Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц»




Скачать 291.98 Kb.
НазваниеЗадача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц»
страница1/2
Дата10.11.2012
Размер291.98 Kb.
ТипУрок
  1   2
Разработки учителя информатики Соколовой Людмилы Григорьевны.

Из опыта работы.


Тема: Массивы

По основному содержанию темы первым проводится комбинированный урок, сочетающий объяснение учителя, беседу и самостоятельную работу, что позволяет изложить основные понятия и отработать базовые алгоритмы. Далее будут проводиться и семинарские занятия, и комбинированные уроки по темам «Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок – лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц». Достоинством занятия в форме лекции является возможность изложить большой по объему и сложный материал, раскрыть основные идеи, дать основные понятия.

План изучения материала:


  1. Определение массива. Имя массива. Размер. Типы. Виды.

  2. Описание массива. Физический смысл описания массива.

  3. Элемент массива, имя элемента, номер элемента, его значение.

  4. План работы с массивами.

  5. Заполнение массива. Способы. Создание последовательности с заданными свойствами.

  6. Решение задач на заполнение массива.

  7. Решение задач на поиск элемента по условию.

  8. Задача поиска максимального/минимального элементов, их номеров.

  9. Решение задач на определение максимального/минимального элемента.

  10. Задача сортировки. Способы сортировки.

  11. Решение задач на сортировку элементов массива.

  12. Флажки.

  13. Цепочки.

  14. Решение задач с использованием флажков.

  15. Решение задач с цепочками.

  16. Решение задач на перестановку элементов массива.

  17. Решение задач на вставку и удаление элементов массива.

  18. Решение задач на совместное использование числовых и символьных массивов.

  19. Двумерные массивы. Типы. Описание, заполнение.

  20. Вывод двумерного массива.

  21. Теория матриц.

  22. Решение задач на поиск элементов по условию.

  23. Перестановка строк/столбцов. Решение задач.

  24. Решение задач на определение максимального/минимального элемента, его места.

  25. Повороты матриц. Решение задач.

  26. Определение вида матрицы и вывод после преобразований.

  27. Решение задач на совместное использование числовых и символьных массивов.


Урок №1 - комбинированный


Цель урока: Формирование понятия массива, элемента массива, номера элемента, значения элемента. Создание предпосылок для формирования навыков решения задач по правильному описанию, заполнению массива и работе с элементами массива, отработка этих навыков.


Объяснение:

При работе с группами однотипных элементов неудобно описывать их в виде отдельных переменных, давая различные имена, многократно повторяя однотипные выражения и т.п.

Выход – описать все однотипные величины одним именем, при обращении к отдельной величине использовать индекс (номер).

Массивом называется упорядоченная (пронумерованная) последовательность однотипных элементов, объединенная общим именем.

Например:

  • команда «Спартак» - каждый игрок имеет свой номер, все спартаковцы. Значение – фамилия игрока или числовой параметр: рост, вес и т.д.

  • список в журнале учащихся 5 г класса, каждый ученик имеет свой номер, все пятиклассники. Значение – фамилия учащегося.

Массивы бывают числовые и символьные.

Количество элементов, входящих в массив, называется размером массива.

Количество индексов, однозначно определяющих элемент, – размерностью массива.

Массивы бывают одномерные (линейные) – один индекс, двумерные (матрицы) – два индекса, …n – мерные.

Имя массива – латинская буква или буквы, или буквы и цифры, буквы на первом месте.

Описывается массив в строке описаний:

A: array [1..6] of integer; А – имя, array – массив, 1..6 – размер равен 6, тип массива – целочисленный.

Элемент массива обозначается так же, как и массив, но в квадратных скобках указывается его номер.

А[4] – четвертый элемент массива А.

Чаще всего при обработке строки описания массива в памяти отводятся пустые ячейки, пронумерованные от 1 до n, где n – количество элементов массива, но мы можем «нумеровать» элементы массива и символами (Паскаль).

A: array [’a’…’f’] of real; Обращение к элементу например – A[’b’]


План работы с массивами:

  1. Описание массива

A: array [1..6] of integer;



  1. Заполнение массива

Заполнение массива происходит в цикле, так как надо ввести значение в каждую ячейку.

For i:=1 to 6 do

Begin

Writeln (‘введи’, I ,’элемент’);

Readln A[i];

End;


При объяснении данного пункта рисую последовательность пустых клеточек, озвучиваю ввод первого, второго и т.д. элементов, вписываю их.


Привожу другой пример заполнения массивазначение каждого элемента массива А размера 7 равно 2009.


For i:=1 to 7 do

A[i]:=2009;


Заполнение массива через датчик случайных чисел:

For i:=1 to 7 do

A[i]:=Random[100]; {в очередной элемент массива записываем случайное число от 0 до 99}


  1. Работа с массивом

Работа с массивом – это работа по условию задачи.


  1. Вывод элементов массива или ответа

Вывод элементов массива – осуществляется также в цикле

For i:=1 to 6 do

Writeln (‘вывод’, I, ’элемента’, A[i]);


Массив – это множество ячеек памяти. Любое действие с массивом заключается в том, чтобы перебрать все эти ячейки или часть их. Это значит, что, выполняя действия с элементами массива, мы должны организовать цикл, в котором перебираются элементы массива.


Практическая работа:

Задача №1

В целочисленном массиве М размера 9 определить сумму элементов и номера положительных элементов.


Проговариваем работу по каждому пункту плана: описание, заполнение, введение переменной под сумму элементов, вывод ее на экран и вывод номеров положительных чисел, в цикле или нет.

Решаем задачу на компьютере.


Задача №2 (самостоятельно)

В целочисленном массиве А размера 7 найти сумму элементов, значение которых больше 3.

Распечатать все элементы, имеющие нечетные номера.


Проверка усвоенного материала:

Диктант:

  1. Описать массив целых чисел размера 12.

  2. Заполнить его.

  3. Распечатать пятый элемент этого массива.

  4. Увеличить третий элемент этого массива в два раза.

  5. Поменять знак у десятого элемента массива.

  6. Заполнить массив С размера 22 порядковыми номерами элементов.

  7. Распечатать элементы этого массива С.


Домашнее задание:

В целочисленном массиве А размера 7 найти элементы кратные 5, если таких нет, вывести сообщение.


Литература в помощь учителю:

  1. Ильина И.А., Кузовкина Н.М. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для подготовки к вступительному экзамену. М., Издательство ГУУ, Центр довузовского образования «АЗЪ», 2000.

  2. Жилин С.А., Жилина И.Б. Информатика. Теория и практика решения задач. Курс углубленного изучения. М., Издательство «РКНК», 2001.

  3. Зубов В.С., Котарова И.Н. Сборник задач по базовой компьютерной подготовке, М., Издательствово МЭИ, 1998.

  4. Николаев А.Б., Акатнова Л.К. Турбо-паскаль в примерах. Книга для учащихся 10-11 классов. М., Просвещение, 2002.

  5. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. М., Бином, 2008.

  6. Ушаков Д.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. СПб, «Питер», 2008.

  7. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика и ИКТ 10-11, часть 2, профильный уровень, М., Издательство «Дрофа», 2008.

  8. Шауцукова Л.З. Информатика 10-11, М., Изд-во «Просвещение», 2003.



Урок – лекция


Достоинством занятия в форме лекции является возможность изложить большой по объему и сложный материал, раскрыть основные идеи, дать основные понятия.


Тема: Двумерные массивы. Элементы теории матриц.

Цель урока:

Дать понятие двумерного массива. Сформировать умения заполнения и вывода двумерного массива. Дать понятия квадратной матрицы, главной и побочной диагоналей, операций сложения и умножения матриц, умножения матрицы на скаляр и на вектор, операции транспонирования матрицы. Дать понятия диагональной и единичной матрицы, симметричной матрицы.


Литература:

  1. Ильина И.А. Кузовкина Н.М. Основы информатики и вычислительной техники. Учебное пособие для подготовки к вступительному экзамену. Издательство ГУУ, Центр довузовского образования «АЗЪ», М, 2000

  2. Жилин С.А. Жилина И.Б. Информатика. Теория и практика решения задач. Курс углубленного изучения. Издательство «РКНК», М., 2001

  3. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень, Бином, М., 2008

  4. Шауцукова Л.З. Информатика 10-11, Изд-во «Просвещение», М., 2003

  5. Фиошин М.Е. Рессин А.А. Юнусов С.М. Информатика и ИКТ 10-11, часть 2, профильный уровень, Издательство «Дрофа», М., 2008


Объяснение:

Массивом называется упорядоченная (пронумерованная) последовательность однотипных элементов, объединенная общим именем.

Элемент массива идентифицируется своим индексом, если индекс один, то массив одномерный (линейный), если индексов два, то массив двумерный.

Пример двумерного массива – игровая таблица, каждая клетка которой характеризуется номером строки и номером столбца.

В математике прямоугольная или квадратная таблица называются матрицами.

Описывается двумерный массив так:

D: array [1..4,1..5] of integer; где D - имя матрицы из 4-х строк и 5-ти столбцов, в ячейках – целые числа.

Элемент имеет тоже имя, но в квадратных скобках указывается номер строки, номер столбца. Например, элемент D[3,4] расположен на третьей строке в четвертом столбце. В математике элемент матрицы обозначается так: Di,j


План работы с массивами:

  1. Описание массива

A: array [1..6,1..5] of integer;

  1. Заполнение массива

Заполнение матрицы происходит по строкам

For i:=1 to 6 do {выбираем строки}

For j:=1 to 5 do {заполнение по столбцам}

Begin

Writeln (‘введи’, I ,’,’,J, ’элемент’);

Readln A[i,j];

End;


При объяснении данного пункта рисую пустую таблицу, озвучиваю ввод первого, второго и т.д. элементов первой, второй строки,.., вписываю их.

Важно понимание места элемента в таблице при вводе данных с клавиатуры. Тренируемся на столбце чисел, объявленных элементами матрицы, например 3 на 3.


  1. Работа с массивом

Работа с массивом – это работа по условию задачи.


  1. Вывод элементов массива или ответа

Вывод элементов массива осуществляется по строкам, поэтому используем оператор Write (A[i,j]), для перевода курсора на следующую строку используем пустой Writeln;

For i:=1 to 6 do {вывод матрицы по строкам}

begin

For j=1 to 5 do

Write (A[i,j]);

Writeln; {переход на новую строку после вывода элементов строки i}

End;

Проговариваю, что элементы строки будут выведены подряд, слитно

For i:=1 to 6 do begin

For j=1 to 5 do

Write (A[i,j],’ ‘);{вывод элементов строки через пробел, чтобы не склеивались}

Writeln;

End;


Если число строк матрицы равно числу столбцов, то матрица называется квадратной.

У квадратной матрицы n x n есть две диагонали: главная и побочная.

Если индекс I равен индексу J, то это элементы главной диагонали.

Так в матрице 4 х 4 элементы A[1,1], A[2,2], A[3,3], A[4,4] образуют главную диагональ.

Для элементов над главной диагональю верно отношение i<j;

Для элементов под главной диагональю верно отношение i>j;

Если N - размер квадратной матрицы, то для элементов побочной диагонали верно I+J=N+1;

Для элементов над побочной диагональю верно отношение I+J<N+1;

Для элементов под побочной диагональю верно отношение I+J>N+1;


Некоторые алгебраические операции над матрицами

Две матрицы одинакового размера n x m можно сложить.

Суммой двух одинаковых матриц A и B называют матрицу С, элементы которой равны алгебраической сумме соответствующих элементов матриц А и В.

C[I,J] = A[I,J] + B[I,J];

Матрица А Матрица В Матрица С

1 2 5 6 6 8

3 4 7 8 10 12

Матрицу А можно умножить на число k. Результатом умножения будет такая матрица, назовем ее М, каждый элемент которой есть произведение соответствующего элемента матрицы А на число k.

M[I,J] = k*A[I,J];


Две матрицы А и В можно умножить, если число столбцов матрицы А равно числу строк матрицы В.

Элементы матрицы С есть алгебраическая сумма произведений элементов соответствующей строки из А и элементов соответствующего столбца из матрицы В.

Матрица А Матрица В Матрица С

1 2 3 4 5 1*4+2*9+3*2=28 1*5+2*3+3*7=32

6 7 8 9 3 6*4+7*9+8*2=103 6*5+7*3+8*7=107

2 7

Умножение матриц в общем случае не обладает свойством коммутативности!

Если матрицу А размера n x m умножить на матрицу m х 1, то получим умножение матрицы на вектор. Результатом будет матрица вектор.

Матрица А Матрица В Матрица С

1 2 3 4 1*4+2*9+3*2=28

6 7 8 9 6*4+7*9+8*2=103

2

Если матрицу 1 x n умножить на матрицу n x m, то получим умножение матрицы на вектор. Результатом будет матрица вектор.

Матрица А Матрица В Матрица С

1 2 3 4 3 5 1*4+2*9+3*2=28 1*3+2*6+3*0=15 1*5+2*2+3*1=12

9 6 2

2 0 1


Операция транспонирования матриц – это замена всех строк матрицы на столбцы, а всех столбцов на строки, первая строка заменяется элементами первого столбца и наоборот и т.д.

Матрица, транспонированная к матрице А, обозначается А*.

Матрица А Матрица А*

1 2 3 1 4 7

4 5 6 2 5 8

7 8 9 3 6 9


Диагональной матрицей называют квадратную матрицу, все элементы которой, кроме элементов главной диагонали равны нулю.

1 0 0

0 3 0

0 0 6

Единичной матрицей называют диагональную матрицу, у которой все элементы главной диагонали равны 1. Обозначается единичная матрица Е.

1 0 0

0 1 0

0 0 1


Матрица, симметричная относительно своей главной диагонали, называется симметричной.

Или - матрица, у которой операция транспонирования не меняет вид, называется симметричной.

А=А*

Матрица А Матрица А*

1 4 5 1 4 5

4 2 6 4 2 6

5 6 7 5 6 7

Диагональные и единичные матрицы - симметричны.


Выводы:

Следует помнить - элемент двумерного массива обозначается А[i,j], и для обработки всех элементов матрицы или части ее требуется двойной цикл по i и j.

Для обработки элементов фиксированной строки/столбца требуется только один цикл.

В качестве домашней работы предлагается усвоить текст лекции.


Урок – семинар.

Тема «Алгоритмы. Свойства алгоритмов. Типы алгоритмов. Языки написания алгоритмов»


Цели уроков-семинаров по данной теме следующие:

Научить учащихся четко формулировать действия, лаконично их записывать. Отработать языки написания алгоритмов. Отследить свойства алгоритмов на конкретных алгоритмах. Научить использовать лучший способ написания алгоритмов.

К урокам предлагаются следующие задачи, учитель сам решает сколько уроков отвести под решение задач и какие задачи включить в уроки.


1. Задача о перевозчике.

На берегу находятся волк, коза и капуста. В лодке вмещаются перевозчик и либо волк, либо коза, либо капуста. Составить алгоритм переправы волка, козы и капусты на другой берег, причем нельзя оставлять на одном берегу волка и козу, он ее задерет, козу и капусту, коза съест капусту.


2. Задача о дозоре.

На берег холодной, глубокой, стремительной реки пришел дозор из трех солдат. По реке плыла лодка с двумя мальчиками. Составить алгоритм перевозки солдат на другой берег, если известно, что лодка выдерживает либо двух детей, либо одного взрослого. После перевозки мальчики должны продолжить свой путь.


3. Задача о рыцарях и верных оруженосцах.

Составить алгоритм переправы на другой берег в лодке на двоих трех рыцарей и трех оруженосцев, если известно, что оруженосец не плывет и не остается на берегу с чужими рыцарями без товарищей. Лошади переправляются самостоятельно.


4. Задача о переправе в трехместной лодке.

К реке подъехали четыре рыцаря и четыре верных оруженосца. На берегу лежала трехместная лодка. Как переправиться на другой берег, если оруженосец не плывет и не остается с чужими рыцарями?


5. Задача о переправе через реку с островом.

Четыре рыцаря с оруженосцами должны переправиться на другой берег в двухместной лодке. Посреди реки есть остров, на котором можно высаживаться. Как совершить переправу так, чтобы ни на берегах, ни на острове, ни в лодке ни один оруженосец не находился в обществе чужих рыцарей без своего хозяина.

6. Задача о купцах и разбойниках.

К реке подошли три купца и три разбойника. Всем необходимо переправиться на другой берег. На берегу лежала двухместная лодка. Как переправиться на тот берег купцам и разбойникам, если во время переправы на том или ином берегу число купцов и разбойников будет одинаковым, то разбойники не тронут купцов, если же число разбойников превысит число купцов хотя бы на одного человека, то разбойники убьют купцов?


7. Задача о поезде.

К станции по одноколейке подошел состав из тепловоза и пяти вагонов. Следом должен подъехать пассажирский поезд. Есть тупик, в котором помещаются либо три вагона, либо тепловоз и два вагона. Составить алгоритм, позволяющий пропустить пассажирский поезд таким образом, чтобы состав мог вернуться обратно.


8. Задача о побеге из башни.

В темной башне содержатся под стражей ученый, его сын и дочь. Друзья осужденных подготовили побег, для чего укрепили под окном блок, через который перекинули веревку с двумя корзинами на концах. Одна корзина висела под окном, другая касалась земли. В углу камеры спрятали цепь весом в тридцать килограммов. В каждой корзине может поместиться только одному человеку и спуск безопасен тогда, когда разность помещенных в корзины тяжестей будет не более шести килограммов. Ученый весил 78 кг, его дочь 42 кг, сын 36 кг. Как при таких условиях бежать из башни?


9. Задача о разъезде шести пароходов.

Навстречу друг другу плывут по три парохода. Ширина канала не позволяет разминуться, но с одной стороны есть залив, в котором помещается один пароход. Составить алгоритм, позволяющий пароходам продолжить свой путь.

10. Задача о башне.

На одном из трех стержней размещены 3 кружка разных размеров, самый большой внизу, самый маленький вверху. Перенести кружки на другой стержень, если известно, что за один раз переносится только один кружок и запрещено класть больший кружок на меньший.

  1. Отмерить 1 литр воды с помощью 5-ти и 3-х литровых банок, если рядом находится река.

  2. Отмерить 1 литр воды с помощью 5-ти и 8-ми литровых банок, если рядом находится река.

  3. Имеются кувшины на 3 и 8 литров. Как набрать из реки 7 литров воды.

  4. Как набрать из реки 4 литра воды, если есть сосуды на 3 и 5 литров.

  5. Как набрать из реки 3 литра воды, если есть сосуды на 5 и 9 литров.

  6. Как разделить 8 л молока, если есть кувшины на 5 и 3 литра.

  7. Как разделить 16 л молока, если есть кувшины на 11 и 6 литров.

  8. Имеются бочонки на 6, 3 и 7 литров. В первом и третьем содержится соответственно 4 и 6 литров молока. Разлейте молоко пополам.

  9. Как разлить поровну 10 литров кваса, если есть емкости на 7 и 2 литра.

20. Как разделить 10 литров керосина поровну, если есть пустые сосуды на 7 и 4 литра?

|21. Как отлить из полного 8-ми литрового сосуда 4 литра, если есть пустые сосуды на 2 и 5 литров?

22. Изготовили 9 одинаковых медалей, из которых одна оказалась легче других. Как определить эту медаль на весах без гирь с помощью двух взвешиваний?

  1. Изготовили 8 одинаковых шариков. Один оказался более легким. Как определить этот шарик на весах без гирь с помощью двух взвешиваний?




  1. Часовщик должен определить на весах без гирь при помощи всего трех взвешиваний шестеренку из 12 одинаковых по виду шестеренок, при этом он не знает тяжелее или легче нужная шестеренка.

  2. Имеются двое песочных часов на 5 и на 7 минут. Как сварить яйцо, которое нужно варить 8 минут без перерыва?

  3. Составить блок-схему правила деления двух действительных чисел.

  4. Составить блок-схему правила умножения двух действительных чисел.

  5. Составить блок-схему признака деления на 2, на 5, на 3.

  6. Составить блок-схему работы автомата по размену 10 копеек по 2 и 3 копейки.

  7. Составить блок-схему работы автомата по размену 15 копеек по 2, 3 и 5 копеек.

  8. Составить блок-схему работы автомата по размену 20 копеек по 2, 3 и 5 копеек.

  9. Составить блок-схему поиска максимального из двух чисел.

  10. Составить блок-схему поиска максимального из трех чисел.

  11. Играют два человека. Один загадывает слово и пишет начальную и конечную буквы, остальные буквы обозначаются тире. Второй игрок угадывает букву. Если буква называется неверно, то рисуется элемент виселицы. Угаданная буква вписывается на свое место в слове. Побеждает тот игрок, который или первым угадает слова, или построит виселицу. Составить блок-схему этой игры.

  12. Составить блок-схему игры "Поле чудес" для одного игрока.


Для решения задач №№ 1-10 используется естественный язык. Например, решение задачи № 2:

  1. На другой берег плывут два мальчика.

  2. Возвращается мальчик 1.

  3. На другой берег плывет солдат 1.

  4. Возвращается мальчик 2.

  5. На другой берег плывут два мальчика.

  6. Возвращается мальчик 1.

  7. На другой берег плывет солдат 2.

  8. Возвращается мальчик 2.

  9. На другой берег плывут два мальчика.

  10. Возвращается мальчик 1.

  11. На другой берег плывет солдат 3.

  12. Возвращается мальчик 2.


Обращаю внимание на четкость и лаконичность формулировок действий, используются два глагола «плыть» и «возвращаться».

Исследуем свойства алгоритма: конечность, результативность, понятность, дискретность.

Вопрос: Сколько шагов будет содержать алгоритм переправы 5 мальчиков?

Вопрос при решении любой задачи: Определить тип алгоритма


Задача № 8 о побеге из башни - контрольная.

Для задач №№ 11 – 21 используем следующую схему:

Решение задачи №11

3 5

3 0

0 3

3 3

1 5

Если решать задачу с другой стороны, то количество шагов будет больше:

3 5

0 5

3 2

0 2

2 0

2 5

3 4

0 4

3 1

Так говорим об оптимальности решения.

При решении задач № 22 – 25 на естественном языке, исследуя все ветви, говорю о языке блок-схем, наглядности данного способа.

Задачи № 26 – 35 решаются на языке блок-схем. Задача № 35 зачетная.


Литература:

  1. Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. М., Наука. 1975

  2. Володкович В.А. Сборник логических задач. М., Дом педагогики. 1996

  3. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М., Омега. 1996

  4. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., Наука.1991

  5. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ, 8-9. СПб., Питер, 2007

  6. Угринович Н.Д. Информатика Базовый курс 9. М., Бином. 2006



Урок – деловая игра «Коммерсант»


Тема: Линейный алгоритм


Цель урока: Обобщение темы «Линейный алгоритм». Повторение операций деление нацело и деление с остатком. Проверка навыков работы в диалоговом режиме, умения творчески оформлять решение задачи.


В классе к уроку подготовлен плакат:


Научиться программировать – это научиться объяснять машине, что она должна делать.

Описание задачи:

Коммерсант торгует дисками. Один диск стоит 20 рублей. Коробка из 10 дисков стоит 180 рублей. Упаковка из 10 коробок стоит 1500 рублей. Составить программу оптимальной продажи дискет покупателю, у которого денег С рублей.

Постановка задачи:

Сегодня вы являетесь коммерсантами. Привлеките покупателя, продайте диски так, чтобы к вам обращались снова.

План работы:

  1. Реклама фирмы и товара.

  2. Ввод денег.

  3. Расчет количества и сдачи.

  4. Вывод результатов.

Обсуждаем понятие оптимальной продажи товара.


Возможный фрагмент программы:


Writeln (’Ваше имя, пожалуйста’);

Readln (A);

Writeln (‘Добрый день’, A);

Writeln (‘Какой суммой Вы располагаете?’);

Readln (С);

U:=C div 1500;

SD1:=C mod 1500; {можно считать остатки иначе}

K:=SD1 div 180;

SD2:= SD1 mod 180;

D:=SD2 div 20;

SD:=SD2 mod 20;

Writeln (A,‘Вы купили’, U, ‘упаковок ’,K,’ коробок ’,D, ‘дискет. Ваша сдача составила ’,SD,’ рублей’);

Writeln(‘Спасибо, что воспользовались услугами нашей фирмы! Обращайтесь еще ’,A);


Вычислительный эксперимент

Учащиеся сдают работы друг другу. Определяем лучшую фирму. Обращаю внимание на вывод сдачи, бывает, забывают. Также важен момент окончания диалога, благодарность за покупку и приглашение к дальнейшему сотрудничеству.


Урок – деловая игра «Банк»


Тема: Циклический алгоритм


Цель урока: Проверка навыков работы в диалоговом режиме, работы с циклическими алгоритмами и операторами цикла. Проверка умения творчески оформлять решение задачи.


В классе к уроку подготовлен плакат:


Научиться программировать – это научиться объяснять машине, что она должна делать.

Описание задачи:

Банк объявляет годовой процент по вкладу. Составить программу определения в режиме диалога процентной ставки через несколько лет и итоговой суммы.

Постановка задачи:

Сегодня вы банкиры. Вы заинтересованы в клиенте, рекламируете свой банк, объявляете процент годовой прибыли. Вкладчик делает взнос. Определить по требованию вкладчика сумму вклада и прибыль через несколько лет.


План работы:

  1. Реклама банка.

  2. Ввод суммы вклада.

  3. Ввод срока вклада.

  4. Расчет итоговой суммы и прибыли.

  5. Вывод итогов.


Попутно обсуждаем вопрос о величине процента, можно ли верить банку с очень высоким процентом, за счет чего банк может держать высокий процент, надо ли рисковать, т.е. актуальные проблемы сегодняшнего дня.


Необходимые начальные данные:

  1. Процентная ставка.

  2. Сумма вклада.

  3. Срок вклада.


Можно вспомнить алгоритм вычисления процента по вкладу, определения итоговой суммы через год. Обязательно проговариваю определение величины процента на следующий год как расчета от итоговой суммы.

Не ограничиваю учащихся в выборе типа цикла – с параметром, цикл пока или цикл до.

Фрагмент возможной программы:

N:=1;

Writeln (‘Введите, пожалуйста, свое имя’);

Readln (A);

Writeln (‘Добрый день’, A);

While n=1 do

Begin

Writeln (‘Сделайте Ваш взнос, пожалуйста’);

Readln (B);

Writeln(‘На сколько лет?’);

Readln (c);

For I:=1 to c do

Begin

P:=B*0.1;

B:=B+P;

End;

Writeln (A,‘сообщаем Вам, что у Вас на счету’, B, ‘рублей’, ‘Ваша прибыль составила ’,P,’ рублей’);

Writeln(‘Будете продолжать? Если да, введите, пожалуйста, 1, если нет - 2’);

Readln(n);

End;

Writeln(‘Спасибо, что воспользовались услугами нашего банка! Обращайтесь еще ’,A);


Вычислительный эксперимент.

Учащиеся меняются местами, тестируют программы друг друга, обсуждают, выбираем наилучший банк. Обращаю внимание на запрограммированный диалог, на завершение работы с вкладчиком.


Урок – соревнование.


Такие уроки или фрагменты урока-соревнования можно проводить по всем темам предмета информатика и ИКТ. Учебные столы у меня в кабинете стоят двумя рядами. Перед уроком расставляю их по два, образуя столы заседаний для групп из четверых учащихся.


Тема: Работа в электронных таблицах Excel.


Цель урока: проверить знания по теме, отработать навыки работы по вводу, редактированию данных и формул, навыки работы с диаграммами. Привить навыки быстрого мышления. Воспитание у учащихся желания соревноваться, ответственности за коллектив, развитие творческих способностей.

Ход урока:

Каждая обучаемая группа учащихся разбивается на три команды по четыре или пять человек. В каждой команде выбирается капитан, отвечающий за организацию и распределение работ. Команды получают задания, выполняют, озвучивают. Весь урок по времени разбивается на этапы. Каждый этап ориентирован на проверку знаний по теме, но специфика этапов разная: индивидуальная, командная, практическая, теоретическая.

  1   2

Похожие:

Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconМетодическая разработка по теме Генерация массива данных по шаблону
Многие задачи связаны с обработкой многомерных массивов данных. Наиболее распространены при этом двумерные массивы
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconЛабораторная работа 6 Двумерные массивы
Целью лабораторной работы является получение практических навыков в способах задании двумерных массивов
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconЛабораторная работа №12 «Двумерные массивы»
Цели: формирование практических умений и навыков составления блок-схем и записи на языке программирования Паскаль алгоритмов заполнения,...
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconКыргызко-турецкий университет “манас” силлабус
Метод подстановки. Метод деревьев рекурсии. Основная теорема. Пирамидальная сортировка. Быстрая сортировка. Сортировка за линейное...
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconЛабораторная работа. "Обработка одномерных массивов (векторов)"
Цель работы: Знакомство с структурированными типами данных, получение практических навыков в организации одномерных массивов данных....
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconРешение экологических задач средствами электронных таблиц. 398 4 9 класс Ильенко А. А. Одномерные массивы. «Пузырьковая сортировка»
Исследование математических последовательностей с помощью алгоритмических структур
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconУрок алгебры в 11 классе по теме «Методы решения уравнений»
Урок можно проводить при повторении курса алгебры и подготовки к егэ, а также как обобщающий урок по теме «Решений уравнений»
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconЛабораторная работа №3 Обработка массивов
С помощью компонентов ListBox и StringGrid создайте приложения, обрабатывающие одномерный и двумерный массивы
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» iconРеферат с элементами исследования на тему: «Алгоритмы сортировки одномерных массивов»
Сортировка применяется во всех без исключения областях программирования, будь то базы данных или математические программы
Задача макси/мин», «Сортировка массивов», а также урок лекция по теме «Двумерные массивы. Теория матриц» icon“Двумерные массивы (матрицы)”
Требуется. В двумерном массиве (матрице) чисел найти первый элемент с отрицательным значением и последний элемент с положительным...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница