Непрерывное образование как компонент развития




Скачать 97.91 Kb.
НазваниеНепрерывное образование как компонент развития
Дата10.11.2012
Размер97.91 Kb.
ТипДокументы
Непрерывное образование как компонент развития

профессиональных качеств педагога.


Н. В. Мощенко, заведующая организационно-методическим отделением ТОГОУ «Центр лечебной педагогики

и дифференцированного обучения»


«Знание – самое превосходное из владений,

все к нему стремятся, само же оно не приходит»

А. Бируни


Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, коренным образом коснулись всей системы образования. Сегодня процесс реформ и обновлений в образовании сопровождается изменением приоритетов и содержания образования, введением новых стандартов, программ, учебников, совершенствованием технических средств обучения.

Все это требует от современного педагога, как ключевой фигуры образовательного процесса, высокого уровня профессиональных компетенций, широкого кругозора, умений и навыков, обеспечивающих активное участие в профессиональной и общественной жизни.

В связи с повышенной динамичностью образовательной среды для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание: "образование через всю жизнь". Сегодня феномен непрерывного образования становится наиболее приоритетным в педагогическом сообществе. В центре идеи непрерывного образования находится человек, его потребности, интересы и способности.
В современной педагогической литературе в качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности. По определению Международной комиссии по образованию для XXI века при ЮНЕСКО, непрерывное образование должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний, навыков.

Сегодня необходимость непрерывного образования обусловлено самой жизнью, ростом интенсификации труда, инновационной деятельностью образовательных учреждений, потребностью личности постоянно совершенствоваться, повышать свой профессиональный имидж и статус.

Потребность в профессиональном просвещении не покрывается системой образования, включающей в себя вузы, техникумы и т.п. Базовая подготовка создает определенный потенциал знаний, развивает способности и определяет потребность в непрерывном обновлении образования. Систему непрерывного образования дополняют различные формы повышения квалификации и самообразовательная деятельность, которые позволяют расширить и углубить профессиональные знания, получить представление о новых технологиях, методиках и т.п.

Безусловно, важное место в системе непрерывного педагогического образования принадлежит дополнительному профессиональному образованию. Ведущие специалисты ТОИПКРО в рамках курсовой подготовки через систему лекционных и практических занятий содействуют развитию и обогащению профессиональных знаний, умений и навыков, формированию профессионально-личностной культуры педагогов.

Но курсы повышения квалификации не могут решить все те проблемы педагога, которые возникают в процессе работы в образовательном учреждении. И развитие профессионального мастерства осуществляется в большей части непосредственно в практической деятельности педагога, за счет экспериментальной работы, общения с коллегами, когда происходит осмысление и освоение полученных знаний, когда выстраивается собственный стиль педагогической деятельности. И здесь главным звеном единой системы непрерывного образования педагогов выступает внутришкольная методическая служба, связывающая в единое целое всю систему работы образовательного учреждения и являющаяся важным фактором стимуляции профессионально-личностной компетентности педагогических кадров, средством повышения результативности их деятельности, т.к. направлена на оказание помощи педагогам в использовании многообразия форм, методов, средств образовательной деятельности с обучающимися.

Каждое образовательное учреждение самостоятельно строит свою модель методической службы и определяет свои формы и методы повышения квалификации педагогов. В «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» структура методической службы направлена на развитие системного, планомерного характера методической работы, на укрепление связи ее содержания с ходом и результатами реального учебно-воспитательного коррекционно-развивающего процесса.

Целью всей методической работы является совершенствование уровня педагогического мастерства, формирование профессиональных компетенций педагогических работников центра, развитие личностной культуры и усиление творческого потенциала, направленного на повышение качества образования и активное освоение и использование инновационных технологий в процессе обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация поставленных целей осуществляется через решение следующих задач:

системная организация и методическое обеспечение непрерывного повышения квалификации и профессионально-личностной культуры педагогов, содействие их творческому росту, самореализации, самообразованию;

изучение, анализ и оценка эффективности образовательной и воспитательной деятельности;

выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения, методической поддержки внедрения инновационных образовательных технологий;

усиление взаимодействия на основе социального партнерства со специалистами внешкольных учреждений и других социальных институтов региона.

Как правило, работники Центра проявляют серьезный интерес к развитию своего профессионального уровня и имеют постоянную, присущую им в силу специфики педагогической деятельности, мотивационную готовность к обучению. Но стимулом этой готовности зачастую выступают такие факторы как аттестация, обязательное прохождение курсов раз в пять лет и т.п. Методической службе необходимо приложить максимум усилий для изменения расстановки мотивационных приоритетов в повышении профессионального мастерства в сторону внутренней актуальной потребности педагогов в обучении.

Поэтому очень важен в осуществлении методической работы с педагогами дифференцированный подход. В зависимости от уровня профессионального мастерства педагоги условно делятся на три группы.

Первая группа – это педагоги, обладающие высоким уровнем профессионального мастерства, являющиеся проводниками новых методик, и технологий, имеющие интересный опыт работы. Вторая группа – это группа совершенствования мастерства. Третья группа педагогов – это группа становления педагогического мастерства. Ее составляют молодые учителя и воспитатели Центра.

Формы методической работы с педагогами разнообразны: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Среди фронтальных форм работы повышения квалификации наиболее актуальны научно-практические конференции, постоянно действующий и тематические семинары, в процессе работы которых обсуждаются актуальные проблемы по теории и практике коррекционной педагогики, демонстрируются материалы с творческими презентациями педагогов.

Основной групповой формой методической работы являются методические объединения, которые вносят значительный вклад в решение задач по совершенствованию профессионального мастерства педагогического коллектива Центра.

Каждое методическое объединение в соответствии со своим положением работает над конкретной темой, являющейся составляющей ЕМТ и строит свою работу по разработанному плану, анализирует и прогнозирует свою деятельность с учетом актуальных проблем коррекционной школы в целом и своего отделения в частности.

В планы работ МО включаются вопросы, способствующие повышению уровня теоретической подготовки, овладению педагогами инновационными технологиями, а также обмен опытом, знакомство с новыми достижениями коррекционной педагогики, изучение нормативно-правовой документации.

Основными формами работы в МО являются:

заседания по вопросам методики обучения, воспитания и социализации обучающихся;

открытые уроки и внеклассные занятия;

доклады, сообщения и дискуссии по методике специального обучения и воспитания, изучения и реализации в учебно-воспитательном процессе требований нормативных документов;

мастер-классы;

проведение предметных недель.

Эффективной формой работы с кадрами является «Школа педагогического мастерства», в содержание работы которой входят совместных заседаний всех методобъединений центра, организация наставничества опытных педагогов над начинающими, презентации творческих портретов педагогов.

Организация наставничества, включающее совместное планирование работы, взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, их последующий анализ, не только помогает в профессиональном становлении молодого педагога, но и стимулируют опытного педагога взглянуть по-новому на свою деятельность и оценку ее результатов.

Хорошей формой работы «Школы педагогического мастерства» стали презентация творческих портретов наших педагогов. Цель таких презентаций: распространение опыта лучших учителей и воспитателей Центра, совершенствование педагогической техники, реализация творческого потенциала педагогов; формирование положительных профессиональных традиций учебного учреждения, стимулирование стремлений молодых специалистов к повышению собственного профессионализма.

Целям повышения образовательного уровня служит такой фактор в системе непрерывного образования как самообразование. Именно самообразование является одним из основных источников получения новой информации, теоретических знаний, обоснования собственных идей и умозаключений. В основе самообразования лежит сочетание культуры самостоятельной деятельности и потребности в личностном и профессиональном росте, поскольку именно личное стремление к самосовершенствованию является движущей силой, позволяющей достигнуть профессиональных высот.

В связи с этим содержание, методы и формы обучения педагога на всех стадиях его непрерывного образования должны быть направлены на возрастание степени самостоятельности, активизации самообразования.

Основной формой самообразования служит изучение современной научно-методической и учебной литературы, иной психолого-педагогической информации на различных видах носителей. Источниками самообразования служат доклады, консультации специалистов, различные виды практической деятельности. Большие возможности для самообразования появились с развитием сети Интернет и других видов электронных информационных ресурсов. Особое значение для самообразования имеет общение с коллегами. Именно в общении происходит освоение знаний, более глубокое их понимание, установление их связи с другими явлениями и понятиями, раскрывается опыт внедрения современных технологий.

Каждый учитель и воспитатель нашего образовательного учреждения разрабатывает план по самообразованию, активно работает над своей темой: изучает различные информационные ресурсы, выступает на заседаниях МО, педсоветов, проводит открытые занятия, внеклассные мероприятия, посещает уроки коллег. Для каждого учителя разработан квалификационный паспорт, где он отмечает основные направления своей методической работы, выполнение программных требований, отслеживает результативность своей деятельности. Содержание квалификационного паспорта дает возможность администрации центра и самому учителю оценить свой профессионализм, эффективность труда.

В целях совершенствования непрерывного образования, формирования информационной культуры педагогов, развития эффективной системы информационного обеспечения педагогического коллектива в Центре созданы:

- банк педагогической информации;

- банк данных методик диагностики и коррекции различных психофизических нарушений в развитии детей;

- электронный каталог методической литературы.

Сформированная база данных кадрового состава позволяет отслеживать траекторию прохождения курсовой подготовки педагогов, определять необходимость повышения квалификации каждого учителя.

Комплексной оценкой уровня квалификации, профессионализма, продуктивности образовательной деятельности является аттестация педагога.

Необходимость аттестации, в процессе которой не только диагностируется уровень профессиональной компетентности, но и определяются перспективные направления на следующий период, неоспорима.

Прохождение аттестации способствует личностному и профессиональному росту педагога, повышению качества его труда, развитию творчества, обеспечивает социальную защищенность через дифференциацию оплаты труда, т.е. для педагога аттестация должна стать демонстрацией его успешности, стимулом повышения профессионализма педагога, механизмом социальной стабильности.

Но следует отметить, что в межаттестационный период существует определенный ряд негативных моментов. Большинство педагогов отмечают стрессовый характер прохождения процедур аттестации, отрицательное эмоциональное состояние аттестуемых. Многие испытываю страх и неверие в собственные силы, переживание за оценку своего труда, отсюда, психические срывы и неуравновешенность в общении.

Отсюда вытекает необходимость создания определенной модели взаимодействия взаимодействия психологической и методической служб образовательного учреждения по развитию и активизации профессионально важных качеств личности педагога и в конечном итоге, успешное прохождение аттестации. Методической службой Центра разработана программа «Психолого-методическое сопровождение аттестующихся педагогов», которая направлена на интеграцию действий методической и психологической служб в целях создания психологически комфортной среды подготовки к аттестации и осуществления активной методической поддержки.

При реализации данной программы выявляются проблемные зоны педагогической деятельности и психологического состояния аттестуемого, оказывается помощь в преодолении профессиональных и личностных проблем. Важно, что деятельность служб сопровождения направлена не только на то, чтобы проконтролировать качество работы, а главное, чтобы, опираясь на полученные данные, помочь выявить резервы профессиональной продуктивности деятельности педагога и реализовать их в его педагогической практике.

Таким образом, методическая служба образовательного учреждения призвана быть составляющей системы непрерывного образования педагогов, системы профессионального самосовершенствования педагога, которое можно представить как движение от самоосмысления как специалиста к его самоутверждению, самореализации. На каком бы этапе жизненного или профессионального пути ни находился педагог, он никогда не будет считать свое образование законченным. Лишь в постоянном творческом поиске, единении технологии обучения взрослых с технологией самостоятельной работы происходит совершенствование профессиональных навыков и умений, развитие творческих начал, самоутверждение человека как успешной, самореализующейся личности. По словам Б. Свитленда «Успех – это путь, а не цель».

Похожие:

Непрерывное образование как компонент развития iconИнститут комплексных социальных исследований непрерывное образование и потребность в нем
Непрерывное образование и потребность в нем. Г. А. Ключарев (отв ред.). М., наука, 2005 г. – 153 с
Непрерывное образование как компонент развития iconКонференции педагогических работников учреждений профессионального образования Непрерывное профессиональное образование: интеграция, инновации
«Непрерывное профессиональное образование: интеграция, инновации, конкурентоспособность»
Непрерывное образование как компонент развития iconТретий всероссийский конкурс для муниципальных библиотек «современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
«современные тенденции в обслуживании читателей. Непрерывное образование библиотекарей»
Непрерывное образование как компонент развития iconПрава человека и образование
Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Юнеско, рекомендует рассматривать право...
Непрерывное образование как компонент развития iconДополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования» непрерывное образование: ориентиры инновационного развития
Дополнительного профессионального образования свердловской области «институт развития образования»
Непрерывное образование как компонент развития iconПрограмма развития моу «Нижне Нарыкарской средней общеобразовательной школы. Оглавление. 1 Пояснительная записка к программе «Эколого-этническое образование как фактор развития, воспитания и обучения школьников в северном регионе»
«Эколого-этническое образование как фактор развития, воспитания и обучения школьников в северном регионе»
Непрерывное образование как компонент развития iconМаксим Юрьевич «Педагогика. Теория воспитания»
Лекция основные понятия теории воспитания. Самовоспитание как условие развития личности. Воспитание как педагогический компонент...
Непрерывное образование как компонент развития iconПрименение идеологии синергетики к формированию содержания непрерывного естественно-научного образования
Ключевые слова: педагогика; индуктивный этап развития; синергетика; непрерывное естественнонаучное образование; сквозная линия естественно-научного...
Непрерывное образование как компонент развития iconГригорий Ключарев Евгений Огарев непрерывное образование в трансформирующемся российском обществе
Основные теоретические подходы к непрерывному образованию за рубежом (XVIII-XX вв.)
Непрерывное образование как компонент развития iconНаучно-исследовательская работа студентов лингвистического университета как способ внедрения медиаобразования в учебный процесс
Хлызова Н. Ю. Научно-исследовательская работа студентов лингвистического университета как способ внедрения медиаобразования в учебный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница