Ход урока




Скачать 106.16 Kb.
НазваниеХод урока
Дата05.09.2012
Размер106.16 Kb.
ТипУрок


Гульцовская о/о школа


Учитель: Горбачева О.Н.


География 8 класс

Интегрированный урок

(география + информатика)


Тема: Лесные зоны России





Цели и задачи урока:

Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомиться с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России

Оборудование:

Компьютерная презентация, физическая карта России, карта природных зон, атласы, наглядные пособия.

Ход урока

Организационный момент (2 мин)

Учащиеся разбиваются на 2 группы.

Тема урока

Ход урока

Повторение. Проверка домашнего задания.

  • Блиц – опрос (5 мин)

В каком климатическом поясе расположена природная зона арктиче­ских пустынь? (В арктическом поясе.)

Почему в арктической пустыне разреженный почвенно-растительный покров, отсутствуют почвы? (На поверхности золы лежат по­кровные ледники, занимая до 80% площади суши, мало солнечной ра­диации в течение года, а в полярную ночь она отсутствует.)

Как приспособились животные к суровым экстремальным условиям? (Животные - хищники, т. к. на поверхности растительной пищи почти нет. Часть обитателей (птиц) - сезонные, прилетают на светлое время года - лето. Часть животных впадают в спячку на зиму - белые медведи. Животные имеют слой жира, толстую кожу, или теплый, густой белый мех.)

На какой высоте лежит снеговая линия в арктической пустыне? (На высоте Ом.)

Назовите животных арктической пустыни. (Белые медведи, моржи, тюлени, кайры, гагары, гаги, чистики.)

Почему в тундре прохладное лето, несмотря на то, что в полярный день солнце круглые сутки над горизонтом, а тепла (суммарной ра­диации) земля получает за сутки не меньше, чем в зоне лесов? (Теп­ло расходуется на таяние снега и вечной мерзлоты.)

Назовите растения тундры. (Мхи, лишайники, карликовые ивы, кар­ликовые березки, пушица, морошка, клюква, голубика.)

Почему в тундре преобладают многолетние растения? (Короткое лето, растение не успевает пройти весь цикл развития.)

Назовите тип почвы тундры. (Тундрово-глеевая).

Почему почвы тундры мало плодородны? (В них замедлены процессы гниения, т.к. это холодные почвы – их охлаждает вечная мерзлота, а растения многолетние и растительный опад невелик, лето короткое и прохладное, а зимой почвообразование не идет)

  • Задание на карточках ( 7 мин). Для учащихся выбравших карточку на «3» пользуются учебником, все могут пользоваться атласом.

Карточка «3»

Природные зоны

Проанализируйте рисунок 68 (стр. 128) в учебнике «Природные зоны и заповедники в России». Ответьте на вопросы:

  1. Какие природные зоны сменяют друг друга с севера
    на юг на территории России?

  2. Все ли зоны протягиваются от западных до восточных границ России?

  3. На территории каких зон расположено наибольшее
    количество заповедников?

Сделайте вывод о том, в какой части нашей страны наиболее развита природоохранная деятельность.

Карточка «4»

Природные зоны

Какая зона является переходной от тундры к тайге? Методом сопоставления карт атласа определите, какие географические объекты расположены в этой зоне.

Какие карты вам понадобятся? Какие характерные черты этой зоны вы бы выделили?

Карточка «5»

Природные зоны

Определите особенности географического положения зоны тундры. Почему большие пространства в тундре заняты болотами? Только ли осадки являются причи­ной избыточного увлажнения?

Что в тундре является решающим фактором для развития жизни?

Однородна ли тундра на всем своем протяжении? Приведите примеры, доказывающие ваш ответ.


Изучение нового материала

Вводная часть по Power Paint


Знакомство с лесной зоной России

Крупнейший русский историк В. О. Ключевский писал: «Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от природы и от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется не найти такой непривычки к ровному и размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии…»

Каковы же причины особенности русской нации? Как природа лесов повлияла на черты русскою характера, на уклад жизни великоросса?

Мы сегодня изучим лесную зону России и найдем объяснение рус­ским пословицам и словам историка Ключевского о русском харак­тере и русских дорогах.


Ребята, во взаимосвязи каких природных компонентов скалывается природная зона лесов? (Рельефы, воды, климат, почвы, раститель­ный и животный мир.)

Каков рельеф Русской равнины? (Холмистый, мореные гряды в по­нижениях, болота?)


Почвы лесов подзолистые и дерново-подзолистые - мало плодородны. Урожай не давал возможности жить за счет земледелия, и крестьяне зани­мались дополнительно другими (кустарными) промыслами: бортничество (сбор меда диких лесных пчел), рыболовством, охотой. А зимой женщины занимались рукоделием - кружевоплетение, художественная роспись (Хох­лома) и др.

Заболоченность, пересеченный рельеф, заселенность территории объяс­няет извилистость дорог. Густые заросли ельника с буреломом легче обой­ти. Легче обойти и холм «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - гласит русская поговорка. И уж совсем непреодолимые, опасные препятст­вия - болота, топи.


Каков климат лесов? (Умеренный пояс, лето теплое, зима от снеж­ной умеренно-холодной до суровой.)

Найдите на климатической карте средние температуры зимы и лета. (Средние температуры июля от +15 до +17°С, января - от +8 до -40°С.)

Найдите вегетационный период (карта «агроклиматические ресур­сы»), увлажнение территории. (Увлажнение избыточное.) Как часто меняется погода в зоне лесов? (Возможны заморозки в июне и августе, затяжные дожди, ливни.)

Безморозный период (с t выше +10°С) непродолжительный, крестьянин должен быстро посеять, убрать сено, урожай пока хорошая погода. Т. к. чаще в лесной зоне Русской равнины пасмурная циклональная погода. От­сюда поговорка «Летний день год кормит».

Зато зима давала время для отдыха и безделья. А отсюда привычка к ле­ни, но и к огромному кратковременному напряженному труду.


Леса - основная природная зона России. Леса образуют две природные зоны: а) тайга; б) смешанные и широколиственные леса.


Самостоятельная работа в парах

Учащиеся первой парты работают, изучая особенности тайги; учащиеся второй парты изучают особенности смешанных и широколиственных лесов. После изучения своей темы, столы обмениваются информацией. Учащиеся получают карточки с животными и птицами данной зоны.


Задание для первой группы

Чем отличается тайга Русской равнины, Западной Сибири и Восточной Сибири?

Сравните тайгу Русской равнины, Западной Сибири, Восточной Сибири и заполните таблицу со сравнительной характеристикой. В таблице указывается тип климата, особенности зимы, увлажнение, почвы, виды деревьев и животных тайги этих территорий России.

Тайга



Компоненты природных зон

Русская равнина

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Климат

Умеренно-континентальный

Континентальный

Резко­континентальный

Воды

увлажнение избы­точное, болота

увлажнение избыточ­ное, болота

суровая зима, вечная мерзлота

Почва

Подзолистая (мало)

Подзолистая (плодородные)

Мерзлото-таежная

Растительность

Ель, сосна обыч­ная, пихта

Ель, сосна сибирская (кедр), пихта, листвен­ница

Лиственница

Животные

Бурый медведь, лось, рысь, белка, соболь, бурундук, волк, лиси­ца, дятел, глухарь, рябчик, клест.

Вопросы:

Назовите самую распространенную породу дерева в России. (Лист­венница.)

Почему в таежной зоне Восточной Сибири растет только лиственница? (Суровая зима, вечная мерзлота не дают возможности укоре­ниться.)

Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зо­ны, не плодородны? (Деревья многолетние, хвоя - неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса.)

Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр - сосна сибирская.)

Лиственница - хвойное или лиственное дерево? (Хвойное.)

Как лиственница приспособилась к условиям суровой зимы и к веч­ной мерзлоте? (Сбрасывает хвою на зиму, корни - в поверхностном слое почвы.)

Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запасы пищи на зиму.)

Почему тайга бывает темнохвойной и светлохвойной? (Тайга темнохвойная состоит из ели, пихты - теневыносливых пород. Светлохвойные леса - сосновые и лиственничные леса Восточной Сибири, т. к. лиственница, имеющая корни в поверхностном слое почвы, не образует густых зарослей.)


Задания для второй группы

Вопросы

Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (более теплое и продолжительное лето и более мягка зима)

Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев каждой осенью обилен; более длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования)

Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины. (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами, множество представителей флоры и фауны Китая, Кореи, Японии - амурский бархат, маньчжурский орех, лиана актинидия, лимонник, женьшень и др.)

В лесной зоне значительно больший растительный опад, чем в сте­пях. Однако почвы степей - чернозем - значительно плодороднее лесных (дерново-подзолистых) почв? Почему? (В лесной зоне избы­точное увлажнение способствует промыву почвы, летом здесь меньше суммарная радиация, чем в степях?)

Почему дикие животные открытых пространств степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку? (Копытные жи­вотные тайги - лоси, олени живут парами или семьями, не образуя стад, как сайгаки степей. Стадо в лесу не будет иметь преиму­ществ для ухода от хищников, а среди деревьев заметить хищников даже стаду очень сложно. На открытых пространствах, где обзор большой, стадо со множеством «наблюдателей» может раньше обнаружить хищников и убежать на безопасное расстояние.)

Сравните смешанные и широколиственные леса Русской равнины и Дальнего Востока. Заполните таблицу.



Компоненты природной зоны

Русская равнина

Приморье

Климат

Умеренно-континентальный. Средняя t от -4 до -16. k Увл 1 (достаточное)

Муссонный. Средняя тем­пература июля +16-18°С, января -20-24°С. Осадки летом, снега мало.

Почвы

Дерново-подзолистые, серые лесные, многоярусные.

Бурые лесные.

Растительность

Ель, сосна, бук, дуб, липа, орешник, береза, клен.

Женьшень, амурский бар­хат, маньчжурский орех, лимонник, корейские лиа­ны, кедр.

Вопросы учащиеся сначала обсуждают в своей паре (группе), а затем задают другой паре после рассказа о своей зоне лесов. После обсуждения вопросов учитель дает правильные ответы (образцы).

Домашнее задание

§27, ответить на вопросы к параграфу

Составить кроссворд «Тайга России»

Дополнительный материал

Чемпионы леса

  1. Самое долговечное дерево - лиственница, живущая до 900лет

  2. Самое высокое дерево - кедр.

  3. Самое распространенное дерево - сосна.

  4. Самое красивое, новогоднее дерево - елочка.

  5. Самое распространенное лиственное «дерево - пионер» - береза.

  6. Самое морозоустойчивое, пугливое, говорливое дерево - осина.

  7. Самое гибкое дерево, лесная балерина - рябина.

Лес (по С. Аксакову)

Полная красота всякой местности состоит и соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают ле­сом или кустами. Исключения редки. В соединении леса с водою заключа­ется другая великая цель природы. Леса - хранители вод: деревья закрыва­ют землю от палящих лучей летнего солнца, от иссушительных ветров; прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоя­чей влаге. Убыль рек, в целой России замечаемая, происходит, по общему мнений от истребления лесов.

И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зи­мы, - не бережем мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богат­ство вводит нас мотовство, а с ним недалеко до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Во многих местах, где некогда росли леса, остались голые степи.

Из всего растительного царства дерево более других возбуждает участие. Его огромный объем, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от по­гибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется внушать уважение и пощаду... но топор и пила промышлен­ника не знают их. Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что-то невыразимо грустное: сначала звонкие удары то­пора производят только легкое сотрясение в древесном стволе; оно стано­вится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцеви­ны звуки становятся глуше, больнее... еще удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнет склоняться на одну сто­рону сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шу­мом подобным шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.


Подведение итогов. Оценка учащихся.


Похожие:

Ход урока iconВода и ее свойства Ход урока
Вода всегда олицетворяла плодородие и всегда служила объектом поклонения. Народ создал и воспел в своих былинах, песнях и сказаниях...
Ход урока iconМонография Вид урока: презентация Ход урока Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Слайд 1 Термин «человек Возрождения»
Возрождения Леонардо да Винчи; развивать умение анализировать художественные произведения; учить выявлять особенности композиции,...
Ход урока iconЦель урока: дать понятие механического движения. Ход урока
Учитель. Приведите примеры изменения положения тела относительно других тел и состояния покоя тела. (Учащиеся приводят примеры, характеризуют...
Ход урока iconХод урока
Подведение итогов, награждение учащихся денежной купюрой и аскорбиновой кислотой -2 мин
Ход урока iconХод урока. Организационный момент
После выполнения заданий теста, учащиеся заполняют таблицу, в которой получается слово растения
Ход урока iconПодросток в группе
Слайдовая презентация к уроку отражает не ход урока, а развитие коллектива. Она составлена на основе фотографий из архива классного...
Ход урока iconПрезентация. Ход урока I. Проверка знаний и умений по теме «Австралия»
Дать определение понятиям: крики, эндемики, казуарины, скрэб, аборигены, бумеранг
Ход урока iconХод урока
Обучающая: систематизировать знания, выработать умение выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений и создать условия...
Ход урока icon2 слайд «Воспитание всему причиной, и доброму и злому» Святитель Феофан Затворник Ход урока
Человек имеет дар слова, умеет мыслить, сострадать, делать добро, помогать нуждающимся
Ход урока iconХод урока Организационный момент
Вниманию учеников предлагается информационная таблица “Welche Sprachen hat Schliemann gelernt?”(информационная таблица)
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница