Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ СОШ №1 _____________ А.В. Петряев. «____» ____________ 2010 г. Рассмотрено на методическом Согласовано: объединении учителей Зам. директора МОУ «СОШ №1» __________________________ ___________________________ Протокол №____ от _________ «____» ____________ 2010 г. Протокол заседания методического совета школы №______от________
Рабочая программа учебного предмета: Биология. Животные. Для 7-х классов
Составитель: _________________ С.А. Игнатович
2010 год Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Согласно учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов). На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный уровень преподавания биологии. Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации: воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень; творческий уровень. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.– 141.: ил. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания. Содержание познавательной компетенции 7-х классов : Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство. Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7-ого класса. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных. Содержание информационной компетенции учащихся 7-х классов. Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций. Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов. Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации. Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов. Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах. Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Содержание коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»). Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Содержание рефлексивной компетенции учащихся 7-х классов . Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде. Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.). Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Учебно-тематическое планирование Раздел, тема | Количество часов | всего | теоретических | практических | контрольных | экскурсий | Введение | 2ч | 2 | | | - | Многообразие животных | 40ч. | 30 | 8 | 2 | - | Эволюция строения и функций органов и их систем.
| 14ч. | 7 | 6 | 1 | | Развитие и закономерности размещения животных на Земле
| 3ч. | 3 | | | - | Биоценозы
| 3ч. | 3 | | | - | Животный мир и хозяйственная деятельность человека.
| 6ч. | 5 | | 1 | - | Итого | 68часов | 50 | 14 | 4 | - |
Календарно-тематическое планирование для 7-х классов. № п/п | Раздел, тема, цели | Средства реализации образовательного процесса (педагогические технологии, в том числе ИКТ) | Задания творческого типа | Тема урока | Кол-во часов | Дата | 1 | Введение Цели: Способствовать формированию знаний о многообразии животного мира, об этапах развития зоологии, формирование представления о виде как систематической категории. Способствовать развитию когнитивной компетенции обучающихся: работа с текстом учебника, оформление конспекта в тетради. Способствовать формированию научного мировоззрения.
| Авторская презентация к уроку. | | История развития зоологии. Современная зоология.
| 2 | 1 неделя сентября | 2 | Многообразие животных Цели: Способствовать формированию знаний о многообразии животного мира, внешнем, внутреннем строении животных, принципах их классификации. Способствовать развитию когнитивных, коммуникативных, организационно- деятельностных , исследовательских компетенциях обучающихся: работа с текстом учебника, оформление конспекта в тетради, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных , творческих работ, работа в группах, устные и письменные ответы. Способствовать формированию научного мировоззрения, формированию навыков применения полученных знаний.
| Презентации к уроку, разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках. Организация групповой работы. | Создание моделей простейших, создание медиа- презентаций, сообщений. | Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики. Лабораторная работа №1 Жгутиконосцы, инфузории. Тип Губки. Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, коралловые полипы. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Лабораторная работа №2 Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты. Классы Олигохеты и Пиявки Лабораторная работа №3 Тип Моллюски. Лабораторная работа №4 Классы моллюсков. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные. Лабораторная работа №5 Класс Насекомые. Лабораторная работа №6 Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки , Поденки. Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, двукрылые. Отряд Перепончатокрылые. Роль насекомых в природе и жизни человека. Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные беспозвоночные животные» Контрольная работа №1 теме : «Многоклеточные беспозвоночные животные» Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные. Класс Рыбы. Лабораторная работа №7 Подкласс Хрящевые рыбы. Подкласс Костные рыбы. Класс Земноводные, или Амфибии. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые. Отряды пресмыкающихся, Черепахи и крокодилы. Класс Птицы. Общая характеристика класса. Лабораторная работа №8 Птицы отряда Пингвины. Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразыные, Гусеобразные. Отряд Хищные птицы. Отряд Куриные. Отряд Воробьинообразные. Отряд Голенастые. Значение птиц. Класс Млекопитающие, подклассы Однопроходные и Сумчатые. Подкласс Плацентарные. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые. Отряды Грызуны, Зайцеобразные. Отряды Китообразные, Ластоногие. Отряды Хоботные, Хищные. Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные . Отряды Приматы. Значение млекопитающих в природе и жизни человека. Контрольная работа №2 по теме:«Позвоночные животные»
| 40ч. | 10.09-15.02. | 3 | Эволюция строения и функций органов и их систем. Цели: Способствовать формированию у учащихся знаний об эволюции, об основных направлениях эволюционного процесса животного мира; об особенностях эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма; формирование у учащихся целостной картины животного мира, ознакомление со взаимосвязями строения и функций органов и их систем у животных различных систематических групп; Создание условия для осознания, осмысления и применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; развитие логического мышления, умения работать в группе и самостоятельно; Воспитание у учащихся бережного отношения к животным и ко всему живому на Земле.
| Компьютер, проектор, экран, учебник "Биология Животные 7 класс", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, рабочая тетрадь к учебнику, коллекция Членистоногих животных, коллекция скелета Позвоночных животных. Разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках, организация групповой работы.
| Создание медиа- презентаций, сообщений. | Покровы тела. Лабораторная работа №9 Опорно-двигательная система. Лабораторная работа №10 Способы передвижения животных. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Лабораторная работа №11 Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Лабораторная работа №12 Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Лабораторная работа №13 Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Лабораторная работа №14 Периодизация и продолжительность жизни животных. Контрольная работа №3
| 14ч. | 18.02-11.04 | 4. | Развитие и закономерности размещения животных на Земле Цели: Способствовать формированию базовых компетенций: познавательная компетенция (сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции); информационная компетентность (формирование умений и навыков по отношению к информации, искать и анализировать информацию); коммуникативная компетентность (умение активно взаимодействовать в совместной деятельности учитель и учениками, умение отстаивать своё мнения не разрушая отношений; общекультурная компетентность;
| Компьютер, проектор, экран, учебник "Биология Животные 7 класс", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, рабочая тетрадь к учебнику, коллекция Членистоногих животных, коллекция скелета Позвоночных животных. Разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках, организация групповой работы.
| Создание медиа- презентаций, сообщений. | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
| 3ч. | 18.04-29.04
| 5
6 | Биоценозы Цели: Способствовать формированию знаний о биоценозах, влиянию факторов среды на биоценозы, компонентах биоценозов. Способствовать развитию умений определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания. Создание условия для осознания, осмысления и применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; развитие логического мышления, умения работать в группе и самостоятельно; Воспитание у учащихся бережного отношения к животным и ко всему живому на Земле.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека. Цели : Способствовать формированию знаний об одомашнивании диких животных, законах об охране животного мира, о системе мониторинга . Способствовать развитию умений правильно пользоваться Красной книгой, понимать причинно- следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.
| Компьютер, проектор, экран, учебник "Биология Животные 7 класс", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, рабочая тетрадь к учебнику, коллекция Членистоногих животных, коллекция скелета Позвоночных животных. Разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках, организация групповой работы.
| Создание медиа- презентаций, сообщений. | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг другу.
Воздействие человека и его деятельности на животных. Одомашнивание животных. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. Охрана и рациональное использование животного мира. Годовая контрольная работа. Обобщающий урок. Летние задания.
| 3ч.
6ч. | 2.05-10.05
13.05-30.05
|
Перечень контрольных работ с планируемыми результатами и критериями оценивания
Контрольная работа по теме | Цель контрольной работы (планируемые результаты) | Технология проведения | Критерии (нормы) оценивания | Контрольная работа №1 теме: «Многоклеточные беспозвоночные | Контроль за освоением темы «Многоклеточные беспозвоночные» Коррекция ошибок. | Письменная контрольная работа включающая задания : 1.На формулировку понятий. 2. На знание систематики животных. 3. Тестовые задания . 4.Развернутый ответ
| 1 задание – 3балла; 2 задание- 7 баллов; 3 задание -10 баллов; 4 задание -3 балла. 20-23 балла- «5» 16-19 б.- «4» 11-15 б. –«3» Меньше 11б – «2» | Контрольная работа №2 по теме: «Позвоночные животные»
| Контроль за освоением темы «Многоклеточные хордовые животные » Коррекция ошибок. | Письменная контрольная работа включающая задания : 1.На формулировку понятий. 2. На знание систематики животных. 3. Тестовые задания . 4.Развернутый ответ | 1 задание – 3балла; 2 задание- 7 баллов; 3 задание -10 баллов; 4 задание -3 балла. 20-23 балла- «5» 16-19 б.- «4» 11-15 б. –«3» Меньше 11б – «2» | Контрольная работа №3 по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем.»
| Контроль за освоением темы ««Эволюция строения и функций органов и их систем.» Коррекция ошибок. | Письменная контрольная работа включающая задания : 1.На формулировку понятий. 2. На знание систематики животных. 3. Тестовые задания . 4.Развернутый ответ | 1 задание – 3балла; 2 задание- 7 баллов; 3 задание -10 баллов; 4 задание -3 балла. 20-23 балла- «5» 16-19 б.- «4» 11-15 б. –«3» Меньше 11б. – «2» | Годовая контрольная работа | Контроль за освоением знаний по биологии животных. Коррекция ошибок. | Письменная контрольная работа включающая задания : 1.На формулировку понятий. 2. На знание систематики животных. 3. Тестовые задания . 4.Развернутый ответ | 1 задание – 3балла; 2 задание- 7 баллов; 3 задание -10 баллов; 4 задание -3 балла. 20-23 балла- «5» 16-19 б.- «4» 11-15 б. –«3» Меньше 11б. – «2 | |