Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание




Скачать 127.25 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание
Дата10.11.2012
Размер127.25 Kb.
ТипИнструкция
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ШКОЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ГЕОГРАФИИ В 2010 ГОДУ


Порядок проведения:

Для их решения отводится не более 1,5 часа

Участникам олимпиады запрещено:

  • использовать для записи решений авторучки с красными или зелеными чернилами;

  • обращаться с вопросами к кому-либо, кроме дежурных и членов Оргкомитета;

  • проносить в классы тетради, справочную литературу, учебники, атласы, любые электронные устройства, служащие для передачи, получения или накопления информации (кроме непрограммируемых калькуляторов и выключенных мобильных телефонов).


Задания для 7 класса.

Инструкция по выполнению работы

Внимательно прочитайте каждое задание.
Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании
Ответ записывайте разборчиво.

Примечание. Не разрешается пользоваться школьными атласами и другими источниками информации.


Задание 1.Последствия загрязнения.

Космические снимки показывают, что большая поверхность Мирового океана покрыта масляной нефтяной пленкой. Каковы могут быть последствия такого загрязнения?

А.Снижается испарение с поверхности океана.
Б.Страдают флора и фауна морей и океанов.
В.Ограничивается взаимодействие океана с атмосферой.
Г.Все перечисленные выше последствия.

Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.

Задание 2. Природа нашей местности.

Компоненты природы нашей местности характеризуются:

А.Общими для всех оболочек Земли свойствами.
Б.Только типичными особенностями.
В.Как общими свойствами, так и типичными особенностями.

Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.

Задание 3. «Цветок смерти».

Почему цветок, который растет на вершине вулкана высотой до 3 тыс.м, жители Явы называют «цветком смерти»?
А.Появление цветка на такой высоте - верный признак близкого извержения вулкана.
Б.Цветок содержит ядовитые вещества.
В.В зарослях этих цветов любят прятаться ядовитые змеи.
Г.Все ответы правильные.

Задание 4. Географические термины.

Вычеркните «белую ворону» в каждом из следующих рядов географических терминов, назовите их:

А.Тайга, пустыня, степь, тундра, почва.
Б.Русло, паводок, старица, пойма.
В.Природный газ, уголь, бензин, торф, горючие сланцы.
Г.Снег, циклон, дождь, роса, град, иней.
Д.Хребет, равнина, пустыня, возвышенность, нагорье.
Е.Пальма, джунгли, секвойя, кедр, лиственница.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
6 баллов.

Задание 5. Приборы.

Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, флюгер, эхолот.
Единицы измерения: балл, метр, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент.
Установите соответствие.
Что показывает оставшийся без пары прибор?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
6 баллов.

Задание 6. «Болото»

Представьте себе, что заблудившись в незнакомом лесу, вы вышли на обширное открытое место. «Болото», - подумали вы. По каким признакам вы определили, что оказались на болоте?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
4 балла.
Задание 7. Определить тип облаков

Определите тип облаков, из которых выпадают осадки, описанные в отрывках из следующих стихотворений:
А. Помнишь: мы не ждали ни дождя, ни грома,
Вдруг застал нас ливень далеко от дома;
Мы спешили скрыться под мохнатой елью …
Не было конца тут страху и веселью!
Дождик лил сквозь солнце, и под елью мшистой
Мы стояли точно в клетке золотистой;
По земле вокруг нас точно жемчуг прыгал:
Капли дождевые, скатывались с игол,
Падали, блистая…
Вдруг над нами прямо гром перекатился …
Благодатный дождик! Золотая буря!

А.Майков

Б. Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.
Он платок срывает с ветел.
И стрижет их наголо.
………………………………..
Брызжет дождик через сито.
Крепнет холода напор.
Точно все стыдом покрыто,
Точно в осени - позор.
Б.Пастернак

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
2 балла.

Задание 8. Вынужденная посадка в пустыне.

В результате неполадок с двигателем ваш самолет сделал вынужденную посадку в пустыне. Отправившись за помощью, вы вышли к оазису.
По каким признакам можно определить этот природный объект?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
2 балла.

Задание 9. Полюс холода.

Как известно, полюс холода расположен в Центральной части Антарктиды, на расстоянии 1260 км от берега, на вершине ледникового купола высотой 3488 м над уровнем океана. Именно здесь, на российской внутриконтинентальной станции «Восток», 21 июля 1983 года зафиксировали самую низкую на Земле температуру воздуха -89оС.
Можно ли утверждать, что ниже данной температуры в настоящее время нет места на планете? Ответ обоснуйте.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
2 балла.

Задание 10. Ошибки.

Перед вами отрывок из воспоминаний одного путешественника о его поездке в Индию: «… Я пробирался между колючими кустами кактусов, с ветвей которых свешивались хищные анаконды, готовые загрызть очередную жертву. На фоне общего однообразия выделялись яркие цветы оливок - главной пищи местных жителей. Пару раз тропинку пересекали следы львов и горилл - страшных врагов лесных бизонов. Из гнилого болота в зарослях кипариса выбежал косматый броненосец и с топотом устремился в чащу. Из ветвей местной разновидности секвойи на меня посмотрел хищный сумчатый медведь».
Какие ошибки вы нашли в описании?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 0,5 балла; всего -
6,5 баллов.


Задания для 8 класса.

Инструкция по выполнению работы

Внимательно прочитайте каждое задание.
Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании
Ответ записывайте разборчиво.

Примечание. Не разрешается пользоваться школьными атласами и другими источниками информации.


Задание 1. Природа нашей местности.

Компоненты природы нашей местности характеризуются::

А.Общими для всех оболочек Земли свойствами.
Б.Только типичными особенностями.
В.Как общими свойствами, так и типичными особенностями.
Г.Тропический.

Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.

Задание 2. Можно наблюдать.

Смену географических поясов можно наблюдать:

А.Путешествуя от экватора к полюсу Земли.
Б.Поднимаясь в горы.
В.По карте.
Г.Во всех названных случаях.

Критерии оценивания. За правильный ответ - 1 балл.

Задание 3. Формы рельефа.

На побережье Балтийского моря, на Курилах и в пустынях Прикаспия распространены песчаные формы рельефа одинакового происхождения.
Что это за формы рельефа и как они образовались?
Какие имеют склоны?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
5 баллов.

Задание 4. Чем это можно объяснить?

По сравнению с центром Русской равнины, центральные части Западной Сибири получают меньше осадков, но при этом сильно заболочены.
Чем это можно объяснить?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - 1 балл. Всего - 2 балла.

Задание 5. Название этого явления.

Известно, что с высотой температура воздуха падает. Однако в горах Южной и Северо-Восточной Сибири зимой эта закономерность часто нарушается: на вершинах


горных хребтов температура воздуха значительно выше, чем в межгорных котловинах.
Как называется это явление и чем оно объясняется?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
2 балла.

Задание 6.Солнце

«Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны ее родней».
Когда солнце может освещать одновременно все уголки нашей страны?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу. Всего -
2 балла.

Задание 7. Самая низкая температура на Земле.

Как известно, полюс холода расположен в Центральной части Антарктиды, на расстоянии 1260 км от берега, на вершине ледникового купола высотой 3488 м над уровнем океана. Именно здесь, на российском внутриконтинентальной станции «Восток», 21 июля 1983 года зафиксировали самую низкую на Земле температуру воздуха -89,2оС.
Можно ли утверждать, что ниже данной температуры в настоящее время нет места на планете?

Критерии оценивания. За правильный ответ 2 балла.

Задание 8. Рассказ Василия брату Пете.

Придя из школы, Петя застал дома старшего брата Василия - моряка, который только что вернулся из дальнего плавания. Разложив на столе сувениры из Мурманска, Лондона, Рио-де-Жанейро и Владивостока, Василий продолжил свой рассказ:
-Сойдя на берег в этом порту 22 декабря, во время прогулки в 18 часов по московскому времени я остановился в тени высокой стены.
-Как же ты мог начать без меня?! - возмутился Петя. - Уже рассказал про другие города и дошел до…
О каком городе говорил Василий.
Почему его фраза не могла относиться ни к одному из остальных трех портов, в которые заходило его судно?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
5 баллов.
Задание 9. Шесть географических ошибок.

В предложенном тексте найдите шесть географических ошибок, - выпишите их и исправьте:
Северная часть Африки находится в непосредственной близости от другого континента - Европы. Поэтому в отличие от центральных частей Африки, изученных только в середине XIX века, ее север был известен европейцам еще более 2 тысяч лет назад. Этому благоприятствовали хорошие условия плавания по Средиземному морю. Уже тогда на севере Африки были крупные города.
Рельеф Северной Африки в основном однороден. Это равнина. Исключения составляют древние Атласские годы на северо-востоке и небольшое нагорье Тибести на юге. Значительная часть Африки располагается на древнем кристаллическом фундаменте, поэтому на севере преобладают метаморфические горные породы: фосфориты, нефть, газ и др.
На Востоке Северной Африки в Средиземное море впадает самая полноводная река континента - Нил, берущая начало из озера Виктория.
В Северной Америке выделяются две природные зоны: жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников на побережье и пустынная в тропической части региона.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
6 баллов.

Задание 10. Почему приказ не удалось выполнить?

Более 2000 лет назад некий римский судья (прокуратор) в отдаленной восточной провинции приказал заковать и утопить двух преступников. Но этого не удалось сделать благодаря особенностям озера.
Почему приказ не удалось выполнить?

Критерии оценивания. За правильные ответы 2 балла.

Задания для 9 класса.

Инструкция по выполнению работы

Внимательно прочитайте каждое задание.
Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании
Ответ записывайте разборчиво.

Примечание. Не разрешается пользоваться школьными атласами и другими источниками информации.


Задача 1.Венецианец Казанова.

Немало путешествующий по Европе венецианец Казанова отозвался об этом городе так: «…поселение дикарей, перенесенное в европейский город». И добавил: «… известно, что этот город был импровизирован…». История этого знаменитого города началась с острова Луст-Эйланд (Веселый остров), а затем город занял соседние острова и часть материка. Появившись в XVIII веке, он в течение двух столетий был столицей государства, пока не уступил это право городу с меньшей численностью населения.

О каком городе идет речь, как звали импровизатора?
Какому городу он уступил столичные функции?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -3 балла.

Задача 2. Во Владивостоке …

Во Владивостоке есть такая поговорка: «Широта - то у нас Крымская, но долгота - Колымская».

Прокомментируйте ее.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -2 балла.

Задача 3. Самый большой объект на Земле.

Он постепенно уходит из Зимбабве в Замбию и лет через 15-20 окончательно обоснуется в Замбии.

Назовите его.
В честь кого он так называется?
Кто является автором такого названия?
Как называется самый большой объект на Земле подобного типа?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
4 балла.

Задача 4. Отрывочные сведения.

Во времена Александра Македонского греческий мореплаватель и астроном Пифей отправился на север к берегам Скандинавии. К сожалению, о его экспедиции до нас дошли лишь отрывочные сведения. Авторы более позднего времени называли его лжецом и высмеивали, потому что его рассказы казались сплошными выдумками. Дело в том, что он писал о северных морях, которые застывают и покрываются скользкими медузами, солнце летом там не заходит, а море обладает дыханием: вдох и выдох через каждый шесть часов.

Верно ли он отметил особенности этих районов?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -4 балла.

Задача 5.Какие утверждения об Алтайском крае верны:

- находится на юге страны;

-граничит только с субъектами РФ;

-выделяется высокой долей сельского населения;

-в Сибири выделяется благоприятными агроклиматическими условиями;

-находится в 3 часовом поясе.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; .

Задание 6. Самая низкая температура на Земле.

Как известно, полюс холода расположен в Центральной части Антарктиды, на расстоянии 1260 км от берега, на вершине ледникового купола высотой 3488 м над уровнем океана. Именно здесь, на российском внутриконтинентальной станции «Восток», 21 июля 1983 года зафиксировали самую низкую на Земле температуру воздуха -89,2оС.
Можно ли утверждать, что ниже данной температуры в настоящее время нет места на планете?

Критерии оценивания. За правильный ответ 2 балла.

Задание 7. Рассказ Василия брату Пете.

Придя из школы, Петя застал дома старшего брата Василия - моряка, который только что вернулся из дальнего плавания. Разложив на столе сувениры из Мурманска, Лондона, Рио-де-Жанейро и Владивостока, Василий продолжил свой рассказ:
-Сойдя на берег в этом порту 22 декабря, во время прогулки в 18 часов по московскому времени я остановился в тени высокой стены.
-Как же ты мог начать без меня?! - возмутился Петя. - Уже рассказал про другие города и дошел до…
О каком городе говорил Василий.
Почему его фраза не могла относиться ни к одному из остальных трех портов, в которые заходило его судно?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -
5 баллов.


Задание 8. Озера тектонического происхождения.

Выберите озера с котловинами тектонического происхождения: Байкал, Псковское, Каспийское, Таймыр, Балхаш, Ладожское, Телецкое.
Озера какого происхождения встречаются в Алтайском крае (привести примеры)?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 0,5 балла; максимум -
5 баллов.


Задания для 10-11 класса.

Инструкция по выполнению работы

Внимательно прочитайте каждое задание.
Запишите не только ответы на поставленные вопросы, но и весь ход ваших рассуждений, если это указано в задании
Ответ записывайте разборчиво.

Примечание. Не разрешается пользоваться школьными атласами и другими источниками информации.


Задача 1. Среди непривычных имен.

Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом Назывался Сиам
О втором Известен под аббревиатурой СРВ
О третьем Французы называют его Щин

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 4 балла.

Задача 2. У самых больших.

Определите субъект федерации Х, если имеется следующая информация о соседствующих с ним субъектах федерации:

О первом Самый большой по площади в России
О втором Занимает первое место в России по производству электроэнергетики

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 3 балла.
Задача 3. Андреевский крест.

Верно ли, что на флаге Великобритании изображен Андреевский крест? Почему?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 2 балла.

Задача 4. Столица не является портом.

Знаменитая Мэри Поппинс в своей песенке исполнила: «Это было прошлым летом, в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля».

Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица - не является портом?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 4 балла.

Задача 5. «Страны катастрофических наводнений».

Эту небольшую страну называют «страной катастрофических наводнений». Несмотря на то, что раз в 10 лет большая часть территории затапливается, а большая часть населения остается без крова, сотни тысяч людей погибают, численность населения этой страны сопоставима с Россией. Занимая самую большую в мире дельту, она страдает от подъемов воды и при муссонных дождях, и при цунами, и от ураганов. За май - сентябрь здесь выпадает больше 80% годовой суммы осадков.
В это время тают снега в горах и льют проливные дожди.

Что это за страна? В долине каких рек она расположена? С каких гор стекают эти реки?

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 4 балла.

Задача 6. Вряд ли знакомы названия улиц.

Ее «дом» находится на Виа Капелло, а его «дом» - на Виа Скалиджере. Вряд ли вам знакомы названия этих улиц.

О ком идет речь? Вспомните одного знаменитого англичанина и назовите город и страну, в котором они находятся.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 4 балла.

Задача 7. Преодолеть препятствия не можем.

За все время это препятствие общей длиной 166 км преодолело 5043 человека, причем 60 человек сделали это под огнем, а 118 - погибли.

Назовите препятствие и ответьте, почему мы преодолеть его не можем.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -2 балла.

Задача 8. Да, да, я безбрежное море.

16 сентября 1492 года во время первого перехода Колумбовых каравелл через океан в дневнике мореплавателя появилась запись: «Начали замечать множество пучков зеленой травы, и, как можно было судит по ее виду, трава эта лишь недавно была оторвана от земли».
Но вот прошло еще три недели, а огромный участок океана, покрытый пучками оливково-зеленых водорослей, все не кончался. Море напоминало неоглядные плавучие луга»…
Испанским морякам эти растения напоминали сорт винограда, выращиваемого на родных холмах Испании.
Так была открыта эта своеобразная часть океана, получившая название моря.
Оказывается, это море без берегов, хотя по площади превышает Австралийский континент. Оно, говоря словами Жюля Верна, поистине «озеро в открытом океане».

Назовите море, сорт винограда, выращиваемый на холмах Испании, и океан, в котором расположено это море.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего - 3 балла.

Задача 9. Помогите заблудившемуся путешественнику.

Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится.
Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, память которого почитают представители одной из религий. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, на гербе которого был изображен некий Джо Бивер, а на современном гербе помещена лента с надписью на латыни « A MARI USQVE AD MARE». Название столицы переводится с одного из местных языков как «деревня».
В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший несмотря на бедственное положение чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.

Кто такой этот Джо?
А у нас возможно встретиться с «Джо Бивером»? Если - да, то где? Расскажите об этом.

Критерии оценивания. За каждый правильный ответ - по 1 баллу; всего -10 баллов.

Задание 10. Самая низкая температура на Земле.

Как известно, полюс холода расположен в Центральной части Антарктиды, на расстоянии 1260 км от берега, на вершине ледникового купола высотой 3488 м над уровнем океана. Именно здесь, на российском внутриконтинентальной станции «Восток», 21 июля 1983 года зафиксировали самую низкую на Земле температуру воздуха -89,2оС.
Можно ли утверждать, что ниже данной температуры в настоящее время нет места на планете?

Критерии оценивания. За правильный ответ 2 балла.

Похожие:

Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по установке Инструкция по эксплуатации
Пожалуйста, внимательно прочитайте и ознакомьтесь с содержанием инструкции перед установкой, эксплуатацией и техническим обслуживанием...
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по эксплуатации Рисунки могут отличаться, в зависимости от характеристик и модели изделия
Перед работой с системой, пожалуйста, внимательно прочитайте Инструкцию и сохраните ее для последующих ссылок
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по эксплуатации и паспорт Стоматологическая установка Siger S60
Данное руководство пользователя по эксплуатации и уходу за стоматологическими установками серии Siger s содержит необходимые рекомендации....
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по выполнению работы
...
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по немецкому языку состоит из пяти разделов, включающих 51 задание
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по немецкому языку состоит из пяти разделов, включающих 51 задание
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по английскому языку состоит из трех разделов, включающих 31 задание
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconПрочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия
Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли?...
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconИнструкция по эксплуатации
Перед тем как приступить к эксплуатации прибора, внимательно прочитайте данную инструкцию. Храните ее в удобном для Вас месте. Следует...
Инструкция по выполнению работы Внимательно прочитайте каждое задание iconУтверждено редакционно-издательским советом университета
Информатика: Рабочая программа. Задание и методические указания к выполнению контрольной работы. Задание и методические указания...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница