Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии




Скачать 254.67 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии
страница1/2
Дата10.11.2012
Размер254.67 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА в 9-х классах по биологии.



Анализ результатов ГИА по биологии в Красногвардейском районе позволил сделать выводы об уровне подготовленности учащихся к итоговой аттестации и сформулировать рекомендации по подготовке учащихся к ГИА и дальнейшему совершенствованию методики обучения биологии в школе.

Основой разработки экзаменационных вариантов является инвариантное ядро содержания биологического образования основной школы, которое находит отражение в Федеральном стандарте 2004г.

Экзаменационные материалы направлены на проверку усвоения выпускниками важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курса биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.», «Животные», «Человек и его здоровье», « Общие закономерности жизни». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Проверяемое в экзаменационных материалах содержание не выходит за рамки утвержденного стандарта и не зависит от рабочей программы и учебников.

В экзаменационных материалах преобладают задания по разделу «Человек и его здоровье», поскольку в нем рассматриваются проблемы сохранения и укрепления физического и психического здоровья человека.

В первую очередь несколько слов о «технологической» стороне ГИА.

  Необходимо настроить учащихся на внимательное прочтение инструкций по выполнению задания, а также на внимательное прочтение каждого вопроса с целью понять его суть.

  Выпускник должен стремиться дать ответы на все вопросы, особенно в частях А и В. Как показал   экзамен, на каждый вопрос части А не дали вообще никакого ответа от  28 до 56 школьников. Для них это неиспользованный шанс по улучшению балла за экзамен. Низкий процент выполнения заданий связан со многими вопросами курса «Человек и его здоровье», поэтому необходимо при подготовке  учащихся к ГИА добиваться усвоения прежде всего материала  данного раздела.

  В первую очередь необходимо обеспечить усвоение учащимися гигиенического материала. Повышению качества знаний способствует выполнение всех предложенных в курсе заданий практического содержания.

  Например, большинство отвечавших считают, что углеводы начинают расщепляться в желудке; что различение звука происходит в барабанной перепонке; что таежный клещ является возбудителем заболевания и тем опасен для человека; путают щитовидную железу с поджелудочной и т.д. Только поверхностным знанием материала можно объяснить тот факт, что в одном вопросе большинство выпускников правильно ответили, что при чтении книги в движущемся транспорте  происходит утомление мышц, изменяющих кривизну хрусталика, в другом – отнесли хрусталик к рецепторам сумеречного зрения.

  Особо нужно сказать о теме «Кровь. Кровеносная система».

  Многие экзаменуемые путаются в функциях форменных элементов крови. На вопрос:

« Какие форменные элементы крови обладают способностью захватывать и переваривать инородные  вещества и микроорганизмы?», ответы почти поровну распределились среди четырех вариантов - фагоциты, эритроциты, В-лимфоциты, тромбоциты.

  Самым популярным ответом на вопрос «В чём проявляется защитная роль лейкоци­тов в организме человека?» был такой - «Они защищают организм человека от микробов».

  На самом деле, в ответе необходимо было показать разные механизмы защиты организма лейкоцитами.

  I

  Элементы ответа:                                                                                       

1) лейкоциты способны к фагоцитозу - пожиранию и перевариванию белков, микроорганиз­мов, отмерших клеток;

2) лейкоциты вырабатывают антитела, которые нейтрализуют определённые антигены.

  Вопрос анатомического характера также оказался сложным для большинства экзаменуемых.

    Полые вены впадают в

1)     левое предсердие        2)    правое предсердие

3)     левый желудочек         4)    правый желудочек

  Только треть выпускников знает, что полые вены впадают в правое предсердие.    Другая треть считает, что они впадают в левое предсердие, остальные предпочли левый или правый желудочек.

 

  Установите соответствие между кровеносными сосудами и кровью, которую они содержат.

КРОВЕНОСНЫЙ СОСУД

А) легочная артерия

Б)  аорта

В)  нижняя полая вена

Г)  легочная вена

Д) сонная артерия

КРОВЬ

1)  артериальная

2)  венозная

  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, учащиеся должны знать определение понятий «вена», «артерия», «артериальная кровь» и «венозная кровь». Артерии - это сосуды, по которым кровь течет от сердца. Вены - сосуды, по которым кровь течет к сердцу. Необходимо, также, иметь представление о большом и малом кругах кровообращения.

  Большинство выпускников уверены, что в венах течет венозная кровь, а в артериях артериальная.

 

Как изменяется скорость кровотока от артерий к капиллярам и венам?

Элементы ответа:

1)  в артериях скорость кровотока самая большая (их суммарный просвет минимальный, а давление крови в них максимально);          

2) в капиллярах кровь течет медленнее всего (их суммарный просвет максимальный и давление низкое);

3) в венах движение крови происходит быстрее, чем в капиллярах, но медленнее, чем в артериях (давление крови в них самое низкое, но суммарный просвет меньше, чем капиллярный.

  На данный вопрос также очень мало полных правильных ответов. Даже если выпускник правильно обозначает закономерность в изменении скорости кровотока, мало кто из них пытается дать объяснение этим изменениям. Причина кроется также в недостаточном уровне сформированности умений сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.

  Необходимо обратить внимание на освоение учащимися основного содержания курса биологии: важнейших биологических теорий, законов, закономерностей, понятий и фактов, необходимых для их конкретизации, разнообразных видов учебной деятельности, предусмотренных государственным образовательным стандартом.        



  В процессе изучения курса биологии следует обратить большее внимание на закрепление того материала, который ежегодно вызывает затруднения у многих выпускников, участвующих в ГИА: химическая организация клетки, обмен веществ и превращении энергии, нервно-гуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека. Процент выполнения заданий данных тем традиционно невысокий.

  С целью совершенствования преподавания биологии необходимо усилить в обучении биологии ­функциональный подход, суть которого состоит в рассмотрении процессов жизнедеятельности во взаимосвязи со строением организмов; в использовании эколого-эволюционного подхода при изучении многообразия органического мира, формулировании мировоззренческих выводов при рассмотрении явлений и процессов, происходящих в живой природе.

  Важно организовать повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования.   При проведении различных форм контроля следует использовать задания, аналогичные ГИА, направленные на выявление умений школьников:

·  обосновывать сущность биологических процессов и явлений, единство и эволюцию органического мира, наследственность и изменчивость;

·  на установление взаимосвязи строения и функций клеток, тканей, организма и ок­ружающей среды;

·  на объяснение причинно-следственных связей в природе;  

·  умение формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологиче­ских теорий, законов, закономерностей.

  Особое внимание следует уделять заданиям, связанным с выявлением сформированности  норм здорового образа жизни, правил поведения в природе, пониманием последствий глобальных изменений в биосфере. Необходимо использовать при контроле сложные задания. Несмотря на  то, что задания для контроля сложного учебного материала, как правило, выполняются в основном сильными учащимися, они должны использоваться в учебном процессе, так  способствуют развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

  В период подготовки к экзаменам нужно еще раз обсудить со школьниками технику работы с разными формами заданий, используемыми на экзамене: с выбором одного или нескольких  верных ответов, на установление соответствия и последовательности процессов и явлений природы, с заданиями части С. 

  У учащихся слабо сформированы умения давать развернутые ответы в повествовательной форме, применять теоретические знания в практике. Поэтому, особое внимание следует обратить на формирование у школьников умения кратко, четко, по существу вопроса устно и письменно излагать свои знания. Обучению учащихся самостоятельно излагать свои мысли, выполнять задания со свободным  развернутым ответом способствуют такие виды работы, как составление плана к небольшим текстам учебника, комментирование устных ответов товарищей, нахождение ошибок в специально подобранных текстах. 

  Целесообразно сделать акцент на формировании у учащихся умений работать с текстом. Выпускники должны найти в тексте ошибки и аргументировать их. Спектр недочетов в ответах большой: от неумения увидеть ошибку до неумения аргументированно объяснить ее и предложить правильный вариант. Технология выполнения текстовых заданий предполагает лаконичность, в то время как многие ответы слишком многословны. Нужно учить школьников устранять ошибку в предложении с минимальными изменениями.

Необходимо перед экзаменом поработать с рисунками учебников, особенно курсов «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология».


Методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА в 9-х классах по биологии.

Анализ результатов ГИА позволяет сформулировать некоторые общие рекомендации для подготовки учащихся к ГИА и дальнейшего совершенствования методики обучения биологии.

Одним из важнейших направлений реформирования системы образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях учащихся, а также о результатах деятельности образовательных учреждений.

Учитель биологии должен рассматривать содержательный компонент в комплексе, который включает в себя:

-  стандарт биологического образования;

-  учебную программу и учебник по биологии;

-  дополнительный биологический материал.

Для эффективной подготовки школьников к ГИА необходимо использовать:

 - промежуточную итоговую диагностику;

 - тестирование как метод оценки достижений учащихся;

 - проведение мониторинга качества обученности.

Выработать умения учителя в создании оценочного инструментария, в разработке контрольно-измерительных материалов по биологии для оценки уровня подготовки выпускников школ.

При подготовке к ГИА по биологии учителям необходимо

 - тематическое повторение на индивидуальных консультациях;

 - включать в проверочные задания вопросы, по структуре приближенные к заданиям ГИА;

 - проработка схем, таблиц, рисунков;

 - при изучении биологии целенаправленно работать с понятиями, проходящими через весь курс;

 - в кабинете биологии оформить стенд по размещении информации по ГИА и ЕГЭ;

-  рассмотреть теоретические и методические проблемы подготовки к ГИА по биологии;

- оказать помощь в подготовке учащихся выпускных классов к ГИА и ЕГЭ по биологии;

- разработать системный контроль подготовки учащихся, построенный на материалах и принципах ГИА, который позволит учащимся не только проверить свой уровень усвоения знаний, но и иметь возможность тренировки при решении типичных заданий.


В результате работы творческой группы мы пришли к определенным выводам, которые можно рассматривать как методические рекомендации по подготовке учащихся к ГИА в 9- х классах и ЕГЭ в 11-х классах по биологии.


Советы учителям
1. Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.
2. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.
3. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.
4. Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
5. Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.
6. Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.

Советы выпускникам

Подготовка к экзамену
1. Подготовь место для занятий;
2. Введи в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета;
3. Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы;
4. Начни с самого трудного раздела, с того материала, который знаешь хуже всего;
5. Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, затем 10 минут- перерыв;
6. Выполняй как можно больше различных тестов по предмету.
7. Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов;
8. Готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину победы, успеха;
9. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы ещё раз повторить самые трудные вопросы.


Система контроля качества подготовки по биологии учащихся 9-х классов

Виды контроля

Краткая характеристика

Средства диагностики

Входной

Диагностика исходного или начального уровня качества биологических знаний. Определение базовых знаний за основную школу. Предпосылка для успешного планирования и руководства учебным процессом.

- тестовые задания по биологии, определяющие уровень подготовки учащихся за основную школу.

- анкеты по изучению мотивации.

Тематический

Проверка прочности усвоения полученных знаний по определенной теме школьного курса. Охватывает значительные по объему темы курса.

Выявление:

- усвоения знаний темы целиком;

- системности знаний темы;

- объема, глубины и качества восприятия учебного материала;

- степени ответственности учащихся и отношение их к работе, причин, мешающих работать;

- уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития;

- стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании;

- текущее наблюдение за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности;

- определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения.

- Тесты с выбором одного ответа.

- Терминологические тесты с одним ответом.

- Тесты с выбором трех ответов.

- Тесты на соответствие и на установление последовательности.

- Тесты повышенной сложности для самоконтроля.

- Задания на нахождение ошибок в тесте.

- Задания с использованием текста.

- Задания для развернутого ответа.

- Тексты с пропущенными словами в предложениях и др.

Итоговый (за 9 класс)

Выявление качества усвоения содержания материала за 9 класс.

- Тестовые задания по биологии, определяющие базовый, повышенный, высокий уровень подготовки учащихся за 9 класс;



Пробный ГИА (прогноз, допуск к ГИА)

Выявление качества усвоения содержания материала за весь учебный курс по биологии основной, подготовка к сдаче ГИА.

- КИМы ГИА по биологии за предыдущий год;

Рекомендации, помогающие школьникам снизить «стрессовость» экзаменационной ситуации.

Государственная итоговая аттестация – ГИА.

Соответствие Госстандартам.

КИМ ГИА по биологии.
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconМетодические рекомендации для учителей биологии по подготовке учащихся к егэ
Для успешной работы по подготовке учащихся к егэ учителю необходимо собрать и изучить информационный материал по организации и проведению...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconМетодические рекомендации по подготовке: учебно-методическое пособие / Авт сост.: Е. В. Спирина Ульяновск: уипкпро, 2010. 91 с
Методические рекомендации предназначены для подготовки к сдаче единого государственного экзамена (егэ) по биологии. Егэ по биологии...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconПлан работы по подготовке учащихся 9, 11 классов к гиа и егэ по истории и обществознанию
Методические рекомендации по подготовке к егэ по обществознанию, автор Каменчук И. Л
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconМетодические рекомендации по подготовке учащихся к егэ по биологии
Формат проведения единого государственного экзамена по биологии в 2011 году сохраняется. Ни критериальная база, ни подходы в составлении...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconРекомендации по подготовке учащихся к гиа и егэ в 2012-13 учебном году. Гиа
Ульяновской в 2012 году впервые сдавали экзамен за курс основной школы по информатике и икт в форме гиа
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconМетодические рекомендации для учителей общеобразовательных школ по подготовке их и обучающихся к экзаменам в форме и по материалам егэ и гиа (в новой форме) по биологии
Т. В. Домбровская, В. Ф. Зальмеж, Б. В. Илюхин, Н. Н. Клименко, Е. М. Князева, Ю. Л
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconДкр по алгебре в формате гиа в 9-х классах пробный экзамен гиа. Пробный экзамен гиа писали 504 учащихся на бланках гиа. Проверка осуществлялась экспертами гиа и творческой группой учителей математики
Гиа писали 504 учащихся на бланках гиа. Проверка осуществлялась экспертами гиа и творческой группой учителей математики. Проверены...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconПрограмма элективного курса «Подготовка к сдаче гиа по биологии»
Гиа по биологии, который должен выровнять возможности учащихся для получения качественного образования при порой неравных исходных...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconМетодические рекомендации для педагогов по подготовке учащихся
Автор-составитель: Н. П. Овсянникова, заместитель председателя предметной комиссии по биологии гэк свердловской области
Методические рекомендации по подготовке учащихся к гиа в 9-х классах по биологии iconМетодические рекомендации для учителей по подготовке обучающихся основной школы
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания химии с учетом результатов гиа 2010 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница