Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения




Скачать 132.25 Kb.
НазваниеСеминара-тренинга по освоению модульной технологии обучения
Дата10.11.2012
Размер132.25 Kb.
ТипПрограмма





МОДЕЛЬ

СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА

ПО ОСВОЕНИЮ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Семинар-тренинг - форма повышения квалификации учителей, позволяющая приобрести навыки использования конкретной педагогической технологии в практике преподавания своего предмета. Программа семинара рассчитана на три дня и предполагает активный режим работы слушателей по освоению модульной технологии обучения (МТО).

На подготовительном этапе создается творческая группа по разработке технологического проекта изучения конкретных тем (разделов) данного предмета на основе использования модульного подхода к обучению. Учителя и методисты, члены этой творческой группы, вырабатывают единые подходы к проектированию модульных программ, общие критерии их анализа и оценки. После разработки, экспертизы и апробации данный технологический проект может служить дидактической основой для работы учителей на семинаре-тренинге, своеобразным эталоном для усвоения основ модульной технологии, образцом для отработки навыков учителей по анализу и разработке собственных проектов. Например, работа с учителями биологии была построена на основе разработанного заранее проекта модульного обучения биологии в 10 классе.

Семинар-тренинг предполагает постоянное общение учителей с авторами-разработчиками готовой модульной программы, что с одной стороны позволяет более глубоко понять авторские подходы к проектированию модульных программ и отработать навыки такой работы, а с другой стороны, - откорректировать готовую модульную программу на основе предложений учителей-практиков.

Семинар носит деятельностный характер и включает 3 этапа:

  1. информационно-мотивационный;

  2. операционно-познавательный;

  3. контрольно-коррекционный.


Цели работы слушателей на семинаре:

  • усвоить педагогические подходы, характеризующие модульную технологию обучения:

  • определить возможности и условия применения МТО в практике преподавания своего предмета;

  • освоить алгоритмы проектирования модульных программ и отдельных модулей;

  • создать собственный проект использования модульной технологии при работе в школе;

  • отработать приемы анализа и оценки модульных программ;

  • сформировать собственное отношение к МТО.

Программа семинара


1 этап (информационно – мотивационный).

Цель: получить информацию о модульной технологии обучения и определиться в целях и содержании работы на семинаре.

  1. Проблемы и противоречия предметного (биологического) школьного образования и возможные способы их разрешения –«мозговой штурм».

  2. Характерные особенности и принципы модульной технологии обучения; возможности использования МТО для разрешения некоторых противоречий биологического образования школьников – поисковая беседа с фрагментами лекции

  3. Презентация готовых разработок фрагментов технологического проекта «Модульная технология изучения общей биологии в 10 классе» - конференция – презентация

  4. Изучение готовых модульных программ по биологии – практикум


2 этап (операционно-познавательный)

Цель: усвоить основные алгоритмы проектирования модульных программ, разработать собственную модульную программу изучения определенной темы курса "«Биология"

  1. Алгоритм проектирования целей (Приложение 1);

  2. Алгоритм структурирования содержания (Приложение 2);

  3. Алгоритмизация учебной деятельности учащихся (Приложение 3);

  4. Определение эффективных методов и форм организации учебной деятельности учащихся и алгоритм их включения в модульную программу; (Приложение 4);

  5. Алгоритм разработки системы контроля результатов усвоения материала учащимися (Приложение 5)

  6. Алгоритм разработки собственной модульной программы изучения определенной темы – самостоятельная работа по модульной программе (Приложение 6);


3 этап (контрольно-коррекционный)

Цель: проанализировать разработанные модульные программы изучения биологии и оценить возможности их внедрения в учебный процесс; сформировать свое отношение к МТО.

  1. Определение критериев, показателей и форм анализа имеющихся модульных программ изучения биологии.

  2. Анализ модульных программ – групповая работа.

  3. Перспективы и проблемы внедрения модульной технологии в практику обучения биологии – дискуссия.

  4. Определение основных направлений дальнейшей работы участников семинара по внедрению МТО в школы республики, способов координации их взаимодействия и сотрудничества



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Алгоритм проектирования целей


  1. Определите специальные (биологические) знания и умения учащихся, которые они должны получить при изучении данной темы курса:

а) ведущие биологические идеи и теории;

б) основные законы и закономерности;

в) важнейшие понятия и факты (свойства);

г) основные теоретические и практические умения.

  1. Запишите эти цели изучения данной темы, пользуясь для их ранжирования терминами:

а). Усвоить: (идеи, теории, закономерности и т.п.). Осознать:…, Владеть;

б). Знать: (признаки, формулировки, особенности и т.п.).

в). Уметь: (определять, находить, решать и т. п. ).

  1. На основании трех уровней усвоения материала (репродуктивный, конструктивный и творческий) откорректируйте записанные Вами выше цели. Уточните: что из этого перечня дети должны только узнавать, называть или находить; какие формулировки они обязаны воспроизводить; что конкретно им предстоит знать; что – объяснять; что – понимать и подтверждать примерами; что – объяснать, выводить, применять, использовать и т.д. Не забудьте сквозные понятия, которые проходят через эту тему, обобщения, повторения.

  2. Проанализируйте возможности данной темы для формирования обще-учебных (информационных, организационных), интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков. Дополните получившийся у Вас список целей обще-учебными, интеллектуальными и коммуникативными умениями. Например: уметь анализировать причины…, классифицировать объекты, находить причинно-следственную связь, делать сообщение на тему…, составлять план ответа на вопрос…,и т.п.

  3. Сформулированная Вами цель изучения целой темы называется комплексная дидактическая цель. Для того чтобы ее достичь, учащиеся должны освоить нескольких промежуточных целей, которые называются интегрирующими дидактическими целями и принадлежат отдельным модулям (обычно – отдельным урокам). Таким образом, комплексная дидактическая цель (КДЦ) разбивается на ряд интегрирующих целей (ИДЦ), объединяет их. Составьте схему Вашей модульной программы ,– разбейте всю тему на отдельные модули. Пропишите интегрирующие дидактические цели каждого модуля и проследите, как КДЦ реализуется через отдельные ИДЦ модулей.

  4. Проверьте КДЦ темы и ИДЦ всех модулей на соответствие друг другу, программе, временным рамкам и возрастным особенностям учащихся. Внесите соответствующие коррективы. Предусмотрите возможности дифференциации обучения – предложите необязательные для всех цели обучения (отметим их звездочкой, однако, они не должны содержать определенный программой минимум знаний).

  5. Выберите один модуль – одну интегрирующую дидактическую цель. Для ее достижения, учащимся необходимо освоить несколько промежуточных результатов – частных дидактических целей (ЧДЦ), которые соответствуют отдельным учебным элементам данного модуля. (М = УЭ1 + УЭ2 + УЭ3 +…). С некоторой степенью достоверности можно утверждать, что ИДЦ = ЧДЦ1 + ЧДЦ2 + ЧДЦ3 +… Составьте частные дидактические цели всех элементов модуля, соблюдая логику реализации его интегрирующей цели. Проверьте их взаимное соответствие.

Приложение 2.

Алгоритм структурирования содержания


  1. Содержание учебного материала при модульном обучении переструктурируется в соответствии с логикой познания: всеобщее – общее – частное. Такая логика позволяет сформировать у учащихся целостную научную картину мира. Проанализируйте соответствие содержания выбранной Вами темы этой логике. Выделите всеобщие идеи и закономерности, которые носят мировоззренческий характер и могут развиваться при изучении данной темы. Определите общие (общебиологические) закономерности и частные факты, которые необходимы для их аргументации.

  2. Предложите основные и дополнительные источники информации для учащихся. При необходимости, представьте схему изменения последовательности параграфов при изучении основного материала.

  3. Определите количество модулей в Вашей программе и распределите содержание материала по ним с учетом времени, отведенного на изучение этой темы программой. Проверьте соответствие содержания и целей каждого модуля. Составьте схему и описание Вашей модульной программы, в котором покажите количество модулей, их содержание (названия), логика их последовательности, количество уроков в каждом модуле.

  4. Предусмотрите время на итоговый и промежуточный контроль, на обобщение и повторение знаний, на выполнение лабораторных, практических работ, экскурсий.

  5. Выделите дополнительный материал, направленный на углубление знаний отдельных учащихся, а так же – резервный материал для тех, кто работает быстро.

  6. Напишите введение к теме, которое вызовет у учащихся интерес и желание ее изучать.

  7. Подберите и вставьте в модульную программу занимательный материал, практические советы, факты для любознательных, стихи и т.п.

  8. Разделите каждый модуль на учебные элементы, исходя из объема и сложности изучаемого материала. Установите их количество, объем и последовательность, в соответствии с логикой заданной цели (ИДЦ) и содержания.

  9. Откорректируйте содержание и цели внутри модуля таким образом, чтобы каждый учебный элемент имел свою ЧДЦ и свое содержание (имеется ввиду содержание учебной деятельности учащихся, а, необязательно фрагмент текста учебника)

  10. Проверьте отобранное Вами содержание темы на доступность, достаточность, полноту (не избыточность), логичность, доказательность и т.п.

Приложение 3.

Алгоритмизация учебной деятельности учащихся


Выберите один из учебных элементов (УЭ), который входит в определенный модуль вашей программы. Желательно, чтобы этот УЭ включал в себя фрагмент нового для учащихся материала и предполагал полную их самостоятельность при изучении.

  1. Уточните частную дидактическую цель этого учебного элемента и объем содержания, который предстоит освоить учащимся. Предполагает ли ЧДЦ определенный уровень усвоения материала (репродуктивный, конструктивный)? Каким образом можно отследить достигнутый каждым учащимся уровень знаний и необходимо ли это делать в данном элементе?

  2. Спроектируйте изучение данного УЭ (внося записи в графу модуля «учебный материал с указанием заданий») в соответствии с основными этапами усвоения материала учащимися: восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, применение в стандартной и новой ситуации, обобщение, контроль, коррекция. Для этого:

а) укажите точно основной источник информации;

б) сделайте ссылку на дополнительные источники – рисунки, схемы, фотографии, таблицы, другие книги, которые следует проработать;

в) предложите задания на составление собственных структурно-логических или графических схем, рисунков и т.п - осмысление, отработка;

г) подберите упражнения на воспроизведение материала по памяти - запись определений, пересказ текста однокласснику, составление тезисного плана по памяти и т.д. - запоминание;

д) укажите, на какие вопросы учебника следует дать ответы, и каким образом (устно или письменно) их можно будет проверить; с каким эталоном сравнить ответ? – решение стандартных задач;

е) составьте задания, которые предполагают применение полученных знаний: для объяснения определенных закономерностей, для сравнения неких природных объектов между собой, для определения взаимосвязей между природными явлениями, для понимания жизненных процессов и т.п. - решение нестандартных задач; предусмотрите задания повышенной сложности, а так же несколько стереотипных упражнений, которые позволят отрегулировать темп работы учащихся на уроке, организовать проверку знаний в паре по вариантам.

ж) подберите такие задачи, вопросы и задания, которые позволили бы обобщить данный материал с ранее изученным.

  1. Каждый учебный элемент должен заканчиваться заданиями для самоконтроля (взаимоконтроля) достигнутого учеником результата.

  2. Укажите дополнительные задания для тех, кто хотел бы улучшить свой результат.


Для тех учебных элементов, в которых предполагается частичная самостоятельность учащихся, решение проблемных вопросов, приобретение практических или теоретических навыков и др, логика проектирования познавательной деятельности учащихся может быть иной.

Приложение 4


Определение эффективных методов и форм организации учебной деятельности учащихся и алгоритм их включения в модульную программу.

Несмотря на индивидуальную самостоятельную работу учащихся по модульной программе, методы обучения, заложенные в этой программе, могут быть разные: репродуктивное усвоение материала учебника с последующей отработкой и закреплением знаний, проблемное и частично – поисковое обучение при выведении новой закономерности на основе анализа приведенных фактов или при разрешении выявившихся противоречий; поисковое и проектное обучение, если ученику самому предлагается выдвинуть гипотезу и проверить ее, разработать модель прибора или проект эксперимента. От традиционного урока подобное обучение отличается только высокой степенью самостоятельности учеников при овладении и использовании этих методов обучения.

Уроки с полной самостоятельной деятельностью учащихся при использовании модульной технологии обучения могут составлять 10 – 25% от общего числа уроков. В остальных случаях ученик работает под руководством учитея, в паре с одноклассником или при взаимодействии в группе. Все формы организации познавательной деятельности учащихся, равно как и методы обучения регулируются модульной программой и должны оптимально в ней сочетаться.

Для управления учебной деятельностью учащихся используется последняя колонка в модульной программе, где могут быть указаны формы взаимодействия ученика в классе, время, отведенное на выполнение данного упражнения, источники новой информации или правильных ответов и просто пожелания, предупреждения, подсказки.

  1. Проанализируйте цели и содержание каждого модуля вашей программы и определите, какие методы являются ведущими в каждом из них;

  2. Определите возможности использования проблемных, поисковых, проектных методов при изучении данной темы, их эффективность и целесообразность;

  3. Если в каком-то из модулей целесообразно использовать нерепродуктивный метод обучения – измените его структуру, перестройте содержание и логику заданий для учащихся;

  4. Определите, в каких модулях вашей программы имеются возможности для эффективного использования работы в парах и группах учащихся. Вернитесь к проектированию этих модулей и включите задания для парной и групповой работы, одновременно откорректируйте время на остальные задания;

  5. Изобразите графически схему разработанных Вами модулей (в виде прямоугольников) и отметьте на ней то время, которое ученик работает в классе самостоятельно, в паре, в группе. Какое место на этой схеме занимает фронтальная работа учителя со всем классом (лекция, рассказ, объяснение, проверка знаний), и какое время учитель может оказывать адресную консультативную помощь отдельным учащимся?

  6. Проанализируйте оптимальность сочетания индивидуальной, парной, групповой и фронтальной форм работы на уроке, внесите коррективы в модульную программу через добавление или исключение отдельных заданий.

  7. Через указания по управлению учебной деятельностью учащихся (колонка 3) в модульную программу внесите необходимые ссылки и пояснения, которые позволят учащимся правильно осуществить задуманную Вами программу обучения с учетом разных методов обучения и форм взаимодействия.

  8. Напишите «методическую шпаргалку», в которой укажите, какие ответы, задания, раздаточные материалы и дополнительная литература Вам понадобится на каждом уроке.

Приложение 5.

Алгоритм разработки системы контроля

  1. В соответствии с комплексной дидактической целью темы и с учетом трех-уровневого усвоения материала разработайте тесты (вопросы) для итогового контроля знаний по теме с указанием возможной отметки;

  2. Не забудьте включить в проверочные задания вопросы на определение уровня достигнутых обще-учебных и интеллектуальных умений. Можно предусмотреть их проверку не на заключительном занятии, а по ходу освоения учеником модульной программы – на семинаре, в вопросах промежуточного контроля и др.

  3. В каждом модуле должны быть вопросы входного и итогового контроля, которые позволят определить уровень приращения знаний учащихся;

  4. Каждый учебный элемент должен содержать вопросы и задания для контроля (самоконтроля) успешности освоения учеником данного УЭ;

  5. Определите, на каких уроках темы целесообразно провести промежуточный контроль знаний учащихся, в какой форме?

  6. Какие отметки, из полученных учениками в ходе освоения модульной программы по данной теме, Вы выставите в журнал?

  7. Проанализируйте оптимальность сочетания разных видов и форм контроля в Вашей программе;

  8. Внесите всю информацию о предполагаемом контроле знаний (кроме закрытых вопросов) в текст модульной программы.



Приложение 6.


Алгоритм разработки собственной модульной программы изучения определенной темы

Модульная программа работы участников семинара.




Учебный материал с указанием заданий

Управление деятель-ностью слушателей

УЭ0

Интегрирующая дидактическая цель:

  1. Уметь выстраивать «дерево целей4

  2. Отобрать учебный материал и построить схему модульной программы;

  3. Отработать навыки составления модуля урока с полной самостоятельной деятельностью учащихся.

Вам предлагается по данной системе целей. Уточните непонятные формулировки и термины в литературе или у лектора.

ВхК

Входной контроль:

Выпишите попарно номера элементов модульной программы, соответствующие между собой:

1. Тема. 1. КДЦ.

2. Учебный элемент…….2. ТДЦ.

3. Мод. программа………3. ЧДЦ

4. Модуль………………….3.ИДЦ

Сверьте свои ответы с эталоном на доске

УЭ1

ЧДЦ: Уметь выстраивать «дерево целей», формулировать цели.

  1. Определите раздел и тему , по которой Вы будете работать.

  2. Пользуясь «алгоритмом постановки целей» пропишите комплексную дидактическую цель Вашей модульной программы.



Взаимоконтроль: Проверьте правильность постановки КДЦ, отвечая на вопросы членов своей группы, выполняя одну из ролей: докладчик, «черный» оппонент, «белый» оппонент, рефери.

Найдите группу, которая работает по этой же теме.

Распределите задания между всеми членами группы – это позволит сэкономить Вам время.

УЭ2

ЧДЦ: Отобрать учебный материал и построить схему своей модульной программы.

  1. Пользуясь «алгоритмом структурирования содержания» определите содержание учебного материала по Вашей модульной программе;

  2. Напишите задания итогового контроля знаний учащихся (См. "«алгоритм контроля знаний");

  3. Составьте схему и описание Вашей модульной программы;

  4. Укажите возможности применения парной и групповой форм работы, поисковых методов обучения в предлагаемой модульной программе.

ВзК: Предъявите результаты работы вашей группы всем участникам семинара.

Работая в группе , вы получите один общий проект. Для его предъявления сделайте одну схему на отдельном листе.

УЭ3

Отработать навыки составления модуля урока с полной самостоятельной деятельностью учащихся.

  1. Возьмите на себя проектирование одного урока данной темы;

  2. Определите и запишите ИДЦ;

  3. Распределите учебные элементы и их цели;

  4. Пользуясь «Алгоритмизацией деятельности учащихся» распишите подробно один или несколько учебных элементов данного модуля.




Можно работать в паре с одноклассни-ком.

К

Предъявите и защитите проект своего модуля в группе Один модуль от группы будет представлен для межгруп-повой защиты.




Спасибо за работу!

Похожие:

Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconПрограмма семинара тренинга «Исследовательский проект: от теории к практике»
В брошюре представлены материалы семинара-тренинга, проведенного научно-исследовательской лабораторией нмс моу «Гимназии №33» и бнц...
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconПрограмма образовательного семинара-тренинга по организации, методике и технологии реализации
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества (м. «Красные ворота», 1-й Басманный переулок, 2-А. Тел.: 267-33-34)
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconПрограмма тренинга семинара «Как нанимать профессионалов»
Вводная часть. Цели и задачи тренинга. Знакомство. Порядок работы, как использовать раздаточные материалы. Программа учебного дня....
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconПрограмма семинара-тренинга для волонтеров

Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconПедагогическое совершенствование преподавателей дополнительного профессионального образования стоматологов
Эффективность модульной технологии обучения в дополнительном профессиональном образовании стоматологов
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconРабочая программа на основе модульной технологии обучения физика направление подготовки 111100 «Зоотехния»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconРабочая программа на основе модульной технологии обучения физика направление подготовки 240700 «Биотехнология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconТ. В. Зайцева теория психологического тренинга
...
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconУчебная программа консультационного семинара-тренинга
«информационные ресурсы в научной библиотеке: Организация, управление, использование»
Семинара-тренинга по освоению модульной технологии обучения iconПрограмма семинара-тренинга «актуальные pr -технологии-2012 и их применение в сфере физической культуры и спорта»
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница