Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»




Скачать 307.52 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Дата10.11.2012
Размер307.52 Kb.
ТипРабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Калининградский государственный технический университет»

(ФГБОУ ВПО «КГТУ»)






УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

_________ А.Л.Гудков

« » _________ 2012 г.



Рабочая программа дисциплины


философия


Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть


Направление подготовки

220700 «Автоматизация технологических процессов и производств»


Квалификация (степень) выпускника

бакалавр


Форма обучения

очная, заочная


Факультет автоматизации производства и управления

Кафедра-разработчик – кафедра философии и культурологии


Калининград 2012

1 Цели и задачи дисциплины




Целью освоения дисциплины «Философия» является получение студентами систематизированных научных знаний и формирование философского мировоззрения, развитие навыков объективного восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения.

Задачи дисциплины:

* формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания;

* приобретение навыков разбираться в философских проблемах и методах их исследования;

* овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности;

* выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.


2 Место дисциплины в структуре основной образовательной

программы (ООП) бакалавра


Дисциплина «Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. При изучении дисциплины используются знания и навыки довузовской подготовки по «Обществознанию», а также получаемые студентами при изучения дисциплины «История», «Культурология» (на первом курсе).

Дисциплина «Философия» является вторым учебным курсом ООП бакалавра в области гуманитарных знаний. Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, обеспечивающих дальнейшую подготовку в указанной области.

В свою очередь, знания, приобретённые в результате изучения дисциплины «Философия», помогут освоению последующих дисциплин ООП.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины




В результате освоения дисциплины «Философия» у обучающегося формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:

* способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, владеть культурой мышления (ОК-1);

* способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и

письменную речь (ОК-2);

* способен к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

* способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

* способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать

пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков

(ОК-7);

* способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии,

высокую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

* способен использовать основные положения и методы социальных, гумани-

тарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

* способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-12);

* способен осознавать значение гуманистических ценностей для сохранения

и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК-13);

* способен к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе

моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-15);

* способен применять основные методы, способы и средства получения, хра-

нения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17).


В результате изучения дисциплины студент должен:


знать:

* основные методы и принципы научного познания, философские направле-

ния и теории;

* основные подходы к проблемам общественного развития;


уметь:

* формировать, логично и аргументировано отстаивать собственную позицию

по различным проблемам философии;

* использовать положения и категории философии для оценивания и анализа

различных социальных тенденций, фактов и явлений;

владеть:

* навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание

приемами ведения дискуссии и полемики;

* навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения

собственной точки зрения.


4 Структура и содержание дисциплины

4.1 Структура дисциплины

Дисциплина изучается в третьем семестре ООП. Общая трудоемкость дисциплины «Философия» составляет 4 зачетные единицы, т.е. 144 академических часа, в том числе 46 часов - аудиторные занятия (АЗ) , 98 часов самостоятельная работа студента (СРС). Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.





п/п



Тема

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоёмкость учебной работы по её видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ


СРС

Всего часов

Лекции

ПЗ *

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Философия, её предмет и место в культуре

3

1

2

2

4

8

* Тест

* Контрольная работа

2

Исторические типы философии

2-3

2

4

8

14

* Тест

* Контрольная работа

* Коллоквиум

3

Философская онтология

4-7

2

8

10

20

* Коллоквиум

* Контрольная работа

4

Теория познания

7-8

2

2

6

10

* Контрольная работа

* Тест

5

Философия и методология науки

9

2

2

6

10

* Тест

* Контрольная работа

6

Философская антропология

10-11

2

4

8

14

* Тест

* Контрольная работа



7

Социальная философия и философия истории

12-14

2

6

8

16



* Тест

* Контрольная работа


8

Мировые проблемы и философская футурология

15-17

2

2

4

8

* Тест

* Коллоквиумы




Всего в третьем семестре







16

30

54

100




46




Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии













44

44

Экзамен




Итого по дисциплине







16

30

98

144

* Экзамен

46



ПЗ * - Практические занятия

4.2 Теоретические занятия (лекции)



п/п

Тема дисциплины

Содержание

Кол-во часов

1

Философия, ее предмет и место в культуре

Цели и задачи дисциплины, её место и значение в подготовке специалистов по информатике и вычислительной технике.

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2

2

Исторические типы философии

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

2

3

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание.

2

4

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Проблема познаваемости мира и человека. Основные формы и методы познания. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность.

2

5

Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Рост научного знания и проблема научного метода. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Специфика социально-гуманитарного познания. Свобо­да научного поиска и социальная ответственность уче­ного.

2

6

Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в челове­ке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Человек, свобода, творчество. Человек в системе ком­муникаций: от классической этики к этике дискурса.

2

7

Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Источники и субъекты исторического процесса.

2

8

Мировые проблемы и философская футурология

Экологический, экономический и технический аспект глобальных и мировых проблем человечества. Технократизм и технофобия. Социальные и информационные проблемы в условиях культуры современной России. Этический кодекс инженера-программиста. Взаимодействие объективной и субъективной сторон развития информационного общества.

2




Итого:




16



4.3 Практические занятия (семинары)

При изучении дисциплины «Философия» предусматривается 30 часов на проведение практических занятий (семинаров) в третьем семестре. В нижерасположенной таблице определены темы практических занятий (семинаров), выполняемых в рамках учебной программы.



п/п

Номертемы

Темы практических занятий

Кол-во часов

1

2

3

4

Третий семестр

1

1

Место и роль философии в культуре

2

2

2

Современная западная философия

2

3

Философия в России

2

4

3

Движение, пространство и время

2

5

Законы диалектики и принципы синергетики

2

6

Картины мира в разных видах мировоззрения

2

7

Сознание

2

8

4

Диалектика процесса познания

2

9

5

Научное познание: структура и методы

2

10

6

Антропосоциогенез. Природа и сущность человека

2

11

Смысл жизни: методы и условия поиска

2

12

7

Материальное и духовное: соотношение детерминант деятельности

2

13

Свобода, ответственность и насилие

2

14

Модели исторического процесса

2

15

8

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего

2




Итого:




30



4.4. Лабораторные занятия (работы)


Учебным планом не предусмотрены.


4.5. Самостоятельная работа студента



п/п

Вид (содержание) СРС

Количество

часов

Формы контроля

1.

Подготовка к практическим (семинарским)

занятиям, включая освоение теоретического

материала.

28

* Контрольные работы

* Тест

2.

Выполнение устных и письменных

индивидуальных заданий, научных сообщений,

решение практических задач

26

* Тест

* Коллоквиумы

3.

Подготовка к экзамену и сдача его в период экзаменационной сессии

44

* Экзамен




Итого:

98






5. Образовательные технологии


Из комплекса эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению навыков научного анализа социально-экономических проблем современного общества и применению их для самостоятельного решения социальных и профессиональных задач, в процессе преподавания дисциплины «Философия» используются следующие:

* лекции (интерактивные – с элементами беседы и традиционные);

* практические (семинарские) занятия, в том числе – в форме коллоквиумов,

на которых рассматриваются вопросы, освещённые в лекциях и сформированные в индивидуальных заданиях, практических задачах, заслушиваются и обсуждаются научные сообщения, представленные к защите рефераты, проводится тестирование;

* индивидуальная работа преподавателя со студентами, во время которой студент может получить необходимую ему консультацию по всем видам самостоятельной работы, по какому-либо конкретному вопросу учебного курса, помощь преподавателя при подготовке доклада на студенческую научную конференцию (СНК), а также отработать пропущенные им занятия;

* вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, в том числе: подготовка к практическим (семинарским) занятиям, включая освоение теоретического материала; выполнение индивидуальных заданий; практических задач и написание реферата; подготовка к текущему контролю - экзамену.

В целях формирования современных компетенций выпускника вуза на лекциях и практических (семинарских) занятиях применяются методики активного обучения, такие как:


* проблемный метод обучения;

* коммуникативные технологии (дискуссии, конференции);

* технологии научно-исследовательской деятельности (подготовка докладов для участия в студенческих научных конференциях (СНК)) университета и на потоках, подготовка научных сообщений и рефератов;

* метод малых групп;

* презентации;

* тестирование.

6. Оценочные средства контроля успеваемости по итогам изучения

дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы

студентов (СРС)


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (задания для тестирования, контрольных работ) и итоговой аттестации по дисциплине (экзаменационные вопросы и задания) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД.


Критерии оценки знаний студентов по завершении изучения учебного курса

Оценка «отлично» предполагает, что студент:

* на основе программного объёма знаний свободно ориентируется в проблематике учебного курса и литературе по курсу;

* в самостоятельной работе проявлял элементы творчества;

* активно работал на практических занятиях.

Оценка «хорошо» предполагает, что студент:

* владеет основным объёмом знаний в рамках программы курса;

* прочно усвоил основные понятия и категории;

* полученные знания умеет применять на практике.


Оценка «удовлетворительно» предполагает, что студент:

* знает основные понятия и категории;

* может объективно оценить существующую реальность;

* ориентируется в основных программных установках курса.

Оценка «неудовлетворительно» предполагает, что студент:

* не знает основных понятий, категорий и терминов;

* не ориентируется в основных программных установках;

* допускает грубые ошибки при ответе на основные вопросы экзаменационного

билета.


7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М,: Проспект, 2009.

  2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

  3. Канке В. А. Философия для технических специальностей. – М.: Омега-Л, 2010.

  4. Темнюк. Н. А. Философия. Ч. I, II. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009.

  5. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. — М.: Гардарики, 2008.

  6. Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — М,: Проспект, 2009.

б) дополнительная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

2. Четверикова Н. А. Философия: учеб. пособие. – Калининград, 2006.

3. Философия. Курс лекций / под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2003. – 383 с.

4. Философия: учеб. пособие / под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д: Феникс, 2003. – 576 стр.

в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

г) методические материалы и материалы по видам занятий:

1. Философия: планы семинар. занятий с метод. указ. студ. днев. формы обуч. всех напр. и спец. / Сост. Э.В. Каракозова и др. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. Ч. I. – 82 с.





п/п

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке

Основная литература

1

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. — М,: Проспект, 2004. – 604 с.

94

-

2

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Инфра-М, 2008. – 518 с.

60

-

3

Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов М. [и др.]: Дашков и К, 2008. - 431 с.

45

-

4

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 2008. – 367с.

45

-

5

Темнюк Н. А. Философия: учеб. пособие. - Калининград: Изд-во КГТУ. Ч. 1.- 2009.- 250 с. Ч. 2.- 2009. - 192 с.

38 (Ч. 1), 38 (Ч. 2)

+

+

6

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. — М,: Проспект, 2009. – 688 с.

45

-

Дополнительная литература

1

Спиркин А.Г. Философия. – М.: Гардарики, 1999. – 816 с.

87

-

2

Четверикова Н. А. Философия: учеб. пособие. – Калининград, 2006.

25

-

3

Философия. Курс лекций / под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 2003. – 383 с.

94

-

4

Философия: учеб. пособие / под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д: Феникс, 2003. – 576 стр.

112

-

Методические материалы и материалы по видам занятий

1

Философия: планы семинар. занятий с метод. указ. студ. днев. формы обуч. всех напр. и спец. / Сост. Э.В. Каракозова и др. Калининград: Изд-во КГТУ, 2009. Ч. I. – 82 с.

25

-



Директор НТБ _____________ М.В. Вареницына _________

(подпись) (И.О.Фамилия) (дата)


8 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Аудиторные занятия проводятся в аудиториях как специализированных (компьютерный класс, аудитория факультета гуманитарной подготовки), так и общих любого из учебных корпусов ФГБОУ ВПО «КГТУ».

Консультации проводятся в кабинете 269 кафедры философии и культурологии главного корпуса КГТУ в соответствии с графиком консультаций преподавателя.

Для самостоятельной работы в распоряжении студентов имеются читальный зал отдела гуманитарной литературы (ауд. 232); читальный зал периодических изданий (ауд. 275) главного корпуса КГТУ.


9 Особенности изучения дисциплины при заочной форме обучения

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 4 зачётные единицы, 144 часа.

Аудиторные занятия – 12 часов, самостоятельная работа – 132 часа.







п/п



Раздел

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную, и трудоемкость (часы)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

Всего часов

1

Философия, её предмет, место в культуре и история

3

2

-

10

12

* дискуссия


2

Познание и наука

-

2

26

28

3

Философская антропология

4

2

2

20

24

* контрольная

работа

4

Социальная философия и философия истории

-

4

40

44




Подготовка к экзамену

-

-

36

36

экзамен




ИТОГО:




4

8

132

144




Лист согласования рабочей программы дисциплины


Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 220700 - Автоматизация технологических процессов и производств уровня бакалавр (утвержден 25.10..2011 № 2520), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета 27.10.2011г.


Автор программы – Темнюк Николай Александрович, к.ф.н., доцент, зав.кафедрой философии и культурологии.


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и культурологии (рецензент – доцент Архангельский О.И., протокол № 9 от 10.04.2012).


Заведующий кафедрой

к.ф.н., доцент Н.А. Темнюк

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарной подготовки, (протокол № 7 от 24.04.2012).


Председатель методической комиссии

к.ф.н., доцент О. И. Архангельский

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета автоматизации производства и управления, (протокол № от « » 2012).


Председатель методической комиссии к.т.н., доцент В.В.Николаев


Согласовано


Начальник учебно-методического

отдела Д.И. Загородняя


№ _____ дата ____________

Похожие:

Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 080100 «Экономика»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 280700 «Техносферная безопасность»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины «автоматизация технологических процессов и производств»
Дисциплина “Автоматизация технологических процессов и производств ” призвана дать знания студенту-бакалавру по направлению 220700...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 111400 «Водные биоресурсы и аквакультура»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 260200 «Продукты питания животного происхождения»
«Философия» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ооп. При изучении дисциплины используются...
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 220700. 62 «Автоматизация технологических процессов и производств»
Профиль подготовки 220700. 62. 00. 01 – Автоматизация технологических процессов и производств (в металлургии)
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины
Направление подготовки 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
Рабочая программа дисциплины философия Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки 220700 «Автоматизация технологических процессов и производств» iconРабочая программа дисциплины
Направление подготовки 220700 Автоматизация технологических процессов и производств
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница