Тема опыта




Скачать 395.35 Kb.
НазваниеТема опыта
страница1/2
Дата11.11.2012
Размер395.35 Kb.
ТипДокументы
  1   2

Никульшина Валентина Анатольевна



Информация об опыте


1. Тема опыта: Повышение орфографической зоркости через коллективный способ обучения на уроках русского языка.

2. Условия возникновения, становления опыта.

Анализ учебного процесса в малокомплектной школе убеждает в том , что традиционные методические приемы оказываются здесь малоэффективными .Большое количество ошибок, низкое качество знаний, отсутствие чувства ответственности за невыполненное задание и неумение самостоятельно находить свои ошибки привело к мысли о необходимости учить детей анализировать ,сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, применяя новые технологии и способы. Необходим новый подход ,в наибольшей мере способствующий раскрытию личностных особенностей ребенка, развитию интеллектуально-творческих способностей, побуждающий школьника к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций Действенное средство для улучшения качества знаний я нахожу в коллективном способе обучения с применением технологии интенсивного обучения правописанию Т.Я.Фроловой

3. Актуальность опыта

Учащимся сложно запомнить и усвоить большой объем орфографических и пунктуационных правил, изучаемых разрозненно. В школьном курсе в связи с освоением грамматических тем изучаются 71 орфограмма и 26 пунктограмм. Сложившаяся система освоения практических тем в логике изучения грамматического материала не дает возможность довести орфографические и пунктуационные умения до устойчивого навыка. Практический опыт показывает: удержать в «грамматический период» весь материал, изученный в «период орфографический», очень сложно. Для формирования устойчивого навыка необходимо не менее 30 дней. Перемежая «практические периоды» «периодами теоретическими», удержать практические умения, довести до автоматизма проблематично, так как в период изучения грамматики происходит угасание орфографических и пунктуационных навыков, а постоянное взаиморазрушение навыков при изучении смешиваемого материала приводит к тому, что у школьников возникает «чувство невозможности постичь закономерности русского правописания». Следовательно, необходима методика, позволяющая преодолеть факторы, препятствующие эффективному правописанию. Этим и объясняется выбор темы опыта.

Применение коллективной формы обучения дает возможность на уроке трудиться всем учащимся, т.е. каждого вовлечь в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Эффективность урока возрастает за счет того, что увеличивается время для активной работы учащихся, ведь половина из них (в разных группах) может говорить, отвечать одновременно. Это обеспечивает не только высокое качество приобретаемых учеником знаний, развитие мышления, но и благоприятно сказывается на творческих способностях ребенка. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать другу и, если ответить коротко, чем меня привлекают коллективные формы обучения, то это прежде всего демократичностью, возможностью организовать детское сотрудничество, высокой степенью самостоятельности в работе учащихся, беспрерывной передачей знаний, новыми возможностями развития и воспитания личности в процессе и ,наконец, хорошими результатами.

4. Ведущая педагогическая идея опыта - это обучение правописанию на основе классификационной системы, представляющей изучаемый материал в группах, объединенных по опознавательным признакам, т.е. выбор оптимального способа решения обобщенной орфографической и пунктуационной задачи. При этом труд на уроке носит общественно полезный характер, ведь ближайшая цель каждого ученика – повысить орфографическую зоркость у себя и у товарища при минимизации базовых грамматических ориентиров, необходимых для применения правила.

5. Длительность работы над опытом.

Коллективный способ обучения является основным в моей работе уже около 8 лет, а последние два года включаю в работу элементы методики Т.Я.Фроловой.

6. Диапазон опыта достаточно широк. Это может быть и урок, и система уроков, и отдельная педагогическая ситуация.

7. Теоретическая база опыта.

Теоретической базой опыта является коллективный способ обучения В.К.Дьяченко, основанный на организации занятий на основе взаимодействия учащихся и на максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении .Для развития и повышения орфографической зоркости использую элементы технологии интенсивного обучения правописания Т.Я.Фроловой, методика которой позволяет приобрести учащимся устойчивый навык правописания на основе обобщенно-сопоставительных правил. Разделяю концепции проблемного обучения И.Л.Лернера, теорию дифференцированного обучения М.Н.Скаткина. Опираюсь на теорию развивающего обучения Л.В.Занкова, использую в работе элементы этой теории в наибольшей степени, способствующие повышению эффективности урока. А.М. Матюшкин в своей книге «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» написал: « Невозможно извне навязать ребенку знания». Для того, чтобы добиться прочного и глубокого усвоения материала, нужно вызвать активность учащихся в учебном процессе. Активность тесно связана с потребностью. Следовательно, при организации процесса усвоения знаний необходимо прежде всего создать условия, вызывающие познавательную потребность у ребенка. Только тогда овладение знаниями будет происходить в соответствии с основной закономерностью усвоения - как удовлетворение возникшей познавательной потребности. В своей работе использую также элементы теории содержательного обобщения В.Давыдова, который считает, что деятельность учащихся должна включать в себя процесс поиска открытия новых фактов и закономерностей. Это обеспечивает не только усвоение теоретических знаний, но и способов их получения, что в современном обществе не менее важно.

  1. . Степень новизны опыта

Одной из задач учителя в данном случае является развитие у учащихся орфографической зоркости. Для этого необходимо сформировать у учащихся внимание и интерес к слову, к языку и закономерностям его функционирования, что наиболее успешно осуществляется при условии творческого взаимодействия учителя и учеников.

Такое взаимодействие достигается благодаря грамотному психолого-педагогическому воздействию учителя, подбору соответствующих методик и технологий, выбору заданий предметно-творческого характера.

Новизна этого вопроса заключается в том, что у каждого учителя должен быть свой творческий подход к подаче материала уроков.

Формирование орфографической зоркости у учащихся остаётся одной из важнейших и актуальных проблем методики преподавания русского языка именно в классах среднего звена (основы орфографии и морфологии).

Методика школьной орфографии предполагает формирование навыков правописания с помощью правил, на основе определённых знаний, полученных ранее. Однако обучение правописанию, формированию прочных умений с помощью правил требует специальной методики.

Известно, например, что знание формулировок правил само по себе не приводит к грамотному письму. Выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила — не одно и то же. Правило необходимо донести до сознания ученика в таком виде, чтобы оно могло служить способом определения написания, а не просто загружало память.

Как учить, чтобы правила были не самоцелью, а служили средством формулирования навыков грамотного письма? Какой должна быть система упражнений в соответствии с содержанием правил?

Итак, навыки (привычки грамотно писать) формируются на базе умений, а умение ученика состоит в том, чтобы он смог сориентироваться в любом конкретном слове, сумел найти уже изученную орфограмму и обосновать её правилом.

Мы, учителя, обязаны это умение ученика довести до автоматизма: видеть орфограмму в слове на письме, умение услышать её (в диктанте), обосновать правилом, а потом даже классифицировать их. Если ученик научится это делать, у него выработается способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку (и он её не допустит). Для того, чтобы реализовать эту идею, я думаю, необходимо следующее:


1)знание орфографических правил (пусть учит, запоминает, наконец, зубрит);

2)умение учеником разбирать слово по составу (чтобы быстрее определить, в какой части слова орфограмма);

3)классификация определений по блокам.

Для того, чтобы облегчить задания и помочь ученику по пункту № 1, я сделала таблицу с перечнем правил. Безусловно, список этот пополняется из класса в класс.

По мере прохождения материала по теме работа над орфограммой усложняется: найти в словосочетании, в предложении, в тексте.

По пункту № 2 научить учащихся делить слова на морфемы: Под-хват-и-л-а, без-радост-н-ый.

Объяснить по каждому слову.

По пункту № 3, когда учащиеся пользуются классификацией определений по блокам, идёт непрерывность обучения орфографическим умениям, так как постоянно обобщается изученный материал, систематизируется, отдельные темы представляются как целое.

Например: правописание не с глаголами, деепричастиями, наречиями, существительными, прилагательными; -н- и -нн- в различных частях речи; правописание ь в различных частях речи; правописание дефиса в местоимениях и наречиях и многие другие темы.

Такая группировка орфографических правил способствует тому, что учащиеся глубже осознают суть орфографических правил, легче запоминают их формулировки, быстрее усваивают способ их применения.

Такая классификация ценна ещё тем, что идёт систематическое, целенаправленное повторение пройденного материала, ни одна орфограмма не выпадает из поля зрения ученика при выполнении им различных тренировочных упражнений, которые постепенно усложняются.

В ряде случаев уместны корректировка и редактирование текста. Факт исправления неправильно построенного предложения подлежит аргументированию. Такие упражнения способствуют концентрации внимания учащихся.

Полезно анализировать печатные или письменные тексты, телерадиопередачи, услышанные стихи и песни, высказывания различных лиц. Задания такого рода развивают языковую интонацию, учат всматриваться и вслушиваться в слово.

«У детей школьного возраста, — писал В. М. Бехтерев, — зрительный способ даёт лучшие результаты в отношении оживления, нежели слуховой».

Названные (и другие) приёмы заметно повышают орфографическую зоркость учащихся, приучают их внимательно и заинтересованно относиться к слову, соединяют правила с правописанием, теорию с практикой.

Преподавание русского языка и литературы я осуществляю на основе программ, утвержденных Министерством образования РФ. Сельская школа, удаленная от культурных центров, предполагает создание особых благоприятных условий для изучения данных предметов. Поэтому считаю необходимым развитие коммуникативной культуры учащихся через коллективные формы обучения, создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся, повышение орфографической зоркости и улучшения грамотности. Предлагаемый опыт позволяет решить задачу повышения эффективности урока, способствует воспитанию самостоятельности и ответственности учащихся, предполагает активное стимулирование умственной формы орфографического и пунктуационного действия, обеспечивая устойчивый навык правописания. Расширение содержания образования осуществляется за счет проведения нетрадиционных форм урока ( урок-исследование, урок-презентация и пр.) Внимание учащихся обращается на трудные орфограммы, вопросы проблемного характера, заставляющие их не только исследовать, творчески мыслить, но и уметь самостоятельно сделать выводы, помочь товарищу, т.е. принцип детского сотрудничества налицо. Сокращение объема изучаемого орфографического и пунктуационного материала за счет объединения правил с общим опознавательным признаком в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило способствует выработке устойчивого навыка правописания.


Технология опыта


  1. Цель педагогической деятельности: развитие творческого мышления, повышение орфографической зоркости, воспитание устойчивого навыка правописания, ответственности и самостоятельности у учащихся.

  2. Задачи педагогической деятельности:

-создание условий для преодоления различных трудностей в обучении и выявлении скрытых возможностей каждого учащегося;

–наличие общей цели;

– обеспечение ознакомления учащихся с методом поиска решения проблемных вопросов;

- преодоление интерференции навыков при изучении орфограмм и пунктограмм со смешиваемым написанием;

- обеспечение устойчивого навыка правописания;

-сотрудничество и взаимопомощь;

-самоконтроль и взаимоконтроль;

-создание условий для самореализации учащихся и развитие их творческих способностей ( через коллективную работу);

3. Описание средств достижения цели.

Коллективные формы работы позволяют участвовать школьникам в процессе обучения. Это радикально изменяет их позицию, расширяет их права, обязанности. Коллективный стиль управления становится основным. Организационно-управленческие решения принимаются вместе с учениками, есть возможность организовать детское сотрудничество с высокой степенью самостоятельности в работе, беспрерывной передаче знаний, новыми возможностями развития и воспитания личности в процессе обучения. Залог успеха в заинтересованности, уверенности ученика в своих силах. Но, как пишет Н.С. Рождественский, « не видя в орфографии системы, не понимая ее основных тенденций, ученики просто не представляют себе правописание как свод разрозненных, не объединенных между собой правил и еще больше исключений к ним». Поэтому для интенсификации обучения правописанию необходимо:

  1. Компактное изучение «Орфографии» и «Пунктуации» в качестве самостоятельных или системообразующих разделов.

  2. Сокращение объема орфограмм и пунктограмм в одно доступное обобщенно-сопоставительное правило, отвечающее требованиям:

А) способ проверки правила базируется на минимуме необходимых и достаточных грамматических ориентиров, общих для сводного блока;

Б) порядок проверки орфограмм опирается на минимальное количество операций ( не более трех)

3. Обучение орфографии и пунктуации на базе необходимого и достаточного теоретического материала, актуализируемого и изучаемого в логике освоения орфографических и пунктуационных тем.

4. Обеспечение надежности и усвоения орфографического и пунктуационного правила, адекватных его формулировке, с учетом функциональной асимметрии головного мозга учащихся.

5. Удержание, закрепление и автоматизация навыков актуального повторения.

Система, обеспечивающая интенсивное обучение правописанию представлена схеме 1.(приложение№1)

Например, при изучении сложной пунктуационной темы « Конструкции с союзом как» на уровне практического приема учащимся предлагается обобщенно-сопоставительное правило, основанное на универсальном для всех его вариантов способе проверки, где единым ориентиром является замена как соответствующим синонимом и определение значения смыслового блока. Модель обобщенного алгоритма можно представить в следующей форме:

КАК- заменить синонимом



Есть подобно потому что в роли

(блок можно (значение (характеристика

опустить) причины) с одной стороны)



  1   2

Похожие:

Тема опыта iconТема опыта
Ведущая идея опыта: предмет «Основы исследовательской деятельности» способствует развитию личности ученика, установлению интегративных...
Тема опыта iconИнформационная карта инновационного опыта информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «Образование»
Тема инновации (основная проблема, по которой представляется инновационный педагогический опыт (ипо)
Тема опыта iconСовременная экономика: вопросы теории, практики и методики изучения
Каверина Е. И. – тема 10; асистент Коновалюк Р. А. – тема 6, 8; ассистент Макарук Д. Г. – тема 13. 4; 13. 5; 13. 6; 13,7; ст препод....
Тема опыта iconПотемкиной Татьяны Владимировны
Тема педагогического опыта: «Технология проверки качества знания в основной школе»
Тема опыта iconТема опыта
«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе»
Тема опыта iconС. К. Шайхитдинова концепции идентичности
Навык определения концепций идентичности в медиа-дискурсе отрабатывается с использованием имеющегося у автора опыта работы журналистом,...
Тема опыта iconТема опыта
Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 Х. Куликовского муниципального образования...
Тема опыта iconТворческая работа. Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников с использованием методики Зайцева»
Тема опыта: «Развитие основных психических процессов, необходимых для овладения навыком чтения и обучение чтению старших дошкольников...
Тема опыта iconИзложение своего педагогического опыта
Тема: Коррекция фонетических недостатков при тяжелых нарушениях речи у детей посредством логопедического массажа
Тема опыта iconТема опыта
Ответственный за выпуск: Оробинская И. Н. заведующая информационно-методическим кабинетом муниципального учреждения "Отдел образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница