учащихся.

В тексте представлены образовательные программы

  • начального общего образования (2-4 классы);

  • основного общего образования (5-9 классы);

  • среднего общего образования (10-11 классы).

Описание образовательных программ на каждой ступени соответствует принятой структуре образовательных программ.

Образовательная программа - это маршрут, на котором образовывается личность, вместе с тем - это нормативный текст, в котором определены цели, ценности образования на соответствующей его ступени, а также пути их достижения.


2. Образовательная программа начального общего образования

I ступень обучения (2-4 классы)

2.1. Пояснительная записка.

I ступень обучения – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.


Педагогический коллектив школы на первой ступени обучения:

  • создает условия для проявления и развития способностей и интересов ребёнка;

  • формирует желание и умение учиться, обеспечивает развитие у ребенка чувства собственной компетентности;

  • мотивирует интерес к знаниям и самопознанию;

  • оказывает помощь в приобретении опыта общения и сотрудничества, формирует первые навыки творчества;

  • обеспечивает достаточно прочную базовую общеобразовательную подготовку, которая дает выпускнику начальной школы эффективно продвигаться в условиях разноуровневого обучения к следующей ступени.

Важнейшим приоритетом начального образования первой ступени является формирование учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предоставляет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Модель выпускника начальной школы.

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие учащихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, навыками элементарного теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования должны:

  • освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;

  • овладеть навыками учебной деятельности, сложными дидактическими умениями в соответствии со ступенью обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;

  • овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.

У выпускников начальной школы должны быть сформированы следующие ключевые компетентности:

  • ценностно-смысловые компетентности:

Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как семья, школа, Родина, природа, дружба со сверстниками, уважение к старшим. Готовность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение.

  • общекультурные компетентности:

Осведомлённость учащихся в особенностях национальной и общечеловеческой культур, духовно-нравственных основах жизни человека и человечества. Уроки «Литературного чтения» помогают детям понять и принять данную компетенцию. Потребность выполнять правила для учащихся, уметь различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

  • учебно-познавательные компетентности:

Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основы индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

  • информационные компетентности:

Готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

  • коммуникативные компетентности.

Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками такими, как умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

  • социально-трудовые компетентности и компетенции личностного самосовершенствования.

Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно-полезных дел, осуществлении индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и в школе. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным.

Желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.


2.2. Учебный план

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» составлен на основе Базисного учебного плана, утверждённого приказом МО и Н РТ № 3934/11 от 02.08.2011 года «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего образования». При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между отельными учебными предметами. Образовательные программы и учебный план школы предусматривают выполнение государственного образовательного стандарта. Рабочие программы выполнены по единой форме, с указанием используемого учебно-методического комплекта. Содержание и структура образовательной программы реализуемой посредством данного учебного плана, обусловлена статусом школы.

Требования государственного образовательного стандарта в части образовательного минимума содержания образовательных программ выполняются в полном объёме, исполняется федеральный и региональный компонент. Максимальный объём учебный нагрузки соответствует требованиям СанПиНа.

Учебный план для 2-4 классов ориентирован на четырёхлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года во II-IV классах – не менее 35 учебных недель. Продолжительность урока для 2-4 классов – 45 минут. Режим работы 2-4-х классов по шестидневной учебной неделе.

I ступень обучения – сложившееся, самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного и общего образования. Усиление внимания к воспитанию и развитию школьников определяет ориентацию на достижение планируемых результатов не только на предметные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпускника начальной школы качества, как учебная и речевая деятельность, культура поведения, усвоение эстетических норм и другое. На первой ступени обучения закладывается база, фундамент всего последующего образования. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими.

Образовательный процесс в начальной школе основывается на системе обучения по программе «Школа России». Учебный план составлен для 6-дневной недели во 2-х-4-х классах. Продолжительность учебного года: 2 – 4 классы -  35 учебных недель Продолжительность уроков  45 минут.

Компонент образовательного учреждения во 2-х-4-х классах распределен следующим образом:

Учебные предметы

Количество часов

Классы

Русский язык

1 час

2а, 2б,3а, 3б, 4а,4б

Литературное чтение

1 час

2а,2б

  Английский язык. Учебный предмет изучается со 2 по 4 класс по УМК авторов Биболетовой М.З., Денисенко О.А., Трубаневой Н.Н. в объеме 2-х часов в неделю. Методическая концепция данного курса характеризуется следующими основными положениями:

  • стремление к максимально возможному развитию умений реального речевого общения;

  • параллельное (комплексное) обучение языковому материалу в слушании, говорении, чтении и письме;

  • формирование навыков грамматического, лексического и отчасти фонетического оформления речи.

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается со 2 по 4 класс по 2 часа в неделю. Учебный предмет является интегрированным. Элементы основ безопасности жизнедеятельности, а также разделы социально-гуманитарной направленности преподаются в качестве модулей, включенных в содержание предмета «Окружающий мир».

«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)», направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности, изучаются в III-IV классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология (Труд)» Данный предмет способствует развитию логического и абстрактного мышления, что позволяет учащимся начальной школы успешно обучаться математике.

На преподавание учебного предмета «Физическая культура» отведено по 3 часа в неделю.

Учебный план ориентирован на непрерывность и преемственность в содержании с основным общим образованием. Обеспечивает целостность педагогической системы школы и создает условия для эффективной организации образовательной деятельности на основе концептуальных принципов учреждения, а также учитывает культурно-образовательные потребности и запросы регионального и местного уровня. Учебный план составлен в соответствии с максимально допустимым в неделю объемом учебной нагрузки: во 2-4 классах - 26 учебных часов.

     В учебном плане представлены все образовательные области, предусмотренные базисным планом.


2.3. Учебные программы

Обучение осуществляется по типовым государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованным МОи Н РФ.

В школе реализуется программа предшкольного образования для будущих первоклассников, выравнивающая стартовые условия для получения начального образования и делающая доступным качественное обучение на первой ступени. Внутренним условием, обеспечивающим качественную реализацию программ, является их преемственность и завершенность, которая обеспечивается использованием учебно-методических комплектов одной линии.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Образовательная программа мбоу «сош №5» iconПрограмма основного общего образования (5-9 классы) Г. Коммунар 2011 год пояснительная записка образовательная программа мбоу «Коммунарская сош №1»
Образовательная программа мбоу «Коммунарская сош №1» разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми Министерством образования...
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОбразовательная программа для классов, реализующих
Образовательная программа мбоу «Ахтубинская сош» Красноярского района Астраханской области направлена
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОбразовательная программа мбоу «сош №1 им. Созонова Ю. Г.»
Мбоу «сош №1 им. Созонова Ю. Г.» является общеобразовательной средней школой и стремится построить программу образования таким образом,...
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Направить на единый государственный экзамен по биологии 28. 05. 2012 г по маршруту: мбоу «сош №13» мбоу «сош №5» -мбоу «сош №13»...
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОбразовательная программа мбоу сош №1 города Семенова
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 города Семенова...
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОсновная образовательная программа ноо мбоу гусинской сош краснинского района смоленской области

Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №21»
Образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступенях общего образования. Она представляет...
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОбразовательная программа направлена на реализацию Закона РФ «Об образовании»
Программа предназначена для реализации начального общего образования в мбоу сош №13 города Подольска с 2011года
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11» города Калуги
Образовательная программа утверждена решением педагогического совета мбоу средняя общеобразовательная
Образовательная программа мбоу «сош №5» iconОсновная образовательная программа муниципального
Паспорт основной образовательной программы начального общего образования мбоу сосновской сош №1
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница