1. Естествознание и его место в культуре




Скачать 102.4 Kb.
Название1. Естествознание и его место в культуре
Дата10.11.2012
Размер102.4 Kb.
ТипТематика семинарских занятий

Тематика семинарских занятий.

Тема 1. Естествознание и его место в культуре.


  1. Естествознание и его место в ряду современных наук. Физика. Химия. Биология. Астрономия. Сотрудничество двух культур.



Тема 2. Основные тенденции в становлении наук о природе. Исторические этапы познания.


1. Роль мифологии и религии в познании мира.

  1. Натурфилософия. Фундаментальные вопросы, на которые она отвечает: о материи, о движении, о взаимодействии, о пространстве и времени, о причинности, закономерности и случайности, о космологии (общем устройстве и происхождении мира)

  2. Аналитический этап познания. Его особенности. Формирование естественных наук. Важнейшие открытия 17-19 веков.

  3. Синтетический этап познания. Его особенности. Фундаментальные открытия 20 века.



Тема 3. Классическая наука – поиск причин и начал.


  1. Наука. Научная картина мира. Научные революции. Смена НКМ и их особенности (механическая, электромагнитная, неклассическая – 1 половина 20 века, современная - эволюционная).

  2. Развитие представлений о пространстве и времени. Пространство и время с точки зрения классического естествознания.

  3. Законы сохранения в природе (примеры). Симметрия пространства и времени и её проявления в законах сохранения. Теорема Нётер.

  4. Динамические закономерности (Лапласовский детерминизм). Статистические закономерности (вероятность событий).

  5. Первое и второе начала термодинамики. Вечный двигатель первого рода Энтропия. Вероятностный смысл второго начала термодинамики. Вечный двигатель второго рода. Гипотеза о «тепловой смерти Вселенной». Энтропия и информация.



Тема 4. Современные представления о строении и законах функционирования неживой материи.


  1. Постулаты специальной теории относительности (СТО). Пространство и время в СТО. Способы проверки СТО.

  2. Общая теория относительности (ОТО). Гравитационная и инертная масса. Способы проверки ОТО.

  3. Уровни организации неживой материи. Понятия: мегамир, макромир, микромир. Структурно - масштабная лестница.

  4. Вселенная, галактики, звезды, планеты. Методы исследования астрономических объектов.

  5. Микромир. Молекулы. Модели атома и атомного ядра.

  6. Классификация элементарных частиц. Фермионы. Кварки. Методы исследования.

  7. Физические поля. Фундаментальные взаимодействия в природе. Частицы - носители взаимодействия. Бозоны.

  8. Принципы суперпозиции, причинности, неопределенности и дополнительности.



Тема 5. Строение и уровни организации живой материи.


  1. Иерархия уровней живой природы. Биосфера, геосфера, экотоп, биоценоз, популяции видов, организмы, клетки, биополимеры.

  2. Клеточный уровень организации. Структурные элементы клетки, органеллы и их функции.

  3. Биологические полимеры.

  4. Элементарная химия биологических систем.

  5. Внутриклеточные и внешние механизмы управления клетками.



Тема 6. Самоорганизация и эволюция в Природе.


  1. Элементы синергетики. Самоорганизация сложных систем. Динамическая и статическая упорядоченность. Устойчивые и неустойчивые состояния. Бифуркации.

  2. Примеры самоорганизации в неживой природе. Ячейки Бенара. Турбулентность. Реакции Белоусова-Жаботинского.

  3. Самоорганизация и эволюция Вселенной. Модели.

  4. Эволюция звезд. Химический состав и строение Солнца.

  5. Эволюция солнечной системы.

  6. Проблема происхождения жизни.

  7. Проблема происхождения человека. Эволюция человека и его головного мозга.

  8. О месте человечества во Вселенной.

  9. Антинаучные и антигуманные течения в мировоззрении.



Требования к оформлению реферата.


Реферат по курсу «Концепции современного естествознания» пишется с целью более детального ознакомления с интересующей студента темой. Рефераты оцениваются по содержанию, а не по объему. Реферат должен представлять собой не конспект публикаций, а краткое изложение и собственный анализ в письменном виде содержания учебной и научной литературы по теме. Целями работы над рефератами являются подготовка к написанию собственных научных трудов (поэтому желателен стиль курсовой работы), а также приобретение навыков самостоятельной работы. Преподаватель оставляет за собой право отклонить неоригинальные ("списанные"), неаккуратно оформленные рефераты, рефераты не по теме. Студент должен быть готов к тому, что при защите реферата ему могут быть заданы дополнительные вопросы по теме и содержанию реферата

Набор текста должен быть сделан в текстовом редакторе Microsoft Word для Windows любой версии. Объем реферата не должен превышать 8-10 машинописных страниц или 12-15 листов рукописного (разборчивого) текста. Реферат состоит из следующих основных частей: титульного листа, содержания (оглавления с указанием страниц разделов), краткого введения, изложения основного содержания выбранной темы, заключения и списка использованной литературы. Все страницы реферата нумеруются по порядку от титульного листа до последней страницы, но на самом титульном листе цифра не ставится. Вторая страница - оглавление, где пишется план работы. В кратком введении к реферату должна быть обоснована актуальность выбранной темы и сформулированы конкретные цели и задачи реферата, т.е. вопросы, на которые автор самостоятельно дает ответы в своем реферате.

Текст реферата должен быть разбит на главы, разделы, параграфы, пункты и т.д., каждый из которых имеет название. В оглавлении (плане работы) должны быть указаны эти деления текста и соответствующие страницы. При наборе текста следует выдерживать следующие обязательные требования:

  1. Отступы слева – 30 мм и справа - 10 мм, сверху – 15 мм, снизу – 20 мм для нумерации страниц.

  2. Шрифт основного текста - Times New Roman; размер 14 пунктов (кегль), 1.5 интервал.

  3. Абзацный отступ равен 5 печатным знакам.

  4. Нумерация страниц – внизу.

  5. Заголовки, подзаголовки, рисунки, таблицы, формулы отделяются от основного текста межстрочным расстоянием.

  6. Ссылки на литературу осуществляется следующими способами: в подстрочных примечаниях и внутритекстовых ссылках.

Подстрочные примечания (иногда их называют постраничными) помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата. В этом случае после ее завершения ставится цифра, обозначающая ее порядковый номер на данной странице, а в подстрочном примечании – в сноске – повторяется этот же номер и приводится полное бибилиографическое описание источника, из которого взята цитата. Например, в тексте напечатано:

По мнению Б.Рассела, «религия основана, прежде всего и главным образом, на страхе»1.

В ссылке будет:

1 Рассел Б. Почему я не христианин. М.: Политиздат, 1987.- С.112.

Внутритекстовые ссылки применяются в тех случаях, когда цитируемый материал является неотъемлемой частью Вашей работы. Например:

Методологическая основа научной деятельности так характеризуется в книге Ф.А.Кузина «Кандидатская диссертация» (М., 1997): Методологическими источниками исследования в наши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, свободных от идеологических установок…» [С.12].

Если цитирование полное, без произвольного сокращения текста, то внутритекстовые ссылка на источник оформляется после цитаты следующим образом: [3,c.52], где 3 означает порядковый номер цитируемого произведения (под этим номером следует искать источник в списке использованной литературы), с.52 – страницу, на которой расположена цитата в источнике.

  1. В конце реферата приводится список литературы с полным указанием реквизитов (Автор, наименование издания, место и год издания, №№ страниц.). Например:

1. Сулименко Л. М. Технология минеральных вяжущих материалов и изделий на их основе: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2000.-303с.

2. Диаграммы состояния двойных металлических систем: Справочник /Под общ. ред. Н.П. Лякишева. - М.: Машиностроение. - Т. 3, кн. 2. - 2000. - 448 с.

3. Тезисы докл. 2-ой Научно-технической конференции молодых ученых и аспирантов, посвященной 40-летию НИ РХТУ им. Д.И. Менделеева /Рос. хим.-технол. ун-т им. Д.И. Менделеева, Новомосковский ин-т. - Новомосковск, 2000.

4. Лукин Е.С., Макаров Н.А. Особенности выбора добавок в технологии корундовой керамики с пониженной температурой спекания //Огнеупоры в техн. керамика. - 1999. - № 9. - С. 10-13. (статья из журнала)

Оформление ссылок на электронные источники должно осуществляться также как и на печатные издания с указанием автора и названия работы, только вместо выходных данных печатного источника следует указывать выходные данные CD-рома, DVD-рома или полный электронный адрес сайта. Например:

Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий РГБ; ред. ВласенкоТ. В.; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон, дан. - М.: Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа: http://www.rsl.гu, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.


Примерные темы рефератов: 25 ТД 902


  1. Научный метод познания природы.

  2. Античная астрономия и география.

  3. Античные представления о неживой материи.

  4. О соотношении микро - и макромасштабов в природе.

  5. Закономерности развития естествознания.

  6. Естественнонаучная картина мира.

  7. Религия - способ познания окружающей природы.

  8. Проблема происхождения жизни на Земле.

  9. Живое вещество Вселенной.

  10. Внеземные цивилизации: мечты и реальность.

  11. Человек - "царь природы"?

  12. Биологическая картина мира.

  13. Иерархия в живой и неживой природе.

  14. Человек как источник энергии.

  15. Психоэнергетика - это реальность?

  16. Сверхчувствительность и парапсихология.

  17. Относительность движения материи.

  18. Пространство и время.

  19. Солнце - источник жизни на Земле.

  20. Естествознание на пути открытия новых источников энергии.

  21. Солнце и ритмичность в природе.

  22. Единство Вселенной.

  23. Случайность и закономерность массовых явлений.

  24. Энтропия и информация.

  25. Синергетическая картина мира.

  26. Современная геодинамическая модель строения Земли.

  27. Биологическая эволюция жизни на Земле.

Примерные темы рефератов: 25 ТД 901


  1. Термоядерные реакции в звёздах.

  2. Эволюция звёзд от рождения до «смерти».

  3. Солнечная энергия для планеты Земля.

  4. Исследование ближайших и удаленных галактик.

  5. Тунгусский метеорит – загадки и гипотезы.

  6. Чёрные дыры в двойных звёздных системах.

  7. Развитие биологии и её роль в современном естествознании.

  8. Пульсары – новые объекты Вселенной?

  9. Эволюция представлений о пространстве и времени.

  10. Квазары – что это?

  11. Нетрадиционные возобновляемые источники энергии.

  12. Проблема оскудения биологических ресурсов.

  13. Атмосферное электричество.

  14. Эволюция - история жизни.

  15. Влияние теории относительности на современную научную картину мира.

  16. Загадки Плутона.

  17. Измерение скорости света (от Ремера до Физо).

  18. Экспериментальные подтверждения специальной и общей теории относительности.

  19. Парапсихология и сверхчувствительность.

  20. Ремесленная химия древних и алхимия.

  21. Особенности химического уровня организации материи.

  22. Теория тектоники плит и характер их движения.

  23. Научное противостояние Декарта и Ньютона. Картезианская революция в естествознании.

  24. Антропосоциогенез.

  25. Диаграмма Герцшпрунга-Рессела, её структура и значение.

  26. Три начала термодинамики и понятие энтропии.

  27. Современные представления о происхождении планет.



Примерные темы рефератов: 25 ТД 903

  1. Открытие реликтового излучения (Пензиас, Вильсон).

  2. Роль энтропии для живого организма.

  3. Сценарии происхождения Вселенной.

  4. Идеи А.Л.Чижевского о цикличности процессов в Космосе и на Земле.

  5. Земное эхо солнечных бурь.

  6. Понятие ноосферы и её роль в природе.

  7. Роль АТФ в энергетике живого организма.

  8. Роль и действие ДНК и РНК в организме.

  9. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

  10. Вселенная Николая Коперника.

  11. О соотношении материального и духовного в человеке.

  12. Экологические проблемы энергетики.

  13. Современные представления об эволюции Земли.

  14. Гипотезы и парадоксы происхождения жизни.

  15. Самоорганизация и эволюция головного мозга человека и развитие психики.

  16. Солнце - источник жизни на Земле.

  17. Наука. Особенности и отличия от псевдонауки.

  18. Облако Орта и пояс Койпера.

  19. Развитие представлений о пространстве и времени с древности до наших дней.

  20. Понятие о физическом вакууме.

  21. Химическая эволюция.

  22. Сильный и слабый антропный принцип.

  23. Разнообразие иерархий в живой природе.

  24. Пространство и время. Свойства.

  25. Из истории (любого) научного открытия.

  26. Калибровочная симметрия.

  27. Методы исследования элементарных частиц.



Примерные темы рефератов: 25 ТД 904


  1. Влияние электромагнитных полей на живые организмы.

  2. Механистическая картина мира.

  3. Электромагнитная картина мира.

  4. Квантово-механическая картина мира.

  5. Понятие о физическом вакууме.

  6. Симметрия-асимметрия в живой и неживой природе.

  7. Методы исследования астрономических объектов.

  8. Нервная система человека.

  9. Иммунная система человека.

  10. Натурфилософы древности.

  11. Фермионы и бозоны.

  12. Эволюция звезд.

  13. Гипотезы формирования Солнечной системы.

  14. Примеры самоорганизации в неживой природе.

  15. Гипотеза Большого взрыва.

  16. Экологические проблемы энергетики.

  17. Биологические и астрономические часы.

  18. Календарь христиан и современность.

  19. Астрология и наука.

  20. Из истории (любого) научного открытия .

  21. Мифы и естествознание.

  22. Вероятность в физике.

  23. Законы сохранения и границы их применимости.

  24. Религиозная картина мира.

  25. Методы научного познания: наблюдение, измерение, индукция, дедукция , анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, эксперимент.

  26. Гуманитарно-художественная культура, её основные отличия от научно-технической.

  27. Сильный и слабый антропный принцип.

Похожие:

1. Естествознание и его место в культуре iconI. Дизайн в современном мире Глава I. Общие понятия дизайна, его место в проектной культуре
Предпосылки возникновения и краткая история. Виды дизайна, место дизайна в проектном творчестве, связь с другими видами искусств
1. Естествознание и его место в культуре icon1. философия ее предмет и место в культуре человечества
Мировоззрение и его основные исторические типы: мифологическое, религиозное, философское, научное
1. Естествознание и его место в культуре iconЕстествознание как комплекс наук о природе. Наука в постижении бытия
«естество» (природа) и «знание». Оно может быть заменено синонимом «природоведение» («ведение» происходит от латинского слова «веды»...
1. Естествознание и его место в культуре iconГубернатору Санкт-Петербурга
Комитета по культуре Месхиев Д. Д., 27 июля Совет директоров ОАО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» принял решение...
1. Естествознание и его место в культуре iconРабочая программа курса «Естествознание». 10-11 классы. Пояснительная записка
В достижении этих требований большую роль играет естествознание, которое призвано формировать у учащихся не фрагментарное, а целостное...
1. Естествознание и его место в культуре icon1. Естествознание и его основные концепции Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа
Естествознание-система наук о природе. Природа-это вселенная, то, куда может достигнуть человеческий опыт. Природа делится на 3 мира:...
1. Естествознание и его место в культуре iconЛитература: Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990. №8-35 Миронов В. В. Образы науки в современной культуре и философии Наука и культура. «Материалы круглого стола»
Наука как часть духовной культуры общества. Взаимодействие науки с различными сферами культуры
1. Естествознание и его место в культуре iconПроцессы самоорганизации в курсе «Естествознание»
Естествознание дидактическая единица «Процессы самоорганизации» выделена курсивом, что предполагает ознакомительный характер ее изучения....
1. Естествознание и его место в культуре iconРазработка классного часа на тему: "Поговорим о культуре речи"
Задачи: познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и...
1. Естествознание и его место в культуре iconНациональный фонд подготовки кадров головной вуз проекта «исо» по образовательной области «естествознание» гоу впо «пермский государственный педагогический университет»
Образовательная область «Естествознание». Физика. Химия. Биология [Текст]: метод пособие / Составители: Н. П. Безрукова, Е. В. Оспенникова,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница