Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений




Скачать 148.6 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Дата11.11.2012
Размер148.6 Kb.
ТипМетодические рекомендации


Департамент образования, культуры и молодёжной политики

Белгородской области


ГОУ ДПО Белгородский региональный институт повышения квалификации

и профессиональной переподготовки специалистов


Методические рекомендации

«Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2010году в целях совершенствования преподавания физики в 2010 - 2011 учебном году»


Письмо подготовлено старшим методистом кабинета естественно-математических дисциплин БелРИПКППС Л.Л. Коцаревым

Содержание настоящего письма направлено на оказание методической помощи учителям в работе при подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников основной школы.

Результаты выполнения экзаменационной работы позволяют оценить уровень общеобразовательной подготовки по физике выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Полученные выпускниками оценки на экзамене должны быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Содержание экзаменационной работы 2010 года определялось на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Контрольные измерительные материалы для государственной итоговой аттестации выпускников основной школы по физике строились с учетом необходимости проверки всех формируемых в рамках преподавания предмета видов деятельности, включая полноценный контроль экспериментальных умений. Для этого в работу было включено экспериментальное задание на реальном оборудовании.

Кроме того, в экзаменационной работе за курс основной школы был широко представлен блок по проверке овладения учащимися приемами анализа информации физического содержания. С этой целью в КИМ включались задания на основе текстов естественнонаучной тематики. Содержание текстов конструировалось на материале, выходящем за рамки программы основной школы по физике. Основная цель — контроль понимания информации физического содержания и умения применять новую информацию с учётом имеющегося запаса знаний.

В 2010 году, по сравнению с предыдущими годами, был более широко представлен блок заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), и качественных вопросов по физике на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов.


Краткая характеристика контрольных измерительных материалов 2010 г.

Каждый вариант экзаменационной работы состоял из трех частей и включал 26 заданий. Часть 1 содержала 18 заданий с выбором ответа, часть 2 – 4 задания, к которым требовалось привести краткий ответ в виде набора цифр или числа, часть 3 – 4 задания с развернутым ответом. На выполнение экзаменационной работы отводилось 150 минут. Максимальный первичный балл за правильное выполнение всей экзаменационной работы — 36 баллов.

В экзаменационной работе проверялись знания и умения, приобретенные в результате освоения следующих разделов курса физики основной школы:

  1. - механические явления;

  2. - тепловые явления;

  3. - электромагнитные явления;

  4. - квантовые явления.

Общее количество заданий в экзаменационной работе по каждому из разделов приблизительно пропорционально его содержательному наполнению и учебному времени, отводимому на изучение данного раздела в школьном курсе.

Экзаменационная работа позволяет проверить сформированность у выпускников следующих умений, видов деятельности.

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики:

1.1. знание и понимание смысла понятий;

    1. 1.2. знание и понимание смысла физических величин;

    2. 1.3. знание и понимание смысла физических законов;

    3. 1.4. умение описывать и объяснять физические явления.

2. владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальными умениями

3. решение задач различного типа и уровня сложности

4. понимание текстов физического содержания.

В экзаменационной работе были представлены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности. Задания базового уровня
(14 заданий с выбором ответа и 2 задания с кратким ответом) проверяли владение наиболее важным понятийно-терминологическим аппаратом школьного курса физики на уровне простого воспроизведения или действия в стандартной учебной ситуации, а также умение отвечать на прямые вопросы к тексту, извлекать информацию из таблиц и графиков. Задания повышенного уровня сложности были включены во все три части работы: 4 задания с выбором ответа, 2 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом. Эти задания были направлены на проверку умения применять знания в измененной ситуации, умения решать физические задачи с использованием одного закона или формулы, строить на основе имеющихся теоретических знаний логически связные объяснения процессов и явлений в окружающей жизни. Задания высокого уровня (№23, №24 и №25 в третьей части работы) проверяли сформированность экспериментальных умений и умения решать задачи на применение не менее двух законов или формул из одного или двух разделов курса физики.


Основные результаты и анализ выполнения заданий ГИА 2010 года

При проведении экзамена использовалась единая система пересчета первичных баллов в традиционные школьные отметки по пятибалльной шкале, при этом учитывался процент выполнения заданий различного уровня сложности. В нижеследующей таблице отражены соотношения между первичным баллом и отметками по пятибалльной шкале.



Первичный тестовый балл

менее 9

9 - 17

18 - 26

27 - 36

Отметка по 5-балльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»





Всего в тестировании приняли участие 1216 обучающихся общеобразовательных учреждений области.


Распределение участников ГИА по полученным отметкам:


На «5» - 689 участников

На «4» - 443 участника

На «3» - 82 участника

На «2» - 2 участника


Результаты экзамена по физике (в новой форме) в каждой территории области представлены в сборнике, подготовленном специалистами Белгородского центра оценки качества образования «Статистика основных результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Белгородской области» (Белгород, 2010).

Процент отличных отметок в среднем по области (56,66%) оказался достаточно высоким, а неудовлетворительных отметок (0,16%) – низкий. Средний тестовый балл по области составил 26,87. Данные результаты свидетельствуют об осознанности выбора экзамена по физике обучающимися Белгородской области и возможности отбора учащихся в профильные классы по результатам экзамена.

При анализе содержательный элемент считался усвоенным, если процент выполнения для заданий с выбором ответа превышает 65%, а для заданий с кратким и развернутым ответом – 50%.

В сборнике также представлены статистические данные о невыполнении участниками экзамена заданий с выбором ответа, отражены данные о количестве участников экзамена не выполнивших задания частей А, В и С.

Анализ результатов показал, что среди заданий базового уровня сложности с выбором ответа затруднения вызвали задания №3, №11, №12, проверяющие следующие элементы:

закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии;

магнитное поле, электромагнитная индукция;

электромагнитные колебания и волны. Элементы оптики.

На долю механики приходилось менее трети заданий с выбором ответа. На уровне 65% выполнения и выше усвоены элементы знаний, проверяемые следующими заданиями базового уровня:

определение ускорения по графику зависимости скорости от времени;

расчёт скорости и пути при равномерном и равноускоренном движении;

применение формулы для центростремительного ускорения;

расчет скорости при свободном падении тела;

применение формулы для силы Архимеда;

применение закона сохранения механической энергии при решении качественных задач.

Среди заданий базового уровня с выбором ответа затруднения вызвали вопросы, проверяющие следующие элементы:

анализ формул для силы всемирного тяготения, силы упругости;

анализ изменения импульса тела или его кинетической энергии по графику зависимости скорости тела от времени;

применение формулы для потенциальной энергии;

применение закона сохранения механической энергии при решении качественных задач;

качественные вопросы на гидростатический парадокс.

В варианты КИМ было включено не менее двух заданий с выбором ответа по темам: «Строение вещества. Внутренняя энергия. Виды теплопередачи» и «Количество теплоты. Изменение агрегатных состояний вещества», одно задание с кратким ответом на применение формулы для расчета количества теплоты при нагревании (плавлении, парообразовании). Кроме того, в число заданий с развернутым ответом была включена комплексная расчетная задача, включающая применение знаний по теме «Тепловые явления».

Анализ результатов тестирования показывает, что выпускники основной школы на уровне 65% выполнения и выше усвоили проверяемые элементы знаний:

- виды теплопередачи;

- анализ графиков зависимости температуры от времени нагревания или охлаждения веществ;

- формулы для расчета количества теплоты при нагревании;

- формулы для расчета количества теплоты при плавлении и кипении.

Сложности у выпускников вызвали задания, требующие провести количественный анализ графиков зависимости температуры от полученного количества теплоты.

В варианты экзаменационных работ по данной теме были включены не менее пяти заданий с выбором ответа, одно из которых – повышенной сложности.

Выпускники основной школы традиционно испытывают затруднения при выполнении заданий на понимание явления электризации, на применение закона сохранения электрического заряда, на построение изображения в линзах, на понимание дефектов зрения, на проявление оптических явлений в природе.

По теме «Квантовые явления» в вариантах предлагалось лишь одна линия заданий с выбором ответа базового уровня сложности. На уровне 65% выполнения продемонстрировано усвоение следующих элементов знаний:

- состав атомного ядра;

- законы сохранения массового и зарядового чисел при протекании

ядерных реакций.

Ниже 65% выполнения имели задания о свойствах радиоактивного излучения.

Задания №19 и №20 в экзаменационной работе – задания с кратким ответом базового уровня сложности на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Наиболее простыми оказались задания на знание физических величин из различных разделов курса физики: формул для их вычисления, единиц измерения, приборов для измерения (средний процент выполнения – 99,01%). Более трудными оказались задания на понимание физических явлений и законов, а также задания на знание истории физических открытий (средний процент выполнения – 75,4%).

Ряд заданий, включенных в содержание экзаменационной работы, объединялись не по содержательному (тематическому) признаку, а по проверяемым умениям.

Владение основами знаний о методах научного познания и экспериментальные умения проверяются в заданиях №15 и №23. Задание №15 с выбором ответа контролировало следующие умения:

- формулировать (различать) цели проведения (гипотезу, выводы) описанного опыта или наблюдения;

- конструировать экспериментальную установку, выбирать порядок проведения опыта в соответствии с предложенной гипотезой;

- проводить анализ результатов экспериментальных исследований, в том числе, выраженных в виде таблицы или графика.

Средний процент выполнения для этой группы заданий составил 73,36%.

Экспериментальное задание №23 проверяло:

1) умение проводить косвенные измерения ряда физических величин;

2) умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц или графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных.

Средний процент выполнения задания составил 86%.

Так как экспериментальное задание имело высокий уровень сложности, то можно говорить об уровне экспериментальных умений у выпускников основной школы, сдававших экзамен в новой форме.

Понимание текстов физического содержания проверяется группой заданий №16-18, сформулированных для одного и того же текста. Эти задания контролируют умения:

- понимать смысл использованных в тексте физических терминов;

- отвечать на прямые вопросы к содержанию текста;

- отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

- использовать информацию из текста в измененной ситуации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую.

Экзаменуемые достаточно успешно разбирались в описании новых для них физических явлений и правильно отвечали на прямые вопросы к тексту (средний процент выполнения – 89%). Задания, проверяющие умение сопоставлять информацию из разных частей текста, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, показали примерно 86% выполнения. А с заданиями, контролирующими сформированность умения использовать информацию из текста в измененной ситуации, справились около 80% тестируемых.

Задание №26 с развернутым ответом экзаменационной работы представляло собой качественный вопрос, описывающий явление или процесс из окружающей жизни. Выпускники должны были привести цепочку рассуждений, объясняющих протекание явления, особенности его свойств и т.п. Средний процент выполнения заданий такого типа составил 57%.

Этот невысокий показатель может объясняться тем, что в практике преподавания предмета такие задачи обычно решаются на уроке устно.


Рекомендации по совершенствованию преподавания физики

с учётом результатов ГИА 2010 года

Задания разной сложности в экзаменационной работе по физике играют определенную роль при дифференциации групп выпускников по уровню подготовки. Задания базового уровня первой части работы хорошо дифференцируют экзаменуемых с неудовлетворительным уровнем подготовки и тех, кто получил по результатам экзамена удовлетворительную отметку.

Результаты экзамена в новой форме по физике могут использоваться при поступлении учащихся в 10-е классы, где физика является профильным предметом. В этом случае можно считать готовыми к обучению в профильном классе выпускников, получивших по результатам экзамена отметку «5». Выпускники, получившие на экзамене отметку «4», могут быть рекомендованы в классы с профильным изучением физики условно, т.к. эта группа не продемонстрировала необходимого уровня умений решения качественных задач и задач на применение не менее двух законов или формул из одного или двух разделов курса физики. Освоение ими программы курса физики профильного уровня возможно лишь при условии посещения дополнительных занятий и сдачи зачета по перечисленным видам деятельности.

    1. 1. В экзаменационную работу в новой форме 2010 года были включены задания по всем основным содержательным разделам курса физики. Были введены также тематические задания, проверяющие отдельные группы умений: задания на проверку методологических знаний и умений, на проверку экспериментальных умений; задания по работе с текстом физического содержания; качественные задачи с развернутым ответом. По сравнению с предыдущими годами увеличена доля заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм), и качественных вопросов по физике на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов.

    2. 2. Анализ результатов экзамена показал, что выпускниками усвоены на базовом уровне ключевые понятия курса физики основной школы. Наиболее проблемными оказались отдельные элементы тем «Механические явления» и «Электромагнитные явления».

    3. Среди заданий повышенной сложности наибольшие затруднения у экзаменуемых вызвали качественные задачи с развернутым ответом, а также задания с текстом физического содержания (задания на применение информации в измененной ситуации).

    4. 3. Анализ результатов выполнения экзаменационной работы выпускниками, имеющими различный уровень подготовки, выявил следующее:

  1. - учащиеся с удовлетворительным уровнем подготовки показали знание отдельных физических величин, законов и формул, а также умение выполнять задания на извлечение информации из текста физического содержания.

  2. - учащиеся с хорошим уровнем подготовки справились с преобладающим большинством заданий базового уровня, частично выполнили задания повышенного уровня и справились с экспериментальным заданием высокого уровня сложности.

    1. - выпускники с высоким уровнем подготовки показали владение всеми контролируемыми элементами при выполнении широкого спектра заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности.

При подготовке учащихся к экзамену в новой форме в 2011 году необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. 1. Результаты экзамена выявили существенные проблемы по группам заданий, проверяющих различные физические явления. Поэтому в учебном процессе и подготовке тематических проверочных работ целесообразно обратить особое внимание на традиционно проблемные задания на понимание и применение оптических явлений, явления электризации, закона сохранения электрического заряда.

  2. 2. Для более эффективного обучения учащихся работе с информацией физического содержания необходимо усилить работу с учебником, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся разнообразные задания на понимание и преобразование текстовой информации. Кроме того, целесообразно шире включать в процесс обучения дополнительную (внешкольную) информацию для обучения оптимальному алгоритму поиска информации и умениям критически оценивать достоверность предложенных текстов. При планировании тематических контрольных или зачетных работ целесообразно проводить их предварительный анализ и коррекцию, учитывая необходимость проверки не только элементов содержания, но и видов деятельности.

  1. 3. При разработке тематического планирования целесообразно провести анализ всех возможных для реализации лабораторных работ, практических заданий и ученических опытов. Целостный взгляд на всю практическую часть программы позволит оптимально распределить время на работу учащихся с реальным лабораторным оборудованием. Желательно, чтобы у учащихся в процессе выполнения различных практических работ была возможность освоить алгоритмы выполнения различных типов экспериментальных заданий.


Рекомендуется использовать в учебном процессе методические пособия, подготовленными коллективом разработчиков КИМ:

  1. Итоговая аттестация. Физика: сборник заданий для проведения экзамена в 9 кл. : книга для учителя / А.А. Фадеева, Е. М. Гутник,Е.В. Шаронина, Г.Г. Никифоров; под ред. А.А. Фадеевой. – М.: Просвещение, 2010.

Сборник содержит общие подходы к организации и проведению итоговой аттестации, демонстрационные варианты экзаменационной работы и задания для проведения итоговой аттестации за курс основной школы.

  1. Кабардин О.Ф. Физика. 9 кл.: сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы – М.: Дрофа, 2010.

Пособие предназначено учащимся 9 классов для подготовки к итоговому контролю знаний. Пособие содержит рекомендации по подготовке к тестовым заданиям и образцы тестовых заданий по всем темам курса физики основной школы с решениями и для самостоятельной работы.

  1. Кабардин О.Ф. Физика. 9 кл.: / О.Ф. Кабардин – М.: Дрофа, 2011.

Пособие предназначено учащимся основной школы для подготовки к итоговому контролю знаний. Пособие знакомит с особенностями тестового контроля знаний и умений учащихся, содержит рекомендации по подготовке к тестовым заданиям и образцы тестовых заданий по всем темам курса основной школы с решениями и для самостоятельной работы.

Нурминский А.И. Физика. 7 – 9 классы / А.И. Нурминский, И.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2011. – 158 с.

В пособии предлагается система тематических тестовых заданий с различной степенью сложности. Оно поможет учащимся успешно подготовиться к итоговой аттестации по физике, а учителю – объективно оценить результаты учебных достижений каждого выпускника.


Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте http://www.fipi.ru:

- документы, определяющие структуру и содержание контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2011 г. по физике в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

- перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ;

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;


http://www.ed.gov.ru – сайт Министерства образования РФ;

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации;

http://www.ege.edu.ru – портал информационной поддержки единого государственного экзамена;

http://www.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений.

Похожие:

Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconМетодические рекомендации «Использование результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconМетодические рекомендации «Использование результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Гоу дпо белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconИнструкция по проведению государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений
Настоящая инструкция разработана с целью регламентации процедуры проведения государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников...
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconРекомендации по проведению в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Общие положения
Рекомендации по проведению в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике для выпускников IX классов...
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconМетодические рекомендации об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в независимой форме в 2009 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях Автор составитель
В-третьих, это проблема содержания государственной (итоговой) аттестации по русскому языку
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconМетодическое письмо Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях
Сударственной (итоговой) аттестации по биологии выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. В 2009 г в ней приняли участие...
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconРекомендации по проведению в 2011 году устной части государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранным языкам выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Общие положения
Рекомендации по проведению в 2011 году устной части государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранным языкам выпускников...
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconМетодическое письмо Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2008 году в преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях
Государственная (итоговая) аттестация по биологии выпускников IX классов в новой форме (гиа) проводится с 2007 года. Новая экзаменационная...
Методические рекомендации «Использовании результатов государственной итоговой аттестации в новой форме выпускников IX классов общеобразовательных учреждений  iconРекомендации по проведению в 2011 году устной части государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранным языкам выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Пермского края Общие положения
Рекомендации по проведению в 2011 году устной части государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по иностранным языкам выпускников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница