Урок биологии в 7 классе по теме




Скачать 132.62 Kb.
НазваниеУрок биологии в 7 классе по теме
Дата11.11.2012
Размер132.62 Kb.
ТипУрок
Урок биологии в 7 классе по теме


«ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ

Класс Насекомые»


Автор: учитель биологии, географии и экологии МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»

Никитина Ольга Васильевна


г.Череповец

2010

Цели (для учителя): научить характеризовать представителей класса Насекомые как сухопутных членистоногих

Задачи урока (для учителя): 1. Образовательные:

  1. Обеспечить усвоение и закрепление знаний обучающихся о признаках животных типа Членистоногие и класса Насекомые;

  2. Способствовать закреплению знаний об основных систематических категориях царства Животные;

  3. Способствовать выяснению причин видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше.

2. Развивающие:

  1. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности умению сравнивать и анализировать;

  2. способствовать развитию устной речи;

3. Воспитательные:

- воспитывать культуру труда при работе с лабораторным оборудованием (коллекциями);

- способствовать воспитанию бережного отношению к природе на основе понимания биологической роли насекомых в экосистемах Земли.

Цели (для обучающихся): научиться характеризовать представителей класса Насекомые как сухопутных членистоногих

Задачи урока (для обучающихся):

  1. Познакомиться с признаками животных класса Насекомые;

  2. Выяснить причины видового многообразия насекомых на Земле и приспособления насекомых для жизни на суше;

  3. Закрепить знания о признаках животных типа Членистоногие и об основных систематических категориях типа Членистоногие;

  4. Понимать биологическую роль насекомых в экосистемах Земли.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок – исследование (1 уровень).

Оборудование: фотографии и коллекции насекомых различных отрядов, таблица «Многообразие органического мира», рельефная таблица «Внутреннее строение жука».

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – 4-е изд. – М.: Мысль, 1998.

  2. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В, Латюшина и В.А.Шапкина «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2003.

  3. Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. Справочник для учителей, репетиторов и абитуриентов. – М., Айрис-Пресс, 2003.

  4. Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1996.

  5. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. – М.:Топикал, 1994.

  6. Радченко Н.М., Бузановская М.В. и др. Насекомые вокруг нас. В 2 частях. Методические рекомендации для студентов и учителей биологии. – Вологда, 1992.



Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. – 4-е изд. – М.: Мысль, 1998.

  2. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. – М.: Филолог. об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО АСТ, Центр гуманитар. наук при ф-те журналистике МГУ им.М.В.Ломоносова, 1996.

  3. Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. – М.: Аквариум, 1997.

  4. Макгевин Джордж. Юному знатоку природы. Насекомые. Школьный путеводитель. – СПб.: Изд-во Тимошка, 1997.

  5. Молис С.А. Хрестоматия по зоологии для VI – VII классов. – М.: Просвещение, 1971.

  6. Нидон К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные. Руководство для натуралиста. – М.: Мир, 1991.

  7. Никишов А.И. Справочник школьника по биологии: 6 – 9 классы. – М.: Дрофа, 1996.

  8. Своллоу С., Стефенс М. Мир ручьев, прудов и рек. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

  9. Томсон Р., Стефенс М. Наблюдаем насекомых. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997.

Основное содержание урока:

  1. Знания:

  • Основные понятия: тип членистоногие, класс насекомые, хитиновый покров, трахеи, мальпигиевы сосуды.

  • Объекты: насекомые.

  • Факты: причины многообразия и распространения насекомых, их роль в живой природе и жизни человека

  1. Умения:

  • Называть приспособления насекомых к жизни на суше,

  • Определять таксономические единицы;

  • Различать членистоногих разных классов, насекомых различных отрядов;

  • Пояснять разницу между представителями различных классов членистоногих;

  • Анализировать причины широкого распространения насекомых по земному шару.

  1. Навыки:

  • Познавательная деятельность:

  1. Сравнение и сопоставление объектов (представителей различных классов типа Членистоногие);

  2. Выдвижение предположений о причинах широкого распространения насекомых по земному шару.

  3. Использование лабораторных работ для доказательства выдвигаемых предположений, описание результатов этих работ.

  • Информационно-коммуникативная деятельность:

  1. Адекватное восприятие устной речи;

  2. Осознанное беглое чтение текстов;

  3. Владение монологической и диалогической речью;

  4. Умение заполнять таблицу по тексту параграфа.

  • Рефлексивная деятельность:

  1. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка целей урока).

  2. Владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками.)


План урока


  1. Организационная часть – 1 – 2 мин.

  2. Создание проблемной ситуации, выдвижение предположения – до 15 мин.

1) Столкновение с проблемой – 5 мин.

2) Сбор данных – «верификация» – до 10 мин.

  1. Сбор данных и построение объяснения – до 20 мин.

1) Сбор данных – «экспериментирование» – 10 – 12 мин.

2) Построение объяснения – до 10 мин.

  1. Закрепление материала (анализ хода исследования) – 5 мин.

  2. Домашнее задание – 2 – 3 мин.



Ход урока


I. Организационная часть

До начала урока учащиеся делятся на 3 – 4 группы (в зависимости от материальной базы кабинета биологии и количества учащихся в классе). Проверка готовности к уроку.


II. Создание проблемной ситуации, выдвижение предположения.

? Название этого класса Членистоногих происходит от слова «насечка». Как называется этот класс?

О. Данный класс членистоногих называется Насекомые.


1 этап Столкновение с проблемой.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задание. По таблице «Многообразие органического мира» выясните, каково видовое разнообразие членистоногих и на стр. 63 учебника выясните: каково видовое разнообразие класса Насекомые?


Находят ответы на поставленные вопросы: членистоногих более 1000000 видов, насекомых около 1000000 видов.

Задание. Познакомьтесь с выданными фотографиями насекомых и раскройте их значение для человека

Анализируют фотографии, обсуждают вопрос в группах, дают ответы на вопрос

1 группа – насекомые, приносящие вред здоровью человека и животным, поселяясь на теле и питающиеся кровью

2 группа – насекомые, поселяющиеся в жилище человека, переносчики возбудителей заболеваний или портя его имущество

3 группа – насекомые, от которых человек получает пользу

Фотографии для анализа

1 группа.



Постельный клоп




Блоха





Вошь головная








2 группа

Таракан рыжий




Комнатная муха




Жук-полиграф




3 группа

Пчела медоносная




Тутовый шелкопряд








Деятельность учителя

Деятельность учащихся

? Зачем нужно изучать насекомых?

О. Насекомые играют важную роль в природе, хозяйственной деятельности человека и могут влиять на состояние здоровье и санитарное состояния жилища человека.



2 этап Сбор данных – «верификация»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Подготовка материала для обсуждения.

Задание. Ознакомьтесь с текстом и ответьте на вопросы.

Ознакомление и анализ материала текста по предложенным вопросам (индивидуальная и групповая работа), представляют результаты анализа при фронтальном опросе


Текст для ознакомления и анализа.

Видовое разнообразие и распространение насекомых

Как предполагают, насекомых на всей Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звезд в нашей Галактике. Только бактерии и прочие одноклеточные существа более многочисленны.

Подсчет, безусловно, приблизительный и для каждого момента весьма неодинаков, ибо очень многие причины решительно влияют на численность насекомых. Иные их виды, правда, из года в год обитают вокруг нас примерно в одинаковом количестве (например, бабочка-капустница), другие (боярышница, сосновая совка, сосновая пяденица, сибирский шелкопряд) то почти незаметны в лесах, то, вдруг расплодясь в великом множестве, буквально пожирают их.

Описан примерно миллион разных насекомых: 70 - 75% всех видов животных, населяющих Землю. Каждый год (в основном в тропиках) открывают тысячи новых видов насекомых.

Сколько же их видов всего на Земле? Полагают, что от 2 до 5 миллионов! А возможно, что и 10 миллионов. Больше всего жуков (250 000 видов), потом бабочки (140 000 видов), двукрылых (комары, мухи) – 100 000 видов и перепончатокрылые (муравьи, осы, пчелы и пр.) – около 90 000 видов. Сравните: птиц лишь 8663 вида, зверей – 4237.

Насекомые населяют все широты: от Заполярья (гнус вам об этом напомнит, если там побываете) до тропиков, все низины и высоты (до вечных ледников), все пресные воды (даже горячие – 550), воздух над нами и землю под нашими ногами (на 1 м2 может их тут быть 50 000 и больше), саму почву, травы, листву, корни, грибы, живых и мертвых животных… проще сказать, где их нет: в морях (хотя некоторые и тут живут) и на снегу (впрочем, и здесь не без исключений). Даже в нефти, разлитой на поверхности земли, можно их встретить!


Вопросы для анализа текста

? Какова предположительная численность насекомых?

? Каково приблизительное видовое разнообразие насекомых?

? Какие районы Земли заселены насекомыми?

? В каких поясах Земли численность и видовое разнообразие насекомых наибольшее?

Выдвижение предположения (под руководством учителя)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель ставит проблему

Итак, мы выяснили, что видовое разнообразие насекомых велико, вы узнали, что встречаются они практически повсеместно и играют достаточно большую роль как в жизни человека, так и в природе. Возникает вопрос: а почему же насекомых так много и почему они расселились так широко – от экватора до заполярных районов?


Учащиеся выдвигают предположение о причинах господства насекомых на Земле.


Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения сегодня мы исследуем насекомых, соберем факты об их строении и жизни.




III. Сбор данных и построение объяснения.

3 этап. Сбор данных – «экспериментирование».

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Готовит материал для индивидуальной работы



Задание: познакомьтесь с текстом, найдите:

  • черты сходства насекомых с другими членистоногими;

  • черты приспособленности насекомых к жизни на суше.

во время индивидуальной работы оказывает необходимую индивидуальную помощь в виде кратких консультаций.

Индивидуальная работа учащихся с текстом (раздаточный материал), устно находят у насекомых признаки, характерные для животных типа членистоногие и выписывают в тетрадь черты приспособленности насекомых к жизни на суше

Обобщение результатов групповой работы (с демонстрацией рельефной таблицы)

Групповая работа: обсуждают итоги работы с текстом в группах, представляют результаты своей работы в виде списков, вывешенных на доску.

Особенности строения насекомых как сухопутных членистоногих



Тело насекомых, как и всех членистоногих покрыто многослойной кутикулой, состоящей из хитина и задубленных белков. Кутикула насекомых, как и у всех членистоногих, служит наружным скелетом. Она препятствует потере телом воды, т.к. в ее наружном слое содержатся жиро- и воскоподобные соединения, отсутствующие у ракообразных. Также кутикула защищает насекомых от механических повреждений, воздействия химических веществ и ультрафиолетовых лучей. Окраска тела насекомых позволяет им сливаться с фоном мест обитания, подражать защищенным формам (мимикрия), отпугивать врагов.

Кровеносная система незамкнутая, сердце расположено на спинной стороне. Кровь (гемолимфа) у насекомых участвует только в транспорте питательных веществ и продуктов жизнедеятельности.

Кишечник сквозной, начинается ротовым аппаратом и заканчивается анальным отверстием.

Ограничение количества испаряемой влаги также осуществляется у насекомых с помощью дыхалец, которые они приоткрывают только во время дыхательных движений. Органы дыхания приспособлены к извлечению кислорода из атмосферного воздуха и представлены у насекомых исключительно разветвленными трахеями.

Органы выделения насекомых – мальпигиевы сосуды – прикреплены к заднему отделу кишечника. В них происходит всасывание воды обратно в гемолимфу, а продукты жизнедеятельности кристаллизуются. В результате выделяются сухие экскреты через анальное отверстие, и потери воды минимальны.

Все промежутки между внутренними органами заполнены жировым телом, которое является одновременно запасом воды и питательных веществ, поэтому насекомые могут долго не пить и голодать.

Насекомые имеют хорошо развитую нервную систему. Строение ее сходно со строение нервной системы кольчатых червей, но брюшная нервная цепочка состоит из меньшего числа нервных узлов, но они более крупные. Особенно сильно развиты надглоточный и подглоточный нервные узлы, с которыми органы чувств. С таким развитием нервной системы связано сложное индивидуальное и общественное поведение насекомых.

У всех насекомых исключительно внутреннее оплодотворение, яйца покрыты плотной оболочкой.

Изучение причин многообразия насекомых и их широкого расселения в экосистемах Земли. Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых»



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Готовит материал к лабораторной работе (коллекции, инструкцию и вопросы).

Консультирует группы по мере выполнения лабораторной работы

Групповая работа: изучают представителей насекомых по коллекциям, используя атласы-определители для установления отрядов, обсуждают результаты работы по вопросам, выстраивают объяснения



Задание к лабораторной работе

1. Сформулируйте цель лабораторной работы.

2. Запишите в тетради тему урока, название лабораторной работы, ее цель и оборудование к лабораторной работе.

3. Выполните лабораторную работу по инструкции на стр. 65 учебника и выданным коллекциям.

4. Сделайте вывод о причинах большого видового разнообразия насекомых.


Вопросы для обсуждения:

1. Насекомые каких отрядов были представлены в коллекциях?

2. Каковы особенности их ротовых аппаратов и конечностей?

3. В каких местах обитания они встречаются?

4. Чем отличаются насекомые разных отрядов?

5. О чем свидетельствует большое разнообразие ротовых аппаратов и типов конечностей?

6. Какова роль насекомых в экосистемах?


4 этап – Построение объяснения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует фронтальное обсуждение результатов.

Каждая группа представляет результаты исследования по вопросам 1 – 3.




Фронтально обсуждаются результаты лабораторной работы и отвечают на вопросы 4 – 6, делают вывод о причинах господства насекомых и их роль в экосистемах Земли.

IV. Закрепление материала

5 этап – Анализ хода исследования.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Готовит задания

Индивидуальная работа учащихся по выданному материалу




Групповая работа: отвечают на вопросы в группах, представляют результат работы в устной форме всему классу

Фронтально делают вывод по уроку (о причинах господства насекомых и значении в экосистемах Земли).


Задание: заполните схему

Отделы тела насекомых












Задание (по группам: вопрос 1 – 2 – гр.1, вопрос 3, 4 – гр.2, вопрос 5 – группа 3) – ответить на вопросы:

1. В чем сходство насекомых с другими животными типа Членистоногие?

2. Почему видовое разнообразие насекомых так велико?

3. Как насекомые приспособлены к жизни на суше?

4. Почему ученые-энтомологи для фиксации насекомых капают им эфир (усыпляющее вещество) на брюшко?

5. Зачем нужны насекомые на планете?

V. Домашнее задание

§ 15, ответить на вопросы после параграфа (базовый уровень обязательное всем).

Подготовить сообщения о тараканах и медведке (по желанию – задание дополнительное).

Заполнить таблицу в тетради (макет таблицы выдан в распечатанном виде) (задание повышенного уровня сложности)

Класс Членистоногих

Сходства

Различия

Ракообразные







Паукообразные




Насекомые






ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович  А. В., Обухов  А. В., Фомина  Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2001. №. 1.

  2. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. – http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/teor_0003.html

  3. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.

  4. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании – http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/a_1xitfn.html

  5. Савенков  А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

Похожие:

Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок по биологии в 6 классе по теме «Координация и регуляция в живом организме»
Урок относится к главе «Жизнедеятельность организмов» раздела «Живой организм» умк под редакцией Н. И. Сонина. Урок был проведён...
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок презентация по биологии в 8 классе на тему
Урок «Пищеварение в ротовой полости» — это третий урок в теме пищеварение изучается в 8 классе. Учебник: Биология. 8 кл. Человек:...
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок по биологии в 9 классе по теме
Задачи: Познакомиться с творческими работами учащихся (проектами), обобщить и углубить их знания по данной теме
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок биологии в 9 классе по теме «Вид и его критерии»
Бабушкина Л. А., учитель биологии, моу долгодеревенская сош, Сосновский район, Челябинская область
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе
Оборудование: гербарии злаковых растений, цоры по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе по теме «Размножение и развитие птиц»
Учитель биологии первой квалификационной категории Старотябердинской сош Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок биологии в 10 классе по теме «Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы»

Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок биологии в 10-м классе по теме
Воспитательная: формирование культуры биологической речи и сознательной дисциплины
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок по биологии в 9 классе по теме
Продолжить знакомство с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток
Урок биологии в 7 классе по теме iconУрок биологии в 7 классе по теме «Круглые черви»
Реализация содержательной линии образования «Культура здоровья и охраны жизнедеятельности»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница