Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные»




Скачать 192.9 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные»
Дата05.09.2012
Размер192.9 Kb.
ТипПояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №1

_____________ А.В. Петряев.

«____» ____________ 2010 г.

Рассмотрено на методическом Согласовано:

объединении учителей Зам. директора МОУ «СОШ №1»

__________________________ ___________________________

Протокол №____ от _________ «____» ____________ 2010 г.

Протокол заседания методического

совета школы №______от________


Рабочая программа учебного предмета:

Биология. Животные.

Для 7-х классов


Составитель: _________________

С.А. Игнатович


2010 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 68 часов).
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный уровень преподавания биологии.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:

  • воспроизведение и описание учебной информации;

  • интеллектуальный уровень;

  • творческий уровень.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой:
Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2009.– 141.: ил.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Содержание познавательной компетенции 7-х классов :

  • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство.

  • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ

  • Самостоятельно на основе опорной схемы формулируют определения основных понятий курса биологии 7-ого класса.

  • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Проводят фенологические наблюдения за поведением и сезонными изменениями животных.

Содержание информационной компетенции учащихся 7-х классов.

  • Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей, коллекций.

  • Умение работать с биологическими словарями и справочниками в поиске значений биологических терминов.

  •  Умение пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

  •  Умение делать сообщения объемом 4-5 печатных листов.

  •  Умение пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о биологических объектах.

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Содержание коммуникативной компетенции учащихся 7-х классов

  • Способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»).

  • Осознанное и беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.)

  • Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Содержание рефлексивной компетенции
учащихся 7-х классов .

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Соблюдение норм поведения в окружающей среде.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



Учебно-тематическое планирование

Раздел,

тема

Количество часов

всего

теоретических

практических

контрольных

экскурсий

Введение



2







-

Многообразие животных

40ч.

30

8

2

-

Эволюция строения и функций органов и их систем.


14ч.

7

6

1




Развитие и закономерности размещения животных на Земле


3ч.

3







-

Биоценозы


3ч.

3







-

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.


6ч.

5




1

-

Итого

68часов

50

14

4

-



Календарно-тематическое планирование для 7-х классов.

№ п/п

Раздел,

тема,

цели

Средства реализации образовательного процесса (педагогические технологии, в том числе ИКТ)

Задания

творческого

типа

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Введение

Цели:

Способствовать формированию знаний о многообразии животного мира, об этапах развития зоологии, формирование представления о виде как систематической категории.

Способствовать развитию когнитивной компетенции обучающихся: работа с текстом учебника, оформление конспекта в тетради.

Способствовать формированию научного мировоззрения.


Авторская презентация к уроку.




История развития зоологии.

Современная зоология.


2

1 неделя сентября

2

Многообразие животных

Цели:

Способствовать формированию знаний о многообразии животного мира, внешнем, внутреннем строении животных, принципах их классификации.

Способствовать развитию когнитивных, коммуникативных, организационно- деятельностных , исследовательских компетенциях обучающихся: работа с текстом учебника, оформление конспекта в тетради, выполнение практических работ, выполнение самостоятельных , творческих работ, работа в группах, устные и письменные ответы.

Способствовать формированию научного мировоззрения, формированию навыков применения полученных знаний.


Презентации к уроку, разноуровневый дидактический материал,

Использование ЦОР к урокам и на уроках.

Организация групповой работы.

Создание моделей простейших, создание медиа- презентаций, сообщений.

Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики.

Лабораторная работа №1

Жгутиконосцы, инфузории.

Тип Губки.

Тип Кишечнополостные. Классы Гидроидные, Сцифоидные, коралловые полипы.

Тип Плоские черви.

Тип Круглые черви.

Лабораторная работа №2

Тип Кольчатые черви. Класс Полихеты.

Классы Олигохеты и Пиявки

Лабораторная работа №3

Тип Моллюски.

Лабораторная работа №4

Классы моллюсков.

Тип Иглокожие.

Тип Членистоногие. Классы Ракообразные, Паукообразные.

Лабораторная работа №5

Класс Насекомые.

Лабораторная работа №6

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки , Поденки.

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Блохи, двукрылые.

Отряд Перепончатокрылые.

Роль насекомых в природе и жизни человека.

Обобщающий урок по теме: «Многоклеточные беспозвоночные животные»

Контрольная работа №1 теме : «Многоклеточные беспозвоночные животные»

Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Черепные.

Класс Рыбы.

Лабораторная работа №7

Подкласс Хрящевые рыбы.

Подкласс Костные рыбы.

Класс Земноводные, или Амфибии.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые.

Отряды пресмыкающихся, Черепахи и крокодилы.

Класс Птицы. Общая характеристика класса.

Лабораторная работа №8

Птицы отряда Пингвины.

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразыные, Гусеобразные.

Отряд Хищные птицы.

Отряд Куриные.

Отряд Воробьинообразные.

Отряд Голенастые. Значение птиц.

Класс Млекопитающие, подклассы Однопроходные и Сумчатые.

Подкласс Плацентарные. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые.

Отряды Грызуны, Зайцеобразные.

Отряды Китообразные, Ластоногие.

Отряды Хоботные, Хищные.

Отряды Парнокопытные и Непарнокопытные .

Отряды Приматы.

Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

Контрольная работа №2 по теме:«Позвоночные животные»



40ч.

10.09-15.02.

3

Эволюция строения и функций органов и их систем.

Цели:

Способствовать формированию у учащихся знаний об эволюции, об основных направлениях эволюционного процесса животного мира; об особенностях эволюции систем органов и процессов жизнедеятельности животного организма; формирование у учащихся целостной картины животного мира, ознакомление со взаимосвязями строения и функций органов и их систем у животных различных систематических групп;

Создание условия для осознания, осмысления и применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; развитие логического мышления, умения работать в группе и самостоятельно; Воспитание у учащихся бережного отношения к животным и ко всему живому на Земле.


Компьютер, проектор, экран, учебник "Биология Животные 7 класс", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, рабочая тетрадь к учебнику, коллекция Членистоногих животных, коллекция скелета Позвоночных животных. Разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках, организация групповой работы.



Создание медиа- презентаций, сообщений.

Покровы тела.

Лабораторная работа №9

Опорно-двигательная система.

Лабораторная работа №10

Способы передвижения животных. Полости тела.

Органы дыхания и газообмен.

Лабораторная работа №11

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

Кровеносная система. Кровь.

Органы выделения.

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

Лабораторная работа №12

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

Лабораторная работа №13

Продление рода. Органы размножения.

Способы размножения животных. Оплодотворение.

Развитие животных с превращением и без превращения.

Лабораторная работа №14

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Контрольная работа №3



14ч.

18.02-11.04

4.

Развитие и закономерности размещения животных на Земле

Цели: Способствовать формированию базовых компетенций: познавательная компетенция (сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях; познакомить с закономерностями размещения животных в ареале вызванными сменой мест обитания и изменениями условий среды; показать, что размещение животных несёт приспособительный характер и является результатом эволюции); информационная компетентность (формирование умений и навыков по отношению к информации, искать и анализировать информацию); коммуникативная компетентность (умение активно взаимодействовать в совместной деятельности учитель и учениками, умение отстаивать своё мнения не разрушая отношений;

общекультурная компетентность;


Компьютер, проектор, экран, учебник "Биология Животные 7 класс", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, рабочая тетрадь к учебнику, коллекция Членистоногих животных, коллекция скелета Позвоночных животных. Разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках, организация групповой работы.


Создание медиа- презентаций, сообщений.

Доказательства эволюции животных.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.


3ч.

18.04-29.04



5


6

Биоценозы

Цели:

Способствовать формированию знаний о биоценозах, влиянию факторов среды на биоценозы, компонентах биоценозов.

Способствовать

развитию умений определять приспособленность организмов

биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания.

Создание условия для осознания, осмысления и применения знаний и умений в знакомой и новых учебных ситуациях; развитие логического мышления, умения работать в группе и самостоятельно; Воспитание у учащихся бережного отношения к животным и ко всему живому на Земле.


Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

Цели : Способствовать формированию знаний об одомашнивании диких животных, законах об охране животного мира, о системе мониторинга .

Способствовать развитию умений правильно пользоваться Красной книгой, понимать причинно- следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу.

Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.


Компьютер, проектор, экран, учебник "Биология Животные 7 класс", В.В.Латюшин, В.А.Шапкин, рабочая тетрадь к учебнику, коллекция Членистоногих животных, коллекция скелета Позвоночных животных. Разноуровневый дидактический материал, Использование ЦОР к урокам и на уроках, организация групповой работы.


Создание медиа- презентаций, сообщений.

Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы.

Цепи питания. Поток энергии.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг другу.


Воздействие человека и его деятельности на животных.

Одомашнивание животных.

Законы России об охране животного мира. Система мониторинга.

Охрана и рациональное использование животного мира.

Годовая контрольная работа.

Обобщающий урок. Летние задания.



3ч.


6ч.

2.05-10.05


13.05-30.05





Перечень контрольных работ с планируемыми результатами

и критериями оценивания


Контрольная работа по теме

Цель контрольной работы

(планируемые результаты)

Технология проведения

Критерии (нормы) оценивания

Контрольная работа №1 теме: «Многоклеточные беспозвоночные

Контроль за освоением темы «Многоклеточные беспозвоночные»

Коррекция ошибок.

Письменная контрольная работа включающая

задания :

1.На формулировку понятий.

2. На знание систематики животных.

3. Тестовые задания .

4.Развернутый ответ


1 задание – 3балла;

2 задание- 7 баллов;

3 задание -10 баллов;

4 задание -3 балла.

20-23 балла- «5»

16-19 б.- «4»

11-15 б. –«3»

Меньше 11б – «2»

Контрольная работа №2 по теме: «Позвоночные животные»


Контроль за освоением темы «Многоклеточные хордовые животные »

Коррекция ошибок.

Письменная контрольная работа включающая

задания :

1.На формулировку понятий.

2. На знание систематики животных.

3. Тестовые задания .

4.Развернутый ответ

1 задание – 3балла;

2 задание- 7 баллов;

3 задание -10 баллов;

4 задание -3 балла.

20-23 балла- «5»

16-19 б.- «4»

11-15 б. –«3»

Меньше 11б – «2»

Контрольная работа №3 по теме:

«Эволюция строения и функций органов и их систем.»



Контроль за освоением темы ««Эволюция строения и функций органов и их систем.»

Коррекция ошибок.

Письменная контрольная работа включающая

задания :

1.На формулировку понятий.

2. На знание систематики животных.

3. Тестовые задания .

4.Развернутый ответ

1 задание – 3балла;

2 задание- 7 баллов;

3 задание -10 баллов;

4 задание -3 балла.

20-23 балла- «5»

16-19 б.- «4»

11-15 б. –«3»

Меньше 11б. – «2»

Годовая контрольная работа

Контроль за освоением знаний по биологии животных.

Коррекция ошибок.

Письменная контрольная работа включающая

задания :

1.На формулировку понятий.

2. На знание систематики животных.

3. Тестовые задания .

4.Развернутый ответ

1 задание – 3балла;

2 задание- 7 баллов;

3 задание -10 баллов;

4 задание -3 балла.

20-23 балла- «5»

16-19 б.- «4»

11-15 б. –«3»

Меньше 11б. – «2

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В.
Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные» для 7-го класса...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Животные»
Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, В. С. Кучменко, И. Н. Пономаревой // Биология в основной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.
Н. И. Сонина, В. Б. Захарова, Е. Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования.
Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2008. Также использована Программа основного общего образования по биологии 6–9 классы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 8 класса.
Р. Ф., опубликованная издательством «Дрофа» в 2002 году (стр. 124). Данная программа относится к авторским программам, составленным...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconРабочая программа по курсу «биология» 8 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 6 класса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
Ы возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconРабочая программа учебного курса «Биология»
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...
Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса
Федерального Государственного стандарта, примерной программы среднего(полного) общего образования по биологии
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница