Поурочное планирование учебного материала по курсу основы




НазваниеПоурочное планирование учебного материала по курсу основы
страница1/28
Дата11.11.2012
Размер3.56 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ

ОСНОВЫ

БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


10 КЛАСС


Программа А.Т. Смирнов, 2009 год.


Всего часов: - 68



ТЕМА: АВТОНОМНОЕ ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Цель урока: Сформировать у учащихся убеждения в необходимости общения с окружающей

природной средой для сохранения и укрепления своего здоровья, а также в

потребности целенаправленной подготовки к автономному существованию в природной

среде.

Занятие: 1/1

Урок 1

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор


Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Какие места считаются особенно опасными в метро?

- Какие меры безопасности необходимо соблюдать на железнодорожном транспорте?

- Перечислите правила безопасного поведения в городском транспорте.

- Каковы правила предупреждения дорожно-транспортного травматизма пешеходов?

- Что является началом опасной ситуации пешехода? - Кто такой водитель, пешеход?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала: § 1 стр. 6-9

Автономное существование человека в природной среде – это самостоятельное независимое существование его в природных условиях.

Автономное существование человека в природных условиях может быть добровольным или вынужденным.

Добровольная автономия – это ситуация, когда человек или группа людей по собственной воле, с определенной целью, на определенное время переходит на самостоятельное существование в природных условиях.

Вынужденная автономия – это ситуация, когда человек случайно, в силу не зависящих от него обстоятельств оказывается в природной среде и вынужден самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности, чтобы выжить и вернуться к людям.

Человек и природа неразделимы, человек – неотъемлемая часть природной среды и не может существовать вне ее. Однако для обеспечения своей безопасности и благополучия человек создал искусственную среду обитания: построил города, развил комплексную систему жизнеобеспечения и удовлетворения своих потребностей. При этом человек отделился от естественной природной среды и, проводя большую часть времени вне природы, начал утрачивать способность общаться с ней. Однако все блага цивилизации не могут заменить человеку то, что дает ему общение с природой. Чем больше благ предоставляет человеку цивилизация, тем сильнее он нуждается в общении с естественной природной средой для восстановления своих духовных и физических сил.

Общение с природой помогает человеку формировать выдержку, уверенность в себе, умение управлять своими эмоциями, анализировать обстановку, самостоятельно принимать решения и мобилизовывать себя на их выполнение, добиваться поставленной цели. В процессе общения человека с природой происходит совершенствование его физических качеств: выносливости, силы, ловкости, быстроты.

В то же время любое пребывание человека на природе требует от него определенной подготовки.

Живя в городе, человек привыкает пользоваться определенными благами цивилизации.

В природной среде все иначе. Чтобы правильно перемещаться в желаемом направлении, надо знать, как ориентироваться на местности. Чтобы прожить на природе хотя бы один день, нужно уметь обеспечить себя пищей и водой, а в некоторых случаях – соорудить для себя временное укрытие от непогоды. Необходимо знать особенности того места, где организовать свой отдых (горы, лес, вода), соблюдать правила безопасного поведения, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Человек должен уметь обеспечивать свое автономное существование в природной среде.

В случае автономного существования в природных условиях (добровольного или вынужденного) человек, чтобы сохранить свою жизнь и здоровье, должен обладать высокими духовными и физическими качествами, уметь действовать в различных климатических условиях, для чего необходимо рационально использовать в своих интересах все, что имеется под рукой и что дает окружающая природная среда.

Цели добровольной автономии.

Внимание! Деятельность человека в условиях добровольной автономии направлена на выполнение поставленной цели, а при вынужденной – на возвращение к людям и привычной жизни.

Цели добровольной автономии могут быть разными: активный отдых на природе, исследование человеческих возможностей самостоятельного пребывания в природе, спортивные достижения и др.

Добровольной автономии человека в природе всегда предшествует серьезная всесторонняя подготовка с учетом поставленной цели: изучение особенностей природной среды, подбор и подготовка необходимого снаряжения и, главное, физическая и психологическая подготовка к предстоящим трудностям.

Но может случиться так, что человек неожиданно, помимо его воли, в силу стечения обстоятельств оказывается один на один с природой. Вынужденная автономия накладывает определенный отпечаток на состояние и поведение человека. Он попадает в условия, к которым не готовился, его

жизнь и здоровье зависят только от него самого. Перед ним сразу встает задача, как выйти к людям. Для этого ему необходимо успокоиться, реально оценить обстановку, принять решение, как себя вести, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Безопасность человека в этих условиях всецело зависит от его духовных и физических качеств, от его общей подготовки к пребыванию в природной среде и способности мобилизовать все свои знания и умения для достижения единой цели: выжить и выйти к людям. Ведь надо будет добывать питьевую воду, обеспечивать себя пищей, устраивать ночлег и укрытие от непогоды, ориентироваться на местности, двигаться в нужном направлении и подавать сигналы бедствия

Дополнительные материалы.

Наиболее доступным и эффективным видом подготовки к автономному пребыванию человека в природной среде является активный туризм.

Активный туризм характерен тем, что туристы передвигаются по маршруту за счет собственных физических усилий и несут весь свой груз с собой, включая пищу и снаряжение. Основная цель активного туризма – активный отдых в природных условиях, восстановление и укрепление здоровья.

Туристские маршруты пешеходных, горных, водных и лыжных походов подразделяются на шесть категорий сложности, которые отличаются друг от друга продолжительностью, протяженностью и технической сложностью. Этим обеспечиваются широкие возможности участия в походах

людей с разной подготовкой.

Так, например, пешеходный маршрут первой категории сложности характеризуется следующими показателями: продолжительность похода не менее шести дней, протяженность маршрута 130 км.

Пешеходный маршрут шестой категории сложности продолжается не менее 20 дней, а его протяженность – не менее 300 км.

Выводы

1) Опыт свидетельствует, что люди, оказавшиеся в силу различных обстоятельств один на один с природой, могут в течение длительного времени сохранять свои силы и надежно защищать себя от неблагоприятных природных факторов.

2) Человеку необходимо всегда быть в определенной степени подготовленным к автономному существованию в природных условиях.

3) Результаты автономного пребывания человека в природе зависят от его способности определенное время без посторонней помощи обеспечивать свои жизненные потребности в еде, тепле, воде, используя имеющиеся запасы или дары природы.

III. Закрепление материала;

- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в

природной среде? Вспомните или найдите в средствах массовой информации примеры

автономного существования в природной среде.

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную

автономию в природной среде?

IV. Итог урока

V. Домашнее задание: § 1 стр. 6-9, задание под запись: Подберите из художественной литературы примеры автономного существования человека в природной среде (например, рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни», произведение Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке»).

2. Используя прочитанный материал сформулируйте основные качества, которые помогли герою художественного произведения выжить в трудных условиях.

3. Решите ситуационную задачу: «Вы оказались один в лесу. Как вы будете выбираться к людям, не имея компаса?»

ТЕМА: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К АВТОНОМНОМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ В

ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ

Цель урока: Практическая подготовка учащихся к однодневному турпоходу на природу,

основные правила и порядок подготовки.

Занятие: 1/2

Урок 2

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор


Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- При каких обстоятельствах человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде?

- Какие вы знаете примеры автономного существования в природной среде?

- Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, чтобы решиться на добровольную

автономию в природной среде?

- Как вести себя человеку, оказавшемуся в экстремальной ситуации в природной среде, –

отправиться немедленно в путь навстречу помощи или ожидать ее на месте? Обоснуйте свой

ответ с учетом специфики природной среды вашего региона.

- Как природная зона (пустыня, горы, тайга, тундра) обусловливает специфику жизнедеятельности

человека, оказавшегося в ситуации автономного или добровольного существования? Какой

режим поведения необходим для выживания в той или иной природной зоне?

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала: § 2 стр. 10-15


Практическую подготовку к автономному существованию в природной среде наиболее целесообразно организовать в виде подготовки и проведения однодневного турпохода на природу.

Рассмотрим один из возможных вариантов подготовки и проведения однодневного турпохода.

Подготовку целесообразно начать с изучения района похода, выбора конечной точки похода (живописное место, озеро, берег реки, лесная поляна и т. д.) и определения маршрута движения. Район путешествия должен быть знакомым, так как цель похода – не открытие «новых земель», а

отработка навыков поведения в природных условиях.

Для выбора конечной точки маршрута необходимо руководствоваться тремя основными критериями: участок местности, выбранный в качестве конечной точки путешествия, должен быть пригодным для большого привала (организации приготовления обеда и отдыха туристов, а также отработки туристских навыков в установке палатки, разведении костра, преодолении препятствий на местности и др.); расстояние до выбранной точки на местности должно составлять не более 10 км в одну сторону; расчет светлого времени должен быть достаточным для возвращения в исходную

точку с резервом не менее чем 1 ч. Исходя из вышесказанного, составляются необходимые расчеты по организации и проведению похода.

Число, день в мае 2006 г. 6 7 13 14 20 21 27 28

Суббота Воскр. Суббота Воскр. Суббота Воскр. Суббота Воскр.

Восход солнца 5.44 5.42 5.30 5.28 5.17 5.15 5.06 5.04

Заход солнца 21.09 21.11 21.22 21.24 21.35 21.37 21.47 21.49

Долгота дня 15.25 15.29 15.52 15.56 16.18 16.22 16.41 16.45

1. Определение светлого времени. Для примера рассмотрим выходные дни в мае в средней полосе (табл. 1).

2. Определение оптимального времени сбора группы и выхода в поход. Расчет необходимо производить от определения времени возвращения к месту сбора + 1 час. В мае это может быть время 20 часов + 2 часа (1 час декретный + 1 час летнего времени) = 22 часа (10 часов вечера).

3. Определение времени пребывания в походе с учетом решаемых задач: время в движении к месту большого привала до трех ходовых часов и 3 ч на возвращение в исходную точку маршрута; 4 ч пребывания на большом привале. Итого 10 ч времени на собственно турпоход.

Если до исходной точки маршрута, возможно, придется добираться каким-либо видом транспорта (автобус, электричка), то на это также необходимо предусмотреть время. Допустим, оно составит 1,5 ч. Следовательно, туда и обратно 3 ч.

Таким образом, на сам поход необходимо 10 ч, время до прибытия в исходную точку маршрута и возвращения к месту сбора составляет 3 ч + 1ч резервного времени. В итоге получаем 14 ч. Если считать, что время возвращения к месту сбора приходится на 22 часа (10 часов вечера), то, значит, время сбора для отправления в поход придется на 8 (22 – 14) часов утра. Место сбора определяет преподаватель. Это могут быть школа, остановка автобуса или пригородная касса.

Определив временные возможности группы для похода, намечают конечную точку похода, изучают район путешествия и прокладывают маршрут.

После определения конечного участка (озеро, поляна и т. д.) необходимо выбрать маршрут движения с учетом местности. Его выбирают так, чтобы он имел минимальное количество поворотов. Точки поворота маршрута намечают у характерных, легко распознаваемых ориентиров. Расстояние между ориентирами не должно превышать 2 км. Выбрав исходную и конечную точки маршрута, наметив контрольные ориентиры, рассчитывают порядок движения по маршруту.

Для расчетов принимают: среднюю скорость движения – 4 км/ч; длину пары шагов – 1,5 м.

Далее совместно с преподавателем следует определить необходимое снаряжение группы для турпохода. В зависимости от поставленных учебных задач в группе можно иметь: одну палатку; костровое оборудование (таганок в чехле, пила в чехле, большой и маленький топоры в чехлах,

спички в непромокаемой упаковке); кухонное оборудование; маршрутные документы и оборудование (карты маршрута – 2 экз., компасы – 2 шт., групповые деньги, ремонтный набор, аптечка).

Примерный список личного снаряжения: рюкзак большой с широкими лямками и поясным ремнем; запасная обувь (кроссовки); куртка с капюшоном (штормовка); легкий головной убор (шапочка); две пары носков; полиэтиленовая накидка от дождя; кружка, ложка, миска, складной нож; фляжка для питьевой воды.

Правильно подобранный набор личного снаряжения не должен превышать по весу 6–8 кг.

Далее необходимо потренироваться в правильной укладке рюкзака и в определении сторон горизонта по солнцу и часам. Этот способ дает удовлетворительные результаты зимой. Летом, особенно в южных широтах, ошибки могут достигать более 25°. Для определения сторон горизонта по солнцу и часам наручные часы держат горизонтально. Часовую стрелку направляют на солнце.

Угол между часовой стрелкой и цифрой 12 (если часы установлены по местному времени), цифрой 1 (если часы установлены по декретному времени, период октябрь – апрель) или цифрой 2 (если часы установлены по летнему времени, период апрель – октябрь) разделить пополам. Биссектриса угла, образованного между часовой стрелкой и цифрами 12, 1, 2 соответственно, покажет направление на юг – север (юг будет находиться в стороне солнца).

Определение направления движения и его выдерживание. Для решения данного вопроса необходимо вспомнить понятия магнитного и истинного азимутов и порядок их определения.

Азимут – это угол, отсчитанный по ходу движения часовой стрелки между направлениями на север и на ориентир. Азимут измеряется в градусах от 0° до 360°. Если за исходное направление принимается географический меридиан, азимут называется истинным; если за исходное направление принимается магнитный меридиан (направление магнитной стрелки компаса север – юг),

азимут называется магнитным (рис. 2).

С помощью компаса определяется магнитный меридиан. Истинный меридиан снимается с топографической карты. Для перехода от истинного меридиана к магнитному необходимо знать величину магнитного склонения, которое указано на карте. В местах, где нет магнитных аномалий, меридиан и магнитный истинный имеют склонение 2–3°, что для нашего передвижения по азимуту практического значения не имеет. Приблизительно можно считать их равными, т. е. азимут, определенный по карте (истинный), можно считать равным магнитному.

При подготовке к походу на карте необходимо проложить маршрут движения, определить контрольные ориентиры и их истинные азимуты (снятые с карты).

Для выдерживания направления движения на местности по рассчитанным азимутам необходимо:

1) выйти в точку начала движения, с которой по карте вычисляется азимут на первый контрольный ориентир;

2) с помощью компаса определить магнитный азимут движения. Для этого нужно установить на шкале компаса против мушки отсчет, равный значению заданного (определенного по карте) магнитного азимута. Затем, отпустив тормоз магнитной стрелки, повернуть компас в горизонтальной плоскости так, чтобы северный конец стрелки установился против нулевого

деления шкалы.

Не меняя положения компаса, заметить на местности по линии визирования через целик и мушку какой-нибудь удаленный предмет. Направление на него и будет направлением, соответствующим заданному азимуту.

При движении по азимуту практическая ошибка выхода на контрольный ориентир обычно бывает до одной десятой пройденного маршрута.

Поэтому на маршруте желательно намечать промежуточные ориентиры, в качестве которых выбирают не очень отдаленные, ярко выраженные предметы. Достигнув промежуточного ориентира, операцию определения направления движения повторяют на следующий промежуточный ориентир.

Поход начинается с построения, во время которого проверяется готовность к походу (как одеты и обуты туристы). При осмотре рюкзаков необходимо проверить, не забыто ли что-нибудь из снаряжения или питания.

Затем необходимо вспомнить о правилах поведения, особенностях маршрута, примерном времени возвращения. После того как одежда, обувь, рюкзаки проверены и неполадки устранены, группа установленным порядком следует к исходному пункту маршрута.

После прибытия группы в конечный пункт похода организуется большой привал. Один-два человека идут за водой, один приступает к разжиганию костра, еще один – к образованию кострища, а остальные отправляются за топливом.

После того как принесены вода, дрова и разожжен костер, около него остаются дежурные, которые следят за огнем и готовят пищу. Остальные отдыхают.

Во время обеденного привала можно просушить одежду и снаряжение, потренироваться в выборе площадки и в установлении палатки. Продолжительность обеденного привала должна быть примерно 4 ч. После обеда (отдыха) группа готовится к походу в исходный пункт маршрута.

Сборы группы начинаются с укладки рюкзаков и уборки места лагеря.

Уходя с бивака, проверяют, не забыл ли кто своих вещей.

Далее определяют путь следования в исходный пункт.

Дополнительный материал.

Разведение костра и обустройство кострового места Площадка для костра выбирается на открытом, но защищенном от ветра безопасном месте, желательно около воды. Костер следует разводить уже на вытоптанных площадках, на старых кострищах или на выбранном месте, предварительно сняв дерн. Все сухие листья, ветви, хвою, траву, которые могут загореться, следует отгрести от кострища на расстояние до 1–1, 5 м. Пожарная безопасность – главное требование при выборе места для костра.

Нельзя разводить костер ближе чем в 4–6 м от деревьев, смолистых пней или корней. Над костром не должны нависать ветви деревьев.

Не разжигайте огонь в хвойных молодняках. Здесь легко может вспыхнуть самый страшный, так называемый верховой, пожар.

Не разводите костер на участках с сухим камышом, тростником, мхом или травой. По ним огонь распространяется с большой скоростью.

Опасен костер на вырубках, где имеются остатки сучьев, веток, сухих листьев.

Не разводите костер на торфяниках. Помните, что тлеющий торф очень трудно затушить, даже заливая его водой. Незамеченное тление может легко превратиться в губительный торфяной пожар.

Не разводите костров в лесу на каменистых россыпях. В таких местах между камнями накапливается лесной хлам и перегной. Огонь, проникший в щели, может распространиться по глубоким и извилистым ходам между камнями. Потушить такой пожар почти невозможно. Не следует оставлять костер (даже гаснущий) без присмотра.

Покидая место бивака, следует обязательно залить костер. Не надо думать, что если дрова уже прогорели и на кострище остались только тлеющие головешки и угли, то заливать его необязательно. Эти головешки могут разгореться спустя много времени после ухода группы.

Весь мусор тщательно собирают и сжигают. Пустые банки из-под консервов обжигают в костре и закапывают в землю, после чего разгребают и тушат костер, заливая его водой и забрасывая землей.

Выводы

1) В турпоход нужно отправляться только вместе со взрослым руководителем.

2) Начинающий турист должен хорошо научиться пользоваться компасом, знать примерный список личного снаряжения, уметь укладывать рюкзак.

3) Большой привал организуется после прибытия группы в конечный пункт похода.

4) Движение по маршруту в обратном направлении осуществляют с соблюдением тех же правил, что и при движении к месту большого привала.

III. Закрепление материала;

- Почему восстановление духовных и физических сил человека лучше всего происходит в

общении с природной средой?

- Почему безопасность является главной задачей при подготовке к походу?

IV. Итог урока


V. Домашнее задание: § 2 стр. 10-15. Подготовить сообщение на тему «Перечень личного снаряжения для однодневного турпохода в зависимости от времени года (весна, осень)» - 2-3 чел.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconПоурочное планирование учебного материала по курсу основы
...
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconТематическое и поурочное планирование изучения учебного материала по умк касьянова В. А. «Физика-10», «Физика-11»
Урок 59 Контрольная работа №4 Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconТематическое и поурочное планирование изучения учебного материала по умк касьянова В. А. «Физика-10», «Физика-11» (профильный уровень, 170ч (5ч в неделю))
Урок2 Симметрия и физические законы. Идея атомизма. Фундаментальные взаимодействия
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconТематическое планирование учебного материала по алгебре в 9 классе
Тематическое планирование учебного материала по алгебре в 9 классе по учебнику алгебры авт. Мордковича А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская...
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconПоурочное планирование блока «Логические основы информатики» в базовом курсе Ииикт основной школы

Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconРабочая программа по математике разработана на основе авторской программы по математике Жохов В. И. (Программа. Планирование учебного материала.
Программа разработана на основе примерной программы по математике автор составитель Жохов В. И. (Программа. Планирование учебного...
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по курсу
Информационная картина мира. Информационное общество. Информационная культура. Информация. Основные информационные процессы. Свойства...
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconПоурочные разработки. 3 класс Первая четверть Введение Поурочное планирование уроков музыки в III класс
Поурочное планирование уроков музыки в III классе является продолжение публикаций серии методических материалов по предмету «Музыка»,...
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconТематическое планирование учебного материала по программе «Информатика» авторов А. Л. Семенова и др. 3 класс
Тематическое планирование учебного материала по программе «Информатика» авторов А. Л. Семенова и др
Поурочное планирование учебного материала по курсу основы iconТематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 9 классе
Календарно — тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 9 классе
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница