Презентация как способ и метод обучения иностранному языку




НазваниеПрезентация как способ и метод обучения иностранному языку
Дата10.11.2012
Размер70.9 Kb.
ТипПрезентация
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СПОСОБ И МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ


М.П. Киселева, кандидат философских наук

Южный федеральный университет, Россия


Трудно переоценить значение презентации в современных условиях, когда деятельность индивидуума протекает в борьбе и жесткой конкуренции, когда приходится отстаивать свои идеи и доказывать их перспективность и преимущества. Наилучший способ убедить в своей правоте – публичное выступление с презентацией, которая наглядно проиллюстрирует все плюсы проекта или нового предложения. В наше время презентация подобна шоу или театрализованному представлению с яркими графиками, схемами, таблицами, фотографиями, кинофрагментами и т.д., которые служат подсобными средствами в руках опытного докладчика с прекрасными актерскими способностями, так необходимыми для успешной презентации. Нельзя не согласиться с тем, что хорошая презентация – это искусство, которому нужно учиться.

Учебные конференции на занятиях по английскому языку и участие в ежегодных университетских научных студенческих конференциях на английском языке, проводимых в рамках недели науки, ставшие традиционными в Южном федеральном университете, – это первые шаги на пути к овладению искусством презентации. Что же такое презентация и что стоит за этим термином?

Термин «презентация» заимствован из английского языка. Термин происходит от английского слова «presentation» и обозначает: представление, преподнесение, описание, предъявление, представление, показ (спектакля). Само значение слова содержит понятие, связанное со спектаклем и театром.

В презентациях различного типа следует выделить такие виды презентации как: публичное выступление перед аудиторией как самоцель и обучающую презентацию. Целями обучающей презентации могут быть:

а) обучение искусству презентации;

б) презентация как способ введения нового материала или новой темы занятия;

в) использование презентации как метода обучения иностранному языку, когда этот способ представления учебного материала применяется самим преподавателем довольно часто и дается как задание обучаемым.

Все презентации имеют общую структуру и строятся по единому плану: введение, основная часть, заключение. Для всех этих видов презентации общей будет схема: автор презентации – созданная им презентация – ее восприятие студенческой аудиторией.

Роль, которая отводится автору презентации едва ли не самая главная. Личность автора, делающего презентацию, его подготовленность, ораторские и актерские способности и его умение общаться с аудиторией определяют успех презентации. По данным психологов передача информации осуществляется вербальными средствами на 7%, а звуковыми на 38%. Из этого можно сделать вывод о том, что важнее не то, что говорят, а то, как говорят. Содержание, как таковое, удерживает интерес не долго. Состояние сконцентрированности на одной теме длится не более 40 минут и усваивается только одна треть содержания и не более 7 идей [3, с. 139].

При составлении презентации необходимо учитывать эти и другие психологические особенности восприятия информации, к которым относятся индивидуальные приемы переработки информации, способы ее восприятия, анализа, категоризации, оценивания и т. д., получившие название когнитивных стилей. Когнитивный стиль самим фактом своего наличия свидетельствует о достаточно высоком уровне интеллектуального развития субъекта и сформированной способности к индивидуализированной форме познавательного отражения.

Наиболее часто рассматриваются следующие стили деятельности: когнитивные (выраженность тех или иных форм представления информации), интеллектуальные – индивидуализированность способов постановки и решения проблем, эпистемологические - степень интеграции когнитивного и аффективного опыта кодирования информации. Стили кодирования информации связаны с предпочтением использования в интеллектуальной деятельности определенных органов чувств. Предпочтение определяет ментальный фильтр для активаторов, поступающих от органов чувств. Различают а) визуалов, б) аудиалов, в) кинестетов, типичная познавательная позиция которых, соответственно, : а) смотреть, представлять, наблюдать; б) слушать, говорить, обсуждать; в) действовать, чувствовать, ощущать.

В дифференциальной психологии можно встретить следующие параметры когнитивных стилей: «аналитичность – синтетичность», «гибкость – ригидность», «рефлексивность – импульсивность», «эмоциональность – рациональность» и т.п. Многие параметры когнитивных стилей зависят от того, в каком соотношении в психической деятельности и регуляции поведения человека находятся две его психические подсистемы: сфера собственно познавательных процессов (интеллекта) и сфера эмоциональных процессов и состояний (аффекта).

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить описания от 15 до 20 различных когнитивных стилей. К числу самых распространенных параметров когнитивных стилей относятся следующие стили:

1. Полезависимость – поленезависимость отражает глубину видимого поля сознания у человека. Люди с полезависимым стилем плохо структурируют ситуацию, доверяют наглядным впечатлениям. При поленезависимом стиле люди полагаются на внутренний опыт и легко структурируют ситуацию и используют категории в мышлении. 2. Импульсивность — рефлективность. Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуации альтернативного выбора, при этом они допускают много ошибочных решений в идентификации перцептивных объектов. Для людей с рефлективным стилем, напротив, характерен более замедленный темп принятия решения, соответственно они допускают мало ошибок при идентификации перцептивных объектов в силу их тщательного предварительного анализа. 3.Узкий - широкий диапазон эквивалентности или аналитичность -синтетичность. Представители полюса узкого диапазона эквивалентности (аналитического стиля) склонны ориентироваться на различия объектов. Они обращают внимание на детали и отличительные признаки объектов. Представители полюса широкого диапазона эквивалентности (синтетического стиля), напротив, склонны ориентироваться на сходство объектов и классифицируют их с учетом некоторых обобщенных категориальных оснований. 4. Нетолерантность — толерантность к нереалистическому опыту. Данный когнитивный стиль обнаруживает себя в неопределенных, двусмысленных ситуациях и характеризует меру принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся представлениям, которые субъект расценивает как правильные и очевидные. Толерантные субъекты оценивают опыт по их фактическим характеристикам. Нетолерантные субъекты сопротивляются познавательному опыту, в котором исходные данные противоречат их наличным знаниям. 5. Когнитивная простота — сложность. Одни люди понимают и интерпретируют происходящее в упрощенной форме на основе фиксации ограниченного набора сведений (полюс когнитивной простоты). Другие, напротив, склонны создавать многомерную модель реальности, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон (полюс когнитивной сложности). Западные психологи пришли к убеждению, что в индивидуальных особенностях восприятия находят свое выражение стабильные свойства личности, имеющие широкий диапазон проявлений. Личность педагога во многом определяет его когнитивный стиль.

Успех обучения зависит от стиля преподавания, который определяется выбором методов. Стиль педагога и стиль ученика - одна из сложнейших задач обучения, поскольку практически каждая студенческая группа представлена набором разнообразных когнитивных стилей, в то время как сам учитель является "носителем" определенного когнитивного стиля, иногда не совпадающего со стилем большинства студентов. Проблема осложняется еще и стилевой ориентацией средств обучения, каковыми являются учебные пособия на стиль автора. В этих условиях презентация в качестве метода обучения призвана минимизировать возникшие трудности за счет использования визуальных средств, т.к. известно, что больше половины информации (55%) передается визуальными средствами. С помощью презентации достигается наиболее эффективное представление изучаемого материала, которое обеспечивается его визуализацией и наглядностью.

Другим преимуществом презентации как метода обучения является содержательная сторона презентации. Содержание презентационного материала отличается большим разнообразием и включает слайды с текстами, различные визуальные изображения, сопровождаемые вербальными пояснениями или текстами в режиме Power Point, использование мультимедийных средств, а также кино и аудио фрагменты.

Понимание кино в качестве особой совокупности знаков, отличных от знаков естественного языка, дает возможность описывать кино как некий «вторичный язык», содержащий в себе знаки двух разных знаковых систем: вербальных и невербальных.

Причисление кино к семиотической системе, построенной по типу языка [2, с. 20-22], позволяет говорить о кино как о некой сложной семиотической системе, неком тексте, имеющем неоднородную и «негомогенную» природу с вербальной знаковой структурой в виде языка и речи и невербальной, представленной другими знаковыми системами. К этим другим знаковым системам относятся музыка, рисунки, фотографии и т.д. Такие тексты получили название креолизованных текстов [3, с. 56-57].

Презентация как разновидность креализованного текста имеет некоторое своеобразие, которое выражается в смысловой целостности и подчиненности всех семиотических компонентов одной теме. Для креализованного текста презентации, являющегося семиотической системой, принципиально важна мысль А.В. Кравченко о взаимнокаузальном характере знаковых отношений между языковыми и неязыковыми сущностями. А.В. Кравченко утверждает, что точно так же, «как слово может служить знаком некоторого объекта, объект может служить знаком слова, т.е. знаковое отношение основано на взаимной каузальности», и «что воспринимаемый неязыковой объект вступает в знаковое отношение с языковым объектом, т.е. происходит семиотическое умножение мира» [1, с. 57-59].

На наш взгляд, в презентации взаимнокаузальный характер знаковых отношений между языковыми и неязыковыми сущностями представлен особенно ярко и должен повлиять на активизацию речевых процессов, поскольку речь – это явление психики человека (личности), его высшая психическая функция. Речь соединена со всеми другими психическими процессами, которые традиционно рассматриваются как познавательные (когнитивные). Речь связана с сенсорными ощущениями и восприятием, вниманием и памятью, воображением и мышлением, т. е. с теми процессами, в ряду которых она находится и развивается, и при помощи которых человек познает мир. Эти процессы влияют на порождение и развитие самой речи, содействуют и сопутствуют им, поэтому презентация, влияя на сенсорные ощущения, восприятие, внимание, память, воображение и мышление, активизирует речевые процессы.

Литература


  1. Известия РАН. Серия литературы и языка.2003г. № 2. С 57-59.

  2. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПБ.: Искусство – СПБ, 1998.С 20-22.

  3. «Языки в современном мире». Международная конференция. Тезисы докладов. М., 2004 г.



Похожие:

Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconИгровой метод обучения английскому языку
Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов....
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconТест как одно из средств контроля обученности иностранному языку Функции контроля в обучении иностранному языку
Единство минимальнгых трбований влечет за собой установление единых объективных форм и способов контроля успешности обучения, что...
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconМуниципальное Образовательное Учреждение Захаровская средняя общеобразовательная школа реферат
«Игра как наиболее эффективный метод обучения иностранному языку учащихся младших классов (из опыта работы)»
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconПроектная технология как важнейшее условие повышения эффективности обучения немецкому языку
Новые возможности для успешной реализации основной цели обучения иностранному языку предоставила педагогу компьютеризация школы....
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconПрограмма элективного курса «Подготовка к егэ по английскому языку»
В настоящее время существует много различных видов экзамена по английскому языку как иностранному. При всех кажущихся различиях существующих...
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconМетодика обучения основному иностранному языку как наука. Ее предмет и основные методические категории
Научно-теоретические основы методики обучения иностранного языка в средней школе
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconПрограмма вступительного испытания по иностранному языку для поступающих в мгуп имени Ивана Федорова в 2012 году пояснительная записка
Описанные в данной программе вступительные испытания по иностранному языку предназначаются для тех категорий абитуриентов, которые...
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconПлан Введение 2 Метод языкового анализа 9 Грамматический разбор как вид языкового анализа 12
Метод (буквально — “путь”) в его общем философском значении — это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования...
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconМа при обучении иностранному языку в высшей школе материалы научно-практической конференции (6 октября 2005г.) Хабаровск Издательство хгту 2005
В сборнике представлены статьи участников межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой проблемам профессионального...
Презентация как способ и метод обучения иностранному языку iconИ. П. Лысакова, О. В. Миловидова
Моделирование процесса коммуникативно-прагматического обучения русскому языку как иностранному с использованием компьютерных и сетевых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница