Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева




НазваниеМинистерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева
страница1/3
Дата11.11.2012
Размер0.5 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3
Министерство общего и профессионального образования РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ОБЩЕЙ ФИЗИКИ


Дударева Татьяна Викторовна


Формирование и развитие основных понятий геометрической оптики в курсе физики средней школЫ


(дипломная работа)


Работа допущена к защите Научный руководитель:

"___"__________2000 г. к. ф. - м. н., доцент кафедры

Зав. кафедрой общей физики общей физики Насекин Г. С.

д. ф. - м. н., профессор

Полыгалов Ю. И.

Работа защищена

"___"____________ 2000 г.

С оценкой _______________

Председатель ГАК ________

Члены ГАК ______________

________________________


Кемерово-2000


Содержание


Введение. 2

Глава I. Геометрическая оптика как наука. 4

§1.1 Краткая история развития оптики. 4

§1.2 Волновые свойства света и геометрическая оптика. 12

§1.3 Основные понятия и законы геометрической оптики и их развитие в курсе физики средней школы. 15

Глава 2. Методические разработки уроков в геометрической оптике в курсе физики средней школы. 22

§2.1 Урок на тему "Законы геометрической оптики" в 11 классе с разноуровневым обучением учащихся. 22

§ 2.2 Учебно-методическая разработка урока межпредметного содержания на тему "Глаз как оптическая система". 30

§2.3 Методика применения средств компьютерной графики в построении урока по физике в 11 классе средней школы 37

Глава 3. Развитие и углубление понятий геометрической оптики в формах внеклассной работы с учащимися 43

§3.1 Методическая разработка факультативного занятия на тему "Оптические иллюзии". 43

§3.2 Конкурсный вечер на тему "Тайны световых лучей". 46

Заключение. 50

Список литературы: 52

Введение.


Учение о свете является одним из важных в современной физике. Геометрическая отптика-теоретическая основа оптотехники, теории оптических приближений и ряда других дисциплин. Основные понятия геометрической оптики необходимы каждому, независимо от избранной специальности. На основных законах геометрической оптики можно построить математическую теорию распространения света. Область явлений, изучаемых оптикой обширна. Оптические явления тесно связаны с явлениями, изучаемыми в других разделах физики, а оптические методы исследования относятся к наиболее тонким и точным.

Но несмотря на огромное значение оптики и ее технических приложений, содержание этого раздела физики в средней школе не отражает в должной мере ее успехи. Программа по физике для средней школы содержит достаточный объем знаний по оптике, но в значительном усовершенствовании нуждается методика ее изложения, в том числе и геометрической оптики.

В связи с этим целью данной работы явилось усовершенствование методики преподавания геометрической оптики в 8 и 11 классах средней школы и разработки уроков по данной теме.

Методические разработки уроков направлены на формирование и развитие основных понятий геометрической оптики у учащихся 8-х классов, а также на закрепление и расширение знаний по данной теме у учащихся 11-х классов.

Школьники отличаются друг от друга по психолого-педагогическим показателям, таким как: интересы, склонности, скорость усвоения знаний, скорость запоминания и т. д. Возникает проблема дифференцированного подхода к учащимся. В данной работе для решения этой проблемы используется разработка урока с дифференцированным разноуровневым обучением в 11-м классе, на котором учащиеся повторяют основные понятия геометрической оптики.

Методическая разработка интегрированного урока "Физика-биология" поможет в усвоении учащимися 8-го класса знаний по теме "Глаз, как оптическая система".

Разработка урока по геометрической оптике с использованием компьютера в 11-м классе даст учащимся возможность научиться применять компьютерную графику при решении физических задач.

Развитию и расширению понятий геометрической оптики способствуют различные формы внеклассной работы, например, такие как факультативное занятие и конкурсный вечер, методические материалы для проведения которых представлены в данной работе.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 22 наименования.

Глава I. Геометрическая оптика как наука.


§1.1 Краткая история развития оптики.


Оптика - учение о природе света, световых явлениях и взаимодействии света с веществом. И почти вся ее история - это история поиска ответа: что такое свет?

Одна из первых теорий света - теория зрительных лучей - была выдвинута греческим философом Платоном около 400 г. до н. э. Данная теория предполагала, что из глаза исходят лучи, которые, встречаясь с предметами, освещают их и создают видимость окружающего мира. Взгляды Платона поддерживали многие ученые древности и, в частности, Евклид (3 в до н. э.), исходя из теории зрительных лучей, основал учение о прямолинейности распространения света, установил закон отражения [1].

В те же годы были открыты следующие факты:

- прямолинейность распространения света;

- явление отражения света и закон отражения;

- явление преломления света;

- фокусирующее действие вогнутого зеркала.

Древние греки положили начало отрасли оптики, получившей позднее название геометрической.

Наиболее интересной работой по оптике, дошедшей до нас из средневековья, является работа арабского ученого Альгазена. Он занимался изучением отражения света от зеркал, явления преломления и прохождения света в линзах. Альгазен впервые высказал мысль о том, что свет обладает конечной скоростью распространения. Эта гипотеза явилась крупным шагом в понимании природы света.

В эпоху Возрождения было совершено множество различных открытий и изобретений; стал утверждаться экспериментальный метод, как основа изучения и познания окружающего мира. На базе многочисленных опытных фактов в середине XVII века возникают две гипотезы о природе световых явлений:

- корпускулярная, предполагавшая, что свет есть поток частиц, выбрасываемых с большой скоростью светящимися телами;

- волновая, утверждавшая, что свет представляется собой продольные колебательные движения особой светоностной среды - эфира - возбуждаемой колебаниями частиц светящегося тела.

Все дальнейшее развитие учения о свете вплоть до наших дней - это история развития и борьбы этих гипотез, авторами которых были И. Ньютон и Х. Гюйгенс.

Основные положения корпускулярной теории Ньютона:

1) Свет состоит из малых частичек вещества, испускаемых во всех направлениях по прямым линиям, или лучам, светящимся телом, например, горящей свечой. Если эти лучи, состоящие из корпускул, попадают в наш глаз, то мы видим их источник (рис. 1.1.1).


Рис. 1.1.1


2) Световые корпускулы имеют разные размеры. Самые крупные частицы, попадая в глаз, дают ощущение красного цвета, самые мелкие - фиолетового.

3) Белый цвет - смесь всех цветов.

4) Отражение света от поверхности происходит вследствие отражения корпускул от стенки по закону абсолютно упругого удара (рис. 1.1.2).


Рис. 1.1.2


5) Явление преломления света объясняется тем, что корпускулы притягиваются частицами среды. Чем оптически плотнее среда, тем угол преломления меньше угла падения (рис. 1.1.3).






























Рис. 1.1.3

- это скорость корпускулы в среде с показателем преломления n1;

- это скорость корпускулы в среде с показателем преломления n2.

По мнению Ньютона, втягивающая сила второй среды влияла только на вертикальную компоненту скорости , вызывая ее увеличение [2].

6) Явление дисперсии света, открытое Ньютоном в 1666 г., он объяснил следующим образом. Каждый цвет уже присутствует в белом свете. Все цвета передаются через межпланетное пространство и атмосферу совместно и дают эффект в виде белого света. Белый свет - смесь разнообразных корпускул - испытывает преломление, пройдя через призму. С точки зрения механической теории, преломления обязано силам со стороны частиц стекла, действующим на световые корпускулы. Эти силы различны для разных корпускул. Они наибольшие для фиолетового и наименьшие для красного цвета. Путь корпускул в призме для каждого цвета будет преломляться по- своему, поэтому белый сложный луч расщепится на цветные составляющие лучи.

7) Ньютон наметил пути объяснения двойного лучепреломления, высказав гипотезу о том, что лучи света обладают "различными сторонами" - особым свойством, обуславливающим их различную преломляемость при прохождении двоякопреломляющего тела.

Корпускулярная теория Ньютона удовлетворительно объяснила многие оптические явления, известные в то время. Ее автор пользовался в научном мире колоссальным авторитетом, и в скоре теория Ньютона приобрела многих сторонников во всех странах.


Основные положения волновой теории света Гюйгенса.

1) Свет - это распространение упругих апериодичных импульсов в эфире. Эти импульсы продольны и похожи на импульсы звука в воздухе.

2) Эфир - гипотетическая среда, заполняющая небесное пространство и промежутки между частицами тел. Она невесома, не подчиняется закону всемирного тяготения, обладает большой упругостью.

3) Принцип распространения колебаний эфира таков, что каждая его точка, до которой доходит возбуждение, является центром вторичных волн. Эти волны слабы, и эффект наблюдается только там, где проходит их огибающая поверхность - фронт волны (принцип Гюйгенса) (рис. 1.1.4).














Чем дальше волновой фронт от источника, тем более плоским он становится.

Световые волны, приходящие непосредственно от источника, вызывают ощущение видения.

Очень важным пунктом теории Гюйгенса явилось допущение конечности скорости распространения света. Используя свой принцип, ученому удалось объяснить многие явления геометрической оптики:

- явление отражения света и его законы;

- явление преломления света и его законы;

- явление полного внутреннего отражения;

- явление двойного лучепреломления;

- принцип независимости световых лучей.

Теория Гюйгенса давала такое выражение для показателя преломления среды:

(2)

Из формулы видно, что скорость света должна зависеть обратно пропорционально от абсолютного показателя среды. Этот вывод был противоположен выводу, вытекающему из теории Ньютона. Невысокий уровень экспериментальной техники XVII века исключал возможность установить, какая из теорий верна.

Многие сомневались в волновой теории Гюйгенса, но среди малочисленных сторонников волновых взглядов на природу света были М. Ломоносов и Л. Эйлер. С исследований этих ученых теория Гюйгенса начала оформляться как теория волн, а не просто апериодических колебаний, распространяющихся в эфире.


Взгляды на природу света в XIX-XX столетиях.

В 1801 году Т. Юнг выполнил эксперимент, который изумил ученых мира (рис. 1.1.5)




























Рис. 1.1.5.


S - источник света;

Э - экран;

В и С - очень узкие щели, отстоящие друг от друга на 1-2 мм.

По теории Ньютона на экране должны появиться две светлые полоски, на самом деле появились несколько светлых и темных полос, а прямо против промежутка между щелями В и С появилась светлая линия Р. Опыт показал, что свет явление волновое. Юнг развил теорию Гюйгенса представлениями о колебаниях частиц, о частоте колебаний. Он сформулировал принцип интерференции, основываясь на котором, объяснил явление дифракции, интерференции и цвета тонких пластинок.

Французский физик Френель соединил принцип волновых движений Гюйгенса и принцип интерференции Юнга. На этой основе разработал строгую математическую теорию дифракции. Френель сумел объяснить все оптические явления, известные в то время [2].


Основные положения волновой теории Френеля.

- Свет - распространение колебаний в эфире со скоростью , где - модуль упругости эфира, - плотность эфира;

- Световые волны являются поперечными;

- Световой эфир обладает свойствами упруго-твердого тела, абсолютно несжимаем.

При переходе из одной среды в другую упругость эфира не меняется, но меняется его плотность. Относительный показатель преломления вещества .

Поперечные колебания могут происходить одновременно по всем направлениям, перпендикулярным направлению распространению волны.

Работа Френеля завоевала признание ученых. Вскоре появился целый ряд экспериментальных и теоретических работ, подтверждающих волновую природу света.

В середине XIX века начали обнаруживаться факты, указывающие на связь оптических и электрических явлений. В 1846 г. М. Фарадей наблюдал вращения плоскостей поляризации света в телах, помещенных в магнитное поле. Фарадей ввел представление об электрическом и магнитном полях, как о своеобразных наложениях в эфире. Появился новый "электромагнитный эфир". Первым на эти взгляды обратил внимание английский физик Максвел. Он развил эти представления и построил теорию электромагнитного поля.

Электоромагнитная теория света не зачеркнула механическую теорию Гюйгенса-Юнга-Френеля, а поставила ее на новый уровень. В 1900 г. немецкий физик Планк выдвинул гипотезу о квантовом характере излучения. Суть ее состояла в следующем:

- излучение света носит дискретный характер;

- поглощение происходит тоже дискретно-порциями, квантами.

Энергия каждого кванта представляется по формуле E=h, где h - постоянная Планка, а - это частота света.

Через пять лет после Планка вышла работа немецкого физика Эйнштейна о фотоэффекте. Эйнштейн считал:

- свет, еще не вступивший во взаимодействие с веществом, имеет зернистую структуру;

- структурным элементом дискретного светового излучения является фотон.

В 1913 г. датский физик Н. Бор опубликовал теорию атома, в которой объединил теорию квантов Планка-Эйнштейна с картиной ядерного строения атома.

Таким образом, появилась новая квантовая теория света, родившаяся на базе корпускулярной теории Ньютона. В роли корпускулы выступает квант.


Основные положения

- Свет испускается, распространяется и поглощается дискретными порциями - квантами.

- Квант света - фотон несет энергию, пропорциональную частоте той волны, с помощью которой он описывается электромагнитной теорией E=h.

- Фотон, имеет массу (), импульс и момент количества движения ().

- Фотон, как частица, существует только в движении скорость которого - это скорость распространения света в данной среде.

- При всех взаимодействиях, в которых участвует фотон, справедливы общие законы сохранения энергии и импульса.

- Электрон в атоме может находиться только в некоторых дискретных устойчивых стационарных состояниях. Находясь в стационарных состояниях, атом не излучает энергию.

- При переходе из одного стационарного состояния в другое атом излучает (поглощает) фотон с частотой , (где Е1 и Е2 - энергии начального и конечного состояния).

С возникновением квантовой теории выяснилось, что корпускулярные и волновые свойства являются лишь двумя сторонами, двумя взаимосвязанными проявлениями сущности света. Они не отражают диалектическое единство дискретности и континуальности материи, выражающейся в одновременном проявлении волновых и корпускулярных свойств. Один и тот же процесс излучения может быть описан, как с помощью математического аппарата для волн, распространяющихся в пространстве и во времени, так и с помощью статистических методов предсказания появления частиц в данном месте и в данное время. Обе эти модели могут быть использованы одновременно, и в зависимости от условий предпочтение отдается одной из них [2].

Достижения последних лет в области оптики оказались возможными благодаря развитию, как квантовой физики, так и волновой оптики. В наши дни теория света продолжает развиваться.


§1.2 Волновые свойства света и геометрическая оптика.


Оптика - раздел физики, изучающий свойства и физическую природу света, а также его взаимодействие с веществом.

Простейшие оптические явления, например возникновение теней и получение изображений в оптических приборах, могут быть понятны в рамках геометрической оптики, которая оперирует понятием отдельных световых лучей, подчиняющихся известным законам преломления и отражения и независимых друг от друга. Для понимания более сложных явлений нужна физическая оптика, рассматривающая эти явления в связи с физической природой света. Физическая оптика позволяет вывести все законы геометрической оптики и установить границы их применимости. Без знания этих границ формальное применение законов геометрической оптики может в конкретных случаях привести к результатам, противоречащим наблюдаемым явлениям. Поэтому нельзя ограничиваться формальным построением геометрической оптики, а необходимо смотреть на нее как на раздел физической оптики [3].

Понятие светового луча можно получить из рассмотрения реального светового пучка в однородной среде, из которого при помощи диафрагмы выделяется узкий параллельный пучок. Чем меньше диаметр этих отверстий, тем уже выделяемый пучок, и в пределе, переходя к отверстиям сколь угодно малым, можно казалось бы получить световой луч как прямую линию. Но подобный процесс выделения сколь угодно узкого пучка (луча) невозможен вследствие явления дифракции. Неизбежное угловое расширение реального светового пучка, пропущенного через диафрагму диаметра D, определяется углом дифракции ~/D. Только в предельном случае, когда =0, подобное расширение не имело бы места, и можно было бы говорить о луче как о геометрической линии, направление которой определяет направление распространения световой энергии [4].

Таким образом, световой луч - это абстрактное математическое понятие, а геометрическая оптика является приближенным предельным случаем, в который переходит волновая оптика, когда длина световой волны стремится к нулю.

Чтобы показать это, среду, в которой распространяется свет надо считать прозрачной и однородной. Предполагая сначала, что она изотропна, нужно исключить из уравнений Максвелла (1.1) и (1.2) вектор Н.

(1.1) (1.2)

где Н - напряженность магнитного поля, Е - напряженность электрического поля, В - магнитная индукция, D - электрическое смещение.

Для того, чтобы исключить вектор Н, следует уравнение (1.1) продифференцировать по t, а от обеих частей уравнения (1.2) взять операцию rot, воспользовавшись при этом векторной формулой

rot rot E=grad div E-E (1.3)

где - оператор Лапласа в прямоугольной системе координат, т. е.

(1.4)

Из полученных соотношений легко исключить Н. В результате получиться:

(1.5)

где V определяется выражением

(1.6)

Уравнение (1.5) называется волновым. Такому же уравнению удовлетворяет вектор Н [3].

Для неоднородных сред уравнение (1.5) усложняется. Но если интересоваться только интенсивностью волн, отвлекаясь от их поляризации, то оказывается, что в предельном случае геометрической оптики уравнение (1.5) приводит к правильным результатам. Поэтому даже в случае неоднородных сред предельный переход к геометрической оптике можно выполнить на основе волнового уравнения

(1.7)

в котором Е означает длину вектора Е, а скорость V считается известной функцией координат. Результаты такого метода применимы не только к световым, но и ко всем другим волнам, например акустическим.

Условием применимости геометрической оптики является малость изменения амплитуды волны и ее первых пространственных производных на протяжении длины волны. Систему уравнений геометрической оптики составляют уравнения

(gradФ)2=n2, (1.8)

aФ+2grada gradФ=0, (1.9)

где a - амплитуда, Ф - эйконал, а уравнение (1.8) - уравнение эйконала, которое определяет скорость распространения волнового фронта в направлении нормали.

В том случае, если условие применимости не соблюдается, могут возникать заметные отступления от геометрической оптики. Это происходит, например, в следующих случаях: 1) на границе геометрической тени; 2) вблизи фокуса, т. е. геометрической точки схождения лучей; 3) при распространении света в среде с резко меняющимися показателем преломления (в мутной среде); 4) при распространении света в сильно поглощающих средах (например, металлах)


§1.3 Основные понятия и законы геометрической оптики и их развитие в курсе физики средней школы.


1. Излучение в пространстве или в прозрачной однородной среде можно характеризовать интенсивностью, спектральным составом и поляризацией. Конечной энергией могут обладать лучи, направления которых заполняют конечные телесные углы, величина этих углов может быть очень малой.

В поле излучения находится произвольная малая площадка dS. Линейные размеры этой площадки должны быть велики по сравнению с длинами волн излучения, чтобы к излучению можно было применять понятия и законы геометрической оптики. Через площадку dS проходят лучи, заполняющие некоторый телесный угол . Энергия переносимая этими лучами в единицу времени, называется лучистым потоком Ф, проходящим через площадку dS в телесный угол . Если телесный угол d бесконечно мал, а площадка dS перпендикулярна к его оси, то лучистый поток можно представить в виде:

dФ=IdSd (1.10)

Величина I - лучистый поток, отнесенный к единичной площадке, перпендикулярной к излучению, и к единице телесного угла. Она называется интенсивностью лучистого потока или лучистым излучением в направлении оси телесного угла d [3].

2. Объемной плотностью лучистой энергии называется энергия, содержащаяся в единице объема пространства V лучей с телесным углом d при вершине.

Полная плотность лучистой энергии U определяется выражением:

U=4I/V (1.11)

где V - скорость распространения излучения.


Рис. 1.3.1 Малый конус V


3. Величины Ф, I, U можно подвергнуть спектральному разложению по частотам или длинам волн. Каждое излучение, обладающее конечной энергией, занимает конечный интервал частот или длин волн.

Все приведенные энергетические характеристики излучения измеряются в механических единицах, например по произвольному или тепловому действию. Так, в системе СИ лучистый поток измеряется в ваттах (Вт), интенсивность излучения - в ваттах на стерадиан-квадратный метр (Вт/срм2), объемная плотность лучистой энергии - в джоулях на кубический метр (Дж/м3). Такие единицы применяются в теории теплового излучения, но в видимой области спектра характеризуют излучение по зрительному или световому ощущению, оцениваемому по действию света на глаз человека. Соответствующие характеристики и их единицы называются световыми, или фотометрическими.

5. Силой света источника в заданном направлении называют световой поток посылаемый им в этом направлении и отнесенный к единице телесного угла.

Единицей силы света источника в системе СИ служит кандела - это основная фотометрическая единица. Кандела (кд) - это сила света, излучаемого в направлении нормали с 1/60 см2 излучающей поверхности указанного светового эталона.

Единица светового потока - люмен (лм) - это световой поток, посылаемый источником в 1 кд внутрь телесного угла в 1 стерадиан.

Интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния до точечного источника

I=Z/r2, (1.12)

где Z - сила света источника.

6. Световой поток, приходящийся на единицу площади освещаемой поверхности, называется освещенностью Е этой поверхности.

Пусть источник точечный, а лучи падают под углом к нормали к освещаемой поверхности. Тогда

dФ=Zd=ZdScos/r2

Разделив на площадь поверхности dS, получим :

, (1.13)

Таким образом, освещенность, создаваемая точечным источником в отсутствие поглощения, обратно пропорциональна квадрату расстояния до него и прямо пропорциональна косинусу угла между направлением падающих лучей и нормалью к освещаемой поверхности.

Единица освещенности - люкс (лк) - освещенность, создаваемая световым потоком в 1 люмен, равномерно распределенным по площади 1 м2 [3].

7. Для протяженных источников вводится понятие яркости В. Яркость поверхности - световой поток , исходящий из площадки dS в рассматриваемом направлении, отнесенный у единице телесного угла и к единице видимой величины площадки, т. е. dScos:

(1.14)

где dZ=dФ/d - сила света площадки dS (рис 1.3.2). Буква В снабжена индексом , так как яркость зависит от угла , под которым рассматривается площадка dS.


Рис. 1.3.2


Единицей яркости является кандела на квадратный метр (кд/м2). Это яркость плоской поверхности, сила света которой в перпендикулярном направлении составляет одну канделу с каждого квадратного сантиметра.

8. Светимостью К называется полный световой поток, посылаемый единицей светящейся поверхности в одну сторону, т. е. в телесный угол =2. Ее единица такая же, что и единица освещенности, т. е. лм/м2. Так как световой поток с единицы поверхности в телесный угол d равен dФ=Bcosd, то

(1.15)

Для поверхностей, излучающих по закону Ламберта (т. е. поверхностная яркость не зависит от направления излучения), яркость В не зависит от угла , поэтому

К=В (1.16)

Область явлений, излучаемых оптикой обширна. Оптические явления связаны с явлениями, изучаемые в других разделах физики, а оптические методы исследования относятся к наиболее точным. Оптике на протяжении длительного времени принадлежала ведущая роль в очень многих фундаментальных исследованиях и развитии основных физических воззрений.

Изучение геометрической оптики в школе начинается обычно с изучения законов распространения, отражения и преломления света. Законы эти никак не обобщаются, границы применимости не оговариваются (например, требование однородности и изотропности среды для прямолинейного распространения света). В результате учащиеся допускают ошибки при объяснении таких явлений, как миражи.

Этих недочетов можно избежать, если в преподавании основных понятий геометрической оптики использовать принцип Ферма.

При обсуждении законов геометрической оптики с учащимися, учитель применяет принцип Ферма, который заключается в утверждении, что действительный путь распространения света из одной точки в другую есть тот путь, для прохождения которого свету требуется минимальное (или максимальное) время по сравнению с любым другим геометрическим возможным путем между теми же точками. Отсюда сразу же следует справедливость закона прямолинейного распространения света, но при условии изотропности и однородности окружающей среды [5].

Другими словами, скорость света должна быть одинаковой во всех точках и во всех направлениях. При нарушении этого условия свет перестает распространяться по прямой.

Закон отражения света: угол отражения равен углу падения (рис. 1.3.3)


Рис. 1.3.3

Пусть свет от источника попадает к наблюдателю Q отразившись от границы раздела сред АВ. Геометрически легко доказать, что из всех возможных траекторий светового луча 1, 2 и 3 самой короткой будет та, где углы, образуемые падающим (SO) и отраженным (OQ) лучами с перпендикуляром ON, восстановленным к границе раздела в точке падения равны, причем, оба луча и нормаль лежат в одной плоскости.

Закон преломления света.

Пусть свет от источника S попадает в точку Q, проходя через границу раздела сред АВ (рис. 1.3.4)


Рис. 1.3.4

V1 - скорость света в среде I; V2 - в среде II, х - расстояние от проекции источника на плоскость раздела до точки падения луча. Тогда длина пути света:

в среде I:

в среде II:

Общее время прохождения луча от источника S до точки Q:



Приравнивая первую производную по х к нулю (), находим минимум и получаем:



Поскольку > (экспериментальный факт), V1>V2, т. е. скорость света в оптически более плотной среде меньше [5].

Очевидно, что использование принципа Ферма позволяет дать общий подход к законам геометрической оптики и обеспечивает лучшее усвоение материала учащихся.

В рамках программы по физике для средней школы на изучение раздела "Световые явления" отводится 10 часов. Этот раздел включает темы:

1. Источники света. Прямолинейное распространение света. Объяснение солнечного и лунного затмений.

2. Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало.

3. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние линзы. Построение изображений, даваемых линзой. Оптическая сила линзы. Фотоаппарат. Глаз. Очки.

Таким образом, программа по физике для средней школы содержит достаточный объем знаний по оптике, но в значительном усовершенствовании нуждается методика ее изложения.

В данной работе представлены некоторые методические разработки уроков по геометрической оптике в рамках школьной программы.

  1   2   3

Похожие:

Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconУчебное пособие министерство образования российской федерации новосибирский государственный университет экономический факультет кафедра общей социологии
Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск,...
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconУчебное пособие министерство образования российской федерации новосибирский государственный университет экономический факультет кафедра общей социологии
Михеева А. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск,...
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconМинистерство образования Российской Федерации Санкт Петербургский государственный университет Физический факультет
Цель изучения дисциплины. Обучение студентов основам численного решения прикладных задач гидродинамики
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «кемеровский государственный университет» Биологический факультет
Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 №686
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconФизический факультет кафедра общей и экспериментальной физики
Программа предназначена для студентов III-IV курсов физического факультета
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconФизический факультет кафедра общей и экспериментальной физики
Программа предназначена для студентов III курса физического факультета
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского Национальный исследовательский университет Биологический факультет Кафедра физиологии и биохимии человека и животных Гиноян Р.
Мероприятие 2 Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  icon«Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники» Кафедра экономики
А. Г. Буймов – Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconМ. Н. Липовецкий русский постмодернизм
Министерство общего и профессионального образования Российской федерации Уральский государственный педагогический университет
Министерство общего и профессионального образования российской федерации кемеровский государственный университет физический факультет кафедра общей физики дударева  iconВысшего профессионального образования «красноярский государственный аграрный университет» хакасский филиал кафедра агроинженерных дисциплин
Министерство сельского хозяйства российской федерации федеральное государственное образовательное учреждение
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница