Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников




Скачать 426.69 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
страница1/2
Дата10.11.2012
Размер426.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2
Материалы подготовлены на основании брошюры Савенкова А.И. «Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» - М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007.


Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников


Содержание

  1. Детские работы

1.1. Об исследовании и проектировании

1.2. О типичных проблемах при выборе тем учебно-исследовательских работ

и творческих проектов

1.3. Презентация детской работы

2. Работа жюри

2.1. Состав жюри

2.2. Оценка детских работ

3. Зачем детям и педагогам участвовать в конкурсах?

3.1. Конкурс как средство развития детей и взаимного обучения педагогов

3.2. Нужны ли конкурсы детям?

4. Как подготовиться к участию в конкурсе?

4.1. Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности детей

4.2. Тематика детских исследований

4.3. Правила выбора темы

4.4. Структурирование содержания исследовательского обучения

4.5. Систематизация результатов детских исследований

4.6. Мониторинг учебно-исследовательской деятельности учащихся

4.7. Как оценить итоги детских исследований?



  1. Детские работы

    1. Об исследовании и проектировании.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать.

Исследование – бескорыстный поиск истины.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Исследователь, начиная работу, не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает что делает, ясно понимает, к чему должен придти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

В качестве примера можно привести несколько тем детских исследовательских работ и творческих проектов, представленных на первый Всероссийский конкурс исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я Исследователь», проходивший в 2005 году.

Юные исследователи изучали самые разные объекты и предметы, например: «поведение одноклассников на переменах», «прозвища и клички сверстников», «тайны шаровой молнии», «процесс возникновения цифр и их написание», «природу и свойства поваренной соли» и многое другое. Результат этих работ либо не прогнозируем, либо прогнозируем лишь частично. Ровно настолько, насколько это позволяют сделать выработанные авторами гипотезы.

Проектировщики, как правило, решают замечательные, но все же более приземленные задачи: «разработать «супер-игрушку»; «создать действующую модель реактивного двигателя»; «разрешить проблему мусора в городе» и др.

В образовании и исследование, и проектирование очень важны, но путать их друг с другом не стоит. Исследование – творчество в чистом виде, а проектирование – творчество по плану. Современного ребенка следует обучать и умениям бескорыстного поиска истины, и проектированию.



    1. О типичных проблемах при выборе тем учебно-исследовательских работ и творческих проектов



Чтобы ни говорилось о долгой истории применения в российском образовании исследовательских и проектных методов обучения, они для большинства не только родителей, но и профессиональных педагогов – дело новое. Этому специально не обучали в институтах и университетах, самостоятельной исследовательской практики у многих педагогов и школьных практических психологов нет. С этими обстоятельствами связан ряд трудностей, возникающих при исследовательском и проектном обучении детей, что находит свое отражение в детских исследовательских работах и творческих проектах, представляемых на различные конкурсы. Каковы основные опасности, подстерегающие современных педагогов на этом пути»

Исследование и рукоделие.

Например, в ходе рассмотрения конкурсных работ было замечено, что не всегда педагогами осознается разница между детским исследованием и рукоделием. За детскую исследовательскую работу часто пытаются выдать вышивку гладью или бисером, макетирование зданий из спичек или создание различных предметов из фольги или проволоки. Более того, как итог детских исследований пытаются представить даже макеты и модели, выполненные из стандартных деталей различных конструкторов.

Детское рукоделие, безусловно, – занятие важное и очень полезное. Существует множество конкурсов, выставок, фестивалей, где подобные работы представляются и находят заслуженную поддержку и оценку. Детское исследование и детское рукоделие – разные виды деятельности, решающие очень важные, но разные педагогические задачи и смешивать их в одном конкурсе неправильно и непрофессионально.

Важно понимать, что при определенной подаче, детское рукоделие относительно легко трансформируется в проектирование и тогда рассуждения о проявлении познавательных потребностей и исследовательских способностях детей тонут в терминологической неразберихе. В значительной мере, поэтому такая широко известная в России образовательная программа для старшеклассников, как «Конкурс исследовательских работ учащихся им. В.И. Вернадского», принципиально не рассматривает проекты школьников, к участию допускаются только исследовательские работы.

Всем известно, что в итоге детской исследовательской работы или проектирования могут появляться макеты, модели, различные приспособления, приборы. В ходе конкурса жюри их с интересом рассматривает, при условии, что авторы видели свою задачу в поиске новых знаний о мире, а не только в освоении способов виртуозной обработки бумаги, дерева, глины или металла.

Детские исследования и художественное творчество.

Часто за детские исследования и проекты пытаются выдать самые разные продукты художественного творчества детей. О важности художественного творчества нет необходимости много говорить, – она очевидна и никем не оспаривается, но смешивать художественную деятельность и исследовательскую деятельность детей не следует. Они принципиально различны, преследуют разные цели, решают разные образовательные задачи.

Если ребенком проделана яркая дизайнерская работа по созданию «новой школьной формы», замечательная сказка о животных или сценарий фильма об отношениях с одноклассниками, то лучше подавать не на конкурсы исследований. Эти работы надо представлять на другие конкурсы, фестивали, выставки, где рассматриваются продукты детского, художественного творчества.

Исследование и реферирование.

Наблюдать и экспериментировать любят все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту деятельность, они иногда оказываются способны получать интересные результаты. К тому же для большинства из нас слово исследование ассоциируется преимущественно с наблюдениями и экспериментами. Видимо поэтому многие педагоги и мысли не допускают, что добывать новое знание можно изучая результаты исследований других людей, читая книги, сопоставляя изложенные в них факты, и делая на этом основании принципиально новые выводы. А между тем так бывает довольно часто.

В значительной мере поэтому, возникает довольно много споров по поводу детских исследований теоретического плана. Большинством педагогов они расцениваются как рефераты и в качестве исследовательских работ не рассматриваются. Рефератом называется краткое изложение в письменном виде (или форме доклада) содержания научных трудов (литературы) по определенной теме. Несмотря на то, что при определенных условиях краткое изложение объемных материалов требует творческих усилий, все же следует понимать, что обычно в реферате акцент делается не на этом, а на понятии «изложение». Естественно, что, излагая чужие мысли наивно рассчитывать на победу в конкурсе творческих работ, поэтому у реферирования и реферата здесь практически нет шансов.

Однако «реферирование» не следует путать с «теоретическим исследованием». В отличие от реферата, итоги детских теоретических изысканий могут претендовать на самые высокие оценки. Редко, но даже среди младших школьников встречаются начинающие аналитики, способные к внимательному вдумчивому прочтению тестов. Они могут не только выделять и пересказывать основные идеи других людей, но оказываются способными сопоставить их с данными других изысканий и обыденными представлениями. Они могут найти собственные подтверждения изложенным фактам или обнаружить нарушения в цепи доказательств других авторов. От ребенка подобная работа требует того, что обычно называется «одаренностью», а от его педагога «высшего пилотажа», свидетельствующего о педагогическом таланте. Все это явления редкие, но возможные.

Члены жюри, познакомившись с детской работой, легко отличат реферат от исследования, поэтому не стоит бояться представлять такие работы на конкурсы. Довольно много работ такого рода традиционно представлено в гуманитарной секции, реже, но все же такие работы встречаются в других секциях. В первую очередь теоретические исследования детей посвящены вопросам истории, языкознания, культурологии и др.



    1. Презентация детской работы.

В каком виде представляются на конкурсы детские работы? Этот важный вопрос естественно возникает у каждого потенциального участника и его руководителя.

Если конкурс ориентирован на детей дошкольного и младшего школьного возраста, то от участников не ждут текстов докторских диссертаций. Скорее жюри захочет увидеть пусть еще маленьких, но заинтересованных исследователей.

Тем не менее, творческий подход авторов и их руководителей к исследованию должен позволять при этом выполнить представление работы в соответствии с элементарными требованиями.

К их числу относятся:

работа должна быть представлена так, чтобы исследовательские усилия и достижения автора были освещены в максимально полном объеме;

представляемый материал должен быть хорошо структурирован, для этого его следует изложить ясно, стройно, логично и доказательно;

презентация должна быть наглядной, аппаратура для проведения собственных опытов, рисунки, плакаты, чертежи, фотографии, фильмы, макеты не обязательны, но могут быть очень полезны. Также не будут лишними: таблицы, графики, схемы, карты и др. При подготовке всего этого просим учесть, что жюри предъявляет к этим материалам еще одно важное требование – все это должно быть выполнено самим ребенком;

автор должен не только свободно владеть материалом, но и быть готовым к защите своих идей.

Формы представления результатов могут быть любыми, на которые способен ребенок при минимальной помощи со стороны взрослого. Опыт показывает, что часто, оказывается неважно, предлагает ли автор компьютерную презентацию или собственный текст, написанный от руки (иногда с характерными детскими ошибками); красивый макет, аккуратный чертеж или наспех сделанный рисунок. Подлинно ценным становится то, насколько глубоко он погружен в проблему, как много сведений он сумел почерпнуть из собственных изысканий, насколько свободно владеет полученным материалом, насколько заинтересованно и увлеченно способен думать и говорить о проведенной работе. Может ли он свободно и уверено отвечать на вопросы членов жюри и сверстников.


2. Работа жюри

2.1 Оценка детских работ.

На конкурсах исследований младших школьников жюри обычно стремится выделить и отметить подлинно детские исследовательские работы и творческие проекты, выросшие из глубинного стремления к познанию самого ребенка. Поэтому один из главных критериев оценки детских работ – самостоятельность. На высокую оценку жюри может рассчитывать лишь та работа, которая выросла из собственного желания ребенка познать новое.

Исследовательская деятельность и творческое проектирование младшего школьника и тем более дошкольника, требуют высокопрофессионального педагогического участия. Без этого, часто познавательная ценность детских исследований и проектов оказывается невысокой. Наибольших успехов в данной деятельности достигают не те педагоги и родители, кто делает работу за ребенка, а те, кому удается подвести его к самостоятельным открытиям новых знаний о мире. Поэтому еще один критерий оценки детских работ – познавательная ценность, полученных материалов.

Важно, чтобы ребенок приобретал новые знания, но основной педагогический результат учебно-исследовательской работы с детьми все же не они. Главный итог учебно-исследовательской работы ребенка – развитие его познавательных потребностей, исследовательских способностей, умений и навыков самостоятельно приобретать новые сведения о мире. К ним относятся умения: видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать и т.п. Поэтому еще один блок критериев – познавательные потребности и исследовательское мастерство.

Исследователю очень важно уметь самостоятельно мыслить, иметь разносторонние знания, обладать потребностями познавать новое и исследовательскими способностями, но итоги своего исследования надо не просто изложить другим – их надо защитить. Поэтому важной группой критериев при оценке детской работы является проявление способностей к представлению своих результатов. Особенно ценится хорошая речь, свободное владение материалом, умение аргументировано доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Все эти критерии отражены в рекомендуемом бланке оценок детских работ (таб. 1).

По правилам некоторых конкурсов члены жюри могут оценивать работы детей комплексно, сразу определяя ранговое место той или иной работы, могут ставить баллы по каждому из представленных в таблице параметров, и рассчитывать на этом основании сумму баллов. При экспертной оценке иначе и быть не может. Если мы доверяем экспертам, то должны давать им возможность действовать по собственному усмотрению.

3. Зачем детям и педагогам участвовать в конкурсах

3.1. Конкурс как средство развития детей и взаимного обучения педагогов.

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Если кому-то они и нужны то лишь узкой группе специалистов – научным работникам, разведчикам, следователям и может быть еще журналистам. Но жизнь не стоит на месте. Окружающий нас мир меняется с такой стремительной быстротой, что для выживания в нем человек все реже может опираться на отработанные его предками и им самим стереотипы. Для того чтобы выжить в динамичном мире современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной образовательной практики.

Для поиска методических ответов на них можно использовать разные средства: проводить конференции, где будут участвовать известные ученые и практики; устраивать спецсеминары, с привлечением ведущих специалистов; проводить открытые занятия, мастер-классы и т. п. Все это важно и, безусловно, очень полезно. Но есть и особая форма обмена профессиональной информацией – участие с детьми в разнообразных конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Опытному практическому психологу и педагогу конкурс позволяет увидеть многое из того, о чем ему не могут или не хотят рассказывать на конференции, что не всегда желают показывать на спецсеминаре, что старательно скрывают на открытом занятии. Грандиозная панорама методических возможностей открывается пришедшему на конкурс наблюдательному специалисту. Здесь в реальном деле можно увидеть и самых заурядных, и одаренных детей, увлеченных своими исследованиями и проектами. Столкнуться с невероятным многообразием тематики детских творческих изысканий. Встретиться с педагогами и родителями, нашедшими свои методические решения сложнейших проблем включения детей в самостоятельные исследования и проектирование.

3.2 Нужны ли конкурсы детям?

Многие психологи и педагоги часто выступают против конкурсов, олимпиад, соревнований и других форм конкурентного взаимодействия детей. Вот только жизнь обычно не спрашивает нас, о том хотим мы или нет, с кем-то конкурировать, она просто поминутно погружает каждого в пучину соревнований и противостояний. Так выстроены и биологическая, и социально-культурная стороны нашего существования.

Можно делать вид, что этого нет и старательно ограждать ребенка от самых разных конкурентных форм взаимодействия с окружающими, от состязаний: интеллектуальных, художественных, спортивных. Ведь соревнование часто внешне выглядит негуманно и даже жестоко! Выигравший ребенок может зазнаться, а проигравший порой переживает не шуточные потрясения. В ходе соревнований детьми овладевает масса сильных положительных и отрицательных эмоций, они радуются, расстраиваются и даже плачут. И многие педагоги исключают из методов воспитания соревнование.

При этом остаются без внимания очевидные вещи - понятие «успех» не известно тому, кто не переживал поражений, состояние эмоционального комфорта не может по достоинству оценить тот, кто хотя бы раз не переживал эмоциональный дискомфорт. А разве преодоление ребенком реальных трудностей не является необходимой составляющей любого воспитательного процесса?

Давайте задумаемся – как скажется ограждение от соревнований на развитии социального интеллекта ребенка? Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. В ходе соревнования ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно - проигрывать, приобретает «опыт разумного авантюризма». При этом особой воспитательной ценностью обладают проигрыши, не случайно в народе всегда «за одного битого двух не битых давали…».

Особый оттенок всем этим рассуждениям придают итоги последних исследований в области психологии детской одаренности. Согласно им, то, что именуют теперь непривычными терминами – «эмоциональный» или «социальный» интеллект обеспечивает на 80% возможность высоких достижений в жизни (а не уровень знаний, и даже не абстрактный интеллект – «IQ» и не креативность, как считалось в ХХ веке). Конечно разговор об эмоциональном интеллекте – отдельная тема. Отмечу только, что под этим понимают: самомотивацию, устойчивость к разочарованиям, контроль над эмоциональными вспышками, умение отказываться от удовольствий, регулирование настроения и умение не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться.

Для развития этих личностных характеристик соревнование - незаменимое средство. Поэтому-то разнообразные олимпиады, конкурсы, спортивные состязания традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в школе
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования детей города Югорска
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconКонкурс проектов (моделей) по организации исследовательской деятельности обучающихся исследовательский проект
Программа предназначена для системного формирования исследовательской и проектной деятельности школьников, направлена на плавный...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconОрганизация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации учителям по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности на уроках физической культуры
Учебно-методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в организации проектной деятельности...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconПоложение о конкурсе исследовательских работ младших школьников «Юный изыскатель» мкоу «Чемашинская средняя общеобразовательная школа»
...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников с. 43-46 Выводы по второй главе с. 46
Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной...
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации Серия: Подготовка экспертов высшего профессионального образования
Экспертная оценка проведения, организации и результатов научно-исследовательской деятельности в вузе. Методические рекомендации....
Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников iconМетодические рекомендации по организации, содержанию научно-исследовательской работы учащихся
Методические рекомендации содержат требования к содержанию, оформлению школьного реферата, организации защиты реферата как формы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница